Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Миансарова Тамара: биография и личная жизнь. Биография тамары миансаровой Детские годы, семья, учёба

Миансарова Тамара: биография и личная жизнь. Биография тамары миансаровой Детские годы, семья, учёба

Скончалась народная артистка РФ Тамара Миансарова. Легендарной певице, подарившей миру такие популярные хиты, как «Летка-енка», «Пусть всегда будет солнце», «Рыжик», «Топ-топ» и «Черный кот», было 86 лет.

Супруг народной артистки РФ сообщил, что Миансарова скончалась в среду поздно вечером в Первой градской больнице. «Что я могу сказать? Сейчас я ничего не знаю. Не знаю, на каком свете даже нахожусь. Шестого числа ее госпитализировали — воспаление легких», — отметил муж певицы.

Врачи пытались спасти певицу, однако болезнь оказалась сильнее...


Тамара Миансарова родилась 5 марта 1931 года в городе Зиновьевск Украинской ССР (позже переименованный Кировоград, на данный момент носит название Кропивницкий).



После обучения в Минской консерватории работала на эстраде и проводила выступления с сольными номерами. На 33-м году жизни артистка стала лауреатом фестиваля в польском Сопоте с композицией «Пусть всегда будет солнце». В 1964-м Миансарова исполнила одну из самых известных песен Советского союза — «Черного кота», который стал ее визитной карточкой.

В 1970-е артистка была в числе тех, кто подвергся гонениям со стороны председателя Гостелерадио Лапина.

Пропала из виду на 15 лет, работая в консерватории в городе Донецк. В конце 1980-ых Тамара Миансарова вернулась в Москву и стала преподавать вокал в ГИТИСе, доме творчества молодежи «На Таганке» и в Московском институте современного искусства.

«Талантливые ученики были. Лариса Гордьера, Юлиан, Алика Смехова, Лада Марис, которая поет в спектакле «Иисус Христос — суперзвезда», — отмечала Миансарова. — Я горжусь тем, что дала им что-то в плане профессии. Сейчас ведь никому нет дела до качества исполнения. Почему в моде шоу со всевозможными спецэффектами? Потому что это отвлекающий маневр, за которым легко спрятать отсутствие профессионализма. Уберите дым, свет, подтанцовки — и король останется голым. Слушать нечего, так хоть на шоу зритель посмотрит. Мы потеряли зрителя, знающего толк в хорошей эстраде, которого воспитывали десятилетиями».

Личная жизнь

Яркая певица, жизнерадостная брюнетка, Тамара Миансарова всегда пользовалась успехом у мужчин, четырежды была замужем, появились дети. Она прожила достаточно бурную жизнь, о которой написала в своей книге.

Первый муж - Эдуард Миансаров был другом детства певицы и отцом ее сына Андрея, после рождения которого молодая семья распалась.

Эдуард Миансаров и Леонид Гарин

Муж Марк Фельдман и внук Андрей

Последние 30 лет ее муж - Марк Фельдман. Внуки: Андрей, Тамара и Анна. Увы, талант мамы и бабушки им не передался.

2 года назад Алика Смехова сообщила о бедственном положении, в котором находилась Миансарова.

Муж Марк Фельдман
Последние года артистка была прикована к постели, за ней ухаживал ее муж, Марк Фельдман. На тот момент Смехова призвала общественность любыми способами помочь любимой народом певице и своему учителю. По словам Смеховой, в то время семья Миансаровой находилась на грани нищеты.

Сын артистки, Андрей, почти не виделся со своей матерью. Вместе с тем дочь Миансаровой Екатерина сама имела некоторые проблемы со здоровьем, как утверждал Фельдман. У детей певицы была своя правда, которой они делились в телевизионном эфие.

В свою очередь, супруг певицы рассказал о причинах бедственного положения, в котором они оказались.

Фельдман сообщил, что проблемы Тамары Григорьевны со здоровьем начались еще в молодости, в результате одного несчастного случая. Как-то артистка упала в поезде с верхней полки и очень ушиблась. Это спровоцировало возникновение доброкачественной опухоли, которая в свою очередь привела к более серьезному ухудшению здоровья.

В возрасте 82-х лет Миансарова сломала шейку бедра, что очень опасно в таком возрасте, еще через некоторое время у нес случился инфаркт. Но Марк Михайлович предпочел не отправлять жену в больницу, так как принял решение обходиться собственными силами, а также пользоваться услугами сиделки до тех пор, пока он имеет возможность самостоятельно за ней ухаживать.

Сын Андрей
Сын артистки Андрей рассказал, что ни дети, ни внуки бабушку не забывали, однако старались меньше общаться, дабы избежать конфликтных ситуаций с ее мужем, который очень ревностно охранял ее покой.


На склоне лет семья Миансаровой оказалась замешанной в скандалах с квартирами и взаимоотношениями с детьми.


«На самом деле, Тамара Миансарова — это имя, которое стоит в одном ряду с Эдитой Пьехой, Майей Кристалинской. Это те самые уникальные, потрясающие певицы шестидесятых годов, которые появились тогда, вспыхнули на этом эстрадном небосклоне, эти наши советские звездочки — отмечает Иван Цыбин. — И, конечно, потрясающие ее песни: и «Пусть всегда будет солнце», и «Черный кот»… ну такие шлягерищи абсолютные, которые знают все в нашей стране… Но вот теперь, к сожалению, Тамара Григорьевна ушла от нас, и все это теперь — наша история».


Родилась 5 апреля 1931 года в городе Кировограде Украинской ССР. Отец - Ремнев Григорий Матвеевич, был артистом Одесского музыкального театра драмы и комедии, затем художником. Мать - Алексеева Анастасия Федоровна, певица, работала в Минском оперном театре. Супруг - Фельдман Марк Михайлович, скрипач, директор концертных групп. Сын - Миансаров Андрей Эдуардович, пианист, композитор. Дочь - Хлебникова Екатерина Игоревна, поэтэсса. Внуки: Миансаров Андрей, заканчивает музыкальную школу; Тамара, художник; Анна, учится на экономическом факультете.

Интерес к музыке у Тамары Миансаровой наследственный. Ее отец и мать, две тетушки пели в церковном хоре. Позже родители брали ее с собой на репетиции самодеятельного хора. Таким образом, песня прочно поселилась в семье, и маленькая Тамара ни за что не хотела отставать от старших. Она дебютировала в 4-летнем возрасте, продемонстрировав на сцене Кировоградского Дома культуры сразу пение, танец, художественное чтение. А в местной газете на следующий день появилась первая "серьезная" рецензия.

Затем семья переехала в Минск, где ее и застала война. Тамара помнит, как в толпе беженцев они с матерью отходили на восток, как попали в окружение, как горестно брели обратно, в чужой теперь уже город. Тяжелые годы оккупации, облавы гестапо, дым пожаров, ранение матери... Но Тамара даже в то трудное время не порывала с музыкой.

В 1951 году она окончила музыкальную школу-десятилетку при Минской консерватории и поступила на фортепьянное отделение Московской консерватории, в класс профессора Оборина. Самозабвенно играла Бетховена, Баха, Листа, Шопена... Со 2-го курса обладательница красивого лирического сопрано Тамара Миансарова стала факультативно заниматься и на вокальном отделении, где ее педагогом была профессор Дора Борисовна Белявская. В 1957 году после окончания консерватории Тамара по распределению попала в ГИТИС концертмейстером. Однако работа эта удовлетворения ей не принесла, и через три месяца она ушла в эстраду.

В репертуаре начинающей певицы было всего три песенки, и с ними она рискнула принять участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Миансарова покорила жюри блестящим исполнением вальса Штрауса под собственный аккомпанемент на рояле и была удостоена третьей премии. Известный педагог Е. Кангар сказал ей: "Девочка, ты отлично чувствуешь малую форму, тебе надо петь песни" - и стал с ней заниматься. К консерваторской вокальной школе прибавилось освоение эстрадной специфики - поиски лаконичности, точности средств выразительности, разнообразия тембровой окраски звука.

В тот период перед Миансаровой остро встал вопрос: чем же все-таки заниматься - пением на эстраде или игрой на фортепиано? Вопрос этот решился сам собой. А способствовало этому молниеносное и победное восхождение на "эстрадный Олимп": Миансарова с большим успехом провела первые гастроли, некоторое время выступала со своей программой в оркестре знаменитого Лаци Олаха, а в 1960 году уже выступала в Московском мюзик-холле в спектакле "Когда зажигаются звезды" наряду с такими артистами, как Марк Бернес, Кира Смирнова, Лев Миров и Марк Новицкий, Капитолина Лазаренко. Эстрада в конце концов победила, и с ней молодая артистка уже не смогла расстаться.

Больше всего Тамаре Григорьевне запомнилась победа на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1962 году. Правда, ее выступление не планировалось, и для нее это был настоящий экспромт. Миансарова находилась в Финляндии с большой творческой группой вместе с Муслимом Магомаевым, Маргаритой Суворовой, Александрой Стрельченко и другими советскими исполнителями. И вдруг оказалось, что заболел один из артистов и ему нужно было срочно искать замену. Выбор пал на Тамару. Она выступала с ансамблем Игоря Гранова и исполнила веселую песенку Л. Лядовой на стихи Б. Брянского "Ай люли". К удивлению многих да и самой Миансаровой, эта песенка стала очень популярной, и ее стали распевать все участники фестиваля, а сама исполнительница была удостоена первой премии и золотой медали.

В следующем году Миансарова становится лауреатом престижного песенного фестиваля в Сопоте за исполнение песни А. Островского на стихи Л. Ошанина "Солнечный круг" ("Пусть всегда будет солнце"). Перед отъездом на фестиваль начальство без энтузиазма восприняло решение Миансаровой петь именно эту песню: считали, что надо петь что-нибудь посерьезнее. Не одобрял выбора певицы и руководитель ансамбля Игорь Гранов и даже не хотел с ней репетировать. Однако Тамара настояла на своем и оказалась права.

Успех был буквально ошеломляющим, обвальным. В песенный фестиваль, основанный на танцевальных ритмах, ворвалась песня-диалог, песня-призыв, песня-утверждение. Польский журнал "Край рад" писал: "Большой зал Гданьской верфи истекает сентиментальностью и через минуту, кажется, поплывет на приливной волне меланхолии... Но, к счастью, ситуацию спасает обаятельная представительница Советского Союза...".

Неожиданное решение первого и последнего куплетов, исполненных мальчишеским дискантом, пришло к певице не случайно: она сама пережила ужасы оккупации в детстве и потому смотрела на эту песню не так, как все, а глазами ребенка, пережившего войну.

После выступления в Гданьске 6,5 тысяч зрителей стоя аплодировали советской солистке. На улице ее узнавали, совсем незнакомые люди жали руки, обнимали. В газетах ее называли "соловей Москвы", а на одной из местных парфюмерных фабрик вышел новый сорт духов, названный в честь певицы - "Тамара". После Сопота певица стала включать "Солнечный круг" во все свои концерты, и на многие годы вперед эта песня стала визитной карточкой Миансаровой.

Самым урожайным стал, пожалуй, для певицы 1966 год. Он принес ей новую, невиданную доселе удачу. В столицах 6 стран (СССР, ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии) проходил конкурс эстрадной песни "Дружба", где каждый участник должен был исполнить и песню той страны, где проходил тур. Миансарова завоевала сразу 4 первые премии, опередив свою основную конкурентку, болгарскую певицу Лили Иванову.

Обаятельная на сцене, веселая, живая и отзывчивая в жизни, Тамара Миансарова в очень короткий срок завоевала громадную популярность у зрителей. Она много ездила на гастроли по стране и за рубеж, и где бы ни выступала, залы всегда были переполнены. Зрителей привлекала исполнительская манера певицы, ее умение артистически "распоряжаться" своим от природы высоким голосом.

Каждая песня в ее исполнении - это законченные и ювелирно отделанные вокальные произведения, на глазах у зрителей превращающиеся в маленькую повесть или новеллу со своей режиссурой, мизансценами, пластикой. Интонационными штрихами, неуловимыми нюансами актриса придает произведению иногда совершенно необычное, но в то же время очень сильное по эмоциональному воздействию звучание.

Театральным актерам хорошо известно, как иногда трудно после нескольких месяцев работы над одной ролью "входить" в другую роль. Тамара Миансарова "входила в образ" буквально в течение нескольких минут, причем рождение образа происходило на глазах у зрителя.

Вот на сцене мальчишка с трубой в руке - герой "Песни о маленьком трубаче" О. Крылова и С. Никитина. Всего за три минуты зритель проходит с артисткой по полю сражения, вместе с ней до боли в пальцах сжимает воображаемую трубу... Минутная пауза - и в зал полились задорные слова "Молодежной песни" И. Дунаевского и Лебедева-Кумача. Певица вкладывает в эту песню столько своего темперамента, энергии, жизнерадостности, что старая песня обретает новое звучание. В результате музыка в буквальном смысле заполняет зал, а по нему идет юная счастливая девушка и поет задорную песню радости. Но вот уже нет этой радостной девушки, а есть героиня песни Ю. Соболева "Баллада о цыганке Мариуле", бесстрашной разведчице, даже перед лицом смерти не склонившей гордой головы. Заканчивается лирическая песня "Для тебя" - и уже перед микрофоном стоит девочка и детским, чуть резковатым голоском поет песню "Зачем?"...

Жанровый диапазон певицы необыкновенно широк - от героических музыкальных баллад и драматических вокальных новелл до шуточной и детской песни. И для каждой из них певица находит свои краски, свои выразительные средства. Гневные и задумчивые, веселые и шуточные песни в ее исполнении никого не оставляют равнодушным.

Всего в репертуаре Тамары Миансаровой более 140 песен, многие из которых стали что называется "шлягерами": "Московские улицы", "Мелодия любви", "Глаза на песке", "Для тебя", "Город спит", "Летка Енка", "Первые шаги" ("Топ-топ, топает малыш"), "Кенгуру", "Мамин праздник", "Рыжик" ("Руды-рыдз"), "Давай никогда не ссориться", "Черный кот", "Бабушка, научи меня танцевать чарльстон", "Иван да Марья", "Береза", "Руки" и многие, многие другие.

Громкую популярность певицы не смогла пригасить даже непонятная ситуация, когда в начале 1970-х годов вокруг нее образовался какой-то вакуум. Певица вдруг стала невыездной, ее записи исчезли с экрана телевидения, а записи на радио оказались размагничены. Снятый о Миансаровой фильм-концерт "Солнечная баллада" положили на полку. Разнесся слух, будто певица уехала в Израиль. Столичные концертные залы оказались для нее закрытыми.

Тем временем Миансарова продолжала много ездить по стране уже от Донецкой филармонии. Начинала с выступлений в шахтерских городках и поселках, в клубах горняков и даже в конторах шахт, и более благодарной и отзывчивой публики, по ее словам, не встречала. Поэтому особенно дорог ей нагрудный знак "Шахтерская слава", которым она была отмечена в Донбассе. Потом вернулась в Москву, но работать ей все равно не давали под разными предлогами. И это продолжалось до 1988 года.

Спустя 30 с лишним лет Тамара Миансарова, имевшая до этого звание Заслуженной артистки Украины (1972) и будучи кавалером ордена "Знак Почета", становится Народной артисткой России (1996). Она награждена также орденом Дипломата Камбоджи и лаосским орденом Трех Слонов.

Тамара Григорьевна вновь популярна, а ее творчество востребовано. Артистка проводит многочисленные встречи со зрителями, готовит новые песенные программы ("Нам рано жить воспоминаниями" А. Мажукова на стихи В. Меньшикова, "Я - акация" А. Билаша на стихи Л. Татарченко, "Моя глубинка" Я. Френкеля на стихи И. Гофф, "Кони привередливые" В. Высоцкого, памяти В. Шукшина "Калина черная" Б. Киселева на стихи А. Жигулина). Недавно вышел компакт-диск старых популярных песен Миансаровой в новой аранжировке музыканта и композитора, ее сына Андрея Миансарова. Ее приглашают на всевозможные музыкальные конкурсы как члена жюри, на протяжении двух лет она возглавляла жюри международного фестиваля "Золотой шлягер", была почетным гостем и членом жюри Сопотского фестиваля, ездила на гастроли в Америку.

С 1988 по 1996 год Т.Г. Миансарова преподавала вокал в ГИТИСе. Ее учениками были Юлиан, Алика Смехова, Лада Марис, Максим Сытник. Ныне она преподает в доме творчества молодежи "На Таганке".

В свободное время увлекается вязанием, шитьем, профессионально занимается выделкой меха, любит рисовать.

Живет и работает в Москве.

Один из бывших мужей зверски избивал певицу, а другой изменял ей с женой Кобзона

81-летняя народная артистка России Тамара МИАНСАРОВА, исполнительница знаменитых песен «Черный кот», «Пусть всегда будет солнце», «Давай никогда не ссориться», «Топ-топ, топает малыш», «Глаза на песке», в 1963 году первая среди отечественных артистов получившая Гран-при на международном фестивале в Сопоте, недавно оказалась втянутой в громкий скандал. В одной из телепередач ее 56-летний сын от первого брака Андрей МИАНСАРОВ неожиданно начал поливать грязью ее нынешнего супруга Марка ФЕЛЬДМАНА. Якобы тот присосался к его матери с корыстными целями и изолировал ее от общения со всеми родственниками и друзьями. Музыкальный обозреватель «Экспресс газеты» обратился за комментариями к самой певице и выяснил, кто на самом деле на протяжении многих лет ее обманывал и обижал.

Мне очень больно было слышать нападки Андрея, - призналась Тамара Григорьевна. - Он ведь этим обидел не только Марка Михайловича, но и меня тоже. Выходит, я не сумела его воспитать. Недавно у меня вышла книга воспоминаний «И в жизни, и на сцене». Там Андрей исключительно белый и пушистый. В действительности это далеко не так.

Бриллианты и машина

Проблемы с ним начались еще в середине 70-х, когда сын бросил учебу в консерватории и после армии работал клавишником в моем коллективе. В то время в моей жизни как раз появился Марк Михайлович. Я познакомилась с ним в 1975 году на гастролях в Виннице. Он был моим поклонником. Я подарила ему свою фотографию и с обратной стороны написала: «Марик! Чтобы тебе в жизни фартило!» Я сразу почувствовала в нем родственную душу. И в 1979 году пригласила его работать скрипачом в мой коллектив.

Первая его гастрольная поездка со мной была в Кисловодск. Перед этим я решила продать свою «Волгу», которая постоянно ломалась, и вместо нее купить «Жигули». Но человек, который помогал мне с продажей «Волги», взял у меня вырученные за нее деньги и бесследно исчез. В результате я осталась без машины и без денег. И Андрей предложил: «Дай мне кольцо и серьги с бриллиантами! Я их продам и куплю тебе машину». Я спросила совета у Марка: стоит ли мне соглашаться на предложение сына. Марк сказал, что за месяц гастролей в Кисловодске очень хорошо узнал его. Оказалось, Андрей, будучи женатым человеком и отцом двух дочерей, возил с собой на гастроли какую-то женщину легкого поведения из Омска и именно для этого взял у меня 400 рублей - довольно приличную по тем временам сумму. Я-то ничего этого не знала, ведь жила отдельно от всего коллектива… Марк сказал мне: «Тамара Григорьевна! Я бы на вашем месте не отдавал Андрею драгоценности». Но я его не послушала. «Если меня сын обманет, я уже не знаю, кому тогда верить», - сказала я. Андрей забрал кольцо и серьги и уехал в Москву. Так получилось, что после этого мы с ним долго не виделись.

В моей жизни тогда произошли кардинальные перемены. Я рассталась с отцом моей дочери Кати - Игорем Хлебниковым . Он был администратором моего коллектива и по совместительству директором чешского Луна-парка. Зарабатывал шальные деньги. Но на дочку и семью ничего не тратил. Постоянно устраивал дома гулянки и пил по-черному. А когда напивался, зверски меня избивал. Я месяц лежала синяя в его квартире на Сретенке. И он даже не вызвал «скорую». В итоге я для себя решила, что этого человека рядом со мной не будет.

Одновременно я сменила место работы и перешла из Донецкой филармонии в Кисловодскую. Администратором моего коллектива я попросила стать Марка. А вскоре он сделал мне предложение и стал моим мужем.

В какой-то момент я приехала из Кисловодска в Москву за аппаратурой и на станции метро «Маяковская» случайно встретила Андрея. «А что с кольцом и серьгами?» - поинтересовалась я. «У меня их украли», - заявил Андрей. Меня удивило, что он даже не посчитал нужным позвонить мне и сообщить об этом. Но никаких разбирательств по этому поводу я устраивать не стала.

Работа в Кисловодске у меня не заладилась, и через некоторое время я вернулась в «Москонцерт», где работала до переезда в Донецк. Однажды пришел Андрей и снова стал предлагать мне помощь с покупкой машины. Денег у меня не было. Пришлось пойти в ломбард. На этот раз машину Андрей все-таки купил. Но записал ее на себя и сам стал на ней ездить. А я потом вылезала из ломбарда с процентами. С тех пор машины у меня больше никогда не было.

Загородный дом

Не очень красиво повел себя Андрей и в истории с дачей. У меня была дача в Пушкино, всего в 32 километрах от Москвы - двухэтажный зимний дом довоенной постройки с участком 14 соток. Я купила эту дачу, когда только начала работать после консерватории. Моя мама Анастасия Федоровна была нездорова. Ее сестры Манечка и Дуся - тоже. Андрей еще не ходил в школу. И я подумала, что им будет полезно жить за городом, на природе.

С отцом Андрея - пианистом Эдуардом Миансаровым - я к тому времени уже развелась. Узнав, что я жду ребенка, он отказался от меня. Мы тогда еще учились в консерватории и жили в общежитии. После того как один из его соседей по комнате застрелился, выяснилось, что они все употребляли какие-то одурманивающие лекарства. У Эдика из-за этого возникли большие проблемы, и ему было не до того, чтобы становиться отцом. «Если ты родишь, я уйду от тебя», - сказал он. Но врачи меня предупредили, что, если я прерву беременность, я больше не смогу стать матерью. И я все-таки решила рожать.

Помощи мне ждать было не от кого. А дача стоила огромных денег - 25 тысяч рублей. Я не ела, не пила, экономила на всем, чтобы собрать эту сумму. И в дальнейшем я вложила в эту дачу много сил и средств. Провела туда газ и прямой московский телефон, который был мне нужен для работы.

Однажды в начале 80-х меня вызвали в «Москонцерт» к начальнику мастерской эстрадных инструменталистов и вокалистов Холопенко . К нему приходил Андрей и жаловался, что я не пускаю его жить на дачу. Я была очень удивлена, потому что он никогда об этом не просил. Потом выяснилось, что во время работы в ансамбле «Самоцветы» Андрей познакомился с какой-то женщиной из Тулы и ради нее бросил жену Любу и двух дочерей. Привести эту женщину ему было некуда. И он не придумал ничего лучше, как поселить ее на моей даче. Как-то зимой я приехала на дачу проверить - все ли там в порядке. Застала там новую жену Андрея и выгнала ее.

А в начале перестройки, когда с концертами стало тяжко, Марк сказал мне: «Тамара! Катя уже выросла. Надо подумать об отдельном жилье для нее». Я решила продать дачу и на вырученные деньги купить дочери кооператив. Сразу же объявился Андрей: «Мама! Я у тебя выкуплю дачу за 15 тысяч рублей». Марк меня предупреждал: «Тамара! Он тебя опять обманет и не отдаст деньги». - «Нет, Андрей сказал, что он теперь другой человек», - не поверила я. И переписала на него дачу. Денег за нее я так и не увидела. Кто потом только не жил на этой даче! И покойный отец его жены, и ее брат, и еще какие-то ее родственники. А ее мать до сих пор постоянно там живет. Только для нас там места нет. Мне обидно за Катю. Она имела на эту дачу такие же права, как и Андрей. Почему все должно было достаться ему одному?

Обманул отца

Отдельная история была с квартирами. В Москве у меня была очень хорошая трехкомнатная квартира на Садовой-Кудринской. Мне дали ее во время моего недолгого брака с музыкантом Леонидом Гариным в обмен на его однокомнатную на Таганке и мою двухкомнатную на Мосфильмовской улице, полученную от ЦК ВЛКСМ после победы на фестивале в Хельсинки. Но пока я лежала в больнице, Гарин начал открыто изменять мне с женой Иосифа Кобзона Вероникой Кругловой , и через полгода я с ним развелась. Делить жилплощадь он наотрез отказывался, и, чтобы избавиться от Гарина, я залезла в долги и купила ему кооператив. А квартиру на Садовой-Кудринской я разменяла на двухкомнатную на Большой Ордынке для нас с Марком и Катей и однокомнатную в Безбожном переулке для моей мамы. К маме переехала ее сестра Манечка. У нее осталась квартира в Кисловодске. Мы ее продали. Но вырученные деньги пришлось отдать Андрею на покупку клавишного инструмента, без которого его не брали на работу. Сам Андрей, когда первый раз женился, прописался у жены Любы. У них было две комнаты в четырехкомнатной коммунальной квартире в Кунцево. Уезжая из Донецка, я договорилась, чтобы мою двухкомнатную квартиру оставили за Андреем. Поскольку я 12 лет отработала в Донецкой филармонии, мне пошли навстречу. Можно было заключить фиктивный брак и получить за эту квартиру хорошие деньги. Но Андрей заявил: «Мне это не нужно». После развода он остался прописан у Любы, потому что ей должны были дать отдельную квартиру. В результате ему достались две комнаты в коммуналке. В 1988 году случилось несчастье - моя мама сломала ногу и от болевого шока умерла. В квартире в Безбожном осталась одна Манечка. Андрей уговорил ее переехать к нему в коммуналку. Обещал: «Мы за тобой будем ухаживать». А в квартиру в Безбожном переселил своих соседей по коммуналке. И стал единоличным владельцем всей 4-комнатной квартиры. Но про свои обещания он сразу забыл. Бедная Манечка лежала, не могла встать. Но Андрей и его жена даже стакан чая ей не подавали. Они вообще не заходили к ней в комнату. И пока Манечка не умерла, ухаживать за ней приходилось приезжать мне. Я тогда бросила все гастроли. Только ходила преподавать в ГИТИС.

Андрей наказал даже своего отца - Эдика Миансарова. Перед тем как развалился Советский Союз, у него в Минске умерла мама - концертмейстер белорусского радио, которую тоже звали Тамара Миансарова. Она была довольно обеспеченным человеком. От нее остались квартира и какие-то деньги. Андрей тут же подсуетился: «Папа! Я помогу тебе купить машину». За 11 с половиной тысяч советских рублей он купил отцу подержанные «Жигули». На следующий день эта машина сломалась. Эдик обратился с претензией к прежнему владельцу: «Ты взял 11 с половиной тысяч. Что ты нам продал?» - «Простите, какие 11 с половиной тысяч? - удивился тот. - Я получил всего 5 тысяч».

В свое время Андрей предрекал, что мой брак с Марком Михайловичем продлится не более пяти лет. Но мы благополучно живем вместе уже тридцать четвертый год. Марк - моя главная опора в жизни. Он и за продуктами ходит, и готовит, и по дому все делает. А вот от родного сына я никакой поддержки не чувствую.

Моя мама похоронена на Домодедовском кладбище. И каждый раз нам с Марком приходится кого-то просить, чтобы нас туда отвезли. Мы же пенсионеры. Ездить на такси нам не по карману. Андрей, правда, несколько раз возил нас на кладбище на своей машине. Но ставил условие, чтобы мы ему оплатили бензин. Как будто там похоронен чужой человек, а не его родная бабушка, которая его воспитывала, пока я ездила по гастролям.

Внук - иуда

Никто из моих соседей по дому не может сказать, что видел когда-нибудь моего сына. Многие даже не знают, что у меня вообще есть сын. Дочь Катю иногда видят. У нее с Марком поначалу тоже были конфликты, пока они притирались друг к другу. А сейчас Катя зовет его «папой». «Папа не тот, кто родил, а тот, кто воспитал», - говорит она. В 90-х мы обменяли квартиру на Большой Ордынке на нашу нынешнюю, получили доплату и купили для Кати отдельное жилье недалеко от нас. У нее в жизни немало своих проблем. Но она нас не забывает и время от времени забегает к нам. И по телефону мы с ней постоянно общаемся. А Андрей не вспоминает обо мне месяцами, как будто меня нет. За последние годы я много раз лежала в больнице. Марк приезжал ко мне каждый день. Никто не мешал и Андрею приезжать. Но сын лишь один раз навестил меня в 1-ой Градской. Он даже не приехал поздравить меня с 80-летием. Впрочем, чему удивляться?! Одна из его дочерей от первого брака родила. Его внучке уже четыре с лишним года. Но Андрей ее ни разу не видел. Хотя она живет не где-нибудь в Америке, а в одном с ним городе. Отличился и его сын от второго брака Андрей Миансаров-младший. Я его готовила в музыкальное училище. Но он не стал учиться и начал выступать в ночных клубах как ди-джей. Видимо, ему был нужен пиар. И в одной телепередаче он нелестно отозвался обо мне. Мол, мои песни - это вчерашний день, нафталин. Когда меня уже выписывали из 1-ой Градской, мне вдруг позвонил сын. «Что случилось? – удивилась я. – Ты так редко звонишь, что я уже забыла твой голос». «У тебя пальчики работают? – спросил он. – Почему ты не можешь сама набрать мой номер?». «Я тебе скажу одну вещь, - ответила я. - Как ты относишься ко мне, так твои дети будут относиться к тебе. Я тебе это говорю как мать. Запомни это! Изменись и стань другим человеком! Я же тебе не чужой человек».

Ответ редакции

Публикация от Alika Smekhova (@alika_smekhova) Июл 12 2017 в 1:29 PDT

«Сегодня, 12 июля, поздно вечером умерла Тамара Миансарова — советская и российская эстрадная певица, профессор РАТИ, мой педагог по вокалу в пору учебы в ГИТИСе», — написала Смехова.

Тамара Миансарова была легендой советской эстрады. Она исполнила такие популярные песни, как «Чёрный кот», «Пусть всегда будет солнце», «Летка-енка», «Рыжик», «Давай никогда не ссориться», «Топ-топ», «Золотой ключик», «Глаза на песке» и другие.

Биография

Тамара Григорьевна Ремнёва (первая фамилия певицы) родилась 5 марта 1931 года в украинском городе Зиновьевске (ныне Кропивницкий). Отец — Ремнёв Григорий Матвеевич , был артистом Одесского музыкального театра драмы и комедии, затем художником. Мать — Алексеева Анастасия Фёдоровна , певица, работала в Минском оперном театре.

Детство Тамары прошло в Минске, куда она переехала с семьёй. Там же застала её война.

Училась в музыкальной школе при Минской консерватории. «Я мечтала стать музыкантом. В музыкальной школе при Белорусской консерватории занималась по ночам, когда подходила моя очередь к инструменту. Засыпала на рассвете, устроившись под роялем на специально сшитом мамой тюфячке», — делилась воспоминаниями певица.

В 1951 году Тамара поехала в Москву, поступила в консерваторию.

После окончания консерватории в 1957 году работала концертмейстером в ГИТИСе, но вскоре перешла на эстраду и начала выступать с сольными концертами.

Карьера певицы

В 1958 году на III Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Миансарова получает третью премию. Далее она выступает с концертами. Солирует в Мюзик-Холле в спектакле «Когда зажигаются звёзды».

Выступала солисткой в джазовом квартете Игоря Гранова . Поработав над её манерой исполнения, Игорь Гранов подготовил Тамару к исполнению эстрадного репертуара.

В 1962 году на VIII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки была удостоена первой премии и золотой медали. Она выступала с ансамблем Игоря Гранова и исполнила весёлую песенку «Ай-люли». «В финских газетах меня так потом и называли: „Девушка Ай-люли“: им трудно было разобрать мою фамилию», — вспоминала Миансарова.

В 1963 году становится лауреатом Международного фестиваля песни в Сопоте за исполнение песни А. Островского на стихи Л. Ошанина «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце»). Начиная с этого времени на многие годы песня останется визитной карточкой певицы. Миансарова рассказывала: «Где бы я с тех пор ни выступала, из зала мне всегда кричали: „Солнце давай!“»

С 1964 года Тамара Миансарова — популярная исполнительница в Советском Союзе. Для неё Леонидом Гариным собрана группа «Три плюс два».

31 декабря 1964 года на новогоднем «Голубом огоньке» Тамара Миансарова исполнила знаменитую песню про гриб «Рыжик».

В 1965 году на новогоднем «Голубом огоньке» Тамара Миансарова исполнила знаменитую песню «Чёрный кот».

В 1966 году победила на конкурсе эстрадной песни социалистических стран «Дружба». СССР, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Болгария и Польша принимали у себя певцов (в каждой стране по туру) с песней этой страны. Тамара Миансарова выиграла 4 тура из 6.

5 июня 1969 года в Ленинградском доме прессы состоялся её концерт, который сопровождал эстрадный ансамбль под руководством И. Кондакова . Также певица выступала в Ленинграде с группой Шурова и Рыкунина .

В 1970 году, во время работы в Москонцерте, Тамара Миансарова попала в немилость у властей. По словам самой Миансаровой, карьеру ей сломал один высокопоставленный чиновник. В результате негласного запрета она сразу попала в разряд «невыездных», её выступления исчезли из теле- и радиоэфира, а гастрольная концертная деятельность стала окончательно невозможной. Фактический запрет на профессиональную деятельность привёл к тому, что она вынуждена была уволиться из Москонцерта и в поисках работы покинуть столицу.

Об этих событиях Миансарова рассказывала: «Я много выступала, в том числе и за границей. В Польше вообще бывала, как у себя дома: меня не раз приглашали в жюри Сопотского фестиваля. Намечалась поездка в Южную Америку. И вдруг из списков на эти гастроли меня вычеркнули, когда я стала выяснять, почему, придумали отговорку: якобы кому-то не хватило места. К тому времени я была уже лауреатом шести международных премий. Филармонии разных городов СССР буквально дрались за меня, зная, что зал будет полным. Меня выдвинули на звание заслуженной артистки, но документы вдруг бесследно исчезли.

Я чувствовала, как вокруг меня сжимается кольцо. В конце концов не выдержала и написала заявление об уходе из Москонцерта. Я ждала, когда меня вызовут и спросят: „Как же так?!“ Но никто со мной не вёл разговоров по душам, никто не удерживал, как будто моё имя ничего не значило на эстраде. Я стала невыездной, мой фильм-концерт „Солнечная баллада“ лёг на полку, записи на радио размагничивались, меня не пускали на телевидение: так продолжалось 17 лет».

Миансарова была приглашена в Донецкую областную филармонию, где впоследствии проработала 12 лет. Все эти годы она гастролировала по Украине, пела во многих шахтёрских городах.

В 1972 году получила звание Заслуженной артистки Украинской ССР.

В 1980 году прошёл сольный концерт Тамары Миансаровой в Ленинградском Театре эстрады имени А. И. Райкина.

В восьмидесятые годы, возвратившись в Москву, Миансарова преподавала вокал в ГИТИСе, в доме творчества молодёжи «На Таганке» и Московском институте современного искусства. О своих учениках артистка рассказывала: «Талантливые ученики были. Юлиан , Алика Смехова , Лада Марис , которая поёт в спектакле „Иисус Христос — суперзвезда“. Я горжусь тем, что дала им что-то в плане профессии».

Однако на родине былой популярности уже не получилось. Были концерты, но гораздо меньше, чем прежде.

В 1994 году прошёл сольный концерт Тамары Миансаровой в Московском Театре Эстрады.

В 1996 году удостоена звания «Народная артистка России»

В 2004 году на «Площади звёзд» в Москве была установлена именная звезда Миансаровой, а 9 февраля 2005 года прошёл её вечер в концертном зале «Россия».

Награды

  • 1962 — победитель песенного конкурса на VIII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки
  • 1963 — золотая медаль (первая) лауреата Международного фестиваля песни в Сопоте за исполнение песни «Солнечный круг» (А. Островский — Л. Ошанин)
  • 1966 — победитель конкурса эстрадной песни «Дружба», проходившего в столицах шести стран (СССР, ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии)
  • 1972 — Заслуженная артистка Украинской ССР
  • 1996 — Народная артистка России
  • 2004 — именная звезда на «Площади звёзд» в Москве
  • Орден «Знак Почёта»
  • Орден Дружбы народов
  • Полный кавалер орденов «Шахтёрская слава»
  • Золотой Орден Дипломата Камбоджи
  • Лаосский орден Трёх Слонов

Личная жизнь

Первый муж — Эдуард Миансаров — пианист, заслуженный артист России, лауреат Первого Международного Конкурса им. П. И. Чайковского. Расстались в 1956 году, сразу после рождения сына Андрея .

Второй муж — Леонид Гарин , композитор. Брак длился полгода.

Третий муж — Игорь Хлебников , звукорежиссёр, администратор концертной группы. В 1971 году в браке родилась дочь Екатерина .

Четвёртый муж — Марк Фельдман , скрипач, директор концертных групп.

В марте 1931 года на Украине родилась замечательная эстрадная певица, наша советская Эдит Пиаф, народная артистка России Тамара Миансарова. Биография её начиналась в творческой семье. Родители были людьми одарёнными, во всяком случае, пели там все и всегда. Отец - артист театра, художник, мать - из простых заводских работниц, но активно участвовала в самодеятельности. Однажды она выиграла вокальный конкурс, где заметили и оценили её талант - далее она пела в Минском оперном театре. Там и застала эту семью война.

Биография

Миансаровой Тамара тогда ещё не была, девичья фамилия её - Ремнёва. Впервые на большую сцену она вышла в четыре года и сразу успешно. Училась очень хорошо, показывала прекрасные данные пианистки, окончила музыкальную школу-десятилетку в Минске и в 1951 году поступила на фортепианное отделение Московской консерватории. Можно себе представить, в какое окружение сразу же попала Тамара Миансарова! Биография её с самого начала прирастала исключительно интересным окружением. Фортепиано в эти годы преподавали в Московской консерватории Нейгауз, Гольденвейзер, Шебалин, Софроницкий... Всех невозможно перечислить, но даже трудно найти имя, которое бы звучало ярче других. А взял её в свой класс тоже не кто-нибудь, а сам Лев Оборин!

Там, в консерватории, и поменялась её фамилия на ту, которая известна теперь каждому, и каждый связывает её со звучанием чудесного голоса Тамары Миансаровой. Биография её строилась теперь целенаправленно и быстро. Нужно сказать, что играла на фортепиано она очень хорошо, однако человек, фамилию которого Тамара носила до своего последнего часа, делал это ещё лучше. Эдуард Миансаров - один из многих выдающихся учеников Льва Оборина (не выдающихся у него просто не было!), весьма значительный пианист: четвёртая премия на Первом (и самом крупном в мире) конкурсе имени Чайковского в Москве. Первое место - Ван Клиберн, а четвёртое - Эдуард Миансаров. Но фамилию его Тамара прославила ещё более, когда начала петь.

Вокал

В 1957 году Тамара окончила и вокальное отделение Московской консерватории, после чего стала работать концертмейстером в ГИТИСе. Параллельно шли поиски себя и своей ниши в искусстве. И через год такой случай представился: третье место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады заняла певица Тамара Миансарова. Биография её теперь наполнилась совершенно другими событиями, другими встречами, другой музыкой. Начались разъезды по стране с концертами, пошла работа в "Мюзик-холле", где особо отличилась Тамара в сольной партии в спектакле "Когда зажигаются звёзды".

Конечно, для неё важны были семья, дети. Тамара Миансарова биографию свою не обедняла ни в чём. В 1956-м родился сын Андрей, ставший превосходным музыкантом, блестящим аранжировщиком, который поработал с самыми лучшими инструментальными ансамблями и солистами страны (в том числе ВИА "Самоцветы", да и для мамы своей делал аранжировки и обустраивал записи с лучшими музыкантами в лучших студиях).

Новый этап

В том же 1958-м Тамара начала петь джаз в квартете Игоря Гранова - ещё одна новая строка в биографию. Семья, дети Тамару Миансарову видели всё реже и реже. Её всюду ждал успех - грациозная красавица с прекрасным от природы, да ещё и посредством двойного консерваторского образования обработанным голосом, с исключительно сильным желанием петь, она никак не могла не запомниться зрителям.

Певица становилась известной: стоит только вспомнить, как быстро раскупались фото Тамары Миансаровой. Дети, личная жизнь - биография певицы всё это должна была отодвинуть на второй план. Так и вышло. Хорошо, что бабушка помогла вырастить сына Андрея и дочь Екатерину. Дети должны были понять, насколько велик талант их мамы. Не пойти ему навстречу - беда и предательство. То, что даёт людям Бог, обязательно нужно вернуть сторицей. У Тамары и это получилось.

Семья

С началом нового этапа в биографии Тамары Миансаровой семья действительно вынуждена была уйти в тень от её побед, которые выстраивались буквально следом друг за другом, и каждая была значительнее предыдущей. Так незаметно и Эдуард Миансаров ушёл сначала в тень, а потом и вообще - насовсем, оставив жене только свою фамилию, которой Тамара принесла ещё больше славы.

Сын Эдуарда Андрей до сих пор чрезвычайно привязан к отцу и, судя по интервью, до сих пор это давно случившееся расставание причиняет ему боль. Что ж, должна же была сделать собственную биографию Тамара Миансарова! Национальность, возраст или семейное положение никому не могут в таких случаях ни помочь, ни помешать.

Любопытная публика

Многие интересуются теперь не столько творчеством певицы, сколько её личной жизнью. Про национальность тоже спрашивают (чаще всего именно те, кто ничего о певице не знает, в том числе и то, что в девичестве она носила абсолютно русскую фамилию - Ремнёва). А лучше бы включить старые записи и насладиться ещё раз её великолепным голосом, прослезиться с песней "Глаза на песке", растрогаться под "Топает малыш", удивиться, что первой исполнительницей до сих пор популярной песни "Чёрный кот" была именно Тамара Миансарова, да и спета она была гораздо лучше всех современных знаменитостей, которые включили её в свой репертуар.

А тогда, начиная с 1958 года, одни гастроли следовали за другими. Шествие Тамары по Советскому Союзу было поистине триумфальным. У каждого свой путь в жизни, по-разному складываются и биографии - есть громкие, есть тихие. Что можно чувствовать, если из каждого окошка слышишь собственный голос, а поклонники буквально рвут из рук друг у друга твоё фото? Биография Тамары Миансаровой, семья - дети и взрослые - тоже попали в эту круговерть, и кто, как не они, первыми почувствовали, что у славы есть бремя, и оно тяжело.

Фестивали

На Всемирном фестивале в Хельсинки (1962) огромное впечатление произвела делегация наших артистов, а песня "Ай-люли" композитора Людмилы Лядовой достойно украсила биографию Тамары Миансаровой. Фото её чередой прошли в прессе всего мира. Жюри фестиваля, сердца зрителей и слушателей были покорены. Тамара получила золотую медаль и первую премию.

А в 1963-м, через год, на Международном фестивале песни в Сопоте Тамара Миансарова произвела настоящий фурор, который смогла повторить только Алла Пугачёва спустя много лет. Впервые здесь прозвучала песня композитора Островского "Пусть всегда будет солнце". спела её первой, но настоящую известность песня получила после исполнения её Тамарой Миансаровой.

"Солнечный круг"

Это была исключительно интересная интерпретация. Зал глубоко прочувствовал всё: рухнувший мир и ужас оккупации в восприятии маленького ребёнка, его страх, его беззащитность и такую огромную доброту, способность дарить каждому человеку счастье - хотя бы нарисованное. Именно это исполнение можно назвать визитной карточкой и песни, и самой Тамары Миансаровой. В Польше певица моментально сделалась кумиром: её сняли в музыкальном фильме, записали несколько дисков, постоянно приглашали на гастроли.

На родине тоже всюду ждали, всюду любили её. В биографию Тамары Миансаровой дети, личная жизнь были, конечно же, вписаны изначально, но внимания всему этому она много уделять просто физически не могла. Песни её одна за другой становились хитами: это "Рыжик" (версия польской песни), "Чёрный кот", "Давай никогда не ссориться". В 1966-м по социалистическим странам проходил песенный марафон: Польша, Болгария, Венгрия, Чехословакия, ГДР и СССР принимали поочерёдно певцов, и в каждой стране шёл тур с местной национальной песней. Четыре тура из шести выиграла Тамара Миансарова и, конечно же, победила в этом нелёгком марафоне.

Донецк

В 1970-м карьера Тамары словно рухнула с огромной высоты. Её перестали приглашать на новогодние да и вообще в эфир, стали редкими концерты. С артистами так иногда бывало, будто откуда-то негласный запрет пришёл. Певица впоследствии рассказывала, что один из чиновников высшего эшелона не получил желаемого результата в своих притязаниях, отсюда и реакция. Песни в исполнении Миансаровой как метлой вымели из телевизионных и радиопередач, из Москонцерта ей пришлось уволиться, даже из столицы пришлось уехать.

В Донецке Тамара устроилась в филармонию, гастролировала только по Украине. Шахтёры продолжали её любить. Даже на БАМе она побывала именно в том посёлке, который строила Украинская ССР. Концерт прошёл при аншлаге, и, слушая полузабытый хит "Глаза на песке", многие женщины откровенно плакали. А потом Тамара сделала подарок строителям: она исполнила песню, которую написали местные музыканты, и которую она выучила буквально за час перед концертом. Оркестр оказался настолько профессиональным, что тоже моментально включился. Песня была про посёлок под Комсомольском-на-Амуре по имени Ургал. Овации не умолкали очень долго, а благодарны Тамаре Миансаровой слушатели до сих пор. Это было в конце 70-х, а немного ранее певице было присвоено звание Заслуженной артистки УССР.

Москва

В восьмидесятых Тамара Миансарова вернулась в Москву. До прежней популярности подняться уже не удалось. На руках слушатели её уже не носили, хотя мастерство и артистическое, и певческое значительно выросло. Однако остались меломаны, которые слушали Миансарову и будут слушать всегда, поскольку никуда не исчез её волшебный голос, её завораживающая манера пения, её стиль. Она - мастер, и потому навсегда останется в истории советской и российской эстрады.

Тем же временем (в 80-х) на Украине по ней скучали: сняли фильм о молодости Тамары Миансаровой, постоянно в эфире звучали песни в её исполнении. А в Польше было ещё интереснее. Журнал "Панорама" собрал читательские мнения относительно самых популярных певцов за последнюю четверть века. Миансарова поделила первое место с "Битлз", неподалёку оказались Эдит Пиаф, Азнавур и А Тамара Миансарова просто преподавала вокал (снова в ГИТИСе), иногда "жюрила" конкурсы, чуть реже участвовала в каких-либо программах, в основном посвящённых музыке ретро. И писала книгу мемуаров (хотя рановато, ей бы блистать ещё!). В 1996-м ей присвоили звание Народной артистки России.

Личная жизнь

Жизнь у певицы была во всех отношениях бурная, в том числе и личная жизнь, об этом она красочно написала в собственной книге. Несколько замужеств, дети - биография Тамары Миансаровой вместила всё. Чуть менее двух лет назад скромнейшим образом, то есть практически незамеченным, прошёл её восьмидесятипятилетний юбилей. Даже сын Андрей не приехал поздравить.

Он хорошо помнит всех мужей своей матери, а с последним общего языка найти не смог. Именно поэтому отношения в семье остались незавидными. Но, возможно (даже наверняка!), началось непонимание значительно раньше. С бесконечных гастролей. С неприятия выбора, когда сын решил жениться. И это неприятие автоматически перенеслось на появившихся внуков. И снова с неприятия выбора, когда сын решил жениться вторично. Но сын оказался по характеру достойным своих родителей и выбор свой отстоял. Его сводная сестра (третий брак матери - с Игорем Хлебниковым, администратором) тоже не слишком часто навещает Тамару Миансарову. Причина и у неё есть: постоянное недомогание после аварии, в которую Екатерина попала много лет назад.

Болезнь

Совсем не хочется писать о том, что друзья, дети, внуки, соседи певицы охотно посещали телевизионные передачи типа "Пусть говорят", где многословно, пространно и местами бесстыдно сплетничали друг о друге. А в это время Тамара Миансарова не могла ходить после перелома шейки бедра, постепенно слепла и нуждалась не только во внимании, но и в самом необходимом материальном. Помогали благотворительные фонды, а не двое детей и не трое внуков.

Лучше вспоминать всё-таки о том, как рождались её самые знаменитые хиты. Тамара ловила зарубежные мелодии по радио, записывая их сразу в нотную тетрадь (настоящие музыканты так могут!), а потом заказывала стихи поэтам. Именно так утвердился в отечественной эстраде Леонид Дербенёв. А Тамара Миансарова стала петь такие песни, как "Летка-Енка", "Чарльстон". Она и собственную музыку исполняла: "Руки", "Моя Россия". Репертуар у советской эстрады действительно был скудноват.

Память

На память нам - её голос, её творчество. Всё остальное - совсем не так важно. Даже то, что дети не часто радовали. Певица скончалась в московской Первой градской больнице 12 июня 2017 года, похоронена на Троекуровском кладбище. Но голос её звучит!