Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Канон в музыке - это что? Значение слова канон в словаре музыкальных терминов.

Канон в музыке - это что? Значение слова канон в словаре музыкальных терминов.

Значение слова КАНОН в Словаре музыкальных терминов

КАНОН

(греч. - норма, правило) - музыкальная форма, основанная на строгой, непрерывной имитации - последовательном проведении одной и той же мелодии во всех голосах полифонического произведения. голоса, участвующие в каноне, повторяют мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем эта мелодия окончится у предыдущего.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАНОН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАНОН в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (греч. kanon — норма, правило) В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо …
  • КАНОН в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от греческого kanon - правило, мерило) в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественных произведениях нормы композиции …
  • КАНОН в Этнографическом словаре:
    канун (перс. ганун), струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладётся на колени. распространён на Ближнем и Среднем …
  • КАНОН в Словаре этнографических терминов:
    канун (перс. ганун), струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладётся на колени. Распространён на Ближнем и Среднем …
  • КАНОН в Словаре Мир богов и духов:
    одно из самых популярных божеств японского буддизма. Она милосердная застУПНИЦа к которой каждый мог обратиться за помощью вне зависимости от …
  • КАНОН в Кратком религиозном словаре:
    Канон (греч.) - правило, норма, закон. Под каноном принято понимать твердо зафиксированный церковью комплект религиозных книг, составляющих священное …
  • КАНОН в Словаре церковных терминов:
    (греч. правило) - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в состав богослужений …
  • КАНОН в Кратком церковнославянском словаре:
    - правило (греч.); в церковном употреблении это слово имеет двоякое значение. Во-первых, это правило, которое Церковь постановляет в отношении веры …
  • КАНОН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Канон (греч. κανών, буквально — прямой шест — всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). …
  • КАНОН в Большом энциклопедическом словаре:
    жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) …
  • КАНОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч. kanwn, буквально - прямой шест - всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). I. В древней Греции композиторы, …
  • КАНОН
    [греческое] 1) правило; 2) церковное установление; 3) в искусстве совокупность художественных приемов или правил, которые считались обязательными в ту или …
  • КАНОН в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Правило, положение какого-нибудь направления, учения. По канонам классицизма. 2. Церковное установление, правило. Канонический - 1) соответствующий канону …
  • КАНОН в Энциклопедическом словаре:
    KAHOH, -а, м. 1. Правило, непреложное положение какого-н. направления, учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма. 2. Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные …
  • КАНОН
    КАН́ОН (канун), струн. щипковый муз. инстр-т; тип трапециевидной цитры. Распространён в странах Бл. и Ср. Востока, …
  • КАНОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАН́ОН, полифонич. форма, осн. на точной имитации, при к-рой мелодия в данном голосе вступает до её окончания в др. …
  • КАНОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАН́ОН, жанровая форма литургич. поэзии, вид церк. поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой наз. ирмосом, …
  • КАНОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАН́ОН в изобр. иск-ве, система стилистич. и иконографич. норм, господствующая в иск-ве к.-л. периода или направления; произв., служащее нормативным …
  • КАНОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАН́ОН (от греч. kan?n - норма, правило), свод положений, имеющих догматич. характер: библейский К.- совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными, …
  • КАНОН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    кано"н, кано"ны, кано"на, кано"нов, кано"ну, кано"нам, кано"н, кано"ны, кано"ном, кано"нами, кано"не, …
  • КАНОН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) книжн. В искусстве: система правил, норм, являющаяся господствующей в какой-л. период или в каком-л. художественном направлении. Канон …
  • КАНОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Церковное …
  • КАНОН в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. kanon правило,предписание) 1) правило, положение какого-л, направления, учения; то, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2) догмат, …
  • КАНОН в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. правило, положение какого-л, направления, учения; то, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2. догмат, обряд или правило, …
  • КАНОН в Словаре синонимов Абрамова:
    [церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая на заутренях и вечернях (Даль)] см. …
  • КАНОН в словаре Синонимов русского языка:
    закон, инструмент, норма, песнопение, положение, правило, …

История

Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке . Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком . Хрестоматийный пример раннего канона - пьеса с инципитом «Sumer is icumen in» (так называемый «Летний канон»). Каноны активно писали в эпоху Арс нова в Италии и Франции, особенно в жанрах каччи и шас. Знаменитый ранний пример ракоходного канона -шансон «Мой конец - моё начало» Гильома де Машо . В полифонической музыке франко-фламандской школы (1430-1550) канон получил дальнейшее развитие, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре , Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias ), Пьер де ла Рю, Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как «Музыкальное приношение » И. С. Баха). Каноны писали и другие музыканты эпохи барокко (Пахельбель , Телеман , Зеленка). Некоторое количество юмористических канонов оставил В. А. Моцарт . В XX веке интерес к канону возродился: Антон Веберн написал 5 канонов на латинские тексты (op.16), используя технику додекафонии . Примеры канонов оставили также Арнольд Шёнберг , Луиджи Даллапиккола (практически в каждом своём сочинении), Пауль Хиндемит , Дьёрдь Лигети , Луиджи Ноно и многие другие.

Интервальный

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным , если нет, то диатоническим .

Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

Обращение

В обращённом каноне мелодии-спутники являются обращениями мелодии-вождя. Это значит, что, если основная мелодия делает скачок, например, на квинту вверх, спутник в том же месте делает скачок на квинту вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным .

Возвратное движение

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается задом наперёд. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

Мензуральный

В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem) или вдвое быстрее (канон per diminutionem). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения , в особенности в конце - начале XVI веков ; Окегем написал целую мессу (Missa prolationum , «Месса пролаций »), каждая часть которой является мензуральным каноном.

Бесконечный

Бесконечным (canon perpetuus ) называется канон, конец которого плавно переходит в начало, то есть такой, который можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности , в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos ) - в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.

Двойной и тройной

Если в каноне присутствуют две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

Способы записи канона

Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон - такая запись называется закрытой . Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным .

Литература

  • Feininger L.K.J. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Emsdetten, 1937.
  • Холопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. Москва: Музыка, 1978, с. 127-157.

Ссылки

  • Анатомия канона (англ.)

Аудиофрагмент


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Канон (музыка)" в других словарях:

    Не следует путать с термином «канун». Канон (греч. κανών) неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят… … Википедия

    К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя. Вы можете загрузить ролик ил … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Канон. Канон (греч. κανών правило, норма), в православном богослужении жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвящённое, например, прославлению какого либо праздника или … Википедия

    - (от греч. kanon норма, правило). 1) В Др. Греции устройство для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых разл. частями колеблющейся струны; со 2 в. получило назв. монохорда. К. называли также саму числовую систему… … Музыкальная энциклопедия

    I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

    - (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

    Здесь приведён список музыкальных произведений, когда либо звучавших в мультсериале «Симпсоны». Содержание 1 Произведения, существовавшие до появления «Симпсонов» 1.1 Первый сезон … Википедия

Несколько) образует контрапункт сама с собой. Технически чаще всего основывается на последовательно проводимой (канонической) имитации, когда мелодия в каждом имитирующем голосе вступает до того, как она закончилась в другом голосе. Начинающий голос канонической имитации называется пропостой (Р), имитирующие - риспостами (R):

Каноны обычно 2-4-голосны, хотя число голосов теоретически неограниченно. Голоса канонов могут вступать в различные интервалы (в приму, октаву, кварту и др.) и в различном порядке, в частности одновременно (смотри пример 3б). По числу имитируемых мелодий различаются простые и сложные (двойные, тройные) каноны. Помимо имитации в прямом движении, в канонах возможно обращение мелодии, ракоход, увеличение, уменьшение и другие преобразования.

Различают также канон конечный и бесконечный, или круговой (возвращающийся к своему началу). Разновидности канонов (как правило, внутри более крупной формы): стретта; каноническая секвенция, в частности «спиральный» канон per tonos (приходящий к своему началу после транспозиций). Каноническая имитация нередко сопровождается свободными голосами.

Канон зародился одновременно с имитацией как её разновидность (например, органум Перотина «Viderunt», около 1200); ранние формы канонов - рота («колесо»; например, английский «Летний канон», около 1250), итальянская качча, французский шас (caccia, caçа, chasse, буквально - охота, 13-14 века), «фуга» (общепринятое название техники канонов в 14-17 веках; впервые - у Якоба Льежского). При беспартитурной записи канонов часто нотировался только один голос, из которого «выводились» все остальные. В эпоху Возрождения канон трактовался как «форма с выводимыми голосами», что лишь отчасти совпадает с современным пониманием канона как имитационного контрапункта. Композиторы нидерландской (франко-фламандской) школы 15-16 века (Жоскен Депре, Я. Обрехт, Б. Кордье и др.) словом «canon» (латинский - правило) обозначали надпись-изречение, указывающее, обычно в нарочито замысловатой форме, на способ исполнения канонов по выписанному голосу (согласно Тинкторису, канон - «правило, являющее волю композитора под покровом некой тьмы»); отсюда название музыкальной формы канонов. Примеры надписей: «...Во-первых, растёт впятеро, во-вторых, вчетверо, в-третьих, втрое» (т. е. кантус фирмус следует повторять в пятикратном, четырёхкратном и трёхкратном увеличении); «Пусть летит в бездну как камень» (петь октавой ниже записанного); «Возвышающий себя да унизится» (петь в обращении).

Особым разнообразием техники и форм отличались нидерландские каноны. Их виды (по классификации Л. Файнингера): простой прямой канон, сложный прямой канон, пропорциональный (или мензуральный), линеарный, инверсионный, элизионный каноны. Канон с невыписанными риспостами впоследствии стали называть загадочным каноном (при возможности разных расшифровок такой канон называется полиморфным).

Среди крупнейших мастеров канонов - Г. де Машо, Якопо Болонский, Г. Дюфаи, Й. Окегем, Х. Изак, Дж. П. да Палестрина, С. Шейдт, И. С. Бах, В. А. Моцарт, А. фон Веберн. В русской музыке каноны встречаются у М. И. Глинки (каноны из 1-го действия оперы «Руслан и Людмила»), А. П. Бородина (в Ноктюрне из 2-го квартета), С. И. Танеева (в кантате «Иоанн Дамаскин»), Д. Д. Шостаковича (в 1-й части 5-й симфонии, фугах ор. 87), Р. К. Щедрина («Полифоническая тетрадь») и многих других композиторов.

2) Однострунный инструмент (монохорд), в Древней Греции (у пифагорейцев) и в средние века служивший для демонстрации числовых соотношений музыкальных звуков (интервалов и звукорядов) в научных и учебных целях.

3) Цитровидный музыкальный инструмент. Смотри Канун.

Лит.: Танеев С. И. Учение о каноне. М., 1929; Feininger L. К. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Emsdetten, 1937; Богатырев С. С. Двойной канон. М.; Л., 1947; Handschin J. The Summer canon and its background // Musica Disciplina. 1949. Vol. 3; Glareanus Н. Dodecachordon. , 1965. Vol. 2; Холопов Ю. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978; Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI - начало XIX в. М., 1979; Тимофеев Н. А. Превращаемость простых канонов строгого письма. М., 1981; Lowinsky Е. Е. Music in Titian’s Bacchanal of the Andrians: origin and history of the canon per tonos // Titian: his world and his legacy / Ed. D. Rosand. N. Y., 1982, Лебедев С. Н. Загадочный канон Рамоса де Парехи // Sator tenet opera rotas: Ю. Н. Холопов и его научная школа. М., 2003. Смотри также литературу при статьях Полифония, Фуга.

По-гречески канон значит правило, образец. В жизни нам довольно часто встречается это слово. Мы говорим: «По строгим канонам...». Или употребляем понятие канонический в смысле образцовый, подчиняющийся самым строгим правилам. В музыке значение этого термина значительно уже. Так называется многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же звука, иногда - от разных. Собственно говоря, канон - это музыкальная пьеса или ее эпизод, построенный на непрерывно проводимой имитации. Пример такого эпизода - дуэт Ленского и Онегина в сцене дуэли в опере Чайковского «Евгений Онегин». Еще недавно неразлучные друзья, они стоят один против другого с пистолетами в руках. Мысли их одинаковы («Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?»), поэтому мелодия одна и та же; но они уже не вместе, они противники - и поэтому их мелодии не совпадают по времени, звучат каждая сама по себе. Так тонко, психологически обоснованно использовал композитор старинную полифоническую форму, Особая разновидность канона - бесконечный канон. Мелодия в нем может повторяться сколько угодно раз, переходя от окончания вновь к началу.


Смотреть значение Канон в других словарях

Канон — м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого........
Толковый словарь Даля

Канон — канона, м. (греч. kanon). 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной........
Толковый словарь Ушакова

Канон М. — 1. Непреложное правило, положение какого-л. направления, учения и т.п. // То, что твердо установлено, принято за образец. // То, что является традиционной общепринятой нормой,........
Толковый словарь Ефремовой

Канон — -а; м. [греч. kanōn - правило, предписание]
1. Правило, непреложное положение какого-л. направления, учения. Каноны классицизма. Каноны академической школы живописи.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Канон — 1) Церковное установление, правило, догмат в области вероучения или религиозных обрядов. 2) Совокупность правил, положений какого-либо направления в литературе и искусстве........
Политический словарь

Канон — правило, традиция, то, что приняло форму закона, стало общепринятым.
Экономический словарь

Канон — в изобразительном искусстве - система стилистических ииконографических норм - господствующая в искусстве какого-либо периода илинаправления; произведение, служащее нормативным образцом.
Большой энциклопедический словарь

Канон — - свод положений, имеющих догматический характер. Совокупность книг Библии, признаваемых церковью «богодухновенными», применяемых в качестве священного писания.........
Исторический словарь

Канон — (греч. kanon - правило) - 1) Принятое христ. церковью, в отличие от гражд. закона, постановление, касающееся внутр. распорядка, морали (особенно служителей церкви), семейных........
Советская историческая энциклопедия

Бесконечный канон — (лат. canon infinitus, canon perpetuus) - форма имитационного изложения, в к-рой нет заключит. цезуры (см. Имитация), и развитие мелодии приводит к её началу. Это позволяет исполнять Б.........
Музыкальная энциклопедия

Двойной канон — полифонич. соединение двух канонов на разные темы. Нередко применяется в репризах или кульминациях двойных фуг и др. полифонич. форм, венчая линию интенсивного развития.........
Музыкальная энциклопедия

Загадочный канон — канон, в к-ром записывается только мелодия пропосты, причём моменты и интервалы вступления риспост указываются лишь частично или вообще не указываются. Эти отсутствующие........
Музыкальная энциклопедия

Канон — (от греч. kanon - норма, правило).
1) В Др. Греции устройство для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых разл. частями колеблющейся струны; со 2 в. получило........
Музыкальная энциклопедия

Канон (инструмент) — струнный щипковый муз. инструмент Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, где он известен под назв. канун (перс. - ганун), в СССР встречается в Армении. Плоский........
Музыкальная энциклопедия

Телесный Канон — характерная для данной культуры нормативная система установок и представлений относительно тела и его отправлений.
Сексологический словарь

Телесный Канон — характерная для данной культуры нормативная система установок и представлений относительно тела и его отправлений.(

(иногда можно встретить латинские обозначения dux - «вождь» и comes - «спутник»). При этом спутники должны либо точно совпадать с мелодией-вождём (простой канон), либо быть полученными из неё по некоторым правилам, приведённым ниже. Самые известные примеры канонов (например, «Frère Jacques» - «Братец Якоб ») - простые.

История

Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке . Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком . Хрестоматийный пример раннего канона - пьеса с инципитом «Sumer is icumen in » (так называемый «Летний канон»). Каноны активно писали в эпоху Арс нова в Италии и Франции, особенно в жанрах каччи и шас. Знаменитый ранний пример ракоходного канона -шансон «Мой конец - моё начало» Гильома де Машо . В полифонической музыке франко-фламандской школы (1430-1550) канон получил дальнейшее развитие, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре , Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias ), Пьер де ла Рю , Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как в сочинениях И. С. Баха "Гольдберг-вариации", где каноном является каждая 3-я вариация, «Музыкальное приношение », где показаны самые разнообразные виды канонов). Каноны писали и другие музыканты эпохи барокко (Пахельбель , Телеман , Зеленка). Некоторое количество юмористических канонов оставил В. А. Моцарт . В XX веке интерес к канону возродился: Антон Веберн написал 5 канонов на латинские тексты (op.16), используя технику додекафонии . Примеры канонов оставили также Арнольд Шёнберг , Луиджи Даллапиккола (практически в каждом своём сочинении), Пауль Хиндемит , Дьёрдь Лигети , Луиджи Ноно и многие другие.

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным , если нет, то диатоническим .

Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

Канон в обращении

В «обращённом» каноне все интервалы пропосты в риспосте берутся в противоположном направлении, например, квинте вверх соответствует квинта вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным .

Ракоходный канон

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход , когда основная мелодия записывается от конца к началу. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

Мензуральный

В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem) или вдвое быстрее (канон per diminutionem). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения , в особенности в конце - начале XVI веков ; Окегем написал целую мессу (Missa prolationum , «Месса пролаций »), каждая часть которой является мензуральным каноном.

Бесконечный

Бесконечным (canon perpetuus ) называется канон, в котором в определенный момент в пропосте вновь появляется её начало, после чего он повторяется, в результате его можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности , в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos ) - в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.

Двойной и тройной

Если в каноне присутствуют одновременно две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

Способы записи канона

Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон - такая запись называется закрытой . Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным .

Напишите отзыв о статье "Канон (музыка)"

Примечания

Литература

  • Feininger L.K.J. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Diss. Emsdetten, 1937.
  • Холопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. Москва: Музыка, 1978, с. 127-157.

Ссылки

  • (англ.)

Аудиофрагмент

Канон ре мажор Пахельбеля
Современная интерпретация канона , несколько отличающаяся от оригинала
Помощь по воспроизведению

Отрывок, характеризующий Канон (музыка)

– Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил.
Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.
– Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
– Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
– Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
– Ну, графинечка – чистое дело марш, – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. – Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, – чистое дело марш!
– Уж выбран, – сказал улыбаясь Николай.
– О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой.
– Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы всё понял. Где он теперь? подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. – Не думать, не сметь думать об этом, сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что нибудь.
Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.
Как со вечера пороша
Выпадала хороша…
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный.
Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам.
– Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша».
В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.