Ро́йзман Леонид Исаакович (1915/16, Киев 1989, Москва), органист, пианист, педагог, музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1981). Из семьи педагогов-математиков. В Москве с 1925, обучался игре на фортепьяно у Б.М. Медведева. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру при ней по специальностям: фортепьяно (соответственно 1938, 1941, класс А.Б. Гольденвейзера) и орган (1941, 1946, класс А.Ф. Гедике); с 1942 преподавал там же (классы специального фортепьяно и органа; с 1947 доцент, с 1963 профессор). Ройзман один из крупнейших современных интерпретаторов органной музыки самых разных направлений и стилей. Активно сотрудничая с композиторами, он был первым исполнителем многих новых сочинений для органа российских, в том числе московских, композиторов. Игре Ройзмана были свойственны академическая точность, техническая чистота, серьёзность концепции, масштабность и вдохновенность. При участии и консультациях Ройзмана построено и отремонтировано значительное количество органов. Ройзман автор исследований по истории органной культуры и антологии «Советская органная музыка». Снялся в фильмах «Серебряные трубы» («Центрнаучфильм», 1970), «Органное многоголосие» (ТО «Экран», 1971). Жил на Покровке, 37, затем на улице Каретный ряд, 8/10. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Н.В. Малина.
Ройзман, Леонид Исаакович
род. 4 янв. 1916 в Киеве. Музыковед. Засл. деят. иск. РСФСР (1966). Кандидат искусствоведения (1946), диссертация "Некоторые вопросы органного исполнительства". Окончил Моск. конс. в 1938 по кл. ф-п. А. Б. Гольденвейзера, в 1941-аспирантуру по ф-п. (рук. тот же), в 1941 по кл. органа А. Ф. Гедике, в 1946-аспирантуру по органу (рук. тот же). В 1942-1946 ассистент по кл. ф-п. Г. Р. Гинзбурга и по кл. органа А. Ф. Гедике, с 1947 доцент, с 1963 проф. Моск. конс. С 1942 выступает как пианист и органист, с 1950 только как органист. С 1958 пред. постоянной комиссии по органостроению при Мин-ве культуры СССР, с 1969 зам. пред. Совета по органостроению. Редактор нотных изданий для ф-п. и органа. Член Международной редколлегии Полного собрания сочинений И. С. Баха (совм. изд. ГДР и ФРГ).
Автор исследований и статей преимущественно по вопросам истории органного искусства и исполнительства на органе, методич. работ по ф-п., педагогике, концертных рецензий, в т. ч. "М. И. Глинка и органная культура в России в первой половине XIX столетия" (в кн.: Памяти Глинки. М. 1958), "Из истории органной культуры в России во второй половине XVII века" (в кн.: Вопросы музыкознания, т. 3. М., 1960), "А. Ф. Гедике - органист" (в кн.: А. Ф. Гедике. Статьи и воспоминания. М., 1960), "О воспитании пианиста-исполнителя" ("СМ", 1960, № 11), "Из истории органного искусства в России во второй половине XVIII столетия" (в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3. М., 1962), "Спрашивают педагоги-практики" (в кн.: Вопросы фортепианной педагогики, вып. 1. М., 1963; вып. 2. М., 1967), "О работе над полифоническими произведениями И. С. Баха и Г. Ф. Генделя с учащимися-пианистами" (в кн.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып. 2, М., 1965), "Об исполнении украшений (мелизмов) в произведениях старинных композиторов" (там же), "Пути расширения полифонического репертуара в фортепианных классах музыкальных училищ" (в кн.: Методические записки по вопросам музыкального образования. М., 1966), "Советская органная культура и ее своеобразие" (в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 5. М., 1969), "А. Б. Гольденвейзер - человек, музыкант, педагог" (в кн.: А. Б. Гольденвейзер. Статьи, материалы, воспоминания. М., 1969), "Новая книга о Бахе" ("СМ", 1969, № 9), "На всю жизнь. Страницы воспоминаний" ("СМ", 1971, № 2), "О фортепианных транскрипциях органных сочинений старых мастеров" (в кн.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 3. М., 1973), "Заметки о некоторых клавирных произведениях И. С. Баха, особенно о токкатах" (там же, вып. 4. М., 1976). Автор вступ. статей, примеч. к изд. соч. И. С. Баха, редакций клавирных сочинений И. С. Баха (кроме I и II т. "Хорошо темперированного клавира"; изд. в 1951-1978).
Большая биографическая энциклопедия . 2009 .
- (1915/16, Киев 1989, Москва), органист, пианист, педагог, музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1981). Из семьи педагогов математиков. В Москве с 1925, обучался игре на фортепьяно у Б.М. Медведева.… … Москва (энциклопедия)
- (1915/1916 1989), органист, пианист, музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1982). Ученик А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзера. Гастролировал, в том числе за рубежом. Профессор Московской… … Энциклопедический словарь
- (1915/1916 1989), органист, пианист, музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1982). Ученик А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзера. Гастролировал, в том числе за рубежом. Профессор Московской… … Большой Энциклопедический словарь
Фамилия, вероятно, еврейского происхождения (ройз подсолнух, семечка). Известные представители Ройзман, Абрам Яковлевич (род. 1932) белорусский шахматист, мастер спорта СССР (1957), международный арбитр (1995). Ройзман, Евгений Вадимович… … Википедия
Леонид Исаакович (p. 22 XII 1915 (4 I 1916), Киев) сов. органист, пианист, педагог и музыковед. Засл. деят. иск в РСФСР (1966). Кандидат искусствоведения (1946). Окончил Моск. консерваторию по классу фп. у А. Б. Гольденвейзера (1938) и… … Музыкальная энциклопедия
Ройзман Л. И. - РÓЙЗМАН Леонид Исаакович (1915/ 191689), органист, пианист, музыковед, педагог, засл. деятель иск в РСФСР (1966), д р иск ведения (1982). Ученик А.Ф. Гедике, А.Б. Гольденвейзера. Гастролировал, в т.ч. за рубежом. Проф. Моск. конс. (с 1963) … Биографический словарь
Доктор искусствоведения (1982).
Леонид Ройзман родился 4 января 1916 года в Киеве, в семье учительницы Екатерины Михайловны Ройзман (1879-1951), урождённой Гроцкой, и преподавателя математики Исаака Григорьевича Ройзмана (1875-1936) - социал-демократов, участников революционного движения и членов Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев .
С 1942 года и до конца своих дней Леонид Ройзман преподавал в Московской консерватории специальное фортепиано и орган, а также клавесин . После смерти А. Ф. Гёдике в 1957 году возглавил органный класс. С 1963 года - профессор Московской консерватории . Также на протяжении многих лет преподавал специальное фортепиано в училище при консерватории . Благодаря его инициативе в здании училища в 1967-1968 годах были установлены два органа немецкой фирмы «W. Sauer» и учащиеся получили возможность учиться игре на этом инструменте.
Среди учеников Ройзмана - основатели национальной профессиональной органной школы в республиках СССР : Леопольдас Дигрис (Литва), Этери Мгалоблишвили (Грузия), Владимир Тебенихин (Казахстан), а также большое количество концертирующих российских органистов и преподавателей органа, в числе которых:
Как органист Леонид Ройзман много концертировал как в республиках СССР, так и за рубежом. Его широкий репертуар, основу которых составляли произведения И. С. Баха и его предшественников, включал произведения разных эпох и стилей, в том числе произведения советских композиторов.
Как историк-исследователь и музыковед Ройзман в течение 30 лет собирал ценнейший материал, изучая архивы, летописи, первые русские печатные издания, огромное количество периодики, начиная со 2-й половины XVIII века . Результатом этой деятельности стал фундаментальный труд - «Орган в истории русской музыкальной культуры», изданный в 1979 году и переизданный в 2001 году . Благодаря этой работе многие поколения российских органистов имели возможность получить исчерпывающую информацию о судьбе органа в России от его истоков до первой половины XX века . Кроме этого, им были написаны книга «Органная культура Эстонии» и большое количество статей по вопросам исполнительства и фортепианной педагогики . Регулярно выступая в печати по вопросам истории органостроения и обучения органистов, Ройзман способствовал привлечению внимания советских музыкантов и слушателей к подобной проблематике.
В отличие от стран, где орган вовлечён в богослужение, в связи с антирелигиозной советской пропагандой орган в СССР получил роль сугубо светского концертного музыкального инструмента. Ройзман заботился о расширении светского отечественного органного концертного репертуара, привлекая современных композиторов и делая разного рода обработки для органа. Результатом его усилий, в частности, стал выпуск двух томов антологии «Советская органной музыка» (1971, 1974). В его редакции также были опубликованы ряд клавирных сочинений Г. Ф. Генделя и И. С. Баха (за исключением Хорошо темперированного клавира), серия «Старые мастера» из 6 выпусков, фортепианные сонаты Й. Гайдна , фортепианные концерты Й. Гайдна,
Леонид Исаакович Ройзман (22 декабря 1915 , Киев - 26 марта 1989, Москва) - российский и советский органист, пианист, музыковед и музыкальный педагог еврейского происхождения. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1982).
Леонид Ройзман родился 4 января 1916 года в Киеве, в семье учительницы Екатерины Михайловны Ройзман (1879-1951), урождённой Гроцкой, и преподавателя математики Исаака Григорьевича Ройзмана (1875-1936) - социал-демократов, участников революционного движения и членов Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.
Окончил училище при Московской консерватории по фортепиано у Б. М. Медведева, затем - Московскую консерваторию по классу фортепиано у А. Б. Гольденвейзера (1938; 1941 - аспирантура) и по классу органа у А. Ф. Гёдике (1941; 1946 - аспирантура).
В 1958-1969 годах Ройзман был председателем организованной им Постоянной комиссии по органостроению, с 1969 года - заместителем председателя Совета по органостроению Министерства культуры СССР. Не меньшее значение, чем исполнительская и педагогическая, имела его организаторская и общественная деятельность. Благодаря инициативе Ройзмана в 1960-1980-х годах в разных городах России был установлен ряд новых духовых органов.
Был женат на Ларисе Васильевне Мохель, его бывшей ученице ставшей преподавателем фортепиано. Детей у них не было.
Умер в Москве 26 марта 1989 года. Похоронен рядом с родителями на Новодевичьем кладбище в Москве (2 уч., 39 ряд).
С 1942 года и до конца своих дней Леонид Ройзман преподавал в Московской консерватории специальное фортепиано и орган, а также клавесин. После смерти А. Ф. Гёдике в 1957 году возглавил органный класс. С 1963 года - профессор Московской консерватории. Также на протяжении многих лет преподавал специальное фортепиано в училище при консерватории. Благодаря его инициативе в здании училища в 1967-1968 годах были установлены два органа немецкой фирмы «W. Sauer» и учащиеся получили возможность учиться игре на этом инструменте.
Среди учеников Ройзмана - основатели национальной профессиональной органной школы в республиках СССР: Леопольдас Дигрис (Литва), Этери Мгалоблишвили (Грузия), Владимир Тебенихин (Казахстан), а также большое количество концертирующих российских органистов и преподавателей органа, в числе которых:
Как органист Леонид Ройзман много концертировал как в республиках СССР, так и за рубежом. Его широкий репертуар, основу которых составляли произведения И. С. Баха и его предшественников, включал произведения разных эпох и стилей, в том числе произведения советских композиторов.
Как историк-исследователь и музыковед Ройзман в течение 30 лет собирал ценнейший материал, изучая архивы, летописи, первые русские печатные издания, огромное количество периодики, начиная со 2-й половины XVIII века. Результатом этой деятельности стал фундаментальный труд - «Орган в истории русской музыкальной культуры», изданный в 1979 году и переизданный в 2001 году. Благодаря этой работе многие поколения российских органистов имели возможность получить исчерпывающую информацию о судьбе органа в России от его истоков до первой половины XX века. Кроме этого, им были написаны книга «Органная культура Эстонии» и большое количество статей по вопросам исполнительства и фортепианной педагогики. Регулярно выступая в печати по вопросам истории органостроения и обучения органистов, Ройзман способствовал привлечению внимания советских музыкантов и слушателей к подобной проблематике.
В отличие от стран, где орган вовлечён в богослужение, в связи с антирелигиозной советской пропагандой орган в СССР получил роль сугубо светского концертного музыкального инструмента. Ройзман заботился о расширении светского отечественного органного концертного репертуара, привлекая современных композиторов и делая разного рода обработки для органа. Результатом его усилий, в частности, стал выпуск двух томов антологии «Советская органной музыка» (1971, 1974). В его редакции также были опубликованы ряд клавирных сочинений Г. Ф. Генделя и И. С. Баха (за исключением Хорошо темперированного клавира), серия «Старые мастера» из 6 выпусков, фортепианные сонаты Й. Гайдна, фортепианные концерты Й. Гайдна, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Н. А. Римского-Корсакова, С. М. Ляпунова, Э. Мак-Доуэлла, свыше 500 произведений разных композиторов для учащихся и др. Кроме того, Ройзман был членом международной редакционной коллегии Нового собрания сочинений И. С. Баха.
Леони́д Исаа́кович Ро́йзман (22 декабря 1915 [4 января ], Киев - 26 марта 1989, Москва) - российский и советский органист , пианист, музыковед и музыкальный педагог еврейского происхождения. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966) , доктор искусствоведения (1982).
Леонид Ройзман родился 4 января 1916 года в Киеве, в семье учительницы Екатерины Михайловны Ройзман (1879-1951), урождённой Гроцкой, и преподавателя математики Исаака Григорьевича Ройзмана (1875-1936) - социал-демократов, участников революционного движения и членов Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев .