Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сценарий дню коренных малочисленных народов мира. Праздник «Международный день коренных народов мира

Сценарий дню коренных малочисленных народов мира. Праздник «Международный день коренных народов мира

Сценарий национального праздника «День коренных малочисленных народов севера»

Цель : Пропаганда и сохранение ненецкой культуры, организация досуга коренного населения.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день! В нашей большой стране, которая называется Россия, есть небольшой уголок, где живём все мы, и этот уголок называется Ямало-ненецкий Автономный Округ. На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким? … Правильно! Живут ненцы в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести. И сегодня мы отмечаем праздник день коренных малочисленных народов севера. Пусть этот праздник подарит вам радость, смех, улыбки и хорошее настроение!
Песня «Сенгакоця»
ВЕДУЩИЙ: Малые народы Севера. Если всех вместе собрать – Миллионы с миллионами, Тысячи с тысячами, они займут полземли.

Край далекий – с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, -это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.
Жители больших городов России мало знают о народах, проживающих на Севере страны и бережно хранящих свою необычайную культуру и быт. Какие-то отдельные знания доходят до нас из книг и средств массовой информации, но не более того. Давайте же познакомимся с этими малыми северными народами поближе. А знакомиться мы будем через песни. Ведь именно через песни передаются чувства, настроение и характер. Я объявляю конкурс песен «Песни разные и все прекрасные» Приглашаю желающих принять участие на сцену.
Проводится конкурс песен
ВЕДУЩИЙ: Поблагодарим наших исполнительниц аплодисментами. Помимо песен, существует еще ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь-то это мальчик – отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа. И поэтому мы сейчас поиграем в эти игры.
Игры народов севера.
ВЕДУЩИЙ : Дорогие друзья, в честь сегодняшнего праздника у нас проводились конкурсы фотоколлажа «Я и моя семья – разные народы», конкурс выставка-рецепт «Секреты национальной кухни», конкурс декоративно-прикладного искусства «Чудеса из бересты» и конечно же конкурс песен «Песни разные и все прекрасные». Результаты конкурсов известны и для награждения победителей приглашается ________________.
Награждение.
ВЕДУЩИЙ: Наш праздник подходит к своему завершению и я желаю вам не забывать свои традиции. Для вас дарят свой танец дети клубного формирования Дома культуры «Фольклор».
Танец
ВЕДУЩИЙ: До новых встреч!

В некоторых субъектах РФ торжества стартовали в начале августа и продлятся до середины месяца.

Международный день коренных народов мира отметили в эту среду по всей России. Праздник установлен 23 декабря 1994 года Генеральной Ассамблеей ООН.

9 августа 1992 года, состоялось первое заседание рабочей группы по коренным народам и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека. В некоторых регионах торжества стартовали в начале августа и продлятся до середины месяца. В программах празднования — автопробеги, фестивали, соревнования по национальным видам спорта, национальные танцы и народные гулянья.

Праздник в каждом селе

На Чукотке Международный день коренных народов мира или как праздник называют в народе — День аборигена — отмечают в каждом населенном пункте. Где-то это будет праздничный концерт, где-то спортивные соревнования, а, например, в городе Певеке жителям предлагают принять участие в городском квесте. Об этом сообщила пресс-служба правительства Чукотского округа.

«Гуляния проходят во всех населенных пунктах округа с 4 по 15 августа. Культурно-массовое мероприятие «Песни Чукотки вольны как ветер» состоится 12 августа в городе Певек. Будет установлена яранга, и организован городской квест. В населенных пунктах городского округа Певек будут организованы развлекательные программы с конкурсами на лучшее национальное блюдо, лучшее исполнение песни и танца», — сообщила пресс-служба.

Также в Певеке пройдут соревнования по национальной борьбе, перетягиванию палки и тройному прыжку. В остальных населенных пунктах региона состоятся концерты национальных творческих коллективов, народные ярмарки, пройдут конкурсы национальной одежды. На Камчатке основные торжества пройдут в предстоящие выходные в Петропавловске-Камчатском и поселке Палана.

Насыщенные программы празднования ожидаются на Колыме и в Хабаровском крае. Там, помимо участия в концертах и конкурсах, гости торжества также смогут попробовать национальные блюда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, приготовленные по старым рецептам, сохранившимся до наших дней. В Комсомольске-на-Амуре также подведут итоги краевого конкурса «Ремесла земли Дерсу», в котором принимают участие более 30 мастеров декоративно-прикладного искусства, представивших на суд жюри более 130 работ.

«Свои работы представят 32 мастера из 16 муниципальных образований. Среди них — опытные мастера и дети в возрасте от 10 до 14 лет. Комиссии предстоит оценить более 130 изделий из камня, дерева, кожи, меха и других материалов. Победителям будет вручена премия в размере 50 тыс. рублей», — сообщила пресс-служба правительства Хабаровского края.

«Манящие миры» на Сахалине

В этом году фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия» впервые проходит в Сахалинской области. Фестиваль, которому исполняется 12 лет, побывал уже в 87 городах и поселках России, пяти городах СНГ и четырех населенных пунктах КНР. На Сахалине участники фестиваля посетят восемь муниципальных образований, сообщила ТАСС заведующая отделом культуры коренных малочисленных народов Севера Сахалинского областного центра народного творчества Галина Саменко.

«От Мурманска до Сахалина — такова география проекта, объединяющая артистов Камчатки, Чукотки, Алтая, Эвенкии, Ямала, Мурманской и Сахалинской области. Программа познакомит зрителей с уникальной культурой коренных малочисленных народов российского Севера — ительменов, эвенков, чукчей, эскимосов, саамов, ненцев, нивхов, нанайцев и уйльта. В проекте представлены жемчужины этнических танцев, горловое пение, фолк-музыка и этническая эстрада», — сказала Саменко.

Самое интересное, по ее словам, в фестивале то, что каждый, посетивший его, сможет не только познакомиться с уникальным миром культуры северных народов, но и попробовать свои силы в разных жанрах. «Зрителям будет предложены мастер-классы по горловому пению, северному танцу, декоративно-прикладному творчеству. Причем сначала будет проходить интерактив со зрителем, а потом все завершится концертом, где смогут принять участие и посетители мастер-классов», — пояснила собеседник.

Многонациональный привет с Полярного круга

В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) численность коренного населения составляет более 48 тысяч человек, в основном это ненцы, ханты и селькупы, которые ведут кочевой образ жизни, занимаются оленеводством и рыболовством. По данным пресс-службы губернатора ЯНАО, в Салехарде — единственном городе в России, который располагается на Полярном круге, пройдет масштабный флешмоб.

Жители города — а это несколько сотен человек разных национальностей — выстроятся в символичную яркую фигуру чума (национальное жилище оленеводов) и обратятся к коренным народам с приветствием «Здравствуй, мир!» Ожидается, что в акции примет участие глава региона Дмитрий Кобылкин.

В Петрозаводске на площади Кирова также состоится флешмоб «Карельская крууга». Его участники исполнят карельский танец крууга, который напоминает хоровод.

«Ожидается, что акция объединит более ста человек. Главное, чтобы с погодой повезло. Флешмоб проводится для привлечения внимания к коренным народам», — сказала организатор, председатель региональной общественной организации «Союз карельского народа» Наталья Воробей.

Международный день коренных народов мира отметили и в селе Пяжозеро Бабаевского района Вологодской области, где компактно проживают представители небольшой народности финно-угорской языковой группы — вепсы — численностью более 350 человек. В течение 10 дней в Пяжозере будет проходить проект «Деревенька» — этнографическая площадка для детей и подростков, сообщили ТАСС в Бабаевской библиотечной системе.

«Дети смогут познакомиться с вепсским языком, на мастер- классах освоят традиционные вепсские пляски, разучат посильные для их возрастов песни на вепсском языке, познакомятся с традициями пяжозерских вепсов. Самые младшие участники площадки смогут посмотреть мультфильмы на вепсском языке, разучить вепсские игры и хороводы. В завершение соберем всех жителей села, чтобы показать, чем занимались их дети и внуки на нашей этнографической площадке, чему смогли научить их наши главные помощники — фольклорная группа «Келлойне», — рассказали организаторы.

Ненецкий караоке и прыжки через нарты

В этнокультурном центре Ненецкого автономного округа в Нарьян-Маре запланирована большая культурная программа. «Здесь можно будет сфотографироваться в чуме, перекусить ненецкими блюдами, в основном из оленины, и спеть в караоке по-ненецки, то есть песни на ненецком языке», — сказали ТАСС в этноцентре.

Детям можно будет сыграть в ненецкие народные игры, сюжеты которых связаны с жизнью в тундре, рыбой и оленями.

«Маленькова» — это ненецкие жмурки: одному из играющих завязывают глаза, и его задача — поймать одного из игроков, ориентируясь на звон колокольчиков, которые находятся у каждого в руках. В эту же игру можно играть по-другому: все становятся в круг и впереди себя держатся за тынзей (аркан для ловли оленей — прим. ТАСС). В центре круга — игрок с завязанными глазами. Его задача поймать кого-либо из игроков», — пояснили в этноцентре.

В Ханты-Мансийском автономном округе мероприятия, приуроченные к этому дню, будут проходить в течение всей недели. В этнографическим музее «Торум Маа» окружной столицы 9 августа состоится открытие выставочного проекта «Времена года. Летние ремесла обских угров». 12 августа пройдет региональный фестиваль этноспорта, в рамках которого жители Югры посоревнуются в традиционной борьбе, прыжках через нарты и перетягивании палки на оленьей шкуре.

Главное празднование пройдет 13 августа также на базе этнодеревни «Вэнт Корт», его лозунгом станет слоган «Ма ай мирием» (с языка ханты — «Мой маленький народ»). Здесь жители и гости города станут свидетелями проведения традиционного обряда поклонения, а также участниками развлекательной программы.

Автопробег и экологический праздник в Приморье

День коренных народов в Приморье отпраздновали в минувшие выходные автопробегом и экологическим праздником «День Бикина». Автопробег, участниками которого стали удэгейцы, тазы, нанайцы и гольды, стартовал из Владивостока 2 августа и проехал тысячу км по Приморью до удэгейского села Красный Яр.

«Такой акцией представители коренных малочисленных народов Приморья хотят популяризировать свою культуру и традиции, а также показать свою сплоченность. Удэгейцы, тазы, нанайцы и гольды проехали в одной автоколонне более тысячи километров по краю», — рассказали в департаменте внутренней политики администрации края.

По пути в Красный Яр участники посетили Центр сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Приморского края в Ольгинском районе, национальный парк «Зов Тигра» в Лазовском районе и национальный парк «Бикин» в Пожарском районе, где проходил большой экологический праздник «День Бикина».

Этот праздник был посвящен Году экологии и Году особо охраняемых природных территорий. В течение двух дней его участники не только показали гостям удэгейские национальные костюмы и танцы, но и обсудили проблему создания национальных парков в местах проживания коренных малочисленных народов и их участие в сохранении традиционного образа жизни.

Международный день коренных народов мира (International Day of the World"s Indigenous People) отмечается ежегодно 9 августа.

Международный день коренных народов мира (9 августа) был впервые провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года с тем, чтобы ежегодно отмечать эту дату в течение первого Международного десятилетия коренных народов мира (1995–2004 гг.).

В 2004 году Ассамблея провозгласила второе Международное десятилетие коренных народов мира на период 2005–2014 гг., под лозунгом "Десятилетие действий и достоинства».

Долгое время коренные народы рассматривались в качестве низших, отсталых и нуждающихся в развитии народов. Зачастую эти доводы приводились в оправдание определенных юридических концепций, законов, а также международных решений, притесняющих их права. Россия не является исключением. Такие народы отмечены в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. Их быт сравним с нашим, а свои традиции они все так же передают от отца к сыну, от матери к дочери.
Ситуация изменилась лишь во второй половине ХХ века. В 1970-е годы, по инициативе ООН, началось исследование прав коренных народов. Результаты этих исследований оказали сильное влияние на общественное мнение, в результате в 1982 году Экономический и социальный совет ООН создал в рамках подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по коренным народам. В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН учредила Добровольный фонд для коренных народов. Он предоставляет помощь представителям общин и организаций коренных народов, управляется Генеральным секретарем ООН.

Общая численность коренных народов в мире оценивается примерно в 370 миллионов человек. Они живут более чем в 70 странах и представляют множество языков и культур. Хотя коренные народы составляют 5% населения мира, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты.
Коренные народы продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются: они лишены возможности контролировать свое собственное развитие, исходя из своих ценностей, нужд и приоритетов; они недопредставлены в политических органах и не имеют доступа к социальным и другим услугам.

В Российской Федерации коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Всего в России к коренным малочисленным народам относятся 47 этносов. В составе этой группы народов выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
Коренные малочисленные народы компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность малочисленных народов Севера составила около 258 тысяч человек. Самые многочисленные народы – ненцы (44640) и эвенки (38396); самые малочисленные - кереки (4) и энцы (227). Еще 7 коренных малочисленных народов (абазины, бесермяне, водь, ижорцы, нагайбаки, сету (сето), шапсуги) проживают в иных географических зонах.

Календарь праздников в августе.

(International Day of the World’s Indigenous People), отмечаемый ежегодно , установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция A/RES/49/214). В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось:

«В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы - от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека» .

Первое международное десятилетие коренных народов мира (First International Decade of the World’s Indigenous People), начатое в 1995 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов.

В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Второе международное десятилетие коренных народов мира (Second International Decade of the World’s Indigenous People) на период 2005-2014 годов с темой «Десятилетие действий и достоинства». Цель Десятилетия — не только сосредоточить внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения, в том что касается их земель, их языков, их источников к существованию и их культур, но и в дальнейшем укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда и социальное и экономическое развитие.

А в 2015 году был разработан Общесистемный план действий по поощрению прав коренных народов. Его цель заключается в обеспечении согласованного подхода к достижению целей, поставленных в Декларации ООН о правах коренных народов, в том числе путем усиления поддержки государств - членов ООН и коренного населения.

Сама Декларация о правах коренных народов была принята 2007 года. Согласно ей основополагающим критерием выделения того или иного коренного народа является собственное осознание им себя как коренного народа. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

Также данная Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

В настоящее время общая численность коренных народов на планете составляет примерно 370 миллионов человек, которые живут более чем в 90 странах и представляют множество языков и культур. В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таких в нашей стране — 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Они компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности.

И хотя коренные народы составляют всего 5% населения Земли, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты. Ведь они продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются. И именно для привлечения внимания широкой общественности и властей разных уровней к данным вопросам, и для направления усилий для решения проблем коренных народов во всем мире и был учрежден данный праздник.

Кстати, каждый год мероприятия проводимые в рамках Дня посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были: «Примирение и партнерство между государствами и коренными народами», «Коренные народы и ВИЧ/СПИД», «Творчество коренных народов: достойная оценка преданий и культур, создание нашего собственного будущего», «Создание альянсов коренных народов: соблюдение положений договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей» и другие.

В день коренных народов мира
Желаем радости большой,
Огромной мудрости и силы,
Беречь единство всей душой.

Хранить тепло, уют традиций,
Не забывать язык родной,
Беречь надежно в самом сердце,
Передавать их вновь и вновь.

Цель: Воспитывать уважение к культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО).

Приобщать к литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО.

воспитатель : Здравствуйте, ребята! В нашей большой стране, которая называется Россия, есть небольшой уголок, где живём все мы, и этот уголок называется Ханты-Мансийский Автономный Округ. А старинное название нашего округа – Югра.

На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким?

дети : Ханты и манси.

воспитатель : Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Они никогда не берут лишнего: ловят стильно рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести. А теперь давайте посмотрим презентацию про край, в котором живет этот удивительный народ!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЮГРА»

воспитатель : а сейчас ребята расскажут нам стихотворения про наш Родной край.

Люблю тебя, Югорский край!

Ты вечный зов, ты божество.

С тобой я плачу в неудачу.

С тобой ликую в торжество!

Можно сколько хочешь восхищаться,

Знаю, каждый славит край родной,

Но не перестану восторгаться,

Воспевать любимый Север свой!

А теперь давайте посмотрим кукольный театр на хантыйскую народную сказку «Хочу-Не хочу».

ХОЧУ, НЕ ХОЧУ. (Хантыйская сказка)

Заяц с Зайчихой хорошо жили. Было у них достаточно еды и питья. Только детей у них не было.

Каждый день они чужих детей в дом приносили, ласкали, гладили, самой вкусной едой кормили.

Однажды пригласили они в гости Медведя. Увидел Медведь, как Заяц с Зайчихой с чужими зверятами хорошо обращаются, говорит:

- Заяц с Зайчихой, у Вас скоро сын родится.

И правда вскоре у Зайца с Зайчихой родился Зайчонок Снежинка.

Отец с матерью обрадовались, мать от сына и не отходит, обнимает его, целует, песни ему поёт.

Сынок быстро растёт. Одно горе - малыш не играет, не ест, всё время плачет и что ни увидит - кричит:

Хочу, не хочу!

Ему дадут то, что он просит, он это в руках немного подержит, посмотрит и опять кричит:

Не хочу!

Мать сына уговаривала, пока не обессилела, отец без отдыха по лесу бегает, вкусные листочки собирает. Из леса приходит, устал, на ногах едва-едва держится, к сыну идёт:

- Снежинка, посмотри, какие вкусные листочки я тебе принёс, поешь.

Снежинка немного листочков поест и опять кричать начинает:

Не хочу!

Отец другие вкусные листочки приносит, даёт сыну:

- На, сынок, это самые вкусные листья, их лоси едят, чтобы стать большими и крепкими.

Зайчонок только погрызёт, целиком не съест и снова кричит:

Не хочу!

- Завтра в лес пойдём. Ты, Снежинка, пойди поиграй с лесными зверями, ищи еду и ешь, какая понравится.

Пошли они в лес. Снежинка со зверями не играет, еду не ищет, кричит:

- Не хочу ходить! Домой хочу, хочу!

Лиса его услышала, тихонько к нему приблизилась, стоит, усмехается, хвостом играет: туда оборачивается, сюда поворачивается, с кончика носа комара хвостом смахивает.

Снежинка увидел лисий хвост - плач прекратился. Стоит и на пушистый лисий хвост смотрит. Смотрел-смотрел, с того места, где стоял, побежал к отцу с матерью. Прибежал, посмотрел на их хвосты и говорит:

- Это что же, мои отец с матерью без хвостов?

И, чтобы на свой хвост посмотреть, стал вокруг себя кружиться. Кружился-кружился - хвост так и не увидел. Сел, свой хвостик-комочек схватил и закричал:

- Не хочу хвостик, не хочу! Хочу такой хвост, как у лисы!

Отец с матерью его уговаривают, он их и слушать не хочет, на весь лес кричит:

Не хочу, не хочу!

Лиса подошла к нему и говорит:

- Хватит кричать, я тебе свой старый хвост подарю.

Старый, ободранный хвост принесла и кедровым корнем к хвосту Зайчонка пришила, тихонько ударила его, потом толкнула и говорит:

- Побегай, новым хвостом похвастайся.

Снежинка с места, где стоял, сошёл, то от матери с отцом убежит, то к матери с отцом подбежит, вокруг них обежал, вокруг себя покружился - хвостом поиграл и в лес с радостным криком побежал:

- Ну-ка, звери, посмотрите, какой у меня большой и красивый хвост! Вы у зайцев таких хвостов и не видели!

Звери только смеются.

Зайчонок проголодался, листья рвал, ел. Вкусно. Дальше бежит, только хвост между деревьев мелькает. Лиса увидела зайку, схватила Снежинку за хвост и потащила его домой, чтобы съесть.

Зайчонок испугался и закричал:

- Ой-ой-ой, что это? Хвост, ты куда меня несёшь?

Зайчонок лапами дёргает, на хвосте кружится. Бился-бился, на землю упал. Сидит, больные места потирает и говорит:

- Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других. И не стал больше зайчик капризничать, стал слушаться маму с папой и всех взрослых. Молодец зайка!

● Какие слова произнёс зайчишка в финале сказки?

(Ответы детей: Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.)

● Почему лисий хвост не подошёл зайчишке?

(Ответы детей: Он ему только мешал, яркий хвост между деревьями мелькал, лиса его увидела и схватила)

● Чему учит сказка?

(Ответы детей: Не быть капризным и слушать старших.)