Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Признаки и виды сми. Что такое — средства массовой информации? СМИ и закон

Признаки и виды сми. Что такое — средства массовой информации? СМИ и закон

периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

источники предоставления информации людям при помощи различного рода технологий, затрагивающих широкие слои потребителей. К таким средствам массовой информации относятся: газеты, журналы, радио, телевидение, информационные агентства и интернет-издания. На сегодняшний день практически все, о чем информируют средства массовой информации, проходит неявный контроль со стороны власть имущих, хотя цензура запрещена законом. Другими словами, через средства массовой информации власть управляет людьми, воздействуя на их сознание и подсознание (см. манипуляция общественным мнением).

Современные средства массовой информации основное внимание стали уделять ярким картинкам и образам. Главным источником получения информации становится экран телевизора. К чему ведет такая тенденция главенства образов Она означает резкое ослабление таких форм воздействия на человека, как логика, рациональные аргументы, факты. Людей усыпляют бесконечными ток-шоу, сериалами и сплетнями об известных людях. Через средства массовой информации идет идеологическая промывка мозгов. Власть показывает только то, что выгодно ей. В частности, людям внушается миф о русском фашизме, о разгуле ксенофобии и экстремизма в России. При этом истинное положение вещей об этнических преступных группировках, о геноциде собственного народа, о бедственном положении Русского народа и о многом и многом другом остается невысказанным.

Многие газеты или журналы, в которых рассказывается правда, выходят только в электронном виде посредством интернета, который все больше и больше подвергается нападкам со стороны всевозможных общественных деятелей, устами которых завуалировано говорят узурпировавшие власть негодяи. Так в последнее время стало модным говорить о контроле за интернетом со стороны государства, причем такие идеи вбрасывают в массы «любители свободы» правозащитники и либералы. Однако по причине отсутствия доступа к интернету большей части граждан России, электронные издания не могут донести информацию до всех. Это создает своего рода информационный голод, когда многие люди чувствуют, что что-то происходит не так в их доме, но не знают, к кому обратиться за помощью и поддержкой.

См. также: беженец, журналисты, информационная война, манипуляция общественным мнением, массовая культура, международный терроризм, межнациональная ненависть, миграционная политика, миротворческая операция, общественный резонанс, олигархия, оранжевая революция, развитая демократия, разжигание, русский фашизм, скинхеды, творческая элита, телевидение, толерантность, холодная война, цензура, элита, язык ненависти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Понятие информации

В понятие «информация» (от лат. informatio – сведения, разъяснения, изложение) вкладывается различный смысл соответственно той отрасли, где это понятие рассматривается: в науке, технике, обычной жизни и т.д. Обычно под информацией подразумевают любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют (сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.).

В литературе можно найти большое число определений термина «информация» , которые отражают различные подходы к его толкованию:

Определение 1

  • Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления («Федеральный закон РФ от $27.07.2006$ г. № $149$-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);
  • Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (Толковый словарь русского языка Ожегова).

Говоря о компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символов или знаков (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), которая несет смысловую нагрузку и представлена в понятном для компьютера виде.

В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:

Определение 2

Информация – это осознанные сведения (знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.) об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

Одно и то же информационное сообщение (статья в журнале, объявление, рассказ, письмо, справка, фотография, телепередача и т. п.) может нести разное количество и содержание информации для различных людей в зависимости от накопленных ими знаниями, от уровня доступности этого сообщения и от уровня интереса к нему. Например, новость, составленная на китайском языке, не несет никакой информации человеку, который не знает этого языка, но может быть полезной для человека со знанием китайского. Никакой новой информации не будет содержать и новость, изложенная на знакомом языке, если ее содержание непонятно или уже известно.

Информацию рассматривают как характеристику не сообщения, а соотношения между сообщением и его получателем.

Виды информации

Информация может существовать в различных видах :

  • текст, рисунки, чертежи, фотографии;
  • световые или звуковые сигналы;
  • радиоволны;
  • электрические и нервные импульсы;
  • магнитные записи;
  • жесты и мимика;
  • запахи и вкусовые ощущения;
  • хромосомы, через которые передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.

Различают основные виды информации , которые классифицируют по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения:

  • графическая – один из древнейших видов, с помощью которого хранили информацию об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а затем в виде картин, фотографий, схем, чертежей на различных материалах (бумага, холст, мрамор и др.), которые изображают картины реального мира;
  • звуковая (акустическая) – для хранения звуковой информации в $1877$ г. было изобретено звукозаписывающее устройство, а для музыкальной информации – разработан способ кодирования с использованием специальных символов, который дает возможность хранить ее как графическую информацию;
  • текстовая – кодирует речь человека с помощью специальных символов – букв (для каждого народа свои); для хранения используется бумага (записи в тетради, книгопечатание и т.п.);
  • числовая – кодирует количественную меру объектов и их свойств в окружающем мире с помощью специальных символов – цифр (для каждой системы кодирования свои); особенно важной стала с развитием торговли, экономики и денежного обмена;
  • видеоинформация – способ хранения «живых» картин окружающего мира, который появился с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых еще не изобретены способы кодирования и хранения – тактильная информация, органолептическая и др.

Первоначально информация передавалась на большие расстояния с помощью кодированных световых сигналов, после изобретения электричества – передачи закодированного определенным образом сигнала по проводам, позже – используя радиоволны.

Замечание 1

Основателем общей теории информации считают Клода Шеннона, который также положил основу цифровой связи, написав книгу «Математическая теория связи» в $1948$ г., в которой впервые обосновал возможность использования двоичного кода для передачи информации.

Первые компьютеры являлись средством для обработки числовой информации. С развитием компьютерной техники ПК стали использовать для хранения, обработки, передачи различного вида информации (текстовой, числовой, графической, звуковой и видеоинформации).

Хранить информацию с помощью ПК можно на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Все действия с информацией выполняет центральный процессор ПК.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального мира, если их рассматривать с точки зрения их информационных свойств, называют информационными объектами.

Над информацией можно выполнять огромное количество различных информационных процессов, среди которых:

  • создание;
  • прием;
  • комбинирование;
  • хранение;
  • передача;
  • копирование;
  • обработка;
  • поиск;
  • воспринятие;
  • формализация;
  • деление на части;
  • измерение;
  • использование;
  • распространение;
  • упрощение;
  • разрушение;
  • запоминание;
  • преобразование;

Свойства информации

Информация, как и любой объект, обладает свойствами , наиболее важными среди которых, с точки зрения информатики, являются:

  • Объективность. Объективная информация – существующая независимо от человеческого сознания, методов ее фиксации, чьего-либо мнения или отношения.
  • Достоверность. Информация, отражающая истинное положение дел, является достоверной. Недостоверная информация чаще всего приводит к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Устаревание информации может из достоверной информации сделать недостоверную, т.к. она уже не будет отражением истинного положения дел.
  • Полнота. Информация является полной, если она достаточна для понимания и принятия решений. Неполная или избыточная информация может привести к задержке принятия решения или к ошибке.
  • Точность информации – степень ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
  • Ценность информации зависит от ее важности для принятия решения, решения задачи и дальнейшей применимости в каких-либо видах деятельности человека.
  • Актуальность. Только своевременность получения информации может привести к ожидаемому результату.
  • Понятность. Если ценную и своевременную информацию выразить непонятно, то она, скорее всего, станет бесполезной. Информация будет понятной, когда она, как минимум, выражена понятным для получателя языком.
  • Доступность. Информация должна соответствовать уровню восприятия получателя. Например, одни и те же вопросы по-разному излагаются в учебниках для школы и вуза.
  • Краткость. Информация воспринимается гораздо лучше, если она представлена не подробно и многословно, а с допустимой степенью сжатости, без лишних деталей. Краткость информации незаменима в справочниках, энциклопедиях, инструкциях. Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

Специалисты подсчитали, что современный человек перерабатывает ежедневно в два-три раза больше информации, чем среднестатистический его предок из 19-го века. Что же явилось причиной такого стремительного роста потребления интеллектуального продукта? На этот и другие родственные вопросы будут даны ответы в настоящей статье.

Что такое средства массовой информации?

Казалось бы, этот вопрос не должен вызывать затруднений. Большинство людей, скорее всего, ответят на него примерно так: СМИ - это любое издание, выходящее с какой-либо периодичностью и рассчитанное на некую аудиторию. Однако такое определение не является исчерпывающим. В 2012 году увидела свет последняя редакция закона о средствах массовой информации. Какой источник можно официально причислить к СМИ?

Согласно действующему законодательству, таковыми можно считать только те издания, которые выпускаются тиражом не менее 1000 экземпляров и выходят в свет не реже раза в год.

Если газета, журнал или другой печатный орган отвечают этим двум требованиям, то они в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в специальной государственной организации, ведающей подобными вопросами. Она носит название Роскомнадзор.

Что касается телерадиовещания, то для получения права вести трансляцию на определенных частотах, необходимо получить лицензию.

Стенгазеты

Этот формат прессы, хоть и является весьма популярным в различных учебных заведениях, а также на некоторых предприятиях, все же не может быть причислен к средствам массовой информации. Почему? Во-первых, тираж таких изданий, как правило, ограничивается одним экземпляром, и, во-вторых, количество читателей подобных новостных бюллетеней учесть крайне сложно. Поэтому стенгазеты не подлежат обязательной регистрации.

Современные средства массовой информации

Гораздо сложнее дело обстоит с Интернетом. С момента его появления и до недавнего времени не утихали споры о том, можно ли ставить его в один ряд со средствами массовой информации традиционного типа.

Специалисты, которые склонны были причислять мировую паутину к СМИ, обычно так аргументировали свою точку зрения: информация, которая предоставляется посредством Сети, ничем не отличается от той, которая публикуется на аналоговых носителях. Особенность состоит лишь в способе ее передачи.

Такое мнение часто вызывало следующие возражения:

  • Не все материалы, публикуемые в Интернете, рассчитаны на массовую аудиторию. Например, существуют страницы, посвященные деятельности сравнительно небольших социальных формаций (коллективы коммерческих фирм, вузовских учебных групп и так далее).
  • Второе возражение связано с тем, что даже сайты, принадлежащие редакциям крупных печатных изданий и телеканалов, в большинстве своем не представляют собой самостоятельного источника информации. Материалы на них часто лишь дублируют те статьи и передачи, которые появляются в рамках основного СМИ.

Статус Интернета

В 2014 году окончательное решение было вынесено. Теперь сайты во Всемирной паутине вправе иметь статус средства массовой информации, но могут и не относиться к таковым.

Обязательной регистрации подлежат блоги, посещаемость которых превышает 3000 человек в сутки. Так называемые "трехтысячники " должны обязательно быть включены в национальный реестр. После регистрации учредители и сотрудники крупного сайта получают права и обязанности наравне с представителями остальной прессы.

Блогеры, сайт которых посещает более 3000 человек в день, могут рассчитывать на аккредитацию на различные мероприятия, как и прочие журналисты.

Таким образом, на вопрос, что такое средства массовой информации, можно ответить следующим образом: это издания, ориентированные на многотысячные массы людей и выходящие с определенной периодичностью. Что касается частоты обновления материала, то определенных правил на этот счет пока не существует. Известно, что, в отличие от газет и журналов, информационные блоги публикуют новые статьи ни с какой-либо периодичностью, а по мере накопления информации.

Российская пресса в цифрах и фактах

Может показаться странным, но на сегодняшний день число сетевых СМИ не так уж и велико - около семисот. Для сравнения можно привести цифры, относящиеся к печатным средствам массовой информации. В нашей стране зарегистрировано около 20 000 различных газет и более 10 000 журналов. Наибольшей популярностью пользуются издания, выходящие еженедельно. Максимальное количество россиян привлекают газеты и журналы, освещающие вопросы кино и телевидения, а также публикующие различные статьи про кулинарию и моду, то есть имеющие отношение к женской тематике.

Плюсы и минусы

Среди положительных тенденций последнего времени можно назвать резкое увеличение печатных изданий. Так, с конца девяностых годов 20-го века по настоящий момент количество газет и журналов возросло на несколько тысяч наименований. Однако при столь стремительном увеличении этого показателя качество прессы все же оставляет желать лучшего. Многие исследователи в области массовых коммуникаций, говорят о том, что российские СМИ практически полностью игнорируют запросы той аудитории, на которую они рассчитаны. Почти все газеты и журналы не осуществляют "обратной связи" со своими читателями. Материалы в них публикуются, опираясь на субъективное мнение учредителей и отдельных авторов.

Классификация средств массовой информации

Существует несколько критериев, согласно которым можно разделить всю прессу на подгруппы. Одним из таких пунктов является финансирование. По данному признаку принято причислять средства массовой информации к государственным или коммерческим. Доля последних в настоящий момент в нашей стране перевешивает.

Всего в России существует около 10 государственных газет и журналов и около 20 телеканалов.

Область распространения

Еще одним критерием является территория, которую охватывает конкретное средство массовой информации. По данному признаку все СМИ могут быть разделены на:

  • Общенациональные, то есть те, которые издаются большими тиражами и распространяются на всей территории страны. Примером средств массовой информации подобного рода может быть "Российская газета".
  • Второй разновидностью СМИ по территориальному признаку являются региональные. Это такие газеты, журналы и прочие издания, которые рассчитаны на жителей конкретной местности. Регион охвата не обязательно должен совпадать с официальными границами той или иной области. Существуют, например, различные издания, предназначенные для жителей Урала. Сюда же можно отнести газеты и журналы для того или иного национального меньшинства, проживающего на территории Российской Федерации.
  • Третьей группой этой разновидности являются средства массовой информации, адресованные малочисленным аудиториям, например, работникам какого-либо крупного предприятия.
  • Также классификация может происходить по тематическому признаку. Существует общепринятое деление СМИ на научно-популярные, развлекательные, посвященные искусству, различным хобби и другие.

История термина СМИ

О том, что такое средства массовой информации как совокупность периодических изданий, впервые заговорили в Советском Союзе в начале семидесятых годов. Этот термин появился в нашем языке как дословный перевод с французского. Стоит сказать о том, что на родине этого понятия словосочетание "средства массовой информации" к семидесятым годам 20-го века почти полностью вышло из обихода. Поэтому можно сказать, что советские социологи заимствовали название, которое во Франции в тот момент уже являлось устаревшим.

Что такое средства массовой информации, с точки зрения европейцев? И по какой причине термин, употреблявшийся в течение долгого времени во французском языке, вышел из обихода?

Диалог вместо монолога

К 1960-м среди европейских журналистов прочно укоренилось мнение, что пресса должна плотно сотрудничать со своей аудиторией и, вместо подачи информации по принципу монолога, вести двустороннее общение, то есть диалог. Кроме того, широко применялись новые виды взаимодействия средств массовой информации друг с другом.

Общение со зрителем, читателем и слушателем

Именно поэтому в шестидесятые-семидесятые годы появился новый термин - средства массовой коммуникации. Данное словосочетание, по мнению специалистов, гораздо точнее выражало интерактивный характер современной прессы.

Общение с теми, кому предназначались материалы, публикуемые тем или иным изданием, могло происходить открыто, с помощью писем, а также телефонных опросов и интервью, которое брали у радиослушателей и телезрителей специальные корреспонденты. Обратная связь производилась также и опосредованно. Одним из технических новшеств, с помощью которых оно происходило, являлось устройство "пиплметр". Этот прибор составлял одно целое с телевизионным пультом и отправлял данные о том, какие телепрограммы смотрят телезрители, в бюро, занимающееся изучением статистики.

СМИ на службе у бизнеса и политиков

Описанные выше измерения проводились не только с целью улучшения качества материала. Они также измеряли рейтинг каждой конкретной программы и определяли наиболее перспективное время для публикации рекламных объявлений.

Также не является большим секретом и то, что СМИ нередко выступали в качестве орудия политической пропаганды.

Технология формирования общественного мнения

Какое средства массовой информации оказывают влияние на мысли и настроения в современном обществе?

В качестве ответа на этот вопрос можно привести интересные данные об одной из теорий, касающихся прессы.

Эта гипотеза носит название "Феномен повестки дня". Согласно ей, средства массовой информации не всегда могут навязать свое мнение людям, но способны заострить их внимание на определенных проблемах. И действительно, можно с уверенностью сказать, что каким бы важным ни было то или иное событие, но если о нем нет упоминания в прессе, это явление может пройти незамеченным для большинства населения страны. Напротив, если в новостных сводках несколько раз затронута какая-нибудь незначительная тема, то многие люди по инерции начнут задумываться именно над этим вопросом. Такая методика широко использовалась и используется для отвлечения широких масс от проблем, имеющих глобальный характер, и переключения внимания на незначительные или вовсе не существующие явления.

История российской прессы

Известно, что первые отечественные газеты появились сразу же после изобретения книгопечатания Иваном Федоровым.

Наряду с российскими изданиями представители элиты прошлых веков нередко выписывали и зарубежную прессу. В некоторых дворянских семьях из поколения в поколение передавались номера газеты "Таймс", собираемые в течение десятилетий. Радиовещание в Советском Союзе появилось в первые годы правления новой власти. В начале двадцатых годов наладилась регулярная трансляция первого канала. Через 20 с лишним лет, уже после Великой Отечественной войны, появилась вторая программа, которая получила впоследствии название "Маяк". Первый телевизионный канал был открыт в начале тридцатых годов 20-го века. Так проходило развитие средств массовой информации в России.

Взаимодействие СМИ друг с другом

Кроме обратной связи, которая осуществляется посредством опросов аудитории, а также при помощи различных технических приспособлений, осуществляются также контакты между самими средствами массовой информации. Подобные кооперации могут носить как простой характер, когда отдельные сотрудники договариваются между собой об освещении одной и той же проблемы с различных точек зрения, так и более сложный, устанавливаемый путем различных договоренностей.

Например, подобное взаимодействие может применяться при освещении крупных политических и спортивных событий. Во время олимпиады население страны получит гораздо более полную информацию о проводимых состязаниях, если прямую трансляцию событий возьмут на себя телевидение и радио, в то время как более тонкий анализ произошедших соревнований, интервью с тренерами, спортсменами и т. п. будут публиковаться в печати.

Заключение

Средства массовой информации имеют многовековую историю. Время от времени появляются новые виды СМИ. Вместе с тем и традиционные газеты и журналы по-прежнему пользуются высоким спросом.

Средства массовой информации (с фр. калька) - это система сообщения визуальной, словесной, звуковой информации по принципу широковещательного канала, которая охватывает массовую аудиторию и имеет периодическую форму распространения.

Масс-медиа, СМИ, средства массовой информации - это способ, позволяющий донести разного рода информацию, используя принцип широковещательного канала. Они вещают для большой аудитории, их работа постоянная. СМИ доносят до народа различную информацию - словесную, звуковую,визуальную.

Термин, которым обозначаются информационные издания, пришел в русский язык в 70-х годах прошлого столетия, благодаря приказу Отдела пропаганды при ЦК КПСС. Термин «СМИ» вытеснил, привычный в то время термин «СМК» (средства массовой коммуникации), введенный в 60-х годах.

Изначально СМИ выполняли информационную и развлекательную функцию, но сейчас открыто утверждают, что СМИ характеризуют в первую очередь как «формирующие общественное мнение». Они перестали быть однонаправленной коммуникацией, потому как существует механизм так называемой обратной связи, когда аудитория непосредственно может влиять на форму подачи информации и выражать свою точку зрения.

СМИ - это пресса (газеты и журналы) и электронные СМИ (телевидение,радио,издания,сети).

Благодаря тому, что стал активно развиваться механизм обратной связи, то есть аудитория получила возможность выражать свое мнение, характер СМИ перестал быть однонаправленным. СМИ - часть наиболее широкой сферы средств массовой коммуникации.

Периодичность (не менее раза в год), массовость, принудительность (один вещатель - много слушателей) - это всё признаки СМИ. Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации" СМИ -- это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:

  • - иная форма периодического распространения массовой информации,
  • - периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год,
  • - кинохроникальная программа,
  • - теле-,
  • - радио-,
  • - видеопрограмма.

К СМИ не относятся библиотеки, интернет-блоги, малотиражки, конференции, форумы, стенгазеты и т.п. Хотя в наше время появляется всё больше работ о том, что, возможно, книга также является средством массовой информации.

Однозначно роль СМИ в разных странах разная. Это зависит от того насколько они внедрены в повседневную жизнь людей. К примеру, в России, обычный человек в день точно пользуется хотя бы одним из видов средств массовой информации: будь это радио, пресса, телевидение, Интернет. Но в КНДР Интернет запрещён, в связи с тем, что с каждым днём появлялось всё больше критики в адрес правительства от анонимных пользователей.

СМИ в форме печатных изданий вошли в нашу жизнь почти сразу же после изобретения Гутенбергом в 1456 году наборного шрифта и печатного станка. Однако с появлением в XX веке электронных средств связи, в особенности телевидения, характер СМИ - а фактически жизни в целом - изменился коренным образом. За последние 60 лет телевидение преобразило повседневную жизнь людей больше, чем, возможно, любое другое изобретение в истории человечества. Печатные СМИ и радио также во многом изменились под влиянием телевидения, хотя оно и не стало им заменой. Своим основным источником удовольствия люди чаще всего называют просмотр телепередач, за которым, далеко отстав, следуют общение с друзьями, оказание помощи окружающим и использование отпуска. Телевидение не только изменило наше времяпрепровождение, оно также революционизировало наш образ мышления и наше мировоззрение. В настоящей книге особое внимание уделяется именно этому влиянию СМИ на наше восприятие и когнитивную способность. Масс-медиа - это не только «магическое окно», через которое мы смотрим на мир, но и «дверь», через которую идеи проникают в наше сознание.

СМИ - это нечто намного большее, чем просто канал, по которому мы получаем знания, хотя и эта их роль далеко не маловажна. Процесс передачи этих знаний может сам по себе стать объектом внимания. Когда в 1991 году во время войны в Персидском заливе правительства и военное командование США и Саудовской Аравии лишили прессу доступа в зону конфликта, характер освещения боевых действий стал одной из основных тем сообщений о войне. СМИ не только передавали новости - они сами стали темой новостей. Если взять вьетнамскую войну, то ученые, главы государств и широкая общественность до сих пор обсуждают роль, которую СМИ сыграли в том, что эта война находила все меньшее одобрение у людей в период с 1965 по 1972 год .

В России существуют некоторые признаки, которые определяют СМИ. Издание должно быть массовым, то есть выходить не менее 1 тыс. экземпляров. Это относится к газетам, журналам и рассылкам:

  • - обязательное наличие периодичности, то есть выход не реже, чем один раз в год.
  • - издание должно иметь признак принудительности: сигнал из одного источника и массовую аудиторию слушателей.

В российском законодательстве дано понятие средств массовой информации (СМИ). Они обязаны проходить регистрацию в Роскомнадзоре. Их печатная продукция (каждый экземпляр) должна быть передана в библиотеки или сохранена в течение одного года. СМИ предоставлены права и гарантии, запрещена цензура.

У каждого издания свои методы производства информации и способы ее подачи широкой публике.

Телеканалы. На территории России вещают 23 телеканала, имеющих общероссийскую направленность, спутниковые и кабельные (около 117). 15 телеканалов, чье вещание выходит за пределы страны. 180 каналов, которые вещают в отдельных регионах, а так же несколько каналов, распространенных в небольших городах и селах. Всего по стране примерно 3320 телеканалов.

Печать. На первом месте по распространенности, среди СМИ России, стоят печатные издания. На начало 2009 года по стране зарегистрировалось:

  • - 27 425 газет и еженедельников,
  • - 20433 журнала, 787 альманахов и т.д.

Всего по России - 51 725 печатных СМИ (на первую половину 2009 года).

По данным 2008 года, ежедневную прессу читают около 11,3% населения крупных городов России (6 522 200 человек), еженедельную - 24,2% (14 019 200 человек). А вот тех, кто время от времени читает журналы, куда больше - таких около 62%. Наиболее популярны теле- и киногиды, их читает 28,5% населения. На втором месте стоят журналы мод и женские журналы - 28,1%.

Похожие исследования проводились и в США. За данными исследовательского центра Pew Research Center for the People & the Press,Интернет обогнал по значимости ежедневную прессу еще в 2008 году. Сегодня только третьамериканцев читает газеты, 40% же пользуются интернет-источниками (сайтами, электронными версиями тех же газет) для ознакомления с новостями. А вот телевидение не сдает своих позиций и является наипопулярнейшим источником информации: около 70% населения Америки смотрят новости по телевизору.

Телевидение для американцев является своеобразным идолом. "Ящик" стал неотъемлемым атрибутом жизни современного человека, а телевидение превратилось в институт, оказывающий мощное влияние на общественные процессы. В этой стране четко видно, как телевидение может формировать это самое общественное мнение и мировосприятие.

Информационное агентство USIA основано в 1953 году как независимое агентство иностранных дел в пределах исполнительной правительственной пласти, для проведения общественной дипломатии в поддержку внешней американской политики. USIA - это основной орган исполнительной власти, который обязан консультировать и информировать президента и государственного секретаря по поводу реакции на внешнюю политику страны и международного общественного мнения.

USIA имеет в своем распоряжении 190 отделений в 142 странах мира; 6300 сотрудников (около трети их них - иностранцы, нанятые работать в местных представительствах агентства, 520 человек управляют зарубежными отделениями); страницу в Интернете, что дает доступ к информационным ресурсам в любой точке земного шарав любое время дня и ночи; систему спутникового телевидения"Уорлднет" (Worldnet), которая позволяет, используя технические мощности в представительствах USIA и посольствах Америки, передавать выступления американских государственных деятелей и информационные материалы практически по всему миру 24 часа в сутки.

На сегодняшнее время существует 5 информационных служб, которые объединены в единую систему госвещания Америки за рубеж: Office of Cuba Broadcasting (Radio and TV Marti), Voice of America и Worldnet Television and Film Service, которые являются федеральными программами, и Radio Free Asia и Radio Liberty/Radio Free Europe, которые имеют статус частных некоммерческих корпораций.

Можно сделать вывод о том, что наиболее на первом месте по популярности средств массовой информации стоит телевидение, на втором Интернет, а затем идут радио и пресса.

Интернет самое молодое из СМИ, но практически сразу после появления, интернет стал использоваться как источник информации, а так же как средство массовой коммуникации. Традиционные СМИ перешли на страницы Интернета. Так появились интернет-СМИ. Несмотря на то, что аудитория у них еще не так велика, они продолжают ее завоевывать. Практически все средства информации имеют свои сайты в интернете. Информация на них постоянно обновляется. Случается, что они запаздывают с выходом, а иногда предлагают оплатить доступ к архиву. Наряду с интернет-СМИ, существует интернет-радио и интернет-телевидение.

Многочисленные организации обсуждают вопрос - насколько равны эти два понятия: интернет-СМИ и СМИ. Развитие интернета расширяет аудиторию, которая предпочитает интернет-СМИ.

Сразу после своего появления Интернет начал активно распространятся и занимать лидирующие позиции, он ставил своей основной задачей выполнение функций средства массовой информации (интернет-СМИ). Такие СМИ очень напоминают обычную стенгазету. Оба имеют непостоянную, случайную аудиторию, общедоступность, одноэкземплярность. Хотя аудитория таких интернет-СМИ сейчас менее численная, чем, например, телевидения или прессы, однако очень многие традиционные средства массовой информации имеют свои сайты в Интернете. В основном это интернет-версии различных изданий. Материалы на таких сайтах либо публикую с некоторой задержкой, либо делают просмотр таких материалов/архивов платным. Обычно доход такого интернет-СМИ - это в основном реклама, но возможны варианты спонсирования какой-либо организацией или как вещательного органа.

Термин «средства массовой информации» употребляется в России наиболее часто. Его «масс-медиа» и «средства массовой коммуникации». Данное понятие включает различные формы распространения информации (под постоянным названием) для широких масс населения. Источниками новостей могут быть печатные издания, - и аудиоканалы, данные интернет-источников.

Виды СМИ

Законодательство РФ не дает четкого определения отдельных видов средств массовой информации. Основные критерии отнесения к СМИ (согласно Закону «О средствах массовой информации»): массовость адресатов сообщения, периодичность и закрепленная форма подачи информации. Условное деление происходит в основном по способу передачи данных.

Самые распространенные СМИ – разноплановые печатные издания. Они пусть с запозданием часто добираются даже в те края, где нет ни интернета, ни телевидения. Кроме того, для людей «старого» поколения такой способ получения информации до сих пор остается предпочтительным. К средствам массовой информации относят издания с постоянным названием, выходящие не реже одного раза в год (журналы, газеты, брошюры и т.д.).

Наиболее эффективный тип информирования (и самый затратный) – телевидение или телевещание. Визуальная информация, совмещенная с аудиодорожкой, усваивается человеком в разы лучше, чем любая другая. Это один из самых эффективных способов подачи данных и воздействия на сознание.

Третий, набирающий все большую популярность вид СМИ – интернет-ресурсы. Закон «О средствах массовой информации» не обязывает сайты регистрироваться в качестве СМИ, но они могут делать это добровольно, обретая те же права и обязанности, что и другие представители данной области.

Регистрируются как СМИ и многочисленные информационные агентства. Их основная функция – отыскивать информацию и новости, обрабатывать их, а затем передавать в существующие масс-медиа (газеты, ТВ-программы и др.). Значение таких организаций сложно недооценить, хотя сами они почти всегда остаются в тени.

Виды СМИ, уходящие в прошлое

Постепенно утрачивает свои позиции некогда лидировавшее радиовещание. Правильная организация способна сделать из радио очень эффективный инструмент взаимодействия с массами, но телевидение и интернет востребованы гораздо в большей мере.

Кинохроника – также вид СМИ. Он наименее популярен в связи со своей спецификой, отличающейся от предпочтений большинства современных представителей общества.