Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Почему РПЦ выступает против фильма Алексея Учителя «Матильда»? Владыка Тихон прокомментировал фильм «Матильда.

Почему РПЦ выступает против фильма Алексея Учителя «Матильда»? Владыка Тихон прокомментировал фильм «Матильда.

"Матильда" - фильм режиссера Алексея Учителя, вызывающий борьбу мнений. Премьера фильма "Матильда", к сожалению, может состояться в 2017 году. Мнение о фильме высказали митрополит Иларион (Алфеев) и епископ Тихон (Шевкунов).

После того, как в 2016 году вышел официальный трейлер фильма "Матильда", представители общественного движения «Царский крест» заявили об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры», побудив обратиться в Генпрокуратуру Наталью Поклонскую, депутата Госдумы РФ, известную своим почитанием Николая II. Последняя полагает, что фильм "Матильда" содержит сцены, оскорбляющие чувства верующих, и заявляет о необходимости «не допустить нарушения чьих-либо прав», избегая как ограничений свободы творчества, так и посягательства на «конституционные права граждан». В декабре 2016 года сообщалось, что прокуратура затребует сценарий фильма "Матильда" в рамках проверки по запросу депутата Поклонской.

В январе 2017 года стало известно о поступлении в Общественный совет при Министерстве культуры России 20 тысяч подписей с требованием запрета фильма, выборочная проверка которых подтвердила реальное существование подписавшихся. Аналогичного значения достигло число официальных обращений против проката фильма на имя Натальи Поклонской.

В апреле 2017 года очередная комиссия, на которой настояла Поклонская, рассмотрев текст сценария и два трейлера, усмотрела в фильме навязывание зрителю ложного образа святого Николая II и оскорбление религиозных чувств верующих.

Наталья Поклонская собрала больше ста тысяч подписей против этого фильма. И подписались там еще 37 думцев. Депутатские запросы разослали в МВД, Генпрокуратуру и Министерство культуры.

"Надеюсь, будут услышаны позиции компетентными органами и будут приняты соответствующие меры в пределах полномочий, - выступила Поклонская. - Дабы защитить и не допустить нарушения прав людей, которые 11 месяцев стучатся и ждут реакции. А ведь в соответствии с законом прокатное удостоверение на фильм, снятый за государственные деньги, не может быть выдано, если он вносит раздор, разжигает рознь на религиозной почве. Это мы и наблюдаем. На это должен обратить внимание министр культуры, прокуратура России. Я уверена, что прокуратура стоит на страже народа и не допустит ущемления прав и оскорбления наших православных святынь. Даже с Украины поступают письма в защиту нашего государя. Наша история великая и государь – святой".

В стояниях приняли участие православные жители Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Хабаровска, Иркутска, Омска, Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Бийска, Самары, Сызрани, Ростова-на-Дону, Волгограда, Владимира, Москвы.

Молитвенное стояние противников фильма - это гражданская акция, а не действие, организованное РПЦ.

Отношение к фильму "Матильда" в значительной степени связано с отношением к Русской Православной Церкви, святым людям, святой правде, исторической памяти и покаянию. Премьера фильма, к сожалению, может состояться тогда, когда нам нужно лучше осознать революционные кровавые события столетней давности. К сожалению, революция не осталась в прошлом, и не закончилась гражданская война, и не прекратилось предательское глумление над родными святынями.

Обсуждение: 15 комментариев

    В Московской патриархии считают ошибкой сбор подписей за запрет фильма Алексея Учителя “Матильда”, который организовала Ханты-Мансийская епархия. Об этом написал в фейсбуке Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. А Кадыров не побоялся, как патриарх Кирилл, своего босса Путина и попросил Мединского не показывать “Матильду” в Чечне. И прокуратура Симферополя предостерегла кинотеатры города от показа трейлера фильма Алексея Учителя «Матильда», сообщил адвокат режиссера Константин Добрынин.

    Первый замглавы правительства Дагестана Анатолий Карибов попросил Минкультуры запретить показ фильма Алексея Учителя «Матильда» в республике. ---- Похоже, мусульмане лучше понимают то, чего не хотят понимать "православные" Путин, Мединский и канцелярия патриарха.

    Режиссёр Алексей Учитель хочет выдвинуть свой фильм «Матильда» на главную американскую кинопремию «Оскар». Учитель подчеркнул, что предварительные показы фильма в Москве, Питере и Владивостоке позволят соблюсти правила Американской киноакадемии и пройти квалификацию на выдвижение от России. Чтобы претендовать на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» нужно, чтобы картина вышла в прокат до 1 октября. А главная премьера запланирована на 6 октября 2017 года в Мариинском театре.

    Как-то странно, что приходиться повторяться. Хорошо, тема с другой стороны - Ульянов-Бланк провозгласил: Почта, Телефон, Телеграф! вот что прежде всего нам надо взять в руки! Т. е. средства массовой информационной системы. В НАШЕ 21 века, вся эта система, плюс банковские карты и сами банки, под полным контролем сионистов, каковые и являются владельцами природных богатсв страны РОССИИ! А уж о СМИ и кинематографе сказать нечего!!! Сионистский ЦЕНЗ всегда перебивает "Конституцию" страны РОССИИ! Где находится "гарант"? Да на троне!!! На который его посадили сионисты и интересы которых он свято, согласно договорённастям - ОБЕРЕГАЕТ!!!

    Самая большая и, просто огромная проблема в том, что сионисты после захвата власти вооружённым путём (Государственным переворотом в октябре 1993 года) установили цензуру над всеми!СМИ!!! Сионисты взяли под свой контроль СМИ!!! А уж над кино в частности! Взять за пример сериал "Ликвидация", где Г. К. Жуков, трижды Герой Советского Союза, выставлен недалёким, кровожадным и просто антисемитом. В то же время Гоцман и бандюки с ворами Одессы, в подавляющем большинстве евреями, подаются как "невинные жертвы"репрессий "дурака" Жукова!

    "Мы выдали прокатное удостоверение на всю территорию России, на каждой территории работают прокатные кинокомпании, которые осуществляют показ в регионах", - пояснил директор Департамента кинематографии Вячеслав Тельнов и добавил, что исключить какие-то субъекты из прокатного удостоверения невозможно. Тем не менее органы исполнительной власти регионов, руководствуясь традициями и обычаями проживающих на их территории народов, могут самостоятельно определять целесообразность показа того или иного фильма. http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=160

    Москва. 10 августа. ИНТЕРФАКС - Спикер Федерации еврейских общин России Борух Горин считает правильной выдачу прокатного удостоверения фильму Алексея Учителя "Матильда" и призывает следственные органы заняться расследованием спекуляций вокруг национальности режиссера. "Поднимающие голову черносотенные антисемитские воззрения являются частью этой отвратительной кампании". http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=67894

    Возможно, на миллионы российских обывателей, для которых и состряпан сей рыночный продукт (по голливудскому рецепту, - пища для пипла-быдла), большее действие окажет сатирическое разоблачение пошлого кощунственного пасквиля.
    Несколько коротких ироничных фельетонов и остроумных карикатур, вброшенных в пространство интернета, сделают больше, чем сотни длинных публикаций, которые обыватель не читает.
    Например, на верхней картинке балеринка имеет головку г-на Учителя, а лица по сторонам - премьера Медведева и спикера Горина, а сверху из облаков на всё это смотрят СПОНСОРЫ...

    Поклонская обвинила Минкультуры в экстремизме после разрешения «Матильды»
    Должностных лиц Министерства культуры могут привлечь к ответственности «за нарушение закона о противодействии экстремистской деятельности» за разрешение показать «Матильду» в России, уверена депутат Наталья Поклонская.

    Магас. 11 августа. ИНТЕРФАКС - Глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров:
    "Мне кажется, фильмы, подобные тому, о котором мы говорим, должны проходить хорошую цензуру. По крайней мере, "Матильда" заставляет нас об этом думать. Не надо этого бояться. От этого демократия не спадает, а, наоборот, возвеличивается", - заявил Ю.Евкуров в интервью радио "Комсомольская правда".

    По его словам, с учетом существующих реалий нужно больше снимать фильмов, формирующих духовные ценности, патриотические взгляды и убеждения и приобщающих зрителей к культурным традициям страны. И в их основе должны быть любовь к Родине, любовь к истории. Для молодежи и о молодежи нужны фильмы. Поднять опять же темы уважения к старшим, заботы о младших. Поднять пласт межнациональных отношений. Вот это нужно сейчас! А - не "Матильда", - считает ингушский лидер.

    Он отметил, что усомниться в показе киноленты в Ингушетии власти заставило наличие в ней кощунственного отношения к российскому императору Николаю II.
    Как сообщалось, кинопрокатчик Ингушетии кинотеатр "Дружба" заявил, что откажется от показа фильма "Матильда" из-за наличия в нем сцен, "противоречащих религиозным канонам и традициям местных жителей, оскорбляющих чувства верующих, к какой бы конфессии они ни относились".

    Необходимо осознать корни того "творческого цеха", который представляют "учителя" и иже с ними. А также непосредственную связь этого цеха с распорядителями бюджета Российской Федерации. Русский композитор Леонид Леонидович Сабанеев в своей книге "Воспоминания о России" писал, что великие русские композиторы 19-го века вообще почти все совершенно были выходцами из дворянского класса, а в Московской консерватории почти весь преподавательский состав был сугубо национальным, то есть русским. То же самое можно сказать и про художников исторической России, писателей, поэтов, словом, про культуру Российской Империи. Она была русской. Переворот 1917 года изменил культурный пантеон страны. Так, на место русским Некрасову, Толстому, Достоевскому, Фету, Тютчеву, Гумилёву, Лермонтову, Бунину, Есенину, Лескову, Куприну, Тургеневу и многим другим пришли Маршак, Воознесенский, Эренбург, Пастернак, Гудзенко, Светлов, Заболоцкий, Бродский, Слуцкий и прочие. Русский дух был выхолощен из литературы и в целом из культуры страны. Уничтожение и высылка дворянского сословия повлекло захват "малым народом" литературы и искусства в СССР. Советская литература и кинематограф славили чекистов, вождей и их революцию, марксизм, и не допускала даже ростков русского национального самосознания. Поэтому они до сих пор продвигают через свои карьерные лифты в культуре своих людей и воюют с русской идеологией и русским духом. Святой император Николай Второй - главная их мишень, ибо он оберегал русский народ и русскую культуру от них, за что и принял мученическую кончину.

    Вчера митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин направил обращение к учредителю кинофестиваля «Меридианы Тихого» - Администрации Приморского края, (губернатору Миклушевскому В.В.), в Министерство культуры РФ, к членам Оргкомитета и Жюри XV Международного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого», в котором призвал не показывать провокационный фильм «Матильда», сообщает пресс-служба Владивостокской епархии.

    Митрополит Смоленский и Дорогобужский выпустил обращение о фильме «Матильда»

    В дни Успенского поста - время сугубой молитвы, хранения мира и целомудрия в сердцах наших, воздержания от раздоров и осуждения - мы вынужденно вовлечены в полемику вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда». <...> Честно ответим себе, вправе ли мы смотреть на фантазии, неправдоподобные образы, переживания, касающиеся личной жизни святых царственных страстотерпцев? Можем ли мы осмеливаться вступать в рассуждения о жизни святых, основываясь не на их подвиге, и даже не на исторических, документально подтвержденных фактах биографии, а на таких вымыслах? Достойны ли мы будем подвига наших святых предшественников, завещавших нам хранить Святую Русь с ее многовековыми религиозными и культурными традициями, сможем ли называть себя продолжателями славной истории нашей великой страны? Выполним ли мы свой отеческий долг, если допустим, чтобы эти вымыслы стали доступны нашему подрастающему поколению?

    Вот о чем мы должны помнить, когда будем делать свой личный свободный выбор: смотреть или нет этот фильм.

    Взирая на шумную, намеренно разжигаемую дискуссию вокруг фильма «Матильда», призываю вас помнить, что главный ответ христиан на возникающие угрозы - это подражание Христу в любви, великодушии и терпении ко всякому, творящему неправду. Именно так и первые христиане, и новомученики Церкви Русской одержали победу перед гонителями христианства… ИСИДОР,
    митрополит Смоленский и Дорогобужский,
    (сайт Смоленской митрополии)

    Лжешь, пес. Православие учит нас возлюбить истину и возненавидеть неправду. Ты проповедуешь РОЗОВОЕ православие. За гробом будешь отвечать перед св. Иоанном Златоустом, преп. Иосифом Волоцким, царем и псалмопевцем Давидом, пророком Илией и многими и многими избранниками Божиими. Сгинь, нечистая. Пшел туда откуда пришел.

    В год столетия кровавой катастрофы 1917 года, ставшей началом жесточайших гонений на Церковь и на всех верующих людей, вновь готовится удар по духовным основам нашего Отечества. Революция привела к зверскому убийству Всероссийского Императора Николая Александровича Романова и всей его невинной семьи. И вот теперь восстают силы, стремящиеся надругаться над памятью нашего Царя, уже прославленного вместе со своей семьей в лике святых Страстотерпцев. Это поругание намерены устроить создатели лживого и провокационного фильма «Матильда».
    Мы обратились к министру культуры РФ, губернатору и администрации Приморского края, учредившим кинофестиваль «Меридианы Тихого», к организаторам кинофестиваля, с просьбой отказаться от показа этого фильма. Однако пока они не намерены отказываться от демонстрации «Матильды» во Владивостоке.

    Мы выступаем против поругания имени святого Царя Мученика Николая и всей его святой семьи! Молим Господа, чтобы Он не допустил этого злодеяния! Чтобы Господь явил Свою милость нашему народу и всей стране Российской!

Вышедший в 2017 году на экраны фильм Алексея Учителя «Матильда» вызвал в обществе серьезное противостояние. С одной стороны, верующие и православная церковь, увидевшие в сюжете фильма оскорбление Николая II, причисленного к лику святых, а с другой - искусствоведы и кинокритики, отстаивающие мнение о том, что такой фильм имеет право существовать и что личность государя в нем представлена правдиво, ровно таким, каков он был при жизни.

Причины возникновения разногласий

Еще до выхода фильма на широкий экран православные активисты стали требовать официального запрета трансляции фильма. Дело в том, что наметившаяся на март 2017 года премьера фильма «Матильда», рассказывающая о любви последнего императора и балерины, совпала с таким весомым для России событием, как 100-летие Февральского переворота в 1917 году.

Православная церковь выступает против фильма «Матильда»

Членом Совета президента по культуре и искусству, епископом Тихоном Шевкуновым - церковным сценаристом и автором одной из таких известных книг, как «Несвятые святые» была организована встреча с Алексеем Учителем, на основании которой можно сделать вывод о том, какие именно претензии к фильму имеет православная церковь.

Признавая неподдельный талант режиссера, возможность его творческого самовыражения епископ Тихон выделяет главный фактор, влияющий на оценку фильма православной церковью - премьера фильма намечена ровно в то время, когда переворот в России и отречение императора от престола. По мнению священников, эти даты совпали неслучайно, цель их такова - очернить образ последнего императора, привлекая для этого несуществующие моменты его биографии.

На что Учитель отвечает тем, что при создании фильма были исследованы документальные источники, и влюбленность Николая II и Матильды Кшесинской имела место. Кроме того, церковь вступила в войну против фильма не посмотрев его целиком, а руководствуясь лишь просмотренным трейлером к фильму, и на основе него сделав выводы обо всем содержании фильма.

О фильме «Матильда»

История создания фильма об увлечении последнего императора такова. По словам режиссера, сюжет фильма был подсказан ему известным юмористом Владимиром Винокуром. Однако Винокур предложил снять кино о жизни известной балерины - Матильды Кшесинской. Дело в том, что фонд Винокура, поддерживающий проекты в сфере культуры и искусства в первую очередь связан с балетом. Балетом в семье Владимира профессионально занимается дочь и его жена - Тамара, когда-то была балериной. Так что инициатива о создании этого фильма принадлежит скорее женской части семьи Винокура.

Прочитав сценарий, Алексей Учитель понял, что снимать фильм только лишь о Матильде и ее жизни в балете ему было бы скучно, и тогда он предлагает переписать сценарий, ввести в него главного героя - Николая II. Причина, по которой Учителю захотелось раскрыть личность императора для зрителей во всех аспектах лежит на поверхности - ему показалось, что об этом человеке в России знают слишком мало. И вот появился совершенно новый сценарий, автором которого стал Александр Терехов.

Царь Николай II причислен к лику святых в Русской православной церкви

На этот раз фильм охватывал период жизни Николая Александровича за несколько лет до его коронации, которая происходит лишь в самом финале фильма.

Важно! Не отрицает Алексей тот факт, что есть в фильме место и художественному вымыслу, однако он не превалирует над историческими фактами.

Также режиссер говорит о том, что никакой попытки очернить личность Николая II он не преследовал, да и наличие такого фильма в российском кинематографе не сыграет своей роли в восприятии образа последнего императора. Наоборот - раскроет личность государя с другой, человеческой стороны, тем более что святым он стал, лишь приняв мученическую смерть.

Отношение церкви

Несмотря на то что фильм «Матильда» вышел на экраны кинотеатров, православная общественность до последнего требовала его запрета. Многие священнослужители, не успев еще посмотреть фильм, уверяли, что уже по короткому трейлеру могут составить представление о фильме, и что содержание «Матильды» оскорбляет их религиозные чувства.

Для человека, далекого от веры, такие заявления более чем непонятны. Алексей Учитель же своим фильмом разбивает стереотип восприятия императора только лишь в русле его святости.

Важно! Фильм позволяет рядовому зрителю понять, что Николай II живой человек, со свойственными любому другому человеку испытаниями, искушениями и падениями.

Мнение священников

Всем известный факт о том, что царская семья причислена к святым великомученикам и потому касаться хоть сколько-нибудь темы Романовых, по мнению священников, могут только люди, имеющие отношение к православию.

Само собой разумеется, что все фильмы, которые могут выходить о членах семьи последнего императора должны, так или иначе, подчеркивать их скромную, полную испытаний жизнь, подготавливая тем самым зрителей к апогею - мучительной смерти всей царской семьи.

Позиция Православной церкви по фильму «Матильда»

«В связи с моим интервью RT, в котором, в частности, шла речь о фильме “Матильда”, должен еще раз подчеркнуть, что высказанное мнение было моим личным суждением относительно этого фильма и никак не связано с официальной позицией Церкви и святейшего патриарха. Приношу свои извинения тем, кого ввел в смущение или заблуждение», - сообщил Волков РИА Новости.

Ранее Александр Волков в интервью RT высказался о фильме «Матильда» следующим образом:

«Я не стану пытаться формулировать какую-то официальную позицию, а выскажу своё суждение. Любой художник, который делает что-то, что он считает правильным и нужным, должен отдавать себе отчёт, что любое творчество - это ответственность. Перед зрителем, перед тем, к кому он это творчество обращает.

Алексей Учитель снял не камерный фильм для каких-то избранных зрителей, не кино для своих. Он снял кино для широкого проката. Это его художественная реплика, обращённая к населению нашей страны.

И ему, конечно же, нужно понимать, что восприятие его творчества может быть очень неоднозначным. Ему нужно быть к этому готовым. Почему сейчас, до выхода фильма на экраны, возникают негативные настроения? Надеюсь, что человек понимал, о чём и, самое главное, - о ком он снимает фильм.

Нужно отдавать себе отчёт, что наш последний император Николай II является не только исторической личностью, но и святым, прославленным церковью, является человеком, образ и святость которого несомненны для миллионов людей. Этот человек дорог для людей не только как историческая личность, но и как святой, близкий, родной сердцу конкретного человека. И здесь, конечно, нужно понимать, что этим фильмом режиссёр может задеть за живое очень многих людей.

Та реакция, которая есть, - это нечто в достаточной степени естественное. Фильм, очевидно, вызовет неоднозначную реакцию и не пройдёт незамеченным, в том числе и с негативной точки зрения.

Никто не заставлял Алексея Учителя снимать этот фильм. Он его снял и столкнулся с разнообразной реакцией. При этом, я думаю, что будет и позитивная реакция на фильм. Я уверен, что в нём есть и правильные, хорошие стороны.

Вы спрашиваете: должна ли церковь официально давать отповедь? Важно, чтобы оценка этого фильма, как и любого другого произведения культуры, не исходила из церкви, с амвона. Нужно категорически избегать, чтобы священник, стоя на амвоне, в проповеди говорил: вот это произведение хорошее, а вот это плохое, на этот фильм ходить нельзя, а туда идите жечь кинотеатры. Такое, конечно, невозможно.

Церковь не может из своего сакрального, священного пространства храма оценивать явления культуры. Каким бы ни был этот фильм, это всё же явление культуры, которое нужно оставить внутри этого культурного пространства и не пытаться это культурное пространство затянуть в церковь, и, наоборот, не пытаться церкви неестественным образом вступить внутрь этого культурного пространства.

Но, конечно же, церковь является организмом, в котором живут очень многие люди с диаметрально противоположными взглядами. Люди, которых объединяет лишь вера в Господа Иисуса Христа. Всё остальное вообще никак не соотносится у некоторых людей, нет никакого сходства. В главном они едины, а всё остальное, в том числе и взгляды на фильм, могут быть разными.

Нужно всем набраться терпения, когда этот фильм выйдет на экраны, чтобы была объективная его оценка. Набраться решимости принимать ту оценку, которая последует, и отдавать себе отчёт в том, что церковь - неоднородный организм. Священноначалие церкви не может просто взять и сказать: «Вот это вам должно нравиться, а вот это нет». Простые свободные люди могут высказывать свою точку зрения, это их право. Если они объединяют себя вокруг православия и говорят: мы, православные, считаем, что этот фильм недостаточно хорош или просто плохой, - то извините. Значит, принимайте их позицию.

Разумеется, в этом смысле, мы всегда стремимся к взвешенности и призываем людей не выходить за рамки приличия. В этом смысле, конечно же, нужно предостерегать людей от излишней агрессии. Но это такая болевая тема. Тем более что фильм снят в год столетия революции, в следующем году будет столетняя годовщина расстрела царской семьи, и эти даты очень значительны для многих наших сограждан.

Есть разница между сознательным эпатированием людей, карикатурным жанром, и высоким кинематографом, частью которого является Алексей Учитель. Это взгляд конкретного режиссёра, конкретного художника на тот или иной исторический аспект, и его попытка своими методами, своими инструментами, своим фильмом донести свою мысль до зрителей, а там - сознательное разжигание розни.

Я не думаю, что до этого может дойти. Несомненно, что наше русское искусство гораздо более адекватно и сознательно, и я уверен, что, каким бы ни был этот фильм, он не является карикатурой и сознательным искажением образа святого человека».

Фильм «Матильда» посвящен судьбе балерины Матильды Кшесинской, в которую был влюблен будущий Николай II. Премьера пройдет 6 октября в Мариинском театре Петербурга, а в широкий прокат картина должна выйти 25 октября.

Ранее депутат Госдумы Наталья Поклонская попросила Генпрокуратуру проверить картину. По ее словам, специалисты и ученые сделали комплексную экспертизу материалов фильма. Она показала, что созданный в «Матильде» образ не соответствует образу канонизированного РПЦ императора Николая II.

До выхода на экраны фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда» остался один месяц. «Независимая газета» обратилась к председателю Патриаршего совета по культуре епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову) с просьбой высказать свою личную точку зрения, а если возможно, и официальную позицию РПЦ на конфликт вокруг фильма «Матильда».

Прежде чем начать разговор о не вышедшем еще на экраны, но вызвавшем уже столько бурь и, признаться, изрядно всех допекшем фильме «Матильда», хотелось бы вспомнить, что в начале нынешнего года прошел беспрецедентно широкий показ другого фильма, также посвященного реальному историческому персонажу, бывшему также главой русского государства и также прославленному как святой в Русской Православной Церкви.

Прогремевший на всю страну «Викинг» в отличие от «Матильды» не вызвал никаких массовых протестов. Не было ни демонстраций, ни требований запрета (за исключением нескольких единичных писем). И это несмотря на то, что его главный герой – великий князь Владимир Святославич – показан в фильме в период его жизни до принятия христианства поистине как дикий изверг: он убивает родного брата Ярополка, насилует на глазах у родителей полоцкую княжну Рогнеду, а затем убивает ее отца, возводит языческие капища и приносит идолам человеческие жертвы. И при всем том этот мастерски снятый натуралистический кинорассказ не вызывает ни в целом в стране, ни в церковной среде протестов. А вот «невинная», казалось бы, киноистория о юношеском романе Наследника российского престола и балерины императорских театров отозвалась в обществе и 100-тысячными петициями с требованиями запрета фильма, и демонстрациями, и судебными исками. Я не говорю уже об экстремальных эксцессах – но это тема скорее либо медицинская, либо уголовная.

Так что же происходит? Ответ представляется достаточно ясным. В случае с «Викингом» авторы фильма представили на экране пусть очень горькую, но правду истории. Об этой неприглядной правде нам повествуют древние летописи и жития. Они доносят до потомков поистине ужасающий образ князя Владимира до его крещения и лишь потом говорят о поразительном его преображении из языческого чудовища в того милосердного, мудрого и могущественного Владимира Красно Солнышко, которого более 1000 лет так почитает и любит наш народ.

В случае же с «Матильдой», к сожалению, все происходит иначе. Сюжет и сценарий фильма построены на неправде. И многие, познакомившись с широко запущенным в Интернет рекламным трейлером фильма или, как довелось мне, прочитав сценарий, эту неправду почувствовали особенно остро. Почему? И потому, конечно, что для немалого числа людей последний русский Император – святой страстотерпец. И потому еще, что как бы по-разному ни относиться к Николаю II, нельзя не признать, что за последние 100 лет на него были вылиты такие потоки клеветы, напраслины и грязи, каких не удостаивался, пожалуй, ни один наш соотечественник. Сегодня, когда доступна объективная информация о нашей истории, привычные стереотипы о последнем Царе и его Семье для многих рушатся. У кого-то советские клише заменяются порой излишней идеализацией. Но у большинства трезвомыслящих людей происходит пересмотр ценностей в сторону объективной оценки, опирающейся на подлинные факты истории.

И вот в годовщину русских революций появляется фильм, в котором снова – явная неправда. Причем измышления, увы, касаются частной жизни Николая II, его отношений с супругой, Императрицей Александрой Федоровной. Эту тему даже в советское время не подвергали искажениям в угоду идеологической конъюнктуре уважающие себя исследователи. И сегодня в данном вопросе наблюдается, быть может, единственный случай полного согласия среди историков диаметрально противоположных убеждений, школ и направлений: все единодушны в том, что отношения между Николаем Александровичем и Александрой Федоровной были исполнены самой высокой любви, абсолютной верности, ответственности, нежности и заботы. Их поразительные по глубине и силе чувства не смогли поколебать никто и ничто, никакие самые страшные, немыслимые испытания, выпавшие на долю этой семьи.

А как же Матильда Кшесинская? Сплошь и рядом критиков сюжета фильма обвиняют в том, что они отрицают сам факт романтических отношений Наследника и юной танцовщицы. На самом деле это – передергивание. Никто не отрицает, что такие отношения действительно были.

С 18-летней Матильдой Феликсовной Кшесинской Наследник, которому от роду тогда было 22 года, познакомился в сложный период своей жизни: девушка, которую он недавно навсегда и беззаветно полюбил с первого взгляда, Гессен-Дармштадтская принцесса Алиса (через несколько лет она станет его женой – Императрицей Александрой Федоровной), тогда отказала ему, поскольку не находила возможным сменить вероисповедание – перейти из протестантизма в Православие, о котором имела самые смутные представления.

Между тем по законам Российской империи это было обязательно для будущей царицы. К тому же и отец, Александр III, твердо воспротивился выбору сына: у Императора были другие виды на брак наследника.

И вот, отринутый любимой девушкой, получивший строгое увещание отца о невозможности желаемого брака, Цесаревич Николай Александрович позволил себе влюбиться в талантливую балерину. Каковы были их отношения? Одни историки говорят, что молодые люди были очень близки. Другие уверяют, что связь была лишь платонической. Как бы то ни было, в конце концов, это – не наше дело. Они общались с 1892 по 1894 год. А весной 1894 года принцесса Алиса наконец согласилась стать женой Николая; согласие на их брак дал и Александр III. Николай Александрович был безмерно счастлив. Расставание с Матильдой произошло без драм и надрывов: он просил у нее прощения, обещал помогать во всем. Они решили навсегда оставаться искренними друзьями, обращаться друг к другу на «ты»… Но – в заочном общении. Общение очное было разорвано раз и навсегда в том же 1894 году, в котором состоялась помолвка, а затем и свадьба Николая и Александры.

Николай счел своим долгом рассказать невесте о Матильде. Вот что писала Аликс своему жениху после этих непростых для нее признаний: «Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?»

Период с 1894-го – когда принцесса Алиса прибывает в Россию, переходит в Православие и сочетается браком с Николаем II, только что ставшим Императором Всероссийским, – до 1896 года, на котором оканчивается киноповествование, были самыми безмятежными и счастливыми в жизни молодой супружеской пары.

А что же происходит в сценарии фильма, представленном публике ни больше ни меньше как «главный исторический блокбастер года»? А в нем все это время Николай мечется в страданиях, истерике и интимных сценах между Матильдой и Александрой, между Александрой и Матильдой…

Ну а дополняют «историческое полотно» такие драматургические находки, как, к примеру, эпизод, в котором Александра Федоровна, словно мрачная фурия, с острым ножом идет на Матильду, чтобы добыть ее кровь. Или развеселый кинообраз Александра III: этого в жизни необычайно благородного, чуждого всякой пошлости Государя создатели фильма заставляют заявить, что он «единственный из Романовых, который не жил с балеринами»…

Не буду умножать горьких примеров. В целом история сводится к тому, что Николай, конечно же, любит демократичную, смелую, свободно мыслящую Матильду, но «ради долга и трона» женится на Александре – и заставляет свое сердце полюбить ее. В общем, такая вот экранизация известной песни: «Все могут короли», кроме разве того, чтобы жениться по любви.

Как стало известно, несколько месяцев назад сценарий фильма был передан для рецензии двум известным историкам, с разрешения которых помещаю здесь их краткое резюме.

«О сценарии полнометражного фильма «Матильда»
(автор сценария: Александр Терехов)

Серьезно разбирать это произведение не нужно, да и невозможно. Сценарий фильма «Матильда» не имеет никакого отношения к историческим событиям, о которых в нем повествуется, разве что только имена героев соответствуют действительности, и у Наследника Цесаревича был роман с Матильдой Кшесинской. В остальном – сплошной вымысел самого дурного вкуса. Уже первая сцена вызывает улыбку и сильное недоумение. Матильда Кшесинская не взбегала на хоры Успенского собора Московского Кремля во время коронации Императора Николая II, не кричала: «Ники, Ники!», а сам Император не падал в обморок. Все это выдумка авторов сценария, воскрешающая в памяти строки из известного романа Ильфа и Петрова: «Графиня изменившимся лицом бежит пруду». Только у Ильфа и Петрова это гротеск и ирония, а в сценарии – суровая «правда» жизни героев, как она представляется автору.

Сценарий кишит выдумками самого дурного вкуса, не имеющими никакого отношения ни к реальным событиям, ни тем более к чувствам героев. Чего только стоит сцена, когда отец Николая Император Александр III выбирает для сына любовницу из числа балерин Мариинского театра. Надо ли объяснять, что такая пошлость могла родиться только в голове у человека, не имеющего никакого представления о реальных отношениях в Царской Семье, да и в придворной среде.

Император Николай II и Императрица Александра Федоровна причислены Русской Православной Церковью к лику святых как страстотерпцы. Но святость – это не стерильность. И в их жизни были разные ситуации (например, отношения с Распутиным), и их деятельность по-разному оценивается историками. Не было только одного – пошлости и грязи. А именно пошлость и грязь самого низкого пошиба автор сценария выдает за историческую истину.

Президент исторического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова,
профессор, академик РАН .

Заведующий кафедрой истории России XIX века – начала XX века
исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
профессор .

Режиссер фильма Алексей Учитель неоднократно заявлял, что не имел и не имеет никакого намерения оскорбить память Николая II. А то, что представлено в сюжете фильма, – не более чем художественный вымысел, без которого не обходится ни одно историческое полотно. Нет оснований не верить Алексею Ефимовичу. Только дерзну напомнить высказывание подвижника VII века святого Исаака Сирина: «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Нет никаких сомнений, что у художника есть право на творческий вымысел. Вопрос лишь в том, в какой мере это право применять, чтобы произведение стало частью высокой культуры.

В дискуссиях о «Матильде» те, кто отстаивает презумпцию безбрежной свободы творчества художника, нередко поминают всуе великие имена, в частности, Пушкина, Толстого. Зря приводят такие примеры! Как раз и в «Капитанской дочке», и в «Войне и мире» перед нами примеры гениальной меры самого бережного отношения к истории и к ее личностям при художественной реконструкции исторических событий.

«Вымысел не есть обман» – мы помним эти слова Булата Окуджавы. Художественный вымысел ни в коем случае и не должен быть обманом. Ни для каких целей. Какими бы творческими, драматургическими и эстетическими резонами этот обман ни пытались бы оправдать. Немыслимо себе представить, чтобы ради предания некой особой «креативности» сюжета в «Капитанской дочке» автор, к примеру, сделал бы Екатерину II любовницей Пугачева, а в «Войне и мире» для большей «драматургической напряженности» распалившийся от «вдохновения» писатель сдал бы Наполеону, а потом и сжег не только Москву, но и Санкт-Петербург. А что? Ничего личного, просто художественный вымысел. Ведь автор (или, как сейчас любят говорить, – «творец») имеет полное право…

Что касается официальной позиции Русской Православной Церкви по отношению к фильму «Матильда», то она была как председателем Патриаршего совета по культуре еще в прошлом году в «Российской газете»: мы не будем требовать запрета фильма, почитая такой путь тупиковым. Но оставляем за собой право опровергать неправду и доносить до тех, кто хочет услышать, достоверный рассказ об этом периоде жизни святого страстотерпца царя Николая. Также безусловной позицией Русской Православной Церкви является высказанное неоднократно решительное осуждение любых экстремистских действий, притянутых к дискуссии об этом фильме.

Я не буду в этой статье говорить об оскорблении религиозных чувств – эта материя, действительно, слишком зыбкая, тем более когда она подкреплена статьей Уголовного кодекса. Но хотелось бы заострить вопрос о не подлежащем никакому уголовному наказанию оскорблении чувства исторической правды. Об ответственности художника – нравственной, не более того, – за очевидную историческую неправду, которая ведет к никому не нужным общественным конфликтам, подобным сегодняшнему.

И, наконец, последнее. Если немалое число моих соотечественников сегодня живо и личностно чувствуют себя оскорбленными при встрече с исторической неправдой, если они почитают немаловажным для себя вступиться за честь своей истории, за честь своих давно отошедших в вечность великих и малых сограждан, используя для этого в первую очередь дискуссию, а если считают необходимым, и свои законные гражданские права, – это хороший, очень хороший признак.

А фильм? Через месяц он будет показан на экранах многих российских городов. Отдельно необходимо отметить, что «Матильда» – единственный художественный фильм, созданный в нашей стране к 100-летию революций. Именно это кинопроизведение с таким сюжетом и с таким авторским подходом особенно ярко ознаменует собой посильный для нынешнего отечественного киноискусства, да во многом и для нашего общества масштаб осмысления самых трагических и судьбоносных событий нашей новой и новейшей истории.

Но, может быть, это хотя бы станет точкой обратного отсчета?

». Почему, казалось бы, рядовой фильм вызвал такие ожесточенные дискуссии? TUT.BY сформулировал шесть наивных вопросов о картине и попробовал ответить на них.

Кадр из фильма «Матильда»

Кто такая Матильда?

Прежде всего Матильда Кшесинская (1872−1971) известна как возлюбленная будущего императора Николая II. Их отношения продолжались около двух лет (1892−1894) и прекратились после помолвки наследника престола с Алиссой Гессенской (будущей императрицей Александрой Федоровной). Но Кшесинская известна еще и как талантливая балерина, звезда русского балета начала ХХ века, которая танцевала в труппе Мариинского театра в 1890—1917 годах. В 1911 году она участвовала в знаменитых «Русских сезонах» в Лондоне. Кшесинская известна тем, что прервала гегемонию на русской сцене талантливых иностранок (прежде всего итальянок) и открыла путь к славе многим русским звездам (в том числе и Анне Павловой). После революции Кшесинская эмигрировала, жила в Париже и скончалась, всего немного не дожив до своего столетнего юбилея.

Что за скандал с «Матильдой» происходит в России?

В конце 2016 года появился официальный трейлер фильма, в который были включены несколько любовно-эротических сцен. После этого против показа картины выступила депутат Государственной Думы России Наталья Поклонская, которая после вхождения Крыма в состав России стала полуострова и даже героем онлайн-игр.

Поклонская собрала около 100 тысяч подписей против фильма и направила в российские МВД, Генпрокуратуру и Министерство культуры запрос «о принятии мер по недопущению оскорбления религиозных чувств верующих и осквернения православных святынь сюжетной линией фильма». С того времени в некоторых городах России проходят молитвенные стояния «За веру! За народ и царя!», направленные против выхода фильма. В различных российских городах произошла серия поджогов, которые связывают с выходом фильма. Так, в Петербурге неизвестные бутылки с зажигательной смесью в здание студии «Лендок» режиссера Алексея Учителя. В сентябре 2017 года стало известно, что объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» отказалась от показа картины по соображениям безопасности. Кроме того, от показа картины уже отказались в некоторых регионах России (в том числе, в Ингушетии).

В чем наблюдается «оскорбление религиозных чувств»?

Большинство критиков картины еще не видели ее, поскольку фильм не выходил в широкий прокат. Претензии вызывает якобы фривольный показ жизни Николая II, не совместимый с его статусом в глазах православной церкви.

Еще в 2000 году РПЦ причислила Николая II и членов его семьи к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных. Уточним два важных момента. Собор в данном контексте — это церковный праздник в честь святых РПЦ, которые приняли мученическую смерть за Христа или подверглись репрессиям после революции 1917 года. Николай и члены его семьи являются не «святыми» (в классическом понимании этого слова), а «страстотерпцами» — христианскими мучениками, которые страдали во имя Христа. Речь, безусловно, идет о расстреле Романовых в 1918 году. Действие картины происходит задолго до этих событий.

Какова позиция православной церкви?


Кадр со съемочной площадки фильма «Матильда»

Российская православная церковь (напомним, что БПЦ подчиняется ей) однозначно не выступила против показа картины. В настоящее время не известно ни одного подобного категоричного заявления. Тем не менее отдельные высокопоставленные иерархи позволили себе высказаться против картины. Так, митрополит Сургутский Павел благословил сбор подписей о запрете производства и проката фильма. Теперь митрополит Павел прихожан не ходить на фильм «Матильда». Уточним, что оба иерарха еще не видели фильма. Как признается Павел, он просмотрел несколько видеороликов, после которых у него сложилось «очень неприятное впечатление о фильме».

Роман с Кшесинской действительно дискредитирует Николая II?

Если называть вещи своими именами, то нет. Романы на стороне были едва ли не у всех российских императоров и императриц. У Екатерины II сменилось едва ли не с десяток фаворитов. Но показ сериалов «Екатерина», «Великая» и «Екатерина. Взлет», которые шли в прайм-тайм в эфире крупнейших российских каналов, не вызвал никакого общественного возмущения. Хотя там личной жизни Екатерины II уделялось не меньшее внимание, чем государственной политике. Император Александр II после смерти законной жены и вовсе сочетался с возлюбленной морганатическим браком.

Пожалуй, лишь два правителя России — Николай II и его отец Александр III могли похвастаться безусловной верностью в браке и позволяли себе романы до него. Правда, судя по описанию фильма, любовные отношения между Николаем и Матильдой продолжались и во время брака будущего императора, образуя «любовный треугольник». То есть тут наблюдается отход от исторической правды. Но все же сложно давать какие-то категоричные оценки, не смотря фильм.

Покажут ли фильм в Беларуси?

Из-за скандала с «Матильдой» компания — правообладатель фильма в Беларуси «Гельварс Синема» инициировала просмотр ленты комиссией Минкульта Беларуси, чтобы получить досрочный ответ о возможности выхода фильма в широкий прокат. В комиссию вошли первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига, недавно назначенный начальник управления по кинематографии Министерства культуры Беларуси Александр Рыдван, представители Минского и областных киновидеопрокатов, директора кинотеатров, руководители отделов лицензирования белорусских телеканалов, представитель церковного духовенства.

Решение о прокате фильма было единогласным.

— Картина богатая, добротная и очень красивая. В ней есть художественный вымысел, но крамолы нет, — так прокомментировали члены комиссии Минкульта свое решение.

Поэтому премьера «Матильды» должна состояться в конце октября согласно расписанию белорусских кинотеатров.