Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Татьяна и онегин проблема счастья. Сочинение Пушкин А.С

Татьяна и онегин проблема счастья. Сочинение Пушкин А.С

Зачастую при письме люди сталкиваются с определенными орфографическими проблемами, способными ввести человека в творческий ступор. Например, многие не знают когда пишется "не", а когда "ни". Зачастую люди путаются. Употребление частиц "не" и "ни" с разными частями речи осуществляется согласно чётким правилам. Знание их позволит справиться с верным написанием слов в тексте.

Общее значение частиц

Итак, подробнее. Каждая из частиц наделена собственным значением, которое играет ключевую роль при непосредственной постановке словоформ в определенное положение. Для того чтобы понять когда пишется "ни", а когда "не", необходимо ознакомиться с общим видом соответствующего правила.

Употребление частицы не Употребление частицы ни
Выражение основного отрицания: Мы не отправимся в путешествие. Придание эффекта усиленного отрицания: Я не увидел ни звездочки.
Употребление в форме устойчивых элеметов: Этот ученик вовсе не глупец! Употребление в качестве устойчивых словосочетаний: Его одежда - ни кафтан ни ряса.
В отрицательных или вопросительных предложениях (довольно часто "не" идёт бок о бок с частицей "только"): Чего я только не вытворял в канун летних каникул! Отрицание в предложении, в котором отсутствует подлежащее: В заброшенном замке ни души.

Использование в качестве повторяющегося элемента (частицы) Юные внуки не могли не подумать о благополучии своей бабушки.

Правописание частиц при существительных и прилагательных

Рассмотрим сочетания с конкретными частями речи. В первом случае употребление частиц "не" и "ни" подчиняется правилу, которое имеет небольшой аспект, имеющий отношение как к имени прилагательному, так и к существительному. Что это значит?

Если к определённому слову можно подобрать синоним, не обладающий приставкой "не-", то оно пишется слитно в обоих случаях:

Мои друзья увидели небольшой (=маленький, компактный) домик на лужайке;

Не нужно говорить мне неправду (=ложь, обман).

А если после соответствующего слова наблюдается противопоставление в виде "союз "а"+ антоним", необходимо писать "не" раздельно:

Эта каменная дороге не широкая, а узкая ;

Я считаю его не другом, а врагом .

Также "не" пишется раздельно с прилагательным в следующих случаях:

  • обозначение какого-либо цвета или вкуса: он нарисовал не алые паруса;
  • сравнительная степень: но я ничуть не ниже своего брата.

Правописание частиц при глаголах и деепричастиях

Поскольку деепричастия представляют собой особую форму глагола, обе части речи имеют под собой общую основу в виде единого правила. Практически всегда перечисленные элементы русского языка отделяются от "не":

Не задумываясь о своем будущем, он редко придавал значение образованию;

Белоснежный конь не решился перепрыгнуть забор.

Правописание частиц при причастиях

Сталкиваясь с этими частями речи, люди нередко задумываются о том, когда пишется "не", а когда "ни", что влечет за собой ряд небольших проблем. На самом деле ситуация вовсе не сложна, стоит лишь обратить пристальное внимание на некоторые аспекты.

Слитное написание Раздельное написание

Отсутствие зависимых слов при полной форме причастия: у меня в кармане еще есть не растраченные деньги.

Наличие зависимых слов при полном причастии: не решенная отличником задача
В роли зависимых слов при полном причастии выступают наречия степени или меры: это совершенно не подходящее место При расположении противопставления, которое выражается с помощью союза "а": на клумбе виднелись не распустившиеся, а увядающие розы
Причастие характеризуется краткой формой: наше с некоторыми просьбами еще не отправлено

Правописание частиц при местоимениях

Если между 2-мя элементами местоимения наблюдается предлог, то данное сочетание будет выражаться в виде трех отдельных слов. Например:

Моему отцу не у кого занять небольшую сумму денег;

На первом уроке нам не о чем было разговаривать.

Наибольшее количество вопросов возникает в случае употребления "не" и "ни" в качестве приставок. На самом деле, все очень просто:

Также существует еще одно правило, которое позволяет уточнять когда пишется "не", а когда "ни" при встрече с определенными конструкциями конструкциями. Вот оно:

Правописание частиц при наречиях

Любое отрицательное наречие будет писаться слитно с элементами "не" или "ни". Например:

Я ничуть не сожалею о совершенном поступке;

Моему другу незачем приносить с собой шпоргалку: он и так знает все ответы.

Но частица отделяется от основного слова в некоторых случаях. Если:

  1. писать наречие следует через дефис: вы ведете себя не по-христиански;
  2. рядом располагается усилительное наречие: мы не очень хотим идти в школу;
  3. наречие не оканчивается на буквы -е или -о: я не всегда рисую красочные картинки.

Существенная часть рассматриваемых неизменяемых частей речи, оканчивающихся на -о или -е, подчиняется правилам, которые обладают собственной особой характеристикой. Вот они:

Правописание частиц при союзах и предлогах

В русском языке помимо самостоятельных частей речи существуют и служебные, являщиеся своеобразными "клейкими" сегментами, благодаря которым предложения приобретают цельный и логически завершенный вид. Эти малые элементы тоже могут находиться рядом с частицами "не" и "ни". Правила, регулирующие подобные ситуации, имеют довольно понятный вид с кратким обьяснением сути:

Частицы не и ни являются отрицательными, поэтому они служат для обозначения отрицания действия, признака, предмета и т. д.: Пусть прошлое уходит: не тужи (Сад.); На месте городов ни камней, ни развалин (Вол.).
Употребление частицы не

1. Частица не употребляется в качестве основного отрицания того, что обозначается словом, к которому она относится по смыслу: Это жизнь, не застывшая бронзой, черновик, не вошедший в тома (Анток.).
2. Частица не входит в состав устойчивых сочетаний вряд ли не, едва ли не, чуть ли не, вовсе не, а также в состав союзов не то...не то, не только—но, не то что не...а, не то чтобы не...а, пока не.
3. Частица не употребляется в восклицательных и вопросительных предложениях, начинающихся с местоимений, наречий, частиц (кто не, как не. где только не и т. д.): Как не любить родной Москвы! (Бар.)
4. В качестве повторяющейся в составном глагольном сказуем«ям частица не служит для передачи утвердительного смысла: Я не мог не признаться в душе, что моё поведение в симбирском трактире было глупо (П.).
5. В качестве словообразовательной частица не под ударением входит в состав неопределенных и отрицательных местоимений и наречий (некто, нечто, несколько, некого, нечего, негде, неоткуда, незачем)". Ждать писем было не от кого и неоткуда.


Употребление частицы ни

1. Частица ни служит для усиления отрицания:
Затем, что вся в снегу, зимой ни зеленеть, ни цвесть я не могу (Кр.).
2. Частица ни входит в состав устойчивых сочетаний ни дать ни взять, ни пуха ни пера, ни слуху ни духу, ни с места.
3. Для усиления утвердительного смысла частица ни употребляется в придаточном предложении в сочетании с местоимениями, наречиями (кто ни, что ни, какой ни, куда бы ни, где бы ни; сколько ни и т. д.):
Сколько бы нация за свою историю ни породила героев, сколько бы ни совершила подвигов, — это всегда считанные люди и считанные события (Панч.);
Как бы. то ни было, ребёнок родился слепым (Кор.).
В этом значении сочетания местоимений и наречий с частицей ни вошли в состав устойчивых оборотов (во что бы то ни стало, куда ни шло, откуда ни возьмись и т. п.).
4. В качестве словообразовательной безударная частица ни входит в состав отрицательных местоимений и наречий (никто, ничто, никакой, ниоткуда, никуда, нигде, ничуть)". И та не нужна и эта ни к чему (Кар.).
311. Прочитайте. Установите значение частиц не и ни.
1. Как хорош этот лес поздней осенью! Нет ни ветра, ни тени, ни света, ни шума (Т.). 2. Даже в самую откровенную минуту с наиболее любимыми подругами я никогда ни единым словом не проговорилась о тяжёлом материальном положении моей семьи (Вод.). 3. Принимать совершенно незнакомых людей он не любил (Ф. С.). 4. А внутри домика какие перемены! Не видать ни Захара, ни Анисьи! (Гонч.) 5. Я не мог заснуть не потому, что не устал от охоты, и не потому, что испытанная мною тревога разогнала мой сон, а уж очень красивыми местами нам приходилось ехать (Т.). 6. Нет, не дряхлому востоку победить меня! (Л.) 7. О «Хирургии» до сих пор ни слуху ни духу (Ч.). 8. Не разлюбить, не оторвать от сердца, не отемнить вас, русские снега! (Тат.)
312. (Сочинение.) Напишите сочинение-миниатюру о взаимосвязи и различии поколений (например, «Отцы w. дети» наших дней) с использованием частиц не и ни для создания как отрицательных, так и утвердительных конструкций. Используйте риторические фигуры.


НАПИСАНИЕ не И ни С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

1. Частица не пишется слитно:
1) в тех случаях, когда без нее слово не употребляется (невежда, неприкаянный, негодовать, ненавидя, нельзя};
2) с существительными, прилагательными, наречиями на -о, если они посредством не образуют новое, противоположное по значению слово (антоним):
недруг (=враг), нетвёрдый (= мягкий), недалеко (asблизко);
3) под ударением в неопределенных и отрицательных местоимениях без предлогов (некто, некого, нечто, нечего, некий, некоторый; ср.: не у кого, не с чем, не для чего, не о ком), а также в отрицательных наречиях (некуда, неоткуда, незачем, негде);
4) в глаголах с приставкой недо- (недоглядеть, недодать, недоедать);
Примечание. От глаголов с приставкой недо-, которые обозначают несоответствие требуемой норме, следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей не, которые обозначают не доведенные до конца действия; ср.: она чегото недосказывала ("умалчивала") — она не досказала историю до конца ("не закончила рассказ").
5) с полными формами причастий, при которых нет зависимых (пояснительных) слов (непроверенная тетрадь, нечитающая аудитория, невидящий глаз, неотдохнувший путник).
2. Частица не пишется раздельно:
1) с глаголами и деепричастиями (не радуется, не пообедал; не выдумывая); исключения:
нейдёт, неймёт, неймётся;
2) с полными формами причастий, если они имеют зависимое от них (пояснительное) слово (не переставший с утра дождь; не бегающий трусцой спортсмен; не решённая учеником задача);
Примечание. Если причастие переходит в прилагательное, го частица не пишется с ним слитно независимо от наличия пояснительного слова (исключение — слова с ни) я при отсутствии условий раздельного написания частицы не с прилагательными. Ср.: не совершённое альпинистами восхождение (причастие с зависимым словом) — несовершенные по форме изделия (прилагательное с зависимым словом) — ничуть не совершенные по форме изделия (прилагательное со словом ничуть, включающим отрицание ни).
3) с краткими формами причастий (решение не определено, сено не скошено);
4) с существительными, прилагательными, наречиями на -о, если есть противопоставление с союзом а или же оно только подразумевается, выражается интонацией (он не друг, а враг; река не бурная, а спокойная; дача находится не далеко, а близко; пальто не дорогое — его можно купить; для меня это не новость);
Примечание. Такие противопоставления следует отличать от конструкций с мнимым противопоставлением, в которых сопоставляются не исключающие друг друга понятия (антонимичные), а совмещающиеся; ср.: дом не высокий, а низкий — дом невысокий, но красивый. При сопоставлении с союзом ко частица не с прилагательными пишется слитно.
5) с прилагательными и наречиями на -о при наличии пояснительных слов отнюдь, далеко, вовсе, а также всех слов, включающих частицу ни (далеко не спокойный, вовсе не дружелюбен, отнюдь не радостный; нисколько не страшный, ничуть не убогий, ничем не примечательный);
Примечание. При наличии пояснительных слов — обстоятельств меры и степени абсолютно, весьма, в высшей степени, вполне, крайне, отчасти, почти, совершенно, совсем, чрезвычайно — частица не с прилагательными и наречиями на -о пишется слитно (очень невыгодное дело, весьма непривлекательный поступок, абсолютно недопустимый вариант).
6) с числительными, усилительными наречиями, местоимениями, безлично-предикативными словами (не два, не семеро, не совсем, не он, не та, не надо, не жаль, не нужно).
3. Частица ни пишется слитно:
1) в безударной позиции в местоимениях без предлога (никто, ничто, ничей, никакой, никому; ср.: ни с кем, ни о чём, ни с чьим);
2) в наречиях (нигде, никак, никогда, ниоткуда, никуда).
В5| 4. Во всех остальных случаях, с любыми другими частями речи частица ни пишется раздельно со словами, перед которыми она употребляется (ни разу, ни минуты, ни ответа ни привета, ни один человек не пришёл, ни я).
Примечания. 1. Следует различать выражения никто иной не и не кто иной(другой), как(а); ничто иное не и не что иное (другое), как (а). Выражения никто иной не, ничто иное не предполагают наличие частиц и создают отрицание. Выражения не кто иной как, не что иное как предполагают наличие союза как. Например: А что. если ся человеческая жизнь есть не что иное, как цепь превращений? (Кат.); И вдруг я понял, что ведь это в лесу не кто другой, как глухарь, запел (Пришв.).
2. Выражения ни один ("никто"), ни разу ("никогда") — отрицательные (Ни один приятель ни разу не был у него этой зимой). Выражения не один, не раз ("многие", "много* или "много раз", "неоднократно") — утвердительные (Не один мой дед отдал жизнь на войне; Не раз я заслушивался русской песней).
313. Перепишите, раскрывая скобки и распределяя данные слова по группам: 1) без не не употребляется; 2) в сочетании с не возникает иное, антонимичное значение.
(Не)настъе, (не)до1рота, (не)р,орослъ, ^ке ^грамотный, (не)поладки, (не)былпца, /"невидимый, (не)учтивость, (не ^хватка, (не)волъно, СнСУРядица, (не)беда, (не)жарко, (не ^желание, /"несчастный, (не)уро" жай, (не ^вовремя, (не ^приязнь.

314. Прочитайте. Установите, с какой частью речи употреблены частицы не и ни. Объясните их слитное или раздельное написание.
1. С тех пор я уже нигде не встречал моей незнакомки (Т.). 2. Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами (Цв.). 3. Что имя нежное моё, мой нежный, не упоминаете ни днём ни ночью... (Цв.) 4. Небывалая осень построила купол высокий (Ахм.). 5. И тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости (Пауст.). 6. Страдать за убеждения — не постыдно (Ф. С.). 7. Расселись, начали Кваотет; он всё-таки на лад нейдёт (Кр.). 8. Я не хочу любви твоей, я не могу её присвоить; я отвечать не в силах ей, моя душа твоей не стоит (Рыл.).
315. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание не и ни с существительными.
1. Пускай они возненавидят (не)иравяу пламенной душой (Рыл.). 2. Как будто копил предметы моей СнСлюбви (Ахм.). 3. Твой свод упал; кругом летают с криком сова и (не)т:оиыръ (Фет). 4. Война пожарами нас жгла, и f ненависть к врагам кипела (Тот.). 5. Слезами я письмо тебе напишу. И (не ^словами, а живою кровью (Тот.). 6. Она была далеко f не ^красавица (Л.). 7. Иль на палубе в f ненастье, в мех закутавшись пушистый, слушать, как стучит машина... (Ахм.) 8. В городе всё закрыто — праздник, «взятие Бастилии», но ("ни^танцев, С ни ^процессий (Бун.).
316. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание не и ни с прилагательными.
1. Солнце стало ("неярким (Грин). 2. Пригвождена к позорному столбу славянской совести старинной, с змеёю в сердце и с клеймом на лбу, я утверждаю что — СнСвинна (Цв.). 3. Потом он почувствовал вдруг С неизъяснимое облегчение, позволившее ему нанести противнику ряд сокрушительных ударов (И. и П.). 4. Ты жадно слушаешь и песни старины, и рыцарских времён волшебные преданья — насмешливых льстецов (^несбыточные сны (Л.). 5. Был он /"немолод, на все случаи жизни имелись у него свои, часто совсем (неожиданные поговорки (Сл.). 6. Мода вещь (неизбежная, но опасная! (Конч.) 7. То была защитного цвета армейская рубашка, (^непарадная — полевая (Кар.). 8. Молчание было тягостное и не)аро}5,олжктелъаое (Грин).
317. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание не и ни с местоимениями,
1. И ("н-.^чему не мешает это ожидание (Т.). 2. Она не могла продолжать: (н..)чт"о необыкновенное про изошло в это самое мгновение (Т.). 3. Они всё глядели на него, но (н..)кто (н..)чето не говорил до тех пор, пока вышедший на дорогу высокий старик не обратился к нему (Л. Т.). 4. Я знаю твои морщины, как знаешь и ты — мои, которых — (н..)ты ли — автор? (Цв.) 5. ...Слушать, как стучит машина, и не думать (н..)(о)чеу1 (Ахм.). 6. Это только девочка из глины, (н-)(на)что ей жаловаться так (Ахм.). 7. «Господа! — сказал он, — это (н..)(на)что не похоже» (Л.).
318. (Сочинение.) Напишите сочинение-миниатюру (шутку, юмореску), используя данные устойчивые выражения.
На за что ни про что, ни с того ни с сего, ни то ни другое, ни то ни сё, ни тот ни другой, ни тот ни этот.
319. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание не и ни с глаголами.
1. Рассыпа..щаяся корь бузины... (Н..)зве"ци! (Цв.) 2. Светало. Светало. Светало. Но всё ещё (н„)р&ссвело — чего-то сквозь сон (н..)хватало (Анток.). 3. Два часа ночи... (Н..)спЕ1Т..ся (Л.). 4. «За что они все меня /"н^навид.-т?» — думал я (Л.). 5. Признаюсь, сколько я (н: ^старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно (Л.). 6. Куда (н..)оглянусь, повсюду рожь густая (Майк.). 7. Как (н..)любить родной Москвы (Бар.). 8. Любовь никак (не)ущёт: на ум (Рыл.). 9. (Не)зд,оровлп"..ся, повышена температура (Бун.).
320. Прочитайте, раскрывая скобки. Установите, в каких случаях глагол содержит приставку недо-, выражающую неполноту действия.
1. Расплёскан мёд, и песни (не)(до)печы (Вол.). 2. Тогда проступил огневой транспарант по экрану, заглавье идущей зари, (не)(до)спавший Казбек (Анток.). 3. Утратила Лисица в делах здоровье и покой, в трудах куска (не)(до)ер,ала, ночей (не)(до)сыпала. (Кр.). 4. Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то (не)(до встаёт (Л.). 5. Фамильярности я (не) (до)аускал (Боб.). 6. Пекарский, продол жая (не)(до)умеватъ, постучал пальцами по столу (Ч.). 7. ...Полнота и глубина чувств и мыслей (не)(до)пуск&е7 бешеных порывов (Л.). 8. Родич Черныша столь же страстно любил малорусский народ, сколько (не)(до)любл"авел «казаков», то есть великороссов (Леек.). 9. Глаз кругом много! Один (не)(до)тляцел, и второй, а третий увидел (Прист.).
321. Перепишите, раскрывая скобки. Какие закономерности определяют правописание не с деепричастиями?

1. Он шёл (не ^торопясь и слегка наклонив свой тонкий стан (Т.). 2. Как скоро Волк у стада забуянит и обижать Овцу он станет, то Волка тут властна Овца, ^ке^разбираючи лица, схватить за шиворот и в суд тотчас представить (Кр.). 3. Мы (не)хотя усаживаемся за длинный, как нары, кухонный стол (Аст.). 4. (Не ^чувствуя ни рук, ни ног, я полз по снегу чуть живой (Сим.). 5. Старики бежали за ними, задыхаясь и (не)гор,уя (И. и П.). 6. Толпы (не)виця, глаз (не ^отрывая от черт знакомых, шёл я рядом с ней (Ю. В.). 7. Он оттого ушёл, (не ^умирая, что, может быть, и не было его как личности (Сев.). 8. «Я извиняюсь», — уже (не)тоц,уя заговорил Никанор Иванович (Булг.).
322. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание частицы не с причастиями и словами на -мъш.
1. Но (не ^сдающийся глагол за голом забивает гол (Тот.). 2. Есть счастливцы и счастливицы, петь (не ^могущие (Цв.). 3. Пустынник был (не)говорлив;
Мишун с природы молчалив: так из избы (не ^вынесено copy (Кр.). 4. Пришлось идти в комод, доставать новую рубашку, ещё (не ^надёванную (Ф. С.). 5. Потом складывала всё на столик, где лежала уже гора Сме^распечатанных посылок (Конч.). 6. Где ещё эти ^непрекращающиеся взрывы (Прист.). 7. На аэродроме в Омске лежал ещё (не ^тронутый теплом снег (Кон.). 8. Возвращение на Остров Воды теперь мне казалось ни с чем (не ^сравнимым (не ^счастьем (См.). 9. Поэтому литовцы, османы и русские имели свои ^неповторимые судьбы (Л. Гум.). 10. Однако теории (не./удобоваримы, особенно новые (Л. Гум.).
323. (Сочинение.) Прочитайте, раскрывая скобки. Прокомментируйте написание слов с не (частицей или приставкой). Напишите сочинение (описание или рассуждение) «Портрет русского помещика» (по произведениям Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого или других авторов — по выбору).
Ах, детушки, СкСпонравились бы и вам помещики того времени! Конечно, вы (не)стали бы, может быть, винить их за то, что они были совсем какими-то /"неотёсанными... А я просто (не)тиюглй смотреть на них без смеха. Но они поражали меня не только своей ^ке^уклюжестыо. Хотя я до своей свадьбы совсем (не)бывал& в обществе, но всё же поняла, что большая часть их были люди грубые, Сме^образованные, а шутки, остроты и намёки их были до ("невероятности (не) деликатны и даже грязны. (По Е. Н. Водовозовой.)
324. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание не и ни с, наречиями.
1. (Н... ^даром в юноше горит любовь к общественному благу! (Рыл.) 2. Сибирь царю покорена, и мы Сме^праздно в мире жили! (Рыл.) 3. А (н..)д&ром ли вы потратили ваши деньги? (Ф. С.) 4. Прозрачная ложится пелена на свежий дёрн и С незаметно тает (Ахм.). 5. ...Все свои выходки и дерзости начальству я старалась делать с весёлым видом, желая показать, что мне всё (н..)почём (Вод.). 6. ...Понимаешь, (н..)(в)уючъ одинокие слышать шаги (Tarn.). 7. А это для сердца (не)просто награда, — такая отрада, что большей (не)аадо! (Tarn.) 8. Сильный дождь лил (н..)д,олго (Л. Т.).
325. (Тренировочный диктант.) Прочитайте, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание частиц и их выбор. Напишите текст под диктовку.
Со..нце давно уже зашло, но свет (н..)убывал.
Серая, как заяц, туча, вставшая над полем, была без тени, и рож.. с..яла, словно изумрудный сел.-зень на брач.-ном пиру.
Тяж..лыми м..нотами посыпались капли. (Н..)густо, то и дело прерываясь, будто кто(то) их пересчит-.вал. Все монеты серебря-.ные, с добрую (полу ^полтину.
Падая на пухлую, ухоже-.ную землю, капли-монеты подн-.мали фонтан-.чики пыли. Пыль, ос..дая, торопливо укрывала влагу — четвёртая неделя без ДОЖ..ДЯ.
Малах косился на небо (ис)(под)лобъя. И тут над ним ахнуло, и такой посыпался дож..ь, что и самого поля..делалось Сн-.^видно. Впрочем, этакое бывало. Пролетит туча, (пол /деревни намочит, а на другой половине — сухо. Но что^бы} дож..ь пролился на одно только поле, обойдя другие? (По В. Бахревскому.)
326. (Предварительный диктант.) Повторите правописание частиц не я ни с различными частями речи. Напишите текст под диктовку.
Мы совсем не были подготовлены ни к самостоятельному мышлению, ни к критическому анализу.
Мысли наши были какие-то коротенькие и несложные, высказывались отрывочно и непоследовательно.
Наши чувства и выражения были не только стадными, но часто извращёнными, язык наш страдал однообразием и бедностью выражения, запас слов был крайне невелик. Но как бы то ни было, наша мысль зашевелилась впервые, нас охватил какой-то вихрь вопросов, глаза у всех блестели, щёки пылали, сердца трепетали. Мы сидели и рассуждали далеко за полночь, бросаясь к кроватям при каждом шуме из комнаты классной дамы.
— Он просто отчаянный какой-то! — было мнением большинства. Однако, несмотря на отзывы, не совсем благоприятные для Ушинского, мы сразу, инстинктивно, почуяли в его личности что-то сильное, крупное и оригинальное.
— Ах, если бы он подольше у нас остался! — восклицали воспитанницы, но тут же единогласно высказывали твёрдое убеждение, что ему у нас несдобровать. (По Е. Н. Водовозовой.)

327. Повторите правописание не и ни. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
1. Как (н: ^старался я отгонять от себя прочь воспоминания о С нСзнакомке... оно то и дело возвращалось и приставало ко мне. 2. «Что же ты, — прибавил я, (не)чаяиъо увидев на земле новенький четвертак, — (н..)вил8л, что ли, его»? 3. ...Если когда я и заезжал к себе в деревню, то (н..)более как на (не)сколъко дней, так что мне (н..)раз"у (н..)пркшлось побывать в ^к-^Глинном, (н..) в Михайловском. 4. (Н: ^красавицу мою я (не}вяд,ел (н..)гае, (н..)тото мужчину. 5. Девица Бадаева пела (не)д,урао. 6. С f недоумением, слабо протянув одну руку, смотрела она на меня. 7. Притом же я действительно больше (н..)чего (н..)знал. 8. Я (н..)чего (н..)зц&ю, решительно <к../чего; я <не^знаю, (н..)кто вы, (н..)кто он. 9. Знаю я эту ^небрежность ^неизлечимого горя, знаю равнодушие безвозвратного (не)счастъя\ 10. На дворе (не)зашечалосъ (н..)чего /"необыкновенного. (По И. С. Тургеневу.)

328. (Контрольный диктант.) Повторите тему «Правописание частиц». Напишите текст под диктовку.
В бытность Гоголя студентом Нежинского лицея старшему Чернышу случилось ехать с ним вместе вёрст за пятьдесят или за сто от Нежина в деревню в гости к каким-то их общим знакомым. К кому именно — не знаю, но ехали они вдвоём.
На дворе стоял невыносимый июньский зной, и раскалённый малороссийский воздух был полон той тонкой чернозёмной пыли, которая умеет пронизать всё — обратить путников в арапов, слепить их волосы и запорошить им глаза, нос и уши. Вокруг широко расстилается неоглядная малороссийская степь, и, кажется, нет ей ни конца, ни предела. Во всём поле не встречается никакое живое существо; даже мелкие птички, и те, притомившись, пали к хлебным корням, и не видно их там, где они перемогают этот страшный зной огнепалящей печи. Только одни грязные оводы с огромными глазищами неотступно мычатся над несчастными взмыленными конями и ещё более увеличивают их мучительное терзание.
Гоголь всё мурлыкал песенки, вертелся, посвистывал на коней, сгонял прутиком оводов и в шутливом тоне заговаривал с ямщиком. Но ямщик на эту пору попался им самый несловоохотливый, и как Гоголь его ни заводил на разговоры, наконец должен был от бесед с ним отказаться. И вот тогда-то его перекинуло на спутника. Гоголь очень спокойно, но без пристрастия до того раззадорил Черныша, что тот, несмотря на усталость, начал и с своей стороны отвечать горячо и нетерпеливо. (По Н. С. Лескову.)

ТЕСТЫ

А. Чем частица отличается от других частей речи, в том числе служебных?
Б. Присущи ли частице синтаксические функции (роль члена предложения)?
В. Определите, одинаково ли значение, вносимое частицами: Разве это рыба? Я думал, змея. — Разве это рыба! Малёк какой-то...
Г. Какое из данных слов не употребляется с дефисом: то, нибудь, ка, поди, же1
Д. Укажите пример, в котором необходимо использовать ни:
Он н: был там;
Где он только н.. бывал!;
Где бы он н: был, я помню друга;
Неужели он там н.. был?
Е. Укажите пример, в котором необходимо использовать не:
Н.. раз ошибался;
Н.. разу н: единого н.. ошибся:
Н: сколько н.. обиделся;
Н: сколько обид рассорили друзей;
Н.. один лишь стебелёк трепещет в бурю;
Н.. луны, н: звёзд.
Ж. Почему на слова несгораемый, неиссякаемый, нескончаемый не распространяются правила правописания не с причастиями?


В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман "Евгений Онегин" занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное русло. Произошла смена эпох: работа над романом начата еще при Александре I, продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравственные ориентиры резко изменились. Прежде чем анализировать роман, надо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр "Евгения Онегина" - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой - рассказчик). Лирический сюжет в романе доминирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки. Проблемы цели и смысла жизни - ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника - указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского - декабристского - поколения как бы "выходят из игры": они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, - то, которое Лермонтов назовет "толпой угрюмою и скоро позабытой" - изначально "поставлено на колени". В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства - важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному "ветреной младости"), и к истинному глубокому преклонению перед возлюбленной. Для автора одним из важнейших критериев духовного изменения человека становится отношение к браку, к долгу. Юность не приемлет скучного постоянства::мы, враги Гимена,В домашней жизни зрим одинРяд утомительных картин:Супруг воспринимается как объект для насмешек::рогоносец величавый,Всегда довольный сам собой,Своим обедом и женой.Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк "Отрывков из путешествия Онегина":Мой идеал теперь - хозяйка,Мои желания - покой:То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудности, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет у мужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:Блажен, кто смолоду был молод,Блажен, кто вовремя созрел.Ведь и трагедия главных героев проистекает из неумения Онегина "вовремя созреть", из-за преждевременной старости души:Я думал: вольность и покойЗамена счастью. Боже мой!Как я ошибся, как наказан.Любовь для автора и для его героини Татьяны - огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского - необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь - "наука страсти нежной". Истинное чувство познает он к концу романа: когда придет опыт страданий.Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-ая глава дает резко сатирическое изображение света. Трагическая 6-ая глава заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть. И он призывает "младое вдохновенье" спасти душу поэта от гибели, не дать:окаменетьВ мертвящем упоенье света,В сем омуте, где с вами яКупаюсь, милые друзья!Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.Образ "милых друзей", окружающих человека в "мертвящем" "омуте света", появляется в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала "наука страсти нежной", так карикатурой на истинную дружбу - светское приятельство. "От делать нечего друзья" - таков приговор автора. Дружба без глубокой духовной общности - лишь временный пустой союз. Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе - потому так страшны автору эти "светские" дружбы. Для автора неумение дружить - страшный признак моральной деградации современного общества.Сам автор обретает смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в работе. И образование Онегина, и его попытки погрузится в чтение, и его усилие писать ("зевая, за перо взялся") автор воспринимает иронически: "Труд упорный ему был тошен".Особенно важна в "Евгении Онегине" проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина - не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга - превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: "младой улан ее пленил". Для Татьяны смерть Ленского - трагедия. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: "Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего". Обостренное чувство долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны - высший нравственный выбор, смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям. Кульминационный момент сюжета - 6-ая глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяны. Для Онегина понятие "светской чести" оказывается значительнее нравственного долга - и он платит страшную цену за допущенную смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им приятеля. Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба реальнее - важно, что никакой не будет, Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама человеческая жизнь - ничто.