Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Уроки рисования шаржей. Как нарисовать карикатуру карандашом поэтапно

Уроки рисования шаржей. Как нарисовать карикатуру карандашом поэтапно

Шарж – хороший подарок по любому поводу: на день рождения, свадьбу, юбилей, профессиональный праздник. Но еще большую ценность такой подарок приобретет, если сделать его своими руками.

В продолжение разговора , рассмотрим, как происходит рисование шаржа поэтапно.

Пропорции и основные формы лица

Для начала нужно взять лист бумаги, на котором вы будете рисовать, и определить место размещения изображения.

Во-первых, надо учесть, что пропорции человеческого лица практически одинаковы, несмотря на то, что части лица у всех отличаются. Из рисунка видно, что лицо можно разделить на три части: от линии роста волос до бровей, от бровей до основания носа, от основания носа до подбородка. Размер ушей приблизительно равен расстоянию от бровей до кончика носа, а нижняя часть лица делится на равные части линией, проведенной под нижней губой.

Несмотря на то, что в шарже лица намеренно искажают, соблюдение пропорций необходимо! Если сильно уменьшить или увеличить нос, оставив все остальные черты прежними, то потеряется сходство с оригиналом, а изображение может получиться довольно уродливым.

Если мы хотим изменить размер носа, то для получения правильного изображения лица, необходимо изменить пропорции глаз и рта. Если представить себе, что линия глаз и носа представляют собой букву Т, то на рисунке будет видно, как изменение одной линии буквы Т влечет за собой изменение другой линии. Предположим, что нос и глаза соединены веревочками, перекинутыми через колесики, тогда если раздвинем шире глаза, то укорачивается нос, если удлиняется нос, то глаза сдвигаются ближе.

На нижних рисунках показаны стандартные формы лица, которые применяют при . Основной принцип состоит в том, что при растяжении или сжимании овала лица, соответственно, растягиваются или сжимаются другие части лица. Следует отметить, что на 1 и 3 рисунках нижняя часть лица вытягивается, а нос в первом случае уменьшается, а во втором увеличивается. Почему? Потому что здесь использован основополагающий принцип шаржирования: когда у оригинала что-то длинное, то это удлиняется, а короткое укорачивается.

На основании рассказанного выше делаем вывод, что начинать шаржирование надо с изображения формы головы и схематического наброска буквы Т – нос - глаза.

Как рисовать глаза?

Глаза – это зеркало души, а в нашем случае – центр всего нашего шаржа. Иногда можно опознать оригинал по рисунку, именно посмотрев на глаза.

Часто художники, стремясь не потерять сходство, боятся изменять глаза. Если правильно подчеркнуть те или иные особенности глаз, то можно получить еще большее сходство, шарж будет выразительнее.

Для начала надо определить положение глаз относительно горизонтальной линии.

При шаржировании глаза можно дополнительно наклонить вверх или вниз, это придаст еще больший гротеск рисунку.

Так же обстоит дело и с расположением глаз относительно вертикальной оси лица. У людей с близко посаженными глазами можно сузить их еще больше, а широко расставленные глаза отнести практически к вискам.

Как изобразить нос?

Рассматривая вопрос, как нарисовать шарж поэтапно , перейдем к изображению носа.

Нос – пожалуй, самая интересная для шаржирования часть лица. Иногда шаржисты просто изучают форму носа, увеличивают его, и на этом рисунок закончен. Портреты в их исполнении похожи между собой, отличаются только носами.

Неопытные художники не учитывают такую особенность, что нос – объемный, и на их работах эта часть лица – плоская. Если вы хотите правильно рисовать, то надо понять, что изображение носа меняется в зависимости от положения головы.

При запрокинутой голове видно только нижнюю его часть, а переносица не видна, если голова опущена, то нос удлиняется, а ноздрей не видно.

Как уже говорилось, при шаржировании следует чрезмерно уменьшать или увеличивать ту часть лица, которая у оригинала самая маленькая или большая. У ребенка маленький носик, делаем его еще меньше, красивый длинный нос армянина увеличиваем еще больше. Только не забывайте про правило буквы Т – нос – глаза и пропорционально корректируйте другие части лица.

Новичкам полезно иметь основные шаблоны, по которым рисуется нос. Для начала надо определиться, на какой из представленных образцов похож нос оригинала, а потом попробовать изобразить его.

Изображение рта

Рот нарисовать довольно сложно. Для начала надо провести горизонтальную линию и определить, как он располагается относительно этой линии. Вот несколько вариантов:

В зависимости от возраста человека изменяется изображение линии вокруг рта – если человек молодой, то она достаточно прямая, если в возрасте, то изогнутая.

Если вы рисуете улыбку, то надо помнить, что зубы, это не прямой частокол с одинаковыми размерами. Все зубы слегка заужены книзу и имеют свою форму.

Для изображения рта можно воспользоваться следующей техникой.

Для того, чтобы рот на шарже напоминал рот оригинала, надо правильно соотнести размеры и пропорции между остальными частями лица. Чтобы определиться, как нарисовать рот, попробуйте представить, на какую геометрическую фигуру он похож в состоянии улыбки – треугольник, круг, овал, ромб. Это поможет вам воспользоваться шаблонами для изображения рта.

Итак, мы рассмотрели, как рисовать шаржи поэтапно. Заключительной стадией в шаржировании станет изображение волос, одежды, дополнительных аксессуаров и предметов. Какими они будут, подскажет ваша фантазия.

Оценкой уровня работы станет узнаваемость изображаемого персонажа после шаржирования и выразительность его индивидуальных особенностей на рисунке.

Если это произойдет, то поздравляю вас – вы нарисовали свой первый ! Надеюсь, что работать было интересно и весело, а в результате получился настоящий шедевр!

Филиппо Балдинуччи - один из значимых художественных критиков XVII столетия, определяет создание шаржи и карикатуры в своем «Словаре художественных понятий», появившемся в 1681 году, следующим образом: «Метод создания портрета, в котором возможны различные достижения наивысшего сходства с образом, может достигаться с помощью различных способов выявления каких-либо особенностей, которые заставят смеяться, а чтобы смеяться, необходимо вносить некоторые изменения, подчеркивать определенные дефекты и компоненты преувеличенно и усиленно, но так, чтобы портрет в целом не потерял сходства». Итальянский критик хотел этим сказать, что карикатура создается посредством сокращения или преувеличения определенных частей лица, тела, каких-либо контрастов для того, чтобы придать образу сатирический характер. Возникает это между действительностью и невероятностью, сходством и эквивалентом.
Другой выразился так: «Черты позволяют увлекать себя автоматически и интуитивно». В то время как другой художественный гений, Пабло Пикассо, пояснил: «Я не ищу, я нахожу». Он приглашал, например, сидящего напротив него человека довериться ему именно в работе, так как в начале каждого творения художника стоят разведка и анализ, немного вдохновения и случай. Поэтому мы приглашаем вас без всякой волокиты порисовать до тех пор, пока не найдете свой собственный стиль в искусстве шаржи и карикатуры.
Чтобы легче было добиться своей цели, мы объединим в этой теме различные рисунки, исполненные известными профессиональными шаржистами и художниками-карикатуристами. Наша задача состоит в том, чтобы показать вам, какие шаги потребуется сделать, чтобы попять основы искажений, которые составляют карикатурные рисунки. Так как они основываются не только на «формулах», но и па различных стилях, назовем вам некоторые верные общие нормы, которые будут полезны, и попытаемся остановиться на собственном взгляде каждого из представленных карикатуристов (что приведет вас к интересному многообразию искажения). Еще мы отправляем вас в захватывающий мир белого листа бумаги и карандаша.

Давайте узнаем, как правильно нарисовать шарж. Для этого изучим советы выдающихся шаржистов и и мастеров карикатуры.

Приучитесь работать по возможности как минимум с тремя фотографиями модели (вид спереди, в профиль и анфас). Это поможет вам выявить объемные черты образа. Кроме того, таким образом можно яснее понять черты лица.

В этой статье мы учимся рисовать шаржи поэтапно. В этом уроке Энтони Гарнер шаржирует популярного французского генерала Чарльза де Голля, политического руководителя, который отличайся довольно торжественным видом и большим носом. Побочно вы находите две фотографии, которые свидетельствуют именно о вышесказанном. Художник выполняет первоначально один полный, абсолютно линейный рисунок и покрывает его сначала многочисленной лазурью. Прозрачные акварельные краски подходят лучше всего для данной работы: с помощью них происходит сближение с реалистическим рисунком.

Рассмотрим, как нарисовать дружеский шарж поэтапно. Здесь у нас пример, в котором художник показывает, как нужно рисовать все формы и детали, которые принадлежат к выработанному юмористическому представлению. Есть необходимое условие, что тональным вариациям телесных , а также структуре одежды и коже уделяется большое внимание и необходимо щедро заботиться о каждом цветовом разнообразии, каким будет отмечена характерный готовый дружеский шарж.

Рассмотрим, как нарисовать карикатуру с фотографии. Эксперементы будем проводить над образом американского кинорежиссёра, актёра и сценариста Орсона Уэллсса. Карикатурист Альфонсо Лопез показывает нам несколько фотографий Орсона Уэллсса, из которых он развивает карикатуру с тонким психологическим обозрением, как это соответствует сильной личности модели. Наш первый шаг состоит из определения характерных черт образа.

Рассмотрим, как нарисовать Мерлин Монро поэтапно. Давайте сделаем веселый карикатурный портрет Мерлин Монро, секс-символа экрана. Чтобы не изобретать велосипед изучим, как это сделал знаменитый шаржист Энтони Гарнер.

Рассмотрим, как научиться рисовать шарж поэтапно карандашом. Выполним на этом занятии карикатуру известного кинопродюсера Вуди Аллена в психологическом обобщенном стиле. Психологическая карикатура требует дальнейшего устранения от реалистических канонов. и детали теряют всякий смысл ввиду больших абстракции и определенных воздействий интеллектуального характера на наблюдателя. Для проведения этого занятия честь была оказана карикатуристу Альфонсо Лопесу, который работает в совершенно другом стиле.

Как нарисовать карикатуру карандашом поэтапно

Не все искусство создано для того, чтобы от него восхищались и писали кипятком, а потом покупали за миллионы американских рублей. Есть и такие стили рисования, которые созданы для смеха, для позитивного рассмотрения и без излишней философии. Одним из таких стилей в рисовании считается карикатура, и сегодня я вам покажу пример таковой. Узнаем как рисовать карикатуру Вилла Смита.

На прямую с этим жанром связаны такие виды искусства, как шарж, лубок, гротеск. Основа сатиры и юмора тут создается методом увеличения или уменьшения черт лица, диспропорция тела и лица. В основном для карикатуры берутся портреты людей. Помню, на одном фестивале мне сделали бесплатную карикатуру, правда, забрать домой я её не смог, таковы были условия бесплатного рисования. Но посмеялся я от души. Тонкая, как спичка, шея, один глаз выпученный, другой будто вжали внутрь. Форма головы напоминала грушу времен Чернобыля.

До недавних времен карикатура служила не только в целях рассмешить. Можно считать, что это были первые политические демотиваторы. Самую известную карикатуру вы можете даже знать - это плакат, на котором мужчина непристойно тычет у вас пальцем и спрашивает: А ты записался добровольцем? Но власти СССР имели очень тонкое чувство юмора, и не любили выходок такого типа. Поэтому за основу карикатур всегда брался вымышленный чиновник или структура. Так сказать, и власть ни при чем, и автор не репрессирован.

  • Странные вещи творятся в мире. Я уже говорил, что иногда творение искусства не стоит даже рубля, но покупают его за тысячи. Так вот самая дорогая проданная карикатура стоила 2000 долларов, это был портрет Майкла Джексона, написанный неизвестным.
  • Известная компания пишущих принадлежностей Caran d’Ache получила свое название в честь карикатуриста Эммануэля Пуаре. Знаю, с первого раза вы даже не прочитали название, поэтому прочтите а заметите, что там пишет Карандаш. Эммануэль учился в Москве, и именно тогда придумал себе такой псевдоним, используя обычный карандаш.
  • Мы все время окружены карикатурами. Все троллинг-картинки, фейсы и комиксы являются карикатурой. Свободно можно считать, что это - самый распространенный стиль во всемирной паутине.

Сегодня мы попробуем нарисовать свою карикатуру, и жертвой я выбрал актера Вилла Смита. Будет весело.

Как нарисовать карикатуру карандашом поэтапно

Шаг первый. Помните, карикатура - не портрет, нарисуете чуть не точно - будет только смешнее. Сначала рисуем два квадрата и соединяем их линией.

Шаг второй. Как и любое лицо, карикатурное тоже должно быть симметрично. Аккуратно рисуем большие уши, огромные, я бы сказал. Голова будет формы прижатого мяча для регби, нос и губы не отстают по размеру от ушей.

Шаг третий. Нарисуем обычного размера глаза, чтобы не вышло слишком страшно. Какие-то волосы тоже нужны, и еще, нам нужная долгая и тоненькая шея, которая прикреплена к телу, меньшему за голову. Именно так выглядит карикатура - полностью непропорционально.

Шарж – это рисунок, на котором присутствуют элементы комизма, гротеска. Обычно с помощью шаржа изображают человека, при чем, это не является точным и правильным портретом. В этом стиле рисования присутствует изменение пропорций тела человека ради создания комического эффекта. Поскольку для рисования шаржа не требуется много времени и с ним справится даже любой новичок, то этот вид рисования является очень популярным.

Рисуем шарж поэтапно

Как нарисовать шарж, если отсутствуют навыки рисования подобного рода вещей? Все очень просто. Достаточно действовать поэтапно:

  1. Для начала нужно выбрать персону, на которую желаете сделать карикатуру. Затем на листе бумаги стоит начертить квадрат или овал для лица. Это зависит от того, какую Вы выберете форму, главное, чтобы голова была крупнее туловища.
  2. Далее чертятся линии на лице, поскольку такие элементы как глаза и уши должны быть симметричны. Затем рисуется шея и туловище.
  3. Для создания более комичного эффекта шею можно изобразить либо слишком короткой, либо, наоборот, тонкой и длинной.
  4. После того, как основа готова, переходим к более мелким деталям. Рисуем волосы, глаза, нос, рот. Также не забывайте про морщинки на лице, которые придают рисунку реальности.
  5. После этого заканчиваем элементы туловища и одежды. Как видите в том, как рисовать шаржи, нет ничего сложного, и с этим справится даже новичок. Для окончательного завершения рисунка, его можно заштриховать карандашом или раскрасить акварелью.
  1. Самое главное при рисовании шаржа, это обладать умением сделать акцент на каком-либо качестве человека, поскольку шарж – это карикатура или же высмеивание человека, только в хорошем значении этого слова, поскольку шаржи используют, чтобы повеселить человека, а не обидеть его.
  2. Если Вы затрудняетесь при выборе формы лица, туловища или любых других элементов, то можно воспользоваться готовыми шаржами и использовать их за основу. Для этого можно в интернете найти рисунки-шаржи и выбрать необходимую заготовку. Если у Вас не получится с первого раза, то не стоит отчаиваться и бросать это дело. Чем больше Вы будете рисовать, тем лучше будет получаться. Нарисованным собственноручно шарж – является отличным подарком для друзей и близких.

В курортных городах Вы не раз встречали художников, которые предлагают такую услугу, как рисование шаржей. Обычно желающих приобрести собственный веселый портрет очень много. Поэтому, если у Вас есть способности и желание рисовать, то зачем искать художника и ждать пока подойдет очередь, если можно нарисовать это самостоятельно.

У Вас может возникнуть вопрос, как же нарисовать себя? Все очень просто, нужно нарисовать шарж по фотографии. Ведь разницы нет, рисовать с живого человека или с его изображения на фотографии. Этапы рисования остаются прежними. Главное, помнить про то, что на шарже должно обязательно присутствовать доброе чувство юмора, чтобы не обидеть этим рисунком человека.

Шарж на Альберта Эйнштейна (мастер-класс шаржа)

Продолжаем серию мастер-классов рисунка. На этот раз займемся головой одного из известных ученых - Альберта Эйнштейна. Почему он? Да, стариков, тем более таких лохматых, рисовать одно удовольствие. У него много характерных черт. Это и большой нос, и львиная грива, большие, по детски наивные глаза, густые, напоминающие мочалку усы. Фотографию я нашел в интернете.

Рисую как обычно. Начинаю с наброска. Для начала определяю общую форму, слегка преувеличивая ее в области, где располагаются волосы. Так что, в отличии от фотографии, где лицо смотрится больше чем волосы, я делаю лицо наоборот меньше, преувеличивая шевелюру.

Сразу же прорисовываю нос. На нем сделаем акцент. Вообще, когда рисуешь стариков, то всегда приходится рисовать большой нос. Это связано с возрастными изменениями пропорций лица. Именно в старческом возрасте нос выглядит более массивно по сравнению с другими частями лица.

По сути то, что получилось - это и есть основа для будущего шаржа. В изобразительном искусстве подобный прием называется "от общего к частному ". Мы сначала находим общую форму нашего будущего шаржа, а потом начинаем анализировать детали.

Прорисовываем форму носа. Конечно, не копируя ее такой, какая она есть на фото, а стараясь существующую форму как бы вытянуть вниз и в стороны, по направлению от переносицы к подбородку.

При этом глаза должны были бы смещаться к переносице. Однако не спешите делать быстрые выводы. У всякого правила есть свои исключения. В случае, если глаза большие, вытаращенные, их лучше немного увеличить. Главное при этом не упустить характерное выражение, которое обычно имеет человеческий взгляд.

На следующем этапе прорабатываем рисунок более детально. В шарже не обязательно точно следовать натуре, как это делают художники портретисты. Отнесемся к рисунку творчески. Попробуем создать некий образ, опираясь на имеющиеся у нас знания о том как нужно рисовать глаза, нос, волосы.

Постараемся передать объем. Для этого определим источник освещения. С освещением есть небольшой нюанс, который известен многим художникам, но который они держат в глубокой тайне от новичков. Еще начиная с Эпохи Возрождения, старые мастера обнаружили, что есть несколько выгодных точек освещения лица. Они то и стали рисовать портрет освещая его определенным образом, так чтобы тени как можно лучше подчеркивали форму лица. Чтобы получше познакомиться с этими шаблонами, советую посетить галерею художника Шилова. Почти все портреты, которые вы там увидите написаны при искусственном освещении определенного направления.

Это пожалуй самые распространенные шаблоны для освещения лица при рисовании портрета. Эти шаблоны служили сотни лет, они служат сейчас и они будут служить еще долго художникам. Поэтому советую заучить их и использовать в своем творчестве. Они дадут вам фору по сравнению с теми, кто этого не знает. Рисуете ли вы портрет или шарж, используйте шаблонное освещения и ракурс головы. Посмотрите, потом насколько я был прав.


Открываем еще один нижний слой, на котором мы будем раскрашивать наш рисунок.


Выбираем цвет для лица и закрашиваем им всю поверхность лица целиком, вместе с глазами, все, кроме волос и усов.

Как вы видите, верхний слой прозрачный. Цвет ложиться под нашим рисунком не закрашивая его. Это происходит благодаря тому, что в палитре слоев, мы установили флажок Multiply . Благодаря этому нам не нужно ломать глаза делая рисунок в Photoshop . Хватит с нас раскраски, если учесть тот фактор, что с непривычки рисовать на планшете не так-то легко.

А вот с раскраской все обстоит иначе. Единственное условие, о котором нужно не забывать. Перед тем, как начать раскрашивать что-либо, не забывайте открывать для этого новый слой.

Это даст вам возможность использовать весь набор инструментов программы, когда вы захотите скорректировать, цвет, тон или какое-нибудь иное свойство закрашиваемой поверхности. Может вы захотите, чтобы пиджак был темнее или светлее. Тогда вам не придется выделять его.

Вот волосы я крашу уже на другом слое. А вдруг чего? Мало ли.

А кофточку на другом слое. Ведь открыть новый слой в палитре намного быстрее, чем выделять ту или иную область рисунка.


Медленно, не торопясь. Выбирая в палитре более темные или более светлые оттенки того же цвета, добиваемся более сильного объемного изображения.


Лучше не экспериментировать с цветами. В подобного рода работах импрессионизм нам не нужен. Попробуйте добиться ощущения живости работы используя минимальный набор цветов.


Как вы видите, в этом шарже я использую всего три цвета. Вполне достаточно. Даже темно-коричневые глаза - это всего лишь более темный оттенок телесного.


Немного приводим в порядок детали. Тут нужно быть очень осторожными, чтобы не переборщить. Иногда чрезмерное увлечение деталями приводит к потере выразительности целого.

Лично я прорабатываю детали настолько, насколько они важны для общего восприятия рисунка в целом.