Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Основные характеристики речного транспорта. Характеристика речного транспорта России

Основные характеристики речного транспорта. Характеристика речного транспорта России

Перевозок; благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность.

В то же время доля перевозок пассажиров речным транспортом очень низка. Связано это с тем, что будучи очень дешёвым при низких скоростях (20-30 км/ч), себестоимость перевозок речным транспортом значительно увеличивается при перевозках со скоростями в 50-60 км/ч, которые позволяют конкурировать с другими видами транспорта (автомобильным и железнодорожным).

История

История речного транспорта насчитывает не одну тысячу лет. Считается, что первые крупные речные суда стали строить в Древнем Египте ещё в четвёртом тысячелетии до н. э. Древние речные суда были гребными или парусными . Позднее стали применять тягу при помощи шедших по берегу лошадей или людей (бурлаков). Существовали также суда, приводящиеся в движение лошадьми, находящимися на самом судне (см. Коноводное судно).

В XIX веке на внутренних водных путях начали использоваться пароходы , а первый речной теплоход (и вообще первый теплоход в мире) был построен в году в России .

Грузовые перевозки

Так как скорость грузовых речных судов составляет 10-20 км/ч, по внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки - стройматериалы (например, песок), уголь , кокс , зерно и т. п. Перевозят по рекам также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы.

Для грузовых перевозок используют либо самоходные суда, либо толкаемые буксиром баржи (буксиры-тягачи для проводки барж уже практически не используются). Баржи используются в основном для насыпных грузов.

Самые крупные грузовые речные суда могут иметь длину более ста метров и брать на борт около пяти тысяч тонн грузов. Например, российские суда типа «Волго-Дон » имеют длину 138,5 м, ширину 16,7 м, осадку 3,5 м и грузоподъёмность 5000 тонн.

Однако такие крупные суда могут использоваться далеко не везде. В Западной Европе довольно распространены (прежде всего во Франции , Бельгии и Нидерландах) сравнительно небольшие грузовые суда, называемые пенишами . Они построены в соответствии с минимальными размерами шлюзов и каналов, принятыми во Франции, и, следовательно, могут использоваться почти на всех водных путях этой страны. Максимальные размеры пениша - длина 40 м, ширина 5,2 м, осадка 2,5 м и высота самой высокой части судна над ватерлинией - 3,5 м. Пениш берёт на борт 300-400 тонн грузов. Как правило, экипаж пениша состоит из двух человек - мужа и жены, которые одновременно являются и владельцами судна. Они постоянно живут на судне и обзаводятся жильём на берегу только выходя на пенсию (их дети учатся в интернатах).

Пассажирские перевозки

Традиционные речные суда, даже современной постройки, отличаются низкой по современным меркам скоростью (редко более 25 км/ч), поэтому они не могут конкурировать на равных с автомобильным и железнодорожным транспортом. Поэтому крупные пассажирские суда в наши дни практически всегда используются для перевозки туристов (речные круизы), а также для перевозки пассажиров в труднодоступные районы, с которыми отсутствует автомобильное и железнодорожное сообщение.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Речной транспорт" в других словарях:

    Вид водного транспорта. По грузообороту внутренних водных путей (рек, озер, каналов) выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Китай. Здесь находится большинство судоходных каналов (Береговой канал в США, Великий канал в Китае). Главный р… … Географическая энциклопедия

    Осуществляет перевозки пассажиров и грузов по водным путям естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища). Выделяют: магистральные речные пути, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств; межрайонные,… … Большой Энциклопедический словарь

    речной транспорт - — EN river transport Transportation of goods or persons by means of ships travelling on rivers. (Source: CEDa) Тематики… … Справочник технического переводчика

    речной транспорт - Вид транспорта, занятый перевозкой пассажиров и грузов по внутренним водным путям – судоходным рекам и каналам … Словарь по географии

    Вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (Каналы, водохранилища (См. Водохранилище), шлюзованные участки рек). Выделяются… … Большая советская энциклопедия

    Речной транспорт - РЕЧНÓЙ ТРÁНСПОРТ. К нач. войны на долю Р. т. приходилось св. 7% общего грузооборота транспорта СССравни Р. т. обеспечивал осн. перевозки в р нах со слабо развитыми другими путями сообщения. В годы довоен. пятилеток (1929–1940) были построены … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Осуществляет перевозки пассажиров и грузов по водным путям естественным (реки, озёра) и искусственным (каналы, водохранилища). Выделяют: магистральные речные пути, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств; межрайонные,… … Энциклопедический словарь

    Вид транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров и грузов в осн. по внутр. водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные участки рек). Длина внутр. водных судоходных путей сообщения Р. т … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Прогулочный пароход на реке Москве. 1930 е гг. Москва. речной транспорт В Москве обеспечивает работу мощного речного транспортного узла, располагающего тремя портами — Северным, Западным и Южным, оснащёнными современными техническими… … Москва (энциклопедия)

Значение речного транспорта для народного хозяйства необходимо рассматривать в неразрывной связи с другими видами транспорта, образующими единую транспортную систему. Несмотря на относительно небольшую долю речного транспорта в общем грузообороте транспорта страны во многих районах, а также в перевозке ряда грузов, ему принадлежит ведущая роль. Транспортные затраты на доставку массовых грузов по водным путям в больших объемах и на значительные расстояния, как правило, существенно ниже, чем на других видах транспорта. Этому способствуют значительные глубины на основных внутренних водных путях, позволяющие использовать крупнотоннажные суда (грузоподъемность сухогрузных судов достигает 5300 т, нефтеналивных - 9000 т) и большегрузные составы грузоподъемностью до 22 500 т. При этом достигаются высокая производительность труда на перевозках, относительно небольшие удельные затраты топлива, низкие энерго- и металлоемкость. Речной транспорт незаменим также при доставке нестандартного крупногабаритного и тяжеловесного оборудования.

Основным достоинством речного транспорта является то, что он использует естественные водные пути, за исключением искусственных судоходных каналов. В мире нет другой страны со столь широко развитой сетью внутренних водных путей, как Советский Союз. Общая протяженность рек в нашей стране составляет свыше 2,3 млн. км (из них около 500 тыс. км пригодны для судоходства и лесосплава). Из 70 крупных рек, протекающих по территории Европы и Азии, половина приходится на Советский Союз. Среди них такие крупные реки, как Волга, Днепр, Дон, Кама, Печора, Иртыш, Обь, Енисей, Ангара, Лена, Амур и др. СССР имеет более 2 тыс. крупных озер. К наиболее значительным относятся Ладожское, Чудское, Онежское, Белое, Балхаш, Байкал.

Общая протяженность эксплуатируемых судоходных путей страны составляет около 126,6 тыс. км Наибольшее значение имеют водные пути с гарантированными глубинами, позволяющими бесперебойно осуществлять перевозки грузов и пассажиров. Суммарная протяженность путей с гарантированными глубинами составляет около 84 тыс. км, из них искусственных - более 21,1 тыс. км.

Благодаря строительству Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина, канала имени Москвы, Волго-Донского канала имени В. И. Ленина основные реки европейской части страны объединены в единую водную транспортную систему, обеспечивающую транспортные связи расположенных здесь экономических районов. Строительство каскада крупных гидроэлектростанций и создание водохранилищ на Волге, Каме, Дону и Днепре превратили ее в единую глубоководную систему (ЕГС) с гарантированными глубинами 3,5 м, а на 90% протяженности - 4 м и более. При осуществлении ряда технических мероприятий имеется возможность дальнейшего увеличения протяженности водных путей с гарантированными и повышенными глубинами. В настоящее время на водных путях страны эксплуатируется свыше 160 камер шлюзов.

Около 96% общей протяженности эксплуатируемых водных путей оборудовано судоходной обстановкой; примерно 60% путей имеют освещаемые судоходные знаки.

Внутренние водные пути нашей страны характеризуются не только большой протяженностью, но и значительной разветвленностью, позволяющей эффективно использовать их для транспортного обслуживания глубинных районов. Практически все крупные магистральные реки имеют многочисленные боковые притоки с относительно небольшими глубинами - до 1,2 м. Их относят к категории малых рек. Особенно много таких рек в Сибири и на Дальнем Востоке. Из общей протяженности водных путей, используемых пароходствами восточных бассейнов для транспортных целей (72,7 тыс. км), на долю малых рек приходится около 55%, в том числе по Иртышскому пароходству их доля (по протяженности) составляет около 59%, Западно-Сибирскому - 67%, Енисейскому - 55% и Ленскому объединенному - 58%.

По голубым дорогам страны ежегодно перевозят в больших объемах хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию, лес, соль, уголь, руду, изделия различных отраслей промышленности, строительные материалы и другие грузы. В 1985 г. речным транспортом страны перевезено 632,6 млн. т, и по объему перевозок грузов в тоннах он вышел на первое место в мире.

Особо важную роль водные пути, в том числе малые реки, играют в транспортном обслуживании вновь осваиваемых районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, где другие наземные виды транспорта в силу природно-климатических условий развиты, как правило, слабо. Здесь речной транспорт выполняет пионерную роль, доставляя в труднодоступные районы технику, оборудование, продовольствие и другие грузы геологоразведочным и изыскательским партиям. Для вновь открытых и намеченных к промышленной эксплуатации месторождений по водным путям доставляют в значительных объемах самые разнообразные грузы, обеспечивая тем самым ускоренное освоение, а затем и развитие этих районов. Большое количество народнохозяйственных грузов речной транспорт доставляет в нефтегазодобывающие районы Западной Сибири, Норильскому горно-металлургическому комбинату, предприятиям алмазо- и золотодобывающей промышленности Якутии, лесной промышленности, нефтяникам Сахалина, многим важнейшим стройкам.

Для последних лет характерно наиболее интенсивное развитие перевозок по рекам Сибири и Дальнего Востока.

p .s . При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.

Саратов 2007-2013 г.

Основные характеристики речного транспорта

Речной транспорт – один из старейших в стране; он имеет особое значение для северных и восточных районов, где низка плотность железных и автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют. В этих регионах доля речного транспорта в общем грузообороте составляет 60 – 90 %.

Речные пути подразделяются в зависимости от глубины и пропускной способности на 7 классов и 4 основные группы: сверхмагистрали (1-й класс), магистрали (2-й класс), пути местного значения (4-й, 5-й классы), малые реки (6-й, 7-й классы). На речном транспорте существуют различные технические сооружения, обеспечивающие эффективность и безопасность работы. Это, прежде всего, шлюзы для перехода судов с одного уровня воды на другой, бакены – знаки для обозначения опасностей на пути или ограждения фарватера, створы – знаки в виде башенных сооружений или столбов, устанавливаемые на линии фарватера для обозначения направления, мест поворотов и т.д., семафоры – мачты на берегу, посылающие разрешающие или запрещающие проход судов сигналы и др.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства речного транспорта:

высокая провозная способность глубоководных путей (например, на Волге при глубине фарватера 120– 140 см провозная способность в 2 раза выше, чем на двухпутной железной дороге);

сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30 % дешевле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевозка нефти в 3 раза дешевле, леса – в 5 раз дешевле);

удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, и в 15 – 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;

высокая производительность;

меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт (в 10 раз);

меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.

Относительные недостатки речного транспорта:

сезонность работы (на юге – примерно 240 дней из-за обмеления рек, на севере – 120–150 дней из-за ледостава). В США, Германии удельный вес речного транспорта выше, так как в этих странах навигация длится 10–11 мес в в году;

невысокая скорость судов и доставки грузов;

разобщенность речных бассейнов, расположенных, в основном, в меридиональном направлении;

использование рек в естественном состоянии (неравномерность глубин, извилистость пути и др.).

Суточная работа на нашем речном транспорте в 1,5 раза больше, чем в США и Германии (например, объем работ в Германии примерно равен объему работ Волжского пароходства). В России количество пристаней и речных портов в 30 раз меньше, чем в США и Германии, а на реках Сибири их вообще единицы. Восточный бассейн (реки Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока: Обь, Иртыш, Лена и Амур) имеет сложившуюся опорную сеть перевалочных узлов с давних времен.

Технология работы речного транспорта:

несамоходными баржами (методом толкания при расположении буксира сзади снижается сопротивление воды, что понижает стоимость перевозки на 20 – 25%);

секционными составами-тяжеловозами (6 – 8 барж) общей грузоподъемностью до 23 тыс. т;

групповым методом работы на постоянных грузовых линиях с устойчивым грузопотоком по графику движения, с учетом мощности причалов и работы смежных видов транспорта. График особенно необходим на реках со шлюзовой организацией движения;

на одном судне можно отправить грузы по одному или нескольким адресам.

Классификация подвижного состава речного транспорта представлена на рис. 8.4.

Рис.8.4. Классификация подвижного состава речного транспорта

Проблемы и тенденции развития речного транспорта: необходимо совершенствование единой системы внутренних путей России, что возможно при строительстве каналов и шлюзов. В XIX в. была построена Мариинская система с 39 шлюзами. В европейской части России существующие каналы общей протяженностью 19 тыс. км образовали единую глубоководную систему, связывающую Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. В ее состав вошли каналы: Брестско-Пинский протяженностью 2200 км, Волго-Балтийский – 362 км (построен в конце XIX в. и реконструирован для шлюзования большетоннажных судов в 1964 г.), Волго-Донской – 106 км (строительство началось при Петре I), Беломорско-Балтийский – 222 км, им. Москвы (1932–1937) – 128 км (11 шлюзов, 10 водохранилищ, ресурс пресной воды для Москвы). Эта система осваивает половину грузооборота речного транспорта.

Необходимо углубление фарватера для прохода судов большей грузоподъемности и продления сроков навигации; развитие системы судов-ролкеров («Ро-Ро») горизонтальной погрузки, судов типа «река–море», появившихся еще в 1930-е гг. при создании крупных водохранилищ с более сложным ветроволновым режимом; секционных судов (они экономичнее большегруза той же грузоподъемности при упрощенной системе перегрузки и переформируются в зависимости от грузопотоков); судов-катамаранов (мелкосидящие суда типа «Заря» с осадкой 0,45 м при пассажировмести-мости 86 человек и скорости 40 км/ч при посадке-высадке на необорудованный берег; запатентованы во всех ведущих странах мира); судов на воздушной подушке и подводных крыльях, развивающих скорость до 105 км/ч; ледоколов и судов с усиленными корпусами для полярных условий; лихтеров (в 1969 г. в Финляндии реализован проект лихтерного причала, осуществляющего перегрузку при занятости основных причальных линий порта); увеличение грузоподъемности судов (себестоимость снижается на 25 – 30 %); повышение комфортабельности пассажирских судов; создание автоматизированных комплексов для перегрузочных работ; реконструкция имеющихся портов (Темрюк, Ейск, Ростов, Азов, Архангельск, Мурманск и др.); создание судов-доков для перевозки тяжеловесных крупногабаритных грузов и для завоза грузов в места Арктического бассейна, не имеющие перегрузочной техники, и многое другое.

Водный транспорт используют для перевозки людей, а также груза, который портится нескоро. Невзирая на довольно высокую историческую важность проведения морских перевозок, они уже давненько потеряли собственный вес за счет увеличения объемов перевозок коммерческой авиацией, хотя до сей поры водный транспорт используется для перевозок и проведения круизных поездок. Водный транспорт современности, конечно же, значительно медленнее авиационного, но он значительно эффективней, если предполагается перевозка большого количества грузов. Вес груза, перевезенного по морю в 2010 году, составляет порядка шести миллиардов тонн. По морю проходят гонки водного транспорта абсолютно любого типа, а также научные путешествия. Кроме того, стоимость поездки по воде значительно дешевле, в сравнении с передвижением по воздуху.

- баржи представляют собой плоские суда, которые предназначены для перевозки больших и тяжелых грузов в основном по каналам и рекам. В большинстве своем баржа не может самостоятельно передвигаться, а поэтому ей необходим буксир. Еще во времена начала промышленной революции, баржи перевозились при помощи людей или же специальных животных, используемых наравне с железнодорожным транспортом. Через некоторое время баржи сошли с дистанции в связи с трудоемкостью, а также большой стоимостью осуществления перевозки.

В инфраструктуре обслуживающей водный транспорт выделяют доки, порты, верфи и пирсы. В портах на суда производится загрузка и выгрузка грузов, технический осмотр водного транспорта проводится в доке, там же происходит и починка плавсредств.

Общий курс транспорта

Лекция 7

Речной (внутренний водный) транспорт: история развития, преимущества и недостатки, технико-экономические особенности, сферы использования, транспортные средства, классификация судов. Речной регистр.

Речной (внутренний водный) транспорт – один из старейших видов транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям: как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища).

Речной транспорт, как и морской, имеет сложную инфраструктуру, которая включает в себя не только суда, но и все сооружения порта со складами, хранилищами, базами обслуживания.

Внутренний водный транспорт в работе транспортной системы РФ составляет относительно небольшую долю (3,7% в грузообороте и 1,3% в объеме перевозок грузов), но имеет особенно большое значение для обеспечения транспортно-экономических связей в северных и восточных районах страны. Россия имеет 84 тысячи километров внутренних водных путей. Страной, площадь которой сравнима с Россией и в которой внутренний водный транспорт занимает важное место в транспортной системе, являются США. Протяженность водных путей США 40,8 тыс.км, что составляет 40% аналогичного показателя в России. При этом по внутренним водным путям ежегодно перевозится 700 млн.т различных грузов, что почти в три раза больше, чем в России.

Сферы использования речного транспорта

Внутренний водный (речной) транспорт используется для перевозки грузов в районах, где нет других видов транспорта, а также между пунктами производства и потребления, расположенными на одних и тех же речных путях; перевозки в смешанных сообщениях на направлениях, где они эффективнее по сравнению с перевозками одним видом транспорта.

Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Однако существенную роль речной транспорт играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в европейской части России), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).

Речной транспорт используется для перевозки пассажиров между населенными пунктами, расположенными по берегам рек, и при отсутствии других видов транспорта (в районах тяготения), туристские и экскурсионные перевозки.

Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире).

Характеристика сети водных путей России

Большинство рек на территории России характеризуется незначительным уклоном в среднем и нижнем течении, что создаёт благоприятные условия для использования их в целях судоходства. Основное направление течения рек – меридиональное. Используются реки для судоходства в южных регионах страны в течение 9-10 мес., в регионе Крайнего Севера – менее 4 мес. Имеются реки, которые используются в качестве водных путей в течение короткого паводкового периода для экспедиционного завоза грузов.

Строительство судоходных каналов и межбассейновых соединений объединило водные пути бассейнов рек Волги, Невы, дона в единую глубоководную систему европейской части России с выходом в Чёрное, Азовское, Каспийское, Балтийское и Белое моря.

Для обеспечения безаварийных условий судоходства на внутренних водных путях выполняется комплекс путевых работ: землечерпание, скалоуборочные и выправительные работы, траление, руслоочищение, навигационное ограждение судовых ходов.

Навигационное оборудование судовых ходов обозначает направление и границы судоходной трассы плавучими и береговыми знаками. Выставляются знаки, информирующие судоводителей о состоянии пути и наличии препятствий. На грузонапряжённых участках пути навигационные знаки в ночное время освещаются.

Судоходными характеристиками рек являются:

    размеры реки – длина, ширина, глубина, извилистость;

    уровни воды и их изменения во времени, скорости течения воды, водность;

    морфометрические показатели поперечного сечения русла – площадь поперечного сечения, средняя глубина, гидравлический радиус;

    продольный профиль, падения и уклоны.

Речные пути подразделяются в зависимости от глубины и пропускной способности на 7 классов и 4 основные группы: сверхмагистрали (1-й класс), магистрали (2-й класс), пути местного значения (4-й и 5-й классы), малые реки (6-й и 7-й классы).

Преимущества и недостатки речного транспорта:

Основными технико-экономическими особенностями, определяющими преимущества речного транспорта, являются:

    большая провозная способность на глубоководных реках. Так, пропускная способность реки Волги может быть доведена до 100 млн.т в год;

    сравнительно низкая себестоимость перевозок. На реках Европейской части России она примерно на 30% меньше, чем на железных дорогах, и в несколько раз меньше по сравнению с автомобильным транспортом;

    относительно малые капитальные затраты. Затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн.т в год в несколько раз меньше, чем на строительство железной дороги (с подвижным составом) и в 3-4 раза меньше, чем на сооружение автомобильной дороги с твердым покрытием.

К недостаткам использования речного транспорта относятся:

    извилистость пути и судового хода, ступенчатость глубин на всем его протяжении, что в ряде случаев затрудняет прохождение судов большой грузоподъемности;

    сезонность работы. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири – от 200 до 240 дней;

    удлинение маршрутов следования грузов;

    небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов и пассажиров

    разобщённость речных бассейнов.

История речного транспорта

Судно – это сложное инженерное сооружение, способное передвигаться по воде (обычные надводные суда), подводой (подводные суда) и над водой (суда на подводных крыльях и на воздушной подушке). Обломки деревьев были, возможно, первыми средствами передвижения людей по воде. Потом научились связывать несколько бревен или пучки сухого тростника или папируса в плот . Еще древние люди догадались выдолбить в бревне углубление, в котором мог поместиться человек. Так появился челн . Челн легче и маневреннее плота, а это очень важно для плавания по воде. Жители древней Месопотамии плавали на надутых кожаных бурдюках и в плетенных корзинах, залитых смолой и обтянутых кожей. Этот способ изготовления примитивных судов знали и в Европе.

Обтянутый корой или кожей морского зверя каркас служил для плавания по рекам и морям жителям севера Азии и Америке. А в древнем Египте 5000 лет назад суда изготавливали из многих кусков дерева, скрепленных друг с другом и проконопаченных снаружи по пазам и стыкам. Способ постройки судов из отдельных частей каркаса и обшивки привел к увеличению размеров и улучшению мореходности судов.

Первоначально челны, плоты передвигались по течению с помощью шестов и весел . Потом человек научился использовать для движения судов силу ветра : впервые паруса появились примерно за 3000 лет до нашей эры в Средиземном море. В XIX веке самыми быстроходными парусниками были трех и четырехмачтовые клиперы. Они перевозили ценные грузы (чай из Китая, шерсть из Австралии) в Европу и Америку со скоростью до 16 узлов (30 км/ч). Рекорд скорости, поставленный чайным клипером «Катти Сарк», (21 узел (39 км/ч) не побит до сих пор ни одним из парусных судов, даже специальными гоночными яхтами.

С появлением на судах паровых машин паруса постепенно теряют свое значение. Первый речной пароход «Клермонт» был построен в США в 1807 году по проекту Р. Фултона. Судовой котел с высокой трубой топили дровами.

В 1894 году было построено первое судно с паровой турбиной в качестве главного двигателя. Сейчас турбина – самый мощный судовой двигатель. На многих судах работают паровые турбины мощностью в несколько десятков и даже сотен тысяч киловатт.

В 1903 году на Волге построили первое в мире дизельное судно – танкер «Вандал». С этих пор начинается широкое распространение теплоходов – так называются суда, у которых главным двигателем служит двигатель внутреннего сгорания. Малоэкономичные паровые поршневые машины постепенно вытеснялись. Они на судах почти не применяются.

Для выработки пара используют и тепло, выделяемое в атомном реакторе . Такие установки появились сначала на военных кораблях. Первое гражданское судно на атомном топливе (советский атомный ледокол «Ленин») работает в Арктике с 1959 года.

На современных судах работа главного двигателя, судовой электростанции и котельной установки автоматизируется . Управляют ими с центрального поста в машинном отделении или из ходовой рубки, наблюдая за их работой по приборам дистанционного контроля.

На военных кораблях устанавливаются вооружение и специальные устройства (например, для сбрасывания мин, запуска ракет, постановки дымовых завес), имеются на них погреба для боезапаса, места для размещения самолетов, вертолетов. Промысловые суда имеют специальные ловецкие приспособления и оборудование для переработки добычи.

Одна из основных частей судна – движитель . Простейший движитель - это весло, требующее приложение мускульной силы. Более прогрессивным движителем был парус , использующий энергию ветра. Первым движителем, преобразующим работу механического двигателя в движение судна, стало гребное колесо . Гребной винт , пришедший на смену гребному колесу, сейчас устанавливают почти на всех самоходных судах, морских и речных. Гребной винт, у которого лопасти поворачиваются вокруг собственной оси, может двигать судно не только вперед, как парус, но и назад, при этом направление вращения главного двигателя менять не надо. Некоторыми ценными качествами обладают движители других типов. Например, наиболее удобен для судов, плавающих по мелководью, водометный движитель . Это насос создающий струю, сила отдачи которой и движет судно. А крыльчатый движитель расположенный на днище горизонтальный диск с вертикальными лопатками – позволяет судну двигаться не только вперед и назад, но и вбок: для этого надо повернуть лопатки движителя вокруг своей оси.

Проблемы и тенденции развития речного транспорта России

Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей в России в последние десятилетия сокращается и в настоящее время составляет 89 тыс.км. Также падает и доля речного транспорта в грузообороте, так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Негативное влияние также оказывает сезонный характер речных перевозок.

Более того, речной транспорт практически превращается в специфический вид технологического транспорта, так как свыше 70% перевозимых им грузов составляют минеральные строительные материалы. Последние перевозить на дальние расстояния экономически невыгодно, поэтому средняя дальность перевозки 1 т груза на речном транспорте постоянно сокращается и в настоящее время с учетом всех видов речных сообщений составляет менее 200 км.

Среди перевозимых грузов лидирующее положение занимают минерально-строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.). До 3/4 перевозимых строительных материалов добываются средствами речного транспорта в руслах рек. Следующими по важности грузами являются лесные. На их долю приходится более 1/10 от общего объема перевозок. Почти 3/4 всех лесных грузов перевозится в плотах, а 1/4 – в трюмах судов. Поэтому себестоимость перевозки круглого леса на речном транспорте в несколько раз меньше, чем на железнодорожном. При возможности речные пути максимально используют для транспортировки лесных грузов в плотах. Относительно велики также перевозки нефти, нефтепродуктов, каменного угля и зерна.

В связи с вышесказанным можно обозначить следующие тенденции для развития речного транспорта в России:

    необходимо совершенствование единой системы внутренних водных путей России, что возможно при строительстве каналов и шлюзов;

    необходимо углубление фарватера для прохода судов большей грузоподъёмности и продления сроков навигации;

    совершенствование системы «река-море», что позволяет использовать суда после закрытия речной навигации.

Транспортные средства

Подвижной состав делится по назначению: грузовой, пассажирский, технический. Грузовой – самоходный и несамоходный, сухогрузный и наливной, специализированный и смешанного типа, а также суда типа «река-море». Пассажирский – туристический и рейсовый. По типу движителя – с колёсным движителем, с винтовым движителем, на воздушной подушке и подводных крыльях. Технический – ледоколы, плавучие краны, дноуглубительные снаряды.

Рис 1. Подвижной состав речного транспорта

По внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки – стройматериалы (например, песок), уголь, кокс, зерно и т.п., а также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы. Для грузовых перевозок используют либо самоходные суда, либо толкаемые буксиром баржи. Баржи используются в основном для насыпных грузов. Самые крупные грузовые речные суда могут иметь длину более ста метров и брать на борт около пяти тысяч тонн грузов.

Однако такие крупные суда могут использоваться далеко не везде. В Западной Европе (прежде всего, во Франции, Бельгии и Нидерландах) довольно распространены сравнительно небольшие грузовые суда, называемые пенишами. Они построены в соответствии с минимальными размерами шлюзов и каналов, принятыми во Франции, и, следовательно, могут использоваться почти на всех водных путях этой страны. Максимальные размеры пениша – длина 40 м, ширина 5,2 м, осадка 2,5 м и высота самой высокой части судна над ватерлинией – 3,5 м. Пениш берёт на борт 300-400 тонн грузов. Как правило, экипаж пениша состоит из двух человек – мужа и жены, которые одновременно являются и владельцами судна. Они постоянно живут на судне и обзаводятся жильём на берегу только выходя на пенсию.

Крупные пассажирские речные суда в наши дни используются в основном для перевозки туристов (речные круизы), а также для перевозки пассажиров в труднодоступные районы, с которыми отсутствует автомобильное и железнодорожное сообщение. Они отличаются низкой по современным меркам скоростью (не более 25 км/ч) и не могут конкурировать на равных с автомобильным и железнодорожным транспортом.

Суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке могут развивать скорости до 80 км/ч, однако они отличаются высоким расходом топлива, а, следовательно, и высокой стоимостью перевозок.

Традиционные (без воздушной подушки или подводных крыльев) суда небольших размеров (так называемые «речные трамваи») используются в режиме общественного транспорта для городских и пригородных перевозок.

К судам специального назначения относят плавучие мастерские, плавучие магазины, суда для дноуглубительных работ, а также паромы.

Паромы по своей функции сходны с мостами. Паромы бывают самоходными и несамоходными. Самоходные паромы приводятся в движение собственным двигателем и движителем и никак не связаны с берегом (в отличие от паромов канатных). К несамоходным паромам относятся канатные паромы. В качестве источника энергии используется дизельный двигатель или (на небольших паромах) мускульная сила.

Технология работы речного транспорта:

    несамоходными баржами с помощью буксира;

    секционными составами (6-8 барж);

    групповым методом работы на постоянных грузовых линиях по графику движения;

    на одном судне.

Виды деятельности и устройство речных портов

Приём грузов, погрузка их на судна и посадка пассажиров для перевозки речным транспортом, а также выгрузка грузов из судов, выдача их получателям и высадка пассажиров производится в прибрежных пунктах. В зависимости от характера и рода деятельности, а также объёма работ эти пункты подразделяются на порты, пристани и остановочные пункты. Речным портом (от латинского слова portus – ограждение) называется прибрежный пункт в установленных границах, связанный с транспортными магистралями (железнодорожными, автомобильными) и оборудованный причальными устройствами, береговыми сооружениями и техническими средствами, необходимыми для грузовых работ, хранения и перевалки грузов, комплексного обслуживания флота, а также обслуживания пассажиров. Пристань – прибрежный пункт, принимающий и выдающий грузы, багаж, производящий посадку и высадку пассажиров, оборудованный соответствующими техническими средствами для выполнения своих функций. Пристань может быть связана с железнодорожной магистралью. Остановочный пункт – прибрежный пункт, производящий посадку и высадку пассажиров, а также приём и выдачу багажа. Остановочные пункты обычно оборудуются простейшими средствами для причала судов. Их приписывают к близлежащим портам и пристаням.

Порты (пристани) обязаны привлекать грузы и пассажиров на речной транспорт, заключать договора с грузоотправителями на перевозки, принимать, хранить и выдавать грузы и багаж; производить перегрузочные операции и перевалку грузов с одного вида транспорта на другой; организовывать комплексное обслуживание флота; обрабатывать суда и другие транспортные средства в установленные сроки и отправлять их в рейс по графику и расписанию: контролировать работу причалов клиентуры и оказывать ей помощь в случае необходимости; организовывать движение приписанного к порту флота и выполнение им плана перевозок; обслуживать пассажиров; производить расчёты с клиентурой за перевозку, перегрузку и другие работы и услуги; создавать безопасные условия движения и стоянки судов; обеспечивать сохранность грузов, портового хозяйства и оборудования, безопасность погрузочно-разгрузочных и других работ, рациональное использование технических средств и совершенствование техники и технологии работ.

По принадлежности порты делятся на порты, принадлежащие пароходству (порты общего назначения), и принадлежащие отдельным предприятиям (порты клиентуры).

Производственная работа порта (пристани) характеризуется грузооборотом и грузопереработкой. Под грузооборотом порта понимается количество грузов в тоннах, прибывших в порт и на приписанные к нему причалы клиентуры за определённый период в судах, а также в плотах и оформленных транспортными документами порта (пристани). Общий грузооборот порта включает грузооборот по прибытию и по отправлению. Грузооборот порта не равномерен в течение навигации. Грузопереработка – это количество груза, которое перегружается на причалах порта и клиентуры средствами и силами порта.

Порт состоит из трёх основных частей: портовой территории, акватории и причального фронта. На портовой территории размещаются подъездные пути, перегрузочное оборудование, склады, вокзалы, мастерские, гаражи и другие сооружения. Акватория – это водная площадь, прилегающая к береговой полосе порта. Она служит для подхода и стоянки судов у причалов и устройства рейдов, на которых суда ожидают грузовой обработки или отправления в рейс, а также специальных рейдов для выполнения перегрузочных, водоотливных, уборочных и других работ на плаву. Рейды оборудуют устройствами для швартовки (причальные буи, понтоны и т. д.), освещения, сигнализации и связи. В крупных портах могут быть отдельные рейды: прибытия, отправления сухогрузных, нефтеналивных судов и т.д. Составной частью речного порта являются рейды – часть акватории порта, предназначенная для стоянки судов. Рейды размещаются в стороне от основного судового хода на участках, имеющих достаточную глубину и площадь, позволяющее разместить необходимое число судов и обслуживающих плавучих средств. Причальный фронт представляет собой участок береговой линии с соответствующим оборудованием для швартовки и стоянки судов. Для образования причального фронта сооружают причальные набережные. Для предохранения от повреждения при ударах судов во время швартовки причальные сооружения оборудованы отбойными устройствами в виде деревянных рам и брусьев, металлических рам с амортизаторами и т.д. В качестве швартовных применяют причальные тумбы, рымы и кнехты.

Порт состоит из отдельных административно-производственных подразделений – грузовых районов, участков и причалов. Причал – часть причального фронта вместе с примыкающими к нему акваторией, территорией (с расположенными на ней сооружениями и оборудованием), предназначенная для одновременной швартовки одного судна. Грузовой район – это группа территориально объединённых причалов, предназначенных для приёма и отправления определённых грузов. Группу специализированных причалов иногда объединяют в участки порта . В отдельные районы могут быть выделены причалы, оборудованные плавучими перегрузочными средствами, участки по добыче и погрузке строительных материалов из подводных карьеров и т.п. К вспомогательным производственным подразделениям порта относят мастерские по ремонту перегрузочного оборудования и судов, ремонтно-строительные участки, электросети, средства связи и др. Для связи с магистральными железнодорожными и автомобильными дорогами в порту имеются подъездные и внутрипортовые пути . Их используют для постановки под обработку вагонов. Для приёма, хранения и накопления необходимых партий грузов и их отпуску в порту устраивают крытые и открытые склады .

Классификация судов речного флота по Правилам Регистра РФ

Флотом называется совокупность всех плавучих средств, объединённых условиями плавания (морской или речной), назначением (пассажирский, технический), принадлежностью (пароходство) или другими признаками.

Судно представляет собой сооружение, способное плавать на воде и предназначенное для перевозки грузов и пассажиров, или создания для них необходимых условий. Современное судно является сложным инженерным сооружением.

Суда классифицируют по ряду признаков: п о назначению; в зависимости от материала корпуса; в зависимости от наличия силовой установки; по принципу движения и т.д. Об этом говорилось, когда рассматривалась классификация средств морского транспорта.

По району плавания Речной Регистр РФ разделяет все суда речного флота на пять классов:

    «М-СП» – для смешанного река-море плавании при волнении не более 5 баллов, высоте волны до 3,5 м, удалении от портов-убежищ не более 50 миль;

    «М» – для плавания на внутренних водных путях при высоте волн до 3 м (в устьях больших рек, озёрах, морских заливах);

    «О» – для плавания на внутренних водных путях при высоте волн до 2 м (на крупных водохранилищах, в низовьях крупных рек);

    «Р» – для плавания на средних и нижних плесах крупных рек, на каналах и спокойных озёрах при высоте волн до 1,2 м;

    «Л» – для плавания по рекам при высоте волн до 0,6 м (на малых реках в верховьях крупных рек).

Класс прогулочного судна

С целью идентификации конструктивных и мореходных качеств, прогулочному судну присваивается формула класса, которая в кодированном виде содержит информацию о:

    типе судна и наличии у него водонепроницаемой палубы;

    водных бассейнах (районах плавания), где разрешена его эксплуатация;

    допустимом количестве людей на борту (экипажа и пассажиров);

    допустимой мощности главного двигателя в киловаттах (кВт);

    допустимой площади парусов в квадратных метрах (м 2).

Первый знак кода определяет тип прогулочного судна по виду двигательно-движительного комплекса и условиям обитаемости:

1 – катер;

2 – моторная лодка;

3 – парусное судно;

4 – парусно-моторное судно;

5 – гидроцикл (водный мотоцикл);

6 – гребное судно;

7 – несамоходное судно;

«П» – судно на воздушной подушке;

«К» – судно на подводных крыльях.

Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у прогулочного судна водонепроницаемой палубы:

–суда с водонепроницаемой палубой;

–открытые (беспалубные) суда.

Третий знак кода указывает число водонепроницаемых отсеков, при их отсутствии ставится прочерк.

Четвертый знак кода , который заключается в круглые скобки, указывает класс прогулочного судна.

Пятый знак кода указывает общее допустимое количество людей на борту судна, если не допускается размещение людей, то на месте пятого знака ставится прочерк.

Шестой знак кода через косую черту с наклоном вправо после пятого знака указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт. Если конструкцией судна главный двигатель не предусматривается, то шестой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.

Седьмой знак кода через косую черту с наклоном влево после шестого знака указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. Если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, то седьмой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.

Формула класса судна для гидроциклов содержит три знака: первый означает тип судна (цифра 5), второй пишется в круглых скобках и соответствует допустимой высоте волны, а третий – допустимому количеству людей.

Российский Речной Регистр (РРР) является федеральным государственным учреждением классификации судов, находящимся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта. РРР является членом Международной ассоциации органов технического надзора и классификации. Представители Российского Речного Регистра принимают участие в работе Комитета по внутреннему водному транспорту Европейской Экономической комиссии ООН, Международной морской организации (ИМО), Дунайской Комиссии по вопросам гармонизации и унификации требований в области судоходства. РРР сотрудничает с 19 зарубежными классификационными обществами и организациями по вопросам безопасности на море и внутренних водных путях.