Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Образ и характеристика семена мармеладова в романе преступление и наказание достоевского сочинение. Характеристика Мармеладова в «Преступлении и наказании

Образ и характеристика семена мармеладова в романе преступление и наказание достоевского сочинение. Характеристика Мармеладова в «Преступлении и наказании

Старик-чиновник Мармеладов, как кажется, занимает в «Преступлении и наказании » эпизодическое место. Это – жалкий, безвольный пропойца, который опустился на самое «дно» бытия человеческого... С презрением смотрят на него «праведные фарисеи», не видя, что сердце его способно на благородные порывы (он из жалости женился на Катерине Ивановне , бедной вдове с детьми; он боготворит свою дочь Сонечку, понимая все величие её жизни, отданной за других).

Монолог Мармеладова из фильма Преступление и наказание

И в пьяной его речи, произнесенной в трактире, слышится вера евангельского мытаря, который был ближе к Богу, чем самодовольный, праведный фарисей. Когда трактирщик сказал, что жалеть его, Мармеладова, незачем, – он ответил:

«Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я сам к тебе пойду на пропятие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез!.. Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Приидет в тот день и спросит: «А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?» И скажет: «Прииди! Я уже простил тебя раз… Простил тебя раз… Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…» И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит… Я это давеча, как у ней был, в моем сердце почувствовал!.. И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных… И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего…» И прострет к нам руце свои, и мы припадем… и заплачем… и всё поймем!»

От этой изумительной, по силе, речи пьяного Мармеладова веет чем-то евангельским. Почти все наши писатели, начиная с Карамзина , проповедовали любовь к людям, но ни у кого не достигала проповедь этой любви такой силы и проникновенности, как у Достоевского.

В этой речи раскрывается вся богатая душа Мармеладова, – персонажа, похожего на героя Островского , Любима Торцова . И мы понимаем, кто воспитал Соню в её высоком идеализме. В этой речи мы можем усмотреть идею романа : она светится духом самоотверженного примирения с жизнью и смирения.

План

1.«Маленький человек» в русской литературе.

2.Титулярный советник Мармеладов

3.Характеристика Мармеладова

4.Разговор Мармеладова и Раскольникова

История маленького человека занимает важное место в русской литературе, а в творчестве особенно. Мармеладов - колоритный персонаж в романе « ».

Семен Захарович работал титулярным советником, но из-за алкоголизма лишился последнего места работы. На вид ему было лет за пятьдесят, роста среднего, плотный, седоват, лысоват. У него лицо сильно пьющего человека: обрюзгшее, красные глаза, кожа с желтизной. Он брился, по привычке бывшего чиновника, но редко, лицо уже начала покрывать густая седая щетина. Его фрак застегнут на единственно уцелевшую пуговицу, порванный на локтях, манишка имеет грязный вид. В движениях его проскальзывало что-то от чиновника, некогда имевшего солидный вид. Его руки всегда имели грязный, неопрятный вид с чернотой под ногтями и окружающим казались излишне жирными.

Но, Мармеладов имеет благородную душу. Как писал о нем Достоевский: « Он был добрый, благородный. Он любил и уважал свою семью. Одно худо, что по доброте своей слишком доверялся всяким развратным людям…пил с теми, которые даже его подошвы не стоили!» Он пожалел Катерину Ивановну и ее троих детей, которые жили в нищете, женился на ней, но это только еще больше усугубило их бедственное состояние. Жена о Мармеладове: "Доброй души был человек!"

Есть у него и родная дочь Соня. Втянутый в беспробудный алкоголизм он ворует у своей жены деньги и ночами не появляется дома. Соню он любит, но, берет у нее деньги, которые она зарабатывает «непристойной работой». Она содержит всю семью. «Какие от него доходы? Он пьяница, все пропивал, у нас все крал и относил в кабак, жизнь семьи и мою всю в кабаке извел!»,- говорит Соня. Тем не менее, Мармеладов образован и у него есть чувство собственного достоинства. В глазах окружающих он смешон, но всем своим видом пытается показать, что он не совсем опустился и тоже что-то значит.

В пьяном состоянии после встречи с Раскольниковым Мармеладов на улице угодил под лошадь. Он скончался от травм. Раскольников принимает участие в похоронах, дает вдове Мармеладова деньги на погребение. Как вспоминает Катерина Ивановна в день похорон, у ее мужа нашли в кармане мятный петушок, который он купил своей любимой приемной дочке Лидочке. Он был любящим отцом. В тот же день Катерина Ивановна упадет на улице и умрет от кровотечения. Малолетние дети осиротели и попали в детский дом.

Мармеладов образован, не глуп, но страдает душевными муками из-за своей алкогольной зависимости и не может от нее избавиться. Он бессовестно ворует последние сбережения у своих домашних, и осознает, что понемногу перестает быть человеком. Он интеллигентный и не лишен самокритики, понимает, что поступает не по-человечески. «Я - скот!»- говорит он про себя. У него болит сердце, от того, что он вынужден постоянно пресмыкаться.

Разговор Мармеладова и а в грязной пивнушке передает атмосферу ужасающей и ничтожной жизни того времени. В своем романе Достоевский показывает, как капиталистическое общество относится к простому человеку, уважение возможно только к благополучным и обеспеченным гражданам. Злоба, ненависть равнодушное отношение общественности способствуют совершению преступления обычным человеком, но это преступление, прежде всего, против него самого.

Сочинение «Характеристика и уроки Мармеладова». Анализ эпизода, где состоялась встреча Раскольникова с Мармеладовым в трактире. Трагедия семьи Мармеладовых

Петербургские образы в романе «Преступление и наказание» образуют собой мрачную картину нравов городского дна, которое наблюдали современники Достоевского. Семейство Мармеладовых – самая яркая галерея характеров, иллюстрирующих глубину падения нищих людей. Все члены этой семьи, как будто с подбитыми крыльями: они упали и не могут подняться, лишь бессильно ворочаются на земле. Они могли бы быть сонными городскими обывателями, которые не привлекли бы нашего внимания, но единственный их кормилец запил и повлек своих домочадцев на дно. Именно Мармеладов повинен в том, что его семья стала нищей и безнравственной. Одна из главных тайн романа: почему он это сделал? Поэтому больше всего в произведении меня заинтересовал образ бывшего чиновника Мармеладова.

Примечательно, что автор придает этому образу большое значение. Диалог Раскольникова и Мармеладова в трактире выходит за рамки сюжета и повествует нам о чем-то, более важном для замысла Достоевского, а не для его реализации. Писатель хотел донести до нас не конкретную жизненную историю, а весь ужас нищеты, на которую люди попросту закрывают глаза, чтобы не видеть, как за финансовым крахом приходит нравственный.

Именно с этого момента мы начинаем узнавать Семена Захаровича. Этот человек сразу привлек внимание Раскольникова. В глазах Мармеладова «светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». Обличие Мармеладова выдавала в нем нищего алкоголика, который деградировал до последней степени. Никто бы не подумал, что когда-то он был титулярным советником. Более того, он даже взял в жены вдову с тремя детьми, так как мог обеспечить им достойное существование. Но что-то надломилось в сердце героя: он начал пить и своим поведением довел свою жену до чахотки, а единственную дочь до панели. Все это узнает Родион от Мармеладова в трактире и лишний раз убеждается в правильности своей теории, ведь его жертва наживалась на таких страшных историях.

Почему же Мармеладов спился? Как сложилась судьба Мармеладова — маленького человека? Я думаю, причина в слабости его характера. Катерину Ивановну он взял в жены из жалости, на службе многого не добился и на все бедствия, обрушившиеся на него, он реагировал так: «А я… лежал пьяненькой-с». Когда жену избили – он смолчал. Когда дочь пошла на панель – он стерпел. Более того, герой даже не может бездействовать без поддержки, ему нужен слушатель, который его утешит. Все это указывает на то, что чиновник потерял свое достоинство еще на службе, когда им всячески помыкали высшие чины. Его сломали, ведь каждодневное унизительное бесправие отупляет людей, делает их равнодушными ко всему. Как мы видим, он — не плохой человек: сострадательный, добрый и отзывчивый к чужому горю. Но рабское положение уничтожило в нем личность, и от этой утраты он начал беспробудно и самозабвенно пить. От него уже ничего не осталось, он нищ духом, ведь потерял достоинство.

Самое трагическое обстоятельство в истории Мармеладова – ее типичность. Таких Семенов Захаровичей полон трактир, и все они ищут, чем же заполнить эту духовную пустоту, где раньше было достоинство. Эти люди растоптаны, унижены и доведены до предела. И в этих бесчисленных преступлениях против личности есть вина каждого из нас. Достоевский создал Семена Мармеладова, чтобы показать нам это.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Семья Мармеладовых и ее роль в романе «Преступление и наказание»

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание — одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей — матери, сестры, друга. Достоевский справедливо утверждая, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием.

Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.

Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в «Преступлении и наказании» много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.

Семья Мармсладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова. Да, Соня — «блудница», как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой — «несколько, книг содержания романтического», видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?

Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями. Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькими детьми, мы видим лишь в нескольких эпизодах. Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.

Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникава происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, однако еще не до конца уверовав в свою «наполеоновскую» теорию. Родион находится в каком-то лихорадочном состоянии: окружающий мир для него существует, но как бы в нереальности: он почти ничего не видит и не слышит. Мозг сверлит только один вопрос: «Быть или не быть?» Для Раскольникова Мармеладов — просто пьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием. Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Семене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все же проглядывает что-то человеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его настоящее положение. Он не винит жену в том, что она, может быть, сама того не желая («не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле…»), толкнула Соню на улицу. Дочь же Мармеладова вообще считает святой. Семен Захарыч раскаивается в своей «слабости», ему тяжело видеть голодных детей и чахоточную Катерину Ивановну, в запальчивости он кричит: «…Я прирожденный скот!» Мармеладов — слабый, безвольный человек, но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувствовать чужую боль и несправедливость. Душа его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.

Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали без насмешки и хотя бы попытались понять.

Соня смогла понять убийцу-Раскольникова, значит и Мармеладов заслуживает если на оправдания, то по крайней мере сострадания. Совсем другой человек Катерина Ивановна. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же — натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.

О бедственном положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча автор «Преступления и наказания» рассказывает для того, чтобы читатель почувствовал ту душную, тесную, невыносимую атмосферу Петербурга шестидесятых годов девятнадцатого столетия, в которой вынуждены были жить социальные низы общества.. А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и теория «сверхчеловека» родилась именно в такой обстановке.

Широко известен термин «Петербург Достоевского». В «Преступлении и наказании» «Петербург Достоевского» — это увеселительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: «пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных…», комнаты — «гробы» в полуразвалившихся домах.

Семья Мармеладовых — одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако роль семьи Мармеладовых не ограничивается лишь созданием фона, на котором развивалась трагедия преступления Родиона Раскольникова.

Ф.М. Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых, читатель ясно видит Достоевского — гуманиста с его любовью к «маленьким людям» и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – одно из самых глубоких и сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей – матери, сестры, друга. Достоевский утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием. Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как замечательно постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя. Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в «Преступлении и наказании» много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Расколь-никовы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.

Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладо-вой, .ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

Да, Соня – «блудница», как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее душу. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой – «несколько книг содержания романтического», видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?

Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями. Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькими детьми, мы видим лишь в нескольких эпизодах. Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.

Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникова происходит в самом начале романа, когда Раскольников решился на убийство, но до конца не уверовал в свою «наполеоновскую» теорию. Родион находится в каком-то лихорадочном состоянии: окружающий мир для него существует, но как бы в нереальности: он почти ничего не видит и не слышит. Его мозг сверлит только один вопрос: «Быть или не быть?» Для Раскольникова Мармеладов – просто пьяненький завсегдатай распивочной. Поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием. Этот, грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену

и просящий у дочери-проститутки деньги НЕ похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Семене Захарыче сквозит его отталкивающую внешность все же проглядывает что-то человеческое. Чувствуется что его мучает совесть, что ему больно и противно его настоящее положение. Он не винит жену в том, что она, может быть, сама тоге не желая («не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точной смысле…»), толкнула Соню на улицу. Дочь же свою Мармеладов вообще считает святой. Семен Захарыч раскаивается в своей «слабости», ему тяжело видеть голодных детей и чахоточную Катерину Ивановну, в запальчивости он кричит: «Я прирожденный скот! Мармеладов – слабый, безвольный человек, но он способен остро чувствовать чужую боль и несправедливость. Душа его не очерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.

Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен, да и не т
ак много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали без насмешки и хотя бы попытались понять. Соня смогла понять Раскольникова-убийцу, значит, и Мармеладов заслуживает если не оправдания, то, по крайней мере, сострадания.

Совсем другой человек – Катерина Ивановна. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же – натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.

О бедственном положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча автор «Преступления и наказания» рассказывает для того, чтобы читатель почувствовал ту душную, тесную, невыносимую атмосферу Петербурга, в которой вынуждены были жить социальные низы общества. А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и теория «сверхчеловека» родилась именно в такой обстановке.

Семья Мармеладовых – одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако роль семьи Мармеладовых не ограничивается лишь созданием фона, на котором развивалась трагедия преступления Родиона Раскольникова.

Широко известен термин «Петербург Достоевского». В «Преступлении и наказании» «Петербург Достоевского» – это увеселительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость подавляющего большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни.

Ф. М. Достоевский путем противопоставления характеров членов семьи Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых читатель ясно видит Достоевского-гуманиста с его любовью к «маленьким людям» и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.