Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Смысл фразеологизма авгиевы конюшни. Синтаксический разбор и значение фразеологизма "авгиевы конюшни"

Смысл фразеологизма авгиевы конюшни. Синтаксический разбор и значение фразеологизма "авгиевы конюшни"

Шестой подвиг. Геракл очищает Авгиевы конюшни.

Несказанно богат был царь Элиды Авгий. Бесчисленные стада его быков и овец и табуны коней паслись в плодородной долине реки Алфея. Триста коней с ногами белыми, как снег, было у него, двести - красных, как медь; двенадцать коней были все белые, как лебеди, а у одного из них блестела во лбу звезда.

Так много было у Авгия скота, что слуги не успевали чистить хлева и конюшни, и за много лет в них накопилось навоза до самых крыш.

Царь Еврисфей, желая удружить Авгию и унизить Геракла, послал героя чистить Авгиевы конюшни.

Геракл явился в Элиду и сказал Авгию:

Если ты отдашь мне десятую часть своих коней, я очищу конюшни в один день.

Авгий засмеялся: он думал, что их вовсе нельзя очистить. Поэтому царь сказал Гераклу:

Я отдам тебе десятую часть моих коней, если ты в один день очистишь мои конюшни.

Тогда Геракл потребовал, чтобы ему дали лопату, и Авгий, усмехаясь, велел принести её герою.

Долго же тебе придётся работать этой лопатой! - сказал он.

Один только день, - сказал Геракл и пошёл на берег Алфея.

Полдня он усердно работал лопатой. Земля взлетала из-под неё и ложилась высоким валом. Геракл запрудил русло реки и отвёл её прямо в царские конюшни. Воды Алфея стремительно потекли через них, унося с собой навоз, стойла, кормушки, даже ветхие стены.

Опершись на лопату, Геракл смотрел, как проворно работала река, и только иногда приходил ей на помощь. К заходу солнца конюшни были очищены.

Не взыщи, царь, - сказал Геракл, - я очистил твои конюшни не только от навоза, но и от всего, что было ветхо и давно сгнило. Я сделал больше, чем обещал. Теперь ты отдай мне обещанное.

Но жадный Авгий заспорил, стал браниться и отказался отдать Гераклу коней. Тогда Геракл пришёл в ярость, вступил в бой с Авгием и убил его в поединке.

У вас в жизни был такой случай, когда какой-нибудь человек, зайдя в помещение, восклицал: "Да это же авгиевы конюшни какие-то!". И вот это выражение с того момента не дает вам покоя. Каково его значение, что хотели сказать, употребив его? Вы не задали этот вопрос произнесшему данный фразеологизм? Нет? И не нужно, чтобы вас не сочли идиотом - как же, вроде взрослый человек, а не знает такой элементарщины. Но различные источники трактуют его каждый по-своему. А в этой статье я опишу правильное и общепринятое значение данного фразеологизма.

Синтаксический разбор словосочетания

Сначала рассмотрим его, как всегда, с языковедческой стороны - сделаем синтаксический разбор словосочетания "авгиевы конюшни". Скучная и порядком надоевшая часть, конечно, но без нее никак нельзя. Благодаря ей можно разобрать значение каждого слова в этом выражении, чтобы в дальнейшем понять смысл последнего. Но я отвлеклась. Итак, рассмотрим каждое слово в этом фразеологизме как часть речи. Начнем с "конюшен". "Конюшни" - является именем существительным множественного числа, отвечает на вопрос "что". В единственном числе слово "конюшня" имеет женский род и 1-ое склонение. Идем дальше. "Авгиевы" - имя прилагательное множественного числа, отвечает на вопрос "чьи". Образовано от существительного "Авгий". Те, кто читал древнегреческую мифологию, услышав слово, а точнее, имя "Авгий", хлопнут себя по лбу и побегут вытаскивать давно забытую книгу с самой дальней полки. А незнающим, чтобы понять значение фразеологизма "авгиевы конюшни", нужно прочесть следующий пункт.

Происхождение фразеологизма

Наверняка все слышали о Геракле, который, прислуживая царю Эврисфею, совершил двенадцать подвигов. Один из них напрямую касался Авгия. Так звали сына бога солнца Гелиоса. Отец подарил ему власть над племенем эпеев и прекрасное стадо, в котором было несколько тысяч красных и белых быков и один золотой, сияющий, как солнце. Царь поместил их в огромный загон. С тех пор прошло много лет, а в нем ни разу не убирали. За годы там скопилось очень много навоза, который бы и за день не смогли вычистить. Именно это и поручил Эврисфей Гераклу. Тот пришел к Авгию и предложил свою помощь. Но царь только посмеялся над ним. Возмущенный Геракл поспорил с Авгием: если он за один день уберет все конюшни последнего, царь отдаст ему десятую часть своих стад. Ударили по рукам, и Геракл сразу же пошел работать. Конюшни представляли собой длинный коридор. Мимо него бурным потоком текли реки Алфей и Пеней, от которых к заранее вырубленной противоположной стене загона Геракл прорыл канал и загородил его плотиной. Как только течение воды изменилось, он разрушил перегородку. Поток хлынул в конюшни, унося с собой весь навоз. Когда вода спала, загоны сияли чистотой. Увидев то, что герой выполнил свою часть уговора, Авгий отказывается исполнять свою, мотивируя это бесправным положением Геракла как раба Эврисфея. Геракл приходит в ярость и клянется отомстить ему. Позднее, уже будучи свободным, он исполнит свою клятву. Но Эврисфей не засчитал очистку авгиевых конюшен, ответив, что работу за него сделали воды Алфея и Пенея. Однако жители владений Авгия остались навек ему благодарны за то, что герой избавил их от зловония, годами идущего от загонов.

Авгиевы конюшни: значение

Итак, разбираем значение обсуждаемого фразеологизма. В мифе это огромные и жутко грязные загоны царя Авгия. А в лингвистике "авгиевы конюшни" - фразеологизм, обозначающий крайнюю запущенность и неряшливость не только в помещении, но и на деле.

Пятый подвиг Геракла

Этот подвиг состоял в том, что он должен был за один день очистить Авгиевы конюшни и скотный двор. Так завистливый и трусливый царь Эврисфей замыслил извести Геракла тяжелой работой.

Авгий был сыном лучезарного Гелиоса и царем Элиды, известным большим богатством, полученным в наследство от отца. Бесчисленны, как облака в небе, были его стада волшебных быков и овец. У трехсот быков шерсть на ногах была белая как снег, двести были красные, а двенадцать быков, посвященных Гелиосу, были белые, точно лебеди, а один из них блистал, как звезда.

На огромном скотном дворе, где содержались целых три тысячи быков, накопилось за долгие годы столько навозу, что считалось невозможным его очистить.

Бот Геракл явился в Авгию и обещал очистить ему конюшни и скотный двор за один день и поставил условие, что царь должен отдать ему за эту тяжкую работу десятую часть своих стад. Посмеялся царь Авгий и, уверенный в том, что Геракл не сможет выполнить своего обещания, согласился на это условие. В свидетели их договора Геракл взял царского сына Филея. Геракл принялся за работу и стал отводить в сторону реки Алфей и Пеней, затем он разрушил в двух местах стены скотного двора и провел через них канал. Бода хлынула бурным потоком и в один день унесла весь навоз со двора. Так выполнил Геракл свое обещание. Но Авгий не согласился отдать за работу обещанной платы и передал дело в суд.

Но выступил на суде свидетелем против своего отца честный Филей. Тогда, не дожидаясь решения суда, хитрый Авгий изгнал из страны Филея и Геракла; и поселился Филей на острове Дулихия, а Геракл возвратился в Тиринф.

Геракл, освободившись впоследствии от службы Эврисфею, решил отомстить Авгию. Собрав большое войско, он двинулся с ним на Элиду; но племянники Авгия подстерегли войско Геракла в засаде и разбили его. Сам Геракл в это время был болен; по выздоровлении он отомстил своим врагам и нанес им поражение. Затем он отправился снова в Элиду и, взяв город, убил стрелой Авгия. Одержав победу, он посадил на священном поле в честь Зевса оливковые деревья, принес жертвы двенадцати олимпийским богам и богу реки Алфею и учредил Олимпийские игры.

Из Элиды Геракл направился в город Пилос отомстить царю Нелею, который помогал Авгию, и началась в Пилосе страшная битва; участвовали в ней и боги. И сражался герой Геракл против Ареса и Геры и своей палицей бил по трезубцу Посейдона и по скипетру Аида, которым тот гонит мертвых в подземное царство.

Сражался Геракл и против серебряного лука Аполлона и с помощью Зевса и Афины одержал победу. Взяв город Пилос, он убил Нелея и одиннадцать его сыновей. Но труднее всего было Гераклу сражаться с сыном Нелея Периклеменом, который обладал даром превращений. Он нападал на Геракла то в виде льва, то орла, то змеи, то пчелы. Бот обернулся Периклемен мухой и сел на колесницу Геракла. Но Афина Паллада открыла Гераклу превращение Перикле- мена, и Геракл пустил в него свою смертоносную стрелу.

Царскую власть невозможно представить без ее символических атрибутов, таких как корона, держава и скипетр. Эти регалии являются общепринятыми - помимо российских правителей, их использовали и используют короли и императоры всех держав. Каждый из этих предметов имеет особое значение и уникальную историю появления.

Яблоко державы

Держава (от древнерусского «държа» - власть) представляет собой золотой шар, покрытый драгоценными камнями и увенчанный крестом (в эпоху христианства) или другой символикой. Она, прежде всего, олицетворяет верховную власть монарха над страной. В Россию этот значимый предмет пришел из Польши во времена Лжедмитрия I и использовался впервые на церемонии его венчания на царство, нося при этом название « державы».

Державу не зря называли яблоком, она напоминает не только своей округлостью - этот плод является образом мира. Кроме того, этот глубоко символический предмет означает женское начало.


Своей круглой формой держава так же, как , олицетворяет земной шар.

В образе державы имеется также и религиозный подтекст. Ведь на некоторых холстах Христа изображали с ней, как Спасителя мира или Бога отца. Державное яблоко здесь использовалось в - Царство Небесное. А через обряд миропомазания православному царю передаются полномочия Иисуса Христа – царь должен привести своих людей на последнюю битву с Антихристом и одержать победу над ним.

Скипетр

По преданиям скипетр был атрибутом богов Зевса и Геры (или Юпитера и Юноны в римской мифологии). Существуют данные, что Древнего Египта также пользовались предметом схожим по значению и внешнему виду со скипетром.

Пастушеский посох – первообраз скипетра, ставший впоследствии знаком пастырской власти у служителей церкви. Европейские же правители укоротили его, в результате получив предмет, который известен по средневековым картинам и многочисленным историческим заметкам. По форме он напоминает жезл, из золота, серебра или других драгоценных материалов и символизирует .


Часто западноевропейские правители имели второй жезл в дополнение к основному, он выступал верховного правосудия. Скипетр правосудия был украшен «дланью справедливости» - перстом, указывающим на .

При венчании на царство в 1584 году Федора Иоановича, скипетр стал полноценным признаком самодержавной власти. А чуть менее века спустя его и державу стали изображать на гербе России.

Символы царской, королевской или императорской власти – это ряд материальных признаков правителя, именуемых регалиями. Набор регалий в различных государствах примерно одинаков. Внешние символы государственной власти известны с глубокой древности и изначально назывались инсигниями.

К символам царской, императорской и королевской власти принято относить разнообразные регалии. В России ими являлись , государственные щит и меч, государственное и большая государственная печать. В широком смысле этого символами являлись также трон и парадные одеяния, такие, как порфира.

Царский сын Филей наблюдал за исполнением договора и подтвердил, что выполнил свою часть обещания. Сын Зевса отвел в сторону русла рек Пеней и Алфей, разрушил стены конюшен и провел через скотный двор канал, в который хлынула вода и за сутки унесла весь навоз. Авгий был рассержен и не пожелал отдавать быков в награду, а своего сына, выступившего в защиту героя, выгнал вместе с Гераклом из страны. Этот подвиг стал шестым в списке двенадцати подвигов Геракла.

Позже Геракл отомстил Авгию: собрал войско, завязал с ним войну, захватил Элиду и убил царя стрелой.

Значение фразеологизма «авгиевы конюшни»

Также иногда авгиевыми конюшнями называют не только место, но и положение дел: например, так можно сказать о запущенной ситуации в стране или беспорядке в делах какой-либо организации. В любом случае это положение, которое требует либо очень больших усилий для исправления, либо кардинальных мер.

Авгиевыми конюшнями называют очень грязное помещение, а также беспорядок не только в помещении или в определенном месте, но и в делах. Этот фразеологизм возник благодаря известному древнегреческому мифу об одном из подвигов великого героя Геракла.

Происхождение фразеологизма «авгиевы конюшни»

В древнегреческой мифологии Авгий – это царь эпеев в области Элида в северо-западной части полуострова Пелопоннес. Его родителями, по преданию, были бог солнца Гелиос и Гирмина (по другой версии, Навсидама). Авгий прославился на всю Элладу благодаря своим богатым стадам быков и коз, полученным в наследство от отца. Они содержались на скотном дворе, в конюшнях. Это были волшебные животные: триста быков с белоснежной шерстью на ногах, двести красных быков, двенадцать чисто белых и один сверкающий, словно звезда.
Точное количество голов в стаде неизвестно, вероятно, их было около трех тысяч.
Несмотря на их волшебное происхождение, физиология у животных была вполне земная, и постепенно конюшни заполнялись отходами их жизнедеятельности. Но очисткой скотного двора никто не занимался, и за несколько лет в конюшнях накопилось такое количество навоза, что они превратились в зловонное, невероятно грязное и страшное место. Вид этих конюшен отпугивал всех людей, и никто не был готов приняться за их очистку, которая могла занять годы. Только Геракл, сын Зевса, взялся за это дело, которое без преувеличения назвали подвигом. За эту работу Авгий пообещал герою десятую часть своего стада, но поставил невыполнимое условие – очистить конюшни всего за один день. Царь был уверен в том, что никто не способен справиться с этим делом, но Геракл принял предложение. Царский сын Филей наблюдал за исполнением договора и подтвердил, что герой выполнил свою часть обещания. Сын Зевса отвел в сторону русла рек Пеней и Алфей, разрушил стены конюшен и провел через скотный двор канал, в который хлынула вода и за сутки унесла весь навоз. Авгий был рассержен и не пожелал отдавать быков в награду, а своего сына, выступившего в защиту героя, выгнал вместе с Гераклом из страны. Этот подвиг стал шестым в списке двенадцати подвигов Геракла.
Позже Геракл отомстил Авгию: собрал войско, завязал с ним войну, захватил Элиду и убил царя стрелой.

Значение фразеологизма «авгиевы конюшни»

Содержание этого мифа за несколько веков могло позабыться, но в языке до сих пор живо выражение «авгиевы конюшни», которое появилось еще в древности. Так говорят о сильном беспорядке, очень грязном, запущенном месте, помещении, требующем генеральной уборки. Также иногда авгиевыми конюшнями называют не только место, но и положение дел: например, так можно сказать о запущенной ситуации в стране или беспорядке в делах какой-либо организации. В любом случае это положение, которое требует либо очень больших усилий для исправления, либо кардинальных мер.