Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Картина "Опять двойка" Решетникова Федора Павловича. История создания и описание картины

Картина "Опять двойка" Решетникова Федора Павловича. История создания и описание картины

Ф. Решетников. Прибыл на каникулы! Масло. 1948

Решетников Федор Павлович Народный художник СССР

Работы этого признанного мастера жанровой картины вы, конечно, знаете. Они стали классикой - «Прибыл на каникулы!», «За мир!», «Опять двойка». Герои этих и многих других произведений художника - дети. Задиры, мечтатели, озорники, правдоискатели, плаксы, неутомимые исследователи жизни - они именно такие, какими вы сами были еще вчера. И какими суждено быть всем мальчишкам и девчонкам во все времена.

Народный художник СССР, вице-президент Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР Федор Павлович Решетников тоже когда-то был мальчишкой. И, как сам говорит, «ершистым». Биография его проста и в то же время необыкновенна. Проста, потому что судьба художника похожа на судьбы многих его сверстников, вступивших в жизнь вскоре после победы Великого Октября. Необыкновенна, ибо неотделима от удивительной биографии нашей Родины.
Федор Павлович - гость «Юного художника». В беседе с корреспондентом журнала он вспоминает юность, рассказывает о своем творчестве.
- Федор Павлович, среди ваших картин, посвященных детворе, есть одна, которая называется «Из окна». Взобравшись на кресло, малыш выглядывает из окна. Тянется, стараясь увидеть побольше. О чем он сейчас думает?
- Может, и не думает пока. Просто смотрит. Вон там человечек идет. Вон еще что-то виднеется. Что? В следующее мгновение он задаст себе этот вопрос. Спросит у старших - они постараются объяснить. Мальчишка подумает и задаст следующий вопрос: «А что там, где не видно?» Затем еще, еще… Одним словом, взрослым он теперь покою не даст. Я таких ребятишек люблю. Вот и в другой картине - «Мальчишки» - у меня тоже такие изображены. Только постарше. На крышу залезли, спутник высматривают. Представляете, что с мамами будет, если узнают, где ребята! А те - о своем: «Летит!» Потом совсем подрастут и поймут, что пора самим на вопросы отвечать. Тогда не только за горизонт - за край света заберутся.

Федор Павлович, а правда, что мальчишкой вы сбежали из дома?
- Сбежал. Взял пучок кистей, узелок с красками, сухари, одежку кое-какую - и на станцию. Только мне тогда уже пятнадцать лет было. В те времена вполне взрослый человек.
- Вы рано начали рисовать?
- Видите ли, какая штука. Отец был потомственным иконописцем. Правда, ни его, ни маму я не помню. Мне и трех лет не было, когда они умерли. Но мастерскую, которую отец своими руками построил, очень хорошо помню. Там мы с братишкой часто проводили время, и нос у меня всегда был в краске. Старшей сестре, которая нас воспитывала, нравилось, что дети всегда при доме.
Но однажды дом сгорел. Какое-то время мы жили в людях, пока не забрал к себе старший брат Василий. Он пошел по стопам отца, учился в Киевском художественном училище. Но с третьего курса ушел - надо было нас, малышей, кормить. Он все умел: стены расписывал, лепнину делал, декорации писал. Я у него многому научился. Сначала просто наблюдал. Потом, | когда стал постарше, начал помогать Василию. Мыл кисти, растирал краски. Неудивительно, что со временем я и сам стал рисовать. Особенно хорошо, как говорили, удавались мне портреты. Помню, я даже зарабатывал на них: кто давал кусок жмыха, кто горсть зерна. Это было кстати. Брат обзавелся семьей, а время голодное - шел 1922 год. И вот один раз я подумал, что могу, пожалуй, прокормиться и сам.
И я ушел. В первый раз побег не удался. Брат меня настиг на станции и отвел домой. Но я твердо решил начать самостоятельную жизнь и в следующий раз был хитрее. Ушел к товарищу и три дня никуда не показывался. А когда все решили, что Федя уже далеко, я пошел на станцию, сел с боем в переполненный мешочниками товарный поезд и уехал… Около года скитался. Портреты мои оказались мало кому нужны, потому что был сильный голод и люди думали о другом. Рисовал мало. Но однажды оказался на станции Гришино в Донбассе. Там я впервые почувствовал себя художником.
- Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Меня привлекли звуки рояля, которые неслись из разбитых окон одного особняка. Вошел. Кроме дивана и разбитого рояля, в доме ничего не было. На стенах висели пустые рамы - картины хозяин, должно быть, вывез за границу. Дело было зимой, по залам ходили люди в верхней одежде, курили, разговаривали. Каким-то чутьем я понял, что это клуб. В одной
комнате было особенно людно и накурено. Зашел туда и спросил, не нужен ли художник. «А что ты умеешь?» - последовал вопрос. Я ответил, что могу нарисовать Карла Маркса. Дали кусок обоев, уголь у меня был. Экзамен выдержал.
На жительство определили к одной старушке - тут же при клубе. В каморке у нее топилась плита, и я сразу согрелся… Время от времени давали новые задания - то написать лозунг, то афишу, то декорацию. Вскоре я решил, что голые стены клуба необходимо расписать, и предложил свои услуги правлению. Надо сказать, что, постоянно бывая среди рабочих, я уже прошел кое-какую школу политграмоты. Поэтому, когда спросили, что буду рисовать на стенах, выпалил: «Смычку города с деревней». Руководство отнеслось одобрительно, так как тема была актуальная.

Но как решать ее? Ведь никогда прежде я не расписывал стены, только наблюдал за работой брата. Трюк мой был довольно нахальный, но обратной дороги не было. Припомнил, что и как делал Вася, и принялся за работу. На центральной стене написал «смычку», на боковых - фигуры рабочего с наковальней и красноармейца с ружьем. Простенки заняли сатирические образы: буржуй, белогвардеец, кулак. Исполнено было все довольно примитивно, хотя и с оглядкой на превосходные работы Моора и Дени. Но хуже то, что перед грунтовкой я забыл снять побелку, как это всегда делал брат. Живопись моя через некоторое время стала давать трещины. Однако руководству клуба и зрителям она нравилась. Что тут делать - гордиться или огорчаться? Во всяком случае, я не унывал. Понимал, что самые главные испытания еще впереди.
До института надо было дорасти. Ведь мое образование составляло тогда два класса начальной школы. Еще года два я работал. Сапожничал, малярничал, плотничал, спускался в шахту. И конечно, рисовал. Под конец попал на Побединский угольный рудник - это недалеко от Москвы. Какие там были чудесные ребята! На руднике я вступил в комсомол. И вскоре по путевке рудкома был направлен в Москву. Сначала на Рабфаке искусств получал свою недополученную грамоту, овладевал азами изобразительного искусства. И только потом поступил во ВХУТЕИН… Между прочим, и на рабфаке и в институте - всюду ходил с блокнотиком и делал много карикатур и дружеских шаржей. Это помогло мне стать участником знаменитого полярного похода на ледоколе «Сибиряков».
- Но как удалось вам, студенту, попасть в экспедицию, куда отбирали из тысячи - одного?

Ф. Решетников. «…Мы пронесли корабль буквально на своих плечах». Акварель. 1932.

Это целая история!.. То было время стремительного освоения Арктики. Экспедиции следовали одна за другой. На лето 1932 года был намечен поход «Сибирякова». Ледокол должен был осуществить вековую мечту мореплавателей - пройти от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. Значение этой экспедиции я не слишком хорошо представлял, но очень хотелось побывать в Арктике. Увидеть вечные льды, полярное сияние, белых медведей… Словом, чисто мальчишеская жажда нового, неизведанного. И я поставил перед собой цель: во что бы то ни стало попасть на ледокол. До отплытия осталось дней двадцать пять, не больше.
Начальником экспедиции был замечательный советский ученый Отто Юльевич Шмидт. Я его знал в лицо. И вот вдруг увидел на улице. Пошел следом. Он сел в трамвай, я тоже. Стоял чуть сзади, смотрел, запоминал. Потом начал зарисовывать его в блокнотик. Шмидту передали монету - не оборачиваясь, он протянул ее мне. Я нарочно не беру, жду, когда обернется, чтобы получше рассмотреть. Обернулся. То же самое я проделал еще раз… По этой зарисовке я потом сделал дружеский шарж и понес его показывать Отто Юльевичу. Леонид Муханов - мой товарищ, зачисленный секретарем экспедиции, - представил меня. Рисунок Шмидту понравился, но, когда он услышал о моей просьбе, сразу стал холоден: «Мест нет. Экспедиция набрана год назад».
Что делать? Я собрал чемоданчик и отправился в Архангельск, где «Сибиряков» стоял на погрузке. Муханов просто в ужас пришел, когда увидел меня: «Ты зачем?» Я ему объяснил свой авантюрный план: спрятаться в укромном уголке и выйти где-нибудь среди Баренцева моря, когда уже никто не решится сбросить меня в волны. Муханов обещал помочь, и мы начали готовить местечко в трюме и продукты.
Но прежде я решил еще раз проехаться на своем любимом коньке. Муханов заводил разговор с кем-нибудь из членов экспедиции, а я, прикрывшись газеткой, стоял в стороне и быстро делал набросок. Вскоре накопилась целая галерея дружеских шаржей. Мы наклеили рисунки на большие листы ватмана и вывесили в кают-компании. Сразу набежали люди - друг друга узнают, смеются… Послали за Шмидтом. Он пришел, тоже начал рассматривать карикатуры. Стою я в углу ни жив ни мертв и вдруг вижу: у Отто Юльевича плечи от смеха трясутся. «Кто это сделал?» - спрашивает. Показали на меня. Шмидт сразу узнал, нахмурился, бороду в кулак и вышел.

Но тут все на мою сторону встали. Снарядили к Отто Юльевичу делегацию. Он сначала и слушать не хотел, а потом задумался. И вдруг спрашивает: «А как у нас библиотека?» Му- ханов сразу на передний край: «Очень большая и в страшнейшем беспорядке». - «Ладно,- говорит Шмидт, - зачисляю вас библиотекарем, но работать будете как все». Назавтра ледокол вышел в море. Это был счастливейший день в моей жизни. Кстати, день моего рождения.
- Что вы делали на «Сибирякове» как художник?
- С самого начала, помимо всяких других дел, которых было очень много, я работал над «Ледовитыми крокодилами». Такие длинные бумажные простыни, на которых наклеены рисунки и дружеские шаржи с шутливыми подписями. Они рассказывали о тех или иных событиях из жизни экспедиции. Например, в Чукотском море в борьбе с тяжелыми льдами у ледокдла сломался винт. Сначала лопасти, а когда заменили их новыми, отломился вал. Как быть? Стали перед носом у ледокола взрывать аммоналом лед. Когда образовывалась лунка метра полтора в диаметре, набрасывали на торосы буксир и подтягивались с помощью лебедки. Снова взрывали и снова подтягивались. На мачты поставили паруса из всего имеющегося брезента. Если подходили к полынье, то попутный ветер гнал корабль до следующей кромки. Последние пятьдесят миль шли дней пятнадцать, но дошли! Тем временем в «Ледовитом крокодиле» появлялись рисунки, посвященные этим событиям.

Интерес к газете был очень большой. Обычно мы вывешивали ее ночью. Но люди все равно выходили из кают, чтобы посмотреть новый выпуск. Вместе эти газеты составили своеобразную летопись экспедиции… Параллельно шла другая работа, скрытая от людей. Наблюдал, делал зарисовки, эскизы, портреты. Готовил материалы для будущих работ. Не раз потом к ним обращался.
- Федор Павлович, за поход на «Сибирякове» вы были награждены орденом Трудового Красного Знамени, причем получили эту высокую награду первым среди комсомольцев, студентов…
- Если уж речь об итогах экспедиции, скажу вот о чем. Я шел в Арктику за экзотикой. А увидел прежде всего людей. Замечательных людей, которые стали моими товарищами, примером в жизни.
- Через год вы со многими встретились на «Челюскине»?
- Во вторую экспедицию меня пригласили официально. Ледокол должен был повторить путь «Сибирякова», но с практической целью: доставить грузы на остров Врангеля, сменить зимовщиков, которые не могли выбраться оттуда уже четыре года. Вот почему на судне оказались женщины с ребятишками, целая бригада плотников, которую послали строить разборный барак. Но до острова мы не добрались…
Сейчас я хорошо понимаю, что имел в виду Шмидт, когда вдруг решил взять меня на судно. Поход предстоял трудный. Могла быть зимовка, могла случиться катастрофа. Отто Юльевич увидел, как реагируют люди на мои шаржи, и подумал, что веселая шутка в таком опасном деле очень может пригодиться. Экспедиция «Челюскина» показала, что он не ошибся.
Беседу вел В. Сидоров

Федор Решетников - художник, который писал в стиле социалистического реализма. Основными героями его картин чаще всего выступают дети. В произведениях он показывает всю красоту простой мальчишеской души, со всеми ее горестями и радостями.

Предыстория

Очень интересна в своем изображении картина Решетникова «Мальчишки». Описание этого полотна лучше всего начать с истории ее создания. В 1971 году почти все дети Советского Союза грезили космосом, ведь прошло уже десять лет после первого полета Ю. Гагарина, и освоение неизведанных пространств набирало обороты. Художник в своем произведении показывает всю страсть детей того времени.

Действие картины

Картина Решетникова «Мальчишки», описание которой хочется начать с места, где происходит встреча ребят, выражает загадочность и волшебство ночного неба. Действие, изображенное на картине, происходит на крыше высокого дома. Мальчики изображены в центре полотна, а за ними - город, засыпающий в сумерках. Отдельное слово о небе - обширное и загадочное, оно занимает большую часть картины и манит к себе взгляд.

Трое друзей вглядываются в неизведанные космические пространства. Достаточно посмотреть на позы мальчишек, чтобы понять, что они очень разные по характеру. И мысли их различны.

Один из ребят - мечтатель - он облокотился на парапет и с задумчивым видом смотрит в небо. В его глазах читаются мысли о неизведанных глубинах космоса, других галактиках и возможности исследования этих миров.

Мальчик постарше с воодушевлением показывает своему младшему товарищу на какую-то точку в ночном небе. Так и слышится его рассказ о космических кораблях, бороздящих просторы космоса, или об открытии новой звезды. А его друг с увлечением слушает товарища. Удивление, мелькающее на его лице, позволяет предположить, что он узнает что-то новое из рассказа своего товарища. И это новое захватывает все его простое мальчишеское существо. Картина Решетникова «Мальчишки» - описание надежд и мечтаний ребят целого поколения.

Послесловие

Федор Павлович Решетников своим творчеством запечатлел целую эпоху - эпоху соцреализма в СССР. Его картины открывают дверь в мир честности, открытости, доверия. На первый взгляд, они кажутся обыденными, простыми.

Но стоит присмотреться поближе, внимательнее разглядеть лица - и захватывает круговорот мыслей, чувств, стремлений. Картина Решетникова «Мальчишки», описание которой приведено выше, позволяет понять заинтересованность в открытиях, и стремление к неизведанному у целого поколения.

В полотне «Мальчишки» Ф. П. Решетников продолжает создавать галерею образов советской детворы, которую мастер начал писать в послевоенные годы. Выдающийся реалист за свои работы в разные годы награжден орденами и медалями.

Федор Павлович Решетников

Будущий художник родился в селе на Украине в 1906 году в семье потомственных иконописцев. Он рано осиротел и, когда подрос, стал помогать старшему брату, который, чтобы выжить, бросил учебу и продолжил дело отца. Он стал его подмастерьем, а позже, видя, что без образования невозможно найти интересную работу, уехал в Москву и там в 1929 году закончил рабфак. Потом была учеба для получения высшего художественного образования. Его учителями были Д. С. Моор и Еще в студенческую пору, график по образованию, насмешник и романтик, он принимал участие в нескольких полярных экспедициях, за которыми с замиранием сердца следили все советские люди. Ведь он с челюскинцами оказался на дрейфующей льдине. И хотя его призванием были шарж и сатира, художник охотно занимался

К 1953 году, став уже признанным мэтром и академиком, он внезапно с увлечением рисует детей, молодея вместе с ними. Одним из полотен станет картина Решетникова «Мальчишки», описание которой будет дано в следующем разделе.

Сюжет картины

Договорившись еще днем, три мальчика, живущие в большом городе, поздним вечером забрались на крышу самого высокого дома в их округе, чтобы поближе рассмотреть звездное небо.

Им лет по восемь-десять. И они, конечно, все знают: про полеты Белки и Стрелки, про первый полет в космос советского человека и про то, что наши ракеты с космонавтами и спутники продолжают исследовать безбрежное пространство. Так выглядит картина Решетникова «Мальчишки», описание которой уже началось.

Крупным планом

На первом плане показаны три мальчика с различными характерами. Вглядитесь в их лица и позы.

В центре с высоко поднятой рукой, которая на что-то указывает, стоит знаток, который явно читает лекцию. Он-то, конечно, уже побывал в планетарии, пересмотрел атласы звездного неба и знает все созвездия и Северного, и Южного полушарий. Сейчас он, может быть, показывает, где найти Полярную Звезду, в каком созвездии она находится, или рассказывает, как на небе отыскать Большую Медведицу и почему она так называется, или показывает Орион - самое красивое созвездие - бабочку наших широт. А может, он указывает на летящий спутник. На небе есть на что посмотреть.

Картина Решетникова «Мальчишки», описание которой дается в этом материале, расскажет и о характерах двух других мальчиков. Стоящий рядом слева белобрысый мальчуган явно младше (он ниже ростом, и выражение его лица более наивное), и он с интересом впитывает неизвестные ему знания. Картина Решетникова «Мальчишки», описание которой продолжается, очень явно обрисовала характер младшего мальчика, любознательного, но еще не умеющего самостоятельно найти новые знания. А самый интересный и загадочный персонаж - мечтатель. Он изображен удобно облокотившимся на выступ крыши и вполуха слушающим немудреные рассуждения своего друга. У него в голове уже складываются его собственные представления о галактических путешествиях, в которых он сейчас, быть может, принимает уже участие.

На втором плане

А за школьниками Решетников («Мальчишки»), описание картины которого продолжается, изобразил Он необыкновенно хорош. Высокие дома с поблескивающими золотом теплого домашнего уюта окнами плавают в дымке и становятся частью огромного Космоса. Только название у него родное - Земля, которая притягивает каждого настоящего космонавта. После странствий так приятно вернуться на родину, на любимую Землю.

Теплым летним вечером Ф. Решетникова «Мальчишки» заканчивается, мальчики загадывают желания, глядя на Они все трое устремлены мечтами в будущее, которое откроет им многие тайны. Пройдет время и, может быть, у них изменятся мечты, но тяга к освоению нового, неизведанного, останется.

В студенческие годы прославился как мастер графического шаржа, в качестве художника-репортера стал участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933-1934). Привезенные зарисовки имели успех, в особенности на фоне триумфального завершения знаменитой «челюскинской эпопеи». Закрепляя успех, Фёдор Решетников обратился к станковой живописи, создал ряд работ в консервативной реалистической манере, которые, также были встречены благожелательно зрителями и критикой («Больной О. Ю. Шмидт покидает лагерь челюскинцев», «Капитан В. И. Воронин», «Ледокол «Сибиряков» во льдах», «Митинг на льдине», «Первый камбуз на льдине», «Я слышу землю!», все 1934; «Первые Герои Советского Союза. А. Ляпидевский, В. Молоков, С. Леваневский, М. Водопьянов, Н. Каманин, И. Доронин, М. Слепнев»).

В военные годы занимался агитационным искусством, выполнил несколько патриотических антигитлеровских плакатов мобилизующих на борьбу с врагом, рисовал карикатуры, разоблачающие омерзительный облик фашистов («Крым будет советским» 1942).

Классическими образцами сталинского соцреализма стали его картины, посвященные детям и борьбе за мир: «Достали «языка»» (1945), «С победой» (1947), «Прибыл на каникулы (1948), «За мир!» (1950), «На побывку» (1950), «Опять двойка» (1952), «Письмо в дальние края» (1952), «Переэкзаменовка» (1954), «Голуби мира» (1956). В этих работах Ф. Решетников прекрасно передал озорные характеры детворы, жизнь и быт советских школьников 1940-50-х годов.

Написал политически ангажированные, картины: Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин (1948). Зарекомендовал себя как неплохой портретист умеющий передать внешнее сходство и характер портретируемого («Портрет Л. Бродской» 1949, «Портрет студентки» 1957, «Мальчишки» 1971, «Портрет лётчика А. Ляпидевского» 1979).
Несмотря на определённые успехи и признание живописца, Фёдор Решетников всегда с увлечением занимался сатирой. Разоблачая «формализм» в искусстве, он изобрел даже уникальную форму карикатурного триптиха (Тайны абстракционизма, 1960; все работы - Третьяковская галерея), дополнив его одноименной книгой (1963).

Создал острые политические плакаты, ориентированные на критику агрессивных планов НАТО и США, империализма, гонки ядерных вооружений: «Политика НАТО», «Новая ядерная стратегия».

Удивительно экспрессивны и остры его шаржи на мэтров советского искусства (1950-1970-е), графические и скульптурные - в особенности последние: «А. Кибальников» (1956), «И. Грабарь», «Е. Кибрик », «З. Азгур и Н. Ромадин» (все 1962),

Живописные работы Ф. П. Решетникова хранятся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Брянском художественном музее, частных российских и западных коллекциях.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Решетникова Фёдора Павловича

Решетников Федор Павлович − советский художник, творивший в жанре соцреализма.

Ранние годы

Известный мастер кисти родился 15 июля 1906 года в украинском селе Сурско-Литовское, которое в наше время расположено на территории Днепропетровской области. Отец Федора писал иконы, такая же участь была уготована и сыну. Однако судьба распорядилась иначе: в трехлетнем возрасте мальчик стал круглым сиротой. Тяготы воспитания маленького Феди легли на плечи его старшего брата, которому пришлось бросить учебу и пойти трудиться.

Василий устроился работать мастером по живописному убранству церквей, а свободное время продолжил дело своего родителя. Федор, несмотря на свой возраст, старался во всем помогать брату. Со временем он стал зарабатывать деньги своими силами. Поначалу юноша брался за любую работу − оформлял помещения зданий и даже выполнял обязанности спортинструктора. На жизнь хватало, однако Федор понимал, что без образования достичь успеха невозможно.

Учиться решил в Москве. По прибытию в стольный град поступил на рабфак, а затем стал студентом Высшего художественно-технического института. В стенах этого ВУЗа и проявились в полной мере способности Решетникова. Графические работы молодого художника воспринимались с восторгом.

Северные походы

Благодаря признанию своего таланта Решетников получил приглашение войти в состав участников полярных экспедиций. Дело было в тридцатые годы, когда о мужественных советских мореплавателях слагали легенды.

В 1932 году Федор Решетников ступил на борт ледокола «Сибиряков», чтобы в качестве репортера отправиться на край света. Во время похода Федор много рисовал и подготовил наброски для живописных работ. Участие в этой экспедиции закончилось для него награждением орденом Трудового Красного Знамени.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Вторую награду − орден Красной Звезды − Решетников получил в 1934 году после похода на север на пароходе «Челюскин». На этот раз плавание оказалось несравненно более трудным и завершилось вынужденной высадкой моряков на дрейфующую льдину. На родину путешественники вернулись настоящими героями.

Художник представил обществу свои арктические зарисовки, которые вызвали огромный интерес. Воодушевленный успехом, в 1973 году Решетников изобразил на холсте гибель «Челюскина». Одноименная картина посвящена драме, разыгравшейся в Чукотском море.

В 1934 году Федор Решетников стал писать исторические полотна, которые выдающимися назвать было трудно. Но в целом они были благосклонно восприняты публикой. А картину «Генералиссимус Советского Союза », увидевшую свет в 1948 году, и вовсе назвали шедевром. Неудивительно, что в следующем году художник получил за нее Сталинскую премию второй степени. «Третья степень» досталась ему в 1951 году после окончания работы над картиной «За мир!».

Ярый приверженец социалистического реализму, Федор Решетников не мог пожаловаться на недостаток внимания со стороны советской власти. В 1953 году его избрали членом Академии художеств. Затем подоспело и звание народного художника СССР.

Супруга

Федор Решетников был женат на Лидии Бродской, дочери живописца, ученика Ильи Репина. Она танцевала в цирке, а он пытался привить ей любовь к изобразительному искусству. И небезуспешно − со временем Лидия тоже получила звание народного художника страны.

Федор Павлович ушел из жизни 13 декабря 1988 года в Москве. Последний свой земной приют обрел на Ваганьковском кладбище.

В селе, где родился Решетников, открылся его музей.