Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Можайское благочиние.

Сын Божий бывает сыном человеческим, чтобы, восприняв худшее, подать нам лучшее; Адам обманулся древле и, вожделев быть Богом, не сделался,- человеком делается Бог, чтобы обожить Адама. Постная триодь. 5-я седмица Великого поста, пяток, стихиры на «Господи, воззвах» (113, 262).

Вочеловечение совершилось не в призраке, не мечтательно, но в действительности; не как через трубу Он прошел через Деву, но истинно от Нее воплотился, истинно питался от Нее молоком, действительно, подобно нам, ел и действительно, подобно нам, пил. Ибо если Вочеловечение было призрачно, то и спасение – призрак. Святитель Кирилл Иерусалимский (113, 264).

Тот, Кто во всей точности исполнил сокровенный Божественный Совет,- возлег в вертепе, в ложеснах матери и в яслях; сонмы Ангелов окружали Его. Он сидел на Небе одесную Отца и в то же время почивал в яслях, как бы превыше Херувимов. Но поистине здесь, в яслях, был тогда престол херувимский, престол царский, святое святых, престол единый славный на земле, престол святейший, потому что на нем почивал Христос, Бог наш. Святитель Григорий Неокесарийский (113, 262).

Как сделать, чтобы знамение, уже открывшееся в почти языческом Назарете, было дано, по предречению Исаии, дому Давидову (Ис. 7:13-14); чтобы Дева, Которая, по приятии во чреве от Духа Святого и после трехмесячного пребывания в доме одной родственницы, до последнего времени чревоношения оставалась жить в Назарете, не помышляя ни о каком путешествии, ни о каком переселении, чтобы она родила Вождя Израилева, по пророчеству Михея, в Вифлееме (Мих. 5:2)? Для этой цели перст Божий направил и расположил события в такой связи и последовательности, что пророческие предсказания исполнились во всей точности. Всенародная перепись (повеление о которой дано было кесарем Августом)… насколько нечаянно, настолько же с необходимостью повлекла Иосифа в отеческий город Вифлеем. Мария должна была следовать за Иосифом. Земной род Еммануила открылся в то самое время, как приспело Его рождение, и, что несколько дней назад казалось еще несбыточным, Он родился точно по пророческому предсказанию, в Вифлееме. Подлинно, все сделано, чтобы исполнилось предсказание и чтобы сквозь малые и великие дела человеческие было видимо единое великое знамение господствующего над ними дела Божия (113, 261) .

Этим Он дает особенное знамение, что, хотя бы грех унизил тебя до скотоподобных страстей и похотей, хотя бы ты совестью принужден был сам обратить к себе пророческое обличение: «человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» (Пс. 48:13),- и тогда ты не должен отчаиваться в снисхождении Спаса твоего. Он, не возгнушавшись возлечь в яслях, не возгнушается и в яслях твоей души почить Своею благодатью и Своим миром, если только ты покаянием и верой повергнешь себя перед Ним.Филарет, митрополит Московский (113, 263 ).

Бог перестал быть скрытым от людей. Стало ясным все таинственное в Священном Писании. Это не дивно, ибо Он явился среди людей: «Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:38); а между людьми что может быть утаенным? «Нет ничего… тайного»… (Мф. 10:26). Пока Бог пребывал на Небе, пока Он почивал в Своем всемогуществе: «Седяй в славе на престоле Божества», до тех пор никто не знал Его сокровенного. Его тайн, не знали даже и Его ближние святые Ангелы, всегда предстоящие Ему: «От века утаенное и Ангелом несведомое таинство». Когда же Он сошел с Неба на землю, когда стал обитать среди людей, тогда о Его сокровенном, о Его тайнах заговорили не только набожные люди, как святой Иосиф, праведная Саломия, не только важные особы, например, три восточных царя, но даже и пастухи беседуют, говорят и рассказывают о сокровенном: «рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем» (Лк. 2:17).

… Итак, открылись сокровенные тайны Божии, и Церковь ныне воспевает: «Таинство странное вижу и преславное». Что может сравниться с этим таинством? Целое небо с солнцем, луной и звездами, со всем могуществом Божиим вместилось в один малый Вифлеемский вертеп! «Небо – вертеп». Целый лик Херувимов, число которых бесконечно, тысячи тысяч, тьмы тем, на которых Бог почивает,- все они уступили свою роль одной Деве, Пречистой и Преблагословенной Деве Марии! «Престол херувимский — Дева». Все неисчислимые, неоцененные, невместимые Божии сокровища и богатства вложены в тесные ясли, вмещены и покрыты горстью сена! «Ясли — вместилище». О, поистине великое, дивное и преславное таинство явлено миру в нынешний праздник Рождества Христова, явлено не для того, чтобы люди молчали о нем, но говорили, ибо только тайну земного царя подобает таить, таинства же Царя Небесного или дела Божии надлежит проповедовать и прославлять.

Тайны Божии по своим дивным свойствам совсем не таковы, как тайны людские. Тайну человеческую стоит сказать лишь раз-другой, одному-другому, как уже все узнают ее совершенно. Таинства же Божии — чем более о них думаешь и говоришь, чем больше о них проповедуешь, становятся тем сокровеннее, труднее и непостижимее. «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). Проповедовать, однако, о них необходимо. … Два гостя ныне нашли приют в вертепе. Они прибыли от земли и с Неба. Первый человек, от земли перстный,- это один дивный гость*; Он пришел из Назарета, принесенный в девической утробе. Второй человек – «Господь с Неба» (1Кор. 15:47); это другой гость. Он дивен тем, что пришел не из ближнего какого-либо места, но с Неба. В первом – естество, взятое от брения; это земля. В другом — естество, сошедшее свыше, с Небес; назовем его Небом: «Господь с Неба». Бог сделался человеком, а человек – Богом. Небо становится землею, а земля – Небом. Но не так становится Небо землею, чтобы перестало быть Небом, ни земля не изменяется в Небо так, чтобы перестала быть землей. То есть как Бог, сделавшись человеком, не перестал быть Богом, так и человек, сделавшись Богом, не перестал быть человеком, но оба они так соединились между собой, как в том таинстве, о котором апостол говорит: «будут двое одна плоть» (Еф. 5:31). Здесь соединились оба даже в одно лицо, как прекрасно выражается преподобный Иоанн Дамаскин: «Не в двух лицах разделяемый, но в двух естествах неслитно познаваемый» (103, 869-871 ).

* Святитель Димитрий Ростовский допускает гомилетическую персонификацию понятий Божественной и человеческой природы во Христе, преследуя цель возможно более простого объяснения их неслитного и нераздельного соединения. – Ред.

О дивный вертеп! Ты прекраснее теперь, когда вместил Христа, чем Едем, в котором был Адам. Впрочем, зачем нам называть тебя раем, когда Церковь величает тебя самим Небом: «Небо – вертеп».

Небо – престол Божий, но и в вертепе сидит Бог на Своем святом престоле – на руках Девы. Чем же вертеп теперь меньше Неба? Ведь где Бог, там и Небо. Об этом свидетельствует один предпраздничный трипеснец, читанный на повечерии. В конце его есть такой стих: «Окружаху, яко престол херувимский. Ангелы, ясли, вертеп бо Небо зряху, лежащу в нем Владыце». Обратим внимание на эти слова: «вертеп… Небо… лежащу в нем Владыце». Пока в вертепе не было Владыки Христа, вертеп был вертепом, но если лежит в нем Владыка Христос, вертеп уже не вертеп. Но что же? Он – Небо. Даже самые ангельские очи убедились в этом: «вертеп бо Небо зряху, лежащу в нем Владыце».

Прекрасно поется в богоявленских песнопениях: «иде же бо Царево пришествие, и чин приходит». Вошел Царь Небесный в земной вертеп, и вошло с Ним все Его воинство и Его чин небесный; вошло с ним Небо со всем своим небесным величием. В этот час Сам Бог с воздушного Неба переселился в Вифлеемский вертеп, ибо здесь не один только рожденный Бог Сын: здесь и Бог Отец, родивший прежде веков Сына, ибо Сам Сын говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Здесь же и Дух Святой, исполняющий дивное и несказанное Рождество Христово. Итак, здесь в вертепе целая Святая Троица – это Царь Небесный. Святитель Димитрий Ростовский (103, 872).

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: «Христос раждается», приготовляя верующих к достойной встрече праздника Рождества Христова. Поняв это внушение, и действуй по нему. Углубись в таинство Воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в Предвечном Совете Божием о бытии мира и человека в нем. Усмотри отражение его в сотворении человека. Радостно встреть первое благовестие о нем тотчас после падения. Проследи разумом постепенное его раскрытие в ветхозаветных пророчествах и прообразах. Уясни, кто и как приготовился к принятию Воплощенного Бога, под влиянием божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, перейди, если хочешь, за пределы народа Божия и там собери лучи света Божия, светящего во тьме, и сообрази, насколько избранные из всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского Смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост — соберись же поговеть, исповедуйся и причастись Святых Христовых Таин; это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого. Господь даст тебе ощутить силу Своего пришествия во плоти, то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной. Епископ Феофан Затворник (107, 407-408).

Всемирная Энциклопедия Афоризмов. Собрание мудрости всех народов и времен

Предисловие

Человеческая цивилизация существует уже более 6000 лет, и за это время человечество накопило колоссальный запас мудрости в виде философских трактатов, этических сочинений, художественных произведений или просто универсальных принципов, устоев и норм, согласно которым живет и сейчас наше общество. В нынешнее динамичное время стал особенно популярен жанр афоризма как емкий источник многовековой человеческой мудрости, экстракт мысли, заключенный в совершенную форму законченного лаконичного высказывания. Нередко афоризмы рождаются как в рамках каких-либо произведений, так и самостоятельно. Сегодня известно немало авторов, которые сделали афоризм основой своего творчества, что говорит о востребованности этого жанра в нашей жизни.

«Всемирная энциклопедия афоризмов» собрала в себе изречения, афоризмы, цитаты, стихотворные отрывки, философские мысли, оставленные нам выдающимися деятелями всего мира: древними философами, античными драматургами, средневековыми моралистами, художниками и поэтами Возрождения, учеными и писателями Просвещения, знаменитыми политиками, актерами, специалистами в различных областях знаний – словом, теми, кто так или иначе повлиял на мировоззрение современников и последователей, на культурный прогресс человечества.

Авторы книги – представители разных народов и времен, выходцы из различной социальной среды, специалисты многих сфер деятельности, а их афористическое наследие, собранное здесь, включает как лаконичные философские высказывания, отрывки из нравоучительных трактатов, так и ироничные заметки, остроты, каламбуры. Нередко одна и та же мысль повторяется разными авторами в разное время, и в этом случае мы можем говорить о связи поколений, об извечной актуальности волнующих нас вопросов и тем. Но столь же часто мудрые противоречат друг другу, что дает нам, читателям, возможность, опираясь на их мнение и опыт, все же самим принимать решение по той или иной проблеме.

Многообразие тем, затронутых авторами этой книги, поистине всеохватно, как и многообразие жизненных интересов каждого из нас: рассуждения о законах существования, о страстях человеческих, о пороках и добродетелях, высказывания о представителях противоположного пола, тонкие советы на все случаи жизни и остроумные наблюдения за явлениями бытия.

Все мысли, афоризмы, цитаты одного автора собраны в одну статью и расположены по алфавиту первого слова. Каждую статью открывает краткий биографический очерк, из которого читатель сможет узнать об основных датах и этапах жизненного пути автора, а также названия прославивших его произведений.

Наша «Всемирная энциклопедия афоризмов» будет интересна и полезна всем, стремящимся к постижению мировой мудрости.

Абу-ль-Фарадж бен-эль-Гарун (Григорий Бар-Эбрей)

(1226–1286)

Сирийский писатель, священник.


Родился в Малатье (современная Турция) в христианской семье. Бар Эбрей – прозвище, означающее «сын еврея», имя «Григорий» получил при крещении. Однако поскольку основные сочинения написаны им на арабском языке, Абу-ль-Фарадж более известен по арабизированной форме своего имени. В 1246 г. стал епископом Гулы, а в 1264 г. – мафрианом яковитов Месопотамии, на этом посту оставался до самой смерти. Многое сделал для укрепления почетного положения христиан в Передней Азии. Умер в Мараге (современный Иран).

Абу-ль-Фарадж – один из самых выдающихся и плодовитых сирийских писателей. За глубокие познания во многих науках и стиль изложения был назван современниками «Краса века». Сегодня известны многие работы Абу-ль-Фараджа: «Краткая сирийская грамматика», богословское сочинение «Сокровища тайн» и в том числе его главный исторический труд «Хроника».


Будь осторожен с женитьбой, чтобы с тобой не произошло то же, что стало с рыбами и сетью: те, что были внутри сети, стремились покинуть ее, а те, что были вне ее, жаждали попасть внутрь.


Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.


Все земные страсти бесплодны. Те, которые пережиты, подобны снам, те же, которые нас ожидают, закончатся для тех, кто еще надеется, разочарованием.


Глуп тот, кто причиняет себе зло ради того, чтобы сделать добро своему другу.


Глупец не испытывает огорчений от скудости своего ума.


Глупца легко узнать по двум признакам: он всегда говорит так, что в его словах нет для него никакой пользы, и он всегда вмешивается не в свое дело.


Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела.


Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва. Но если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.


Земные страсти подобны морской воде. Чем больше ее пьешь, тем сильнее испытываешь жажду.


Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.


Избегай многословия, ибо оно подобно большому пространству, на котором множество камней преткновения.


Когда люди спорят потому, что стремятся к истине, то спор неминуемо должен прекратиться, ибо истина бывает только одна. Когда же спорящие стремятся не к истине, а к победе, тогда спор все более разгорается, ибо ни один не может выйти победителем в споре без того, чтобы его противник не оказался побежденным.


Кратковременная неудача лучше кратковременной удачи.


Лучшая похвала – та, что исходит от человека, которому ты ничего хорошего не сделал.


Лучше время от времени недоедать, чем переедать.


На что похожа женщина, у которой нет мужа? На речное русло, по которому не течет вода.


Не надейся на вспыльчивого друга, даже если сам по натуре он добрый человек.


Не пренебрегай маленькими людьми – они могут помочь тебе возвыситься.


Обильная еда вредит телу так же, как изобилие воды вредит посеву.


Один философ женился на малорослой и тощей женщине. Его спросили, почему он так сделал. И ответил он: «Я выбрал меньшее зло».


Ошибки, допущенные при рисовании, все видят и критикуют; ошибки же, допущенные врачом, скрывает земля.


Пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел.


Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока.


Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.


Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.


Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, – процентами на него.


Пьянство – мать всех пороков.


Распущенность проявляется не только в поступках, но и в словах.


Самое тяжелое оскорбление – это то, что происходит от человека, которому ты не сделал ничего плохого.


Снисходительное отношение к глупости присуще каждому умному человеку.


Терпение – прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы терпеть.


То, что скрываешь от врага, не сообщай и другу, ибо нет гарантии, что дружба будет длиться вечно.


Удивительно устроен человек – он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.


Умеренность – союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите, когда двигаетесь и даже когда вы любите, – соблюдайте умеренность.


Умный человек всегда соглашается с другим умным человеком, глупый же обычно не соглашается ни с умным, ни с глупым.


Умный человек утешается тем, что сознает неизбежность случившегося. Дурак утешается тем, что и с другими произошло то же, что и с ним.


Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.


Я знаю немного, но то, что знаю, я знаю в совершенстве.


Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.

Аврелий Августин (Блаженный)

(13.11.354–28.09.430)

Крупнейший христианский мыслитель, один из «отцов церкви».

Родился в Тагасте (сегодня Сук-Арас, Алжир), в Африке. Изучал риторику и философию в Карфагене, Риме, Милане. Написал автобиографию под названием «Исповедь». Этот труд, а также трактат «О граде божием» являются наиболее известными его произведениями. В них он подверг осуждению ошибочные учения, которым сам длительное время следовал: скептицизм, манихейство и другие еретические течения. Его память отмечается Католической Церковью 28 августа, Русской православной церковью – 15 июня по старому стилю.

Текущая страница: 1 (всего у книги 82 страниц)

Эдуард Борохов
Энциклопедия афоризмов

Предисловие

Представленный вниманию читателей афористический сборник, с одной стороны, является довольно объемным и вполне самостоятельным собранием афоризмов и изречений многочисленных авторов различных времен и народов, а с другой стороны, являет собой продолжение уже изданной «Энциклопедии афоризмов» (Мысль в слове) – М.: ООО «Фирма „Издательство ACT“, 1998.

В сборнике сохранены энциклопедический принцип систематизации текстовых единиц и справочно-поисковый аппарат, обеспечивающие максимальное удобство обращения читателя с совершенно другим афористическим материалом.

Читателю, не знакомому с упомянутым выше изданием, поясним, что структура настоящего сборника позволяет осуществить:

1. Сплошное чтение текста.

2. Ознакомление с отдельными предметными статьями.

3. Поиск отдельного изречения для цитирования по заданной теме.

4. Поиск изречений, принадлежащих определенному автору.

5. Расширенный поиск изречений по определенной теме с использованием синонимов ключевых слов, представляющих названия предметных статей.

В отличие от предыдущего издания при формировании массива текстовых единиц, включенных в сборник, более пристальное внимание было уделено поэтическим литературным источникам, которым по результатам нашего предварительного анализа ни в одном из известных афористических изданий не отводилось заметного места. А ведь где еще, как не в поэзии, призванной кратко и образно выражать мысли и чувства автора, находится богатейший источник афористических выражений?

Настоящее энциклопедическое издание вводит в афористический оборот большое количество изречений различных авторов, ранее не публиковавшихся в литературе этого жанра. За счет этого значительно расширена тематическая представительность текстового массива афоризмов и изречений.

Составитель надеется, что, как и предыдущее издание, настоящий сборник вызовет интерес у широкого круга читателей и, в частности, будет полезен тем из них, кто в той или иной мере связан с литературным трудом, политической и общественной деятельностью. Ведь, по мнению немецкого философа Иоганна Гердера, «знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное умственное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет мысль».

В связи с тем, что работа по пополнению собрания афоризмов и изречений продолжается, составитель будет благодарен за любые критические замечания и предложения, которые, несомненно, помогут ему в этой деятельности.

Как пользоваться Энциклопедией

Состав Энциклопедии

Предоставленная вниманию читателя Энциклопедия является систематизированным собранием афоризмов, изречений, высказываний отечественных и зарубежных авторов, пословиц, отрывков из народных эпосов, литературных прозаических и поэтических произведений, увидевших свет в период от античности до наших дней. Отбор текстовых единиц для наполнения энциклопедических статей осуществлялся составителем только исходя из оригинальности и яркости лексического оформления мысли. Не принимались во внимание ни степень известности, ни политические пристрастия авторов, что практически всегда учитывалось в афористической литературе советского периода и в первые годы постсоветской эпохи. Естественно, в таком подходе присутствует определенный оттенок субъективности, впрочем, не больший, чем при оформлении результатов любого исследования.

Структура Энциклопедии

1. Энциклопедические статьи располагаются в алфавитном порядке.

2. Омонимы снабжаются цифровыми показателями и представляются отдельными статьями (например: МИР 1 и МИР 2).

3. Фразеологические и устойчивые словосочетания представляются отдельными энциклопедическими статьями (например: МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ, СМЫСЛ ЖИЗНИ).

4. В структуру Энциклопедии включены справочно-поисковые средства:

– указатель энциклопедических статей,

– список синонимов понятий, не вошедших в издание в качестве заглавных слов энциклопедических статей,

Структура энциклопедической статьи

1. Всего в Энциклопедии более 2300 статей.

2. Заглавное слово (существительное), вводящее статью, располагается на отдельной строке и печатается прописными буквами. В скобках после заглавного слова приводятся его синонимы и антонимы. Причем синонимы и антонимы, не употребляемые в настоящем издании в качестве заглавных слов энциклопедических статей, отмечены звездочками.

3. Текстовые единицы (афоризмы, изречения, пословицы и т. д.) располагаются под заглавным словом в алфавитном порядке фамилий их авторов или источников (если авторы неизвестны или отсутствуют).

4. Отдельные текстовые единицы, обладающие полисемией, могут повторяться в нескольких энциклопедических статьях.

5. Значение понятия, вводимого заглавным словом, раскрывается при его употреблении в текстовых единицах либо, при его отсутствии, – становится определенным из контекста выражения. При раскрытии значения понятия в тексте оно может быть представлено в формах существительного, прилагательного, глагола.

6. Максимальный объем энциклопедической статьи специально не ограничивается.

Справочный аппарат Энциклопедии

1. Указатель энциклопедических статей выполнен в алфавитном порядке заглавных слов, обозначающих понятия с указанием страницы начала статьи.

2. После текстовой части Энциклопедии помещен список синонимов понятий, не вошедших в настоящее издание в качестве заглавных слов, вводящих понятия. Он предназначен для помощи читателю при поиске требуемого понятия посредством синонимического расширения имеющегося в его распоряжении слова. Список выполнен в алфавитном порядке. В скобках вслед за вводящим словом указаны его синонимы, используемые в настоящем издании в качестве заглавных слов энциклопедических статей.

3. Авторский указатель построен в алфавитном порядке фамилий авторов, чьи тексты использованы в настоящем издании. В указателе вслед за фамилией автора даются его имя (для отечественных авторов – и отчество), подлинная фамилия, если автор печатался под псевдонимом, годы жизни или год рождения, профессия с обозначением национальной принадлежности по отношению к языку, на котором говорил и писал автор. При отсутствии каких-либо сведений об авторе вслед за его фамилией указывается: «данных не обнаружено».

4. В авторском указателе в алфавитном же порядке вместе с фамилиями авторов расположены названия народных эпосов, социальных групп (например, Ваганты), философских школ (например, Киренаики), которым принадлежат текстовые фрагменты с неустановленным авторством.

А

АБСОЛЮТНОСТЬ (син. безусловность*)

Никогда не бывает, чтобы что-то долгое время было абсолютно правильным или абсолютно неправильным.

С. Батлер


Абсолютное, какого бы рода оно ни было, не принадлежит ни природе, ни уму человеческому.

Ж. Бюффон


Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.

Вергилий


Человеческий ум не выдумывает ничего абсолютного, даже тогда, когда он соображает самые нелепые вымыслы.

А. Вильмен


Кто желает абсолютного совершенства, тот желает большого зла.

АБСУРД (син. бессмыслица*)

Абсурд – утверждение или мнение, явно противоречащее тому, что думаем на этот счет мы сами.


Отнюдь не перестают верить в абсурд, оттого что разумные люди доказывают, что он таковым является; но в него верят, потому что горстка глупцов и мошенников называет его истиной.

К. Гельвеций


Абсурдное, изображенное мастерски, вызывает отвращение и недоумение.


Нет ничего абсурдного или смешного, чего бы не изрекали мудрецы.

О. Голдсмит


Абсурд – это впечатление, не вмещающееся в черепную коробку, пока ее не перетряхнешь.


Абсурдно делить людей на хороших и плохих. Люди бывают либо обаятельны, либо скучны.

О. Уайльд


Абсурд – есть утверждение духовной свободы человека, восставшего против тирании обстоятельств.

О. Хаксли


Только те, кто предпринимает абсурдные попытки, смогут достичь невозможного.

А. Эйнштейн

АВАНГАРДИЗМ

Никто так не консервативен, как сторонник авангардизма.


Авангардизм – искусство, суть которого будто бы в том, что оно впереди другого какого-то искусства.

А. Круглое

Пренебрегая истиной научной,

Всегда с попутным ветром в парусах,

Со шпагой и бокалом неразлучны,

Творят авантюристы чудеса.

Э. Севрус


Элемент авантюры должен быть не настолько велик, чтобы подвергать все дело неоправданному риску, но и не настолько мал, чтобы за дело было стыдно браться.

Р. Уотермен

АВТОБИОГРАФИЯ

Автобиографии можно верить, только если в ней раскрывается нечто постыдное.

Д. Оруэлл


Все автобиографии лживы. Ни один человек не может быть плох настолько, чтобы рассказать о себе при жизни правду, втянув в это дело, как того и требует правда, свою семью, друзей и коллег. И ни один человек не может быть настолько добродетельным, чтобы рассказать правду потомству в документе, который он держит при себе до тех пор, пока не останется никого, кто бы мог противоречить ему.

АВТОГРАФ

Любая подпись хочет, чтобы ее считали автографом.

С. Довлатов

АВТОНОМИЯ

Автономия и склонность к автономии – это последнее прибежище равнодушных людей.

АВТОПОРТРЕТ

Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, – это всегда автопортрет.

А. Бернарден де Сент-Пьер


И шагу не сделали бы на пути к истине, если бы авторитеты брали верх над разумом.


Почти все мнения, которые мы имеем, получили мы через авторитеты; мы верим, судим, действуем, живем и умираем в кредит.

П. Шаррон


А. Эйнштейн


И не судите о том, что является лучшим и более справедливым, по большинству авторитетов: ибо мнение одного и худшего может превосходить в каком-либо вопросе мнения многих и более высоких.

Юстиниан

АВТОРСТВО

С. Джонсон


В. Ирвинг


Более всего обращает на себя внимание не тот автор, который извлекает новые истины, а тот, который пробуждает в нас зыбкие очертания тех старых истин, что до времени дремлют в нашем сознании.

Мультатули


Автор, работающий над своей рукописью, – по преимуществу критик, ибо просеивание, комбинирование, конструирование, вычеркивание, исправление, опробование – весь этот каторжный труд в большей мере удел критика, чем художника.

АГИТАЦИЯ (син. уговор)

Секрет агитатора: поглупеть настолько, чтобы слушатели поверили, что они так же умны, как и он.


Не рассудочная агитация направляет народ; его ведет великое чувство.

АГНОСТИЦИЗМ

Агностик – это самый обыкновенный атеист, у которого не хватает смелости признаться в своих взглядах.

АГРЕССИВНОСТЬ

Агрессивность именно потому и возникает, что люди теряют ощущение жизни как таковой, утрачивают связь с простейшими ценностями жизни.


Гордыня и агрессия человека происходят из ложного чувства превосходства.

Д. Тербер

АД (ант. рай)

Ад – замкнутость в себе мучительного мгновения, при которой внутри этого мгновения раскрывается бездна и бесконечность, мгновение делается бесконечным временем.

Н. Бердяев


И в аду есть свои монастыри.

Ж. Бернанос


Если бы исполнились все человеческие желания, земной шар стал бы сущим адом.


Ад – не горечь наказанья,

В злобном сердце он, завистливом, пустом.

Д. Джебран


Ад – особая милость, которой удостаиваются те, кто упорно ее домогались.


Ад – место, где полно хорошеньких женщин и ни одного зеркала.

Л. Левинсон


Ад и рай находятся в твоей собственной душе.

С. Марешаль


Ад – место, где десять заповедей преследуются по закону.

Г. Менкен


Нечистая совесть и среди удовольствия находит ад.

Ф. Ментенон

АДВОКАТ (син. защитник*)

Адвокат – трупный червь: он живет чужой юридической смертью.

В. Ключевский


Адвокат – государственный муж, который защищает нас от грабителей, лишая их повода нас грабить.

Г. Менкен


Насколько справедливее кажется адвокату дело, за которое ему щедро заплатили.

Б. Паскаль


Цивилизация привела к тому, что уже не важно, кто прав, а кто не прав; важно чей адвокат лучше или хуже.

В. Швебель

АДМИНИСТРАЦИЯ

Большая разница между профессором и администратором, хотя она выражается только двумя буквами: задача первого – заставить себя слушать, задача второго – заставить себя слушаться.

В. Ключевский


Администрация – грязная тряпка для затыкания дыр законодательства.

В. Ключевский


Всякий порядочный администратор должен понять, что он имеет дело с непорядочным обществом, и обязан охранять народное благо именно тем усиленнее, чем бессмысленнее понимает его сам народ.

В. Ключевский


В деле администрирования все глупости материализуются.


Когда администрация секретничает, то из этого можно заключить, что совершаются несправедливости.

К. Мальзерб


Лучшей администрацией бывает та, которая предлагает больше выгод и которая имеет меньше неудобств.

Ж. Порталис


Нет ни одной науки, которая не могла бы доставить администратору полезных советов.


Численность административного аппарата подчиняется закону роста бороды: если бороду не брить – она неуклонно растет, если брить – растет еще быстрее.

Ю. Чугаевский

АЖИОТАЖ (син. горячка*, лихорадка*)

Занимающийся ажиотажем – лентяй, работающий как вол для того, чтобы не работать.

П. Декурсель

АЗАРТ (син. воодушевление, пыл*, энтузиазм)

Азарт – это состояние, в которое мы входим, выходя из себя.

В. Жемчужников


Человек – существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.


Игрок, поддавшийся азарту,

Не уповай на милость бога!

Игрок, что ставит все на карту,

На карту ставит слишком много.

Мирза-Шафи

АЗАРТНАЯ ИГРА

Среди увлекающихся азартной игрой нет пессимистов.

Акутагава Рюноскэ


Азартная игра: заразная болезнь полуцивилизованных варваров.

АЗБУКА (син. алфавит*, букварь*)

Тот, кто создал азбуку, дал нам в руки нить наших мыслей и ключ природы.

А. Ршароль

АКАДЕМИЗМ

В тот момент, когда человек начинает заниматься неинтересными вещами в надежде, что однажды они пригодятся, он заражается академизмом.

С. Батлер

АККУРАТНОСТЬ (син. опрятность, точность, чистоплотность)

Повышенная аккуратность – свойство заурядных натур.

С. Довлатов


Аккуратность – это вежливость королей.

Людовик XVII


…Следование истине создает аккуратность…

АКСИОМА

Аксиомы не доказываются; их истинность доказательна своей неопровержимостью.

В. Ключевский


Аксиома – то, что единодушно принимается на веру и от этого перестает быть верным.

Г. Менкен

АКТЕР (син. артист)

Актер – скульптор, который ваяет из снега.


Играя других, актеры отвыкают быть самими собой.

В. Ключевский


Актер – корабельщик на палубе мира! И дом актера стоит на волнах!

О. Мандельштам


Актер – человек, которому деревянная нога мешает больше, чем деревянная голова.

Г. Менкен

АКТИВНОСТЬ (син. инициативность*, энергичность*, ант. инертность*, пассивность)

В людской активности кипящей мне часто видится печально, упрямство курицы, сидящей на яйцах, тухлых изначально.

И. Губерман

АКЦЕНТ (син. ударение*)

Женское красноречие заключается особенно в акценте, в жесте, в позе и во взоре.

О. Бальзак


Акцент есть душа речи: он придает ей чувство и правдивость.

Ж.-Ж. Руссо

АКЦИОНИРОВАНИЕ

Акционеры – это ротозеи, которые с удивлением глазеют на то, как уплывают их денежки.

А. Декурсель

АЛИМЕНТЫ

Алименты – штраф, который приходится платить одному за ошибку двоих.


Алименты – выкуп, который счастливцы платят дьяволу.

Г. Менкен


Алименты – это подушный налог на грех.

АЛКОГОЛИЗМ (син. пьянство)

Алкоголики награждают своих потомков различными тяжкими недугами, среди которых почетное место занимают психические болезни.

В. Капель


Алкоголики – это люди, которые уже не сами распоряжаются своим желанием выпить, а желание выпить распоряжается ими.

АЛКОГОЛЬ

Алкоголь уносит больше человеческих жертв, чем самая тяжелая эпидемия.


Не всякий пьющий есть пьяница. Но особенность алкоголя именно в том и состоит, что начавший его пить может легко стать пьяницей.

П. Ковалевский


Когда от скотства, подлости и чуши

Ослабевает к жизни интерес,

На воспаленную от треволнений душу

Полезно ставить спиртовой компресс.

Э. Севрус


Вовнутрь себя залитый алкоголь

В количестве изрядном зачастую

Душевную смягчает ночью боль,

Но утром обостряет головную.

Э. Севрус


Алкоголь – как любовь: первый поцелуй волшебный, второй нежный, третий привычный, после чего – девушка раздевается…

Р. Чандлер

АЛЛЕГОРИЯ (син. иносказание*)

Шарлатанство и страх выдумали аллегорический смысл, а забвение этого смысла расплодило заблуждения.


Аллегория служит основанием земным верованиям; человек не может видеть Бога лицом к лицу.

АЛТАРЬ (син. жертвенник*)

Воздвигают алтари богам, властям, свободе – для того, чтобы взойти на них и властвовать.


Алтарь свят лишь тогда, когда он символизирует алтарь нашего сердца, на который мы возлагаем те единственные жертвы, которые нам заповеданы, – любовь, которая сильнее ненависти, и веру, которая преодолевает любые сомнения.


Алтарь перестает быть алтарем коль иссякают жертвоприношенья.

АЛХИМИЯ

Алхимия – это наука без науки, начало и середина которой состоит в труде, а конец в нищенстве.

Д. Таррис


Алхимия приводила часто к великим открытиям на большой дороге воображения.

АЛЧНОСТЬ (син. желание)

Жадный сам себя мучит, своею рукою, не получит ни радости он, ни покоя, ибо алчность плодит пустоту и невзгоды, ибо алчность хуже чумы и страшнее проказы.

Абу-ль-Атахия


Наши глаза алчут большего, чем может вместить желудок.

М. Монтень


От всякой возни с богатством отдает алчностью; ею отдает даже от его расточения, от чрезмерно упорядоченной и нарочитой щедрости; оно не стоит такого внимания и столь докучной озабоченности.

М. Монтень


Для алчности нет большей помехи, чем сама алчность: чем она беспредельнее и ненасытнее, тем меньшего достигает. И обычно она гораздо быстрее скапливает богатства, когда прикрывается личиною щедрости.

М. Монтень


Алчное стремление к деньгам или успеху почти всегда доводит людей до беды. Почему? Потому что при такой жизни людям приходится зависеть от вещей, внешних по отношению к ним самим.


Тот, кто предела не знает алчбе и меры не знает Трате, -

щедрым бывает в дарах и хищным в захватах.

Неизвестный римский поэт


Умеренность – это богатство бедняков, алчность – бедность богачей.

Публилий Сир


Чрезмерная алчность людей к почестям происходит от их тщеславия.

Ш. Сент-Эвремон


Богатство породило больше алчных людей, чем алчность – богатых.

Т. Фуллер

АЛЬТЕРНАТИВА

Альтернатива правды – ложь. Альтернатива истины – другая истина, более глубокая, более жизнеспособная.

С. Довлатов

АЛЬТРУИЗМ (ант. эгоизм)

Между страданьями земными

Одна земная благодать:

Живя заботами чужими,

Своих не видеть и не знать.


Альтруизм – это сила воли, основанная на сострадании.

Т. Гьятсо


Альтруизм хорош не только для других людей; с эгоистической точки зрения, это также полноценный источник счастья.

Т. Гьятсо


Альтруизм – это нечто большее, чем просто чувство симпатии. Это еще и ответственность друг за друга.

Т. Гьятсо


В основе альтруизма, даже если он совершенно чистосердечен, скрывается нежелание лицезреть чужую беду.

Г. Менкен


Кто в некоторой мере не живет для других, тот совершенно не живет для себя.

М. Монтень


Альтруизм – неосознанный эгоизм.

Б. Пакуда


Альтруизм – благородное чувство, но нельзя только на нем основывать государство.

Д. Шотуэлл

АМБИЦИЯ (син. высокомерие)

Стремление человека быть центром общего внимания людей – пагубно для него, ибо ничто не умерт-вляет душу так быстро, как жажда нравиться людям.

М. Горький


Амбициозность, раздувание личного достоинства как раз есть признак отсутствия личного достоинства.

Св. Апостол Павел (1 послание к Коринфянам, 13:4)
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему верит, уповает, все терпит. Любовь никогда не проходит».

Митрополит Антоний Сурожский
И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была ЛЮБОВЬ!


Именно любовь, - ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного - любви к человеку.

Архимандрит Рафаил Карелин
Когда Господь дает испытать любовь, то понимаешь, что это есть истинная жизнь, а остальное — серый сон. Только любовь делает жизнь глубокой, только любовь делает человека мудрым, только любовь дает силы с радостью нести страдания, только любовь готова страдать за других.

Святитель Николай Сербский
Когда любовь спешит навстречу любви, все теряет свое значение. Время и пространство уступают дорогу любви.

Святитель Николай Сербский
«Истинно любит тебя тот, кто втайне молится о тебе Богу».

Преподобный Сергий Радонежский
«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».

Монах Симеон Афонский
«Лить колокола и золотить купола храмов – хорошо, но это еще далеко от Любви.
Строить храмы и возводить монастыри – еще лучше, и это уже недалеко от Любви.
Утешать детей, стариков, больных и заключенных – это очень близко к настоящей Любви.
Помогать всю жизнь хотя бы одному страдающему человеку – это и есть истинная Любовь».


Ты должна иметь любовь, а любовь с крыльями: с одной стороны — смирение, а с другой — милостыня и всякое снисхождение к ближнему.

Митрополит Антоний Сурожский
Любить – значит, перестать в себе самом видеть центр и цель существования. Любить – значит увидеть другого человека и сказать: для меня он драгоценнее меня самого.

Митрополит Антоний Сурожский
«Если человек несет в себе большую любовь, эта любовь окрыляет, и все жизненные испытания переносятся с большей легкостью, поскольку человек несет в себе великий свет. Это и есть вера: быть любимыми Богом и позволять Богу любить себя во Христе Иисусе».

О Жизни

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
«Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу. Ибо должен засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело, и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой».

Императрица Александра Феодоровна Романова
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи».

Преподобный Амвросий Оптинский
Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову Апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами.

Монах Симеон Афонский
«Истинная дверь всегда открыта, но люди бьются в двери, нарисованные на стене ими самими».

Преподобный Серафим Саровский
«Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный».

Преподобный Амвросий Оптинский
Жить проще - лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится - это и есть жить проще.


Господь сталкивает нас с людьми не напрасно. Мы вот все относимся к людям, встречающимся с нами в жизни, равнодушно, без внимания, а между тем Господь приводит к тебе человека, чтобы ты дал ему, чего у него нет. Помог бы ему не только материально, но и духовно: научил любви, смирению, кротости - словом, привлек ко Христу своим примером.
Если ты ему откажешь, ни в чем не послужишь, то помни, что он все-таки не будет лишен этого. Господь дает тебе случай сделать добро, приблизиться к Богу. Если ты не хочешь, Он найдет другого человека, который даст требующему должное и нужное ему.

Старец Паисий Святогорец
Когда человек осуждает, отгоняет от себя благодать Божию, становится беззащитным и потому не может исправиться.


Когда идёшь в гости к кому-либо из родных или знакомых, иди не для того, чтобы у них хорошо поесть и попить, а для того, чтобы разделить с ними дружескую беседу, чтобы беседою любви и искренней дружбы оживить свою душу от житейской суеты, чтобы соутешаться верою общею.

Об отношении к ближнему

Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Пусть каждый человек, которого посылает тебе сегодня Господь на жизненном пути, станет самым важным, самым дорогим и самым близким для тебя. Согрей его душу!

Митрополит Антоний Сурожский
Приучи себя при первом взгляде на человека всегда от души желать ему добра.

Святитель Николай Сербский
Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не умеешь молиться – подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли – это тоже оружие!

Святой праведный Иоанн Кронштадский
Когда в глазах твоих люди впадают в различные грехи против тебя, против Господа, против ближних и против себя самих, — не озлобляйся на них, ибо и без тебя много злобы в мире, но жалей их от души и извиняй их, когда они обижают тебя, говоря сам себе: Господи! отпусти им, ибо их путает грех, они не знают, что делают.

Преподобный Амвросий Оптинский
«…Потребно держаться совета святого Исаака Сирина: «стараться не видеть злобы человека». В этом состоит чистота душевная».

Преподобный Силуан Афонский
«Я никогда не прихожу к людям, не помолившись о них».

Святой праведный Алексий Мечёв
Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет тебе благодарен.

О браке и семье

Святитель Иоанн Златоуст
«Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства. Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение».

Митрополит Антоний Сурожский
«Если дать Богу быть хозяином в доме, дом становится раем».

Святой праведный Иоанн Кронштадский
Которого ребенка не прогрели (любовью) родители и ближние до корня души, до корней всех чувств его, тот так и останется мертв духом для Бога и добрых дел.

Священник Александр Ельчанинов
Каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого — углубление духовной жизни каждого, постоянная работа над собой.

Старец Паисий Святогорец
Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, — родительское благословение.

Святитель Тихон Задонский
Если хотите, чтобы дети ваши были благочестивыми и добрыми, будьте сами благочестивыми и добрыми, и себя в пример им ставьте.

Святитель Иоанн Златоуст
Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесённом ущербе, потому что сам он — лучшее для тебя приобретение.

Святитель Феофан Затворник
Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлет.

Святитель Тихон Задонский
Дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова.

Святитель Иоанн Златоуст
Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви.

Святитель Григорий Богослов
Если у тебя необуздан язык, всегда будешь ненавистна мужу. Дерзкий язык причинял зло часто и невинным. Лучше молчать, когда и самое дело вызывает на слово, нежели говорить, когда и время не даёт места нескромному слову.

О Боге и богопознании

Старец Ефрем Святогорец
Цель молитвы состоит в том, чтобы соединить человека с Богом, принести Христа в сердце человека. Где действие молитвы, там и Христос со Отцом и Святым Духом — единосущная и нераздельная Святая Троица. Где Христос — Свет мира, — там вечный свет мира: там мир и радость, там ангелы и святые, там веселье Царства.
Блаженны те, которые облачились в Свет мира — в Христа — еще в настоящей жизни, потому-что они уже начали носить одежду нетления…

Свт. Иоанн Златоуст
Послушай Бога в заповедях, чтобы Он тебя услышал в молитвах.

Митрополит Антоний Сурожский
«Бог приближается к нам всегда, Он всегда близок, но мы Его ощущаем только сердцем любящим и смиренным. Искорка любви у нас бывает, а вот смирения очень мало».

Святитель Николай Сербский
Для духовного человека в небесах существуют три окна: в первое смотрит верующий разум, второе открыто для уповающего сердца, третье - для любящей души. Тот, кто смотрит только в одно окно, увидит лишь треть неба. Кто смотрит сразу в три, тому открыто небо целиком. Святая Варвара прорубила три окна в башне, в которую ее заточил отец–язычник, чтобы так исповедовать свою веру во Святую Троицу. Чтобы увидеть Божественную Троицу в Ее Единстве, мы должны узнать самих себя как троицу в единстве. Ибо только троица может созерцать Троицу.

Митрополит Антоний Сурожский
«В Ветхом Завете увидеть Бога значило умереть; в Новом Завете встреча с Богом означает жизнь».

Человеческая цивилизация существует уже более 6000 лет, и за это время человечество накопило колоссальный запас мудрости в виде философских трактатов, этических сочинений, художественных произведений или просто универсальных принципов, устоев и норм, согласно которым живет и сейчас наше общество. В нынешнее динамичное время стал особенно популярен жанр афоризма как емкий источник многовековой человеческой мудрости, экстракт мысли, заключенный в совершенную форму законченного лаконичного высказывания. Нередко афоризмы рождаются как в рамках каких-либо произведений, так и самостоятельно. Сегодня известно немало авторов, которые сделали афоризм основой своего творчества, что говорит о востребованности этого жанра в нашей жизни.

«Всемирная энциклопедия афоризмов» собрала в себе изречения, афоризмы, цитаты, стихотворные отрывки, философские мысли, оставленные нам выдающимися деятелями всего мира: древними философами, античными драматургами, средневековыми моралистами, художниками и поэтами Возрождения, учеными и писателями Просвещения, знаменитыми политиками, актерами, специалистами в различных областях знаний – словом, теми, кто так или иначе повлиял на мировоззрение современников и последователей, на культурный прогресс человечества.

Авторы книги – представители разных народов и времен, выходцы из различной социальной среды, специалисты многих сфер деятельности, а их афористическое наследие, собранное здесь, включает как лаконичные философские высказывания, отрывки из нравоучительных трактатов, так и ироничные заметки, остроты, каламбуры. Нередко одна и та же мысль повторяется разными авторами в разное время, и в этом случае мы можем говорить о связи поколений, об извечной актуальности волнующих нас вопросов и тем. Но столь же часто мудрые противоречат друг другу, что дает нам, читателям, возможность, опираясь на их мнение и опыт, все же самим принимать решение по той или иной проблеме.

Многообразие тем, затронутых авторами этой книги, поистине всеохватно, как и многообразие жизненных интересов каждого из нас: рассуждения о законах существования, о страстях человеческих, о пороках и добродетелях, высказывания о представителях противоположного пола, тонкие советы на все случаи жизни и остроумные наблюдения за явлениями бытия.

Все мысли, афоризмы, цитаты одного автора собраны в одну статью и расположены по алфавиту первого слова. Каждую статью открывает краткий биографический очерк, из которого читатель сможет узнать об основных датах и этапах жизненного пути автора, а также названия прославивших его произведений.

Наша «Всемирная энциклопедия афоризмов» будет интересна и полезна всем, стремящимся к постижению мировой мудрости.

Абу-ль-Фарадж бен-эль-Гарун (Григорий Бар-Эбрей)

(1226–1286)

Сирийский писатель, священник.

Родился в Малатье (современная Турция) в христианской семье. Бар Эбрей – прозвище, означающее «сын еврея», имя «Григорий» получил при крещении. Однако поскольку основные сочинения написаны им на арабском языке, Абу-ль-Фарадж более известен по арабизированной форме своего имени. В 1246 г. стал епископом Гулы, а в 1264 г. – мафрианом яковитов Месопотамии, на этом посту оставался до самой смерти. Многое сделал для укрепления почетного положения христиан в Передней Азии. Умер в Мараге (современный Иран).

Абу-ль-Фарадж – один из самых выдающихся и плодовитых сирийских писателей. За глубокие познания во многих науках и стиль изложения был назван современниками «Краса века». Сегодня известны многие работы Абу-ль-Фараджа: «Краткая сирийская грамматика», богословское сочинение «Сокровища тайн» и в том числе его главный исторический труд «Хроника».

Будь осторожен с женитьбой, чтобы с тобой не произошло то же, что стало с рыбами и сетью: те, что были внутри сети, стремились покинуть ее, а те, что были вне ее, жаждали попасть внутрь.

Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

Все земные страсти бесплодны. Те, которые пережиты, подобны снам, те же, которые нас ожидают, закончатся для тех, кто еще надеется, разочарованием.

Глуп тот, кто причиняет себе зло ради того, чтобы сделать добро своему другу.

Глупец не испытывает огорчений от скудости своего ума.

Глупца легко узнать по двум признакам: он всегда говорит так, что в его словах нет для него никакой пользы, и он всегда вмешивается не в свое дело.

Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела.

Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва. Но если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.

Земные страсти подобны морской воде. Чем больше ее пьешь, тем сильнее испытываешь жажду.

Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

Избегай многословия, ибо оно подобно большому пространству, на котором множество камней преткновения.

Когда люди спорят потому, что стремятся к истине, то спор неминуемо должен прекратиться, ибо истина бывает только одна. Когда же спорящие стремятся не к истине, а к победе, тогда спор все более разгорается, ибо ни один не может выйти победителем в споре без того, чтобы его противник не оказался побежденным.

Кратковременная неудача лучше кратковременной удачи.

Лучшая похвала – та, что исходит от человека, которому ты ничего хорошего не сделал.

Лучше время от времени недоедать, чем переедать.

На что похожа женщина, у которой нет мужа? На речное русло, по которому не течет вода.

Не надейся на вспыльчивого друга, даже если сам по натуре он добрый человек.

Не пренебрегай маленькими людьми – они могут помочь тебе возвыситься.

Обильная еда вредит телу так же, как изобилие воды вредит посеву.

Один философ женился на малорослой и тощей женщине. Его спросили, почему он так сделал. И ответил он: «Я выбрал меньшее зло».

Ошибки, допущенные при рисовании, все видят и критикуют; ошибки же, допущенные врачом, скрывает земля.

Пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел.

Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока.

Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.

Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.