Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Обучающие программы для игры на гитаре. Уроки игры на гитаре

Обучающие программы для игры на гитаре. Уроки игры на гитаре

Наконец-то можно поговорить о самой программе обучения игре на электрогитаре.

В течение своей преподавательской деятельности мне удалось сформировать достаточно интересную, разнообразную и главное эффективную программу обучения игре на электрогитаре. Ниже представлен перечень элементов программы в соответствующем порядке выполнения. В скобках расшифровывается общая задача каждого элемента (рифф, соло, легато, стаккато и т.п.).

ПЕРВЫЙ ЭТАП:

Последовательность и содержание элементов программы рассчитана по принципам возрастания сложности и минимизации пересечений общих задач. Кроме того, немаловажным является тот факт, что отработка каждого последующего элемента помогает лучше посадить в руки предыдущий. Также следует отметить довольно большое количество реальных произведений в программе. Подобное соотношение их с упражнениями позволяет отрабатывать технические элементы, а также их комбинации в контексте настоящих гитарных партий, что существенно повышает грамотность и разносторонность гитариста, увеличивая его словарный запас.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Рассмотрено: Утверждено:

на методическом совете МАОУ ДОД ДООЦ ИО директора МАОУ ДОД ДООЦ на 2015 / 2016 учебный год И.Н. Волкова

на 20__/ 20__ учебный год «____» _____________ 2015 г.

на 20__/ 20__ учебный год

на 20__/ 20__ учебный год

Вокально – инструментальная студия «БЛИЦ»

программа дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

«Игра на гитаре»

(для обучающихся с 10 лет до 21 года)

Срок реализации программы: 3 года

Педагог дополнительного образования

Котов Владимир Вадимович

Карпинск

2015

Введение:

Изучение музыки способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Занятие музыкой развивает навыки самостоятельной практической деятельности, как в области музыкального творчества, так и других областях, где требуются такие качества, как терпение, усидчивость, сосредоточенность, трудолюбие, взаимопонимание и взаимоуважение. В настоящее время среди детей школьного возраста чрезвычайно высок интерес к инструментальной музыке, обучению игре на музыкальных инструментах, исполнению музыкальных произведений. Навыки коллективного творчества развивают у учащихся умение слушать музыку, слышать другие партии в музыкальных произведениях, ритмически организовывают, расширяют, как музыкальный, так и общий кругозор. Особое место в музыкальном творчестве школьников занимает игра на гитаре. Особенность и специфичность вокально-инструментальных занятий заключается в том, что они, в рамках поставленных целей и задач, решают задачи воспитания и профессиональной ориентации молодежи. Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребёнок развивается в соответствии со своими способностям, интересами и потребностями.

Назначение программы:


Данная программа рассчитана для работы с детьми по подгруппам и индивидуальным занятиям. Объединение «Игра на гитаре» посещают обучающиеся с 10 лет до 21 года. Программа рассчитана на 3 года обучения. Обучающиеся получают навыки игры на гитаре, занимаются вокалом. В процессе обучения, они творчески реализуют свои способности, полученные знания.

Актуальность и перспективность программы:

Воспитательный аспект заключается в более тонком восприятии красоты окружающего мира. Обучающие учатся быть ответственным во всех начинаниях и делах, а также быть аккуратными, трудолюбивыми, с уважением относиться к старшим, друзьям, уметь жить и адаптироваться в коллективе. Для занятий подбираются произведения известных талантливых композиторов и исполнителей российской и зарубежной эстрады. Обучающиеся вместе с педагогом определяют жанр музыки, раскладывают на партии звучания музыкальных инструментов. Подбирают мелодии на слух, перекладывая на гитару, что активизирует и развивает гармонический и мелодический слух.

В обучении используются произведения и песни различной трудности, разумно сочетая их, так как способности у всех разные. Много времени уделяется индивидуальным занятиям, для закрепления пройденного материала и развития творческой самоотдачи подростков.

Обучающий момент - приобретение навыков игры на гитаре, знакомство нотной грамотой, на основе которого реализуются многие функции образовательного процесса. Осмысление выразительных особенностей музыкального языка. Развитие сценической речи является приоритетным моментом обучения. Все это способствует расширению кругозора, определяет образное мышление, развитие памяти, гибкости пальцев - физическое развитие, развивает самостоятельность в решении различных задач. Воспитывает активность в исполнении композиций, на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки.

Авторская песня под аккомпонимент гитары всегда волнует и трогает человека своей лиричностью и доступностью. Ребята с большим удовольствием разучивают авторские песни патриотического содержания, что формирует у них любовь к Отечеству. Обучающиеся приносят с собой на занятия любимые песни записанные на различных носителях и начинается интересная творческая работа, подбор и переложение музыки на гитару.

Обучающиеся творческого объединения «Игра на гитаре» активно участвуют в различных мероприятиях Детского оздоровительно – образовательного центра.

В ходе систематических занятий учащиеся, развиваясь творчески, приобретают определенные навыки, которые помогают им в творческом саморазвитии и успешной социализации.

Программа основывается на следующих педагогических принципах:


1. Постепенное изучение материала от простого к сложному.

    2.Учёт возрастных особенностей.
    3.Учёт индивидуальных способностей.
    4. Дифференцированное обучение.
    5. Приоритет практической деятельности.
    6. Включение обучающихся в разнообразную деятельность.
    7. Сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

  1. Цель программы создание условий для осмысления, понимания и освоения игры на гитаре, как средства формирования музыкальной культуры исполнителя, как неотъемлемой части духовной культуры личности.

Задачи программы:

Развивающие :

    развитие образного мышления, внимания, памяти, воображения обучающихся;

    развитие их музыкальных, творческих способностей;

    развитие ритмики, музыкального слуха и голоса обучающихся;

    развитие устойчивого, глубокого интереса и любви обучающихся к музыкальному творчеству.

Воспитательные :

    формирование музыкальной культуры обучающихся, их гражданской позиции;

    воспитание музыкального вкуса;

    привитие обучающимся истинных жизненных ценностей, высоких духовных идеалов, руководствуясь которыми они могли бы направлять свои творческие устремления на благо общества.

Обучающие :

    овладение обучающимися техническими комплексами игры на гитаре;

    формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы;

    формирование у обучающихся представлений, знаний, умений и навыков исполнения на гитаре различных музыкальных произведений;

    ознакомление с основами применения компьютерных технологий в работе с музыкальным материалом;

    выявление одаренных детей и их профориентация.


Ус ловия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- решение реальных, практически значимых задач;
- мотивация (личностная, социальная);
- индивидуализация процесса обучения;
- учет возрастных особенностей;
- активизация воображения;
- умение видеть красивое.

Для успешной реализации программы подготовлены специальные упражнения.

Цель упражнений - вооружить обучающихся техническими приемами, которые помогут выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности.

Упражнения:
1.Работа над дикцией.
2.Работа над звукоизвлечением.

3. Техника пальцев при игре на гитаре.
4.. Упражнения для развития беглости пальцев.

На протяжении процесса обучения учащиеся должны освоить:
1. Упражнения для ежедневных занятий. Исполнение инструментальных композиций.
2. Аккомпонимент и исполнение эстрадных и бардовских песен.
3. Расположение и название баррэаккордов на гитаре.
4. Основы музыкальной грамоты.


Оценку полученных результатов проводить в ходе различных по форме занятий:

■ комбинированные;
■ посещение концертов;
■ занятия - импровизации;
■ праздники как формы коллективной работы.

Обучение по программе состоит из:

1. Теоретический части (знакомство с инструментом (гитара), музыкальные

термины).

2. Практической части. (Обучение игре на гитаре, практическое изучение тем).

1. Музыкальная грамота.

Музыкальный звукоряд. Расположение аккордов на гитаре. Музыкальный строй. Полутон. Целый тон. Буквенное обозначение. Буквенное обозначение альтерации.

2. Бардовская песня. Изучение текстов и их анализ. Прослушивание известных эстрадных групп и исполнителей.

3. Работа с инструментом (гитара).

Знакомство с минором и мажором. Разучивание инструментальных композиций. Упражнения для пальцев левой и правой руки. Правильное расположение пальцев левой руки на грифе. Разучивание гамм. Упражнения для растяжки пальцев левой руки. Игра перебором. Приемы игры различным боем. Прослушивание известных бардов, подбор их песен и переложение на гитару.

Духовно-нравственное воспитание.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи единого комплекса музыкальных и духовных качеств: игра на гитаре, пение, вокальные и голосовые данные, артистизм.

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Содержание программы направленно на воспитание высоконравственных, творческих, успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности музыкальной культуры. Данная программа создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только музыкальных, творческих, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения, достижение личностных результатов.

При реализации данной программы, наряду с решением специфических задач музыкального воспитания (развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных, развитие и совершенствование навыков игры на гитаре), формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции, нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту музыкального произведения).

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе реализации данной программы:

Личностные УУД.

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся.

Действие смыслообразования.

Коммуникативные УУД.

Умение выражать свои мысли.

Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Планирование сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Регулятивные УУД.

Целеполагание.

Волевая саморегуляция.

Оценка качества и уровня усвоения материала.

Контроль в форме сличения с эталоном.

Планирование промежуточных целей с учетом результата.

ОбщеучебныеУУД.

Умение структурировать знания.

Выделение и формулирование учебной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Анализ объектов.

Синтез, как составление целого из частей.

Классификация объектов.

Практическая деятельность.

Программа I – го года обучения. В первый год осуществляется начальный этап.

Обучающие задачи:

1. Удовлетворения и поддержка интереса учащихся по овладению знаниями, умениями игры на гитаре, работа над вокалом.
2. Обучение навыкам игры на гитаре.
3. Формирование умений основ исполнительского искусства.
4. Обучение музыкальных терминов.
5. Включение учащихся в активную творческую деятельность.

В целях успешного обучения желательно не обременять учащихся чрезмерным объемом знаний, учитывать индивидуальные способности, изучать материал последовательно, двигаясь от самого простого к сложному, по возможности давать разнообразный тренировочный и художественный материал.

Во втором полугодии первого года обучения продолжается дальнейшее развитие и исполнительских навыков, развитие у обучающихся навыка исполнения эстрадных композиций и бардовских песен.
Они должны точно исполнять авторский текст песни, постоянно заботясь о качестве звучания гитары, атаке звука, интонации, ритмичности, динамике и т.д. Гаммы, упражнения и композиции проигрываются с применением различных динамических оттенков и ритмических рисунков. Диапазон расширяется.

На втором и третьем годах обучения основная направленность деятельности объединения - подготовка концертных номеров.
Наиболее успешное обучение учащихся требует постоянного контроля. Поэтому в конце второго полугодия первого года обучения проводится проверка знаний:
♦ устраивается итоговое занятие по пройденному материалу;

проводится отчетное концертное выступление учащихся;
♦ приглашаются родители и друзья.

Программа рассчитана на 3 года обучения.


1 год обучения:


Развитие музыкально-слуховых представлений восприимчивости к музыке. Знакомство с инструментом (гитара). Обучение игре на гитаре.


:

2 раза по 1 академическому часу. Всего в году 84 часа (в том числе индивидуальные).

Условиями отбора детей в творческое объединение «Игра на гитаре» являются: их желание заниматься гитарой и их способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься данным видом творчества, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных занятий с обучающимися, а так же небольшими группами. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику обучения, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия, обучающихся объединения в городских мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

первого года обучения

п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Постановка пальцев

Изучение аккордов

Обучение основам техники игры на гитаре

Работа с метрономом

Упражнения на смену пальцев

Овладение основными переборами

Игра медиатором

Итого:

12

72

84

2 год обучения:

Развитие музыкально-слуховых представлений, восприимчивости к музыке и эмоциональной отзывчивости на неё, на основе дальнейшего накопления музыкальных впечатлений и расширение круга музыкальных образов. Развитие ритмики, музыкальной памяти и воображения. Приобретение новых знаний. Закрепление и развитие музыкально-исполнительских навыков приобретённых в первый год обучения, совершенствование навыков публичных выступлений.
Совершенствование навыков игры на гитаре.


Занятия проводятся 2 раза в неделю :

2 раза по 2 академических часа. Всего в году 84 занятия, 168 часов (в том числе индивидуальные).

Учебно-тематический план работы творческого объединения «Игра на гитаре»

второго, третьего года обучения

п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Инструктаж по технике безопасности

Изучение аккордов

Совершенствование техники игры на гитаре

Изучение техники боя

Подбор песни по слуху

Игра медиатором

Работа с репертуаром, аккомпанирование

Работа с метрономом

Отработка вокальных навыков

10.

Изучение простых и лёгких песен

11.

Упражнения на смену пальцев

12.

Работа с электрогитарой

13.

Игра медиатором

Итого:

9

159

168

Тематика программы 1, 2 и 3 года обучения.

Тема № 1. Вводное занятие:

Проверка музыкальных и вокальных данных.

Ознакомление с инструментом гитара и ее части, умелое обращение и бережное хранение инструмента.

Постановка игры на инструменте: положение корпуса, рук, пальцев и ног.

Настройка.

Тема №2. Техника пальцев при игре на гитаре:

Строение и функция мышц рук, значение правильной постановки пальцев рук для развития техники игры.

Специальные упражнения для развития беглости пальцев.


Тема № 3. Музыкальная грамота:

Расположение аккордов на гитаре их название.

Разучивание аккордов A m , D m , Е. Буквенное обозначение.

Разучивание аккордов баррэ.

Тема № 4. Игра перебором:

Упражнения для пальцев левой руки.

Первоначальные упражнения.

Тема №5. Звукоизвлечение на гитаре:


- Музыкальные звуки и их свойства.

Основные приемы звукоизвлечения (апойяндо, тирандо, апогандос).

Упражнения для растяжки пальцев.


Тема № 6. Изучение простых и лёгких песен:

Освоение текста и мелодии.


- Работа над дыханием.

Работа над образом.

Работа над дикцией.

Песни под гитару на память.


Тема № 7. Итоговое занятие. Анкетирование учащихся по анкете «Итоги года» :
- чему научились;
- чего достигли;
- какие возникли трудности и почему;
- что удалось;
- что не удалось и почему;
- чему бы хотели научиться в новом учебном году.

Тема № 8. Подготовка к отчётному концерту. Отчетный концерт :

Содержание работы по р еализация программы 2, 3 года обучения.


Мероприятия познавательно - воспитательного характера.

Коллективные посещения музыкальных мероприятий, концертов. Участие в мероприятиях ДООЦ, активное участие в социально – патриотических молодёжных акциях. Встречи с интересными людьми, музыкантами.

Основы музыкальной грамоты.

Теоретический курс:
Мажор и минор как отражение «света» и «тени» в музыке; лад как важнейшее средство музыкальной выразительности. Тональность: определение тональности как высотного положения лада; мажорные и минорные тональности; названия и обозначение тональностей; ключевое обозначение тональностей; диезные и бемольные тональности; эмоциональная выразительность тональностей; соответствие тональности характеру и содержанию музыкального произведения.

Практический курс:

Обучение игре на гитаре.

Последовательное изучение и практическое освоение позиций грифа гитары в связи с постепенным расширением звуко - высшего диапазона исполняемых музыкальных произведений. Изучение новых элементов и исполняемых приёмов гармонической и мелодичной техники правой руки. Работа над звуком на основе совершенствования техники звукоизвлечения (тирандо и апояндо).

Развитие исполнительской техники левой руки: работа над растяжкой пальцев, техникой смены позиций; развитие аппликатурно - технического гитарного приёма - баре. Развитие координации движений всех звеньев исполнительского аппарата. Развитие навыков художественного исполнения музыкального произведения на основе расширения круга исполняемых музыкально-выразительных исполнительских средств.

Развитие музыкально-образного мышления на основе усложнения музыкально-образного содержания изучаемых музыкальных произведений, обогащения музыкальных впечатлений. Дальнейшее развитие ритмики, всех видов музыкального слуха, музыкальной памяти. Углубление и расширение знаний в области музыкального искусства. Совершенствование музыкально-исполнительских навыков, приобретённых в первые годы обучения.

Развитие и усложнение практических навыков сольной и ансамблевой игры на музыкальном инструменте, необходимых для решения более сложных музыкально-исполнительских задач. Формирование начальных навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальным произведением.

Расширение практики публичных выступлений. Развитие исполнительской гитарной техники на основе качественного совершенствования ранее изученных и освоенных технических элементов и приёмов игры и их синтеза в более сложные технические комплексы, необходимые для исполнительской реализации более сложных музыкально-художественных задач. Изучение и практическое освоение особых способов звукоизвлечения и приёмов игры на классической гитаре: техническое легато(восходящее и нисходящее), натуральные флажолеты, вибрато, портоменто, глиссандо, арпеджиато.


Изучение темброво-звуковых свойств и возможностей классической гитары и практическое освоение способов и техники изменения, варьирования тембрового звучания на гитаре. Работа над качеством звука на основе совершенствования музыкально-звуковых представлений и техники звукоизвлечения.

Совершенствование работы над художественной стороной исполнения музыкального произведения на основе более глубокого и подробного анализа
изучаемых музыкальных произведений и использования вновь освоенных музыкально-выразительных исполнительских средств. Формирование навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальными произведениями на основе приобретённых знаний и умений в области анализа музыкальных произведений, исполнительских навыков и накопленного опыта классной работы над репертуаром. Развитие навыков гитарного аккомпанемента с использованием усложнённых гармоний, типов фактуры и тональностей.

Закрепление и дальнейшее развития навыков исполнительства на основе усложнения изучаемого материала.

Информационно-методическое обеспечение

Перечень оборудования и наглядных пособий:

    Гитара, электрогитара.

    Музыкальный центр, компьютер.

    Записи фонограмм в режиме «+» и « - ».

    Таблицы, схемы.

    Электроаппаратура.

    Зеркало.

    Подборка репертуара.

    Записи видео, формат CD, MP3.

    Записи выступлений, концертов.

Нормативно – правовая база:

1.1. Федерального уровня:

    Закон РФ «Об образовании» с изменениями от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 10.11.2009 г. № 260-ФЗ).

    Постановление Правительства РФ № 142 от 24.02.09г. «Правила разработки и утверждения ФГОС».

    СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

1.2.НПА регионального уровня:

    Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года;

    Концепция развития дополнительного образования в Российской федерации до 2020 года;

1.3. НПА муниципального уровня:

    Профилактика првонарушений на территории ГО Карпинск на 2014-2016 г.г.;

    Муниципальная программа развития системы образования в ГО Карпинск на 2014-2020 г.г.

Используемая литература:

    Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1993г.

    Ариевич С. Практическое руководство игры на бас- гитаре. М.,1993г.

    Бранд В. Основы техники гитариста эстрадного ансамбля. М.,1979г.

    Браславский Д. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально- инструментальных ансамблей. М., 1993 г.

    Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. М.,1979г.

    Галоян Э. Ритмические этюды и вариации для малого барабана и в ансамбле с большим барабаном. М.,1972г.

    Зинкевич В. Курс игры на ударных инструментах. М., 1997

    Саульский Ю. Аранжировка, (эстрадная специализация). М., 1997 г.

    Копен В. Рождение джаза. М.,1994.

10.Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М.,1984г.

11.Мухина О. Возрастная психология. М., 2000г.

12. Тимонин Ю. Игры на шестиструнной гитаре. Изд –во «Арт-сервис». М., 2012 г.

Универсальный, наглядный справочник гитариста в комплекте с тюнером и метрономом.

Что нужно для того, чтобы научится играть на музыкальном инструменте? Самое главное, на мой взгляд — это, конечно же, музыкальный слух и чувство ритма. Однако, не зная устройства инструмента и основных приемов игры на нем, даже со стопроцентным слухом учится, придется довольно долго.

Если же Вы хотите ускорить сей процесс, то сделать это будет на порядок проще с использованием компьютера, если у Вас под рукой будут специальные программы. Итак, сегодня я познакомлю Вас с одной очень неплохой утилиткой, которая поможет быстро освоить такой популярный сегодня музыкальный инструмент, как гитара.

Программа Guitar Instructor по своей сути является универсальным наглядным справочником гитариста. При этом в нее интегрированы еще две такие очень нужные функции как тюнер и метроном. Если Вы уже когда-нибудь интересовались подобного рода программами, то заметили, что универсальных программ очень мало.

Обычно приходится отдельно устанавливать программы для настройки гитары, для изучения аккордов и гамм. Здесь же у нас все в одном и при этом совершенно бесплатно!!! Из платных аналогов к Guitar Instructor ближе всего по функционалу находится программа Guitar Power. Сравним возможности обеих:

Сравнение программы Guitar Instructor с платным аналогом Guitar Power

Недостатком Guitar Instructor по сравнению с платным аналогом, на мой взгляд, опять же:), является отсутствие функции построения собственных аккордов и их классификации. Также к мелким недостаткам можно отнести отсутствие озвучки аккордов и гамм, а также нумерации пальцев, которыми следует зажимать аккорд.

К плюсам же, несомненно, стоит отнести более удобный и красивый интерфейс и наличие подробной информации по каждому аккорду или гамме.

Установка Guitar Instructor

Установка программы происходит стандартным образом. Открываем скачанный архив и запускаем инсталляционный exe-файл. Теперь ждем, пока скопируются все файлы, и по окончании распаковки программу можно включать и использовать.

Интерфейс Guitar Instructor

Перед нами основное окно Guitar Instructor. Здесь находится красиво оформленное основное меню. Отсюда мы можем перейти к одному из пяти компонентов программы: «Аккордам», «Аккордовым прогрессиям», «Гаммам», «Тюнеру» и «Метроному». Осмотрим по порядку все разделы.

В первом разделе — «Chords» — собрано более 600 разнообразных аккордов. Они наглядно представлены в виде цветных точек на грифе, которые соответствуют зажатым на определенном ладу струнам.

Работа с аккордами

У нас есть возможность выбирать между стандартными аккордами (Regular) и аккордами с измененным басом (Special (Split)). Рассмотрим работу с разделом «Chords» на примере стандартных (Regular) аккордов. Для начала нам потребуется выбрать в первом списке ноту соответствующую нужному аккорду (A - ля, B - си, C - до, D - ре, E - ми, F - фа, G - соль). Вторым шагом будет выбор конфигурации самого аккорда.

Для этого во втором списке нужно отметить один из 50-ти вариантов. В нашем случае я решил выбрать минорный аккорд ля, который, и отображен на скриншоте. Струны на виртуальном грифе указаны в порядке от самой толстой (6-я) внизу до самой тонкой (1-я) вверху.

Красный крестик над 6-ой струной означает, что в процессе игры она звучать не должна (то есть мы начинаем играть фактически с пятой струны). Отметки для 1-ой и 5-ой струны лежат вне грифа. Это означает, что их зажимать не стоит, и они остаются «открытыми» (неприжатыми).

Соответственно 2-я струна должна быть зажатой на первом, а 3-я и 4-я — на втором ладу. Все — наш аккорд готов. Проведите по струнам сверху вниз — все струны должны зазвучать четко. Если какая-то из них дребезжит, значит, Вы недостаточно хорошо прижали ее к грифу или ее цепляет соседний палец. Добивайтесь чистого звучания.

По каждому из стандартных аккордов мы можем получить подробную справку, которая может оказаться весьма полезной. Для этого следует выбрать интересующий нас аккорд и нажать кнопку «More Info».

В открывшемся окне мы получим информацию о названии аккорда, его типе и обозначении (индексе, который приписывается после большой буквы, которая обозначает основную ноту). Поле «Steps» отображает формулу аккордового трезвучия, а «Recommended Scales» указывает, в каких гаммах выбранный аккорд используется чаще всего.

В нашем случае мы можем узнать, что минорный аккорд ля имеет обозначение «Am», «Amin» или «A-», строится за счет понижения третьей ступени (значок «b» здесь значит «бемоль») и наиболее часто встречается в минорной и блюзовой пентатонике, а также в дорийском, фригийском и эолийском ладах.

С аккордами разобрались. Закроем их и перейдем к следующему разделу программы — «Chord Progressions».

Связки аккордов

Эта вкладка будет интересна тем, кто хочет научиться играть не просто отдельные аккорды, а целые их связки. Это может пригодиться при подборе аккордов к определенной песне или даже при сочинении собственных произведений.

Данный раздел являет собой фактически гамму, состоящую из аккордов в определенной тональности и построенную по определенным правилам. Для примера возьмем ту же самую тональность ля (А). Во втором списке мы можем выбрать формулу, по которой будет рассчитана аккордовая прогрессия.

В эстрадных песнях чаще всего используются комбинации из аккордов натурального и гармонического минорного лада, поэтому на скриншоте мы рассмотрим именно последний. Возле каждого лада изображена его формула, по которой и рассчитывается вся прогрессия.

Заметьте, что минорные аккорды отображаются в формуле в виде маленьких римских цифр, а мажорные в виде больших. Возле некоторых минорных ступеней Вы можете увидеть еще и звездочку. Это значит, что мы имеем дело с уменьшенным аккордом (dim).

Самые популярные аккорды

Небольшое отступление по теме:). Хотите, открою маленький секрет о современных песнях? Попробуйте сыграть связку аккордов «i – iv – V – i» (в тональности ля, например: Am – Dm – E – Am). Что-то напоминает? Да! Именно эти три аккорда чаще всего обыгрываются в дворовых песнях! Так что, если Вы разучите вышеупомянутую связку, то сможете играть где-то 30% песен в дворовом и шансоном стиле;).

Хотите больше? Тогда сыграйте связку «i – iv – VII – III» (в ля: Am – Dm – G – C), а затем добавьте предыдущую связку. Еще плюс 30% песен гарантировано!!! :))).

Гаммы

Когда Вы уже будете довольно уверенно играть связки аккордов, можно будет переходить к разучиванию гамм. Они помогут Вам лучше освоить гитарный гриф на предмет расположения нужных нот, что даст Вам возможность в конечном итоге играть мощные соло в различных стилях. Переходим в раздел «Scales».

Здесь, так же как и в предыдущих случаях, мы выбираем нужную нам тональность, а затем во втором списке отмечаем гамму, которую хотим изучить. Каждая гамма может содержать от 12 до 5-ти ступеней. Узнать их количество и формулу построения можно, нажав уже знакомую кнопку «More Info».

Разучивать гамму на гитаре лучше всего начинать с самой басовой ноты и играть до тех пор, пока не дойдете до ее октавы (13-й полутон вместе с начальной нотой). Затем играйте те же ноты в обратном порядке, пока не вернетесь к басу, с которого начинали.

Когда хорошо освоите гамму в пределах одной октавы, переходите к изучению следующей октавы, а затем попробуйте сыграть подряд гамму уже в двух октавах и т.д., пока не освоите весь выбранный лад. Только тогда можно переходить к изучению следующей гаммы и только тогда вы сможете достичь хороших результатов в своей игре.

На этом справочная часть программы Guitar Instructor заканчивается и начинается ее инструментальная часть, состоящая из тюнера и метронома. Перейдем в меню «Tuner».

Тюнер

В данной версии программы мы имеем возможность настроить гитару в стандартном строе «ми». Для настройки не требуется никаких дополнительных приспособлений кроме компьютерных колонок (или наушников) и хорошего слуха:). Мы просто нажимаем на название нужной нам ноты и она начинает звучать. Остается только подстроить струны под эталон. В меню «File» мы можем увидеть комбинации клавиш, которые отвечают за звучание той или иной ноты.

В меню «Tuning» пока доступна только стандартная настройка, однако, вскоре должна выйти новая версия программы, в которой будут доступны альтернативные настройки, а также «тонкая» настройка через микрофон (новая версия будет требовать наличия установленного.NET Framework 3.5).

Метроном

Последнее, чем порадует нас Guitar Instructor — это метроном. Занятия под метроном очень хорошо развивают чувство ритма, поэтому будут очень полезны начинающим гитаристам.

Управлять им достаточно просто: при помощи ползунка задаем в окошке нужный темп (цифра указывает количество ударов в минуту) и нажимаем кнопку «Start». Начинает звучать ритм, а в нижней части окошка отсчитываются доли такта.

По умолчанию размер ритма — 4/4. Если Вам надо изменить его, зайдите в меню «File».

Во вкладке «Time» можно установить один из трех возможных размеров: 2/4, 3/4 или 4/4 (в новой версии ожидается поддержка большего их количества). Также Вы можете изменить звук щелчков метронома в соответствующих вкладках «Sound 1» и «Sound 2».

Выводы

Guitar Instructor приятно удивляет своими возможностями. При размере всего в пару мегабайт программа вместила в себя практически пять довольно качественных отдельных полноценных подпрограмм.

Интуитивный интерфейс позволяет быстро сориентироваться даже тем, кто не знает английского языка, а наличие такого не особенно распространенного инструмента, как построитель аккордовых прогрессий поможет начинающим гитаристам быстрее научиться применять свои теоретические знания на практике!

Пользуйтесь Guitar Instructor и Вы обязательно добьетесь успехов в освоении такого прекрасного инструмента как гитара. Удачи!!!

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.


Все детки любят играть в компьютерные игры, это касается как всевозможных гоночек, которые можно найти, к примеру на сайте igonki.ru , стрелялок, бродилок, в игровой форме дети намного проще и легче усваивают информацию. Научиться играть на гитаре никогда не поздно, но если Ваш ребенок просит уже с маленького возраста? Тогда подарите ему гитару с одной из нижеперечисленных программ.


1. Gibson’s Learn and Master Guitar
Эта программа, разработанная лидирующей компанией-производителем лучших гитар, Gipson располагается на верхней строчке рейтинга. И представлять эту программу не имеет смысла, если у неё такой знаменитый отец. Гитаристы всегда голосовали за самое лучшее, это касается и гитар, и программ для обучения. Программа предлагает более 40 часов инструкций от экспертов и также 5 дисков с уроками.

2. Guitar Method 5
Guitar Method 5 от eMedia предлагает уроки и для акустической, и для электрической гитар. Будучи выпущенной, она получила Золотую награду от пользователей.

3. Guitar Pro 6
Ну, конечно же, в тройку лидеров не могла не войти всеми любимая программа-самоучитель игре на гитаре Guitar Pro. Пожалуй, наиболее известная на постсоветском пространстве. Это отличная программа, обучающая и табулатуре, и рифу, а также сочинению и запоминанию мелодий. Не случайно это самая доступная игра для будущих гитаристов - значительный фактор для большинства новичков. Шестая версия - самая последняя, в которую добавлены функции пианино и барабаны.

4. Guitar Freak Workstation with SightReader Master Extreme
Если Вы любите играть соло на гитаре и хотите стать спецом как можно быстрей, то Вы должны приобрести эту программу. Этот инструмент научит Вас играть любой аккорд. Вы узнаете о тонах, гаммах и прочим штукам. Она заключает в себе все, чтобы Вы стали настоящим виртуозом.

5. Guitar Coach 5
Набор включает диск с уроками по игре на гитаре, начиная с начального уровня и заканчивая продвинутым.

6. iPlayMusic Beginner Guitar Lesson
Это самая первая программа, которая объединила для работы и компьютер, и видео в iPod. Она подходит для студентов любых возрастов. Имеет более четырех часов уроков, которые обучат Вас игре популярных песен.

7. Guitar Magic Evolution
Наиболее подходящая программа для интересующихся теорией музыки и продвинутой игре на гитаре.

8. Guitar Guru
Если Вы уже владеете табулатурой, но Вам нужны инструкции для дальнейшего обучения игре на гитаре, то данная программа будет самым оптимальным вариантом для Вас.

9. Yamaha EZ Guitar
Эта программа не должна ассоциироваться с музыкой Ямаха, но она включает учебник по игре на гитарах Yamaha EZ-AG и EZ-EG.

10. School Guitar Learning Software
В этой программе заключены уроки по игре на гитаре. Идеальная для детей, которые хотят научиться играть.

Интернет-самоучители

Как правило, по запросу «самоучитель игры на гитаре» поисковые сервисы выдают сотни примерно одинаковых сайтов, представляющих интернет-аналоги бумажных изданий. В этом нет ничего плохого: подобные руководства могут дать вам необходимые теоретические знания, научить играть песни по табулатурам и читать аппликатуры аккордов.

  • Самоучитель GuitarProfy . Здесь можно найти всю необходимую теоретическую базу для дальнейшего саморазвития, таблицу соответствий нот на нотном стане и ладах гитары, а также примеры классических гитарных произведений.
  • Самоучитель GuitarUser . Небольшой учебник, написанный простым языком, который научит аккомпанировать любимым композициям. Подойдёт для тех, кто хочет петь песни друзьям под гитару, но не желает становиться профессионалом.

YouTube

Самоучителей игры на гитаре на YouTube, пожалуй, не меньше, чем текстовых учебников. Мы советуем обращать внимание на те, где уроки ведут авторитетные музыканты, или каналы с солидным количеством подписчиков. В остальном - руководствуйтесь личными предпочтениями, а мы расскажем о двух популярных русскоязычных каналах о гитаре.

Pima Live

Канал Антона и Алексея - двоих петербуржцев, которые не только делятся советами по игре и обучению, но и приглашают экспертов, дающих эксклюзивные уроки, разыгрывают инструменты и выкладывают видеообзоры гитар. Есть ролики как для новичков, так и для продвинутых гитаристов.

GitaristTV

На этом канале гитарист Павел выкладывает тщательные разборы популярных композиций на акустической гитаре. Репертуар широк: от поп-хитов Макса Коржа до саундтрека из «Интерстеллара».

Клубы по интересам «ВКонтакте»

С группами «ВКонтакте» всё сложнее: многие продвинутые гитаристы не общаются в коммьюнити для новичков, зато дилетантов, считающих себя профи, в таких группах очень много. Мы советуем скептически относиться к профессиональным советам из групп и пабликов. Но подобные клубы по интересам могут быть очень полезны при поиске единомышленников, аккордов и табулатур к песням. Также в таких группах почти всегда можно найти объявления о продаже и покупке .

  • «Любители гитары ». Одна из самых популярных групп о гитаре «ВКонтакте», насчитывающая более 120 тысяч подписчиков. В сообществе открыта стена, на которой можно разместить интересующий вас вопрос.
  • «Гитарист ». Ещё одна группа с открытой стеной и разнообразным контентом, связанным с гитарой и музыкой.
  • «Гитара и гитаристы ». Проект фламенко-гитариста Александра Куинджи. На стене запись не опубликовать, но интересующий вопрос можно задать в обсуждениях.

Программы

Guitar Pro 7 / guitar-pro.com

Нотный редактор, знакомый многим, кто имел дело с разучиванием мелодий по табулатурам. Можно записывать свои дорожки различных инструментов, экспортировать их в MIDI или выводить на печать. В программе есть метроном, функция отображения нотного стана и гитарного грифа, возможность записать любые нюансы артикуляции и добавить эффекты. В интернете можно найти табулатуры для Guitar Pro на любую известную песню. С поиском помогут специальные сайты:

  • 911tabs . Сайт-агрегатор, ищущий в крупнейших библиотеках табулатур и аккордов. Здесь можно найти ноты всех известных зарубежных песен и даже многих отечественных композиций.
  • GTP-tabs . Огромный архив партитур российских и зарубежных песен.

PreSonus Studio One 3 / wikipedia.org

Полезный опыт для любого гитариста - слушать себя со стороны. Для этого нужны специальные приложения. DAW-программы (секвенсоры) помогут записать ваши композиции, смикшировать гитарные дорожки и создать аккомпанемент из виртуальных инструментов. Существует не меньше десятка достойных секвенсоров. Новичкам мы советуем обратить внимание на PreSonus Studio One , Steinberg Cubase и Ableton Live .

Приложения

Yousician

Интерактивный самоучитель, распознающий взятые на гитаре ноты с помощью микрофона. Можно проходить уроки поэтапно или сосредоточиться на разучивании песен из библиотеки. Геймплей напоминает Guitar Hero, только перед вами загораются не цветные кружочки, а числа с обозначением лада на нужной струне. Бесплатная версия игры имеет ограничения, премиум-подписка обойдётся в 332 рубля в месяц при покупке на год.