КАРАТЫГИН ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ
Каратыгин, Василий Андреевич - знаменитый трагик (1802 - 1853), сын известных актеров Андрея и Александры Каратыгиных. Воспитывался в горном институте и готовился стать чиновником, но театральная среда и успехи в домашних спектаклях заставили Каратыгина променять службу на сценическую деятельность. Его главным руководителем был поклонник французской трагедии и знаток античной драмы, П.А. Катенин. В 1820 г. Каратыгин дебютировал в ролях Фингала (трагедия Озерова), царя Эдипа ("Эдип - царь", трагедия Грузинцева), Танкреда (трагедия Вольтера), Пожарского (трагедия Крюковского) и имел огромный успех. После четвертого дебюта Каратыгин, несмотря на интриги, был принят на Петербургскую сцену и первое время выступал в пьесах классического репертуара. В конце 1820-х годов на русскую сцену проникает романтическая драма, и Каратыгин имеет в ней неизменный успех, отодвинув на второй план Брянского. В этот период лучшими ролями Каратыгина были: Велисарий (драма Эдуарда Шенка), Жорж де Жермани (драма Дюканжа), Карл Моор (Шиллер). Последняя роль особенно удалась Каратыгину. С появлением (конец 30-х и начало 40-х годов) на русской сцене произведений Шекспира Каратыгин играет Гамлета, Отелло, Лира, Кориолана. Огромному дарованию Каратыгина и его эффектной игре обязаны своим успехом ультрапатриотические произведения Кукольника и Полевого. Ни в одной из своих разнообразных ролей Каратыгин не был плох, так как отличался редким трудолюбием и всесторонне изучал каждую роль. Исключительный успех имел Каратыгин в пьесах "Заколдованный дом" (Людовик XI), "Кин", "Мария Стюарт" (Лейчестер), "Уголино" (Нино). Каратыгин был красив, обладал сильным и приятным голосом; его игра отличалась внешней красотой, техническим мастерством, но там, где требовалась глубина чувства, внутренний огонь, он был холоден и не трогал зрителей. Прекрасно образованный, хорошо знавший языки, Каратыгин перевел для театра около сорока трагедий, драм, комедий и даже водевилей; комедии "Женатый философ" и "Двое за четверых" были напечатаны (Санкт-Петербург, 1827). - См. Вигель, "Воспоминания"; Вольф, "Хроника Санкт-Петербургских театров"; П.А. Каратыгин, "Записки"; А.М. Каратыгина, "Воспоминания" ("Русский Вестник", 1881, ¦ 4, 5); Р. Зотов, "Записки"; Белинский, "Сочинения"; Беляев, "Воспоминания о В.А. Каратыгине"; В. В. В. (Строев), "Репертуар" (1841); "Репертуар и Пантеон" (1843); "Русская Старина" (1880, ¦ 10).
Краткая биографическая энциклопедия. 2012
КАРАТЫГИН, ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ , (1802–1853), крупнейший представитель позднего театрального классицизма и романтизма, мастер высокой сценической культуры, первый герой Александринского театра , выразитель парадного, ампирного стиля николаевской эпохи.
Родился 26 февраля 1802. Сын Андрея Васильевича и Александры Андреевны Каратыгиных. В 1820 дебютировал в петербургском Большом театре. Играл в пьесах В.А.Озерова (Фингал ; Дмитрий Донской ), П.Корнеля (Сид ), Ж.Расина (Ипполит в Федре) . Каратыгин 1820-х воскрешает в памяти старых театралов времена расцвета классицистского театра. Традиции классицизма в игре Каратыгина в тот период определены его школой: учителями Каратыгина были такие крупнейшие представители классицизма в русском театре, как П.А.Катенин, А.А.Шаховской и Е.С.Семенова .
Начало творчества Каратыгина совпало с кануном декабрьского восстания. Само время провозгласило актера своим триумфальным героем. Выступая в классицистких трагедиях, Каратыгин воспевал высокие гражданские идеалы. В конце 1810 – начале 1820-х сценический классицизм как стиль был животворен, так как питался патриотическими идеями эпохи Отечественной войны 1812. Каратыгин находился в центре передовой молодежи столицы, был знаком с А.С.Пушкиным, А.С.Грибоедовым, В.К.Кюхельбекером и другими декабристами. В письме другу Грибоедов сообщал: «Для одного Каратыгина порядочные люди собираются в русский театр». Автор Горя от ума дал высочайшую оценку молодому актеру – «Но гениальная душа, дарование чудное, теперь еще грубое, само себе безотчетное, дай бог ему напитаться великими образцами – это Каратыгин; он часто у меня бывает». (Каратыгин станет первым исполнителем роли Чацкого в 1831).
Начиная свою сценическую деятельность под руководством связанного с декабристами Катенина, Каратыгин не мог не испытывать сильного влияния своего наставника. Целью же Катенина было создание из юного актера революционного республиканского исполнителя, «русского Тальма». Декабристы, мечтавшие о возникновении русского гражданского классицизма, наполненного идеями служения народу и отечеству, видели в Каратыгине своего актера. Молодой Каратыгин выступал в антитиранических, героических ролях, в которых звучали ноты протеста. Это были образы цареубийц, мстителей, мятежников. (Орест – Электра и Орест Кребильона, Дон Педро – Инесса де Кастро де Ламота).
Резкий исторический перелом эпохи, когда идеи декабризма сменяются помпезным николаевским официозом, повлиял и на творчество Каратыгина. В 1830-е Каратыгин становится придворным актером, любимым актером императора. В репертуаре Александринского театра произошли большие перемены. На сцене преобладали мелодрамы, романтические драмы, лишенные бунтарской темы, но с патриотическими мотивами, прославляющими империю. (Самая известная в этом ряду – Рука всевышнего отечество спасла Н.Кукольника , в которой Каратыгин сыграл роль Пожарского). Подобные пьесы демократической критика называла «охранительными», казенными. Однако, эти пьесы были любимы публикой, пользовались большим успехом. Актер нашел свою тему и сыграл много из этого репертуара: Ляпунов – Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский , Басенок – Боярин Федор Васильевич Басенок (Автор Н.Кукольник), в пьесах Н.А.Полевого (Иголкин – Иголкин, купец Новгородский , Неизвестный – Параша-Сибирячка , Нино – Уголино ).
Он продолжал быть верным идеальному, возвышенному началу в искусстве, а также рациональной методике разработки «эффектов», на которых Каратыгин всегда выстраивал свои роли. Он был одним из первых русских исполнителей, который пользовался литературными и историческими материалами в процессе работы над ролью. Особенно много готовился к ролям историческим: тщательно изучал историческую эпоху, картины и книги того времени. Это роли Людовика XI из пьесы Ауфенберга Заколдованный дом и византийский полководец Велизарий из одноименной немецкой драмы в стихах, ставшие вершиной творчества актера. Каратыгин часами отрабатывал перед зеркалом пластику роли. Его творчество причисляют к «школе представления». В.Г.Белинский писал: «Г-н Каратыгин принадлежит к числу тех художников, которые в высшей степени постигли внешнюю сторону своего искусства… Его успех зависит не от удачи вдохновения, а от строгого изучения роли: поэтому он падает только в ролях и сценах, требующих по своей сущности, огненной страсти, трепетного одушевления, как в Отелло…».
К числу лучших ролей Каратыгина современники относили роли в шиллеровском репертуаре, прежде всего роль Карла Моора в Разбойниках , а также Фердинанда из Коварства и любви. Но и здесь артист был силен там, где были необходимы героические краски.
Актер был чужд шекспировской поэтике, так как внешние эффекты не имели решающего значения. Тем не менее актер сыграл несколько шекспировских ролей: Гамлет, Отелло, Ричард III, Кориолан, Король Лир.
Огромная театральная полемика разразилась вокруг трактовки главного шекспировского героя, Гамлета. Роль Гамлета сыграли в 1837 одновременно два столичных премьера: московского – П.С.Мочалов в Москве и Каратыгин в Петербурге. Если петербургская публика неистово рукоплескала каждой громогласно произнесенной артистом фразе, то московская, видавшая в этой роли вдохновенного, страдающего, бунтующего Мочалова, восприняла каратыгинского Гамлета в штыки. Это был принц, одетый в богатый костюм и шляпу с пышными перьями. Он эффектно опирался на рукоятку кинжала, словно картинно позируя. Главной его целью была борьба за престол, незаконно узурпированный Клавдием. И умирал этот Гамлет очень грациозно и картинно.
Большой творческой удачей современники считали роль Кориолана, и в особенности Короля Лира, сыгранного Каратыгиным 1846. Крупнейший театральный критик А.Григорьев писал об этом исполнении: «Трудно, почти невозможно передать во всей полноте впечатления, произведенного на нас игрою нашего великого Каратыгина… Так глубоко и смело, до дерзости смело понять роль может только Каратыгин, которого за одну даже эту роль должно признать первым из европейских современных трагиков». В Лире Каратыгину удалось передать невыносимо страшные минуты в сценах с дочерьми, в сцене бури и сумасшествия короля – «сумасшествия тихого, задумчивого, старческого».
Каратыгин обладая даром синтезировать в своем искусстве разные стили и приемы, не был выразителем одного направления. В 1840-е, когда на сцене господствовала эстетика «натуральной школы», требующая реалистического подхода, искусство Каратыгина менялось в сторону большей бытовой детализации. Многие его роли того периода отличались игрой без эффектов (например, Кин по пьесе А.Дюма Гений и беспутство ), даже из мелодраматического репертуара. Современники отмечали большую простоту и естественность в его игре.
Знаменательным стал для актера последний сезон, 1852 года, когда Каратыгин сыграл Барона в пушкинском Скупом рыцаре , Арбенина в лермонтовском Маскараде , Тараса Бульбу в инсценировке одноименной гоголевской повести. Символично, что скончался Каратыгин в 1853, совпавшим с датой рождения новой театральной эпохи – эпохи А.Н.Островского .
Екатерина Юдина
10 марта (26 февраля) 1802 года в Петербурге родился Василий Андреевич Каратыгин, знаменитый российский актёр-трагик .
Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством Василий занимался с Шаховским и Катениным - видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии.
В 1820 году Каратыгин дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с Пушкиным, Грибоедовым, Рылеевым, Кюхельбекером), Каратыгин после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю.
На раннем этапе творчества он был связан с традициями классицизма, тогда же определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз.
Василий Андреевич пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия петербургского Александринского театра Каратыгин - ведущий трагик этого театра.
Основываясь на классицистской эстетике, Каратыгин подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя - ревность Отелло, стремление захватить престол - у Гамлета. Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835). Белинский и Надеждин отрицательно оценили парадно-декоративное искусство Каратыгина, противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество Мочалова.
Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на Каратыгина. Искусство артиста обрело черты естественности, психологические глубины. Вскоре Белинский высоко оценил психологически сложное раскрытие Каратыгиным образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI ("Заколдованный дом" Ауфенберга, 1836).
Творчество Каратыгина, тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства.
Он был первым исполнителем ролей Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона ("Каменный гость", 1847, и "Скупой рыцарь", 1852, Пушкина), Арбенина ("Маскарад" Лермонтова, 1852). Перевёл и переделал для постановки на русской сцене более 40 пьес.
Умер Василий Андреевич Каратыгин (13) 25 марта 1853 года в Петербурге.
Каратыгин (26 февраля (10 марта) 1802, Санкт-Петербург - 13 (25) марта 1853, Санкт-Петербург) - знаменитый российский актёр , трагик, сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны Каратыгиных. Дебютировал в 1820 году в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноимённая трагедия В. А. Озерова). Был знаком с Александром Пушкиным , Александром Грибоедовым , Кондратием Рылеевым, Вильгельмом Кюхельбекером.
В 1827 году его женой стала актриса и частая партнёрша по сцене Александра Михайловна Колосова.
В 1820-е годы определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. С момента открытия петербургского Александринского театра (1832) Каратыгин - ведущий трагик этого театра.
Самый первый исполнитель роли Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова) - 26 января 1831, Александринский театр
Василий Андреевич Каратыгин - сын Андрея Васильевича Каратыгина. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством занимался с А.А. Шаховским и П.А. Катениным - видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии. В 1820 году дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия В.А. Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с А.С. Пушкиным, А.С. Грибоедовым, К.Ф. Рылеевым, В.К. Кюхельбекером), Каратыгин после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю.
На раннем этапе творчества был связан с традициями классицизма. Уже в 20-е годы определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. Исполнял роли Дмитрия Донского, Сида («Димитрий Донской» Озерова, «Сид» Корнеля), Ипполита («Федра» Расина). Пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах.
С момента открытия петербургского Александринского театра (1832) Каратыгин - ведущий трагик этого театра. Играл главные роли в псевдопатриотических пьесах: Пожарский, Ляпунов («Рука всевышнего отечество спасла», «Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский» Кукольника), Иголкин («Иголкин, купец Новгородский» Полевого) и др. Основываясь на классицистской эстетике, Каратыгин подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя - ревность Отелло, стремление захватить престол - у Гамлета («Отелло» и «Гамлет» Шекспира, 1836 и 1837). Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835).
Критики В.Г. Белинский, Н.И. Надеждин («П.Щ.») отрицательно оценили парадно-декоративное искусство Каратыгина, противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество П.С. Мочалова. *7» Смотря на его игру, - писал Белинский в статье «И моё мнение об игре г. Каратыгина», - вы беспрестанно удивлены, но никогда не тронуты, не взволнованы…». Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на Каратыгина. Искусство артиста обрело черты естественности, психологические глубины.»… Его игра становится всё проще и ближе к натуре…», - отмечал Белинский в статье, посвященной исполнению Каратыгина главной роли в драме «Велизарий» Шенка (1839). Высоко оценил Белинский психологически сложное раскрытие Каратыгиным образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI («Заколдованный дом» Ауфенберга, 1836). Творчество Василия Каратыгина, тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства.
Каратыгин был первым исполнителем ролей Чацкого («Горе от ума» Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона («Каменный гость», 1847, и «Скупой рыцарь», 1852, Пушкина), Арбенина («Маскарад» Лермонтова, отдельные сцены, 1852). Перевёл и переделал для постановки на русской сцене более 40 пьес (в том числе «Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца, «Король Лир», «Кориолан» Шекспира, и др.).
творчество мочалов каратыгин театр