Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками. Учимся делать фон

Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками. Учимся делать фон

Рисование с секретом в три пары рук

Когда вашему ребенку исполниться 4 года, настоятельно советуем прибегать к этому методу. Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок – и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Кляксография

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. “На что похожа твоя или моя клякса?”, “Кого или что она тебе напоминает?” – эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт).В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек

Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, – не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: “Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?” Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: “А чем нарисованная машина отличается от этой?”

” Я рисую маму “

Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников…Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: “Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?” И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку “Мои родные и близкие”, где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.

Точечный рисунок

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Поролоновые рисунки

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты – сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 – 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование мелками

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни – вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа валунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря что или кого по форме камень напоминает.

Метод волшебного рисунка

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой – рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой – под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска – и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Метод пальцевой живописи

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились – а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если ) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

Метод ниткографии

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной – совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Метод монотипии

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: “Город в тумане”, “Мне приснились сны”, “Идет дождь”, “Ночной город”, “Цветы за занавеской” и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой – рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Тканевые изображения

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Объемная аппликация

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Рисуем с помощью открыток

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Трех-, четырех- и даже пятилетнему ребенку порой сложно нарисовать собаку и жука. Их можно взять готовыми, а к собачке и жучку пусть он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Учимся делать фон

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Коллаж

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать , и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Если ваш малыш часто расстраивается, что не умеет рисовать, или рисунок получается не таким, как он ожидал, предложите крохе не рисовать по образцу, а воспользоваться альтернативными техниками рисования, которые увлекут его и станут отличными мотиваторами для творчества!

Предлагаем вам 20 вариантов нетрадиционных техник рисования для ребенка, которые раскроют его индивидуальность!

ПАСПАРТУ

В этой технике рисования для детей, небрежные «мяляки» ребенка вставляются в лист с вырезанной формой животного, дерева, цветка и т.п. Вам нужно вырезать шаблон, например, в виде ромашки и наложить сверху на мазню малыша. Таким образом непримечательный рисунок станет частью особой идеи.

ФРОТТАЖ

Лист бумаги нужно положить на плоский рельефный предмет и заштриховать цветным карандашом его поверхность. У вас получится красивая картинка-оттиск, с силуэтом предмета-подложки! Дети, которые пытались рисовать на столе с рельефного дерева, наверняка знают, что иногда эта техника «подключается» в рисунок совершенно случайно.

ВОЗДУШНЫЕ КРАСКИ

Для приготовления такой краски смешайте в небольшой посуде:

  • 250 г. муки, пол ч.л соды, пол ч.л лимонной кислоты
  • пару капель пищевого красителя
  • 1 ст. л соли

Техника выполнения рисунка:

  1. В посуду с вышеперечисленными ингредиентами влейте немного воды, чтобы краска получилась нужной густоты.
  2. Нанесите краску на плотный картон кистью или ватными палочками.
  3. Поставьте рисунок в микроволновку на 20 - 30 секунд, пока масса не подсохнет. Время сушки зависит от того, насколько ваша краска получилась густой и какой ее слой вы сделали на рисунке.

Проследите, чтобы картон не содержал синтетических материалов и пленок. Выбирайте либо самый обычный его вариант, либо возьмите цветную плотную бумагу.

МРАМОРНАЯ БУМАГА

Для этой техники рисования понадобится:

  • пена для бритья
  • акварельные краски или пищевые красители
  • плоская посуда
  • бумага
  • скребок

План работы:

  1. Толстым слоем нанесите на любую плоскую посуду пену для бритья.
  2. Сделайте насыщенный раствор каждого цвета краски с помощью воды - разбавьте красители до жидкого состояния.
  3. Возьмите пипетку (или простую кисть) и капните несколько капель краски разных оттенков на слой пены.
  4. Кистью размажьте краску по поверхности, старайтесь делать это так, чтобы получались красивые линии и формы. Это этап можно считать самым творческим и интересным!
  5. Приложите сверху на такую пену с узором чистий лист бумаги.
  6. Положите лист на плоскую поверхность и снимите с него всю пену кусочком картона.
  7. Под пеной вы сможете увидеть необычные мраморные разводы, похожие на северное сияние! Теперь нужно положить картинку в сухое место на 2 часа, чтобы она подсохла.

МЫЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Смешайте краски с несколькими капями обычного жидкого мыла, затем наносите кистью на бумагу. Вы увидите, что из краски появляются маленькие мыльные пузырьки, которые создают красивую фактуру рисунка.

КЛЯКСОГРАФИЯ

Для выполнения этой техники можно использовать трубочку, чтобы выдувать кляксу, а можно обойтись и без нее. Попросите ребенка капнуть краской на лист бумаги, затем наклонить его в разные стороны, а потом дорисовать что-то к кляксе, чтобы получить красивый рисунок.

Также можно сделать кляксу, а потом сложить лист пополам, чтобы она отпечаталась на второй его половине. Затем дайте ребенку пофантазировать, на что похожа клякса и попросите дорисовать нужные элементы.

РИСОВАНИЕ НА ВЛАЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Смочите бумажный лист водой и оставьте высыхать буквально на пол минуты, а затем начинайте рисовать по нему акварелью. Краски будут растекатся в разные стороны и вы получите очень оригинальные разводы с наплывами.

ПУЧОК КАРАНДАШЕЙ

Аккуратно соберите в пучек 5-6 цветных карандашей, обвяжите их клейкой лентой и дайте малышу порисовать.

МЕЛКИ И КРАХМАЛ

Сделайте крахмальный раствор и смочите им чистый лист бумаги. Дайте крохе мелки, пусть пробует рисовать на такой скользкой основе. Используйте основные цвета мелков и они дадут новые оттенки на бумаге!

РАЗНОЦВЕТНЫЙ КЛЕЙ

Подготовьте несколько пустых емкостей и разлейте в них клей ПВА, затем капните в каждый стаканчик по пару капель краски разного цвета. Таким цветным клеем рисуйте все, что душа пожелает! Особенно красиво получаются рисунки в «капельной технике»

РИСУНОК СОЛЬЮ

Нарисуйте простым карандашом набросок на бумаге, пройдитесь мокрой кистью по контуру рисунка, а затем обильно посыпьте солью. Через 10 минут струсите соль, дорисуйте недостающие элементы. С помощью соли можно красиво нарисовать бабочек, птичек, снег.

РИСОВАНИЕ ВОСКОМ

На белом листе нарисуйте восковой свечкой контуры людей, деревьев или цветов. Когда ребенок начнет раскрашивать рисунок акварелью, он «создаст» красивые белые изображения. Также можно покрыть разноцветной краской весь лист, высушить его, затем обильно натереть воском.

Поверх воска толстым слоем нанесите темную гуашь и дайте подсохнуть. После этого тонкой иголкой или деревянной палочкой можно «выцарапать» яркий рисунок на темном фоне.

ПОРОЛОН ИЛИ ГУБКА

Смачивая губку или кусок поролона гуашью, кроха может нарисовать крону деревьев, цветы, зимние пейзажи и многое другое.

РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Пучок ватных палочек перевяжите клейкой лентой или резинкой, предложите ребенку окунуть его в краску и нарисовать облака, деревья, снежные сугробы, снег. Недостающие детали можно дорисовать простой кисточкой.

РИСОВАНИЕ ТОЧКАМИ

Сначала кроха должен нарисовать контур предмета, а затем заполнить весь его фон разноцветными точками, с помощью краски или фломастера. Чтобы рисунок получился красочным, нужно чередовать цвета точек.

РИСОВАНИЕ БРЫЗГАМИ

Возьмите сухую зубную щетку и смажьте ее гуашью. Не переборщите, краски не должно быть много, но она должна быть густая. Расположите лист на столе, наклонитесь над ним, в одной руке держите щетку с краской, а другой скребите щетину в своем направлении. Щетина должна быть повернута вниз к рисунку, иначе вы с ребенком рискуете забрызгать весь дом.

Если наложить на щетку несколько цветов, можно создать салют. Желтая и оранжевая гаммы подойдут для рисунка на осенню тематику, а синяя поможет создать красивый зимный пейзаж.

РИСОВАНИЕ ОТПЕЧАТКАМИ

Возьмите яблоко, разрежьте его пополам и создавайте красивые рисунки, обмакивая половинки в краску. Для данной нетрадиционной техники рисования можно использовать и другие интересные «штампы», которые вы найдете дома!

РИСОВАНИЕ ШАРИКАМИ

Для этой техники понадобится : крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисточки.

Положите лист бумаги на дно плоской коробки (или на крушку от любой другой), обильно брызнете на него акварельной краской. Затем туда же бросьте несколько стеклянных шариков (или шариков из подшипников) и немного потрясите коробкой, чтобы они катались, тем самым смешивая цветные брызги на листе и создавая рисунок.

РИСОВАНИЕ НОГАМИ

Эта техника рисования для детей очень расслабляет и развивает фантазию ребенка! Закрепите скотчем лист бумаги на полу. Вложите малышу между пальцами ног карандаш и попросите что-нибудь нарисовать.

Также можно рисовать и красками, мокая пальцы ног в гуашь и создавая красивые отпечатки на бумаге.

Елена Никитина

Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя нетрадиционные техники рисования происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей . У ребенка появляется интерес к рисованию , как следствие желание творить.

Сегодня я вам расскажу и покажу, как рисовать , не используя кисточку.

1. Рисование ватными палочками . Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины) .

2. Рисование ладошками . Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Цветы, рыбки, Дедушка Мороз, лебедь, морковь) .

3. Рисование ватными дисками . Ватными дисками можно рисовать , сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы) .

4. Рисование отпечатками . Простой способ рисования : на отпечатываемую поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги отпечаток. (Используют : цветы, ракушки, фрукты, овощи) .

5. Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

6. Рисование вилкой . На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву , забор, цветы, ежика.

7. Рисование нитью . Лучше всего рисовать шерстяной нитью . Нить обмакиваем в краску и прикладываем ее к листу бумаги и создаем узор отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создает причудливый узор, который подходит для изображения тучи, облака, овечки, необычного цветка.

8. Рисование губкой или кусочком поролона. Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев.

9. Рисование набрызгом . Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берем немного краски и разбрызгиваем с помощью расчески. Над листом бумаги водим щеткой по расческе. Можно наносить краски разных цветов, получится очень красиво.

10. Рисование штампиками . Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносим на брусочек, кубик и т. д. Любым острым предметом Изображаем на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов. Подушечку делаем из губки. На губку наливаем краску. Прикладываем штампик к губке с краской. Теперь можно делать отпечатки. Штампик можно сделать из дна пластиковой бутылки, получаются красивые цветы.

11. Рисование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра. Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги.

12. Рисование расческой . Нам понадобится расческа с частыми зубчиками. Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры , добавляя капли и водя расческой в разные стороны.

13. Рисование восковыми мелками . Цветными восковыми карандашами или восковыми мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок. (Можно рисовать звезды , цветы) .

14. Граттаж (воскография) . Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем восковыми мелками, Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой.

15. Рисование марлей . К мокрому листу бумаги прикладываем слой марли, расправляя ее. Марлю должна быть неподвижной на бумаге. Сверху марли рисуем кистью с краской. Оставляем рисунок высохнуть. Снимаем марлю – на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани. (Пейзаж, небо, дерево, трава)

16. Рисование с использованием пластиковой пленки. Рисуем рисунок. Пока краска не высохла быстро прикладываем пленку к рисунку в нужном месте и аккуратно, вращающими движениями создаем морщинки пленки на бумаге. В морщинках собирается краска. Дать высохнуть и аккуратно снять ленку.

17. Монотипия. Рисуем симметричные предметы. Для этого складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое. На второй половинке получится отпечаток, После этого изображение можно дорисовать или украсить .

18. Рисование воздушно-пузырчатой пленкой. При помощи этого чудесного материала можно очень просто нарисовать падающий снег . На пленку наносим белую или бледно-голубую краску и прикладываем ее к листу бумаги с рисунком. При помощи этой техники можно сделать необыкновенный фон для зимней аппликации.

19. Рисование солью . На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем картину на тему зимы. Сверху посыпаем соль. Когда все высохнет лишнюю соль стряхиваем.

20. Рисование манкой . Для рисования в этой технике используется цветная бумага или картон. На контур рисунка наносят клей ПВА. Сверху насыпается манка и плотно прикладывают лист бумаги сверху. Затем снимаем бумагу и стряхиваем лишнюю манку. Таким способом создается следующая деталь.

21. Рисование свечой . На плотном листе бумаги или картона дети рисуют свечой по замыслу. Лист закрашивают акварельной краской. Сквозь акварель будут Выступать восковые изображения. (Елка, снежинки, животные) .

Также можно использовать такие приемы нетрадиционного рисования : рисование перышком , рисование пальцем , рисование по трафарету томпоном, рисование методом тычка , рисование мыльными пузырями , рисование мятой бумагой , рисование листьями .

Публикации по теме:

Ознакомление с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности 1.«Ознакомление с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности» 2. слайд Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,.

Консультация «Рисование нетрадиционными способами» Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать.

Мне и детям нашей группы очень понравилось знакомиться с различными техниками художественного творчества. Ребята настолько погрузились в.

Конспект по рисованию нетрадиционными техниками «Осенние листья» Возрастная группа: 2-младшая Тип: продуктивная деятельность Форма организации:.

Знакомим детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ №33»Малинка» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Знакомим детей дошкольного.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» г. Малая Вишера

ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Азбука рисования»

художественно-эстетического направления

для детей 4-7 лет.

Срок реализации: 3 года

Составитель:

Голубева Елена Владимировна

воспитатель

Малая Вишера

2016-2017 учебный год

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Содержание образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности.

Необходимым условием построения современной системы художественно-эстетического воспитания является использование изобразительного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка. Когда ваши дети рисуют, они посылают сообщение и не простое, они рассказывают вам о состоянии своей души, делятся своим внутренним миром - своими радостями и печалями, своими переживаниями и волнениями, которые часто не могут выразить словами. Создавая арт-объекты дети оттачивают навыки мелкой моторики, развивают воображение, учатся мыслить, постигают визуальную эстетику, развивают чувство цвета, и многое другое. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и глазомер.

Немаловажную роль в современных условиях жизни дошкольника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно «отвести от агрессивных способов поведения».

Эстетическое воспитание дошкольника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.

Идея программы основывается на концепции доктора педагогических наук Е.В.Квятковского, согласно которой эстетическое воспитание есть целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной с позиции эстетического идеала воспринимать, оценивать, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное, совершенное, жить и творить по законам красоты. А так же в программе включены системы занятий, разработанных Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др., основанные на расширении у детей представлений о сенсорных цветовых эталонах с целью формирования достаточно сложной системы понятий о цветах и оттенках.

Разработанная мною программа «Азбука рисования» является программой художественно-эстетической направленности .

Новизна программы состоит в том, что в процессе приобщения детей к миру прекрасного происходит развитие активного интереса к изобразительному искусству благодаря применению новых методов и технологий. Возрастные и психологические особенности позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции, смешивать краски между собой, создавать новые оттенки и т.д. Впервые особое внимание уделяется развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного и тематического рисования.

Актуальность

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Изобразительная деятельность позволяет развивать в детях наблюдательность, умственную активность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

Педагогическая целесообразность

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание деятельности, которое может идти разными путями. Программа развития изобразительной деятельности предусматривает формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развития творчества. Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые воспитателем в работе с детьми. Цвет краски для детей воспринимается как большая эстетическая ценность. Научившись смешивать краски и получать новые оттенки, ребёнок тяготеет к их разнообразию. Для меня важно учитывать эмоциональный характер цветового решения. Ведь цвет выступает для ребенка как средство выражения его эмоционального состояния. (Красная елка, потому что праздничная, красивая).

А так же в программе я уделяю большое внимание различным техникам работы с гуашью: рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, печатание листьями, рисование свечой; набрызг, оттиск смятой бумагой;

рисование штампом, воском, тычок жесткой полусухой кистью; рисование различными кисточками. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Дидактические принципы, на которых построена программа:

Наглядности;

Доступности;

Последовательности и постепенности;

Активности;

Систематичности;

Научности и достоверности;

Сознательности.

Цель программы : развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

  • формирование элементарных навыков и умений изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
  • формирование творческой активности, художественного вкуса;
  • формирование навыков сотрудничества;
  • развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма;
  • развитие умений подчинять изобразительные средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие творческих способностей в рисовании; воображения, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления; воспитание выдержки, волевого усилия, организованности, аккуратности, самостоятельности, умения начатое дело доводить до конца.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной

программы от уже существующих в том, что рисование происходит только гуашью без предварительного рисунка, но в многочисленных техниках.

На занятиях ребёнок должен чувствовать себя успешным, если из раза в раз у него получаются абстрактные образы или грязь, то это его может оттолкнуть от занятий изобразительным искусством. Акварель сложна в использовании, она прозрачна, если мазок положил, то его уже не перекроешь, а гуашь краска кроющая, светлый тон легко перекроет тёмный. Гуашь не растекается по бумаге, а акварелью рисуют по мокрой бумаге, что придает рисунку водянистость и расплывчатость. Дошкольнику сложно контролировать количество воды на бумаге. Работы выполненные гуашью яркие, сочные, насыщенные цветом. Использование гуашевых красок в творчестве дошкольником даёт больше возможностей, чем акварель. Второй особенностью является работа сразу красками без предварительного наброска, что позволяет быстрое рисование, т.е. за одно занятие ребёнок заканчивает работу до конца. Тогда как рисунок выполненный карандашом мелко затрудняет наложение цвета на форму.

Предполагаемый возраст детей

Данная программа является адаптированной к особенностям образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной

программы: от 4 до 7 лет всех желающих без предварительного отбора.

Дети 5-7 лет способны самостоятельно и с помощью воспитателя придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата. Рисование по замыслу может служить эффективным средством развития детского творчества у детей, при использовании разработанного комплекса занятий, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы. При правильной организации занятий можно добиться улучшения показателей творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Сроки реализации программы 3 года , которые делятся на три периода:

1-ый год обучения 4-5 лет, 1 час занятий 1 раз в неделю.

2-ой год обучения 5-6 лет, 1 час занятий 1 раз в неделю.

3-ий год обучения 6-7 лет, 1 час занятий 1 раз в неделю.

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с материалами, инструментами и техниками гуашевого рисования, второй - на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке творческих проектов.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.

Методы и приемы работы:

  • экспериментирование с изобразительными техниками гуашевого рисования;
  • создание и решение проблемных ситуаций;
  • игровые приемы;
  • рассматривание и обсуждение;
  • показ технических приемов;
  • пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
  • использование сюрпризных моментов;
  • использование синтеза искусств

Формы работы с детьми:

  • самостоятельная деятельность;
  • совместная деятельность воспитателя и детей.

Формы организации:

  • подгрупповая
  • индивидуальная
  • парная

График работы кружка

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 25 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы и способы их проверки

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным позитивным результатам.

1-ый год обучения 4-5 лет

Задачи формировать художественные умения и навыки

  1. приобщать к миру искусства через практическую деятельность
  2. развивать воображение и навыки сотрудничества.

личностные

предметные

метапредметные

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
  • умение организовать рабочее место.
  • бережное отношение к инструментам, материалам.

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.

  • ознакомление с художественными терминами и понятиями.
  • овладение основами художественной грамоты
  • знание цветов и рисовальных материалов
  • умение передавать форму, величину изображения.
  • приобретение навыка работы в паре, группе

2-ой год обучения 5-6 лет

Задачи

  1. совершенствовать полученные умения и навыки
  2. организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума
  3. обогащать нравственный опыт детей

личностные

предметные

метапредметные

  • Ориентирование в социальных ролях
  • Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
  • Развитие наблюдательности зрительной памяти.
  • Активное использование в речи терминов.
  • Соблюдение последовательности выполнения работы.
  • Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.
  • Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.
  • Участие в коллективном обсуждении

3-ий год обучения 6-7 лет

Задачи

  1. учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности
  2. способствовать проявлению творческой индивидуальности
  3. раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.

личностные

предметные

метапредметные

  • Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.
  • Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.
  • Развитие художественного вкуса.
  • Овладение художественными терминами.
  • Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.
  • Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.
  • Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.

Результат обученности ребенка оценивается по его личным достижениям относительно собственных возможностей. Уровень художественного развития определяется на основе выставочных работ. Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы будут являться участие творческих работ в конкурсах, смотрах, выставках по изобразительному искусству различного уровня.

Учебно-тематический план

для детей 4-5 лет, 1-й год обучения.

Название темы занятия

Всего

Теория

Практика

«Дождик, дождик»

«Листопад»

«Золотой подсолнух»

«Слатенькие яблочки»

«Весёлый ёжик»

«Забавные котята»

«Птица-осень»

Морские обитатели - киты»

« Белые кораблики по морю плывут»

«Весёлый снеговик»

Праздничная ёлочка

«Морозные узоры на стекле»

«Снегири на ветке»

Рисуем Африку «Жираф»

«Индийский слоник»

Золотая рыбка.

Зимнее дерево

Осьминожки, осьминожки.

Портрет солдата.

Букет тюльпанов.

Портрет мамочки.

Рисуем вербу.

Ваза с цветами.

«Космические фантазии»

«Сказочная птица»

Бабочки-красотки

Итоговое занятие «Мы побывали в стране Рисовандии»

  1. Тема: Путешествие по стране Рисовандии. Сказка про краски «Кто главнее?»

Цели и задачи: Дать первое представления о красках и их назначении, формировать знания и умения различать основные цвета, формировать знания и умения работать с кистью, расширять кругозор учащихся, развивать мелкую моторику.

Используемые материалы: Разноцветные кляксы, заранее прикрепленные на доску. Изображение героев Н. Носова Незнайки и Знайки, палитра - не цветная, палитра – цветная, палитра - заготовка для каждого ребенка, краски, кисточки, стакан с водой.

Формы занятия: сюрпризный момент со сказочными героями, совместная деятельность воспитателя и детей, индивидуальная, игровая.

  1. Тема: «Дождик, дождик»

Цели и задачи: Изучить новый способ создания изображения "Примакивание кистью", учить рисовать разные по длине вертикальные и наклонные линии, дождик из тучек, передавая его характер, формировать умение получать удовольствие от работы.

Используемые материалы: краски, белая бумага, кисточки, стакан с водой, иллюстративный материал, муз.сопровождение (звуки дождя).

метод синтезирования различных видов искусств (музыкального и изобразительного); метод активизации и приемы включения детей в деятельность, игровая, групповая.

  1. Тема: «Листопад»

Цели и задачи: Научить приёму тычка, используя щетинку. Развивать чувство композиции, цвета (красный, коричневый, оранжевый, жёлтый). Формировать умение отвечать на вопросы. Приучать детей внимательно слушать стихи (четверостишия) об осени. Формировать умение получать удовольствие от работы, эмоциональную отзывчивость.

Используемые материалы: иллюстрация картины И.Левитана "Золотая осень"; изображение леса в черно-белом колорите и в ярком цвете; краски, белая бумага, кисточки, стакан с водой, муз.сопровождение (этюд листопад).

Формы занятия, методы и приемы: использование различных видов художественно - творческой деятельности (игровая, речевая, изобразительная, музыкальная), словесные, наглядные, коллективная работа.

  1. Тема: «Золотой подсолнух.»

Цели и задачи: Развитие и воспитание у детей коллективного взаимодействия, умения сотрудничать и уважать других. Художественно-эстетическое развитие личности. Развитие у детей ручной умелости, правильного пользования художественными материалами. Получить знания о цветке подсолнуха. Научить ориентироваться на листе бумаги. Познакомить с нетрадиционной изобразительной деятельностью рисования пальчиками и ватными палочками. Показать приемы получения точек и коротких линий, Продолжить закрепление навыка ведения ровной линии кистью. Продолжить закрепление навыка ровного вырезания изображения с зазором.

Используемые материалы: загадки о цветах, изображение подсолнуха, альбомный лист или круглая заготовка, палочки ватные, гуашь, кисть мягкая, заготовка с изображением вазы для коллективной работы.

Формы занятия, методы и приемы : сюрпризный момент совместная деятельность воспитателя и детей индивидуальная, коллективная, словесные, наглядные

  1. Тема: «Слатенькие яблочки»

Цели и задачи: вызвать у детей интерес к работе взрослых по заготовке овощей и фруктов на зиму, познакомить с техникой штампа из яблок, продолжать воспитывать умение рисовать предметы круглой формы, развивать чувство композиции, цвета (красный, коричневый, зелёный, жёлтый), учить смешивать цвета.

Используемые материалы: загадка, яблоки разрезанные на две половинки, губка, гуашь, палитра, шаблон банки, стакан с водой.

Формы занятия, методы и приемы:

  1. Тема: «Ягодка за ягодкой». Рисуем с натуры ветку рябины.

Цели и задачи: ознакомить с рябиной, облепихой, развивать творческие способности и воображение; развивать навыки работы гуашью, нетрадиционным способом рисования – рисование пальчиком, приём примакивания кисти, формировать композиционные навыки; воспитывать умение замечать красоту в природе.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, ветка рябины, салфетка.

Формы занятия, методы и приемы: игровая, речевая, изобразительная, индивидуальная или коллективная.

  1. Тема: «Весёлый ёжик»

Цели и задачи: Познакомить с нетрадиционным способом рисования- рисование вилкой, учить дополнять изображение деталями (рисование методом оттиска, рисование пальчиками). Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность.

Используемые материалы:

Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент со сказочными героями, метод синтезирования различных видов искусств, наглядные; индивидуальная.

  1. Тема: «Забавные котята»

Цели и задачи: Познакомить с пропорциями животного, учить передавать характер животного, закреплять приём тычка, развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность. воспитывать аккуратность при работе;

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, одноразовые вилки, салфетки, иллюстративный материал.

Формы занятия, методы и приемы: , речевая, изобразительная.

  1. Тема: «Птица-осень»

Цели и задачи: Познакомить с нетрадиционным способом рисования- рисование ладошкой, развитие мелкой моторики рук, цветовосприятия, пространственного мышления. Беседа о красоте птиц.

Используемые материалы: загадки, музыка пения птиц, рисунки птиц, альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки, палитра.

Формы занятия, методы и приемы: деятельность воспитателя и детей индивидуальная, словесные, наглядные , речевая, изобразительная.

  1. Тема: «Совушка сова-большая голова»

Цели и задачи: учить правилам изображения птицы, выделяя особенности и различия совы, учить рисовать круглую форму и плотно закрашивать кистью её, овладевать приёмами тычка, живописными навыками; умению анализировать свои работы, развивать - внимание, наблюдательность, воспитывать аккуратность, трудовую дисциплину.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки мягкая и щетинка, непроливашка, одноразовые вилки, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент, наглядный: рассматривание иллюстраций, педагог обращает внимание на особенности птиц -размер, окраску, длину ног, форму клюва. совместная деятельность воспитателя и детей индивидуальная. Словесный: педагог советует какие цвета смешивать, для получения нужного и более достоверно передать окраску.

  1. Тема: Морские обитатели - киты»

Цели и задачи: Развивать: умение при передаче сюжета располагать изображение на всем листе, учить детей рисовать силуэт китов, развивать воображение, художественно-творческие способности. Формировать навыки и умения детей в изодеятельности. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей, аккуратность в работе, вызывать положительный эмоциональный настрой в течение всего дня.

Используемые материалы: образцы изображения китов, альбомный лист тонированный голубой фон, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки. Формы занятия, методы и приемы: деятельность воспитателя и детей индивидуальная, словесные, наглядные , речевая, изобразительная, индивидуальная.

  1. Тема: «Белые кораблики по морю плывут»

Цели и задачи: Создавать морской пейзаж гуашевыми красками, познакомить с жанром пейзаж, учить смешивать краски на палитре Отработать технику «тычок сухой кистью» для изображения морской пены, развивать умение анализировать свои работы, развивать - внимание, наблюдательность, воспитывать аккуратность, трудовую дисциплину.

Используемые материалы:

Формы занятия, методы и приемы: Игровая мотивация, деятельность воспитателя и детей индивидуальная, словесные, наглядные, речевая.

  1. Тема: Городской пейзаж. «Разноцветные домики»

Цели и задачи: Познакомить с конструкцией домика (крыша, труба, стены, окошечко, дверь). Научить рисовать домик, используя квадрат, треугольник, учить рисовать прямые линии, развивать умение при передаче сюжета располагать изображение на всем листе. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей, аккуратность в работе.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы:

  1. Тема: «Весёлый снеговик»

Цели и задачи: Продолжать вызывать у детей интерес к созданию изображения красками. Закреплять у детей представления о снеговике, полученные, в результате собственных наблюдений на прогулке. Упражнять детей в рисовании и закрашивании округлых форм. Помогать, детям изображать снеговика с использованием доступных им средств выразительности (цвета, величины). Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять навыки и умения рисовать тонкой и толстой кистью.
Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу.
Развивать мелкую моторику рук. Развивать фантазию. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик. Воспитывать у детей уважение к труду, привлекать к подготовке и уборке рабочего места до и после занятий.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, магнитная доска, группа украшена снежинками, композиция “Зима”, иллюстрации на тему “зимние забавы”, игрушка снеговик, мольберт, изображение снеговика, тряпочки, ватные палочки, корзина со “снежками”, магнитофон, музыкальная композиция.

Формы занятия, методы и приемы: Чтение сказки “Снегурочка”, музыка, беседа о зиме, зимних забавах, рассматривание иллюстраций на тему “зимние забавы”, наблюдение за снегом, опыт со снегом, скатывание комочков из салфеток, украшение уголка природы.

  1. Тема: Праздничная ёлочка.

Цели и задачи: Создание образа новогодней елки из ладошек; украшение елки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка), закрепление умений самостоятельно подбирать и смешивать краски; развивать творческое воображение, внимание. .

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки №1, №3, непроливашка, ножницы, салфетки, конверт с письмом, стенд для рисунков.

Формы занятия, методы и приемы:

  1. Тема: «Морозные узоры на стекле»

Цели и задачи: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования- воском; развивать образное представление и фантазию; развивать мелкую моторику, закреплять навык графического изображения; формировать доброжелательные отношения между детьми, навыки адекватной взаимо- и самооценки.

воспитывать эстетический вкус и аккуратность, эстетическое восприятие действительности.

Используемые материалы: свечка, восковые мелки, вологодские кружева, диск с произведениями русских и зарубежных композиторов, образцы морозных узоров, карточки “Порядок выполнения работы”, письмо от Деда Мороза и конверт формата А4, украшенный аппликацией с новогодней символикой, альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы:

  1. Тема : «Снегири на ветке»

Цели и задачи: Закреплять знания детей о внешнем виде птиц (снегирей) и повадках (летают, сидят). Учить дошкольников изображать снегирей на ветке, передавать их строение (овальное туловище, круглая голова, острый не большой треугольный клюв, короткий хвост). Упражнять в умение правильно располагать изображение на листе бумаги: снегиря - в центре листа крупно; ягоды рябины - по всему листу. Развивать умение смешивать краски для получения нужного оттенка, развивать творческие способности. Проявлять доброжелательное отношение к ним.

Используемые материалы: овал, круг, треугольник, серый, клюв, голова, туловище, крылья, две лапы, глаза, хвост, птица, снегирь, летает, сидит, образец птицы, кисть, гуашь, бумага, карандаш, палитра, мольберт, альбомный лист, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: ознакомительная презентация «Снегири» с мультимедийным сопровождением, музыкальное, игровая, индивидуальная, практический.

  1. Тема: Рисуем Африку «Жираф»

Цели и задачи: Выполнение рисунка в смешанной технике рисования. Знакомить с приёмами использования в рисовании тона бумаги. Учить изображать гуашью на листе цветной бумаги жирафа, используя кисть. Развивать умение смешивать краски на листе бумаги, на палитре. Воспитывать умение замечать и отражать в рисунке красоту природы.

Используемые материалы: картон оранжевого цвета, что соответствует тональности задуманного пейзажа, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент со сказочными героями, метод синтезирования различных видов искусств, наглядные; практические, индивидуальная.

  1. Тема: «Индийский слоник»

Цели и задачи: Учить изображать гуашью на листе слона, используя круги, прямоугольники. Развивать умение смешивать краски на палитре (получение серого, голубого). Воспитывать умение замечать и отражать в рисунке красоту природы.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, палитра, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: практические, наглядные (рассматривание иллюстраций, показ способов действий), словесные (рассказ педагога и детей, беседа, вопросы-ответы), художественное слово, загадки, объяснения.

20.Тема: Золотая рыбка .

Цели и задачи: Рисование сказочной рыбки. Познакомить детей со сказкой А.С.Пушкина “Золотая рыбка”; учить рисовать рыбку и море поэтапно по показу педагога; формировать композиционные умения, развитие мелкой моторики и координации движений, пространственное восприятие; зрительное внимание, чувства цвета, творческой фантазии и воображения, воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Используемые материалы: цветные иллюстрации – слайды с изображением этой рыбки; образец рисунка, альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, одноразовые вилки, салфетки. схема поэтапного изображения рыбки; просмотр слайдов – иллюстраций о разнообразии мира рыб, в том числе данного вида, с акцентированием внимания детей на особенностях внешнего вида рыбки и окраски, видов моря в разную погоду и при разном освещении (картин художников).

Формы занятия, методы и приемы: практические, наглядные (рассматривание иллюстраций, показ способов действий), словесные (рассказ педагога и детей, беседа, вопросы-ответы), художественное слово, загадки, объяснения.

21. Тема: Зимнее дерево.

Цели и задачи: Познакомить с техникой клякографии. Учить дошкольников изображать зимнее дерево.

Используемые материалы: альбомный лист тонированный синим, коктейльная трубочка, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: фронтальная, парная, индивидуальная.

  1. Тема: Осьминожки, осьминожки.

Цели и задачи: Стабилизация эмоционального фона детей путем изотерапии, нетрадиционного рисования – отпечаток ладошки. Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение) и фантазию.

Развивать мелкую моторику рук. Развивать творческие способности.

Развивать слуховое восприятие и умение следовать заданным инструкциям.

Способствовать стабилизации эмоционального состояния и развития детей.

Способствовать повышению самооценки у детей. Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, сверстникам и

Окружающим. Повысить интерес детей к занятиям с помощью использования мультимедийных презентаций.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная.

  1. Тема: Портрет солдата.

Цели и задачи: Дать детям знания о жанре портрета. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях. Обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой. Ввести в словарь детей понятия: жанр, портрет, автопортрет. Воспитывать эстетические чувства посредством рассматривание репродукций.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы:

  1. Тема: Букет тюльпанов.

Цели и задачи: Научить рисовать тюльпаны нетрадиционной техникой обведения ладошки, учить ориентироваться на листе бумаги. Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение) и фантазию. Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать ладошку.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, карандаш, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: игровая, метод синтезирования различных видов искусств, наглядные, коллективная работа.

  1. Тема: Портрет мамочки.

Цели и задачи: Закреплять знания о жанре портрета. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях. Обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой. Закреплять понятия: жанр, портрет, автопортрет. Воспитывать эстетические чувства посредством рассматривание репродукций.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.

  1. Тема: Иллюстрация к сказке колобок.

Цели и задачи: Познакомить со сказкой колобок, научить рисовать мордочку лисы и колобка. Упражнять в умение правильно располагать изображение на листе бумаги . Развивать цветовосприятие, творческие способности. Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, сверстникам и окружающим.

Используемые материалы:

Формы занятия, методы и приемы:

  1. Тема: Рисуем вербу.

Цели и задачи: развитие творческого замысла при создании эмоционально-выразительного образа. формировать умение детей работать пальчиком для изображения весенней веточки, умение эмоционально владеть цветом в изображении освещённой солнцем веточки; закреплять навыки работы ведения тонкой кистью прямых линий, воспитывать интерес к любованию и познаванию природы.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки, веточки вербы.

Формы занятия, методы и приемы: использование различных видов художественно - творческой деятельности (игровая, речевая, изобразительная, музыкальная), словесные, наглядные, коллективная.

  1. Тема: Ваза с цветами.

Цели и задачи: ознакомить с натюрмортом, развивать творческие способности и воображение; развивать навыки работы гуашью, нетрадиционным способом рисования – рисование палочками, приём тычка, формировать композиционные навыки; воспитывать умение замечать красоту в природе.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги тонированный в тёмный цвет, гуашь, кисточки, палочки ватные, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: использование различных видов художественно - творческой деятельности (игровая, речевая, изобразительная, музыкальная), словесные, наглядные, групповая.

  1. Тема: «Космические фантазии»

Цели и задачи: Расширение представления детей о многообразии окружающего мира, поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, обогащение речи детей прилагательными характеризующими свойства качества предметов.

Используемые материалы: ноутбук, экран и проектор, образец работы, доска или мольберты для показа техники выполнения. основа для композиции (лист цветного картона тёмно-синего или фиолетового цвета) , гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы:

  1. Тема: «Сказочная птица»

Цели и задачи: ели урока: научить изображать сказочных птиц, выделять особенности и различия сказочных птиц и настоящих птиц; развивать самостоятельность мышления, творчество, воображение, расширять кругозор; воспитывать художественно-эстетический вкус.

Используемые материалы: ватман с изображением сказочного леса, альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент, наблюдение, активный диалог, коллективная.

  1. Тема: Бабочки-красотки»

Цели и задачи: Научить детей рисовать бабочку на основе собственных представлений. Учить передавать правильное строение бабочки, рисовать узоры различными методами – вливание цвет в цвет, использование геометрических фигур, монотипией; развивать мелкую моторику рук, воображение, чувство цвета, интерес к творческой деятельности, воспитывать эстетические чувства, самостоятельность, аккуратность, умение давать оценку своим работам и работам других, положительное отношение ко всему живому.

Используемые материалы: иллюстрации с изображением бабочек, заготовки из бумаги силуэтов бабочек, панно «Поляна с цветами», гуашь, палитры, кисти с мягким ворсом, баночки для воды, бумажные салфетки, муз. сопровождение «Звуки леса», дидактическая игра на симметрию «Найди вторую половину бабочки».

Формы занятия, методы и приемы: игровой – сюрпризный момент, словесный (чтение познавательной литературы про бабочек «Как появляются бабочки», рассматривание картинок «Бабочки»)., наглядный – показ.

  1. Тема: Иллюстрация к сказке теремок.

Цели и задачи: Познакомить со сказкой теремок, научить рисовать медведя, теремок. Упражнять в умение правильно располагать изображение на листе бумаги . Развивать цветовосприятие, творческие способности. Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, сверстникам и окружающим.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки, иллюстрации к сказке, музыкальное сопровождение.

Формы занятия, методы и приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций к сказке, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.

  1. Тема: «Носит одуванчик желтый сарафанчик…»

Цели и задачи: Учить рисовать пейзаж, линейная и воздушная перспектива/ Развивать цветовосприятие, творческие способности. Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, сверстникам и окружающим.

Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: Беседа, рассказ воспитателя, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.

  1. Тема : Итоговое занятие «Мы побывали в стране Рисовандии»

Цели и задачи: Подведение итогов в форме праздничного мероприятия.

Используемые материалы: оформление выставки работ детей и их обсуждение, музыка.

Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент, игровая, коллективная.

Список используемой литературы:

  1. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Т.Н.Доронова.- 5-е изд.-М.: Просвещение, 2004.-160с.: ил.
  2. Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Первая младшая группа. - Волгоград: Учитель , 2012 - 43с.
  3. Котова И.Г. Развитие творчества детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов. Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал № 6, 2011
  4. Лыкова И.А. Букашки из бумажки. Аппликация из бумаги. Учебно-метод. пособие - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 22 с, ил.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2007.-144 с., 24л. Вкл., переиздание дораб. и доп.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. - 192 с, 16 л. вкл.

Юганова И. О предупреждении отклонений в познавательной деятельности детей раннего возраста. Журнал Дошкольное воспитание-№ 6,


Рисование - первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него - обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Роль рисования в развитии ребенка

Картина, написанная маленьким художником, - предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это - стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
  2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
  3. В процессе работы ребенок получает реальный результат - рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
  4. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
  5. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
  6. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
  7. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
  8. Рисование - процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки - а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
  9. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
  10. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
  11. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания - приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
  12. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.

Как рисуют мальчики и девочки

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал - мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Важность уроков рисования в школе

Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства - всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.

Что же дает рисование школьникам , если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.

Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:

  • точность зрения и наблюдательность - необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
  • без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
  • развитым воображением обладают изобретатели, исследователи - люди, толкающие вперед науку и технику.

Задача взрослых - всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.