Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музей стекла завода красный май. Музей стекла завода "красный май"

Музей стекла завода красный май. Музей стекла завода "красный май"

История развала завода «Красный май» в некотором смысле каноническая. Предприятие достойно пережило 90-е во главе с «красным директором» Л. Шапиро. В начале нулевых в совет директоров завода были введены новые люди, которые быстро довели его до банкротства и приватизировали. Главным учредителем ООО «Стекольный завод «Красный май» до сих пор числится Михаил Пружинин, а соучредителем – Андрей Устиновский. Оба находятся уже 5 лет в розыске по громкому уголовному делу в отношении ОПГ «Ростовские». Следствие считает их главарями этой преступной группировки, костяк которой, несмотря на название, составляли жители Петербурга. Остальные «ростовские» получили в 2011 году реальные сроки по обвинениям в вымогательстве, мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями.

Константин Литвин

главный художник
завода «Красный май»
с 1986 по 2002 гг.

В 90-е годы, когда директором был Леонид Дмитриевич Шапиро, завод выживал. Мы шли даже достаточно прилично по сравнению с другими. Потом Шапиро ушел на пенсию, была какая-то чехарда с руководством, но мы еще работали, наконец, в 2002 году пришел новый директор Валов, поставили его питерские товарищи вместе с тогдашним мэром города Хасаиновым. Для начала они решили приватизировать завод. Для того, чтобы купить его за копейки, они его обанкротили. Они обанкротили, погасили все печи и разогнали всех сотрудников. Это был 2002 год. Завод они получили, но обратно он не заработал. Что-то подобное переживали тогда все большие стекольные заводы. И Гусь-Хрустальный, и Дятьково, они перебирались из одного банкротства в другое, третье, но оставались на плаву. Так, худо-бедно, но шевелились. А вот наш в общем пошел ко дну.

А вообще наш завод был третьим по величине стекольным заводом в стране. Гусь-Хрустальный, Дятьково и «Красный Май». Лучший период его деятельности – это было более трех тысяч работающих и очень широкий ассортимент посуды и осветительной арматуры. В общем, один из лучших заводов был. И первый завод по цветному стеклу, наверное, вообще лучший в стране. У нас варили такие стекла, как сульфидное,рубиновое и так далее. Неслучайно заказ на кремлевские звезды именно мы получили. Это была гордость страны.

Эти странные люди, появившиеся в совете директоров, не слушали меня, не слушали других специалистов и занимались только тем, что выводили деньги из предприятия

Теперь там ничего не осталось кроме музея. Сначала они распродали все, что было железного, на металлолом, а закончили тем, что разбирали все перегородки кирпичные, которые в цехах были, продавали кирпич и сдавали цеха. Хотя перед окончательным закрытием мы их уговорили, они включили печь, и эта печь каждый месяц давала прибыль в миллион рублей. По тем временам это были очень приличные деньги.Я им говорил, как главный художник: «Включите печь, мы сделаем ассортимент и заработаем энное количество денег, построим еще две печи, потом купим новую линию и так далее. Нельзя сказать, что никто не покупал продукцию. У нас же были еще такие вещи, как листовое стекло цветное. Мы были монополисты. Никто в стране больше не делал вот это цветное узорчатое стекло, стекло с рисунком, оно еще и армированное. Индийское, которое экспортировали, было на несколько порядков дороже. Строительные и мебельные компании с радостью покупали это стекло. Но эти странные люди, появившиеся в совете директоров, не слушали меня, не слушали других специалистов и занимались только тем, что выводили деньги из предприятия. Некомпетентность – вот что похоронило наш завод.

Музей, конечно, жалко. Он тоже принадлежит этим товарищам. Там здание, которое не отапливается вообще. И там одна девочка, которая приезжает, только если экскурсию заказывают. А экспонаты там представляют большую культурную и материальную ценность. Заводу больше 150 лет, много дореволюционной продукции, когда это еще был завод купца Болотина, поставщика его императорского величества, между прочим.

Некомпетентность – вот что похоронило наш завод.

Мы-то с женой нормально пережили, мы художники, у нас мастерская, занимаемся холодной обработкой. Набрали заказов, делаем выставки, ведем достаточно активную творческую жизнь. А вот для многих рабочих остановка завода оказалась равносильна смерти.

Поскольку предприятие был градообразующим, на нем в поселке работали почти все. Кто-то после закрытия поехал охранником работать, кто-то в Москву, кто-то уехал на другие заводы, кто-то спился, кто-то умер, кто-то вообще покончил с собой. Жутко. Просто об этом без слез невозможно говорить. Понимаете, многие мастера обладали узкой специальностью при очень высокой квалификации, к работе своей относились с гордостью и уважением, – и вдруг оказались у разбитого корыта. Другие заводы тогда тоже на ладан дышали, работы по специальности нет, и когда такой мастер идет охранником устраиваться, это, конечно, трагедия.

Когда завод закрыли, взрослые мужики и деды, которые там работали, они просто плакали все. Они остановили печи со стеклом, полные печи. Обычно печь когда останавливают, ее всю вычерпывают, ее вырабатывают полностью для того, чтобы потом зажечь. А здесь печи были просто выключены, и все. Мужики ревели. Это же означало, что все, конец, песня спета, продолжения не будет. Я говорил, просто прокатилась серия самоубийств. Завод – это же не оборудование, это люди. Они тут поколениями работали. Я знал выдувальщика в седьмом поколении! Представляете, его прапрадеды с середины 19 века тут работали. Для таких, как он, просто стимул жить пропал.












По общему мнению, «Ростовские» действовали в тесной связке с городской администрацией. Пружинин («Пружина») и Устиновский официально являлись помощниками мэра, в здании администрации у них были кабинеты. Мэр Хасаинов пробыл у власти почти 15 лет, получив за это время контроль над многими предприятиями города. В 2009 году в Вышнем Волочке было организовано оппозиционное мэру и его команде движение «Новый город». Власть удалось поменять, но ненадолго. Перед уходом Хасаинов провел через местное собрание закон, ограничивающий срок полномочий главы города до двух лет. В 2011 году мэром стал Алексей Пантюшкин, друг Хасаинова. Срок полномочий был вновь продлен до четырех лет, но трагическое происшествие не позволило исполнить их до конца. Ранним утром 19 июля этого года Алексей Пантюшкин умер от разрыва сердца в номере-люкс пятизвездочного отеля в Турции. О его смерти сообщила девушка, оказавшаяся с ним в это раннее время в одном номере. Впрочем, упоминания о ней в российскую прессу почти не просочились. Вместе с мэром в пятизвездочном отеле отдыхали еще 12 городских чиновников разного уровня и пола – все без семей. На какие деньги была организована поездка, так и осталось неизвестным. Пантюшкина похоронили на городской Аллее Славы. Вышний Волочек ждет новых выборов.

Евгений Ступкин

краевед, бывший депутат вышневолоцкой гордумы,
один из основателей движения
«Новый город»

У нас же практически процентов 70 предприятий города закрыто или уничтожено с помощью Хасаинова. Он действовал в русле той же политики, что была в Твери и в Москве, просто отличался размерами. Дорогу строили сейчас окружную для федеральной трассы - так выяснилось, что чуть ли не половина земли, по которой она прошла, принадлежит Хасаинову. Но он же ничего не изобрел. Бывший губернатор Зеленин скупил все лучшие земли Тверской области по дешевке.

Вышний Волочек был индустриальным центром – вторым по значимости городом Тверской области. Все эти заводы знаменитые наши пошли под нож. Не только «Красный май». Например, завод дубильных экстрактов – таких во всей России меньше десятка – уникальную, незаменимую продукцию выпускал. Сегодня даже руин от него не осталось – и покупаем ту же продукцию, правда, худшего качества и много дороже, за рубежом. Знаменитый Зеленогорский завод ферментных препаратов - уникальный завод, уникальные разработки. Обанкротили.

Построили прекрасный кирпичный завод – построили на госденьги, тут же его обанкротили, и та же самая фирма, которая его строила, купила его уже в 10 раз дешевле, понимаете? То есть схема перехода бюджетных денег в частный карман отработана чётко.

У нас же ничего не осталось сейчас. Ну, единственно, что - лес… - лесокомбинат живой, леспромхоз живой. Там директорами нормальные мужики. Большинство лесных предприятий в стране сегодня только и знают, что вырубить и сразу же продать кругляком. Наши леспромхоз и лесокомбинат кругляк не продают совсем – все сырьё идёт в переработку. А большинство просто везут кругляк.

До сих пор половина Вышнего Волочка, практически вся инфраструктура города, все системы жизнеобеспечения города находятся в частных руках, то есть контролируются Хасаиновым и его подельниками. Вода, газ, свет, тепло, все. Даже если нет никаких денег, все равно же люди будут за это платить. И тарифы на эти услуги у нас растут стремительно. Это даже не оголтелый капитализм, это что-то другое. Например, раньше можно было различить – вот это бандит, вот это чиновник. Сегодня эти два понятия настолько слились, что стали единым целым. Единая система, жесткая снизу до верху, вертикальная, мощная, прочная, хорошая. Как ее разрушить, я, например, ума не приложу.

Хасаинова уже шесть лет, как нет у власти, но если человеку принадлежит половина города, каким образом городской власти с ним можно не контактировать? Естественно, с ним считаются. Вышний Волочек - это не что-то уникальное, так работает система по всей России.

До чего доходило – строили завод на госденьги, тут же его банкротили, и та же самая фирма, которая его строила, покупала его уже в 10 раз дешевле, понимаете?

Хасаинов почти 15 лет правил. Одним из тех, кто его сбрасывал, был я. Мы сначала на 70% свою Думу собрали, где не было его холуев, а потом уже и его скинули. Но, как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Руководил борьбой с Хасаиновым Бабушкин, он уже потом выразился как-то, что операция по свержению Хасаинова - лучший его бизнес-проект. В общем, так и вышло. Мэром стал родственник Бабушкина, с командой Хасаинова они быстро договорились и разделили сферы влияния. В общем, всех нас кинули – всю команду, которая смогла убрать Хасаинова из мэров, да по большому счёту, и весь город – всех его жителей, 80 % которых проголосовали за смену власти. Я из «политики» ушёл - снова занимаюсь своим любимым краеведением, дописываю книгу «Вышневолоцкая пушкиниана» - почти два десятка друзей и знакомых Пушкина жили в наших краях, представляете?!

Музей стекла завода ʺКрасный майʺ расположен в поселке Красномайский, недалеко от Вышнего Волочка, Тверской области. Музей был основан в 1968 году. Здесь представлены изделия конца XIX - начала XX века. Все экспонаты поражают своим богатством цвета и различными способами обработки и декорирования.





Особенно примечательны разноцветные керосиновые лампы с легкими абажурами (лампа Болотина). Сам завод существует с 1859 года. Он был основан как химический Московским титулярным советником Самариным. Но Самарину не хватило средств на дальнейшее развитие производства и завод был куплен вышневолоцким купцом II гильдии Андреем Васильевичем Болотиным. В 1873 году хозяева завода – купцы Болотины – построили первую печь, на которой вырабатывалась стеклянная посуда: столовая, кондитерская, плафоны. В том же году на завод приезжает опытный стекловар – обладатель тайны составления шихты для варки цветных стекол – Василий Алексеевич Векшин. И впервые в России на Болотинском заводе начали варить цветное стекло с разнообразной цветовой гаммой. В 1920 году завод национализировали и он перешел в собственность государства. Первого мая 1923 году состоялось собрание рабочих и служащих завода, на котором было принято решение о переименовании завода в завод ʺКрасный майʺ. С этого времени завод стал расширяться, начали строить новые стекловаренные печи. В годы Отечественной войны (1942-1945) в больших количествах завод вырабатывал техническое стекло для нужд Военно-Морского флота и авиации, изготавливались семафорные и светофорные линзы, ламповое стекло, аккумуляторные сосуды. В 50-60 годы на заводе получает распространение разделка стеклоизделий золотом, эмалью, люстрой, силикатными красками. Выпускались также изделия из двух-трехслойного стекла. Но особенно прославились красномайцы сульфидным стеклом, которое не зря называют ʺрусским чудомʺ за неисчерпаемое богатство цвета. И еще его называют так за исключительное свойство изменять окраску в зависимости от температуры и длительности обработки, что придает массовому изделию уникальную неповторимость. Этот материал был освоен заводом в 1959 году, ʺКрасный майʺ являлся, по существу, единственным предприятием не только у нас в стране, но и во всем мире, где сульфидное стекло закрепилось как непременное стекло заводского ассортимента. Экспозиция музея очень богатая - около 4000 экспонатов. Помимо образцов массовых изделий, в музее представлены уникальные творческие работы, выполненные из редких и необычных видов материалов. Следует упомянуть о представленном в музее рубиновом стекле, из которого сделаны кремлевские звезды. Кроме того, заводом изготовлена звезда, установленная в Бузлудже (Болгария). Музей открыт для посетителей в рабочие дни с 9 до 14, стоимость входа составляет 30 рублей. В 2002 году на заводе остановили стекловаренные печи. Даже при плановом холодном ремонте печи слив стекла и следующий после ремонта запуск печи, это процесс долгий и дорогостоящий, а так, при остановке без надежд на будущее, шансов на следующий запуск почти нет. Но, видимо, и восстанавливать производство никто не собирался. Печи с застывшим стеклом просто сломали. Сейчас вся территория завода частично руинирована, частично медленно ветшает.

(Это моя первая запись, поэтому прошу не судить строго.)
Этим летом в июле месяце был с семьей на отдыхе в пос. Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области. Бываю там уже не первый раз, и знаю о давно не работающем стекольном заводе. От жены знал, что на заводе существовал музей историчесских экспонатов завода и современные произведения стекольного искусства. Был уверен, что музея уже не существует, т.к. завод уже много лет банкрот, на его территории происходит торопливый распил остатков оборудования на металлолом. И вот, от одного знакомого услышал, что кто-то посещал музей совершенно недавно. Я решил тоже попытать счастья, и пошел на проходную завода, чтобы узнать информацию о времени работы.

Придя туда я узнал, что в музей можно попасть с 9 до 14 часов в любой день, кроме субботы и воскресенья. Так-как было уже поздно, то перенес поход на другой день.
На утро я как штык в 9 утра стоял на проходной. Женщина, которая заведует музеем еще не было, поэтому я разглядывал помещение холла. Там были размещены какие-то игровые автоматы, целый склад, какие-то мотороллеры, квадроциклы, и много чего еще в кучу. Мое внимание привлекла ручка входной двери. Видимо входная дверь из толстенного стекла сохранилась в первозданном виде.

Вскоре пришла зав.музеем. По моему ее зовут Светлана (отчества не знаю). Доброжелательная женщина лет тридцатипяти (это на мой взгляд). Сразу повела меня через территорию завода к зданию музея. К слову сказать, дорожка к музею вся заросла травой, о чем после мне посетовала Светлана.
Открыв замок на двери мы поднялись на второй этаж отдельного здания. Перед моим взором предстали витрины и стелажи полные экспонатов. Такого скопления стеклянных предметов я давно не видел!!! Заручившись разрешением, я начал фотографировать, проходя далее в зал.

Раньше этот завод был очень известен, из уст жены я раньше слышал, что Кремлевские звёзды делали именно на этом заводе, в записях музея нашел подтверждение этой информации. Даже на одной тумбе лежат в качестве экспонатов точно такие же стекла, вот они снизу два треугольничка:

Выяснил, что завод оказывается существует с 1859 года. Основан купцом II гильдии Андреем Васильевичем Болотиным. Немного истории:
Стекольный завод «КРАСНЫЙ МАЙ» расположен на берегу реки Шлина. Один из крупнейших в стране, он был основан в 1859 году как химический Московским титулярным советником Самариным. Но Самарину не хватило средств на дальнейшее развитие производства и завод был куплен вышневолоцким купцом II гильдии Андреем Васильевичем Болотиным. В 1873 году хозяева завода - купцы Болотины - построили первую печь, на которой вырабатывалась стеклянная посуда: столовая, кондитерская, плафоны. В том же году на завод приезжает опытный стекловар - обладатель тайны составления шихты для варки цветных стекол - Василий Алексеевич Векшин. И впервые в России на Болотинском заводе начали варить цветное стекло с разнообразной цветовой гаммой. Уже в 1882 и 1886 годах новая продукция завода, «совершенно замечательная по своему разнообразию и неожиданному изяществу» (как оценил ее известный в свое время профессор - «стекловед» А.К.Крупский), была удостоена двух золотых и двух серебряных медалей Всероссийских художественно-промышленных выставок в Москве и Нижнем Новгороде за богатую цветовую гамму и за тщательность обработки. В 1920 году завод национализировали и он перешел в собственность государства. Первого мая 1923 году состоялось собрание рабочих и служащих завода, на котором было принято решение о переименовании завода в завод «КРАСНЫЙ МАЙ». С этого времени завод стал расширяться, начали строить новые стекловаренные печи. В годы Отечественной войны (1942-1945) в больших количествах завод вырабатывал техническое стекло для нужд Военно-Морского флота и авиации, изготавливались семафорные и светофорные линзы, ламповое стекло, аккумуляторные сосуды. В 40-е годы очень важный период в истории завода, когда с честью был выполнен первый правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для кремлевских звезд. В 1946 году задание было выполнено успешно. В 50-60 годы на заводе получает распространение разделка стеклоизделий золотом, эмалью, люстрой, силикатными красками. Выпускались также изделия из двух-трехслойного стекла. Но особенно прославились красномайцы сульфидным стеклом, которое не зря называют «русским чудом» за неисчерпаемое богатство цвета. И еще его называют так за исключительное свойство изменять окраску в зависимости от температуры и длительности обработки, что придает массовому изделию уникальную неповторимость. Этот материал был освоен заводом в 1959 году, «КРАСНЫЙ МАЙ» являлся, по существу, единственным предприятием не только у нас в стране, но и во всем мире, где сульфидное стекло закрепилось как непременное стекло заводского ассортимента.

Оказывается такими могут быть керосиновые лампы:

И вообще меня поразило разнообразие форм и цвета, и всё это стекло в умелых руках мастеров. Вот еще несколько интересных экспонатов:
Забавный сапожок:

Абстрактная ваза:

Олимпийский мишка на графине)))
Интересная абстрактная задумка художника:

Букет из зеленого стекла:
Кувшинчик:

Необычные тыквы)))
Какой благодатный материал-стекло в руках мастера. Цветы очень похожи на настоящие, очень изящные лепестки:

Этот экспонат меня заинтересовал, т.к. в 1981 я сам родился)))

Ходатайство Тверскому губернатору о строительстве завода:

К сожалению фотографии были без подписей... как и все экспонаты в музее.


Вот в таком виде находятся старинные документы и фотографии (приклеенные к стенду, а стенд убран за экспонаты к стене):

Макет печи для переплавки песка в стекло:
На самом деле фотографий очень много, и кто интересуется, может зайти на мою страничку Яндекс-фоток .

Вдоволь поснимав, я решил более не задерживать Светлану. Вместе мы вышли к проходной, где она сказала, что так торопилась, что забыла взять плату за посещение. Я сначала насторожился, но когда мне озвучили сумму в 30 рублей, я расслабился, ведь сделать кучу интересных фотографий стОит определенно дороже. На этом мой поход в музей закончился. Сетую, что забыл сфотографировать саму надпись на здании "Музей завода".
Посещение музея оставило двоякое впечатление. С одной стороны - восхищение работами, с другой - удручающее состояние самого завода, и беcперспективность этого музея. Уже по приезду домой выяснил, что завод выставлен на продажу за 152млн рублей (либо 5,72 млн $). Как следовало из текста сопровождающего объявление: здания и оборудование не представляет ценности и интереса, и подлежат сносу. Интерес представляет инфраструктура: удобство подъезда, собственная ветка ж/д, мощности электричества и газа. То-есть интересно тому, кто решит построить на этой территории завод с нуля.

А вот что удалось узнать о перспективах музея: Новые Питерские хозяева завода пытались вывезти коллекцию в Санкт-Петербург. И видимо хотели "толкнуть" экспонаты с аукциона, но пока возмущенный народ и местная пресса помешала. Подробности в

На обратном пути заехали в это странное место. Нас еще долго не хотели сюда впускать, но гид как-то уболтал кого нужно. Это поселок Красномайский и музей теперь уже бывшего стекольного завода.

Здание администрации советской постройки, но сам завод существует с 1859 года. Правда, начинался он как химический завод. Первый хозяин московский титулярный советник Самарин не нашел средств для развития и продал все производство вышневолоцким купцам Болотиным. В 1873 году была построена первая печь для варки стекла. Визитной карточкой завода уже тогда стало цветное стекло. А это фрагмент заводской ограды.


Завод в 20 годы ХХ века был национализирован и благополучно развивался до нашего времени. Что случилось дальше объяснять, наверное, не нужно. На территории сейчас запустение и руины.


В советское время был открыт музей завода в отдельном здании на территории. Он существует и сейчас, в законсервированном и застывшем состоянии. Там нет отопления и странное ощущение остановившегося времени. Такая зона отчуждения, как в Чернобыле. Как будто все разом остановилось.

А между прочим, здесь огромная коллекция. Даже музей в Гусь Хрустальном так не впечатляет. Это все промышленные образцы, но есть и авторские работы.


Тоже массовое производство. Знакомые плафоны, не?


И еще. А вот решетка авторская, вот не помню то ли выставочная, то ли дипломная работа.

Завод был одним из крупнейших предприятий в стране и производил почти 80% всей продававшейся тогда стеклянной посуды.


Это мало кто знает, но даже рубиновое стекло кремлевских звезд было сварено здесь на заводе "Красный май"! А это самые первые образцы продукции, еще времен купцов Болотиных.


И это тоже.


Завод уже тогда специализировался на создании плафонов для ламп.

Вот чего никогда не понимала, так это создание таких композиций. То ли ваза, то ли светильник.

А это уже авторские работы. Завод особенно прославился сульфидным стеклом, которое называли "русским чудом". Это стекло меняет окраску в зависимости от температуры и времени обработки.


А теперь про остановившееся время. Поясниения к экспонатам напечатаны на машинке.

Музей занимает весь второй этаж здания. Вся экспозиция тоже из тех времен.


Куски этого самого стекла.

И ведь все это авторские работы! То есть не просто типовая вазочка, а целая композиция, где все предметы в одном единственном экземпляре.


А я к сожалению не записала фамилии художников.


А ведь это такое же творчество. Только вот его никто не видит.


Специализация на плафонах и светильниках и в советское время никуда не делась.

Вот только не помню, что дарили партсъезду

А что дорогому Леониду Ильичу)) Но какие-то из этих светильников и сейчас стоят в Кремле. Кажется, все-таки вот эти.

Очень много ваз. Все нестандартные и сами по-себе хороши.


А вот у этой работы я нашла автора. "Родничок" Сергей Коноплев 1974 год. Это была массовая серия, наверное, можно даже найти экземпляры.


Еще вазы. По-моему, они лучше всего смотрятся вместе.


Интересно, как та дальняя композиция называется?)


Вот эти снежно-зеленые нравятся.

Еще интересная вещь - стеклянные цветы. Здесь белые.

А здесь зеленые.


Вазы-жирафы.

Так как получилось очень уж много, сделаю вторую часть.

Стекольный завод «КРАСНЫЙ МАЙ» расположен на берегу реки Шлина. Один из крупнейших в стране, он был основан в 1859 году как химический Московским титу-лярным советником Самариным.

ИСТОРИЯ СТЕКОЛЬНОГО ЗАВОДА «КРАСНЫЙ МАЙ»

Стекольный завод «КРАСНЫЙ МАЙ» расположен на берегу реки Шлина. Один из крупнейших в стране, он был основан в 1859 году как химический Московским титу-лярным советником Самариным. Выпускалась такая продукция, как купорос, купорос-ное масло, лампадное масло, нашатырный спирт, крепкие водки и другие различные кислоты. Но Самарину не хватило средств на дальнейшее развитие производства и завод был куплен вышневолоцким купцом II гильдии Андреем Васильевичем Болотиным. В 1873 году хозяева завода – купцы Болотины – построили первую печь, на кото-рой вырабатывалась стеклянная посуда: столовая, кондитерская, плафоны. В том же году на завод приезжает опытный стекловар – обладатель тайны составления шихты для варки цветных стекол – Василий Алексеевич Векшин. И впервые в России на Боло-тинском заводе начали варить цветное стекло с разнообразной цветовой гаммой. Уже в 1882 и 1886 годах новая продукция завода, «совершенно замечательная по своему разнообразию и неожиданному изяществу» (как оценил ее известный в свое время профес-сор - «стекловед» А.К. Крупский), была удостоена двух золотых и двух серебряных медалей Всероссийских художественно-промышленных выставок в Москве и Нижнем Новгороде за богатую цветовую гамму и за тщательность обработки. В 1920 году завод национализировали и он перешел в собственность государства. Первого мая 1923 году состоялось собрание рабочих и служащих завода, на котором было принято решение о переименовании завода в завод «КРАСНЫЙ МАЙ». С этого времени завод стал расши-ряться, начали строить новые стекловаренные печи.

В годы Отечественной войны (1942-1945) в больших количествах завод вырабатывал техническое стекло для нужд Военно-Морского флота и авиации, изготавливались семафорные и светофорные линзы, ламповое стекло, аккумуляторные сосуды. В 40-е го-ды очень важный период в истории завода, когда с честью был выполнен первый правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для кремлевских звезд. В 1946 году задание было выполнено успешно. В этом же году заводу вручено Красное знамя ВЦСПС и Наркомата легкой промышленности на вечное хранение. За годы вой-ны заводской коллектив 23 раза занимал первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании среди предприятий легкой промышленности с вручением перехо-дящего Красного Знамени. Семь раз заводу присуждали II место.

В 50-60 годы на заводе получает распространение разделка стеклоизделий золотом, эмалью, люстрой, силикатными красками. Выпускались также изделия из двух-трехслойного стекла. Но особенно прославились красномайцы сульфидным стеклом, которое не зря называют «русским чудом» за неисчерпаемое богатство цвета. И еще его называют так за исключительное свойство изменять окраску в зависимости от темпера-туры и длительности обработки, что придает массовому изделию уникальную неповторимость. Этот материал был освоен заводом в 1959 году, «КРАСНЫЙ МАЙ» являлся, по существу, единственным предприятием не только у нас в стране, но и во всем мире, где сульфидное стекло закрепилось как непременное стекло заводского ассортимента.

Мастера «Красного Мая» хранят и продолжают вековую традицию работы с цветным стеклом, свободно владея всем кругом приемов обработки материала. Изготовление цветного стекла привлекло к себе внимание многих известных художников-специалистов по стеклу, выполняющих на «Красном Мае» свои произведения, заду-манные в цвете.

На заводе трудились петербургские художники: заслуженный художник РСФСР Б.А. Смирнов и Д.Н. Дэемяшкевич, москвичи Л.А. Фомина, Т.П. Сажин, Л.И. Савельева, В.А. Филатов, заслуженные художники РСФСР Г.А. Антонова, А.Я. Степанова, С.Г. Рязанова, эстонка Э.О. Йыги и художники из других республик.

На предприятии изготавливались вазы, сувениры, посуда, декоративные произведения, светильники, архитектурно-строительное стекло. Основу заводского ассортимента составляют новые образцы, созданные в художественной лаборатории завода, где трудились художники, имена которых известны в художественном стеклоизделии: заслужен-ные художники РСФСР А.М. Силко, С.М. Бескинская, В.Я. Шевченко, Л.А. Кучинская, художники С.А. Коноплев, В.Г.Хролов, А.И. Новиков, К.Н. Литвин, Е.Ю. Есикова.

Новые изделия художников и массовая продукция завода демонстрировалась на всесоюзных, международных выставках и ярмарках.

Таким образом, история предприятия насчитывает более 140 лет.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Стекольный завод «КРАСНЫЙ МАЙ», один из старейших заводов отрасли образован в 1859 году. Завод является градообразующим предприятием для поселка с на-селением 7000 жителей, большинство из которых работали на заводе. Предприятие известно изготовлением рубиновых звезд для московского Кремля. Завод выпускал широкий ассортимент продукции. Имеет территорию площадью 24 га, железнодорожную ветку, газопровод, другие необходимые коммуникации и элементы инфраструктуры.

Последние десять лет завод прошел через сложные процессы и в 2001 году пережил финансовый кризис. В 2002 году проведена реструктуризация старого предприятия и подготовлены активы для осуществления инвестиционных проектов. Организовано новое юридическое лицо ООО «Стекольный завод «КРАСНЫЙ МАЙ», которое обладает необходимыми производственными сооружениями и земельными участками на праве собственности.

В настоящий момент для реализации рассматриваются следующие проекты:

1. Организация производства стеклянной тары. Рассмотрено несколько вариантов:

o Организация производства стеклянной тары мощностью 250 миллионов условной тары в год со строительством нового составного цеха. Объем инвестиций – 25 миллионов Евро.

o Организация производства стеклянной и эксклюзивной тары и электро-технического стекла прессовыдувным способом на базе 3-х 6-ти секци-онных стеклоформующих машин фирмы Bottero (Италия). Объем инве-стиций – 11 миллионов Евро.

o Еще ряд вариантов различающихся по мощности, капиталовложениям и размещению оборудования.

2. Увеличение производство стеклянной тары до 500 миллионов штук условной тары в год со строительством нового тарного цеха. Объем инвестиций – 20 мил-лионов Евро.

3. Производство архитектурно-строительного стекла (узорчатого, цветного, армированного) мощностью до 200 тысяч квадратных метров в месяц. Объем инве-стиций – 12.5 миллионов Евро.

4. Производство электротехнического стекла (плафоны, стветильники). Объем инвестиций – 1 миллион Евро.

5. Производство сортовой посуды, сувенирной и художественной продукции из простого и цветного стекла, хрусталя.

Выбор проектов в основном обусловлен исторической ориентацией завода на выпуск этого ассортимента продукции. Обоснованность работы с тарным направлением подтверждена отдельными маркетинговыми исследованиями.

Успех реализации проектов обусловлен выгодным экономико-географическим положением стекольного завода «КРАСНЫЙ МАЙ» между двумя главными рынками страны - Москвой и Санкт-Петербургом (завод расположен практически на федеральной трассе), наличием производственных площадей, основных средств, инфраструкту-ры и коммуникаций, а также необходимого производственного персонала.

Проекты полностью обеспечены сырьем для производства, причем основные виды сырья - кварцевый песок и доломит - в большом количестве имеются на месторождениях в Центральной России, а песок завод получает непосредственно из Тверской области. Разведанных запасов природного сырья для стеклотарного производства хватит еще на 100-200 лет работы отрасли. Сотрудники стекольного завода «КРАСНЫЙ МАЙ» уже имеют необходимые связи и опыт работы с поставщиками сырья для стекольного производства.

К июню 2002 года проведена техническая работа по выбору поставщиков обо-рудования, потенциальных проектировщиков и подрядчиков по всем видам работ.

Глубина проработки проектов находится на разном уровне. Так по первым трем проектам полностью готовы бизнес-планы, по остальным проведены укрупненные экономические расчеты. По тарным проектам и проекту производства архитектурно-строительного стекла получены предпроектные предложения и технико-экономические обоснования от отраслевого проектного института ГИПРОСТЕКЛО (Санкт-Петербург), НПЦ «Стеклогаз». Также проведены переговоры и выбраны потенциальные поставщики и подрядчики.

По всем проектам проведены переговоры с потенциальными потребителями продукции, по тарным проектам уже заключены договора на поставку продукции в 2003-2004 годах.

Основным вопросом для запуска данных проектов остается вопрос финансирования. Он может решаться с учетом возможности осуществления проектов как в рамках одного юридического лица, так и выделения отдельных проектов в отдельные юридические лица.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.

Первое ограничение связано с мощностью и состоянием существующего составного (сырьевого) цеха. При незначительной модернизации существующий цех может выдавать до 250-300 тонн шихты (сырья) в сутки. При комплексном рассмотрении вышеуказанных проектов необходимо учесть возможность снабжения всех производств сырьем одновременно.

Используя существующий составной цех можно говорить о работе производств с суммарным потреблением шихты 250-300 тонн.

Для крупного тарного производства необходимо строительство нового составного цеха, что учтено в соответствующем инвестиционном проекте. Новый составной цех сможет обеспечить объемы производства 300-600 тонн шихты в сутки, с возможно-стью увеличения его мощности при незначительных капиталовложениях до 800-1000 тонн в сутки. Это создает возможность при благоприятной конъюнктуре рынка увеличить объемы производства, к примеру, тары, в 3-4 раза, путем строительства нового производственного цеха на существующей территории завода. Данный вариант разви-тия рассмотрен и привязан к территории институтом ГИПРОСТЕКЛО.

Второе ограничение касается одновременного осуществления проектов, так как наиболее удачное решение по некоторым из них вписывается в одно и тоже производ-ственное здание.

По всем другим вопросам завод обладает достаточной инфраструктурой.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТОВ.

ТАРНЫЕ ПРОЕКТЫ.

На сегодня в России сложилась благоприятная ситуация для инвестиций в производство пищевой стеклянной тары. Дефицит стеклотары возник по причине отстава-ния темпов развития отечественного стеклотарного производства от темпов роста спро-са со стороны российских предприятий пищевой промышленности, как в количественном, так и в качественном плане.

Отличия в предлагаемых проектах сводятся к разнице в объемах производства и возможности осуществления второго проекта со значительно меньшими инвестициями и без капитальных вложений в строительство новых производственных зданий и сооружений, нового составного цеха.

На первом этапе, по рекомендациям независимых экспертов и специалистов завода, наиболее предпочтителен к осуществлению проект по организации производства мощностью 250 миллионов условной тары в год. Этот вариант позволит создать максимально возможное при существующих ресурсах тарное производство с возможно-стью выпуска широкого ассортимента продукции в кратчайшие сроки (12-14 месяцев с момента начала финансирования).

Данный проект можно реализовать в здании цеха №5.

Полные бизнес-планы указанных проектов доступны для ознакомления и рас-смотрения.

ПРОИЗВОДСТВО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО СТЕКЛА.

В настоящий момент производство цветного узорчатого стекла и армированного стекла в России практически отсутствует. Данные виды продукции поступают на рынок страны из Белоруссии и Европейских стран. На ценообразование кроме разницы в стоимости энергоносителей, сырья и труда влияет и стоимость доставки.

Целью осуществления данного проекта является создание производства для вы-пуска продукции по характеристике «цена-качество» превышающего все существую-щие на рынке предложения.

Стекольный завод КРАСНЫЙ МАЙ производил данный вид продукции в течение 30 лет. Последние продажи перед остановкой этого производства из-за морального и физического износа были проведены весной 2002 года.

В рамках проекта завод сможет производить стекло всех необходимых размеров шириной до 1800 мм и толщиной от 2 до 15 мм.

Данный проект можно реализовать в здании цеха №5 или в здании цеха №4.

Для производства необходимо построить новую стекловаренную печь с возможностью варки цветного стекла и установить линию на базе прокатной машины. Для поставки прокатной машины выбрана немецкая фирма RUREX. Генеральным подрядчиком и проектантом является немецкая фирма HORN.

ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРО-ТЕХНИЧЕСКОГО СТЕКЛА.

Стекольный завод КРАСНЫЙ МАЙ производил до 80% электротехнического стекла в СССР. Последние годы ассортимент состоял из молочно-накладного стекла промышленного и бытового назначения.

В рамках нового проекта проведены переговоры с турецкой фирмой Адачи по сотрудничеству в производстве и реализации плафонов по турецкой технологии производительностью 500 000 – 1000 000 штук в месяц с сохранением производства обычно-го ассортимента завода.

Таким образом, проект обеспечен реализацией продукции и носит импортоза-мещающий характер.

Данное производство планируется полностью организовать в существующем здании учебно-производственного корпуса (цех №6). Производство будет состоять из двух стекловаренных печей 10 и 2 тонны, участков матирования и декорирования стекла.

СОРТОВАЯ ПОСУДА, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО И СУВЕНИРЫ.

Данное направление производства является основным историческим для завода. Музей стекла завода наглядно показывает возможности и достижения этого производ-ства. Многие работы художников включены в каталоги и хранятся в государственных музеях страны.

На первом этапе в рамках этого проекта планируется наладить производство по-суды (стаканов, изделий на ножке, салатниц, конфетниц, ваз) механизированным спо-собом на основе пресса, прессовыдувного способа, метода центробежного формования.

Рыночная стратегия сводится к производству доступной и дешевой, и в тоже время, практичной и качественной продукции для наименее состоятельных и средних слоев потребителей. Решение задачи продаж будет решаться за счет широкой дистрибуции и замещения импорта, в частности, турецких товаров.

В настоящий момент этот проект находится в стадии развития и подбора оборудования для производства, подготовки бизнес-плана.

Русская Цивилизация