Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вложения для достоевская анна григорьевна. Федор достоевский и его женщины

Вложения для достоевская анна григорьевна. Федор достоевский и его женщины

«Милый ангел мой, Аня: становлюсь на колени, молюсь тебе и целую твои ноги. Ты мое будущее все - и надежда, и вера, и счастие, и блаженство»

Женщина, которая была подарком жизни после долгих мучений.

Рождение

Анна Григорьевна Сниткина – была рождена 30 августа (11 сентября) 1846 года, в Санкт-Петербурге. Ее отцом был чиновник – Григорий Иванович Сниткин. Мать – Мария Анна Мальтопеус – шведка, финского происхождения. От матери Аня унаследовала педантичность и аккуратность, что сыграло важную роль в далеком будущем. Отец всегда уважал творчество Федора Михайловича Достоевского, поэтому, Сниткина уже с 16 лет была увлечена книгами Великого писателя.

Обучение

В 1858 году Аня решает отдать свое сердце науке и поступает на обучение в училище Святой Анны. Успешно оканчивает и дальше идет на педагогические курсы, однако через год бросает. Бросает не по своей прихоти, а потому, что серьезно заболевает отец. Так, Анна вынуждена содержать семью. Не смотря на болезнь, отец Ани настаивает на то, чтобы она посещала стенографические курсы, которые, в будущем, свели ее с Достоевским. Сниткина настолько была старательной ученицей, что достигла статуса «лучшая стенографистка» у профессора Ольхина.

Знакомство с Достоевским

4 октября 1866 года, Достоевский переживает один из самых запутанных моментов в его жизни. Тогда профессор Ольхин договаривается с Анной о работе стенографистки и знакомит ее с Федором Михайловичем, который нуждался в стенографистке и как выяснилось позже – самой Анне.

После первой встречи с Федором, Анна говорила «С первого взгляда он показался мне довольно старым. Но лишь только заговорил, сейчас же стал моложе, и я подумала, что ему навряд ли более тридцати пяти-семи лет. Светло-каштановые волосы были сильно напомажены и тщательно приглажены. Но что меня поразило, так это его глаза: они были разные, один - карий, в другом зрачок расширен во весь глаз и радужины незаметно»

Как раз, в период знакомства с Анной, писатель переживает тяжелое время. Он начинает играть в рулетку, проигрывает, теряет свой заработок и себя. Ему были выставлены жесткие условия, согласно которых он должен написать новый роман за краткие сроки. Тогда писатель прибегает к помощи стенографистки. Они вместе стали работать над романом «Игрок» и за рекордно быстрое время (всего 26 дней) Ане и Федору Михайловичу удалось написать роман и выполнить жесткие условия контракта.

Любовь к Анне и венчание

Эта совместная работа проложила мост между молодой женщиной Анной и всемирно известным писателем. Он открыл перед Аней всю свою жизнь, доверился как человеку, который знал его всю жизнь и решает признаться Анне в своих чувствах. Боясь отказа, Достоевский хитро подходит к этому вопросу, придумывает историю о том, как старый художник влюбился в девушку намного моложе его. И спросил у Анны – что бы она сделала на месте этой девушки. Анна, то ли сердцем поняв, о чем идет речь, то ли Достоевский выдал себя, нервничая, сказала: «Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь.
Так, Достоевский навсегда обретает любимую женщину, которая была ему верна до конца своих дней.
Родственники Федора Михайловича были против брака, но это не остановило ни Достоевского, ни Анну. И, практически, сразу после венчания, Анна продала все свои сбережения и увезла писателя в Германию. Взяв все в свои хрупкие женские руки, Сниткина рассчиталась с долгами мужа, вместе они побороли рулетку и вместе стали познавать счастье.

Дети Анны Сниткиной и Достоевского

В 1868 году Достоевская дарит мужу первую дочь Сонечку. «Аня подарила мне дочку - писал Федор Михайлович сестре, - славную, здоровую и умную девочку, до смешного на меня похожую». Но счастье было недолгим — через 3 месяца дочь умирает от простуды.

В 1869 году на свет рождается вторая дочь писателя – Любовь Достоевская. В 1871 году – сын Федор и в 1975 – сын Алексей. Алексей унаследовал болезнь отца и в 3 года скончался от приступа эпилепсии.

Череда горя в семье Достоевских не дала сломаться ни одному из них. Анна активно занимается творчеством своего мужа – публикует статьи, романы и рассказы. Федор пишет прелестные произведения, которые, в дальнейшем, будет читать весь мир.

Смерть Анны Достоевской

В 1881 году, когда смерть ворвалась в их семью в очередной раз и умер Великий писатель, Анна осталась верна своей клятве, которую давала в день их венчания. До самой смерти она собирала материал умершего мужа и издавала каждое, написанное им, предложение. Дочь Достоевских говорила, что мать осталась жить в период 1870 х годов.
Анна Григорьевна Достоевская умерла летом, 1918 года, от малярии. Перед смертью она написала слова «…И если будет угодно судьбе, найду и я, рядом с ним, место своего вечного успокоения».

Трудно быть хорошей женой. Невозможно представить, каково быть женой гениального человека, да к тому же хорошей. Дать гению счастье и покой. Отдать всю себя для мира, любви и согласия в семье, оставаясь при этом личностью. Анна Григорьевна Достоевская сумела сделать невозможное.

Стенографистка

Неточке Сниткиной пришлось поступить на курсы стенографисток, чтобы потом помогать материально семье. И вот ей как лучшей ученице предложили поработать с Федором Михайловичем Достоевским, чьими произведениями она зачитывалась.

У Достоевского оставалось всего 26 дней, чтобы написать новый роман и не попасть в кабалу к издателю. У двадцатилетней девушки известный литератор вызвал двойственное впечатление. С одной стороны - гений, а с другой - несчастный, заброшенный, одинокий, от которого всем нужно только одно - деньги. От жалости один шаг до любви, во всяком случае, для русской женщины. А Достоевский, чувствуя теплоту, открывался девушке во всех своих горестях. Но они успевали работать над романом и успешно его закончили в срок. Однако издатель скрылся, чтобы не принять рукопись. Анна Григорьевна проявила недюжинное самообладание и сдала рукопись в полицейское управление. Поединок с издателем был выигран.

Окончание работы их обоих огорчило, и Федор Михайлович предложил сотрудничать над следующей вещью. Мало того, застенчиво сделал девушке предложение стать его женой. Вот так и стала в 1867 году Неточка Сниткина верной и необходимой подругой гения.

Сложные неоднозначные чувства

Анна Достоевская прежде всего жалела мужа, обожала его талант и хотела облегчить его жизнь, в которую злобно вмешивались родственники. Федор Михайлович предложил уехать из Петербурга, но денег не было. Анна Достоевская почти без колебаний заложила свое приданое - и вот они сначала в Москве, а потом в Женеве. Там они задержались на четыре года. В Бадене Федор Михайлович проиграл абсолютно все, что у них было, вплоть до платьев жены. Но, понимая, что это болезнь, Анна Достоевская даже не упрекнула мужа. Ее смирение оценил Господь и вылечил навсегда игрока от его всепоглощающей страсти. У них родилась доченька, но через три месяца умерла. Страдали оба беспредельно. Но Господь послал им вторую дочь. Вместе с ней они вернулись на Родину. А в первую же неделю в России у них родился сынишка.

Перемены характера

Все отметили, что Анна Достоевская стала решительной и волевой. У писателя накопились огромные долги. Распутывать сложные материальные дела взялась молодая жена, освободив непрактичного писателя от этой рутины. Достоевскому оставалось только поражаться упорству и несгибаемости характера любящей и оберегающей семью женщины.

Она успевала все: работать по четырнадцать часов в день, стенографировать, корректировать, слушать ночью новые главы романа, писать дневник, следить за расшатанным здоровьем мужа... А когда появился третий ребенок, то она решила издавать произведения сама.

Семейное дело

Книгоиздательство и книготорговля при организаторских способностях Анны Григорьевны пошли успешно. Это ли не личные достижения Анны Достоевской? Успех вдохновил писателя. Но и мелочи Анна Григорьевна никогда не упускала из виду. Когда они куда-нибудь отправлялись, она запасалась пледом, чтобы укутать супруга, брала лекарство от кашля, носовые платки. Это все незаметно, но незаменимо, и ценится супругом, как высшее проявление любви.

Но вот младшенький умирает. Глубина отчаяния Федора Михайловича не поддается описанию. Свое горе Анна Григорьевна, как могла, скрывала, хотя руки опускались, она порой даже двумя детьми - Любой и Федей - не могла заниматься. И они едут к старцам в Оптину пустынь. Потом это эпизодом войдет в роман «Братья Карамазовы».

Большая работа

Конечно, само собой не приходит. За ним стоит неустанная работа над собой, что и делала Анна Григорьевна. Она смиряла свою природную порывистость, из-за которой могли происходить и происходили ссоры. Но они всегда заканчивались примирением, и Федор Михайлович влюблялся в нее с новой силой. А его внутренняя жизнь была сложна и напряженна. Это был временами маленький вдобавок больной и требовательный. То есть чувства супругов не закоснели в быте, а были полны взаимной заботы.

Собирание марок

Еще в бытность в Женеве молодые супруги поспорили. Федор Михайлович уверял, что женщина не способна чем-либо продолжительно заниматься. На что, вспыхнув, Анна ответила, что начнет собирать марки и не бросит это занятие. Тут же купила в канцелярском магазине кляссер и дома с гордостью наклеила первую марку с письма, которое к ним пришло. Хозяйка, видя это, подарила ей старинные марки.

Так положила начало коллекции Анна Достоевская. Самое интересное, что занималась она филателией всю оставшуюся жизнь. Но что стало с коллекцией после ее смерти, никто не знает.

Непоправимое горе

Федор Михайлович был очень больным человеком. Эмфизема свела его в могилу в 1881 году. Анне Григорьевне было тридцать пять лет. Все говорили речи о том гении, которого потеряла страна, но все забыли про его вдову, потерявшую вместе с ним счастье и любовь. Она поклялась жить для их детей и для того, чтобы издавать собрание его сочинений, и создала его музей. Об этом свидетельствует ее биография. Анна Достоевская служила мужу и после его смерти.

Сама Анна Григорьевна скончалась в 1918 году в Крыму. Она тяжело болела, голодала, уже начиналась гражданская война, а она продолжала разбирать рукописи супруга, создавала архив Федора Михайловича. Так прожила свою жизнь Анна Григорьевна Достоевская. Биография ее и проста, и сложна одновременно.

- (урождённая Сниткина; 30 августа (12 сентября) 1846, Санкт-Петербург , Российская империя - 9 июня 1918, Ялта, Крым) - русская мемуаристка. Стенографистка, помощница, а с 1867 года вторая жена Ф. М. Достоевского , мать его детей - Софьи (22 февраля 1868 - 12 (24) мая 1868), Любови (1869-1926), Фёдора (1871-1922) и Алексея (1875-1878) Достоевских; публикатор творческого наследия Фёдора Михайловича. Известна как одна из первых филателисток России.

Биография

Родилась в Санкт-Петербурге, в семье мелкого чиновника Григория Ивановича Сниткина. С детства зачитывалась произведениями Достоевского . Слушательница стенографических курсов.
С 4 октября 1866 года, в качестве стенографистки-переписчицы, участвовала в подготовке к печати романа «Игрок» Ф. М. Достоевского . 15 февраля 1867 года Анна Григорьевна стала женой писателя, а через два месяца Достоевские уехали за границу, где оставались на протяжении более четырёх лет (до июля 1871 года).

По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне. На здании, расположенном на том месте, где находилась гостиница, в которой останавливались Достоевские, в декабре 2006 года была открыта мемориальная таблица (скульптор Ромуальдас Квинтас).

Направившись на юг, в Швейцарию, Достоевские заехали в Баден, где сперва Фёдор Михайлович выиграл на рулетке 4000 франков, но не мог остановиться и проиграл всё, что с ним было, не исключая своего платья и вещей жены. Почти год они жили в Женеве, где писатель отчаянно работал, и иногда нуждались в самом необходимом. 6 марта (22 февраля) 1868 года у них родилась первая дочь Софья; но 24 (12) мая 1868 года в возрасте трёх месяцев ребёнок умер, к неописуемому отчаянию родителей. В 1869 году в Дрездене у Достоевских родилась дочь Любовь (ум. 1926).

По возвращении супругов в Петербург у них родились сыновья Фёдор (16 июля 1871 - 1922) и Алексей (10 августа 1875 - 16 мая 1878). Начался самый светлый период в жизни романиста, в горячо любимой семье, с доброй и умной женой, которая взяла в свои руки все экономические вопросы его деятельности (денежные и издательские дела) и скоро освободила мужа от долгов. С 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку. Анна Григорьевна обустроила жизнь писателя и вела дела с издателями и типографиями, сама издавала его сочинения. Ей посвящён последний роман писателя «Братья Карамазовы» (1879-1880).

В год смерти Достоевского (1881) Анне Григорьевне исполнилось 35 лет. Вторично замуж не выходила. После смерти писателя собирала его рукописи, письма, документы, фотографии. Организовала в 1906 году комнату, посвящённую Фёдору Михайловичу в Историческом музее в Москве. С 1929 года её коллекция перешла в музей-квартиру Ф. М. Достоевского в Москве.

Анна Григорьевна составила и издала в 1906 году «Библиографический указатель сочинений и произведений искусств, относящихся к жизни и деятельности Ф. М. Достоевского» и каталог «Музей памяти Ф. М. Достоевского в императорском Российском историческом музее имени Александра III в Москве, 1846-1903». Её книги «Дневник А. Г. Достоевской 1867 год» (опубликована в 1923 году) и «Воспоминания А. Г. Достоевской» (опубликована в 1925 году) являются важным источником для биографии писателя.

Умерла Анна Григорьевна в Ялте в голодном военном 1918 году. Через 50 лет, в 1968 году, её прах был перенесён в Александро-Невскую лавру и захоронен рядом с могилой мужа.

Библиография

«Дневник А.Г.Достоевской 1867 год» (1923)
«Воспоминания А.Г.Достоевской» (1925).

Память

Фильмы

  • 1980 - советский художественный фильм «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Режиссёр-постановщик - Александр Зархи. В роли А. Г. Достоевской - известная советская и российская актриса Евгения Симонова.
  • 2010 - документально-постановочный фильм «Анна Достоевская. Письмо мужу». Режиссёр-постановщик - Игорь Нурисламов. В роли А. Г. Достоевской - Ольга Кирсанова-Миропольская. Производство продюсерского центра «АТК-Студио».

Литература

  • Гроссман Л. П. А. Г. Достоевская и её «Воспоминания» [Вступ. ст.] // Воспоминания А. Г. Достоевской. - М.-Л., 1925.
  • Достоевский А. Ф. Анна Достоевская // Женщины мира. - 1963. - № 10.
  • Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. - М.: «Советская энциклопедия», 1964. - Т. 2.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. - М.: Связь, 1980. - С. 182.
  • Мазур П. Кто был первым филателистом? // Филателия СССР. - 1974. - № 9. - С. 11.
  • Стрыгин А. Женская тема в филателии. Некоторые рассуждения о коллекционировании марок // НГ - Коллекция. - 2001. - № 3 (52). - 7 марта.

Является одной из первых известных женщин России, увлекавшихся филателией. Начало её коллекции было положено в 1867 году, в Дрездене. Поводом для этого послужил спор между Анной Григорьевной и Фёдором Михайловичем о женском характере:
« Очень меня возмущало в моём муже то, что он отвергал в женщинах моего поколения какую-либо выдержку характера, какое-нибудь упорное и продолжительное стремление к достижению намеченной цели. <...>
Этот спор меня почему-то раззадорил, и я объявила мужу, что на своём личном примере докажу ему, что женщина годами может преследовать привлекшую её внимание идею. А так как в настоящую минуту <...> никакой большой задачи я пред собой не вижу, то начну хоть с занятия, только что тобою указанного, и с сегодняшнего дня стану собирать марки.
Сказано - сделано. Я затащила Фёдора Михайловича в первый попавшийся магазин письменных принадлежностей и купила («на свои деньги») дешёвенький альбом для наклеивания марок. Дома я тотчас слепила марки с полученных трёх-четырех писем из России и тем положила начало коллекции. Наша хозяйка, узнав о моем намерении, порылась между письмами и дала мне несколько старинных Турн-Таксис и Саксонского Королевства. Так началось мое собирание почтовых марок, и оно продолжается уже сорок девять лет… От времени до времени я хвалилась перед мужем количеством прибавлявшихся марок, и он иногда посмеивался над этой моей слабостью. (Из книги «Воспоминания А. Г. Достоевской».)»

В творчестве любого писателя всегда есть то, что его вдохновляет и предопределяет темы в произведениях. Любовь - всегда насущная тема, которая раскрывается наиболее ярко, поскольку каждый человек испытывал на себе это многогранное чувство. А вот какой она будет: трагичной или радостной - дело не случая, а личной жизни самого автора. Федор Михайлович Достоевский был робким и очень мечтательным мужчиной, ему приходилось больше визуализировать и перебирать в фантазии картинки любви, нежели испытывать на себе множество интрижек и романов в действительности. Его мечты приобрели реальный характер только в трех случаях, о которых мы расскажем в этой статье.

Это была самая честнейшая, самая благороднейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь.

С Марией Исаевой и ее мужем Достоевский познакомился в возрасте 33-ёх лет. Белокурая девушка обладала красотой, крепким умом и, что самое главное - страстной и живой натурой. Вот только любви с мужем-алкоголиком у нее не было. Вскоре он умер, и у Достоевского появился шанс побороться за сердце красавицы, которым он, конечно, же, воспользовался. В ноябре после полугодовых ухаживаний Фёдор все-таки решается на предложение руки и сердца, они венчаются.

То ли Мария не успела отойти от своих чувств к мужу после его смерти, то ли Достоевский не был героем её романа, но великой любви она не испытывала, чего не скажешь о нем. Возникает вопрос, зачем же всё-таки пошла под венец? А ответ достаточно прост: у женщины на руках остался ребёнок, которого прокормить одной было крайне тяжело. На руку было и то, что Федор Михайлович осенью 1858 года как раз получает разрешение на издание журнала «Время» и зарабатывает неплохой гонорар. Супруги не совпадали ни характерами, ни чувствами по отношению друг к другу, из-за этого происходили постоянные изматывающие ссоры, которые доводили, что одну сторону, что другую.

15 апреля 1964 года женщина мучительно умирает от чахотки. Муж выхаживал её до последнего дня. Несмотря на ссоры, он всегда был благодарен ей за неё саму и те чувства, что он испытал. Кроме того, он взял на себя обязанность заботиться о ее сыне, которого обеспечивал даже тогда, когда он вырос.

Апполинария Суслова

Я люблю её ещё до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить её. Она не стоит такой любви. Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна.

Когда Фёдор Михайлович, наконец, вернулся в столицу, он стал вести активный образ жизни, вращаться в кругах просвещённой молодежи и посещать культурные мероприятия, где и повстречался с 22-ух летней студенткой. Надо заметить, что Достоевский всегда испытывал огромную страсть к молоденьким девушкам. Полина была молода, обаятельна и остроумна, в ней было все то, что привлекало писателя, и как большой плюс - её возраст. Полный комплект. Для неё же он был первым мужчиной и самой ее взрослой любовью. Роман завязался во время того, как Мария Исаева доживала свои последние дни. Именно поэтому союз Фёдора и Полины был в тайне, и в то время как одна сторона жертвовала для другой всем, то другая, прикрываясь больной женой, только принимала, ничего не отдавая взамен. Но, тем не менее, он любил Полину, был привязан к жене, и от этого ему было тяжело вести двойную жизнь.

Но вот, отбросив сомнения, Достоевский договаривается уехать отдыхать летом с Полиной, но в виду своей страстной любви к азартным играм, постоянно задерживается. Вскоре молодая бестия не выдерживает и даёт кавалеру моральную пощёчину новостью о том, что полюбила другого и, мол, надобности в нём уже никакой нет. Палач и жертва меняются местами, и писатель, любя её чуть меньше, чем она, начинает сгорать от страсти при одной только мысли, что потерял её.

После смерти Марии, он какое-то время пытается её вернуть, но получает отворот-поворот. Полина ведёт себя с ним холодно, хотя и с новым возлюбленным у неё ничего не вышло. В итоге, стоило догадаться, что эти люди навсегда разбежались, и как утверждают источники, в личной жизни Полина была несчастна из-за своего властного характера.

Анна Сниткина

Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно.

После смерти Марии и брата Михаила, оставшись в больших долгах, Достоевский получает предложение о написании романа за хорошенькую сумму. Он соглашается, но понимает, что написать такой объем за поставленные сроки просто не успеет и берет себе в помощницы стенографистку. В работе над произведением Фёдор и Анна сближаются всё больше и больше, раскрываясь друг перед другом с лучших сторон. И вскоре он понимает, что влюблен, но в виду своей скромности и мечтательности, боится открыться прекрасной даме. И поэтому рассказывает придуманную им историю про старика, влюбившегося в молоденькую красотку, и спрашивает как-бы невзначай, чтобы Аня сделала на месте той девушки? Но Аня была, как стоило уже заметить, умной барышней и поняла, на что намекает «старик», и ответила, что любила бы его до конца. В итоге, влюбленные обвенчались.

Но их семейная жизнь не была такой гладкой, как могло показаться. Семья Достоевского не приняла ее, и новые родственники строили ей различные козни. Жить в такой обстановке оказывается мучительно тяжело, и Аня просит Фёдора уехать заграницу. Из этой затеи тоже, собственно, путного вышло мало, потому что именно там, у супруга возобновляется его главная страсть - азартные игры. Но женщина его очень любит и понимает, что не бросит его. Вскоре они возвращаются в Петербург, и у супружеской четы, наконец, начинается светлая полоса. Он работает над многочисленными произведениями, а она - его поддержка и опора, всегда рядом и по-прежнему горячо его любит. В 1881 Достоевский умирает, а Анна даже после его смерти продолжает хранить верность, посвятив свою жизнь служению его имени.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вторая жена Достоевского, мемуаристка, издательница, библиограф. Родилась в семье мелкого петербургского чиновника Григория Ивановича Сниткина, который был большим почитателем таланта Достоевского, и благодаря своему отцу Анна Григорьевна полюбила творчество писателя еще в ранней юности. Мать Анны Григорьевны — — обруселая шведка финского происхождения, от которой она унаследовала аккуратность, собранность, стремление к порядку, целеустремленность. И все же главным, решающим фактором, предопределившим жизненный подвиг Анны Григорьевны, явился живительный воздух конца 1850-х — начала 1860-х гг. в России, когда по всей стране прокатилась бурная волна свободолюбивых устремлений, когда молодежь мечтала получить образование и добиться материальной независимости. Весной 1858 г. Неточка Сниткина успешно оканчивает училище Святой Анны, а осенью поступает во второй класс Мариинской женской гимназии. Окончив гимназию с серебряной медалью, А.Г. Сниткина поступила на Педагогические курсы, однако не смогла их окончить из-за тяжелой болезни отца, который настоял, чтобы она посещала хотя бы стенографические курсы. После смерти отца (1866) материальное положение семьи Сниткиных ухудшилось, и вот тогда Анне Григорьевне пришлось применить на практике свои стенографические знания. Её направили помогать литератору Достоевскому 4 октября 1866 г.

Натура её всегда требовала поклонения чему-то высокому и святому (отсюда ее попытка в тринадцатилетнем возрасте поступить в псковский монастырь), и еще до 4 октября 1866 г. таким высоким и святым стал для нее Достоевский. За несколько месяцев до смерти она признавалась, что любила Достоевского еще до встречи с ним. В тот день, когда стенографистка пришла помогать Достоевскому, до срока сдачи романа «Игрок» оставалось двадцать шесть дней, а он существовал лишь в черновых заметках и планах, и если бы Достоевский не представил к 1 ноября 1866 г. роман «Игрок» Ф.Т. Стелловскому, то он терял бы на девять лет в пользу расчетливого издателя права на все свои литературные произведения. С помощью Анны Григорьевны Достоевский совершил писательский подвиг: за двадцать шесть дней создал роман «Игрок» в десять печатных листов. 8 ноября 1866 г. Неточка Сниткина снова пришла к Достоевскому, чтобы договориться о работе над последней частью и эпилогом «Преступления и наказания» (из-за «Игрока» Достоевский прервал работу над ним). И вдруг Достоевский заговорил о новом романе, главный герой которого — пожилой и больной художник, много переживший, потерявший родных и близких — встречает девушку Аню. Через полвека Анна Григорьевна вспоминала: «"Поставьте себя на ее место, — сказал он дрожащим голосом. — Представьте, что этот художник — я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили?" Лицо Федора Михайловича выражало такое смущение, такую сердечную муку, что я наконец поняла, что это не просто литературный разговор и что я нанесу страшный удар его самолюбию и гордости, если дам уклончивый ответ. Я взглянула на столь дорогое мне, взволнованное лицо Федора Михайловича и сказала:
— Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!»
И она сдержала свое обещание.

Но после свадьбы Анне Григорьевне пришлось пережить тот же ужас, какой десять лет назад испытала первая жена писателя. От волнения и выпитого шампанского у Достоевского в один день было два припадка. В 1916 г. Анна Григорьевна признавалась писателю и критику А.А. Измайлову: «...Я вспоминаю о днях нашей совместной жизни, как о днях великого, незаслуженного счастья. Но иногда я искупала его великим страданием. Страшная болезнь Федора Михайловича в любой день грозила разрушить все наше благополучие... Ни предотвратить, ни вылечить этой болезни, как вы знаете, нельзя. Все, что я могла сделать, это — расстегнуть ему ворот, взять его голову в руки. Но видеть любимое лицо, синеющее, искаженное, с налившимися жилами, сознавать, что он мучается и ты ничем не можешь ему помочь, — это было таким страданием, каким, очевидно, я должна была искупить свое счастье близости к нему...»

Анна Григорьевна сделала все от нее зависящее, чтобы переменить обстановку — уехать за границу 14 апреля 1867 г. только с Достоевским, подальше от домашних неурядиц, от надоевших и опостылевших родственников, от безалаберной петербургской жизни, от всех кредиторов и вымогателей. «...Я поехал, но уезжал я тогда со смертью в душе: в заграницу я не верил, то есть я верил, что нравственное влияние заграницы будет очень дурное, — рассказывал Достоевский о своих мрачных предчувствиях своему другу поэту А.Н. Майкову. — Один... с юным созданием, которое с наивною радостию стремилось разделить со мною странническую жизнь; но ведь я видел, что в этой наивной радости много неопытного и первой горячки, и это меня смущало и мучило очень... Характер мой больной, и я предвидел, что она со мной измучается. (NB. Правда, Анна Григорьевна оказалась сильнее и глубже, чем я ее знал...)».

Анна Григорьевна впервые оказалась в Европе, да и вообще первый раз в жизни расставалась со своей матерью. «Я утешала маму тем, что вернусь через 3 месяца, — писала она в одном из черновых набросков своих воспоминаний, — а пока буду часто ей писать. Осенью же обещала самым подробным образом рассказать обо всем, что увижу любопытного за границей. А чтобы много не забыть, обещала завести записную книжку, в которую и вписывать день за днем все, что со мной будет случаться. Слово мое не отстало от дела: я тут же на станции купила записную книжку и с следующего дня принялась записывать стенографически всё, что меня интересовало и занимало. Этою книжкою начались мои ежедневные стенографические записи, продолжавшиеся около года...»

Так возник дневник жены Достоевского — уникальное явление в мемуарной литературе и незаменимый источник для всех, кто занимается биографией писателя (первая часть «Дневника 1867 г.» А.Г. Достоевской издана Н.Ф. Бельчиковым в 1923 г.; подготовила и выпустила С.В. Житомирская в издательстве «Наука» в 1993 г.). Анна Григорьевна быстро прониклась сознанием, как важно сохранить для потомков все, что связано с именем Достоевского, и ее заграничный дневник 1867 г., задуманный первоначально как ежедневный отчет примерной дочери своей матери, стал настоящим литературным памятником. «Сначала я записывала только мои дорожные впечатления и описывала нашу повседневную жизнь, — вспоминает Анна Григорьевна. — Но мало-помалу мне захотелось вписывать все, что так интересовало и пленяло меня в моем дорогом муже: его мысли, его разговоры, его мнения о музыке, о литературе и пр.»

Дневник А.Г. Достоевской о заграничном путешествии 1867 г. — это бесхитростный рассказ о совместной жизни молодоженов, свидетельство нежной внимательности и силы поздней любви Достоевского. Анна Григорьевна поняла, что быть женой Достоевского — это значит не только испытывать радость от близости гениального человека, но и быть обязанной достойно нести все тяготы жизни рядом с таким человеком, тяжкое и радостное бремя ее. И если под увеличительным стеклом его гениальности гигантски разрастается любая деталь, из совокупности которых и состоит, в сущности, повседневная жизнь, то это происходит потому, что обнаженные нервы Достоевского, так много перенесшего в своей жизни, буквально содрогались от малейшего прикосновения грубой действительности.

Вот почему жизнь его спутницы нередко становилась житием, и ежедневное общение с Достоевским требовало от Анны Григорьевны настоящего подвижничества. Медовый месяц Достоевского неожиданно оканчивается катастрофой писателя вновь, как и во время первых заграничных поездок в 1862 и 1863 гг., затягивает безжалостная и бездушная рулетка. Простой житейский мотив — выиграть «капитал», чтобы расплатиться с кредиторами, прожить не нуждаясь несколько лет, а самое главное — получить, наконец, возможность спокойно поработать над своими произведениями, — за игорным столом утрачивал свой изначальный смысл. Порывистый, страстный, стремительный Достоевский отдается безудержному азарту. Игра в рулетку становится самоцелью. Страсть к рулетке ради самой рулетки, игра ради ее сладостной муки объясняются характером, «натурой» писателя, склонного часто заглядывать в головокружительную бездну и бросать вызов судьбе. Анна Григорьевна быстро разгадала «тайну» рулеточной лихорадки писателя, заметив, что после большого проигрыша Достоевский принимался за творческую работу и набрасывал страницу за страницей. Анна Григорьевна не ропщет, когда Достоевский закладывает буквально все, даже обручальное кольцо и ее серьги. Она не жалела ничего, ибо знала:

Но лишь божественный глагол / До слуха чуткого коснется, / Душа поэта встрепенется, / Как пробудившийся орел.

И тогда неукротимая тяга Достоевского к творчеству преодолеет все соблазны, сильнее разгорится очистительное пламя его совести — «как мне было за него больно, это ужасно, как он мучается», — в котором переплавляется его внутренний мир.

Так и случилось, и Анна Григорьевна своим непротивлением сумела излечить Достоевского от его страсти. В последний раз он играл в 1871 г., перед возвращением в Россию, в Висбадене. 28 апреля 1871 г. Достоевский пишет Анне Григорьевне из Висбадена в Дрезден: «Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет. Десять лет (или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами) я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же всё кончено! Это был вполне последний раз. Веришь ли ты тому, Аня, что у меня теперь руки развязаны; я был связан игрой, и теперь буду об деле думать и не мечтать по целым ночам об игре, как бывало это. А стало быть, дело лучше и скорее пойдет, и Бог благословит! Аня, сохрани мне свое сердце, не возненавидь меня и не разлюби. Теперь, когда я так обновлен — пойдем вместе и я сделаю, что будешь счастлива!»

Клятву свою Достоевский сдержал: он действительно навсегда оставил рулетку (хотя впоследствии он четыре раза ездил один для лечения за границу) и действительно сделал Анну Григорьевну счастливой. Достоевский прекрасно понимал, что своим освобождением от власти рулетки он обязан прежде всего Анне Григорьевне, ее великодушному терпению, всепрощению, мужеству и благородству. «Всю жизнь вспоминать это буду и каждый раз тебя, ангела моего благословлять, — писал Достоевский Анне Григорьевне. — Нет, уже теперь твой, твой нераздельно, весь твой. А до сих пор наполовину этой проклятой фантазии принадлежал».

Но Анна Григорьевна не случайно почувствовала, что рулетка стимулирует литературную работу писателя. Достоевский сам тесно связывал свои творческие импульсы с «проклятой фантазией». В письме из Bains-Saxon, извещая об очередном проигрыше, Достоевский благодарит это несчастье, так как оно невольно натолкнуло его на одну спасительную мысль: «...Давеча мне хоть и мерещилось, но я все-таки окончательно еще не выяснил себе эту превосходную мысль, которая мне пришла теперь! Она пришла мне уже в девять часов или около, когда я проигрался и пошел бродить по аллее (точно так же, как и в Висбадене было, когда я после проигрыша выдумал Преступление и наказание и подумал завязать сношение с Катковым...)».

Изматывающая игра на рулетке содействовала процессу «срастания» Достоевского и Анны Григорьевны, и в письмах последующих лет Достоевский будет повторять, что чувствует себя «приклеенным» к семье и не может переносить даже короткой разлуки.

Достоевский все больше привыкает к своей молодой жене, все больше узнает богатство ее натуры и замечательные черты ее характера, а Анна Григорьевна, даже после очередного проигрыша мужа, записывает в своем стенографическом дневнике 1867 г.: «Мне в то время представлялось, что я бесконечно счастлива, что вышла за него замуж, и что это-то, вероятно, мне и следует за наказание. Федя, прощаясь, говорил мне, что любит меня бесконечно, что если б сказали, что ему отрубят за меня голову, то он сейчас бы позволил, — так он меня сильно любит, что он никогда не забудет моего доброго отношения в эти минуты».

Анна Григорьевна всю жизнь считала своего мужа милым, простым и наивным человеком, с которым надо обращаться как с ребенком. Сам же Достоевский именно в этом видел проявление настоящей любви и писал из Германии ее матери, А.Н. Сниткиной: «Аня меня любит, а я никогда в жизни еще не был так счастлив, как с нею. Она кротка, добра, умна, верит в меня, и до того заставила меня привязаться к себе любовью, что, кажется, я бы теперь без нее умер».

Анна Григорьевна и в дальнейшем, все четырнадцать лет брака, не обманула доверия уже утомленного жизнью писателя — была преданной, терпеливой и умной матерью его детей, самоотверженной помощницей и глубочайшей почитательницей его таланта. Человек деловой, практический, она была полной противоположностью детски наивному в денежных делах Федору Михайловичу. Она не только героически оберегала мужа от неприятностей, но и решалась на активную борьбу со множеством подчас жуликоватых кредиторов-вымогателей.

Освобождая мужа от тяжести денежных забот, она спасала его для творчества, и если принять во внимание, что на время их брака приходятся все великие романы и «Дневник писателя», то есть значительно больше половины написанного Достоевским за всю жизнь, то вряд ли можно переоценить ее заслуги. Важно и другое: через руки Анны Григорьевны — стенографистки и переписчицы — прошли «Игрок», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Дневник писателя» со знаменитой Пушкинской речью. Анна Григорьевна была безмерно счастлива тем, что свой Достоевский посвятил ей. В этом — документальное, для всего мира, признание ее огромного труда.

В год смерти Достоевского Анне Григорьевне исполнилось 35 лет, но она сочла свою женскую жизнь конченой. Когда ее спрашивали, почему она вторично не вышла замуж, она искренно возмущалась: «Мне это казалось бы кощунством», а затем шутила: «Да и за кого можно идти после Достоевского? — разве за Толстого!». Анна Григорьевна целиком посвящает себя служению великому имени Достоевского и можно смело утверждать, что ни одна жена писателя не сделала столько для увековечения памяти своего мужа, для пропаганды его творчества, сколько сделала Анна Григорьевна. Прежде всего, семь раз выпустила полные (по тем временам, конечно) собрания сочинений Достоевского (первое издание — 1883 г., последнее — 1906 г.), а также неоднократно издала целый ряд отдельных произведений писателя. Из «достоевских» мемориальных дел, осуществленных Анной Григорьевной, кроме выпуска его произведений, самым весомым является организация в Старой Руссе церковно-приходской школы имени Ф.М. Достоевского для бедных крестьянских детей с общежитием для учащихся и учителей.

Незадолго до смерти Анна Григорьевна говорила врачу 3.С. Ковригиной: «С чувством надо бережно обращаться, чтобы оно не разбилось. Нет в жизни ничего более ценного, как любовь. Больше прощать следует — вину в себе искать и шероховатости в другом сглаживать. Раз навсегда и бесповоротно выбрать себе Бога и служить ему на протяжении всей жизни. Я отдала себя Федору Михайловичу, когда мне было 18 лет . Теперь мне за 70, а я все еще только ему принадлежу каждой мыслью, каждым поступком. Памяти его принадлежу, его работе, его детям, его внукам. И все, что хоть отчасти его — мое целиком. И нет и не было для меня ничего — вне этого служения...»

С той поры, как 4 октября 1866 г. Неточка Сниткина пришла в квартиру писателя, не было ни одного дня в ее жизни, чтобы она не служила во славу Достоевского.

В конце XIX в. Анна Григорьевна начинает работу по созданию собственных мемуаров, посвященных ее жизни с Достоевским. В 1894 г. она приступает к расшифровке своего стенографического дневника 1867 г. Однако при жизни Анна Григорьевна не напечатала этот дневник, как не опубликовала ни воспоминаний своих, ни свою переписку с мужем, считая это просто нескромным. Но важно даже не это. Самое главное заключалось в том, что когда Анна Григорьевна, встретившись с Л.Н. Толстым в феврале 1889 г., говорила ему: «Мой дорогой муж представлял собою идеал человека! Все высшие нравственные и духовные качества, которые украшают человека, проявлялись в нем в самой высокой степени. Он был добр, великодушен, милосерд, справедлив, бескорыстен, деликатен, сострадателен — как никто!» — она была абсолютно искренна. Чем дальше уходило время, тем больше оставался Достоевский именно таким в ее памяти: и когда она в 1894 г. приступила к расшифровке своего заграничного стенографического дневника, и когда стала готовить к печати свою переписку с мужем, и когда начала в 1911 г. писать свои «Воспоминания». В начале двадцатого века к этому добавилась и слава Достоевского. Именно тогда Анна Григорьевна осуществляет свою давнишнюю мечту: создает при Московском историческом музее «Музей памяти Федора Михайловича Достоевского» и выпускает .

Анна Григорьевна признавалась своему первому биографу Л.П. Гроссману: «Я живу не в двадцатом веке, я осталась в 70-х годах девятнадцатого. Мои люди — это друзья Федора Михайловича, мое общество — это круг ушедших людей, близких Достоевскому. С ними я живу. Каждый, кто работает над изучением жизни или произведений Достоевского, кажется мне родным человеком».

Таким же родным показался Анне Григорьевне молодой композитор Сергей Прокофьев, написавший оперу по роману Достоевского «Игрок». Когда они прощались — это было 6 января 1917 года — С.С. Прокофьев попросил ее написать что-нибудь в его памятный альбом, но предупредил, что альбом на тему о солнце и писать в нем можно только о солнце. Анна Григорьевна написала: «Солнце моей жизни — Федор Достоевский. А. Достоевская».

До самой смерти Анна Григорьевна трудилась над продолжением своего библиографического указателя и мечтала только об одном — чтобы ее похоронили в Петербурге, в Александро-Невской лавре, рядом с Достоевским. Но случилось так, что Анна Григорьевна умерла в Ялте 9 (22) июня 1918 г. Через пятьдесят лет ее внук, Андрей Федорович Достоевский, выполнил ее последнее желание — перенес ее прах из Ялты в Александро-Невскую лавру. На могиле Достоевского с правой стороны надгробия можно увидеть теперь скромную надпись: «Анна Григорьевна Достоевская. 1846—1918».