Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сколько атлантов поддерживают портик здания. Атланты эрмитажа

Сколько атлантов поддерживают портик здания. Атланты эрмитажа



Здание Нового Эрмитаж а по адресу Миллионная улица, 35 - единственное из всех корпусов Государственного Эрмитажа , которое было созданоспециально для хранения разросшейся коллекции музея.

Оно было построенов 1852 году по проекту немецкого архитектора Лео Кленце. Надо признать, что само приземистое двухэтажное здание Нового Эрмитажа не является образцом архитектуры, достойным восхищения, однако, гранитные скульптуры атлантов, украшающие главный входвыделяют и облагораживают это здание.

По древнегреческой мифологии - титаны, призванные Зевсом поддерживать небесный свод. Так и у здания Нового Эрмитажа атланты поддерживают массивный балкон.

Десять одинаковых атлантов были созданы по рисунку Гальбига, по модели скульптора А.И.Теребенева, который за их создание был удостоен звания академика.

Пятиметровые фигуры атлантов высекали на протяжении пяти лет 150 мастеров- каменотесов из серого сердобольского гранита. Затем, на протяжении еще 3 лет - вручную полировали пятиметровые статуи.

Атланты изображены в виде молодых юношей великолепного телосложения. На их головах венки из колосьев, на лица ниспадают пряди волос, набедренные повязки из медвежьих шкур. Лица их горды и одухотворены, они не склонились под тяжкой ношей, горды оказанной им честью нести громаду.

Атланты давно обросли легендами и стали частью петербургского фольклора. Так, по известной примете, жених и невеста в день бракосочетания должны подержаться за большие пальцы атлантов, тогда брак их будет счастливым, а дети, рожденные в этом браке - очень красивыми.Помогают атланты и в решении личных проблем, главное - подержаться за большой палец скульптуры в одиночестве.


Атланты получили всероссийскую известность и стали настоящим символом Петербурга, наряду с Медным Всадником, и Чижиком-Пыжиком , после вышедшей в 1966 году песни Александра Городницкого «Атланты».

«Когда на сердце тяжесть и холодно в груди
К ступеням Эрмитажа ты в сумерках приди.
Там без питья и хлеба, забытые в веках
Атланты держат небо на каменных руках»…

Быть может, именно атланты поддерживают низкое питерское небо, чтобы оно окончательно не опустилось на хмурые крыши.

Координаты : 59°56′28″ с. ш. 030°19′03″ в. д.  /  59.94111° с. ш. 30.31750° в. д.  / 59.94111; 30.31750 (G) (Я)

Атланты Эрмитажа являются одним из символов Санкт-Петербурга ; именно они вдохновили Александра Городницкого на написание песни «Атланты» :

… Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках.

История создания

Автор проекта здания Нового Эрмитажа архитектор Л. Кленце в 1840 году представил два проекта портика; в отвергнутом при обсуждении проекте вместо атлантов были кариатиды . В соответствии с замыслом Кленце скульптор И. Гальбиг выполнил уменьшенную модель атланта в виде фараона ; модель из Мюнхена была прислана в Санкт-Петербург. В 1846 году Теребенёв изготовил по собственным эскизам модель атланта в натуральную величину, которая в итоге и была принята.

Изготовление всех фигур велось под руководством Теребенёва в течение двух лет. Ему помогали около 150 каменотёсов, каждый из которых занимался своей частью - руками, ногами, торсом…; лица Тербенёв заканчивал собственноручно. Фигуры были установлены к 1 сентября 1848 года. Кленце в изданном им в 1850 году к окончанию строительства Нового Эрмитажа увраже писал:

Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже.

Повреждения

Деформации и трещины

Портик жёстко связан с фасадной стеной здания: в уровне перекрытий (над 1-м этажом) и в уровне фундаментов (в подвальной части здания). В результате основная часть здания, нагруженная больше, оседая, увлекает за собой портик. Неравномерная осадка - крен в сторону здания - вызывает деформации: в измерениях 1997 года максимальное горизонтальное смещение (до 4 см) было отмечено в верхнем уровне четырёх атлантов, расположенных по поперечным осям портика.

Атланты были установлены на гранитные постаменты и поддерживают головой и руками балки -прогоны портика. Проект предполагал, что эти балки будут опираться только на колонны, а атланты не будут несущим элементом. Однако даже при небольшой деформации конструкции деформируются и скульптуры, испытывающие дополнительные напряжения (особенно в верхней и нижней частях); это приводит к возникновению трещин.

По результатам исследования были сделаны рекомендации: каким-либо образом убрать жёсткую связь между портиком и зданием (например, сделав гибкое шарнирное соединение). Также предлагалось изменить соединение скульптур с балками-прогонами, исключив опирание балок - при этом для обеспечения устойчивости атлантов необходимо создать специальные горизонтальные связи. Однако до сих пор не дошло до какой-либо практической реализации этих рекомендаций.

Попадание снаряда

Во время ленинградской блокады , 29 декабря 1941 года, в портик Нового Эрмитажа попал снаряд (один из 30 снарядов из дальнобойных орудий, попавших в здания Эрмитажа ). Один из атлантов был повреждён особенно серьёзно - на его торсе образовалась рваная «рана».

Фотогалерея

    Caryatid brideNight.jpg

    Вид при вечернем освещении

    Atlantes-Saint Petersburg-4.jpg

    Atlantes-Saint Petersburg-5.jpg

Напишите отзыв о статье "Портик Нового Эрмитажа"

Литература, ссылки

История создания

  • на сайте Эрмитажа
  • Милица Коршунова . // «Наше наследие» . - № 66, 2003

Деформации и трещины

  • Алексеев С. И. // «Реконструкция городов и геотехническое строительство». - № 3, 2000
  • Михаил Кулыбин . // «Петербургский строительный рынок». - № 3, 2003

Отрывок, характеризующий Портик Нового Эрмитажа

– Да. А помнишь, как папенька в синей шубе на крыльце выстрелил из ружья. – Они перебирали улыбаясь с наслаждением воспоминания, не грустного старческого, а поэтического юношеского воспоминания, те впечатления из самого дальнего прошедшего, где сновидение сливается с действительностью, и тихо смеялись, радуясь чему то.
Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.
Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее.
Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют.
– А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было.
Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка.
– Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа.
В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук.
– Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит!
– Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях.
Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.
– Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете…
– Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
– Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
– Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!
– Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила.
– Да, но трудно нам представить вечность, – сказал Диммлер, который подошел к молодым людям с кроткой презрительной улыбкой, но теперь говорил так же тихо и серьезно, как и они.
– Отчего же трудно представить вечность? – сказала Наташа. – Нынче будет, завтра будет, всегда будет и вчера было и третьего дня было…
– Наташа! теперь твой черед. Спой мне что нибудь, – послышался голос графини. – Что вы уселись, точно заговорщики.
– Мама! мне так не хочется, – сказала Наташа, но вместе с тем встала.
Всем им, даже и немолодому Диммлеру, не хотелось прерывать разговор и уходить из уголка диванного, но Наташа встала, и Николай сел за клавикорды. Как всегда, став на средину залы и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери.
Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно прежде, и долго после не пела так, как она пела в этот вечер. Граф Илья Андреич из кабинета, где он беседовал с Митинькой, слышал ее пенье, и как ученик, торопящийся итти играть, доканчивая урок, путался в словах, отдавая приказания управляющему и наконец замолчал, и Митинька, тоже слушая, молча с улыбкой, стоял перед графом. Николай не спускал глаз с сестры, и вместе с нею переводил дыхание. Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть на сколько нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина. Старая графиня сидела с счастливо грустной улыбкой и слезами на глазах, изредка покачивая головой. Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем.
Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
– Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
– Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
Наташа вдруг остановилась.
– Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.
Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.

Атланты Эрмитажа в Санкт-Петербурге – десять пятиметровых гранитных статуй титанов, установленных в галерее портика здания Нового Эрмитажа. Могучие фигуры Атлантов, шагнувшие из мира древнегреческих мифов на мостовые Петербурга, удерживают на плечах небесный свод, олицетворяя собой мощь, красоту и несокрушимость Северной столицы.

Держащие небо

Здание Нового Эрмитажа, выходящее на Миллионную улицу, было построено в 1852 г. по чертежам архитектора из Мюнхена Лео Кленце. Двухэтажное строение не отличается архитектурным совершенством, и лишь гранитные исполины, украшают его, неудержимо притягивая взгляды и сердца жителей и гостей города.

В исходном проекте главный вход предусматривалось украсить легковесными фигурами кариатид в образе фараонов, но известные русские архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов разработали более интересное решение. Портик предлагалось оформить статуями атлантов, чьи мощные фигуры визуально рассматривались, как великолепные колонны для поддержки массивного балкона.

Весной 1844 г. был проведен конкурс, на который талантливый скульптор А.И.Теребенёв в качестве образца представил величественную фигуру колосса. За статую, выполненную из глины и представленную на конкурс, он получил звание академика Императорской Академии художеств.

Огромные фигуры по моделям Теребенёва высекали пять лет 150 каменотесов, используя для этого сердобольский гранит благородного серо-графитного цвета, который в то время добывали в каменоломнях на островах Ладожского озера, и долго вручную полировали, доводя до сияющего великолепия. Первый атлант, вырезанный из гранита, произвел столь сильное впечатление на Николая I, что император удостоил автора царским подарком - перстнем с бриллиантом.

В 1848 г. десять атлантов «родились» и заняли свои места у входа в портик Нового Эрмитажа.

Атланты изображены в виде прекрасных молодых юношей с телосложением и красотой эллинских героев. Их сильные ступни со вздувшимися от напряжения венами упираются в тяжелые постаменты, вырубленные из разновидности черно-розового карельского гранита - рапакиви. Головы украшены венками из колосьев, бедра - медвежьими шкурами.

Тайна необыкновенного мистического впечатления, которое оказывают на человека эти фигуры, скрывается в удивительном реализме и ощущении присутствия некой силы, исходящей от темных фигур, сверкающих полированной поверхностью. Это не декоративные статуи, призванные лишь украшать и услаждать взор. Видно, что каменные тела юношей испытывают ужасное напряжение, на пределе сил удерживая колоссальную тяжесть небесного свода и укрывая землю от вечного хаоса. Они не позируют, не красуются мощью - их прекрасные лица, искаженные болью и упорством, полны одухотворенного мужества и гордости.

Век XX - XXI

В советское время 1921 – 1938 гг. исследования скульптур и архитектурных конструкций проводились под руководством известного реставратора Игоря Крестовского, который обнаружил крупные трещины на угловых фигурах.

В 1997 г. ученые НИИ Министерства обороны провели комплексные научно-технические исследования креплений атлантов с применением точной аппаратуры. Были выявлены сдвиги в фундаменте, нарушения в изначально эластичной конструкции, компенсирующей вертикальное смещение огромных скульптур при изменениях температуры, снеговой нагрузки, влажности, а также серьезные трещины в самих фигурах.

В 2010 г. руководство Эрмитажа выделило средства на дополнительные исследования состояния крепежных конструкций статуй и их надежность. В 2011 г. были подготовлены предварительные расчеты и проекты по проведению масштабной реконструкции и реставрации, но по причине дефицита финансирования до сих пор в полном объеме не проведены ни инструментальные исследования, ни реставрационные работы.

Легенды и традиции

Еще в 1941 г. родилась легенда о гранитных исполинах. Фашистский снаряд повредил одного из Атлантов, но тот выстоял, и люди поверили, что крайний справа гигант, лицо которого обращено в сторону Марсова поля, одарен особой сакральной силой. Монументальные фигуры, удерживающие небо над Петербургом, стали для всех символом защиты, надежности и постоянства. Сегодня к подножью исполинов композиторы, художники и писатели приходят за вдохновением, старики – за воспоминаниями, влюбленные – за мечтами о будущем. Все знают, что пострадавший в военное время Атлант может исполнить желаемое, если дотянуться до большого пальца его правой ноги.

У молодоженов также существует ритуал - чтобы брак был вечным, а дети здоровыми, жених и невеста одной рукой держатся за большой палец на ноге Атланта, одновременно соединяя свободные руки и формируя неразрывное кольцо, которое выдержит любые испытания на прочность.

Прославленный русский скульптор Александр Теребенёв появился на свет в Петербурге 201 год назад - 21 января 1815 года.

Благодаря своему таланту, он смог привлечь к себе внимание царского двора, украсить Северную столицу своими творениями, но судьба заставила его погибать в одиночестве и нищете.

сайт рассказывает, как одаренный скульптор взошел на вершину профессии, откуда упал на самое дно жизни.

От Греции к естественному

В январе 1815 года в семье скульптора и карикатуриста Ивана Теребенёва в Петербурге появился сын Александр. Мальчик решил пойти по стопам отца. В 1824 году, желая развить природный дар, он поступил в Императорскую Академию художеств. Какое-то время здесь Александр Теребенёв провел в рисовальном классе, но затем избрал своей специальностью именно скульптуру. Ей он обучался у известного профессора Василия Демут-Малиновского, работавшего, в частности, над оформлением здания Главного Адмиралтейства.

Скульптура в академии в момент обучения молодого Теребенёва стала стремиться к изображению естественных, реальных форм, хотя до этого было принято подражать древней классической Греции. В то время скульптор делал успехи. В 1835 году Теребенёвым были получены награды за бюст с натуры книготорговца И.В. Оленина, являвшегося его дядей, а также медали за барельефы. За один из них - «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя», его оставили пенсионером в академии. Год спустя Теребенёв уже выставлялся на выставке художественных произведений.

Барельеф «Битва амазонок с центаврами», выполненный Теребенёвым, в зале кавалерийского караула Зимнего дворца на акварели Эдуарда Гау « Зал развода караула», (1864). Фото: Commons.wikimedia.org

Скульптора, делавшего головокружительную карьеру, ждала Европа. Теребенёву предложили выполнить работу на соискание большой золотой медали, что позволило бы отправить его за казенный счет в Италию. Поездка не состоялась, поскольку у Теребенёва была намечена свадьба с дочерью профессора Андрея Егорова Евдокией Алексеевной.

Награды перстнями

Несмотря на то, что скульптор не смог впитать в себя дух Старого света, его работы пользовались популярностью. После выхода из академии он исполнил горельеф Веры для здания Опекунского совета, а также вылепил барельеф четырех евангелистов для церкви в Петергофе.

Вскоре в Зимнем дворце произошел серьезный пожар. После него и пригодились дарования Теребенёва. Он выполнил две статуи, изображающие Мудрость и Правосудие - они расположились у парадной лестницы. Также его руке принадлежит барельеф, изображающий битву амазонок с центаврами, размещенный в кавалерийском зале, и ряд других фигур. После этого у скульптора появилось много заказов, ведь теперь он попал в число лучших.

Несостоявшаяся поездка в Италию была замещена командировкой в Крым. Здесь он в 1844 году руководил изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. Теребенёв успел поработать на полуострове над бюстом керченского градоначальника Херхеулидзе, а затем, не закончив здесь же начатую статую Амфитриды, вернулся в столицу с древностями, многие из которых удачно реставрировал.

После поездки в Крым Теребенёву поручили сложнейшую задачу - для возведения Императорского музеума (Эрмитажа) требовалось создать десять огромных гранитных фигур атлантов для входа в музей со стороны Миллионной улицы. Уже только за глиняные модели скульптору дали звание академика. Замысел же Теребенёва был полностью осуществлен лишь к 1849 году.

Атланты Эрмитажа Фото: www.globallookpress.com / Уже за глиняную модель атлантов Теребенёву дали звания академика.

Глиняную модель было очень сложно исполнить в камне, тем более что русские резчики с такой работой до этого никогда не сталкивались. При этом лицо каждого из атлантов скульптор оканчивал сам.

Изучение классической скульптуры и превосходное знание анатомии помогло ему создать совершенные героические образы, являющиеся сегодня символом Петербурга. После окончания работ для Эрмитажа Теребенёву дали орден Анны 3-й степени и кроме причитавшейся ему платы ещё 17 тысяч рублей награды от императора Николая I. Затем скульптор сделал несколько подобных работ, какие были выполнены для Эрмитажа, и для прусского короля. Их отвез в Берлин сам Теребенёв, за что был награжден королем - автору достался бриллиантовый перстень.

Фигуры ангелов Теребенёва, изображающие Старый и Новый заветы в Придворном соборе Спаса Нерукотворного на акварели Эдуарда Гау «Собор в Зимнем Дворце», (1866). Фото: Commons.wikimedia.org

Одиночество и смерть

К 1850 году скульптор уже числился помощником главы второго отделения Эрмитажа, в позднее заведовал всеми скульптурными произведениями в императорских садах и дворцах. Выполнял Теребенёв, в числе прочих бюсты поэта Александра Пушкина из мрамора и российского актера Василия Каратыгина из бронзы.

Доходы скульптора в период расцвета были огромными - от заказов не было отбоя. Однако слишком вольно Александр Теребенёв обходился с деньгами. Он позволял себе роскошные обстановки в квартирах, собственные выезды, балы и званые обеды. Такая расточительность привела его к финансовому краху. Когда ему нужны были деньги, он продавал имущество, чтобы хоть как-то прожить до нового крупного заказа.

Хуже всего было Теребенёву из-за покинувшего его вдохновения. Заказы начали поступать всё реже и скульптор попросту разорился. К тому же его уволили из Эрмитажа, не дав дослужить до пенсии.

В 1858 году Александр Теребенёв заболел. Его сломила свирепствовавшая в то время черная оспа. Скульптор успел заразить жену, которая в итоге умерла. Сам Тербенёв лежал в Мариинской больнице, где справился на какое-то время со смертельным недугом.

Похороны скульптора организовал рабочий, трудившийся с ним при создании атлантов. Фото: www.globallookpress.com

Уход из жизни супруги Евдокии Алексеевны он пережить уже не смог. Он то и дело беспокоился о своём здоровье, но в итоге серьезно простудился весной 1859 года, попав в Обуховскую больницу, где пролежал до 31 июля 1859 года. Ко дню своей кончины он был нищ и совершенно забыт всеми.

Похороны были устроены за счет знакомого ему мраморщика, помогавшему Теребенёву во время работ в Эрмитаже. За гробом прославленного скульптора шли лишь пара товарищей.

“Дом с Атлантами” - так большинство людей называют эту несомненно выдающуюся достопримечательность города Петербурга) На самом деле конечно же никакой это не дом - скорее часть здания Нового Эрмитажа, так называемый “портик”

Из них ослабни кто-то - и небо упадёт…

Портик Нового Эрмитажа расположен на главном фасаде здания, выходящем на Миллионную улицу. До середины 1920-х годов здесь был вход в музей


Портик украшают 10 фигур атлантов работы скульптора А. И. Теребенёва из серого сердобольского гранита, стоящие на постаментах из гранита-рапакиви. Остальные элементы портика - пилоны, фриз и колонки балкона - выполнены из кирновского мраморизованного известняка. Во время реставрации здания 2000 года кирновский камень был закрашен под вид штукатурки, в результате чего исчезли его естественный цвет и фактура

Автор проекта здания Нового Эрмитажа архитектор Л. Кленце в 1840 году представил два проекта портика; в отвергнутом при обсуждении проекте вместо атлантов были кариатиды. В соответствии с замыслом Кленце скульптор И. Гальбиг выполнил уменьшенную модель атланта в виде фараона; модель из Мюнхена была прислана в Санкт-Петербург. В 1846 году Теребенёв изготовил по собственным эскизам модель атланта в натуральную величину, которая в итоге и была принята


Изготовление всех фигур велось под руководством Теребенёва в течение двух лет. Ему помогали около 150 каменотёсов, каждый из которых занимался своей частью - руками, ногами, торсом…; лица Тербенёв заканчивал собственноручно. Фигуры были установлены к 1 сентября 1848 года. Кленце в изданном им в 1850 году к окончанию строительства Нового Эрмитажа писал:

Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже

Первые трещины в стенах и перекрытиях Нового Эрмитажа были отмечены в 1880-1890-х годах; вскоре был сделано предположение, что они связаны с появлением наклонной осадки фундамента из-за осадки правой части здания. Более всего от этой осадки пострадал портик. Трещины на скульптурах атлантов впервые были замечены в 1909 году, новые трещины появлялись в 1914, 1921, 1948, 1976, 1987, 1997, 2000 годах. На правой стороне портика образовалась сквозная трещина, продолжившаяся в верхней части здания; при реставрации эта трещина была оформлена в искусственно созданный осадочный шов

В 1997 году была проведена инженерная оценка состояния и устойчивости конструктивных элементов портика, включая атлантов; измерения выполнялись с помощью высокочувствительных датчиков - пьезоакселерометров

Жёстко связан с фасадной стеной здания: в уровне перекрытий и в уровне фундаментов. В результате основная часть здания, нагруженная больше, оседая, увлекает за собой портик. Неравномерная осадка - крен в сторону здания - вызывает деформации: в измерениях 1997 года максимальное горизонтальное смещение (до 4 см) было отмечено в верхнем уровне четырёх атлантов, расположенных по поперечным осям портика


Атланты были установлены на гранитные постаменты и поддерживают головой и руками балки-прогоны портика. Проект предполагал, что эти балки будут опираться только на колонны, а атланты не будут несущим элементом. Однако даже при небольшой деформации конструкции деформируются и скульптуры, испытывающие дополнительные напряжения; это приводит к возникновению трещин

По результатам исследования были сделаны рекомендации: каким-либо образом убрать жёсткую связь между портиком и зданием. Также предлагалось изменить соединение скульптур с балками-прогонами, исключив опирание балок - при этом для обеспечения устойчивости атлантов необходимо создать специальные горизонтальные связи. Однако до сих пор не дошло до какой-либо практической реализации этих рекомендаций


Во время ленинградской блокады, 29 декабря 1941 года, в портик Нового Эрмитажа попал один из 30 снарядов из дальнобойных орудий, попавших в здания Эрмитажа. Один из атлантов был повреждён особенно серьёзно - на его торсе образовалась рваная “рана”

Атланты Эрмитажа являются одним из символов Санкт-Петербурга; именно они вдохновили Александра Городницкого на написание песни “Атланты”:

…Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках…