Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Потребность в комфорте по пирамиде маслоу. Суть теории мотивации (пирамиды) Маслоу

Потребность в комфорте по пирамиде маслоу. Суть теории мотивации (пирамиды) Маслоу

Знаменитая пирамида потребностей Маслоу , которая знакома многим еще с уроков обществознания отражает иерархию человеческих потребностей.

Последнее время она подвергается критике со стороны психологов и социологов. Но неужели она на самом деле бесполезна? Давайте попробуем разобраться.

Суть пирамиды Маслоу

Работа самого ученого и здравый смысл подсказывают, что более предыдущий уровень пирамиды не обязательно должен быть «закрыт» на 100%, прежде чем появится желание реализоваться на следующей ступени.

Помимо этого, очевидно, что в одних и тех же условиях один человек почувствует некоторую потребность удовлетворенной, а другой нет.

Можно сказать, что у разных людей разная высота ступеней пирамиды. Далее поговорим о них подробнее.

Уровни пирамиды Маслоу

Достаточно кратко и ёмко суть пирамиды Маслоу можно объяснить так: пока в определенной степени не удовлетворены потребности наиболее низкого порядка, у человека не возникнет более «высоких» стремлений.

Работа самого ученого и здравый смысл подсказывают, что более предыдущий уровень пирамиды не обязательно должен быть «закрыт» на 100%, прежде чем появится желание реализоваться на следующей ступени. Помимо этого, очевидно, что в одних и тех же условиях один человек почувствует некоторую потребность удовлетворенной, а другой нет. Можно сказать, что у разных людей разная высота ступеней пирамиды. Далее поговорим о них подробнее.

Физиологические потребности

В первую очередь это необходимость в еде, воздухе, воде и достаточном количестве сна. Естественно, что без этого человек просто умрет. В эту же категорию Маслоу относил и потребность в половых контактах. Эти стремления роднят нас с и уйти от них невозможно.

Потребность в безопасности

Сюда входит как простая «животная» безопасность, т.е. наличие надежного укрытия, отсутствие угрозы нападения и т.д., так и обусловленная нашим социумом (так, люди испытывают огромный стресс, когда существует риск потерять работу).

Потребность в принадлежности и любви

Это желание быть частью определенной социальной группы, занимать в ней своё место, которое принимают остальные члены данного сообщества. Потребность в любви в пояснении не нуждается.

Потребность в уважении и признании

Это признание достижений и успехов человека как можно большим количеством членов общества, хотя для некоторых будет достаточно и своей семьи.

Потребность в познании, исследованиях

На этом этапе человека начинают тяготить различные мировоззренческие вопросы, наподобие смысла жизни. Появляется желание погрузиться в науку, религию, эзотерику, попытаться разобраться в этом мире.

Потребность в эстетике и гармонии

Подразумевается, что на этом уровне личность стремится во всем находить красоту, принимает Вселенную такой, какой она есть. В быту же стремится к максимальному порядку и гармонии.

Потребность в самореализации

Это определение своих способностей и их максимальная реализация. Человек на этой ступени занимается преимущественно творческой деятельностью, активно развивается духовно. По мнению Маслоу таких высот достигает всего лишь около 2% человечества.

Обобщенный вид пирамиды потребностей вы видите на рисунке. Можно привести большое количество примеров как подтверждающих, так и опровергающих эту схему. Так наши хобби зачастую помогают удовлетворить стремление к принадлежности некоторому сообществу.

Таким образом они проходят еще одну ступень. Вокруг мы видим множество примеров людей, которые не достигли 4 уровня пирамиды и поэтому испытывают некоторый душевный дискомфорт.

Однако не все так гладко. Без труда можно обнаружить примеры, которые не укладываются в данную теорию. Проще всего найти их в истории. Например тяга к познаниям у молодого Чарльза Дарвина появилась во время весьма опасного плавания, а не в спокойных и сытых домашних условиях.

Такие противоречия приводят к тому, что на сегодняшний день большое количество ученых отвергает привычную нам пирамиду потребностей.

Применение пирамиды Маслоу

И все же теория Маслоу нашла свое применение в нашей жизни. Маркетологи используют её для ориентации на определенные стремления индивида, некоторые системы управления персоналом, путем манипулирования мотивацией сотрудников строятся на основе пирамиды.

Творение Абрахама Маслоу может помочь каждому из нас при постановке личных целей, а именно: определиться с тем, что вы действительно хотите и в достижении чего действительно нуждаетесь.

В заключение отметим, что в оригинальных работах Маслоу не содержалось непосредственно пирамиды. Она появилась на свет только через 5 лет после его смерти, но конечно на основании работ ученого. По слухам сам Абрахам в конце жизни пересмотрел свои взгляды. Насколько серьезно воспринимать его творение в наши дни решать вам.

Пирамида потребностей по Маслоу, это общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации - теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей или теория иерархии.

Теория иерархии потребностей

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании - физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней - потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень - потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, - стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).

Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, - разъяснял Маслоу. - Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии - наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей - основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество - это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности . Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней приоритетов:

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Критика

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви - в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется к годам 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру.

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены.

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований.

Любопытные факты

  • Маслоу утверждал, что «стадии самореализации» достигает не более 2 % людей.
  • В основополагающей статье Маслоу нет изображения пирамиды

Заключение

От автора. Тем не менее пирамида Маслоу объясняет многие процессы в жизни людей и один из факторов, почему люди не строят свой бизнес в компании МЛМ или остаются за чертой бедности — это не желание развиваться и работать над собой. Необходима мечта, с мечтой надо ложиться спать и просыпаться утром, тогда будут силы и возможности достичь успеха, роста как личности и гармонии с собой и окружающим миром.

Для тех людей, кто мечтает и стремится быть лучше, достигать высот в карьере, получить дополнительный доход и самореализоваться, открыт наш учебный сайт и моё обучение. , пишите или звоните, с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Американский психолог Абрахам Маслоу в течение всей своей жизни пытался доказать тот факт, что люди постоянно находятся в процессе самоактуализации. Под этим термином он имел ввиду стремление человека к саморазвитию и постоянной реализации внутреннего потенциала. Самоактуализация является высшей ступенью среди потребностей, которые составляют несколько уровней в человеческой психике. Эта иерархия, описанная Маслоу в 50-х годах 20 века, получила название «Теория мотивации» или, как принято называть её сейчас, пирамида потребностей. Теория Маслоу, то есть пирамида потребностей имеет ступенчатую структуру. Сам американский психолог объяснил такое возрастание нужд тем, что человек не сможет испытать потребности более высокого уровня, пока не удовлетворит основные и более примитивные. Рассмотрим подробнее, что представляет собой данная иерархия.

Классификация потребностей

Пирамида потребностей человека по Маслоу основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим их начиная с самой низшей.

    Первая ступень - физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации согласно теории Маслоу будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.

    Вторая ступень – потребность в безопасности. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве.

    Третья ступень - потребность в любви и принадлежности. В пирамиде человеческих потребностей Маслоу после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению Маслоу стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам. Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.

    Четвертая ступень - потребность в признании. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.

    Пятая ступень – потребность в самоактуализации (она же самореализация). Согласно теории Маслоу - эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

В этих пяти пунктах заключается вся пирамида, то есть иерархия потребностей Маслоу. Как отмечал сам создатель теории мотивации, эти ступени не настолько стабильны как кажется. Встречаются люди, порядок нужд которых является исключением из правил пирамиды. Например, для кого-то самоутверждение важнее, чем любовь и отношения. Посмотрите на карьеристов, и вы увидите, насколько распространен подобный случай.

Пирамиду потребностей Маслоу оспаривали многие ученые. И дело здесь не только в нестабильности созданной психологом иерархии. В нестандартных ситуациях, например во время войны или в крайней нищете люди умудрялись создавать великие произведения и совершали героические поступки. Таким образом Маслоу пытались доказать что даже не удовлетворив свои базовые и основные потребности люди реализовали свой потенциал. На все подобные нападки американский психолог отвечал лишь одной фразой: «Спросите у этих людей, были ли они счастливы».

4. 2-х факторная модель Гертсберга

В основе двухфакторной теории Ф. Герцберга лежат две большие категории потребностей : гигиенические факторы и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие - с характером работы.

Герцберг назвал первую категорию потребностей гигиеническими, употребив медицинское значение слова «гигиена» (предупреждение), так как, по его мнению, эти факторы описывают окружение сотрудника и обслуживают первичные функции, предупреждая неудовлетворенность работой. Вторую категорию факторов Герцберг назвал мотивирующимиили способствующими, так как они побуждают сотрудников к лучшему исполнению.

Гигиенические и мотивирующие факторы в теории Герцберга

Гигиенические факторы

Мотивирующие факторы

Политика организации и руководства

Условия работы

Продвижение по службе

Заработная плата, социальный статус

Признание и одобрение результатов работы

Межличностные отношения с начальником, коллегами и подчиненными

Высокая степень ответственности

Степень непосредственного контроля за работой

Возможность творческого и профессионального роста

Следует обратить внимание на то, что Герцберг сделал парадоксальный вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Действительно, в таблице заработная плата находится в категории факторов, приводящих к удовлетворенности или неудовлетворенности работой.

5. Сложная система экономической конъюнктуры

Конъюнктура – состояние какого-либо общественного явления в определённый момент времени. В зависимости от того, какое именно явление служит объектом исследования, выделяют конъюнктуры: экономическую, политическую, социальную; демографическую; общественно-политическую и т.п. Каждый из этих типов конъюнктуры, в свою очередь, является основанием для более сложной типологизации состояний элементов внутри данного явления. Например, экономическая конъюнктура может быть классифицирована по уровням иерархии (мировая экономическая конъюнктура, экономическая конъюнктура конкретного местного рынка) или по охвату номенклатуры товаров (общехозяйственная или товарная). Конъюнктура может быть изучена только с позиций динамического подхода.

Экономическая конъюнктура является очень сложной системой, изучение которой можно проводить с самых разных позиций. Именно это обстоятельство и явилось причиной того, что определений экономической конъюнктуры практически столько же, сколько и авторов, посвящающих ей свои научные работы. В отечественной экономической литературе встречается узкое и широкое толкование понятия экономической конъюнктуры, однако и в том, и в другом случае термин «конъюнктура» означает временное, преходящее, своеобразное сочетание конкретных экономических, социальных, погодных и других условий и факторов, которые воздействуют на формирование и взаимодействие предложения и спроса. Для того чтобы дать наиболее приемлемое определение экономической конъюнктуры, необходимо тщательно разобрать свойства и структуру экономической конъюнктуры. Следует сразу же оговориться, что, несмотря на относительную автономность каждой экономической конъюнктуры отдельного рынка, она является лишь элементом более сложной экономической конъюнктуры более высокого уровня иерархии. В то же время и каждый элемент изучаемой экономической конъюнктуры может быть сам представлен или в виде системы более низкого уровня иерархии, или как результат функционирования такой системы.

6. Функциональная структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления.

Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, так как вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться во всех функциях, появляется штаб высококвалифицированных специалистов.

Структура нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Используются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к НТП.

Функциональная структура управления

Область применения: однопродуктовые предприятия; предприятия, реализующие сложные и длительные инновационные проекты; средние узкоспециализированные предприятия; научно-исследовательские и проектно-конструкгорские организации; крупные специализированные предприятия.

Основные преимущества функциональной структуры :

Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

Освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством;

Использование в работе консультаций опытных специалистов, уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;

Снижение риска ошибочных решений;

Исключение дублирования в выполнении управленческих функций.

К недостаткам функциональной структуры можно отнести :

Трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;

Длительная процедура принятия решений;

Отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами; снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;

Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач своих подразделений;

Снижение персональной ответственности за конечный результат;

Сложность контроля за ходом процесса в целом и по отдельным проектам;

Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

Разновидностью функциональной структуры является линейно-функциональная структура . Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.

Линейно-функциональная структура управления

Руководители функциональных подразделений (по маркетингу, финансам, НИОКР, персоналу) осуществляют влияние на производственные подразделения формально. Как правило, они не имеют права самостоятельно отдавать им распоряжения. Роль функциональных служб зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмой в целом. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом производства.

Достоинства линейно-функциональной структуры :

Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;

Освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;

Построение связей «руководитель - подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.

Недостатки линейно- функциональной структуры :

Каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы;

Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;

Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;

Аккумулирование на верхнем уровне наряду со стратегическими оперативных задач.

7. Дивизионная структура – структура управления предприятием, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями. Дивизионная структура возникает тогда, когда в качестве основного критерия объединения сотрудников по отделам выступает продукция, выпускаемая организацией.

Дивизионная структура иногда называется товарной структурой, программной структурой или структурой самодостаточных бизнес-единиц. Каждый из этих терминов означает одно и то же: различные отделы объединяются вместе для получения единого организационного результата – товара, программы или услуги для единичного покупателя.

Появление таких структур обусловлено резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения.

Главное отличие дивизиональной структуры от функциональной состоит в том, что управленческая цепочка для каждой функции сходится в дивизиональной иерархии на более низком уровне. В дивизиональной структуре различия мнений между отделами будут урегулированы на уровне подразделения-дивизиона, а не руководителя компании.

В дивизиональной структуре подразделения создаются как автономные единицы с собственными функциональными отделами для каждого подразделения.

Альтернативой дивизиональному разделению по товарным линейкам является группирование видов деятельности компаний по географическим регионам или группам покупателей.

В такой структуре все функции в конкретной стране или регионе подотчетны одному менеджеру подразделения. Структура помогает фокусировать усилия компании на потребностях местного рынка. Конкурентное преимущество может обеспечиваться за счет производства или сбыта товара или услуги, адаптированных к особенностям данной страны или региона.

Размышление и мысли касательно потребностей человека излагал еще Демокрит Абдерский (древнегреческий философ, 400 г. до н.э.). Он считал потребности лежат в основе всего, что у нас есть: ум, сила, развитие. Лишь много столетий спустя Маслоу решил более детально разобраться что за чем стоит. Почему мы делаем то, что делаем. Что нами движет и к чему мы стремимся.

1. Что такое пирамида потребностей Маслоу

Пирамида потребностей Маслоу - это теория, которая описывает потребности человека в виде уровней иерархии (от примитивных до духовных). Главная идея в том, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, пока не удовлетворит основные (физические). Изначально эта иерархия называлась "теория мотивации" или "теория иерархии" (англ. hierarchy theory)

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал свою теорию в 1950 году (последняя версия была написана в книге "Мотивация и личность", 1954 год). Но в широких массах о ней заговорили лишь в 1970-ых годах. При этом сам автор не излагал свою теорию в виде "пирамиды".

В дальнейшем многие публикации по маркетингу ссылались на исследования Маслоу.

Маслоу разработал иерархию потребностей, чтобы разобраться с разными мотивам человеческих поступков. При чем эти объяснения носят скорее философский характер, чем практический. На основе теории Маслоу мало, что удалось реализовать практического в бизнесе (хотя он разрабатывал свое объяснение не для этого направления).

Сама пирамида Маслоу имеет ступенчатую структуру тем самым отражая иерархию. После удовлетворения очередной ступени у человека появляются новые потребности и задачи. При это невозможно перепрыгнуть с одного уровня на другой. Однако в обратную сторону можно резко спустится с высоких на низкие.

Примечание

Есть исключение, когда люди готовые заниматься творчеством, когда у них отсутствуют другие потребности. Таких крайне мало.

Практическое применение эта теория так и не приобрела. Лишь некоторые выводы можно сделать, но не более того.

2. Уровни потребностей пирамиды Маслоу

1 Физиологические потребности . Сюда относят: еду, сон, секс, кислород, воду, туалет, здоровье. Все, что необходимо для существования человека. Считается, что пока не будут обеспечены эти базовые потребности человек не в состоянии думать о чем-то еще.

2 Безопасность . Человек много чего боится: холод, диких зверей, огня. Поэтому мы должны чувствовать себя защищенными, чтобы нормально жить. Примеры могут быть: грудной ребенок, который после кормления хочет прижаться к матери, поскольку ему страшно в этом новом мире.

3 Любовь, общество . Каждый стремится быть любимым для кого-то. Также мы должны находится в обществе, иначе наше психическое состояние будет на грани срыва. Все люди социальны. Поэтому мы должны примкнуть к какому-то сообществу, группе людей.

4 Признание . Следующей ступенью является признание в обществе его важности. Каждый занимает свою роль и соблюдает определенные правила общества, чтобы не быть изгнанным. Кто-то лидер, кто-то исполнитель, кто-то революционер, кто-то просто стоит в стороне и движется по инерции "толпы".

5 Самосовершенствование, самоактуализации . Когда человек понимает зачем пришел на этот свет и в чем его предназначение. Также сюда можно отнести какие-то выдающиеся достижения, открытия.

Последнюю ступень достигают лишь 2% населения (данные Маслоу).

3. Более полная версия пирамиды Маслоу

Позже появилась вторая версия пирамиду Маслоу, в которой на два уровня больше. Ее автор неизвестен. Модифицированная пирамида более четко отражает стадии потребностей.


  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, секс)
  2. Потребность в безопасности (защищенность, уверенность, комфорт)
  3. Социальные принадлежности (общение, внимание, забота, поддержка)
  4. Потребности в уважении и признании (нужность, значимость, признание, самоуважение)
  5. Творческие потребности (творчество, созидание, открытие)
  6. Эстетические потребности (любовь, радость, красота)
  7. Духовные (развитие личности, самоактуализация)

4. Критика пирамиды Маслоу

Рассмотренная иерархия представляет лишь теоретическую основу стремлений большинства из нас. В каждой теории можно сделать исключения и пирамида Маслоу не исключение.

Наверняка Вы сами встречали людей, которые очень преуспевают в карьерном росте, успешны, богаты, но одиноки. Все дело в том, что для них ценность представляет личностный рост, чем любовь и внимание. Они перешли эту ступень, хотя теория не предусматривала такую ситуацию.

Потребность человека перестает ей быть, как только он насыщается ей. К примеру, если мы сыты, то вряд ли мы будем хотеть есть снова. Аналогично с общением, заботой, любовью, безопасностью. Человек жалуется на то, чего у него нет не замечая то, что уже есть.

Немало споров и критиков этой теории было. Практического применения в широких массах она так и не нашла. Да и сам Маслоу в последних своих трудах отказался от своей же теории.

Ученый Джон Бертон (1915-2010) говорил, что для человека все потребности важны в одинаковой мере. Такое мнение также имеет место быть и для определённых граждан такой подход даже более точно описывает их стремления и ценности.

5. Плюсы и минусы иерархии потребностей

  • Помогает разобраться в своих мыслях, ценностях, понять на каком этапе сейчас находишься
  • Расстановка ценностей в жизни
  • Выбор направления деятельности
  • Лучшее понимание других людей в обществе
  • Это лишь теория, которая сложно превращается в практику
  • Всегда есть исключения
  • Есть другие виденья пирамиды ценностей

Смотрите также видео про пирамиду потребностей Маслоу:

Похожие записи:

Пирамида Маслоу потребностей – это иерархия человеческих потребностей, известная теория мотивации, в основании заложены труды психолога из Америки, который стал основоположником гуманистической стихологии.

Успешно используется в современной экономике Маслоу пирамида потребности, и рассматривается как модель потребностей теории мотивации, поведенческий фактор потребителя.

Впервые пирамида по Маслоу потребностей появилась в виде графического изображения «Иерархия потребностей» в учебнике по маркетингу и психологии У. Стоппа в 1975г, после смерти Маслоу через пять лет. В начале 80 годах 20-го столетия графику потребностей заменили рисунком в виде пирамиды, которую придумали его ученики для лучшего понимания теории Маслоу в наглядном виде.

Пирамида потребности по Маслоу

1-ая потребность: физиологическая: удаление голода, жажды, интимной близости, сон, кислород, наличие одежды .

Иногда эту потребность называют инстинктивной, базовой, основной. Поэтому, человек уделяет ей первостепенное внимание, иначе будет чувствовать себя некомфортно.
Низшие физиологические потребности по Маслоу закладывают фундамент всех остальных потребностей, и без их удовлетворения, человек не движется и не развивается дальше. Даже всем живым организмам свойственны эти потребности.

Примеры :

  • Проснувшись утром перед работой, вам хочется позавтракать: выпить горячий кофе и скушать бутерброд, а не дочитывать страницы интересного произведения .
  • Потребность посещения туалетной комнаты будет первоочередной, вместо поиска своего места в театральном зале .

Потребности первой ступени очень важны, но они не преобладают постоянно над личностью. Частичная удовлетворенность достаточна, чтобы перешагнуть на вторую ступень пирамиды Маслоу.

2-ая потребность в безопасности: стабильность, оборона, зависимость, свобода от тревоги, страха и хаоса .

Примеры :

  • Маленькому ребенку страшно, он что- то боится, поэтому долго и упорно плачет, пока не увидит свою маму или папу. Отсутствие родителей из поля его зрения, у ребенка появляется раздраженность, ему все равно, что о нем думают окружающие. Ему нужна защита .
  • Верующему человеку тоже нужна защита. Придя в церковь, он чувствует покровительство высших сил. Он успокаивается и верит только в хорошее будущее .

Стабильность в работе, зарплаты тоже относится к этой потребности.

3-ья потребность в любви и принадлежности: дружба, семья, свой круг .

Человеку свойственно становится частью общества, он к этому стремится. В подростковом возрасте необходимо влиться в среду, где присутствует лидер или кумир, чтобы с него брать пример поведения.

С увеличением возраста человек отсортировывает круг своих знакомых, и он сужается. Остаются несколько друзей, приятелей с одинаковыми взглядами на жизнь, работу, интересами. В любом случае, люди живут и становятся сформированной частью общества, где они чувствуют свою значимость и полезность.

У определенных личностей существует необходимость познакомиться с новым другом. Некоторые — ограничиваются своей семьей и детьми.

После удовлетворения 3-ей потребности — социальной, человек стремится на 4-ую ступень потребностей: к успеху.

4-ая потребность в признании и почтение: почтение в коллективе, горд за себя, статус, прекрасная репутация, слава, проявление таланта .

Человек не может довольствоваться только семьей, домом, детьми. Ему хочется больше. Получив статус специалиста, его начали уважать в коллективе. А если он стал бизнесменом, он горд за себя. А если о его компании идет слава, то повышается его репутация.

Работа становиться нечто большим, чем просто работа. У человека просыпается духовная мотивация и большое стремление творить, созидать намного больше, лучше и качественнее. Человек автоматически переходит на последующую ступень потребностей Маслоу.

5-ая (позже 7-ая) потребность в самореализации: человек занимается своим делом, хорошо получается. Его склонности, способности помогают в работе .

Когда все прекрасно, жизни удалась. Человеку кажется, что он еще не все достиг, он начинает заниматься саморазвитием, самореализацией, появляются духовные потребности, реализация своего потенциала. Человек готов продвигаться вперед, бороться. Полученный жизненный опыт: демократичный темперамент, креативность помогает сопротивляться с социальными привычками, человек готов обучаться сам и обучать других, формировать новые взгляды и убеждать.

Исследования Абрахама Маслоу показали, что только 1-3% человечества достигают пятой (седьмой) ступени пирамиды, которые обладают избытком идей и внутренней энергии.

Ученый Маслоу, его исследования

Немного об Абрахаме Харольде Маслоу (от бывшей фамилии Маслов), родился в бедной семье эмигрантов (из Царской России) в 1908г в Бруклине. Отлично учился, много работал и часто посещал библиотеки. Стал президентом Ассоциации социальной психологии и Отделения эстетики. Десятилетний период с 1960г по 1970г был плодотворным этапом в его жизни, где были написаны большинство его трудов.

Ученый считал, что поведение человечества мотивированы только для удовлетворения их личных жизненных целей, переходя постепенно от одной достигнутой потребности к следующей и так далее.

Абрахам Маслоу утверждал, что у большого количества людей все потребности подобны инстинктам животных, которые бывают врожденными или приобретенными.

Исследования ученого Маслоу доказали, что любой человек испытывает пять (семь) обязательных потребностей: от более простых, низших потребностей к высшим потребностям. Существование человека прекратится, если эти потребности не будут удовлетворяться, да и развитие человека полноценно не будет развиваться.

Дополнительная работа над пирамидой Маслоу

О «Теории человеческой мотивации» люди услышали в 1943году, в которой были основные идеи Маслоу об особенностях в формировании человеческих потребностей успешных и творческих людей. Более подробные исследования были отражены в книге «Мотивация и личность» в1954 г.

Ученый А. Маслоу работал над биографией здоровых и активных людей. К ним отнеслись: Альберт Эйнштейн, Авраам Линкольн, Элеонор Рузвельт, которые и стали его идеалами при разработке теории мотивации и пирамид.

Пирамида Маслоу 5 ступеней была и остается достижением того времени. Ученый постоянно усовершенствовал пирамиду потребностей. Выпущены труды в 20-ом столетии «Психология бытия» — 62г, и 71г « Дальние пределы природы».

В своих трудах Маслоу пирамиды сохранились все потребности: первых четыре остались на своих местах, а пятая переместилась на седьмое место. Добавились две ступени пирамиды:

5 потребность, познавательная: знать-уметь-исследовать .
Человек постоянно стремиться узнавать много информацию, из умных познавательных передач. Чтению уделяет массу времени. Умело применяет свои знания на практике.

6 потребность, эстетическая: гармония-порядок-красота .
Посещение художественных выставок и музеев развивает у человека гармонию красоты и вдохновение о прекрасном.

Заключительные рассуждения. Примеры

Пирамида Маслоу имеет семь основных ступеней. И по утверждению ученого А. Маслоу, иерархия потребностей не стабильна, как кажется вначале. Но большинство человечества подчиняются порядку последовательности пирамиды потребностей, в зависимости от своих способностей и мотивации, а так же от возраста.

Люди разделяются на разные категории, некоторые смогут пренебречь утолением базовых потребностей ради своей цели.

Примеры :

  • Сначала хочет стать богатым бизнесменом, а затем устроить личную жизнь в преклонном возрасте .
  • Для других приоритетом – власть и ее триумф .
  • Третьей категории – достаточно уважения и любви в семье .
  • Четвертая – рада куску хлеба и тарелки супа .

Субъекты научились свои желания удовлетворять в соответствии с необходимыми потребностями.

Маслоу пирамида — это семиуровневая лестница, в которой представлен упрощенный вариант идеи к удовлетворению потребности человеком и его последовательные шаги.

Вы хотите узнать, на какой ступени находитесь? Найдите себя на ступени пирамиды, если Вы не достигли своей цели, поднимайтесь выше, принимая рекомендации ученого.

Пирамида потребностей по Маслоу можно встретить в учебниках, почитать на сайтах. В пирамиде отражаются нужды человека. Она приносит пользу и учит правильно принимать желания, потребности. Главное, зависит от каждого человека, от цели в жизни и способности мыслить .