Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Описание революции в романе доктор живаго. Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго» Б

Описание революции в романе доктор живаго. Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго» Б

Как сказал сам Борис Пастернак, закончив работу над романом: «В нем все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально... Еще раз, по-новому, даны определения самому дорогому и важному: земле и небу, большому и горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти». Этот роман, ставший для писателя делом почти всей жизни, является, по сути, эпопеей, произведением, охватывающим значительнейшие исторические события: Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну. По словам Дмитрия Лихачева, «Доктор Живаго» — это не просто роман-эпопея, а лирическая эпопея, показывающая все, что происходит вокруг, через призму высокой интеллектуальности».

Главная тема романа — духовная драма российской интеллигенции, прошедшей через войны и революции. Главный герой — Юрий Живаго, в котором скрыто все самое сокровенное, прекрасное. Как говорил сам автор, «Юрий Живаго должен представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Юрий — яркий представитель русской интеллигенции дворянского происхождения. С детства он остался сиротой, и его дядя, бывший священник, отдал его на воспитание в семью Громыко, профессора университета, в прекрасную семью интеллигентов. Атмосфера доброты, взаимопонимания, любви и уважения, в которой рос юный Юра, помогла развиться в его душе поэтичности, тонкости, глубине чувств и переживаний. В нем с самого детства можно было заметить напряженную работу ума и души, стремление все постичь и понять.

Ведь для Пастернака интеллигентность не заключается в одном лишь интеллекте, высшее образование еще не делает человека интеллигентом. Интеллигент — это тонкий, культурный человек, наделенный порядочностью и добротой. Образование развивает ум, культура же есть область духовная, которая прививается в семье. Интеллигентность — это и порядочность, и доброта, и стремление помогать людям, и высокая духовность. Само слово «интеллигент» образовано от слова «интеллект», означающего определенный уровень мышления, который дается образованием. Но интеллигентность заключается не только в интеллекте, это еще и честность, благородство, неравнодушие к людям. И раскрытие смысла трагедии, произошедшей с российской интеллигенцией, дается Пастернаком на основе сравнения судеб двух людей — Живаго и Стрельникова.

Павел Антипов, у которого не было взаимопонимания с любимой им Ларой, уехал на войну, попал в плен, затем вернулся и встал на службу революции. Он полностью «развернул» свою жизнь; бывший учитель стал Стрельниковым, беззаветным слугой революции. Он привлекателен, даже на Юрия он произвел положительное впечатление благодаря своей внутренней силе, уверенности и четкой постановке цели. Но в нем настораживает жестокость во имя идеи, во имя революции. Стрельников не способен творить добро; для этого нужно уметь разглядеть отдельного человека, увидеть личность и суметь помочь. А Стрельников ради общего блага и свершившейся революции уничтожает многих. За высокопарными лозунгами он потерял человека. И в Стрельникове отталкивает именно его фанатизм, слепая вера в идею, которая и порождает его отрицательные качества.

Эпиграфом к роману, по моему мнению, можно было бы взять стихотворение Максимилиана Волошина «Гражданская война», где о характере Стрельникова и ему подобных фанатиков восторжествовавшей революции есть точные строки:

И там, и здесь, между рядами

Звучит один и тот же глас:

— Кто не за нас — тот против нас!

Нет безразличных; правда с нами!

Такой ни в чем не сомневающийся человек страшен тем, что в сложной и многообразной жизни, не укладывающейся ни в какие рамки, его фанатизм исключает поступки, продиктованные сердцем. Слепая вера во что-либо оборачивается неспособностью сделать добро, помочь одному человеку. Самое страшное в фанатизме — уверенность в том, что истина в последней инстанции остается только за тобой, прав только ты. Это порождает неспособность и нежелание понять другого человека.

Живаго же «буйный ветер» революции занес вместе с его семьей на Урал. Жизнь его была нелегка, ему грозил арест как родственнику высланных из страны Советов и как сыну буржуа. Он работал в поте лица, ему все приходилось делать самому, трудиться и умственно, и физически. Но Юрий был удовлетворен тем, что он сам кормит семью. Этот человек всегда умел видеть красоту жизни и восхищаться ею.

Но все же его отношение к революции меняется. На место первым восторгам приходит неприятие творящихся вокруг насилия и жестокости. Живаго постепенно отторгает революцию, превратившуюся на его глазах в бессмысленную братоубийственную войну. Высшая ценность для него — это человек, а законы этой схватки обрекают человека на гибель и страдание.

В то время, когда его силой держали в партизанском отряде, он всячески старался выполнять свой долг врача, спасать человеческие жизни независимо от того, на чьей стороне они в этой войне. И когда его вынуждают участвовать в схватке, он старается стрелять мимо, но все же, как ему кажется, убивает одного белогвардейца. И у этого убитого юноши в ладанке он находит текст девяностого псалма; этот же девяностый псалом лежит и у партизана. И Живаго не может понять, зачем же все эти люди убивают друг друга. Юрий не пытается стать подобным Ливерию Микулицыну и Стрельникову, он не принимает эту кровавую схватку. Этот «мягкий» интеллигент оказывается человеком твердых убеждений, он смотрит на человека как на высшую ценность в жизни. И выполняя свой долг врача, он лечит всех — и партизан, и колчаковцев; для него все они —просто страдающие люди. В своем стремлении не примыкать ни к одной из враждующих сторон, отказаться от классовых оценок Живаго смог встать над схваткой, взглянуть на людей с позиции надчеловеческой. В этом, по мнению Живаго и по мнению Бориса Пастернака, заключается истинный гуманизм.

А я стою один меж ними

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

В сопоставлении Живаго и Стрельникова автор показывает истоки трагедии русской интеллигенции. Во имя светлых идеалов, провозглашенных революцией, совершались насилие и жестокость. Пастернак тонко показывает роковой переход через рубеж добра и зла, оправдываемый верностью идее.

Наиболее ярко характеры двух героев раскрываются в их любви к Ларе. В любви, по мысли Пастернака, человек раскрывается полностью, показывает все прекрасное и уродливое, доброе и гадкое, что таится в его душе. У Стрельникова любовь показывает его фанатизм и амбициозность, неспособность принести счастье любимой женщине. Он считал, что должен уйти на войну, совершить подвиг и принести его к ногам Лары; а ей нужен был он сам, и это несоответствие их желаний обрекло обоих, и прежде всего Лару, на несчастье.

У Живаго же любовь высвечивает всю красоту и богатство его души, его высокую духовность и человечность. Он согласен на отъезд Лары с Комаровым, хотя и понимает, что потеряет ее на всю жизнь; но Юрий, в котором нет и следа личных амбиций, гордыни, согласен даже на это, лишь бы спасти любимую.

С отъездом Лары жизнь Живаго теряет смысл и наполненность, он медленно угасает, опускается. Независимо от своей воли он женится, живя без интереса, чувствуя себя ненужным в этой жизни. Юрий окончательно разочаровывается в революции. Хотя кровавая бойня давно уже прекратилась, но даже революционную повседневность он не в силах принять, его отталкивает господствующий дух трескучей фразы. За этими высокопарными лозунгами потерялся человек, самое важное в жизни. В этом и заключается трагедия — в том, что счастливая жизнь отдельного человека оказалась разбитой, искусственно переделанной и опустошенной. Для Живаго оказалось потерянным главное — способность любить и приносить пользу другим людям. Ведь по мысли Пастернака, определяет наполненность и смысл этой жизни именно сама эта жизнь, просто счастливая жизнь отдельного человека, и это есть именно то, что никогда нельзя приносить в жертву ради высоких целей.

1. Предчувствие грядущих перемен.
2. Личная и планетарная революция.
3. Результаты и итоги стихийных процессов.

Сейчас в наше время неоднозначно оценивается как и сама революция 1917 г., так и ее итоги. Старшее поколение считает положительными ее заслуги. Люди среднего возраста относятся к этому событию по-разному. А мы, молодые, порой не знаем чему верить, а чему нет. Как же писатель более близкий тому времени оценивал эти события? Борис Пастернак отчасти отразил свой взгляд на революцию его романе «Доктор Живаго». Глазами главного героя нам показано восприятие писателем революции.

Еще до начала всех событий Юрий Живаго предчувствует будущие кардинальные изменения. Но не все в его окружении с этим согласны. Так, он говорит с Ларой в Мелюзееве об грядущих переменах: «Скоро тут произойдет невообразимая свалка. Предотвратить ее не в наших силах». Лара ему не верит, она не чувствует этих новых веяний времени: «Ничего не будет. Вы преувеличиваете». Живаго словно окрылен грядущими изменениями и, как любой человек, надеется на светлое будущее, а главное свободу: «И мы с вами живем в эти дни!.. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом > — Свобода!» Эта неожиданная свобода открывает человеку новые горизонты. Он теперь может сам строить свою судьбу.

Постепенно, по ходу романа мы понимаем, что Живаго смотрит на революцию не в частном, а в общем, можно сказать, в планетарном масштабе. «Вчера я ночью митинг наблюдал. Поразительное зрелище, — говорит он Ларе. — Сдвинулась Русь матушка, не стоится ей на месте, ходит не находится, говорит. Сошлись и собеседуются звезды и деревья, философствуют ночные цветы и митингуют каменные здания». Все это стало возможно благодаря революции, задел для которой создала война. Революция, наконец, вырвалась из оков, которые ее сдерживали.

Но не только как общественный переворот предстает революция на страницах произведения. Писатель очень четко отмечает, что она происходит и внутри каждого человека. «Можно было бы сказать, — предполагает Живаго, — с каждым случилось по две революции, одна своя личная, а другая общая». Но пока в предвестии перемен Живаго хочет лишь слиться с тем, что происходит: «Так хочется быть частью общего одушевления». Эти новые веяния и закрутившийся круговорот жизни снова и снова возникают в мыслях Юрия Живаго. «Верность революции и восхищение ею» все больше овладевали им.

Но со временем эта увлекающая машина времени начала нависать над героем как что-то неотвратимое. «Он считал себя и свою среду обреченными. Предстояли испытания, может быть даже гибель». Это все больше развертывающееся стихийное событие становится уже не привлекательным, а опасным по своим масштабам кардинальных изменений. Это уже пугает Юрия Живаго и он ищет спасения в работе и семье. Однако мысленно он все равно возвращается к этому и осознавал собственную ничтожность в стихийном мире: «Он понимал, что он пигмей перед чудовищной махиной будущего». Человеку остается только наблюдать за тем, что происходит вокруг него и не вмешиваться. Восхищение революцией у Юрия Живаго пока остается, хотя он уже не чувствует себя способным вмешиваться в ход событий. О ней теперь говорит герой как о чем-то идущем параллельно: «Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали». Такое восхищение у писателя окрашивается еще тучей снежинок. Это совпадение природного (снегопад, вьюга) и человеческого (революция) действий говорит об их вихревом начале. Это все еще потрясает воображения Юрия Живаго, но уже звучат настораживающие нотки: приговор, как известно, обжалованию не подлежит.

Когда, наконец, Юрий Живаго сталкивается с результатами этих стихийных процессов, они отнюдь не воодушевляют его и не вызывают восхищение. «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверство белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали». Здесь трудно судить, кому отдает предпочтение писатель. Лучше сказать, что он пытается объективно оценивать сложившееся положение. Все больше становится понятно, что цель не оправдывает средства ни со стороны белых, ни со стороны красных. Кровь пролитая обеими сторонами, не имеет и не будет иметь оправданий.

Юрий, побывав на войне, только в лагере Ливерия столкнулся с таким бессмысленным кровопролитием: «От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза».

Жизненный путь Живаго пересекается еще с одним главным героем романа — Стрельниковым. Он старается убедить доктора, что тот никогда не поймет причины таких глобальных изменений: «Вам этого не понять. Вы росли по-другому. Грязь, теснота, нищета, поругание человека в труженике, поругание женщины. Была смеющаяся, безнаказанная наглость разврата, маменькиных сынков, студентов белоподкладочников и купчиков». Живаго оказался способен только констатировать исторические факты и исправлять последствия (лечить раненых). Сам же ход истории ему не подвластен.

Живаго не может изменить «выдох» большого количества народа. Все это выше его способностей. Махина глобальных перемен не будет концентрироваться на маленьком человеке. Именно так Пастернак видит революцию в своем романе. Он четко описывает проявления беспомощности человека перед стихией, что врывается в жизнь каждого. Эта стихия в результате не щадит ни белых, ни красных. Ее «жертвами» становятся почти все герои произведения. Этот вихрь революции засасывает и не предлагает выхода из этого заколдованного круга. И здесь, кажется, не очень важно на чьей ты стороне. Главное, не потерять собственное «я» в водовороте истории. Жизнь сама потом все расставит по своим местам. Но этот стихийный процесс долго не будет давать покоя. И нельзя поэтому давать четкого ответа на вопрос: за или против революции Пастернак. В романе он выступает как художник, правдоподобно описавший реалии того времени.

Революционная современность, однако, неоднозначно сказалась на настроениях Б. Пастернака. Первые годы Октябрьской революции с чуждым поэту «агитационноплакатным» уклоном поставили его «вне течений - особняком». Послеоктябрьское время представлялось ему мертвым, его лидеры - искусственными, природой несотворенными созданиями. В 1918 г. им было написано стихотворение «Русская революция», в котором современность ассоциировалась с характерным образным рядом: бунт, «топки полыханье», «чад в котельной», «людская кровь, мозги и пьяный флотский блев».

В мертвое время Б. Пастернак обратился к теме живой души. В 1918 г. он написал психологическую повесть о взрослении души ребенка из дореволюционной интеллигенции «Детство Люверс».

Душа Жени Люверс так же подвижна, чутка, рефлексивна, как сама природа и весь мир, в котором улица «полошилась», день то был «навылет», «за ужин ломящийся», то тыкался «рылом в стекло, как телок в парном стойле», поленья падали на дерн, и это был знак - «родился вечер», синева неба «пронзительно щебетала», а земля блестела «жирно, как топленая». Этому единому миру соответствовало детское синкретическое сознание героини, ее нерасчлененное восприятие человека, быта и космоса. Например, солдаты в ее ощущении «были крутые, сопатые и потные, как красная судорога крана при порче водопровода», но сапоги этим же солдатам «отдавливала лиловая грозовая туча». Она впитывала впечатления бытовые и вселенские единым потоком. Потому случайности в ее жизни оборачивались закономерностями: попутчик в купе, бельгиец - гость отца, уголовник, которого везут в Пермь, разродившаяся Аксинья, десятичные дроби становятся составляющими ее жизни; потому она испытывает острое чувство сходства со своей матерью; потому гибель безразличного ей Цветкова для нее трагедия; потому при чтении «Сказок» странная игра овладела ее лицом, подсознательно она перевоплощалась в сказочных героев; потому ее искренне заботит, что делают китайцы у себя в Азии в такую темную ночь. Такое видение пространства, мелочей, событий, людей мы уже наблюдали у лирического героя книги «Сестра моя - жизнь».

В начале 1920-х годов к Б. Пастернаку пришла популярность. В 1923 г. он издал четвертую поэтическую книгу «Темы и вариации», в которую вошли стихи 1916-1922 годов. В письме к С. Боброву поэт указывал на то, что книга отразила его стремление к понятности. Однако поэтика ряда стихов «Тем и вариаций» представляла некоторую образную многослойность; смысл строф таился за их синтаксической краткостью или усложненностью, фонетически утяжеленной строкой: «Без клещей приближенье фургона

Вырывает из ниш костыли Только гулом свершенных прогонов, Подымающих пыль из дали»; «Автоматического блока Терзанья дальше начинались, Где в предвкушеньи водостоков Восток шаманил машинально»; «От тела отдельную жизнь, и длинней Ведет, как к груди непричастный пингвин, Бескрылая кофта больного - фланель:

То каплю тепла ей, то лампу придвинь». Это соответствовало эстетическим требованиям образовавшегося в конце 1922 г. ЛЕФа, к которому примкнул Б. Пастернак.

Авангардная поэтика стихотворений Б. Пастернака вызывала критические споры. В статье 1924 г. «Левизна Пушкина в рифмах» В. Брюсов указывал на противопоставленную классической, пушкинской рифме новую рифму футуристов с обязательным сходством предударных звуков, с несовпадением или необязательным совпадением заударных и т. д., приводя рифмы Б. Пастернака: померанцем - мараться, кормов - кормой, подле вас - подливай, керосине - серо-синей. И. Эренбург в книге «Портреты современных поэтов» (1923) писал об озарении общего хаоса поэтики Б. Пастернака единством и ясностью голоса. В опубликованной в «Красной нови» (1923. № 5) с редакционной пометкой «печатается в дискуссионном порядке» статье С. Клычкова «Лысая гора» Б. Пастернак критиковался за намеренную непонятность своей поэзии, за подмену выразительности целенаправленной непростотой. К. Мочульский в статье «О динамике стиха», указывая на разрушение поэтических норм - условных обозначений, старых наименований, привычных связей - в стихах поэта, обращал внимание на ряд их особенностей, в том числе на то, что каждый звук - элемент ритма.

В «Красной нови» (1926. № 8) была опубликована статья теоретика группы «Перевал» А. Лежнева «Борис Пастернак», в которой автор предложил свою версию поэтики пастернаковского стиха. Рассуждая о принципе сцепления ассоциаций в поэзии Б. Пастернака, А. Лежнев отмечал: у классиков стихотворение раскрывало одну идею, у Пастернака оно состоит из ряда ощущений, соединенных между собой какой-то одной ассоциацией. Следующий поэтический принцип Б. Пастернака, на который указывал А. Лежнев, - линейность: эмоциональный тон, не имея подъемов и спусков, одинаково интенсивен. Далее: поэт намеренно делает в цепи ассоциаций смысловой разрыв, опускает какое-либо ассоциативное звено. А. Лежнев пришел к выводу о «психофизиологизме» пастернаковской поэзии, которую можно заметить и в «Детстве Люверс». Произведения Б. Пастернака создаются, рассуждал критик, из тонкого психологического плетения, но не чувств и эмоций, а ощущений (от комнат, вещей, света, улицы и т. д.), которые находятся на грани между чисто физиологическими ощущениями и сложными душевными движениями.

Противоположный взгляд на феномен пастернаковской поэтики высказал Г. Адамович в своей книге «Одиночество и свобода», изданной в Нью-Йорке в 1995 г.: стихи поэта в момент возникновения не были связаны ни с эмоциями, ни с чувствами; сами слова рождали эмоции, а не наоборот. Кроме того, критик усмотрел в стихах Б. Пастернака допушкинскую, державинскую трагедию.

Характерно, что сам Б. Пастернак указывал на дифирамбический характер своей ранней поэзии и на свое стремление сделать стих понятным и полным авторских смыслов - таким, как у Е. Боратынского.

В поэте нарастал протест не только против эстетических принципов ДЕФа с приоритетом революции формы, но и лефовского толкования миссии поэта в революционную эпоху как жизнестроителя, преобразователя, что ставило личность поэта в зависимость от политической ситуации. В поэме «Высокая болезнь» (1923, 1928) Б. Пастернак назвал творчество гостем всех миров («Гостит во всех мирах

Высокая болезнь»), то есть свободным во времени и пространстве, а себя - свидетелем, не жизнестроителем. Тема «поэт и власть», «лирический герой и Ленин» рассматривалась как отношения созерцателя и деятеля. В. Маяковский же, подчинив творчество эпохе, превратил свою позицию в «агитпропсожеский лубок», плакат («Печатал и писал плакаты

Про радость своего заката»).

Б. Пастернаком не были приняты доминировавшие в ту пору в общественном сознании принципы революционной необходимости и классовости. Как написал он в «Высокой болезни», «Еще двусмысленней, чем песнь

Тупое слово - враг»; такое же отношение высказано в поэме и к разделению народа на «класс спрутов и рабочий класс». Революционная необходимость стала трагедией для человека, на эту тему Б. Пастернак написал повесть «Воздушные пути» (1924). Бывший морской офицер, а ныне член президиума губисполкома Поливанов одновременно узнает о существовании своего сына и о вынесенном ему революционном приговоре, исполнению которого он не в силах помешать. Сюжет с неожиданным узнаванием, тайной кровных связей и их же разрывом, роковой предопределенностью судьбы человека, непреодолимым конфликтом, обманом, загадочным исчезновением, гибелью героя, ситуацией, при которой человек сам не ведает, что творит, соответствовал философскому и драматургическому канону античной трагедии. Роль фатума в повести Б. Пастернака выражена в образе воздушных путей, неизменно ночного неба Третьего Интернационала: оно безмолвно хмурилось, утрамбованное шоссейным катком, куда-то уводило, как рельсовая колея, и по этим путям «отходили прямолинейные мысли Либкнехта, Ленина и немногих умов их полета». Герои «Воздушных путей» лишены свободы выбора и самовыражения.

Мы знаем, что имя Бориса Пастернака, его произведения были запрещены в советской России. Почему же так случилось? Почему творчество Пастернака так высоко ценили за границей и не оценили «дома»?

Мне кажется, что виной всему - советская идеология. Кому-то не понравилось отношение писателя к революции, к революционным деятелям. Но каково же было это отношение? В этом мы сейчас и попробуем разобраться.

Я считаю, что для этой цели нам необходимо будет рассмотреть «революционный» роман Пастернака «Доктор Живаго». Потому что именно в нем наиболее ярко мы можем увидеть отношение писателя к революции.

Итак, в романе рисуются несколько семей, несколько главных героев. Центральный образ романа – Юрий Живаго. И вот все семьи и герои оказываются непосредственно связанными с разворачивающимися революционными событиями. В романе показана история духовной жизни главного героя. И мы понимаем, что за образом Юрия стоит сам Борис Пастернак. Именно свои мысли, чувства, отношения писатель изображает в образе Юрии Живаго. Пастернаку было важно передать свой духовный опыт, свое отношение к революции, а не просто изобразить жизнь героя.

Основным вопросом в романе является проблема отношения к революции в России 1917 года. Автор строит все произведение таким образом, чтобы показать все нюансы этой проблемы. И мы понимаем, что герой, доктор Живаго, да и сам Пастернак не отрицают, не отвергают революцию. Но они ее и не возвышают, не восхваляют, не пропагандируют. Их отношение к революции другое: они просто наблюдают за историческими событиями, нисколько не вмешиваясь в них. Автор и герой как бы «плывут по течению» революции, не пытаясь противостоять ей или изменить ее.

Такая авторская позиция была необычна для романа того времени, когда везде и всюду пропагандировалась победа «красных». Все писали, восхищаясь или «красными», или «белыми». Такого нейтрального отношения со стороны авторов не было.

У Пастернака же не так. Он писал и о «красных», и о «белых», оценивая их действия объективно, а не субъективно: «Доктор вспомнил давно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали».

Позиция Пастернака – это попытка увидеть, оценить революцию с общечеловеческой точки зрения. Поэтому в романе Юрий Живаго и уходит из сражающихся рядов, чтобы не принимать ничью сторону.

История Доктора Живаго и его семьи – это история многих сотен таких же людей, чьи жизни были разрушены событиями революции. На примере одной семьи Пастернак показал типичную для того времени картину выбитых из колеи людей, вырванных из привычного уклада жизни. Семья Живаго уезжает из дома на Урал. Сам Юрий вынужден против воли участвовать в революции. Его разлучили с женой и детьми, он ничего не знает о них. Лара, возлюбленная доктора, живет в полной зависимости от постоянно меняющейся власти. Она живет в страхе, готовая к тому, что ее в любой момент могут призвать к ответу за действия мужа.

Постепенно Юрий лишается всех своих близких: жена с детьми и ее отцом высланы из России, Лара пропадает без вести. Герой чувствует себя одиноким, никому не нужным, у него уже нет сил просто жить. И Живаго умирает: в трамвайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ.

Смерть его была предрешена теми катастрофами и революционными испытаниями, которые ему пришлось пережить. Эта развязка была подготовлена самим романом, его развитием, самой историей. На протяжении всего произведения Живаго, а вместе с ним, и автор, воспринимал все события как несправедливые, лишенные смысла, жестокие. По его мнению, революция - это насилие над самой жизнью, над природой, всеми человеческими и естественными законами. Поэтому, можно сказать, что отношение Пастернака к революции совершенно неоднозначное.

Положительным же, по мнению автора, было то, к чему революция стремилась: равноправие, братство, права народа. Но какими были методы, чтобы добиться всего этого?! Разрушение семей, жестокие убийства, в том числе, детей и женщин… Да, цели были благими, но люди утопали к крови. А на крови, как известно, ничего хорошего не построишь.

Роман заканчивается монологом автора, который уверен, что жизнь в самой себе несет начало вечного обновления, несет свободу и полноту: «Как сладко жить на свете и любить жизнь!» Финал оптимистичен, полон веры в мудрость жизни, которая вынесет все и победит.

Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака “Доктор Живаго”)

Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго” в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года. О чем же этот роман? Что такого Пастернак написал в нем, что Симонов, редактор журнала “Новый мир”, отказался печатать роман и его издание на родине было запрещено более 30 лет? Это произведение было опубликовано за границей, и его автор получил Нобелевскую премию. Мне кажется, что Б. Пастернак написал в романе о том, что он и многие другие честные, думающие, болеющие душой за Россию люди выстрадали и перенесли в эпоху революции. Роман Пастернака - это плод философских раздумий о бытии, об истории, о том, как интеллигенция приняла революцию, как существовала в революционную эпоху и нужна ли интеллигенция стране, пережившей революцию. В романе Пастернак стремится “дойти до самой сути”.

Главный герой романа, Юрий Живаго, - врач и поэт, пожалуй, поэт даже больше, чем врач. Для Пастернака поэт - это “вечности заложник у времени в плену”. Другими словами, взгляд Юрия Живаго на исторические события - взгляд с точки зрения вечности. Он может ошибаться, принять временное за вечное. В октябре 17-го года Юрий принимает революцию с энтузиазмом, называя ее “великолепной хирургией”. Но после того как его ночью арестовывают красноармейцы, приняв за шпиона, а затем допрашивает военком Стрельников, Юрий говорит: “Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь”. Юрий Живаго “выходит из игры”, отказывается от медицины, умалчивает о врачебной специальности, не принимает сторону ни одного из враждующих лагерей, чтобы быть духовно независимым человеком, чтобы под давлением любых обстоятельств оставаться самим собой, “не отступиться от лица”. Проведя в плену у партизан более года, Юрий прямо говорит командиру: “Когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние, жизнь сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий”. Этим Юрий показывает, что сама жизнь должна решить исторический спор о том, кто прав, а кто нет.

Б. Л. Пастернак написал роман “Доктор Живаго” в прозе, но он, талантливый поэт, не мог не излить свою душу на его страницах более близким сердцу способом - в стихах. Книга стихотворений Юрия Живаго, выделенная в отдельную главу, совершенно органично вписывается в основной текст романа. Она - его часть, а не стихотворная вставка. В стихах Юрий Живаго говорит о своем времени и о себе - это его духовная биография. Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознания их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. В стихотворении “Гефси-манский сад” словами Иисуса Христа, обращенными к апостолу Петру: “Спор нельзя решить железом. Вложи свой меч на место, человек”, - Юрий говорит, что установить истину с помощью оружия нельзя. Такие люди, как Б. Л. Пастернак, опальный, гонимый, “непечатаемый”, он остался для нас Человеком с большой буквы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/