Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Причины крещения руси в 988. Причины, условия и последствия крещения руси

Причины крещения руси в 988. Причины, условия и последствия крещения руси

Ничто не поражает так, как чудо, - разве только наивность, с которой его принимают на веру.

Марк Твен

Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России. Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученных уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности. В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.

Причины принятия христианства на Руси

Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.

Бесспорный факт - князь Владимир Святой долгое время был ярым язычником. Он покланялся языческим богам, и долгие годы старался привить стране правильное с его точки зрения понимание язычества. Об этом говорят и официальные учебники по истории, в которых представлены однозначные факты, говорящие, что в Киеве Владимир установил памятники языческим богам и призывал народ покланяться им. Об этом сегодня снимается множество фильмов, в которых рассказывается о том, насколько это был значимый шаг для Руси. Однако, в этих же источниках говорится о том, что «безумное» стремление князя к язычеству привело не к объединению народа, а наоборот, к его разобщению. Почему это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять суть язычества и ту иерархию богов которая существовала. Эта иерархия представлена ниже:

  • Сварог
  • Жив и Жива
  • Перун (14-ый в общем списке).

Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.

Мы углубились настолько в язычество и начальные шаги Владимира в роле князя, потому, что именно в этом лежит причина принятия христианства на Руси. Князь, почитая Перуна, старался навязать эти взгляды всей стране, но потерпел неудачу, поскольку основная масса населения Руси понимала, что истинный бог, которому молились годами, – Род. Так провалилась первая религиозная реформа Владимира 980 года. Об этом пишут и в официальном учебнике по истории, забывая, правда, рассказать о том, что князь полностью перевернул язычество, что и привело к волнениям и провалу реформы. После этого в 988 году Владимир принимает христианство, как религию наиболее подходящую для себя и своего народа. Религия пришла из Византии, но для этого князю пришлось захватить Херсонес и жениться на византийской принцессе. Вернувшись в Русь с молодой женой, Владимир обратил все население в новую веру, причем люди с удовольствие приняли религию, и только в отдельных городах наблюдались незначительные сопротивления, которые быстро пресекались княжеской дружиной. Этот процесс описывается в «Повести временных лет».

Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.

«Повесть временных лет» и церковный Катехизис 1627 года


Практически все, что нам известно о крещении Руси, мы знаем на основе произведения «повесть временных лет». Историки уверяют нас в достоверности самого произведения и тех событий, которые в нем описываются. В 988 году крестился великий князь, а в 989 году была крещена вся страна. Разумеется, на тот момент времени в стране не было священников для новой веры, поэтому они приехали на Русь из Византии. Эти священники привезли с собой обряды греческой церкви, а также книги и святые писания. Все это было переведено и составило основу новой веры нашей древней страны. Об этом говорит нам «Повесть временных лет» и эта версия представлена в официальных учебниках по истории.

Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.

Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.

Примечательна в Катехизисе следующая фраза: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. В лето шесть тысящь УЧЗ (496 – славяне издревле обозначали цифры буквами). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском». Мы привели выдержку из 27 страницы Большого Катехизиса, специально сохранив стилистику того времени. Из этого следует, что на момент принятия христианства на Руси уже были епархии, как минимум в двух городах: Новгороде и Киеве. А ведь нам говорят, что церкви при Владимире не было и священники пришли из другой страны, но церковные книги уверяют об обратном – христианская церковь, пусть и в состоянии зарождения, но уже была у наших предков еще до самого крещения.

Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:

  • На момент 1627 года русская церковь придерживалась мнения, что христианство было и до Владимира, как минимум в Новгороде и Киеве.
  • Большой Катехизис это официальный документ своего времени, по которому изучали, как богословие, так и частично историю. Если предположить, что в этой книге действительно ложь, то получается, что на момент 1627 года никто не знал, как произошло принятия христианства на Руси! Ведь других версий нет, и всех учили «ложной версии».
  • «Правда» о крещении появилась только значительно позже и ее представляют Байер, Миллер и Шлецер. Это придворные историки, которые приехали из Пруссии и описывали историю России. Что касается христианизации Руси, то эти историки основывали свою гипотезу именно на повести временных лет. Примечательно, что до них этот документ никакой исторической ценности не имел.

Роль немцев в истории России переоценить очень сложно. Практически все известные ученые признают, что наша история написана немцами и в интересах немца. Примечательно, что, например, Ломоносов порой доходил до драк с приезжими «историками», поскольку те нагло переписывали историю России и всех славян.

Православные или правоверные?

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка - христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет прниятия релии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианствкой культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Предпосылки принятия христианства

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

ФГБОУ ВПО Нижегородский Государственный Педагогический университет

на тему: "Основные причины крещения Руси"

Выполнила:

Гусева Ольга

Студентка группы Т-13-2

Нижний Новгород

Введение

2. Предпосылки

3. Выбор веры

4. Крещение Руси

5. Христианизация Руси

Заключение

Введение

История Русской православной церкви началась в X в., когда киевский князь Владимир (в крещении - Василий) Святославович Красное Солнышко, Великий, Святой (942 - 15.07.1015) принял веру от православной Византии. В 988 г. православие было принято в качестве официальной религии Русского государства. Крещение Руси - историческое событие отечественного и европейского значения. Оно явилось итогом долгих экономических, политических и культурных процессов, протекающих в Древней Руси.

Значение принятия христианства на Руси велико. Оно учило людей быть добрее, справедливее, терпимее, мириться со своими болями и бедами, помогать бедным и несчастным, уважать власть государства, давало идеологическое обоснование развившимся феодальным отношениям. Церковь сразу же вступила в борьбу с язычеством, способствовавшим племенной раздробленности.

Крещение Руси, как научная проблема, сложна, ее всестороннее изучение требует усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов. Неоднозначен их взгляд на сам акт крещения и на его духовные, политические и культурные последствия.

Цель данной работы - изучить историческое событие X в. - Крещение Руси.

Задачи изучения: выяснить основные причины крещения; раскрыть значение и последствия данного исторического события для развития Руси, используя дополнительную историческую и научно - познавательную литературу.

1. Причины принятия христианства на Руси

Итак, почему же Русь была крещена?

На сегодня современные историки называют три основные причины этого:

Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

Несовместимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

По моему мнению, основную роль в принятии христианства на Руси сыграли все-таки ВРЕМЯ, время историческое. Древнерусское государство было создано, но оно не было прогрессивным, принадлежало к старому времени, времени язычества, уходившего в прошлое. Его необходимо было укрепить, как и политически, так и экономически. И это было сделано или при Владимире Святом или при каком-то другом правителе - это не столь важно. Важно, что Русь стала современной, сохранившей себя страной.

Для утверждения Руси, как современного государства на политической карте мира, необходимо было перестроить страну на новый лад, который был принят в большинстве цивилизованных государств, как Европы, так и Азии, а в те времена главным просветительским и объединяющим фактором являлась именно Церковь, и только через нее это было сделано.

2. Предпосылки

До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Ментальность славян - язычников основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал ("добра" и "зла"). И мир воспринимался ими на основе парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца. У славян существовал собственный пантеон, в который входили Перун, Семаргл, Стрибог, Велес, Даждьбог, Мокошь.

Сразу же после того, как Владимир овладел в 980 г. киевским престолом, устранив старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном - богом грозы и установить общий ритуал. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества. Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.

3. Выбор веры

Конечно, существует много позиций на данную тему, но я выделю три: позиция богословов, позиция материалистов, и самая, на мой взгляд, правдоподобная биологоантропологическая позиция.

Позиция богословов заключается в следующем: все происходит по воле Божьей. Они обращаются к легенде из Повести временных лет. Согласно этой легенде Андрей после проповеди на южном берегу Черного моря переплывает его в северном направлении, высаживаясь невдалеке от устья Днепра. Затем, поднимаясь по нем, апостол достигает днепровских круч, где и произносит пророческие слова, обращенные к сопровождающим его ученикам: "Видите ли горы сия? - яко на сих горах воссияет благодать божья; имать град велик бытии и церкви многи бог въздвигнути имать". Сказав это, апостол, "въшед на горы сия, блогослови я, и постави курест, и помолився богу, и слезе с горы сея, идеже послеже бысть Киев", а затем продолжил свой путь через Новгород и варяжские земли в Рим. Таким образом, богословы утверждают, что Бог решил, апостол известил, а князь исполнил.

Материалистическая позиция сводится к изменению бытия, религии. Каково бытие, таково и сознание. Оно берется от истоков общества: при классовом - кто сильнее, тот и у власти, при феодальном так же - феодалы властвуют над крепостными, так и в религии. Самое сильное христианство, следовательно, оно и должно властвовать над другими религиями.

Но, как я уже сказала, по мне самая реалистичная биологоантропологическая.

Итак, вся средневековая Европа, от самых северных стран до южных, от западных до восточных, постепенно приходила к Христианству. Но ведь рядом с Христианством существовали еще две достаточно широко распространенные религии - иудаизм и мусульманство. И совершенно невероятно, чтобы представители этих религий не делали никаких попыток склонить могущественного русского правителя на свою сторону. Очевидно, такие попытки были - с помощью посольств, проповедников, личных контактов. И длились такие контакты и проповеди не один год.

Русские летописи оставили очень поэтичную (хотя и маловероятную) историю о том, как князь Владимир выбирает веру для себя и своего народа. Он сидит у себя в Киеве, а к нему приходят представители всех основных религий, которых он перед этим позвал из разных стран, и склоняют каждый к своей вере.

Вот пришли мусульмане. Они завлекают князя тем, что и за гробом будет всё то же множество и всё те же телесные наслаждения, что и в этой жизни, только в превосходной степени. Это ему нравится. Но вот обрезание не нравится, и запрет на вино его не устраивает: Руси есть веселие пить, и без этого мы быть не можем…

Вот пришли католики, зовут в католичество. Им Владимир отвечает не мудрствуя, просто: "Отцы наши не приняли вашей веры, и мы не примем…"

Вот пришли хазарские иудеи, рассказывают о своей вере. Их Владимир с некоторой долей лукавства спрашивает, где их отечество. Они отвечают, что отечество их когда-то было в Иерусалиме, но за грехи Бог расточил их по всей земле. На это князь ответствует, что не хочет такого же изгнания из отечества для собственного народа. И потом, будучи наказаны Богом, как дерзают они учить своей вере иные страны?..

Кто остается?

Правильно, греческие христиане. Согласно летописцу Владимир долго (несколько дней, а то и недель) слушает греческого проповедника в священном сане, который пересказывает ему всю историю Ветхого и Нового Заветов, услаждается этими рассказами, а потом - посылает своих доверенных людей в Константинополь, чтобы они на месте познакомились с этой верой. Послы идут, возвращаются и в восхищении говорят, что когда пришли на богослужение в храм Святой Софии и когда запел хор, то они не знали, где находятся - на земле или на небе…

Но у киевского князя был еще один довод в пользу принятия именно Христианства и именно из Византии. Все летописи оставили слова, которые говорят старейшины князю Владимиру на совете, который он собрал, чтобы обсудить вопрос с выбором новой веры: "Твоя бабка Ольга приняла христианство от греков, а ведь она была мудрейшей женщиной, и не было ей равных в мудрости…"

Это был сильный довод. Пример Ольги постоянно приводили Владимиру, так как она была самой уважаемой правительницей славян, и она сознательно и убежденно приняла христианскую веру, причем даже крещения даже смиренно путешествовала в далекий Константинополь!

И все-таки шаг был слишком серьезным, и потому Владимир колебался: "Подождем еще немного…". А может просто собирался с силами, нужными для этого огромного шага.

4. Крещение Руси

В 988г. началось крещение Руси. Жители Киева собрались на берегу Днепра. Князь Владимир объявил, что прийти должны все на реку. Люди, кто по пояс, кто по грудь входили в воду. Священники читали молитвы.

И сейчас обряд крещения связан с водой. При этом, согласно христианскому вероучению, происходит очищение человека от зла, от всех грехов, его телесное и духовное преображение. Крещение для христианина - это символ будущего Воскресения, вечной жизни. Чтобы принять новую религию очищенным, как бы вновь рожденным, надо было погрузиться в воду. Многие не хотели креститься. Их загоняли в Днепр силой. Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию. Отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Так же спокойно отнеслись к крещению жители южных и западных городов Руси. Они часто общались с иноверцами и жили в многоязычной среде.

Большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. В Новгороде Великом дело дошло даже до уличных боев. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавляемая Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба. Они заявили о своем желании сохранить религию предков.

Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам. Именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации. В южных и западных городах и селах языческие верования были как суеверия, а не как религия.

Чтобы ничего не напоминало о старой вере, княжеские дружинники уничтожали статуи богов, которым раньше поклонялись славяне. Древние фигуры богов раскалывали на части и сжигали.

Но, даже став христианами, жители Руси продолжали молиться древним богам. Формально Русь стала христианской, погасли погребальные костры, огни Перуна, но еще долго по деревням насыпали языческие курганы, а после церковной службы люди шли поклониться огню - Сварожичу, солнцу, справлять буйные праздники старины. Еще долго сохранялась вера в домовых, леших, водяных.

Так язычество начало свой долгий путь слияния с христианством.

5. Христианизация Руси

Двоеверие, существовавшее на Руси на протяжении десятилетий, веков, постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Элементы язычества очень устойчивы.

Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов. Новая вера способствовала укреплению связей Руси со странами христианской Европы. Ее введение привело к распространению славянской азбуки и письменности. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги, был организован их перевод на славянский язык. По лучшим традициям других стран на Руси начали строить церкви и соборы.

Особенностью византийского христианства стало то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовной жизни, быта и культуры.

После принятия христианства на Руси детям стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре. Они были римского, греческого, древнееврейского происхождения. Многие из имен были позже постепенно приспособлены к русскому произношению: Иоанн - Иван; Георгий - Юрий и Егор; Иаков - Яков и др.

Русскую церковь возглавлял митрополит и епископы. Они были присланы из Византии. Был создан церковный устав. Но скоро возникла необходимость в резком увеличении количества священнослужителей. Было открыто много школ, в которых готовили священников. Школы в большой степени содействовали делу просвещения. Митрополит и епископы владели землями, селами и городами. У них были свои слуги, холопы, изгои и свои полки. Князья на содержание церкви давали десятину. Монастыри стали одной из важнейших церковных организаций. Они строили жизнь по византийской идеологии.

6. Значение и исторические последствия крещения Руси

Крещение стало знаменательным событием в истории страны. Принятие Русью христианства было явлением прогрессивным в общественной и духовной жизни. Были установлены тесные дипломатические связи Руси со многими европейскими странами, стали быстрее развиваться ремесла, налаживаться торговля, процветать культура, которая обрела новые черты и особенности. Начали чеканиться золотые и серебряные монеты.

На Русь приехали иностранные специалисты. Ими были построены многие христианские храмы, например, в Киеве - каменная церковь Богородицы (Десятинная), сооруженная византийскими мастерами и ставшая первым русским музеем.

Во многих отношениях древнерусская культура обрела новые черты и новые особенности. Христианизация Руси явилась фактором, ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами. Начался процесс консолидации этнического и государственного древнерусского сознания.

С принятием христианства в области культуры есть и отдельные негативные моменты. Известно, что литература и словесность Древней Руси дохристианского времени была богатой и разнообразной. Значительная ее часть не попала на бумагу, утрачена. В этом есть вина церковных кругов, отрицающих языческую культуру и боровшихся с ее проявлениями.

Древнерусская литература, в которой велика роль христианской церкви, возникает со времен правления Ярослава Мудрого - XI в. Ранние древнерусские писатели происходили из христиан Византии и Болгарии.

Принятие Русью христианства послужило стимулом для ознакомления с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активно начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего востока.

Крупные последствия имело крещение Руси в области просвещения. Киевская Русь получила после крещения письменность на славянском языке. Вся светская наука шла под знаком церковной. Произведения, переведенные с греческого языка, становятся источниками собственной киево - новгородской литературы. Эту литературу создают представители самой образованной части населения - духовенства, воспитанного на византийских литературных образцах.

Крещение оказало огромное влияние на развитие техники в Киевской Руси. В земледелии оно выразилось в повышении техники огородничества. Христиане стали употреблять в пищу много овощей, участвовать в церковных постах.

Очевидно влияние византийского христианства в области строительной техники. Греческие архитекторы познакомили с каменной кладкой церквей. От них узнали о технике кладки стен, сводов, куполов, колонн. Названия строительных материалов в древнерусском языке все заимствованы от греков. И первые каменные постройки светского характера, вроде каменного терема, построены греческими архитекторами.

Принятие Русью христианства оказало большое влияние на развитие ремесел. Из Византии заимствована техника резьбы по камню. Ею украшены Софийский собор и гробница Ярослава. Греческая мозаика и фресковая живопись стали употребляться для украшения церквей и дворцов. В некоторых видах ремесел русские мастера сравнялись с греками. Их тематика в большинстве случаев церковная.

Ярко влияние крещения выразилось в художественной области. До нас дошли ценные образцы архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства в лучших образцах византийского строительства эпохи его расцвета.

С принятием христианства изменилась и повседневная жизнь русского народа, его быт и отдых. Народ Древней Руси жил как в больших городах, так и в селах. Религия охватывала все сознание человека. Развитие культуры было неотделимо от религии. Центром сосредоточения культуры были монастыри. Они становились центрами книжности, где монахи переписывали летописи и манускрипты. Там процветала живопись, творчество.

Источником вдохновения великих мастеров средневековья была вера в Христа.

христианство религия русь крещение

Заключение

В заключительной части работы можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены.

Крещение Руси - историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Крещение славянских земель явилось длительным и трудным событием, итогом долгих и сложных социальных, политических, экономических, культурных процессов.

Историческое значение крещения Руси для развития государства переоценить сложно. После 988 г. Русь, как христианское государство, смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества, смягчение нравов. Для развития культуры это событие, так же, стало эпохальным.

Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) является одной из важнейших вех в истории нашей страны. В честь этого события отмечается ежегодно праздник 28 июля День крещения Руси.

Список используемой литературы

1. Данилов А.А. Россия и мир.

2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.

3. Культурология. История мировой культуры.

4. Рапов О.М. История России в лицах с древности до наших дней.

5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVIII в.

6. Книга Великие святые "Князь Владимир и Княгиня Ольга"

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Образование государства у восточных славян и приобщение их к православию. Утверждение православия в государственной системе. Значение Крещения Руси в истории России, главные исторические предпосылки, предшествующие этому событию, его последствия.

    реферат , добавлен 16.08.2013

    Христианство на Руси до крещения князя Владимира. Летописное предание о крещении Руси. Последствия принятия Русью христианства. Дохристианский быт русских славян и после крещения. Влияние церкви на гражданский быт. Христианское просвещение на Руси.

    реферат , добавлен 06.12.2007

    Роль принятия православия для дальнейшего развития Руси. Предпосылки для официального признания христианства, для массового крещения восточных славян. Крещение Руси как PR-кампания, проведенная Владимиром I Святым, особенности борьбы с язычеством.

    реферат , добавлен 09.02.2011

    Русь на пороге крещения. Крещение киевлян князем Владимиром. Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии. Образование Поместной Русской Православной церкви. Роль принятия христианства. Памятники русской канонической мысли.

    реферат , добавлен 22.11.2009

    Князь Владимир до крещения: его жизнь, деятельность, идеи. Начало княжения. Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира. Причины принятия христианства. Крещение князя Владимира и его народа. Итоги и последствия принятия христианства.

    реферат , добавлен 10.04.2007

    Определение даты проникновения христианства к славянам в исторической литературе. Причины, формы и методы христианизации Руси при князе Владимире. Цивилизационное, культурное и духовное значение Крещения Руси для русского народа и соседних государств.

    реферат , добавлен 28.11.2013

    Понятие христианства как мировой религии, его истоки, обоснование влияния на общество. Исторические причины крещения Руси, зарождение религии на ее территории. Крещение князя Владимира и киевлян. Роль церкви в образовании единого Российского государства.

    реферат , добавлен 27.01.2015

    Основные причины и предпосылки принятия христианства на Руси, политическое обоснование и этапы выбора веры. Путь распространения христианской веры и крещение Руси Владимиром. Значение принятия христианства для объединения русских земель в государство.

    реферат , добавлен 25.09.2009

    Русь на пороге "Крещения". Выбор веры: прием посольств из разных народов. Крещение князя Владимира. Процесс обращения в христианство киевских горожан. Крещение других русских земель. Первые храмы на Руси. Значение и последствия крещения Киевской Руси.

    реферат , добавлен 02.02.2011

    Русь языческая. Быт восточных славянских племен. Правление князя Владимира. Крещение Руси князем Владимиром. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии. Историческое значение принятия Русью христианства. Русская церковь.

христианство русь владимир православие

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться, и обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные части Руси обособились друг от друга или попали под власть иноземных завоевателей.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально-новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало к консолидации древнерусского сознания - как этнического, так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могло не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности. Чувство этой общности часто переплеталось с древнерусским этническим самосознанием. Это характеризует многие памятники древнерусской письменности. По этому поводу высказался Нестор Летописец: «Бе один язык словенеск... А словеньскый язык и рускый одно есть».

В то же время в области культуры с принятием христианства связаны и отдельные негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси дохристианского времени была богатой и разнообразной. И в том, что значительная ее часть утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кругов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями.

С принятием христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше, но вплоть до конца X в. широко распространения она не получила. И лишь в XI в., главным образом со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.

Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.

Не менее крупные последствия имело крещение и в области просвещения. Тут, конечно, большее значение имело то обстоятельство, что еще лет за сто до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и что греческие миссионеры, боровшиеся там и в Чехии с католическим влияниями, способствовали выработке славянского алфавита и переводу христианских культовых книг на славянский язык. Таким образом, Киевская Русь получила тотчас по крещении письменность на славянском языке. Уже при Владимире была сделана попытка организации школы. Ученики были принудительно избраны из детей «народной чади», т.е. из верхних слоев дворни.

Вся светская литература шла под знаком церковной, поскольку феодальная наука Византии была клерикальной, но все-таки расширяла кругозор, будила мысль, толкала к самостоятельной работе. И действительно, произведения, переведенные с греческого языка, становятся источниками собственной, киево-новгородской литературы. Это собственную, туземную литературу создают представители самой образованной части населения - духовенства, воспитанного на византийских литературных образцах. Священник княжеского села Берестова Илларион выступает со своим замечательным с точки зрения требований византийской риторики словом «о благодати», заканчивающимся красноречивым и очень хорошо построенным панегириком в честь «блаженного» князя Владимира и его сына Ярослава.

В период, определяемый концом X и XI веков, когда в Приднестровье складывались феодальные отношения, христианство явилось большой социальной силой, способствовавшей ускорению и углублению этого процесса: оно было проводников в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими государствами.

Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому, несомненно, способствовало повышение потребления овощей, которое стимулировалось и многочисленными постами, установленными христианскими аскетическими учениями, и требованиями монастырского жития. То, что в значительной мере культура многих овощей занесена, была из Византии вместе со студийским уставом, показывает происхождение названий многих из них.

Еще очевиднее влияние византийского христианства в области строительной техники. С каменной стройкой в Киеве познакомились на примере церквей, которые строились по заказу князей греческими архитекторами. От них узнали технические приемы кладки стен, выведения сводов и купольных покрытий, использования колонн или каменных столбов для их поддержания и т.д. Способ кладки древнейших киевских и новгородских церквей - греческий. Не случайно названия строительных материалов в древнерусском языке все заимствованы от греков. И первые каменные постройки светского характера, вроде каменного терема, вероятно, построены теми же греческими архитекторами, которые строили церкви, и что древнейшая постройка такого типа приписывалась легендой первой христианской княгине - Ольге. Другим образцом светской постройки могут служить «Золотые ворота», воздвигнутые Ярославом, от которых сохранились только развалины, не дающие представления об их былом великолепии.

Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листьями и крестами и гробница Ярослава в стиле древнехристианских саркофагов, заимствована из Византии для церковных целей. Греческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зданий и, может быть, дворцов. То же надо сказать и о фресковой живописи. Если в области мозаики и фрески Киевская Русь оставалась долгое время в зависимости от греческих мастеров, то «в некоторых видах художественной промышленности ученики русские отмечает И.Грабарь, - сравнялись со своими учителями-греками, так что трудно отличить перегородчатые работы от византийских образцов». Таковы работы по финифти (эмаль) и скани (филигрань). Тем не менее, русские работы показывают «хорошо усвоенный стиль византийских образцов, а их тематика в большинстве случаев церковная».

Особенно ярко влияние византийского крещения выразилось в художественной области. До нас сохранились поразительные по своей художественной ценности образцы архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства, навеянные лучшими образцами византийского строительства эпохи его расцвета. Источники, откуда черпались греческими архитекторами (а что именно греческие архитекторы строили первые храмы, об этом мы имеем совершенно точные указания в современной литературе) творческие мотивы их построек в Киеве, Новгороде, Чернигове, служат такие шедевры мирового искусства, как собор св.Софии и так называемая Кахриэ-Джами с ее галереями, залитыми мозаикой, к Константинополе, собор св.Софии в Солуни, собор в Дафни, близ Афин.

Крещение Руси оказала большое влияние и на повседневную жизнь русского народа. Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий-храмов, дворцов он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. Недаром дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, приехавшая в Париж XI в., была удивлена провинциальностью французской столицы по сравнению с блистающим на пути «из варяг в греки» Киевом. Здесь сияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота - символ побед русского оружия. А неподалеку от княжеского дворца стояли бронзовые кони, вывезенные Владимиром из Херсонеса; в старом городе находились дворцы видных бояр, здесь же на горе располагались и дома богатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и других киевских монастырей.

Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагались дружинники, слуги. Отсюда шло управление княжествами, городами, селами, здесь судили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной «мед», слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах. Известно немало женщин - деятельниц такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу», большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим. На всю Русь славились такие пиры и такие раздачи во времена Владимира I.

Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня.

В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку пестуну (от «пестовать» - воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами…

Крещение Руси или принятие Русью (русским народом) христианской религии греческого толка произошло в период правления Киевской Русью Великого князя Владимира I Святославича (Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель) (960-1015, княжение в Киеве с 978 года)

После смерти Ольги Святослав посадил старшего сына своего, Ярополка, в Киеве и воторго, Олега, у древлян, без назначения остался младший, Владимир. Однажды пришли в Киев новгородские люди просить себе нязя и прямо заявили Святославу: « Коли никто из вас не пойдёт к нам, мы сыщем себе князя и на стороне». Ярополк и Олег не хотели идти в Новгород. Тогда Добрыня научил новгородцев: «просите Владимира». Добрыня был дядя Владимира, родной брат его матери, Малуши. Она служила ключницей у покойной княгини Ольги. Новгородцы сказали князю: « Отдай нам Владимира». Святослав согласился. Так стало три князя на Руси, а Святослав ушёл в дунайскую Болгарию, где и погиб в бою с печенегами. (Карамзин. История государства Российского )

Причины крещения Руси

  • Стремление киевских князей быть ровней европейским монархам
  • Стремление к укреплению государства: один монарх — одна вера
  • Многие знатные киевляне уже были христианами по византийскому образу

    Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду

  • Желание Владимира взять в жены царевну Анны, сестру Императоров Византии Василия и Константина
  • Владимира покорила красота византийских храмов и обрядов
  • Владимир был . Его мало заботили верования народа русского

    До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Оно основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе этих парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца

Краткая история крещения Руси

  • 882 — Варяг Олег становится киевским князем. Принмает титул»Великого», объединяет славянские земли в составе государства
  • 912-945 — правление Игоря, сына Рюрика
  • 945-969 — правление Ольги, вдовы Игоря. Укрепление государства, Приняла христианство под именем Елены
  • 964-972 — Правление Святослава, сына Игоря и Ольги, продолжение строительства государства Киевская Русь
  • 980-1015 — Княжение Владимира Красное Солнышко
  • 980 — Религиозная реформа, создание пантеона богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши)
  • 987 — Боярский совет, созванный Владимиром для обсуждения принятия новой веры
  • 987 — Мятеж Варды Фоки Младшего против императора Византии Василия II
  • 988 — Поход Владимира в , осада Корсуни (Херсонеса)
  • 988 — Договор Владимира и Василия II о предоставлении помощи в подавлении восстания Варды Фоки и женитьбы Владимира на царевне Анне
  • 988 — Женитьба Владимира, крещение Владимира, дружины и народа (некоторые историки указывают год крещения 987)
  • 989 — Русский отряд разбил войско Варды Фоки. Взятие и присоединение к Руси Херсонеса (Корсуни)

Крещение Руси не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведения о насильственном крещении Руси. Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства продолжалось до XII века. Полоцк был крещён около 1000 года

Последствия крещения Руси

  • Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичество
  • Крещение способствовало принятие русских в семью европейских народов, расцвет культуры в Киевской Руси
  • Киевская Русь стала полностью централизованным государством
  • Русь, а затем Россия, превратилась в один из религиозных центров мира наряду с Римом
  • стала опорой власти
  • Православная церковь выполняла объединяющие народ функции в период смут, раздробленности, монголо-татарского ига
  • Православная церковь стала символом русского народа, его цементирующей силой