Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Композитор м и глинка биография. Биография и творчество Глинки (кратко)

Композитор м и глинка биография. Биография и творчество Глинки (кратко)

Сухово-Кобылин Александр Васильевич

С ухово-Кобылин (Александр Васильевич) - известный драматург, принадлежащий к тому немногочисленному разряду писателей, которых можно назвать "авторами одного произведения". Эти писатели сразу развертывают все свое дарование, дают произведение, которое обеспечивает им имя в истории литературы и потом либо совершенно замолкают, либо пишут вещи, не идущие ни в какое сравнение с первым проявлением их таланта. Таков из русских писателей с поразительным контрастом между "Горе от ума" и позднейшими пьесами. Таков , занявший своим "Философическим письмом" одно из первых мест в истории русской общественной мысли и затем проживший еще 20 лет в полном обладании блестящего ума, но не написавший более почти ни одной строки. Таков из второстепенных талантов , возбудивший началом романа "Старая и новая Россия" очень большие надежды и ничем их не оправдавшие. Таков, наконец, Сухово-Кобылин, автор неувядаемой "Свадьбы Кречинского", созданной пятьдесят лет тому назад, в течение которых даровитый автор не написал ничего кроме двух пьес совершенно второстепенного значения ("Дело" и "Смерть Тарелкина"). До известной степени столь редкая в истории истинных талантов непродуктивность Сухово-Кобылина может быть объяснена обстоятельствами личной его жизни; все три пьесы написаны по случайным мотивам, чуждым чисто литературных побуждений. Сам автор в предисловии к драме "Дело" говорит о себе, что "класс литераторов также мне чужд, как и остальные четырнадцать", и тут же спешит заявить, что его пьеса "не есть, как некогда говорилось, плод досуга, ниже, как ныне делается, поделка литературного ремесла, а есть в полной действительности сущее и из самой реальнейшей жизни с кровью вырванное дело". Эти слова являются отголоском очень тяжелого испытания, которое Сухово-Кобылину пришлось перенести в молодости, когда он несчастным стечением обстоятельств был вовлечен в дело об убийстве француженки Диманш. Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно хорошо поживиться, привело к тому, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его крепостных, у которых пыткой вырвали признание в мнимом совершении преступления, были накануне каторги. Только огромные связи и еще больше огромные денежные "дачи" освободили молодого помещика и его слуг от незаслуженного наказания. Ужасы лично им вынесенных дореформенных порядков Сухово-Кобылин и старался изобразить во второй из своих пьес - "Деле". Отсюда слишком мрачная окраска пьесы; не лишенная кое-где колоритности и силы, она в общем производит впечатление недостаточно художественного и крайне озлобленного шаржа. Гораздо счастливее связан с печальными испытаниями молодости автора литературный первенец Сухово-Кобылина - "Свадьба Кречинского". Сидя в тюрьме, он от скуки и чтобы немного отвлечься от мрачных мыслей, разработал в драматической форме ходивший в московском обществе рассказ об известном тогда светском шулере, который получил у ростовщика большую сумму под залог фальшивого солитера. Как бы сами собой создались у Сухово-Кобылина такие яркие фигуры, которые сделали ничтожный анекдот основанием одной из самых сценичных пьес русского репертуара. "Свадьба Кречинского" не выдерживает критики, если ее рассматривать с точки зрения правдоподобия. Она написана почти по правилам ложноклассического триединства; все совершается в течение одного дня и все концентрируется так, что результаты поступков действующих лиц немедленно обнаруживаются перед зрителем. Но в этих нереальных рамках автор достиг полной правды психологической, дав в замечательно сжатой и сгущенной форме полный душевный очерк своих героев. Таков прежде всего Кречинский, несомненно даровитая натура, которого увлекает не столько корыстолюбие, сколько самая артистичность проделки, а также широкие перспективы будущих шулерских подвигов. Не просто мелкий мошенник и Расплюев, "работающий" для того, чтобы "таскать пищу в гнездо", т. е. кормить своих детей. Ни Кречинского, ни Расплюева нельзя назвать типами; это по преимуществу характеры, т. е. лица, мало связанные с условиями быта - что, между прочим, обеспечивает пьесе долгую жизнь. Чрезвычайный интерес придает Кречинскому и Расплюеву также яркая колоритность их речи; многие словечки пьесы вошли в обиходную речь ("была игра", "сорвалось", "это настоящий маг и волшебник", "он перед ним мальчишка и щенок" и др.). Драматическая сила "Свадьбы Кречинского" особенно ясно выступает при сравнении ее с "Делом" и "Смертью Тарелкина", в которых автор неудачно старался развить некоторые положения и характеры, в основной пьесе только намеченные, но зато с большой яркостью. В результате получился какой-то драматический комментарий, где первое место занимают пояснения, рассуждения и подчеркивания. "Дело" с его мрачным колоритом в общем гораздо выше "Смерти Тарелкина", где есть претензии на веселость. Постановка на сцене "Дела" долго встречала цензурные препятствия; "Смерть Тарелкина" была допущена к представлению только осенью 1899 г. (под измененным заглавием "Расплюевские веселые дни" и с переделками), но успеха не имела. Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье Московской губернии, около 1820 г. В доме отца, ветерана войны 1812 г., постоянно бывали молодые профессора Московского университета - ,

Алекса́ндр Васи́льевич Сухово́-Кобы́лин (17 сентября , Москва - 11 марта , Больё-сюр-Мер , Франция) - русский философ, драматург , переводчик , почётный академик Петербургской Академии наук ().

Биография [ | ]

Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье в селе Воскресенское (Поповка) Подольского уезда, Московской губернии (ныне - поселок Птичное , Троицкий административный округ города Москвы). Лучшие дни своей молодости он провёл в этой деревне.

В 1834 году в шестнадцатилетнем возрасте Александр Васильевич Сухово-Кобылин поступил на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета . Он изучает математику, физику, химию, астрономию, минералогию, ботанику, зоологию, сельское хозяйство и философию, которую потом изучал в Гейдельберге и Берлине . Получает золотую и серебряную медали за предоставление на конкурс сочинения (одно математическое «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам», другое - гуманитарного характера) .

Значительная часть философско-мистических рукописей престарелого Сухово-Кобылина была уничтожена пожаром в ночь на 19 декабря 1899 года в родовой усадьбе Кобылинка (ныне Кобылинский хутор Плавского района). Уцелевшие и восстановленные рукописи составили корпус текстов «Учение Всемира». В 1900 году переехал во Францию и поселился вместе со своей дочерью от Нарышкиной Луизой в Больё-сюр-Мер , недалеко от Ниццы , где и скончался 24 марта 1903 года. Был похоронен на местном кладбище. В 1988 году прах А. В. Кобылина и умершей в 1939 году и похороненной рядом с отцом дочери Луизы был извлечён из могил, у которых закончился неоплаченный срок хранения, и запечатан в урну, которая до настоящего времени находится в специальном хранилище .

Характеристика творчества [ | ]

А. В. Сухово-Кобылин в 1850-е годы.

«Авторство (или творчество) есть способность развить в себе напряженность, переполненность, избыток электричества, заряд; этот заряд превратить в представление или мысль; мысль излить на бумагу <…> и такой общественный акт духа сдать в кассу Человечества», - писал А. В. Сухово-Кобылин. Трагические обстоятельства личной жизни создали этот «избыток электричества, заряд», необходимый для творчества .

Первая часть трилогии - комедия «Свадьба Кречинского» писалась в то время, когда А. В. Сухово-Кобылин был обвинён в убийстве и находился под арестом. В ней сказалось своеобразие его литературных симпатий и интересов, увлечение Н. В. Гоголем . В качестве сюжета был выбран ходивший в московском обществе рассказ о светском шулере , который получил у ростовщика большую сумму под залог фальшивого солитера . Как бы сами собою создались у Сухово-Кобылина такие яркие фигуры, которые сделали ничтожный анекдот основанием одной из самых сценичных пьес русского репертуара. В это время, в Москве, а затем и в Петербурге с огромным успехом была исполнена комедия Островского «Не в свои сани не садись ». Сюжет и проблематика пьес Островского и Сухово-Кобылина очень сходны. Показав обеднение и деградацию дворянства, показав нравственное превосходство патриархальных провинциалов над развращённым светской жизнью столичным дворянством, писатели с симпатией относились к разным слоям общества: так, если Островский с глубокой симпатией рисовал купечество, в своих нравственных понятиях сохранявшее традиции крестьянства, то для Сухово-Кобылина «естественный», неиспорченный человек - провинциальный помещик, рачительный хозяин. Более того, в пьесе Сухово-Кобылина цинизм дворянина вступает в своеобразное соревнование с хищничеством «именитых», уважаемых в обществе купцов .

Весь ход действия в драме «Дело» показывал, что попытки «лояльными» путями, обращаясь из одной в другую бюрократические инстанции, воздействовать на чиновников, разоблачить злоупотребления - безнадежны; и как итог прозвучали знаменательные слова: «…светопреставление уже близко…, а теперь только идёт репетиция».

И в следующей пьесе «Смерть Тарелкина» уже изображается это «светопреставление»; здесь впервые изображается противоречие внутри бюрократического лагеря. Оказывается, сами угнетатели угнетены, создатели зла в мире ненавидят мир за это зло. Все герои этой пьесы равны, но равны не своей человечностью, а своей бесчеловечностью: «людей нет - все демоны», по выражению Тарелкина . В пьесе, названной Сухово-Кобылиным комедией-шуткой, нет положительных персонажей. Зловещий колорит пьесы не смягчает ни одно светлое пятно. «Смерть Тарелкина» была допущена к представлению только осенью 1899 года (под изменённым заглавием: «Расплюевские весёлые дни», и с переделками), но успеха не имела . Полностью трилогия была поставлена лишь в Всеволодом Мейерхольдом в Александринском театре.

Дело и Смерть Тарелкина совершенно иные по тону. Это сатиры, рассчитанные, по словам самого автора, не на то, чтобы зритель рассмеялся, а на то, чтобы он содрогнулся. Злость этой сатиры такова, что рядом с этими пьесами Салтыков кажется безобидным. <…> Сухово-Кобылин использовал тут метод гротескного преувеличения и неправдоподобного окарикатуриванья, типа того, что применял Гоголь , но гораздо бесстрашнее и яростнее…

Современный исследователь характеризует творчество Сухово-Кобылина следующим образом:

В самом деле, по малочисленности и значимости опубликованного Сухово-Кобылин сопоставим с Грибоедовым . Правда, «случай Грибоедова» спроектировал как бы всю «правильную» линию русской литературы; «случай Сухово-Кобылина» дал сжатую формулу её «искажений».

Эффект «искажений» достигается, в частности, в результате смешения, совмещения двух текстовых плоскостей - драматического и «гегелевского» . В ткань пьес, в диалоги персонажей трилогии вставлены обрывки, фразы, фрагменты переводов гегелевских сочинений; в свою очередь, черновики сухово-кобылинских переводов пестрят автоцитатами пьес; реплики из «Смерти Тарелкина» попадаются особенно часто. Такое «удвоение» гегелевской мысли, параллелизм текстов достигается за счёт невольного изобретения «краплёной речевой карты». Гегель переписан языком кабацким, языком купеческим. В столкновении двух речевых органик - отдельный, самостоятельный конфликт, другая драма, по-своему театральная, фарсовая, очень наглядная. Только герои новой пьесы - речевые структуры, одновременно подчиненные переводчику и выходящие из подчинения.

Увековечение памяти [ | ]

Библиография [ | ]

Пьесы

Философия

Литература [ | ]

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гроссман Л. П. Преступление Сухово-Кобылина. 2-е изд., доп. - Л. , 1928.
  • Гроссман Л. П. Театр Сухово-Кобылина. - М. - Л. , 1940.
  • Гроссман Л. П. Нераскрытое убийство. Чем мешала Александру Сухово-Кобылину Луиза Деманш. - М. : Алгоритм; Эксмо, 2008.
  • Гроссман В. А. Дело Сухово-Кобылина. - М. : Художественная литература, 1936.
  • Милонов Н. А. Драматургия А. В. Сухово-Кобылина. - Тула: Тульское книжное издательство, 1956. - 112 с.
  • Рудницкий К. Л. А. В. Сухово-Кобылин: Очерк жизни и творчества. - М. , 1974.
  • Старосельская Н. Д. Сухово-Кобылин. - М. : Молодая гвардия, 2003. - 336 с. - (Жизнь замечательных людей .) - ISBN 5-235-02566-0
  • А. В. Сухово-Кобылин: библиографический указатель литературы о жизни и творчестве писателя, постановках трилогии / [Сост. Е. К. Соколинский ]. - СПб. : Гиперион, 2001. - 163, с. - ISBN 5-89332-046-8
  • Дело Сухово-Кобылина. / Сост. В. М. Селезнёв, Е. О. Селезёва. - М. : Новое литературное обозрение, 2002. - 544 с. - (Россия в мемуарах). - ISBN 5-86793-210-9
  • Соколинский Е. К. Гротеск в театре и Сухово-Кобылин. - СПб. , 2012. - 278 с.
  • Отрошенко В. О. Сухово-Кобылин: Роман-расследование о судьбе и уголовном деле русского драматурга. - М. : Молодая гвардия, 2014. - 297, с., л. ил. - (Жизнь замечательных людей. Малая серия ; вып. 56). - ISBN 978-5-235-03666-6 .

А. В. Сухово-Кобылин в искусстве [ | ]

Жизни и творчеству драматурга посвящён четырёхсерийный художественный телефильм (СССР, 1991 г.). Режиссёр - Леонид Пчёлкин , в главной роли - Юрий Беляев .

Выставка к 200-летию А.В. Сухово-Кобылина «Картины прошедшего» была открыта в отделе Государственный литературный музей «Дом-музей А.П. Чехова» (Москва, Садовая-Кудринская, 6, стр.2) с 29 сентября по 3 декабря 2017 г.

Русский писатель, философ.

Согласно автобиографии 1898 года родился в доме Сухово-Кобылиных в Москве, хотя при поступлении в Московский университет написал, что "родом я Московской губернии, Подольского уезда". Посещать лекции в Московском императорском университете начал ещё в 14 лет, но зачислен "своекоштным студентом" на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета Сухово-Кобылин был только в августе 1834 года, когда ему ещё не исполнилось 17 лет. В 1838 году окончил Московский университет. В 1830-е годы дружил с Н.П. Огаревым, А.И. Герценом, К.С. Аксаковым; увлекался театром.

С 1838 по 1842 год путешествует по Западной Европе, изучает философию в Гейдельбергском и Берлинском университетах, особенно увлекается философией Гегеля. В 1842 году возвращается в Россию вместе с подругой француженкой Л. Симон-Деманш. В 1843 году поступает на службу в канцелярию московского губернатора, произведён в коллежские секретари. В 1846 году произведён в титулярные советники, а в конце следующего, 1847 года, побывал в Томске в ходе объезда золотых приисков. В 1848 году Сухово-Кобылин принял от своего отца управление всеми наследственными имениями. В июле 1850 года вышел в отставку в чине титулярного советника, чтобы посвятить себя литературной деятельности. Ночью 8 ноября 1850 года произошло убийство подруги Сухово-Кобылина Л. Симон-Деманш. В убийстве был обвинён сам Сухово-Кобылин и 16 ноября 1850 года подвергнут аресту, однако уже 22 ноября он был освобождён. При этом под подозрение попали его слуги и крепостные крестьяне. Расследование убийства француженки Л. Симон-Деманш продолжалось на протяжении 7 лет, в течение которых Сухово-Кобылин 2 раза подвергался высылке и тюремному заключению, а его слуги и крепостные также 2 раза приговаривались к каторжным работам.

В ссылке на Выксе (начало 1853 года) пишет сатирическую пьесу-комедию "Свадьба Кречинского", которую заканчивает в 1854 году. Основная тема этой пьесы - моральная деградация дворянства. Уже в 1855 - 1856 годах "Свадьба Кречинского" ставится в театрах. Сразу после успеха своей первой крупной литературной работы Сухово-Кобылин задумывает написать трилогию, поэтому сразу приступает к написанию второй и третьей сатирических пьес ("Дело" и "Смерть Тарелкина"). Причём, сатирическая драма "Дело" основывалась на деталях реального судебного процесса над самим автором. 25 октября 1857 года дело об убийстве Деманш окончательно разрешил уже Государственный Совет, большинством голосов приняв решение об оправдании крепостных и слуг Сухово-Кобылина, а самого литератора приговорил к церковному покаянию за незаконную любовную связь. Это решение Госсовета было одобрено императором Александром II. В апреле 1858 года Сухово-Кобылин уезжает за границу. В августе 1859 года он женится на баронессе Мари де Буглон, однако уже 26 октября 1860 года его жена умирает. В мае 1861 года драма "Дело" была впервые издана в Лейпциге, а в России сразу же запрещена. Однако автор боролся за разрешение своей новой пьесы на родине, даже посылал в марте 1866 года свою пьесу в письме к российской императрице. В середине 1867 года женился на англичанке Эмилии Смит, однако 26 января 1868 года его вторая жена скончалась.

В феврале 1868 года договорился о печатании "Свадьбы Кречинского" и "Дела" в типографии Московского университета. В марте 1869 года заканчивает написание третьей пьесы "Смерть Тарелкина", в которой объектом сатиры стала полиция, из-за чего пьеса долго находилась под запретом. Однако в этом же году впервые печатается вся трилогия. При этом для театральной сцены "Дело" было разрешено лишь в 1881 году и то с большими купюрами и под названием "Отжитое время". В апреле 1882 году состоялась премьера "Отжитого времени", но пьеса "Смерть Тарелкина" была запрещена для сцены. На Сухово-Кобылина, как писателя, большое влияние оказало творчество Н.В. Гоголя. Преемственность от Н.В. Гоголя обнаруживается в первоначальном названии пьесы "Смерть Тарелкина" - "Хлестаков, или Долги", т.к. главный герой этой пьесы изначально именовался Хлестаковым, а не Тарелкиным. Из современников талант Сухово-Кобылина высоко ценил другой русский писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, который использовал героев из трилогии Сухово-Кобылина (Расплюева и Кречинского) в своём цикле "Письма к тетеньке" (1881 - 1882). 26 марта 1888 года Сухово-Кобылин выступил на заседании Императорского Русского технического общества с сообщением "Способ прямого получения ректификованного спирта из бражки". В 1889 году написал сатирический памфлет "Квартет". В конце декабря 1892 года заканчивает сатирическую сцену "Торжественное соглашение Батюшки с Миром, или Тариф на раздробительную Продажу Даров Духа Святаго (Сцена из сельской Жизни)". Параллельно с литературной деятельностью переводит Гегеля, а также создает свою философскую систему, соединяющую гегелевскую диалектику и эволюционную теорию Дарвина. Свою философскую концепцию Сухово-Кобылин назвал "учение Всемир". В своём учении он радикально переосмысливал гегелевский "абсолютный дух", видя возможность земного (теллурического) человека развить свои способности до "летания", т.е. победы над пространством, превращения в точку, что приблизило бы человека к ангелам и Богу. Сухово-Кобылин считал, что через развитие техники и трансформацию самого человека из "технического" в "летающего" возможно сначала освоение человеком Солнечной системы, а затем и всей Вселенной, т.е. формирование Всемира, обжитого людьми. В 1893 году Сухово-Кобылин попытался напечатать в московском журнале "Русское обозрение" фрагмент из своих философских трудов. В 1895 году написал воспоминания "1895 год. 40-летие Свадьбы Кречинского". В сентябре 1898 года закончил свою автобиографию. 19 декабря 1899 года в его имении Кобылинка произошёл пожар, уничтоживший библиотеку и многие рукописи Сухово-Кобылина.

В марте 1900 года было получено разрешение на театральную постановку "Смерти Тарелкина" под названием "Расплюевские веселые дни". В начале 1901 года принимает приглашение от А.П. Чехова и приезжает во французский город Больё близ Ниццы, где и встречается с А.П. Чеховым. В апреле-мае 1901 года пишет новый финал "Смерти Тарелкина". 25 февраля 1902 года Сухово-Кобылин избран почётным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности. В этом же году в театре "Ренессанс" в Париже была поставлена пьеса "Свадьба Кречинского". 11 марта 1903 года Сухово-Кобылин умер в Больё.

СУХОВО-КОБЫЛИН Александр Васильевич (17.9.1817, Москва — 11.3.1903, Больё, Франция) — драматург, почетный академик Петербургской Академии наук (1902).

Обучался на философских факультетах Московского(1834−38), а затем Гейдельбергского и Берлинского(1838−40) университетов, поклонник и переводчик Г.-В.Ф. Гегеля. По идеологическим убеждениям монархист, свято веривший в «разумную дворянскую Аркадию», в патриархальный рай прошлой дворянской усадьбы.

В 1850 Сухово-Кобылин был обвинен в убийстве своей гражданской жены француженки Луизы Симон Деманш. В ходе следствия писатель дважды заключался в тюрьму. Уголовное дело было прекращено лишь в 1857. Коллизии, связанные с этим трагическим событием в жизни Сухово-Кобылина, во многом предопределили материал будущих драматических произведений и точку зрения автора на них.

Сухово-Кобылин — класссик русской драматургии, автор трех пьес, которые он объединил в трилогию: комедии« Свадьба Кречинского»(пост. 1855, опубл. 1856), драмы« Дело»(1856−61, опубл. 1869, пост. 1882), комедии« Смерть Тарелкина» 1869, пост. 1900). В истории отечественной драматургии он синтезировал гоголевскую традицию« общественной комедии» и реалистический пафос социально-бытовой драмы Островского. Сатирик по природе своего художественного дарования, Сухово-Кобылин исследовал в трилогии различные варианты одной проблемы — соотношение бездушной государственной машины и возможностей человеческой личности.

Материалом для пьес драматурга служил не только жизненный опыт, но и реалии Ярославской губернии. Одно из родовых имений Сухово-Кобылин — с. Новое — находилось в Мологском уезде Ярославской губернии(ныне с. Новое Некоузского р-на). Он часто бывал в имении и, по свидетельству современников, хорошо знал подробности местного помещичьего быта. Установлено, что водевильный сюжет« Свадьбы Кречинского» заимствован драматургом из ярославской жизни. По свидетельству В. А. Гиляровского, «именно в Ярославском крае Сухово-Кобылин познакомился с людьми, черты характера которых он передал своим героям Муромскому, Кречинскому и Расплюеву». Об этом свидетельствует и прямое авторское указание на происхождение П. К. Муромского, одного из главных персонажей пьесы(«зажиточный ярославский помещик, деревенский житель»). Даже отдельные фразы героев комедии указывают на связь с Ярославской землей, неслучайно Муромский бросает реплику: «Попробовали бы Вы похозяйничать у нас в Ярославской губернии, так другое бы заговорили. У нас агрономия нужна, без агрономии ничего не сделаешь…». Однако исторически локальный материал под пером драматурга приобретал вневременное значение.

Сухово-Кобылину принадлежат также философские опыты. Просветитель по сути своих идеологических устремлений, он организовал в 1871 в усадьбе Новинскую учительскую семинарию, которая просуществовала до 1914, а затем была переведена после пожара в Углич. Одним из выпускников этого учебного заведения был самобытный художник Ефим Честняков. Усадебные постройки помещичьего имения Сухово-Кобылина сгорели в 1914, до настоящего времени сохранился лишь усадебный флигель и старый парк.

Идеологическое и литературное одиночество драматурга отчасти искупалось контактом со зрителями. Сухово-Кобылин присутствовал на торжествах, посвященных 150-летию первого русского театра и проходивших в Ярославле в 1900.

Театральная жизнь драматургической трилогии(без цензурных сокращений) началась лишь в 1917 постановкой В. Э. Мейерхольда, осуществленной в Александринском театре.

Александр Васильевич Сухово-Кобылин (17 сентября 1817, Москва - 11 марта 1903, Больё-сюр-Мер, Франция) - русский философ, драматург, переводчик, почётный академик Петербургской Академии наук (1902).

Биография

Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье в селе Воскресенское (Поповка) Подольского уезда, Московской губернии (ныне - поселок Птичное, Троицкий административный округ города Москвы). Лучшие дни своей молодости он провёл в этой деревне.

В 1834 году в шестнадцатилетнем возрасте Александр Васильевич Сухово-Кобылин поступил на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета. Он изучает математику, физику, химию, астрономию, минералогию, ботанику, зоологию, сельское хозяйство и философию, которую потом изучал в Гейдельберге и Берлине. Получает золотую и серебряную медали за предоставление на конкурс сочинения (одно математическое «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам», другое - гуманитарного характера).

В доме отца, ветерана войны 1812 года, постоянно бывали молодые профессора Московского университета - Надеждин, Погодин, Максимович, Морошкин и другие, дававшие уроки его сестре, известной впоследствии писательнице Евгении Тур (графиня Салиас-де-Турнемир).

В 1830-х годах Сухово-Кобылин учился в Московском университете на физико-математическом отделении (окончил в 1838 году) и пристрастился к философии, которую изучал в Гейдельберге и Берлине.

Много путешествовал и во время пребывания в Париже свёл роковое для него знакомство с Луизой Симон-Деманш, ставшей его любовницей. Он несчастным стечением обстоятельств был вовлечён в дело об убийстве Деманш, семь лет находился под следствием и судом, дважды арестовывался. Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно хорошо поживиться, привело к тому, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его крепостных, у которых пыткою вырвали сознание в мнимом совершении преступления, были близки к каторге. Только отсутствие каких-либо доказательств, огромные связи и огромные деньги освободили молодого помещика и его слуг от незаслуженного наказания. «Не будь у меня связей да денег, давно бы я гнил где-нибудь в Сибири», - уже по закрытии дела говорил Сухово-Кобылин. Светская молва продолжала, однако, приписывать ему преступление.

Сидя в тюрьме, он от скуки и чтобы немного отвлечься от мрачных мыслей создал свою первую и самую популярную пьесу. «Свадьба Кречинского», написанная в 1850-1854 годах, возбудила всеобщий восторг при чтении в московских литературных кружках, в 1856 году была поставлена на сцену в бенефис Шумского в Малом театре и стала одною из самых репертуарных пьес русского театра. Все три пьесы трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина») изданы в 1869 году под заглавием: «Картины прошедшего».

В 1871 году Сухово-Кобылин по совету К. Д. Ушинского устроил в своём имении Новом Мологского уезда Ярославской губернии, куда он часто приезжал, учительскую семинарию, существовавшую до 1914 года и выпустившую сотни учителей. После пожара семинария переведена в Углич, ныне это Угличский педагогический колледж. В Новом сохранились дом и парк усадьбы Сухово-Кобылина.

Значительная часть философско-мистических рукописей престарелого Сухово-Кобылина была уничтожена пожаром в ночь на 19 декабря 1899 года в родовой усадьбе Кобылинка (ныне Кобылинский хутор Плавского района). Уцелевшие и восстановленные рукописи составили корпус текстов «Учение Всемира». В 1900 году переехал во Францию и поселился вместе со своей дочерью от Нарышкиной Луизой в Больё-сюр-Мер, недалеко от Ниццы, где и скончался 24 марта 1903 года. Был похоронен на местном кладбище. В 1988 году прах А. В. Кобылина и, умершей в 1939 году и похороненной рядом с отцом, дочери Луизы, был извлечён из могил и запечатан в урну, которая до настоящего времени находится в специальном хранилище.

Характеристика творчества

«Авторство (или творчество) есть способность развить в себе напряженность, переполненность, избыток электричества, заряд; этот заряд превратить в представление или мысль; мысль излить на бумагу <…> и такой общественный акт духа сдать в кассу Человечества», - писал А. В. Сухово-Кобылин. Трагические обстоятельства личной жизни создали этот «избыток электричества, заряд», необходимый для творчества.