Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Трудовые отношения на предприятии при реорганизации. Реорганизация учреждения и ее последствия для работника (Давыдова Е.В.)

Трудовые отношения на предприятии при реорганизации. Реорганизация учреждения и ее последствия для работника (Давыдова Е.В.)

Мы все иной раз попадаем на работе в период перемен. Таковые затрагивают каждого работника. Можно попасть под массовые увольнения, потерять работу. А что такое реорганизация? Как она проходит? Какие возможности и угрозы в себе таит для обычного специалиста? Давайте разберемся.

Что такое реорганизация?

Каждая организация, предприятие имеет совокупность прав и обязанностей. Они прописываются в правоустанавливающих документах. Если предприятие решили уничтожить, а его права передать другой организации, то говорят о реорганизации. Меняется все. Необходимо утвердить новый пакет документов, который касается права собственности, порядка работы, структуры, штатного расписания. Разбираясь, что такое реорганизация, следует понимать, что права передаются как полностью, так и частично. К примеру, большое предприятие могут поделить на несколько маленьких. Или, наоборот, из нескольких организаций создать одну, которая станет заниматься всем процессом производства и реализации товара полностью. Выделяют несколько видов реорганизации:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • преобразование;
  • выделение.

Они проводятся со своими нюансами и по-разному влияют на работников. Давайте поговорим о каждой из названных форм, чтобы выяснить, как они отразятся на людях.

Виды реорганизации

Первым мы назвали слияние. Это процесс объединения нескольких организаций в одну. При этом права и обязанности всех станет выполнять новое образование. Но в каждой из фирм до слияния существовали дублирующие структуры (бухгалтерия, отдел кадров, технический персонал и так далее). На новом предприятии их услуги в старом объеме уже не понадобятся. Следовательно, часть специалистов сократят. То же самое прогнозируется, когда проводится присоединение. Это когда одно юридическое лицо включает в себя другое, беря на себя его обязанности. Когда проходит разделение, из одной фирмы создают несколько. При этом новые предприятия берут часть обязанностей старого на себя. В этом случае работники тоже переходят на другую работу. Этот процесс сопровождается созданием новых администраций. То есть набором специалистов. Хотя все индивидуально. Иной раз ненужных работников сокращают.

Реорганизация – преобразование

Это более сложная перемена в работу предприятия. Она проводится тогда, когда необходимо дополнить круг обязанностей, сменить собственника и так далее. Название в этом случае тоже меняется. Иной раз на несколько букв. При этом утверждаются новые правоустанавливающие документы. Простой работник о процессе может и не подозревать. Ему расскажут только о результатах, когда начальство решит, кого брать на службу в новой организации, а кого сократить. Кстати, зачастую реорганизация используется для того, чтобы избавиться от неугодных. Изменение структуры приводит к тому, что специалисты попадают под сокращение. Конечно, им обязаны предложить иное место. Но это происходит не всегда. В кризисные моменты собственники желают снизить затраты, поделив обязанности среди меньшего числа работников.

Процесс перемен

Порядок реорганизации несложен. Но его следует придерживаться строго. В первую очередь принимается решение об инициировании самого процесса. Его необходим в течение трех дней передать в налоговую службу. Причем это делают все, кто участвует в реорганизации. Далее юридические лица обязаны обнародовать свое решение. Они печатаются в СМИ, а именно в журнале «Вестник государственной регистрации». Объявление подается дважды с перерывом в один месяц. Это строго отслеживается. Необходимо иметь документы, подтверждающие факт подачи объявления. Кроме того, нужно оповестить кредиторов о предстоящих переменах. Это каждое из предприятий делается отдельно. Естественно, факт оповещения кредиторов тоже придется доказывать в налоговой. Предприятие не исключат из реестра, если не предоставить всех указанных документов, подтверждающих выполнение всех этапов процесса.

Тонкости процесса

В некоторых случаях создание реорганизации усложняется. Если проходит слияние больших предприятий, то необходимо получить разрешение антимонопольного комитета. Это пункт включен в процесс реорганизации с целью защиты потребителя. Ведь некоторые недобросовестные предприниматели стремятся увеличить прибыль, монополизируя рынок. Государство следит, чтобы никто не получил таковых преимуществ. Кроме того, каждой из организации, участвующих в процессе, необходимо закончить полностью свои отношения с пенсионным фондом. Эту организацию предупреждают о предстоящих переменах и передают ей отчеты по специальной форме. Только после этого возможна регистрация нового юридического лица.

Чем реорганизация грозит работнику?

На самом деле перемены затрагивают всех служащих. Например, реорганизация учреждения приводит к тому, что меняется структура. Могут добавить новые обязанности и должности, а другие убрать. Все зависит от цели перемен. Естественно, часть специалистов становится ненужной в этой организации. Им предстоит либо потерять работы, либо переквалифицироваться. Согласно ТК людей обязаны предупредить в письменном виде о том, что начальство (собственник) проводит реорганизацию. Делается этого строго за два месяца, не менее. Потом идет создание новой структуры, разработка штатного расписания. Люди все это время выполняют старые обязанности. В определенный срок каждому предлагают новую должность. Она может отличаться от нынешней объемом и содержание обязанностей.

Однако, должна соответствовать опыту и образованию служащего. Если человек не соглашается, он должен подтвердит это в письменном виде. В ином случае, человека увольняют переводом в новую организацию. Для этого тоже придется написать соответствующее заявление. Кадровик подготовит проект приказа, который завизирует руководитель. Очень часто простые работники даже не замечают, что происходят перемены. Они касаются только документов, изменения функций или просто названия предприятия. Потому не все понимают, что такое реорганизация. С этим больше сталкиваются работники администрации. Правильность оформления документов – их головная боль. Ведь государство следит за тем, чтобы не нарушался закон. Предприятия и организации проверяются с разных сторон, во всех сферах деятельности.

Причины могут быть самыми разными, но существует классификация, которая включает наиболее распространенные случаи. То же самое будет верным о ликвидации: есть процессы, которые происходят со всеми компаниями. Они вынуждают руководителей производить структурные изменения или закрывать бизнес.

Причины реорганизации фирм

Реорганизация - это такое преобразование компании, при котором обязательно остается правопреемник. Под ним понимается юридическое лицо, к которому переходят все полномочия и вся ответственность участвующих в сделке фирм. В какой бы форме не выполнялось структурное преобразование, оно не предполагает, что участники прекратят свою деятельность, хотя порой так происходит.

Причины обычно следующие:

    Изменение масштабов бизнеса. Если организация увеличивается в размерах, она обычно нуждается в увеличении управленческого аппарата. Так, именно по этой причине обычно преобразуют ООО в АО;

    Поглощение конкурентов или поглощение конкурентами. На рынке в одной области одновременно обычно присутствует несколько игроков, и между ними неизбежно происходят сделки слияния и поглощения. Это позволяет устранить организации, которые мешали развитию, одновременно несколько компаний могут объединиться, что позволит им конкурировать с более масштабными партнерами;

    Разделение бизнеса. Случается такое, что владельцы не могут договориться. У каждого свое видение того, как следует управлять фирмой. Тогда проще выполнить преобразование путем разделения, чем пытаться мешать друг другу;

    Вывод активов. Официально вывести активы юридического лица довольно сложно. Но можно отделить часть компании, после чего закрыть ее. Активы переходят к учредителям. Долгий, но единственный законный способ;

    Оптимизация в сфере налогообложения. Для каждого виза деятельности существуют свои решения, позволяющие работать с налоговыми органами по наиболее выгодной схеме;

    Альтернативная ликвидация. Так как при преобразовании некоторые организации исключаются из реестра, это позволяет владельцам закрывать их таким способом. Единственная особенность - правопреемство, которое сохраняется.

Причины для принудительной ликвидации

Ликвидация юридических лиц - это процесс, возможный по инициативе или самих учредителей, или по решению суда. Называются эти пути, соответственно, добровольной и принудительной ликвидацией.

Принудительная ликвидация возможна, если организация:

    Нарушает закон;

    Не соответствует определенным нормам и стандартам;

    Ведет нелицензированную деятельность;

    Имеет грубые нарушения в учредительных документах;

    Другие причины.

Причины для добровольной ликвидации

Добровольная ликвидация может осуществляться по любой личной причине руководства. Обычно фирму закрывают, если заниматься ей никто не собирается, а продать юридическое лицо не представляется возможным.

Причины для ликвидации обычно следующие:

    Бизнес убыточный. Если не закрыть компанию вовремя, то ситуация может перерасти в катастрофическую. Согласно закону, убыточное предприятие может быть закрыто в принудительном режиме: оно должно быть ликвидировано;

    Руководители потеряли интерес к деятельности. Да, и такое бывает. Если фирму можно продать, ее продают. Но иногда и закрывают;

    Достижение целей, ради которых организация была создана. Эта причина чаще подходит для некоммерческих организаций. Для хозяйственных юридических лиц, согласно их свойствам, целью является извлечение прибыли, и, если с этим все в порядке, закрывать фирму смысла нет;

    Наличие нарушений. Бывает, что руководитель не был внимателен к закону и отчетности, имеется большое количество мелких нарушений. Тогда он предпочитает закрыться, чтобы не подвергаться проверке со стороны налоговых органов. Здесь следует проявлять осторожность, так как при ликвидации проверка со стороны ФНС инициируется довольно часто;

    Желание уйти от долгов. Здесь или невозможность расплатиться, или мошенничество. Если финансовые дела предприятия настолько плохи, что решить проблему невозможно, то ликвидация происходит через банкротство.

Причины для преобразования АО в ООО

Основные причины, по которые руководство реорганизует акционерные общества в ООО, находятся в области регулирования ценных бумаг.

    Не является редкой ситуация, когда ценные бумаги для АО так и не были выпущены. Определенный процент юридических лиц регистрируется, но так никогда и не начинает работу. Бывает, что акции выпускать и не пытались. Возможно и такое, что попытка была, но что-то сделали не так, Центробанк отказал в регистрации. Повторно попыток не было;

    Согласно закону, после 1 сентября 2014 года все реестры акционеров необходимо передать профессиональным реестродержателям. Для многих компаний это стало неприятной неожиданностью. Они предпочли реорганизацию.

Если преобразование выполняется из-за нарушений с ценными бумагами, то появляется интересный момент. Если фирма продолжит работу, имея нарушения, то рано или поздно неизбежно будет оштрафована. Но если быстро совершить преобразование, то штрафов не будет: компания, которая нарушила регламент, с официальной точки зрения, перестает существовать.

Причины для преобразования ООО в АО

Основной причиной для преобразования ООО в АО является расширение бизнеса в разных формах.

    Количество учредителей возросло. В ООО многие решения должны приниматься единогласно. Если учредителей много, это бывает сложно. Как результат, компанией становится затруднительно управлять;

    Учредителей стало больше 50. Согласно закону, в ООО не может быть более 50 учредителей. Если такая ситуация имеет место, фирма должна в течение года реорганизоваться;

    Желание привлечь акционеров и использовать акционерный капитал вместо учредительного.

Важно, что преобразование ОАО в ЗАО и обратное не являются реорганизацией. Это относится к смене наименования, согласно решению, принятому в 2013 году.

Реорганизация предприятия.

Стремясь вывести предприятие из кризиса, многие руководители стараются предпринять максимально эффективные меры. В числе таких мер одной из самых радикальных является реорганизация.

Реорганизация предприятия может проходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

При слиянии на базе прекращающих деятельность одного или нескольких предприятий образуется новое юридическое лицо. Присоединением считается такая реорганизация, при которой одно предприятие вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое. При разделении на базе прекратившего деятельность юридического лица возникают новые. Выделением считается возникновение новой организации на базе продолжающего существовать юридического лица. Если же при реорганизации одно предприятие прекращает свою деятельность и на его базе возникает одно или несколько новых предприятий, то это - преобразование.

Многие руководители охотно шли на реорганизацию еще и потому, что видели а ней один из надежных способов уклонения от выплаты налоговой задолженности и штрафных санкций. Ведь действующее законодательство не предписывало вновь созданным предприятиям принимать на себя ответственность по налоговым обязательствам своего предшественника. В итоге все долги перед бюджетом оставались на старом предприятии, которое затем ликвидировалось, так и не погасив их.

Однако с введением в действие первой части Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) ситуация изменилась. Кодекс предусматривает, что налоговые права и обязанности могут в полной мере переходить от предшественника к созданному на его основе предприятию.

Иными словами, теперь возможно правопреемство в налоговых отношениях. По нашему мнению, если вновь создаваемое предприятие хотят освободить от налогового груза предшественника, то необходимо выплатить все старые долги и удовлетворить все требования кредиторов, в том числе и государства (задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды относится в соответствии с п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса РФ к кредиторской задолженности четвертой очереди).

Правопреемство в налоговом праве

Под правопреемством понимают переход права и (или) обязанности (в данном случае налоговой) от одного субъекта (правопредшественника) к другому (правопреемнику). Исходя из этого, задолженность по уплате недоимок, заработной платы и т. д. в обязательном порядке, по нашему мнению, должна включаться в разделительный баланс.

А как быть, если правопреемник уже принял на себя обязанности по налоговым обязательствам предшественника и тут выяснилось, что в результате счетной ошибки правопредшественника образовалась недоимка? В этом случае правопреемник может произвести пересчет и, согласно статье 78 НК РФ, поставить вопрос о зачете или возврате излишне уплаченного налога.

Обязательства предшественника по уплате штрафов также должны исполняться в назначенный срок. К примеру, если правопредшественник. имевший задолженность по уплате штрафа, должен был погасить ее в течение 6 месяцев со дня обнаружения нарушения (п. 1 ст. 115 НК РФ), то теперь это должен сделать правопреемник. Причем срок уплаты штрафа после правопреемства не приостанавливается и не прерывается ни на один день.

То же самое относится и к срокам исполнения обязанностей по уплате налогов. В соответствии с пунктом 3 статьи 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов.

Иными словами, правопреемник как бы замещает правопредшественника и в дальнейшем исполняет его налоговые обязанности.

В гражданском праве (например, в договорах об уступке права требования или о переводе долга) стороны могут специально установить, что к другому лицу переходит только определенное право или только определенная обязанность, а не весь комплекс прав и обязанностей. В этой связи возникает вопрос, возможно ли подобное в налоговом праве? Может ли, например, одно предприятие передать свой долг по уплате недоимок или штрафных санкций другому предприятию, заключив с ним соответствующий договор? Вправе ли одна организация передать другой право требовать возврата из бюджета излишне уплаченного налога?

В налоговом праве действует принцип «о налогах не договариваются». Согласно этому принципу, запрещается использовать налоговые оговорки, в силу которых обязанность по уплате налога возлагается на другое лицо. На сегодняшний день этот принцип прямо закреплен лишь в специальных актах налогового законодательства, посвященных отдельным налогам. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» запрещается включать в договоры и контракты налоговые оговорки, в соответствии с которыми предприятие берет на себя обязательство нести расходы по уплате налога других плательщиков. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Требования к реорганизации предприятий

Чтобы при реорганизации предприятия состоялось налоговое правопреемство, необходимо соблюдать:

во-первых, требования гражданского права, регулирующего процедуру реорганизация;

во-вторых, нормы антимонопольного законодательства;

в-третьих, правила о правопреемстве, установленные налоговым законодательством.

Процедура реорганизации регулируется Гражданским кодексом РФ, а также законами об отдельных видах юридических лиц: Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Федеральным законом от 8 декабре 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» и др.

Уведомление налоговых органов о реорганизации

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ предприятие обязано сообщить в налоговый орган о ликвидации или реорганизации в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Налоговые инспекции вправе провести выездную налоговую проверку реорганизуемых предприятий независимо от того, когда проводилась предыдущая проверка. Требовать, чтобы реорганизуемое предприятие досрочно исполнило свои налоговые обязанности, налоговые инспекции не вправе. Но они могут выявить в ходе проверки суммы недоимок, подлежащих уплате в бюджет, а также принять решение о наложении штрафных санкций при наличии налоговых правонарушений.

Передаточный акт и разделительный баланс

Если реорганизация проводится в форме слияния, присоединения или преобразования, то права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом. Если проводится разделение или выделение, то права и обязанности переходят к правопреемнику в соответствии с разделительным балансом. Но до того момента, как юридическое лицо будет зарегистрировано, права и обязанности остаются за правопредшественником, даже если передаточный акт и разделительный баланс уже составлены и подписаны.

Кстати, в этих документах должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Если передаточный акт и разделительный баланс не представлены вместе с учредительными документами либо в этих документах нет положений о правопреемстве, то в государственной регистрации вновь возникшему юридическому лицу могут отказать.

На практике часто возникает вопрос, как отразить в разделительном балансе сведения о правопреемстве по всем обязательствам в отношении всех кредиторов и должников? Ведь в статьях баланса содержатся лишь обобщенные показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и по нему невозможно установить размер задолженности перед конкретными кредиторами. Действительно, в балансе невозможно конкретно показать, кому именно и сколько должна организация. Поэтому достаточно того, чтобы из передаточного акта или разделительного баланса было ясно. что все обязательства юридического липа - правопредшественника действительно перешли к правопреемнику.

Это означает, что сумма актива баланса юридического липа (при слиянии - юридических лип) до реорганизации должна быть равна сумме активов баланса юридических лип (при слиянии - юридического липа) после реорганизации. Соответственно и сумма пассивов баланса (балансов) юридических лиц до реорганизации также должна равняться сумме пассивов баланса юридических лиц после реорганизации. Однако совпадение этих сумм не всегда гарантирует, что правопреемник действительно способен за счет полученных активов расплатиться по перешедшим к нему долгам правопредшественника.

Когда проводится реорганизация в форме разделения или выделения, то правопреемников может быть несколько. В этом случае права и обязанности распределяются между ними пропорционально подученному имуществу. В частности, если в результате разделения предприятия к одному из нескольких правопреемников перешло 10 процентов всего его имущества, то к этому же правопреемнику должно перейти и 10 процентов всех обязательств правопредшественника перед третьими лицами и перед бюджетом. Формально это выражается в том. что у каждого правопреемника сумма актива баланса должна быть равна сумме пассива баланса.

В некоторых случаях все же возникает необходимость четко определить, к какому конкретно правопреемнику перешли обязательства конкретных кредиторов и в какой части. Особое значение это имеет при реорганизации в форме разделения и выделения, когда правопреемников может быть несколько, а кредиторам нужно знать, к какому из правопреемников перешли обязанности по возврату конкретных кредитов.

На этот случай НК РФ предусматривает правило: если разделительный баланс не позволяет определить обязанности правопреемника по выплате долгов и налогов реорганизованного предприятия либо выплата этих долгов и налогов в полном объеме невозможна, то по решению суда вновь возникшие юридические липа могут солидарно исполнять финансовые и налоговые обязанности своего предшественника.

Чтобы возложить солидарную ответственность на правопреемников реорганизованного путем разделения (выделения) предприятия, налоговая инспекция должна:

Обратиться в суд с соответствующим иском;

Доказать в суде, что разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника в части обязанностей по уплате налогов либо исключает возможность исполнения в полном объеме этих обязанностей;

Убедить суд. что вся реорганизация была специально направлена на то, чтобы не исполнить обязанности по уплате налогов.

Но сделать это достаточно сложно, а значит, привлечь правопреемников к солидарной ответственности фактически невозможно.

Для того чтобы дело не доводить до суда и определить, к какому из нескольких правопреемников перешли права и обязанности перед конкретными кредиторами, к бухгалтерскому балансу, составляемому при разделении, следует прилагать список дебиторов и кредиторов. В этом списке следует указать все суммы дебиторской и кредиторской задолженности, которые имелись у предприятия до реорганизации (перечислить и основания этой задолженности - договоры, иные первичные документы). Кроме того, необходимо разработать и приложить к балансу порядок распределения этой задолженности между правопреемниками после реорганизации. Такой подход не будет противоречить и пункту 2 Указаний о бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (утверждены приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. № 81). Подпункт 2.1 этих указаний требует кроме передаточного акта и разделительного баланса в установленном порядке составить бухгалтерскую отчетность на дату реорганизации. Помимо обязательных статей в нее должен быть включен акт, содержащий перечень всех сумм дебиторской и кредиторской задолженностей.

Состав переходящих к правопреемнику прав и обязанностей

В пункте 2 статьи 50 НК РФ установлено. что обязанности реорганизованного предприятия по уплате налогов должен исполнять правопреемник независимо от того. знал ли он до завершения реорганизации о существовании у этого предприятия налоговой задолженности. Кроме того. правопреемник должен также уплатить все пени реорганизованного предприятия.

Если до принятия НК РФ обязанность по уплате пеней переходила к правопреемнику только, в том случае, когда сумма соответствующей недоимки была выявлена налоговыми органами до реорганизации, то теперь правопреемнику придется уплачивать пени даже тогда, когда недоимка выявлена после реорганизации.

Штрафы, наложенные налоговой инспекцией на предприятие до завершения его реорганизации, также выплачивает правопреемник. Это установлено пунктам 2 статьи 50 НК РФ. Штрафы, решения о наложении которых вынесены налоговыми органами после проведения реорганизации, не могут взыскиваться с правопредшественников.

Если из состава юридического лица выделяется не одно, а несколько предприятий, правопреемства по налогам не возникает. Это означает, что выделившиеся в результате реорганизации предприятия не уплачивают ни недоимку, ни пени, ни штрафные санкции. Это должен сделать сам правопредшественник. Но если в результате реорганизации в форме выделения правопредшественник не в состоянии уплатить налоги, то суд своим решением может обязать вновь созданные предприятия солидарно погасить задолженность перед бюджетом.

Налоговое законодательство предусматривает переход к правопреемнику не только налоговых обязанностей правопредшественника, но и его прав. В соответствии с пунктом 10 статьи 50 НК РФ сумма налога, излишне уплаченная предприятием до реорганизации, должна быть зачтена налоговым органом в счет будущих налоговых платежей правопреемника. Такой зачет необходимо произвести в течение 30 дней со дня завершения реорганизации.

Излишне уплаченная сумма налога может быть возвращена правопреемникам в соответствии с долей каждого из них. Эта доля определяется на основании разделительного баланса. При этом не имеет значения, числится ли за правопреемником задолженность по другим налогам, пеням, штрафам. Возврат проводится в течение одного месяца со дня подачи заявления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 79 НК РФ на сумму излишне взысканного налога должны быть начислены проценты. Эти проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день, когда излишне уплаченная сумма была фактически возвращена. Процентная ставка равна действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

Исполнение налоговых обязанностей при ликвидации организации

Налоговое правопреемство и ответственность учредителей своим имуществом по долгам ликвидируемой организации - разные вещи. При ликвидации предприятия его права и обязанности не переходят в порядке правопреемства к другим липам.

Между тем пунктом 2 статьи 49 НК РФ установлено, что в случае, если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для уплаты налогов и сборов, пеней и штрафов, то задолженность погашается учредителями организации. Порядок погашения установлен законодательством.

Но это не означает, что налоговые обязанности предприятий всегда переходят к учредителям в порядке налогового правопреемства. По гражданскому законодательству участники юридического липа отвечают по его долгам в строго ограниченных случаях. Например, если действия участников привели к несостоятельности (банкротству) юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК РФ). Кроме того. Гражданский кодекс РФ устанавливает, что по долгам предприятия отвечают участники, если предприятия созданы в форме полных товариществ и товариществ на вере, обществ с дополнительной ответственностью и некоторых других видов юридических лиц. Законодательство не обязывает участников акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью отвечать по долгам этих обществ.

Процесс реорганизации юридического лица основан на универсальном правопреемстве, которое представляет собой переход имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его преемнику на оснований. передаточного акта или разделительного баланса.

При реорганизации юридического лица учредители обязаны письменно уведомить об этом своих кредиторов не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния - с даты принятая решения об этом последним юридическим лицом, участвующим в.процессе слияния иди присоединения.

Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и соответственно, возмещения убытков независимо от срока погашения задолженности.

ГК РФ (ст. 92) и федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ "06 обществах с ограниченной ответственностью" (п. 8 ст. 37) устанавливают необходимость получения согласия всех участников общества для принятия решения о реорганизации в любой форме. Федеральным законом от 08.02.98 № 14-ФЗ предусмотрено пять основных форм реорганизации предприятия: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При подготовке к преобразованию обязательным условием является предварительное распределение или продажа долей, находящихся на балансе общества. Это решение принимает общее собрание участников, причем продажа, изменяющая размеры их долей, осуществляется по единогласному их решению (ст. 24 федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ). Созыв общего собрания, извещение о нем участников, предоставление им материалов к общему собранию и проведение собрания осуществляются в порядке, предусмотренном уставом общества.

В соответствии со ст. 56 указанного закона, решая вопрос о реорганизации общества (товарищества) в форме его преобразования в акционерное общество, общее собрание участников должно рассмотреть следующие вопросы:

принятие решения о преобразовании;

принятие решения о порядке и об условиях преобразования;

принятие решения о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества;

принятие решения об утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества;

принятие решения об утверждении передаточного акта.

Преобразование 000 в акционерное общество предполагает следующие варианты:

уставный капитал создаваемого АО равен уставному капиталу общества (товарищества);

акции создаваемого АО оплачиваются путем обмена на них долей участников;

участник становится собственником пакета акций в размере его доли в уставном капитале общества.

При данном варианте в уставном капитале АО фактически сохраняется та же структура, что и уставном капитале общества.

Для изменения структуры уставного капитала предусматривают размещение двух категорий акций:

обыкновенных и привилегированных.

При этом при определении порядка обмена долей устанавливается правило, согласно которому доля, размер которой равен или меньше определенного (произвольно выбранного) размера, обменивается на привилегированные акции, остальные доли - на обыкновенные. Например, доли, размер которых меньше 5 %, обмениваются только на привилегированные акции. При этом следует учитывать требования п. 2 ст. 25 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которому номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 % от уставного капитала акционерного общества.

При выделении можно передавать не только активы, но и долги.

При создании общества путем выделения необходимо учитывать два требования, предъявляемые к этой процедуре.

Во-первых, как преобразованные, так и выделенные общества должны по итогам реорганизации иметь сумму чистых активов не меньшую, чем их уставные капиталы.

Во-вторых, налоговые долги не могут переходить при реорганизации путем выделения к юридическому лицу (ст. 50 Налогового кодекса), т. е. они в полном объеме остаются у реорганизованного общества.

В случае передачи новому обществу долгов активы, переданные ему, должны превышать долги на сумму не меньше размера его уставного капитала. Сумма активов, оставляемая у реорганизуемого общества, соответственно должна превышать оставшиеся у него долги.

Реорганизация общества в форме выделения. требует проведения предварительного анализа, который предусматривает:

Подтверждение информации о наличии достаточного количества чистых активов;

Выявление суммы долгов общества;

Изучение структуры долгов: размера гражданско-правовых обязательств и суммы задолженности по налогам и сборам.

При выделении общества следует руководствоваться правилами:

Чистые активы реорганизуемого общества должны превышать или быть равными размеру его уставного капитала;

Активы реорганизуемого общества должны представлять сумму активов реорганизованного и выделенного общества;

Долги реорганизуемого общества не должны превышать суммы долгов реорганизованного и выделенного общества;

Чистые активы созданного предприятия должны представлять стоимость чистых активов реорганизованного и выделенного общества.

Общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения. В последнем случае первое из юридических лиц считается реорганизованным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного предприятия. Высший орган юридического лица определяет основные условия и порядок реорганизации, принимает решение об утверждении соответствующих документов. Основными документами являются:

при слиянии: договор о слиянии, устав или учредительный договор общества, создаваемого в результате слияния; передаточный акт каждой ликвидируемой организации;

при присоединении: договор о присоединении и передаточный акт каждой присоединяемой организации;

при разделении: решение о разделении и создании новых обществ, разделительный баланс;

при выделении: решение о выделении и создании нового общества, разделительный баланс;

при npeoбразовании: решение о преобразовании, передаточный акт.

При изменении организационно-правовой формы общества учредители должны представить в соответствующий регистрационный орган следующие документы:

Заявление юридическою лица об изменении организационно-правовой формы собственности;

Платежное поручение с подтверждением оплаты за регистрацию юридического лица;

Устав и учредительный договор старой и новой редакции;

Протокол общею собрания участников;

Заявление о выходе участников из состава учредителей;

Решение участников общества о преобразовании;

Копию договора аренды помещения;

Справку об отсутствии задолженности по аренде муниципальных площадей;

Справку об отсутствии задолженности по арендной плате за аренду земли;

Бухгалтерский баланс;

Расчет чистых активов;

Документы, подтверждающие оплату уставного капитала;

Передаточный акт.

Документы представляются в регистрирующий орган по месту прежней регистрации реорганизуемого предприятия независимо от тою, изменится его местонахождение после реорганизации или останется прежним.

При реорганизации общества может быть изменен уставный капитал, а также состав участников вследствие принятия вновь вступивших в общество или исключения выбывших.

Единоличный участник-учредитель реорганизованного общества представляет весь перечень указанных документов за исключением учредительного договора. Основным документом является устав, в котором указан размер уставного капитала общества.

Одним из главных моментов при реорганизации юридических лиц является составление передаточного акта и разделительного баланса. В состав передаточного акта и разделительною баланса включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату регистрации).

Реорганизуемые юридические лица должны провести инвентаризацию имущества и обязательств в целях подтверждения достоверности отдельных статей передаточного акта или разделительною баланса.

Разделительный баланс составляется по форме бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина России от 13.01.2000 № 4н "О формах годовой бухгалтерской отчетности организации". При этом разделительный баланс состоит из общего баланса ранее действовавшего юридическою лица и балансов всех новых обществ.

Передаточный акт составляется предприятиями в произвольной форме. Он содержит следующую информацию:

дачу и форму регистрации;

организационно-правовую форму и наименование правопреемника;

сумму активов и сумму пассивов баланса реорганизуемого юридического лица на дату реорганизации с расшифровкой по разделам баланса;

список прилагаемых форм отчетности;

список прилагаемых инвентаризационных описей, сличительных ведомостей;

список других прилагаемых документов (приказ об учетной политике предприятия, аналитические данные по дебиторской и кредиторской задолженности).

Регистрационный орган вносит соответствующие изменения и государственный реестр юридических лиц. Предприятию присваивается новый регистрационный номер и выдается временное свидетельство о регистрации. Порядок постановки на учет в контролирующих органах реорганизованного общества идентичен порядку регистрации вновь созданного общества.

Пунктом 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что предприятие в случае реорганизации обязано в письменной форме сообщить об этом в налоговый орган не позднее трех дней со дня принятия такого решения участниками.

В соответствии с приказом МНС России от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" (ред. от 24.12.99) заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту на хождения подается в течение десяти дней после его государственной регистрации по форме, установленной в приложении № 3 к приказу. При этом сведения, указанные в заявлении, должны соответствовать учредительным и иным документам, необходимым для постановки на учет.

При постановке на учет в налоговом органе вновь созданному обществу присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), поскольку ИНН организаций, прекративших деятельность в результате реорганизации, признаются недействительными (р. 3 приложения № 1 к приказу № ГБ-3-12/309).

ИНН общества, реорганизуемого в форме выделения и присоединения, не изменяется. Общество, реорганизованное в форме присоединения, обязано уведомить налоговый орган об изменениях и дополнениях в учредительных документах в течение 10 дней с момента их государственной регистрации (ст. 83, 84 НК РФ).

Созданные общества в процессе реорганизации приобретают обязанности правопреемника по погашению задолженности кредиторам (ст. 58 ГК РФ), а также бюджету - по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица (ст. 50 НК РФ).

Список литературы

Литература:

1. Гражданское право России: курс лекций. Часть первая. / Под ред. О.Н. Садикова. М. 1996.

2. Гражданское право. Учебник. Ч. 1-3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М. 1997.

3. Гражданское право: учебник. В 2-х томах. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханова. М.: 1999.

Нормативные акты:

1. Гражданский кодекс РФ

2. Налоговый кодекс РФ

5. Федеральный закон от 8 декабря 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Законодательством России закреплено пять форм реорганизации предприятий:

1. слияние;

2. присоединение;

3. разделение;

4. выделение;

5. преобразование.

Остановимся на каждом из них подробнее.

При слиянии каждое из объединяющихся юридических лиц прекращает деятельность, его права и обязанности переходят к вновь образованному юридическому лицу. Слияние можно выразить формулой - А+В=С.

Таким образом, примерно через 3 месяца после принятия решения о реорганизации в форме слияния, руководитель реорганизуемого юридического лица получает на руки следующие документы: свидетельство о прекращении деятельности организации, копию договора о слиянии, копии свидетельств вновь созданной организации-правопреемника, подписанные директором правопреемника передаточный акт и акт приема передачи бухгалтерских и иных документов. С этого момента все права и обязанности реорганизованной организации переходят к правопреемнику.

Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. Его статус не изменяется, для него решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внесение соответствующих изменений в устав. Присоединение можно выразить следующей формулой - А+В=А.

В процессе присоединения могут участвовать только организации. Имеющие одинаковую организационно - правовую форму. Решение о присоединении принимается общим собранием участников каждой из организаций.

Главное отличие в процедуре присоединения от слияния заключается в том, что государственной регистрации в случае реорганизации в форме присоединения подлежит не само акционерное общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительному документу. Само же общество, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Реорганизация в форме разделения подразумевает образование нескольких новых юридических лиц вместо одного, при этом реорганизованное лицо перестает функционировать, а все права и обязанности этого юридического лица распределяются между вновь созданными организациями. В виде формулы это можно записать так: А=В+С.

Реорганизация предприятия в форме разделения означает, вo-первых, прекращение деятельности общества, вo-вторых, в результате разделения акционерного общества возникают минимум два новых общества, каждое их которых необходимо зарегистрировать. При разделении акционерного общества все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. - М.:ИНФРА-М, 2005., с. 135.

Реорганизация в форме выделения влечет за собой образование еще одной или сразу нескольких новых организаций вместо одной, при этом реорганизованная организация продолжает функционировать, а часть ее прав и обязательств переходит к выделившимся из нее предприятиям. В этом случае формула выглядит так: А=А+В.

Выделение считается одним из самых сложных видов реорганизации. Оно занимает много времени и имеет большую значимость по причине того, что ни одна из организаций, принимающих участие в выделении, не ликвидируется. В то время как остальные четыре формы реорганизации заключаются в том, что одна из организаций свою работу завершает. Также особенностью реорганизации выделением можно назвать условия правопреемства. При выделении применяется способ частного правопреемства, при котором правопреемник перенимает ответственность только за некоторые аспекты правоотношения. Правопреемство невозможно в том случае, если обязательства и права имеют личный характер.

Разделение и выделение, в принципе, схожи между собой. Различие состоит в том, что при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько новых юридических лиц, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.

При реорганизации в форме преобразования происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, при этом реорганизованная организация прекращает свое существование, а к вновь созданной переходят все ее права и обязанности. Формула такой реорганизации выглядит так - А=В.

Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. К примеру, приватизация государственных предприятий представляет собой не сто иное, как преобразование. Законом установлены определенные ограничения на преобразование. Так, коммерческие организации не могут преобразовываться в некоммерческие, а общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия. Антикризисное управление: от банкротства - к финансовому оздоровлению / под ред. Г.П.Иванова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006., с. 304.

Мы описали пять существующих видов реорганизации. Этот перечень, указанный в законе, является исчерпывающим, то есть реорганизация предприятия в любую другую форму будет являться незаконной.

Помимо этого, существует классификация реорганизации по видам. Так, в зависимости от причин, реорганизация может быть:

1. добровольной;

2. вынужденной;

3. принудительной.

В случае добровольной реорганизации инициатива по проведению процедуры принадлежит собственникам организации и проявляется на основании их личных мотивов. Реорганизация в форме слияния и присоединения может осуществляться только в качестве добровольной, в отличие от иных способов реорганизации. Табурчак, П.П. Экономика предприятия (организации): учеб. для вузов / Табурчак П.П, Тумина В.М. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.- 320 с.: ил.- (Высшее образование), с. 267.

В случае вынужденной реорганизации инициатива по проведению процедуры также принадлежит собственникам организации, но проявляется она под требованием действующего законодательства. Например, когда в обществе с ограниченной ответственностью становится более 50 участников, Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" требует, чтобы ООО преобразовалось в ОАО или производственный кооператив в течение одного года. Или когда некоммерческая организация в форме союза или ассоциации по решению собственников начинает осуществлять предпринимательскую деятельность, Гражданский кодекс РФ требует, чтобы эта организация преобразовалась в хозяйственное общество или товарищество. Существуют и другие обстоятельства, при которых наступает необходимость вынужденной реорганизации.

В случае принудительной реорганизации инициатива по проведению процедуры принадлежит уполномоченным государственным органам или проводится по решению суда. Принудительная реорганизация производится только в форме разделения или выделения. Например, когда коммерческая организация или осуществляющая предпринимательскую деятельность некоммерческая организация начинают занимать доминирующее положение среди других организаций в сфере своей деятельности, Федеральная антимонопольная служба РФ может выдать Предписание о принудительном разделении такой организации.

В зависимости от целей проведения реорганизации, выделяют следующие два вида:

1. оперативная реорганизация;

2. стратегическая реорганизация.

В процессе оперативной реорганизации решаются две главные задачи: обеспечение ликвидности и существенное улучшение результатов деятельности предприятия. Комплекс мероприятий оперативной реорганизации содержит в себе, во - первых, действия по снижению всех видов расходов и быстрого увеличения сбыта и обращения. Оперативная реорганизация осуществляется в краткосрочном периоде, обычно он составляет 3 - 4 месяца.

Реализация программы стратегической реорганизации ставит за цель создание адекватных условий внутри предприятия для достижения им своих стратегических целей. Существенными особенностями этого вида реорганизации, в отличие от оперативной являются следующие:

она осуществляется в значительно более длительные сроки, чем оперативная;

базируется на предварительно разработанных корпоративной и функциональных стратегиях;

нуждается в существенных капиталовложениях.

Стратегическая реорганизация обеспечивает долгосрочную конкурентоспособность, для достижения которой необходимое определение стратегической цели предприятия, разработка стратегической концепции развития, а также направлений и инструментов реализации этой цели. При осуществлении стратегической реструктуризации все начинается с определения миссии компании, которая дает возможность обосновать ее существование, направление развития, сферу и специфику деятельности. Трофимов К.Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций / Автореф. ... канд. юрид.наук. - М., 2006., с.145.

Итак, обобщая вышесказанное, можно заключить, что организацию можно считать реорганизованной с того момента, как завершилась государственная регистрация вновь созданных юридических лиц. Исключением является только реорганизация в форме присоединения. Как мы уже отмечали выше, в подобном случае организация, к которой присоединяется другая организация, считается реорганизованной с того момента, когда в ЕГРЮЛ будет внесена запись о прекращении деятельности присоединенной организации. Реорганизация считается завершенной с того дня, когда Едином государственном реестре появляются соответствующие записи.

Рано или поздно, но любое предприятие в своем развитии сталкивается с необходимостью произвести изменения в своей организационно-управленческой структуре. В юриспруденции данная операция называется реорганизацией. Реорганизация - преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств и производственного потенциала предприятия. При проведении реорганизации как руководство так участники (акционеры) предприятия сталкиваются не только с юридическими вопросами, которые по существу определяется только формальная сторона реформ, но в первую очередь с экономическими вопросами и отчасти с вопросами трудового законодательства в отношениях с персоналом. Только комплексный подход к реализации планов реорганизации и выполнение всех формальностей предусмотренных действующим законодательством позволит в последующим избежать не нужных претензий и споров от контрагентов организации, в том числе и от государства в лице его представительств, таких как налоговые органы, трудовые инспекции, антимонопольные органы и самое главное от правоохранительных органов, которые могут усмотреть в ваших действиях состав административного или уголовного правонарушения.

Реорганизация деятельности юридического лица – это изменение правового положения юридического лица или прекращение его деятельности. Процедура характерна тем, что другие юридические лица, задействованные или образующиеся в результате реорганизации, приобретают т.н. правопреемственные отношения: участники реорганизации передают друг другу различные права и обязанности. Порядок и сущность реорганизации закреплены в ст. 57 ГК РФ, а детализированы в ст. 51 ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью» и в ст. 15 ФЗ «Об акционерных обществах».

Существует пять видов реорганизации юридических лиц:

Слияние

Как правило, данный вид реорганизации применяется при условии того, что существующие участники (акционеры) либо являются одними и теми же лицами, либо это будущие партнеры на равнозначных условиях у сливаемых лиц. При этом органы управления, как правило, становятся комплексными (совместными). Два и более юридических лица вместе образуют одно новое, при этом объединяющиеся прекращают свое существование. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Реорганизация юридических лиц в форме слияния, может быть осуществлена только с согласия уполномоченных государственных органов.

Присоединение

Этот вид реорганизации еще называется как поглощение. Одно или несколько лиц присоединяются к другому, которое, как правило, в данной сделке является доминирующим. В результате остается только одно, к которому выполняется присоединение. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Права и обязанности присоединенного юридического лица переходят к юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение.

Разделение

Данные вид реорганизации применяется, когда бизнес вырос, и управление его подразделениями удобнее осуществлять в рамках самостоятельно раздельно существующих юридических лиц. Еще, часто встречающимся основанием для применения разделения, является разделение бизнеса между партнерами, но прежде чем принять решение на таком основании необходимо определить возможность такого разделения, не всегда практически оно возможно. При разделении юридическое лицо делится на два или более юридических лица, при этом первое юридическое лицо прекращает существование, а его права и обязанности разделяются между вновь создаваемыми юридическими лицами на основании разделительного баланса. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

Выделение

Этот вид реорганизации, мягкая форма разделения, но при выделении сохраняется первоначальное юридическое лицо, из состава которого выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом первое юридическое лицо продолжает существовать. К каждому из вновь создаваемых юридических лиц переходит часть обязанностей и прав в соответствии с разделительным балансом.

Преобразование

Юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида. Например, общество с ограниченной ответственностью – в закрытое акционерное общество. Такие преобразования необходимы в большей части не для удобства организации хозяйственной деятельности, а для удобства корпоративного управления и капитализации активов.

Реорганизация осуществляется по решению участников (акционеров) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В некоторых случаях, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц, может быть осуществлена по решению уполномоченных государственных органов (Федеральной антимонопольной службы) или решению суда. Порядок реорганизации коммерческих организаций по представлению антимонопольных органов определен специальным административным регламентом (утвержден Приказом ФАС РФ №293 от 20.09.2007г.).

Прежде чем принять решение о той или иной форме реорганизации юридического лица необходимо тщательно оценить все юридические и экономические последствия и возможно для этого целесообразно привлечь аудиторов и независимых консультантов.