Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Пословицы о богатых и бедных. Богатому и чёрт ребёнка качает

Пословицы о богатых и бедных. Богатому и чёрт ребёнка качает

1. Богатый сделал, поминки и по отцу и по отчиму, а бедный и по родному отцу не смог сделать.
2.Беден, но горд у него лошади нет, а он ногу поднимает в стремя.
3.Большое дерево много щепок дает.
4.В нужде получишь помощь от кого и не ждешь.
5. Господин дарил лошадь, а конюх не позволял.
6. Голодный знает цену хлебу.
7. Долг думами не оплатишь.


8. Для голодного и соль с перцем еда.
9. Имевший единственную корову подавал ей кувшин мочиться.
10. Поминки были такие, что собаки проходили мимо пищи.
11. Терпение - богатство.
12. Если ты богат, то и смерть повременит.
13. Если сосед состоятелен, то тебе твое останется.
14. Хвалят и собаку богатого.
15. Кого гости посещают, у того котел не пустеет.
16. Кто меры своего живота не знает - осрамится.
17. Когда бедный разбогатеет, у него жена умрет.
18. Сытый думал, что товарищи его тоже сыты.
19. Чего не хватает, то дорого бывает.
20. Что счастливый наживает, несчастный - проживает.
21. Что несчастный собрал, то счастливый забрал.
22. Ум благородного бедного не убивает.
23. Ложись не евши - вставай без долгов.
24. Над уродливым не смеются, бедняку не улыбаются.
25. У сироты и чурек без огня испечется.
26. Несчастным собранное богатство счастливому досталось.
27. В поисках того, чего не имел, жадный человек, что имел, потерял.
28. Не роднись от того, что богат, и не сторонись того, кто беден.
29. Чем "твое", "мое" лучше.
30. Богатство - господство.
31. Кто при золоте от голода умер, кто при урожае - остался.
32. Тот, у кого ты в долгу, - тебе царь.
33. Малое тратить трудно, а большое - легко.
34. Знал как унести, знай, как и принести.
35. Чем богатство наживать сберечь его труднее.
36. Для дурака и богатство губительно.
37. Пусть парень и беден, но совестлив.
38. Доброта без ума - пустота.
39. Кто при продаже прогорел, тот при покупке поумнел.
40. Добрый человек не ошибается.
41. Слава краше богатства.
42. Слезами долг не выплатить.
43. Кто чужого ужина ждет, тот без завтрака останется.
44. Богатство ума не заменит.
45. Когда богатство кончается, ум прибавляется.
46. Не потратив копейки, рубл" не заработаешь.
47. Что упало - подбери, но что бросили - не бери.
48. Бойся бедности, но пришла она - не отступай.
49. Двое нищих в одни ворота не входят.
50. Кто куском своим делится, голодным не останется.
51. Земля не любит того, кто подаяния просит.
52. Голодному не разрешай в амбар свой заглядывать.
53. Кто отнимать привык - давать не может.
54. Жадному и могила узка.
55. Когда болеешь, себя жалеешь, а как выздоровел - что потратил.
56. Вечно просящий не стесняется.
57. Когда бедному муку дали, он и котел попросил.
58. Жадный свой доход сто раз пересчитывает.
59. У кого дом сгорел, золу жалел.
60. Когда глупцы колодец рыли, куда землю девать, не знали.
61. Нищий бедности не боится.
62. Хитрый, что одной рукой отдает, двумя отбирает.
63. Скупец и из воды масло собьет.
64. Для нищего и пасха не наступает.
65. Нищему любая обувь в размер.
66. У кого денег, не было, кошелек искал.
67. Полтинник пожалевши - рубль заплатил.
68. Где много купцов, там много бедных крестьян.
69. Кто над чужим куском трясся, и своего не доел.
70. Когда ты беден, и поп к тебе глух.
71. Болезнь скупости неизлечима.
72. Поп - смерти богатого радуется.
73. Сума нищего дна не имеет.
74. У сироты дом без крыши.
75. Кто своего не имеет, над чужим трясется.
76. Кто душой беден тому и богатство не поможет.
77. Для нищего засухи не бывает.
78. У бедняка гость без разговоров не останется.
79. Сирота и в Раю сирота.
80. Счастье с богатством, бедность - с горем.
81. Бедняк воров не боится.
82. У голодного и пугливого сон не спокоен.
83. Мал золотник, да дорог.
84. Церковь еще не построили, а нищие собрались.
85. Нищий в раю под окнами стоит.
86. У бедняка пост конца не имеет.
87. Богатому все помогают, а бедному - никто.
88. Богатый скупец хуже нищего.
89. С богатым роднятся.
90. У скупого долгов нет.
91. Там, где скупость - дружба бессильна.
92. В советах не нуждается богатый и глупый.
93. Бедняк к скупому в гости не ходит.
94. Смерть нищего никто не замечает.
95. Скупого нищий знает.
96. У нищего много ворот.
97. Нищему нечего прятать.
98. Для нищего незнакомых тропинок нет.
99. Бедняки свою корову и без теленка доят.
100. Богатство нищего,- здоровье.
101. Разбогатев, вспоминай, что при бедности ты ел.
102. Тому, кто вовремя долги платит все одалживают.
103. Что у бедняка занял раньше времени, верни.
104. Родственники бедного одевают его, когда хоронят.
105. Нищего били, и поплакать не разрешили.
106. Бедняк разбогатев, днем свечку жег.
107. У богатого пасхальные дни не кончаются.
108. Богатый хвалится деньгами, бедный - детьми.
109. Бедняк сладкий кусок напоследок оставляет.
110. Богатство - глухо, бедность - слепа.
111. Беду нищего бедняк знает.
112. Ужин голодного вкусен.
113. У голода совесть коротка.
114. Что стоит богатство, бедный, знает.
115. У кого ничего нет, у того руки коротки.
116. Чем смерти, бедности бойся.
117. Вздохи бедного никто не слышит.
118. Богатый вещей красивых ищет, бедный - теплых.
119. Богатый бедного крошками кормит.
120. Жадность унижает, скромность - украшает.
121. Копейка нищего колокольным звоном отдает.
122. От плача сироты вода закипает.
123. Не гордись от того, что ты сегодня богат.
124. Когда голоден, все вкусно.
125. Богатый скучным становится.
126. И бедный сын для матери богач.
127. Бедняк намокшую одежду на себе сушит.
128. У жадного глаза голодны.
129. В доме бедняка песнями увлекаются.
130. Погнавшемуся за чужим свое пришлось делить.
131. У нищего и золото бесцветно.
132. Бедняк нищему не верит.
133. Жадной собаке надевают ярмо.
134. Богатство и счастье вместе не бывают.
135. Бедному только и остается, что усы покручивать.
136. Упорный должник и настойчивый взаимодавец-один другого стоит.
137. Вор ворованного богатства не жалеет.
138. Чего от богатства не скажешь и чего от бедности не съешь.
139. Горе от дверей бедняка не отходит.
140. У бедняка есть мясо - нет огня, есть огонь-нет мяса.
141. Жадный и море жалеет.
142. Если быстро не используешь того, что дал плохой дворянин, то он обратно потребует.
143. Лучше плохому брюху лопнуть, чем хорошему кушанью оставаться.
144. Бедняк сокровище нашел, места, где спрятать не нашёл.
145. Кто тайно ест, не насытится.
146. Для слепой кошки и тощая мышь жирна.
147. Кто в гости не ходит, и гостя не любит.
148. Аламыс - ценнее всех богатств.

Примечание: Аламыс – это совокупность всех высших нравственных качеств человека: честь, достоинство, благородство, свободолюбие, совесть, чувство долга, верность, целомудрие.

Копилка народной мудрости. Традиции, обряды, приметы, пословицы, поговорки Демус Валерий Анатольевич

О бедности и богатстве

О бедности и богатстве

Что такое богатство – добро или зло? Что оно дает человеку, как меняется его характер и отношения с другими людьми? Кто может достойно пройти испытание богатством и бедностью? Такие вопросы задает себе человечество на протяжении многих веков. Возможные варианты ответов можно найти в пословицах, поговорках, приметах, загадках и обрядах, оставленных нам нашими предками.

Пословицы и поговорки

Беда с деньгами – беда и без денег.

Беда бедняка найдет, хоть и солнце зайдет.

Бедному все ветер в глаза дует.

Бедному куда ни кинь, все вверх дырой.

Бедному у богатого жить – либо плакать, либо тужить.

Бедность – не порок, а вдвое хуже.

Бедность не порок, а хуже несчастья.

Бедный и рубашке рад, а богатый и кожуха сторонится.

Бедный пот льет, а богатый его кровь пьет.

Богат Ермошка – есть собака да кошка.

Богат творит как хочет, а убог – как может.

Богат шел в пир, а убог брел в мир.

Богато не жили, нечего и начинать.

Богатого за стол сажают, а убогого и так провожают.

Богатому и в гору вода течет, а бедному и в долине надо колодец копать.

Богатому и грехи прощают, а убогого и так карают.

Богатому и черт детей качает.

Богатому и черти горох молотят.

Богатому идти в суд – трын-трава, а бедному – с плеч голова.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет.

Богатый никогда не бывает виноватый.

Богатый шепчется с кумою, а бедный с сумою.

Богач ест калач, а бедный и хлеба не имеет.

Богач норовит, как бы бедного с ног сбить.

Богачу прибыль, а бедняку погибель.

Был здесь достаток, да забрал недостаток.

Были б у Фомы деньги, был бы и он хороший, а нету – всякий сторонится.

Были бы деньги, мешок будет.

Были бы свинки, будет и сало, и щетинка.

Валятся сами в рот галушки.

В одном кармане пусто, а в другом тоже не густо.

В одном кармане смеркается, а в другом светает.

В сапогах идет, а следы босы.

Все люди на одно солнышко глядят, да не одно едят.

Всяк знает, как богач добывает: не своим горбом, а чужим трудом.

Где деньги говорят, там правда молчит.

Голь на выдумки хитра.

Голь перекатная.

Денежка не бог, но полбога есть.

Денежный грех – на богатого.

Деньга деньгу достает.

Деньги идут к деньгам.

Деньги как здоровье: начинают чувствоваться, когда их нет.

Деньги – навоз: сегодня нет, а завтра – воз.

Деньги не то, что заработано, а то, что с умом потрачено.

Деньги счет любят.

Добро – дело наживное.

Ел бы богатый деньги, кабы убогий его хлебом не кормил.

Есть деньги – так в свайку, нет денег – так в схимну.

За деньги и черт молитву прочтет.

Коли деньги говорят, тогда правда молчит.

Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помете.

Мужик богатый – как вол рогатый.

Не в богатстве сила, а в черных руках.

С топора не разбогатеешь, а огорбатеешь.

Из книги Прописные истины автора Ардов Михаил Викторович

О богатстве и бедности Некоторое время назад новые правители страны, которые пришли на смену коммунистам, объявили свой «подход к рынку». Но - увы! - по справедливому замечанию А. И. Солжени-цына для этого был выбран самый чудовищный путь. Тому свидетельством и

Из книги Газета День Литературы # 158 (2009 10) автора День Литературы Газета

Илья КИРИЛЛОВ ПОХВАЛА БЕДНОСТИ Роман Сенчин. Елтышевы. Роман. М.: Эксмо, 2009 В девяностые годы, когда Роман Сенчин начал публиковаться в толстых журналах, когда выпустил свой первый сборник повестей и рассказов "Афинские ночи", я был даже его поклонником.

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

ПОТРЕБНОСТЬ К БЕДНОСТИ Весть о создании детской биржи, надо полагать, была встречена в стане педагогов как скорбная, трагическая, знаменующая конец того, чему они поклонялись и идолопоклонствовали. И ведь ни один из них не берет на себя ответственность за то, что у нас

Из книги Новости из Кремля автора Зенькович Николай Александрович

ЧЕРТА БЕДНОСТИ, НОРМА БЕДНОСТИ О ней не стоило бы вспоминать (ну, ошиблась, освободилась), если бы Зета Игрековна была в одном экземпляре. Есть черта бедности, но в сознании многих застряла и норма бедности, превысив которую они уже считают себя Ротшильдами и почивают на

Из книги Революционное богатство автора Тоффлер Элвин

Черта бедности - 49 тысяч рублей Московская федерация профсоюзов сообщила, что минимальный потребительский бюджет в июне подскочил на 10 тысяч рублей и составил 49 279 рублей с учетом табака и алкоголя и 47 775 рублей без них. Черта нищеты составляет 16 923 рубля.Бедность,

Из книги Литературная Газета 6336 (№ 32 2011) автора Литературная Газета

Глава 41 СТАРОЕ БУДУЩЕЕ БЕДНОСТИ Революционное богатство несет с собой и новое будущее бедности.Поскольку ни один прогноз относительно будущего не сбывается со стопроцентной гарантией, можно лишь предположить, что Третья волна, наступающая вместе с наукоемкой

Из книги Потреблятство [Болезнь, угрожающая миру] автора Ванн Дэвид

Глава 43 СЛОМАТЬ ХРЕБЕТ БЕДНОСТИ За каждой стратегией стоит мечта, образ того, что должно быть. Стратегия Третьей волны по ликвидации бедности тоже начинается с того, что может показаться чем-то вроде мечты, но способно довольно быстро претвориться в реальность.В отличие

Из книги Человек будущего автора Буровский Андрей Михайлович

Порок бедности Новейшая история Порок бедности ПОЛИТГРАМОТА Жан МИНДУБАЕВ, собкор «ЛГ», УЛЬЯНОВСК Плюс люмпенизация Эксперты, работающие над созданием обновлённой «Стратегии-2020», вынуждены констатировать, что «началось воспроизводство бедных с одновременным

Из книги Путин навсегда. Кому это надо и к чему приведет? автора Большаков Владимир Викторович

В богатстве… Возьмем, к примеру, случай Китона и Синди Адамсов, семейной пары, которую мы представили вам в главе 2. Они чуть не допустили, чтобы синдром потреблятства разрушил их брак. «У нас была такая хорошая свадьба, мы уже почти расплатились за нее, - говорил Китон,

Из книги Футболономика. Почему Англия проигрывает, Германия и Бразилия выигрывают, а США, Япония, Австралия, Турция и даже Ирак выходят на первый план автора Купер Саймон

Границы богатства и бедности Конечно, богатство и бедность - очень условные понятия. В 1800 году среди дворян Российской империи считался бедным тот, у кого «всего» пятьдесят или сто душ, - то есть тот, на кого работали «всего» пятьдесят или сто человек. Среди крестьян

Из книги Литературная Газета 6471 (№ 28 2014) автора Литературная Газета

За чертой бедности Самый высокий уровень бедности был зафиксирован в РФ в 1992 г. - 33,5 %. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ, по данным Росстата, в 2011 году выросла до 18,1 млн. человек с 17,9 млн. человек в 2010 году. Официальный

Из книги Самый богатый человек в Вавилоне автора Клейсон Джордж

Из книги Деза. Четвертая власть против СССР автора Кожемяко Виктор Стефанович

Кнопка против бедности Евгений Морозов. Техноненависть: как интернет отучил нас думать. - М.: Common place, 2014. – 116 с. – Тираж не указан. Для начала следует произнести ритуальную фразу: Евгений Морозов вовсе не против интернета. Да и может ли быть иначе, если он – один из

Из книги О небесном и о земном автора Бергольо Хорхе Марио

Человек, который мечтал о богатстве Бензир, строитель колесниц из Вавилона, пребывал в самом мрачном расположении духа. Устроившись на низкой изгороди, окружавшей его владения, он печально взирал на свой убогий домишко и открытую мастерскую, где стояла почти достроенная

Из книги автора

С презрением к «воздуху бедности» Подробно излагать дальше взволнованное письмо Виктора Яковлевича я не буду. Он вспоминает и Победу, и первые послевоенные годы, которые тоже выдались весьма нелегкими. «А потом, – замечает, – жизнь наладилась. Я от Москвы работал на

Из книги автора

23. О бедности Скорка:– У религий есть бесспорные, абсолютные обязательства в отношении бедности. Тора по самым разным случаям дает множество предписаний, которые категорично велят помогать нуждающимся. Призывы пророков, особенно тех, кого мы называем «пророками

Нестяжательство было в известном смысле идеологией трудового человека Древней Руси. Суть его заключалось в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами.

Народное понимание нестяжательства выразилось в пословицах: «лишнее не бери, карман не дери. души не губи» или «Живота (богатства) не копи, а душу не мори».

Человек не должен стремится к богатству, ни к накопительству, человек должен довольствоваться малым. «Лишние деньги - лишние заботы», «Деньги - забота, мешок - тягота», «Без хлеба не жить, да и не от хлеба (не о хлебе, материальном интересе) жить», «Не о хлебе едином жив будешь», «Хлеб за живот - и без денег жи­вет». Действительно, «зачем душу тужить, кому есть чем жить» (есть хлеб). «Без денег проживу, лишь бы хлеб был», «Без денег сон крепче», «Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою».

«Напитай, Господи, малым кусом»,- молит крестья­нин. «Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век до­полна». Нечего завидовать другим, говорит русский кресть­янин и подчеркивает: «На людей глядя жить (то есть не по достатку) - на себя плакаться».

Отвергая стяжательства и накопительство, осторожно и с достоинством принимая богатство и деньги, трудовой че­ловек выдвигает свой идеал - идеал скромного достатка, при котором можно и самому жить сносно, и помогать своим близким. «Тот и богат, кто нужды не знат», «Бога­ты не будем, а сыты будем».

В сознании русского человека понятие достатка, сыто­сти связано только с трудом, работой, личными заслугами. «Как поработаешь, так и поешь», «Каковы сами (как ра­ботаем), таковы и сани», «Каков Пахом, такова и шапка на нем», «По Сеньке и шапка», «Каков Мартын, таков у него алтын» (столько заработал).

Русский человек твердо считает, что: «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь». Нажива такому человеку не нужна. «Сыта душа не берет барыша», «Лучше жить в жалости, чем в зависти», «Кто сирых напитает, тот Бога знает», «Одной рукой собирай, другой - раздавай», «Рука дающего не оскудеет». «Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад» (то есть поделись с ближним), «Не богат, да гостям рад», «Не надо мне богатого, подай тороватого» (нежадного), «Держи девку в темноте, а деньги в тесноте».

«Беда деньгу родит»,- настойчиво повторяет трудовой человек, «Деньги что каменья - тяжело на душу ложат­ся», «Деньги прах», «Деньгами души не выкупишь»- или еще один вариант этой пословицы: «Деньги - прах, ну их в тартарарах». Отсюда понятно, что дало право Ф. М. Достоевскому писать, что русский народ оказался, может быть, единственным великим европейским народом, который устоял перед натиском золотого тельца, властью денежного мешка.

Среди крестьянских мудрецов и бывалых людей быто­вали истины, идейно-нравственное содержание которых в переводе на современный язык было примерно таково: «Богатство человека состоит не в деньгах и комфорте, не в дорогих и удобных вещах и предметах, а в глубине и многообразии постижения сущности бытия, стяжании кра­соты и гармонии мира, создании высокого нравственного порядка».

Нет, не деньги для трудового человека не являются фетишем. «Лучше дать нежели взять». «Дай Бог подать, не дай Бог просить».

Особо вопрос ставится об отношении к чужому имуще­ству, результатам чужого труда. Посягнуться на них - страшный грех. «Лучше по миру сбирать, чем чужое брать». «Лучше попросить ради Христа, чем отнять из-за куста». «Заработанный ломоть лучше краденного каравая». «Хоть в латаном, да не в хватаном».

Для западноевропейского бюргера, наверное, чудовищ­ной бессмыслицей показались бы русские народные посло­вицы, призывающие жалеть чужое добро. «Не береги свое, береги чужое». «Береги чужое, а свое - как знаешь». А ведь в самом деле было так - чужое добро берегли с большей ретивостью, чем свое.

«В чужом кармане денег не считай». «Пожалей чужое, Бог даст свое». «Кто чужого желает, тот свое утратит». Впрочем, русский труженик говорит и так: «Своего не за­бывай, а чужого не замай». «За свое постою, а чужого не возьму».

Помните, как Герцен в книге «Былое и думы» рас­сказывает о крестьянине, который категорически отка­зался взять с него лишнее? В избе, где Герцен остано­вился ночевать по пути в ссылку, крестьянин накормил его ужином. Когда утром надо было рассчитываться за трапезу, хозяин запросил со ссыльного пять копеек, а у того самой мелкой монетой оказался двугривенный. Кре­стьянин отказался принять эту монету, потому что счи­тал великим грехом взять за ужин больше, чем он то­го стоит.

Писатель В. Белов справедливо отмечает: «В старину многие люди считали Божьим наказанием не бедность, а богатство. Представление о счастье связывалось у них с нравственной чистотой и душевной гармонией, которым, по их мнению, не способствовало стремление к богатству. Гордились не богатством, а умом и смекалкой. Тех, кто гордился богатством, особенно не нажитым, а доставшимся по наследству, крестьянская среда недолюбливала».

Человек, который думает только о своих личных мате­риальных интересах, неприятен душе крестьянина. Его симпатии на стороне живущих по совести, справедливости, простоте душевной.

Классическая русская сказка о трех братьях - двух умных и третьем дураке - кончается моральной победой бессребреника, нестяжателя, простодушного младшего бра­та «дурака» над материализмом и практической мудростью старших братьев.

«...Пожалуй, особое неприятие у многих русских про священных людей, отмечает М. Антонов, вызывала английская политическая экономия, поскольку на Руси с глубокой древности не прививалось понимание богатства, оторванного от нравственности...».

К богатству и богачам, к накопительству русский чело­век относился недоброжелательно и с большим подозрени­ем. Как трудовой человек он понимал, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Хотя было бы неправильным считать, что им руководило чувство зави­сти. Нет. Просто стяжание богатства выше своей по­требности, накопительство всяких благ выше меры не вписывалось в его шкалу жизненных ценностей. «Не хвались серебром, хвались добром».

Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом (и конечно, не без основания). «Богатство перед Богом - большой грех», «Богатому черти деньги куют», «Пусти душу в ад - будешь богат», «Грехов много, да и денег вволю», «В аду не быть - богатства не нажить», «Деньги копил, да нелегкого купил», «Копил, копил, да черта купил!».

Отсюда выводы: «Лучше жить бедняком, чем разбога­теть со грехом», «Неправедная корысть впрок нейдет», «Неправедная нажива - огонь», «Неправедно нажитое бо­ком выпрет, неправедное стяжание - прах», «Не от ску­дости скупость вышла, от богатства».

Итак, к богачам трудовой человек относится с боль­шим недоверием. «Богатство спеси сродни», говорит он. «Богатый никого не помнит, только себя помнит», «Рак клешнею, а богатый мошною», «Мужик богатый что бык рогатый», «Богатый совести не купит, а свою погубляет».

Вместе с тем крестьяне чем-то сочувствуют богатому, видя в его положении нравственное неудобство и даже ущербность. «Богатый и не тужит, да скучает», «Богатому не спится, богатый вора боится». А уж для нравственного воспитания ребенка богатство в народном сознании приносит прямой вред. «Богатство родителей - порча детям», «Отец богатый, да сын неудатый». Порой неприязнь к богачам доходит и до проклятий: «Бога хвалим, Христа величаем, богатого богатину проклинаем!»- гласит одна из народных пословиц.

С его идеалом скромного достатка больше согласуется бережливость и запасливость. «Бережливость,- говорит он,- лучше богатства», «Запасливый лучше богатого», «Береж половина спасения», «Запас мешка не дерет», «За­пас беды не чинит».

«Маленькая добычка, да большой береж - век прожи­вешь», «Копейка к копейке - проживет и семейка», «До­машняя копейка рубль бережет», «Лучше свое поберечь, чем чужое прожить». «Держи обиход по промыслу и добытку», «Не прихо­дом люди богатеют, а расходом», «Кинь добро позади, очутится впереди», «Кто мотает, в том пути не бывает».

«Не о том, кума, речь, а надо взять и беречь»,- поу­чает рассудительный хозяин. «Собирай по ягодке - набе­решь кузовок», «Пушинка к пушинке, и выйдет перинка», «В общем, запас мешку не порча», «Подальше поло­жишь - поближе возьмешь».

Бережливость всячески поощряется. Но накопительство, жадное стяжание материальных предметов рассматривается как грех, ибо, считает народ, «скупому душа дешевле гро­ша». Скупые и скряги, так же как и богачи, подозреваются в сговоре с чертом. «Скупой копит - черт мошну тача­ет», «Черт мошну тачает - скряга ее набивает», «Кто до денег охоч, тот не спит всю ночь», «Скупые что пчелы: мед собирают да сами умирают». О таких народ говорил: «У него от скупости зубы смерзлись», «У него в Крещенье льду взаймы не выпро­сишь», «У него всякая копейка рублевым гвоздем приби­та». А общий приговор таков: «Скупому человеку убавит Бог веку».

Осуждая стяжательство, накопительство, жадность, ску­пость и неправедное богатство, народное сознание снисхо­дительно относится к беднякам, и более того, симпатизи­рует им. По-видимому, образ бедняка больше согласуется с народными идеалами, чем образ богача. «Бедность - святое дело», «У голыша та же душа», «Гол, да не вор; беден, да честен», «Богат, да крив; беден да прям», «Лучше нищий праведный, чем богач ябедный». «Бедный не порок, а несчастье», «Хоть мошна пуста, да душа чиста», «Гол да наг - перед Бого прав», «Бедность учит, а счастье портит», «Убожество учит, богатство пучит»

С его идеалом скромного достатка больше согласуется бережливость и запасливость. «Бережливость,- говорит он,- лучше богатства», «Запасливый лучше богатого», «Береж половина спасения», «Запас мешка не дерет», «За­пас беды не чинит». «Маленькая добычка, да большой береж - век прожи­вешь», «Копейка к копейке - проживет и семейка», «До­машняя копейка рубль бережет», «Лучше свое поберечь, чем чужое прожить». «Держи обиход по промыслу и добытку», «Не прихо­дом люди богатеют, а расходом», «Кинь добро позади, очутится впереди», «Кто мотает, в том пути не бывает». «Не о том, кума, речь, а надо взять и беречь»,- поу­чает рассудительный хозяин. «Собирай по ягодке - набе­решь кузовок», «Пушинка к пушинке, и выйдет перинка», «В общем, запас мешку не порча», «Подальше поло­жишь - поближе возьмешь».

Источник : Платонов О.А. Русский труд, М., 1991