Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Отмечается полгода со дня смерти. Поминовение

Отмечается полгода со дня смерти. Поминовение

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Смерть – это переход человека в вечность, начало новой жизни. Для человека заканчивается время подвигов, духовной борьбы, очищения души от греховных скверн. Пришло время воздаяния. Человеку предстоит встретиться лицом к лицу с Творцом. От того как человек жил на земле зависит, способна ли его душа принять в себя вечное блаженство Царствия Небесного. Омывалась ли она в водах покаяния при жизни своей или же предавалась грехам и порокам. Земная жизнь влияет на вечную участь. После разлучения души с телом помочь умершему могут только живые. Поэтому Святая Церковь установила чин поминовения усопших. Живым людям, родным и близким почившего, следует как можно чаще молиться о спасении его души. Поминки делаются прежде всего для общей молитвы. Молиться можно как дома, так и в храме.

Днями особого поминовения усопшего считаются третий и девятый дни по смерти, сорок дней, годовщина, день рождения и именины умершего. Совершают также поминки на полгода. Поминать на полгода можно на общей трапезе, которая делается для родных и близких умершего, можно также накормить нищих. В постные дни пища должна быть постной, в обычные – скоромной. На поминках не должно быть никакого спиртного. Перед трапезой необходимо помолиться: нужно прочитать «Отче наш» и спеть «Вечная память». Во время трапезы можно вспоминать об умершем. Если нет возможности сделать общую трапезу, можно раздать поминающим небольшие угощения или какую-либо памятную вещь (платок, посуда и т. д.) . Очень важно творить милостыню - помогать бедным с просьбой помолиться об усопшем.

Поминать усопшего можно в Православном храме, на Божественной литургии. Для поминовения заказывается сорокоуст – это поминание умершего на Божественной литургии в течении сорока дней. Поминовение в храме может совершаться и больший срок – полгода, год. Можно заказать поминовение на проскомидии. Проскомидия - это первая часть литургии, на которой хлеб и вино готовятся к таинству Причащения. Присутствуя на Божественной литургии, родные усопшего могу причаститься и исповедоваться. При этом из просфоры (особого хлеба, который пекут для служения литургии) вынимаются частицы за живых и за умерших. Существуют особые молитвенные песнопения об усопших – панихида и лития (в данном случае подразумевается вид литии, читаемый об упокоении души умершего) . Читать заупокойные молитвы можно дома, перед иконами.

Для служения панихиды можно пригласить священника - домой или на кладбище. Панихиду и литию могут служить и миряне, при этом молитвословия, которые обычно произносит священник опускаются. Панихиду и литию для мирян можно найти в православном молитвослове. Поминать на полгода можно читая заупокойную псалтирь. Читать ее дома могут родственники умершего, можно также пригласить домой, для чтения псалтири, церковнослужителя. Следует отметить, что об умерших священниках вместо псалтири принято читать евангелие. Поминки на полгода организуются не всеми. Но необходимо помнить, что для усопшего очень важна молитвенная помощь живых. Молиться об умерших родных и близких необходимо на протяжении всей жизни.

Количество записей: 68

Добрый вечер. Батюшка, подскажите, пожалуйста: наша тетя умерла 13.02.13. 40 дней приходятся на 24 марта. Можно ли их делать?

Лариса

Лариса, 24 марта - это Великий пост. Молиться за усопших можно всегда. 40 дней отмечать - это значит, в первую очередь, – молиться за душу усопшей. Необходимо в этот день подать заказную записку о упокоении на Литургию и самой молиться в этот день на Литургии, также необходимо отслужить после службы панихиду в храме. Можно в этот день и помин сделать, но трапеза должна быть строго постной. Нельзя есть мясных, молочных и рыбных продуктов, яиц. Можно сделать блины, но тоже постные.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Бабушка умерла 4 марта. А 40 дней приходятся на 12 апреля. Может, надо перенести на какой-то другой день? Подскажите, пожалуйста. Благодарна Вам заранее.

Оксана

Здравствуйте, Оксана! 12 апреля приходится на пятницу, а особенности великопостной службы не позволяют поминать на ней усопших. Поэтому Вы сможете помянуть бабушку на следующий день, в субботу, когда церковью как раз установлено поминовение усопших на литургии. Думаю, собраться для поминок вам тоже будет удобнее в субботу.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! 23 марта будет мужу 40 дней, он некрещеный, я дома читаю молитву, получила от батюшки благословение, а скажите мне, пожалуйста, на кладбище я могу поехать на 40-й день, ведь как раз будет пост? Так как это будет суббота, а мои дети в садике и в школе не учатся, когда они могут раздать конфеты (после или до 40 дня)? Спасибо большое, извините, если немного некорректно составила свое письмо.

Вероника

Вероника, как Вы уже знаете что в церкви не молятся за не крещенных людей. Не крещенные - не члены церкви. Молиться же дома за них Вам ни кто не запрещает, и конечно, Вы можете поехать на кладбище всегда, когда захотите. Не принято ездить на кладбище в воскресные дни, в дни больших церковных праздников и на Пасху. Самый подходящий день - это суббота. Все родительские поминовения совершаются в субботу. Делать подаяние за усопших можно всегда, но больше всего это надо делать до 40 дней.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, хотелось проконсультироваться. 20 марта будет год, как ушел из жизни мой отец. Какого числа правильно провести поминальный обед? 20 марта выпадает на первую неделю Великого поста. В церкви я заказал обедню на 20 число. Кто говорит, что на Прощеное Воскресенье тоже нельзя. Кто говорит, позже нельзя, только раньше. Подскажите, пожалуйста. Заранее спасибо.

Михаил

Михаил, самое главное - это не поминальный обед, а наша молитва за своих близких родственников. В день 20 марта по церковному уставу Литургии (обедни) не положено. Нужно отслужить панихиду и самому на ней присутствовать. С 18 марта начинается Великий (строгий) пост и, конечно, 20 марта поминальную трапезу не устраивают. Поминальную трапезу можно сделать 17 марта, на масленицу, ничего страшного в этом нет. Но надо помнить, что на масленицу мясные продукты употреблять не положено, можно все продукты, кроме мясных.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! У меня умерла бабушка 28 февраля, 9 дней выпадает на 8 марта. Наш священник сказал, что поминальный обед можно провести 9 марта, т. к. это будет поминальная суббота. Но это уже будет 10 дней со дня смерти. Можно ли?

Василенко Лариса

Лариса, пожалуй, Ваш батюшка прав, но я бы несколько уточнил его совет: чтобы совесть Ваша не смущалась, придите на службу 8 марта, помолитесь о бабушке на литии, которая будет совершаться по окончании утренней службы, и подайте записку о упокоении на субботнюю Литургию. В субботу также очень желательно быть на службе, а после нее дома можно устроить и поминальную трапезу – в субботу пост ослабляется, да к тому же у многих выходной, что удобно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, вот у меня такой вопрос, у меня бабушка умерла 2.09.2012, и вот, 2.03.2013 будет ровно полгода, как ее нет, можно ли провести поминки на полгода, и поминают ли усопшего, когда его нет с нами полгода?

Диана

Диана, в Православной церкви такой традиции не существует, это какие-то "советские" нововведения и фантазии. Поминать усопшего можно хоть каждый день – и панихидами, и личной молитвой – но что-то особое устраивать на полгода не нужно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Дядя умер 3 марта (воскресенье), похороны 7 марта. А поминальные 9 дней решили организовать 10 марта (воскресенье). Но ведь еще нет 9 дней или это не запрещено? Подскажите, какую панихиду заказать? Что сделать еще? Дядя был глубоко верующим человеком. Спасибо.

Наталия

Здравствуйте, Наталия! Поминальную трапезу можно и перенести на удобный для вас день. Главное для умерших – это наша молитва. Закажите сорокоуст об упокоении, панихиду и Псалтирь по усопшему. И, конечно, если дядя был крещен, необходимо отпевание в церкви.

иерей Владимир Шлыков

Уважаемый батюшка, у меня умер папа, 40 дней ему приходится на 22 марта, как мне быть? Может, надо перенести на какой-то другой день? Подскажите, пожалуйста. Благодарна Вам заранее.

Алена

Алена, первые сорок дней душа особо нуждается в нашей помощи, молитве нашей и молитве церкви. 40-й день самый важный для усопшего, в этот день определяют, куда поселить душу, в рай или ад. Все зависит от того, какую жизнь провел человек, и наша молитва в этот день просто необходима. 22 марта нужно обязательно отслужить панихиду в церкви и самим молится в этот день, подать заказную записку на Литургию и самой присутствовать на службе. Переносить не нужно. 22 марта - это первая седмица Великого (строго) поста и в этот день устраивать поминки не следует. Сами поминки можно перенести на 24 марта и нужно помнить, что это строгий пост, мясные, молочные и рыбные продукты и спиртное нельзя ставить на стол. Поминки должны быть строго постные - этим Вы принесете большую пользу себе, а в особенности Вашему покойному папе.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Годовщина смерти бабушки (год) приходится на 17 марта, воскресение. Подскажите, можно ли будет устроить поминки? Спасибо Вам большое.

Елена

Елена, конечно, поминки сделать в этот день можно, тем более, это последний день перед Великим постом. Прежде всего, нужно отметить молитвенно в храме, помолится за Литургией за усопшего, заказать панихиду. Трапезу поминальную можно сделать, но без мясных продуктов. На масленицу мясо по церковному уставу уже есть нельзя, можно любые продукты, кроме мясных.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте уважаемый батюшка, у меня умерла мама 15 февраля в 8.30 утра. Подскажите, пожалуйста, 40-й день приходится на понедельник 25 марта, или все-таки на вторник, 26 марта? Можно ли сделать поминки в воскресенье, 24 марта?

Оксана

Оксана, день смерти считается первым днем, с которого отсчитывают 40 дней, значит 40-й день будет 25 марта. Это великий строгий пост, и значит, стол должен быть строго постный: без мясных, молочных и рыбных продуктов и без спиртного. Усопшему нужна молитва, и это главное. 25 марта обязательно нужно заказать панихиду, заказную записку о упокоении на Литургию и дома самим молиться. Хорошо бы в этот день съездить на кладбище к усопшему. Саму трапезу можно сделать в воскресенье, 24 марта, но постную.

иеромонах Викторин (Асеев)

С уважение к Вам, прошу ответа: тете 40 дней после смерти приходятся на воскресенье, священник, который ее отпевал, перед погребением сказал нам, что делать 40 дней нельзя в воскресенье, только в субботу, получается 39 дней, а в храме нам сказали, что помин 40 дней делают день в день. Как нам быть, почему вера одна и два разных мнения?

Валентина

Валентина, если 40-й день приходится на время Великого поста, то правила в отношении этого дня меняются и, действительно, поминание совершается в субботу. Если же нет – то день в день.

игумен Никон (Головко)

Уважаемый батюшка, у меня умер папа, 40 дней ему приходится на 19 марта, а это первая неделя Великого поста, как мне быть? Может, надо перенести на какой-то другой день? Подскажите. пожалуйста. А еще после похорон я потеряла обручальное, венчальное кольцо, как мне быть в этом случае? Благодарна Вам заранее.

Светлана

В сам 40-й день закажите в храме панихиду, можно еще отслужить заупокойную литию на кладбище, а поминки перенесите на воскресный день (наверное, ради такого случая можно готовить и рыбные блюда). Из-за кольца не переживайте, купите новое и попросите священника освятить его.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, у дедушки выпадает 40 дней на 18 марта 2013 г. Когда нам можно организовать поминки по усопшему и что можно готовить?

Анна

Анна, для усопших самое главное - не стол, а молитва. 40-ой день очень важен для усопшего, в этот день совершается частный суд над душой, решается, куда ее поместить, в рай или в ад, и поэтому самое главное - это наша молитва. Обязательно нужно заказать панихиду в этот день и самим помолиться. Хорошо бы в этот день посетить кладбище. 18 марта делать поминальную трапезе НЕЛЬЗЯ, так как это начало Великого (строгого) поста. Поминальную трапезу можно сделать 17 марта, на масленицу. Мясо в этот день (17 марта) тоже уже нельзя есть. Можно все продукты, но без мяса.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите, как будет правильно провести поминки на годовщину смерти? Папа умер 28.02.12 г., а 28.02.13 г. будет рабочий день, и не все смогут, наверное, прийти, я хотел провести 24.02.13 - в воскресенье. Разрешается ли так? Спасибо.

Владимир

Да, Владимир, перенести можно, хотя должен Вам сказать, что и сам день смерти Вы должны почтить посещением храма, панихидой и хотя бы самой малой поминальной трапезой дома в самом близком кругу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. 10 дней назад у меня умер старший брат. А на 22 февраля у меня планировалось празднование юбилейной даты - 55 лет со дня моего рождения, на которое были приглашены мои коллеги и близкие друзья. Помогите мне принять правильное решение. Стоит ли до 40 дней с кончины брата устраивать праздник, или лучше извиниться перед приглашенными и отменить вечер? Спасибо.

Надежда

Надежда, после смерти первые 40 дней душа проходит воздушные мытарства, и она нуждается в усиленной молитве за нее. Души усопших во время мытарства ждут помощи от церкви и от близких. Помощь - это наша молитва, какие-то добрые дела, милостыня. Сами за себя души молиться не могут. 40-й день самый важный, - определяется, куда поселить душу - в рай или ад. И поэтому, конечно, ни о каких праздниках речи быть не может.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли поминки на полгода сделать в 14.00?

Ирина

Можно, Ирина, но по православной традиции в полгода поминки не устраивают – это нововведение.

игумен Никон (Головко)

Годовщина смерти отца. Я Храме иконы Божией Матери “Живоносный источник” в Бибирево подал ЗАКАЗНОЕ, которое будет служиться в алтаре, так как панихида там в среду не проходит, Нужно ли заказывать панихиду в каком нибудь другом храме?

Как правильно поминать умерших: вопросы и ответы...

Как правильно поминать умерших: вопросы и ответы

В какие дни поминают умерших? Можно ли отпевать самоубийц? Как молиться об усопших родителях? Протоиерей Игорь ФОМИН ответил на самые распространенные вопросы о том как правильно поминать усопших.

Какой молитвой поминать усопших? Как часто поминать усопших?

Умерших христиане поминают каждый день. В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Зачем поминать усопших?

Дело в том, что жизнь продолжается и после смерти. Причем окончательная участь человека решается не после смерти, а по втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. Поэтому до второго пришествия мы еще можем изменить эту участь. Когда живы — мы можем сделать это сами, делая добрые дела и веруя во Христа. Умерев, мы уже не можем повлиять на собственное посмертие, но это могут сделать люди, которые о нас помнят, болеют сердцем. Лучший способ изменить посмертную участь усопшего — это молитва о нем.

Когда поминают умерших? В какие дни поминают усопших? В какое время дня можно поминать?

Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, — но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи.
Церковь установила особые дни поминовения тех, кто нам дорог и отошел в мир иной, — так называемые Родительские субботы. Их в году несколько, и все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату:
Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 5 марта 2016 года.
Суббота 2-й седмицы Великого поста 26 марта 2016 года.
Суббота 3-й седмицы Великого поста 2 апреля 2016 года.
Суббота 4-й седмицы Великого поста 9 апреля 2016 года.
Радоница 10 мая 2016 года
9 мая — Поминовение усопших воинов
Суббота Троицкая (суббота перед праздником Троицы). 18 июня 2016 года.
Суббота Димитриевская (суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского, который отмечается 8 ноября). 5 ноября 2016 года.
Кроме Родительских суббот усопших поминают в храме за каждым богослужением — на проскомидии, части Божественной Литургии, которая ее предваряет. Перед Литургией можно подать записки «о поминовении». В записке пишется имя, с которым человека крестили, в родительном падеже.

Как поминают на 9 дней? Как поминают на 40 дней? Как поминать на 
полгода? Как поминать на год?

Девятый и сороковой дни со дня смерти — особые вехи на пути от жизни земной в жизнь вечную. Этот переход происходит не сразу, а постепенно. В этот период (до сорокового дня) умерший человек дает ответ перед Господом. Этот момент чрезвычайно важен для усопшего, он сродни родам, появлению на свет маленького человечка. Поэтому в этот период почившему требуется наша помощь. Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам.
Полгода — такого церковного поминовения не существует. Но не будет ничего плохого, если вы помяните и на полгода, например, прийдя в храм помолиться.
Годовщина — это день памяти, когда мы — те, кто любил человека, — собираемся все вместе. Господь завещал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18 20). И совместное поминовение, когда мы читаем молитву о родственниках и друзьях, которые уже не с нами, — это яркое, звучное свидетельство перед Господом о том, что умершие не забыты, что их любят.

Надо ли поминать в день рождения?

Да, я считаю, что на день рождения человека поминать нужно. Момент рождения — один из значимых, великих этапов в жизни каждого, поэтому будет хорошо, если вы сходите в храм, помолитесь дома, съездите на кладбище, чтобы помянуть человека.

Можно ли отпевать самоубийц? Как поминать самоубийц?

Вопрос по поводу отпевания и церковного поминовения самоубийц — очень неоднозначный. Дело в том, что грех самоубийства — один из тяжких. Это знак недоверия человека к Богу.
Каждый подобный случай нужно рассматривать отдельно, потому что самоубийства бывают разные — осознанные или неосознанные, то есть в состоянии тяжелого психического расстройства. Вопрос, можно ли отпевать и поминать в храме крещеного человека, который покончил с собой, целиком лежит на ответственности правящего архиерея. Если трагедия случилась с кем-то из ваших близких, вам необходимо прийти к правящему архиерею той области, где жил почивший, и попросить разрешение на отпевание. Архиерей рассмотрит этот вопрос и даст вам ответ.

Что касается домашней молитвы, то вы, безусловно, можете поминать человека, который покончил с собой. Но самое важное — в его честь и память творить добрые дела.

Чем можно помянуть? Можно ли помянуть водкой? Почему поминают блинами?

Тризны, поминальные трапезы, пришли к нам из глубины веков. Но в древности они выглядели по-другому. Это было угощение, застолье не для родственников умершего, а для нищих, калек, сирот, то есть тех, кто нуждается в помощи и никогда сам себе не сможет устроить подобную трапезу.
К сожалению, со временем тризна превратилась из дела милосердия в обычное домашнее застолье, причем часто с обильным употреблением алкоголя…
Разумеется, такие возлияния никакого отношения к настоящему христианскому поминовению не имеют и никак на посмертную судьбу покойного повлиять не могут.

Как помянуть некрещеного?

Человек, который не захотел соединить себя с Церковью Христовой, естественно, в храме поминаться не может. Его посмертная участь остается на усмотрение Господа, и мы здесь повлиять на ситуацию никак не можем.
Некрещеных родственников можно поминать, молясь о них дома и творя добрые дела в их честь и память. Стараться изменить свою жизнь к лучшему, быть верными Христу, вспоминая все хорошее, что сделал за свою жизнь тот, кто умер некрещеным.

Как поминают мусульман? Как поминают евреев? Как поминают католиков?

В этом вопросе нет разницы, мусульманин ли был умерший, католик или иудей. Они не находятся в лоне Православной Церкви, поэтому поминаются как некрещеные. Их имена нельзя писать в записках на проскомидию (проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет), но в их память можно творить добрые дела и молиться дома.

Как в храме поминать усопших?

В храме поминаются все те умершие, кто сочетал себя с Христовой Церковью в Таинстве Крещения. Даже если человек по каким-то причинам не ходил в храм в течении жизни, но крещен был, его можно и нужно поминать. Вы можете перед Божественной Литургией подать записочку «на проскомидию».
Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец — большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан — живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия — из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».
В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».
Также в храмах проходят специальные поминальные службы — панихиды.

Можно подать отдельно записку на панихиду. Но важно не только подать записку, но и постараться лично присутствовать на службе, где она будет читаться. О времени этой службы можно узнать у служителей храма, которым подается записка.

Как поминать усопших дома?

В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Как поминать в пост?

Во время поста бывают особые дни поминовения усопших — Родительские субботы и воскресный день, когда служатся полные (в отличие от сокращенных в другие дни поста) Божественные Литургии. Во время этих богослужений совершается проскомидийное поминовение умерших, когда за каждого человека из большой просфоры вынимается частичка, символизирующая его душу.

Как поминать новопреставленного?

С первого дня упокоения человека над его телом читается Псалтирь. Если умерший — священник, то читается Евангелие. Псалтирь надо продолжать читать и после похорон — до сорокового дня.
Также новопреставленный поминается на отпевании. Отпевание положено совершать на третий день после смерти, и важно, чтобы проводилось оно не заочно, а над телом почившего. Дело в том, что на отпевание приходят все те, кто любил человека, и молитва их — особая, соборная.
Помянуть новопреставленного можно и жертвой. Например, раздать нуждающимся его хорошие, добротные вещи — одежду, предметы обихода. Делать это можно с первого дня после смерти человека.

Когда поминать родителей?

Особых дней, когда нужно поминать именно родителей, тех, кто дал нам жизнь, в Церкви нет. Родителей можно поминать всегда. И на Родительские субботы в храме, и ежедневно дома, и подавая записочки «на проскомидию». К Господу можно обращаться в любой день и час, Он обязательно вас услышит.

Как поминать животных?

Животных в христианстве поминать не принято. Учение Церкви говорит о том, что жизнь вечная уготована только человеку, так как душа, о которой мы молимся, есть лишь у человека.

Человек не умер - просто вышел...

Человек не умер, просто вышел...
Он оставил в доме всё, как есть...
Просто он не видит и не слышит,
Хлеб земной ему уже не есть...

Просто стал он не таким, как люди,
Он открыл другой... астральный путь...
Где иная жизнь... иная мудрость
Где иная соль... иная суть...

В книжице останется закладка
На странице о его любви...
На столе записка... очень кратко:
«Вспоминай, но только … не з о в и...»

Человек не умер... просто вышел
И развёл воздушные мосты
Между берегами прошлой жизни
И ещё невидимой черты...
Елена Громцева.

Здравствуйте, Ольга.
Очень хорошо, что за Вашего отца можно молиться!
Во-первых, закажите в Церкви сорокоуст "О упокоении", это нужно Вам сделать обязательно. Во-вторых, в молитвослове в "Утренних молитвах" есть молитва "О усопших", она находится в самом конце утренних молитв. Там есть и такое прошение: "Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена их ), и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя жизни наслаждения...". Далее можете молиться, вычитывая Псалтырь. В Церкви, когда совершаются Панихиды, всегда читается 17 Кафизма, эту кафизму Вы можете вычитывать и дома. Порядок чтения всей Псалтыри по усопшим такой: каждая кафизма начинается молитвословием "Приидите, поклонимся..." (трижды); по каждой "Славе" кафизмычитается молитва "Помяни, Господи Боже наш...", находящаяся в конце "Последования по исходе души", и на ней поминается умя усопшего, а по окончании кафизмы читаются Трисвятое по Отче наш, тропари покойны и положенная после каждой кафизмы молитва. Совершать чтение Псалтири по усопшим может всякий благочестивый мирянин. В некоторых молитвословах есть такое молитвенное правило "Лития по усопшим, творимая мирянином", если найдете, вычитывайте и данное правило. Молиться о усопших можно всегда, кроме дня Святой Пасхи. В этот светлый день Великого Праздника, даже в Церкви не отпевают усопших.
Милостыню можете подавать чем угодно, кроме наркотиков и алкоголя. Можете подавать одеждой, деньгами, продуктами. Кому подавать? Кому хотите, только подавая милостыню, говорите: "Христа ради, за упокой раба (ы) Божиего (ией) (имя)". Такая милостыня будет защитана как доброе дело, которое Вы совершаете ради Господа Иисуса Христа. Милостыню можете подавать и в Церковь, например, в Церковную трапезную можете принести что-то из еды. Тем бездомным людям, которые сидят у Церковных дверей, а они как правило всегда пьющие, можете подавать только едой, т.к. деньги они скорее всего пропьют. Хотя, по этому поводу мнения священников расходятся, некоторые говорят, что подавать нужно всем, не взирая на внешность человека (пьяница или нет) по слову Господа Иисуса Христа: "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Матф.5,42), иные говорят, что таким давать лучше всего едой или одеждой. Я же более согласен с мнением вторых священников, что лучше подавать едой или одеждой. А бедным (не пьяницам) можно и нужно подавать по нужде, если можете - деньгами, если нет - то одеждой или продуктами.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
Прот.Алексей