Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Искусство. Функции и виды искусства

Искусство. Функции и виды искусства

Определив искусство как единое явление, следует иметь в виду, что такое «искусство вообще» является абстракцией, отвлеченностью. На практике существуют различные виды искусства, каждый из которых имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и обладает для их решения собственными средствами. Распределение искусств по этим общим признакам называется классификацией искусств. Классификация позволяет глубже понять характер отдельного произведения, относящегося к тому или иному виду.

В первую очередь искусства традиционно делят по способу их «бытования» и восприятия на временные и пространственные . Временные искусства отличаются тем, что произведения разворачиваются и воспринимаются во времени. Произведение искусства в этом случае часто оказывается неотделимым от человека: автора или исполнителя. К временным искусствам относятся искусство слова или поэзия, танец, музыка, кино. К пространственным – живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладное искусство, дизайн. Театр занимает промежуточное место – представление располагается в определенном пространстве, но действие разворачивается во времени. Чаще всего, театр называют синтетическим искусством, так как он (так же как и кино) объединяет, синтезирует достижения различных искусств – поэзии, музыки, живописи.

Следует заметить, что в силу разнообразия и сложности видов искусства жесткое разграничение их по определенным признакам оказывается практически невозможным, можно говорить лишь о преобладании тех или иных средств выражения, форм, методов. Так, в пространственно-временную классификацию не до конца вписываются танец, пантомима, театр, кино. Элемент условности присущ и другому принципу разделения искусств, основанному на преобладании изобразительности или выразительности в арсенале художественных средств.

К изобразительным искусствам безоговорочно относят живопись, графику, скульптуру. Одним из ключевых принципов создания образов служит здесь принцип подражания – мимесис . Образы строятся как подобия реальных предметов или явлений, они узнаваемы и рассчитаны на зрительное восприятие. Созданный художником образ как бы отсылает зрителя к своему источнику – прообразу или прототипу . При этом мысленное соотнесение образа и прообраза, искусства и действительности часто влияет на эстетическую оценку произведения изобразительного искусства – глядя на картину, мы невольно «сравниваем» ее с нашими собственными представлениями об изображенных явлениях. Этот момент узнавания, совмещения нашего опыта с художественным образом делает возможным контакт между художником и зрителем. В то же время, привычка видеть в искусстве только знакомое и узнаваемое иногда создает барьер между зрителем и произведением, относящимся к ушедшей эпохе или принадлежащем культуре с отличной от нашей системой ценностей. Для современного изобразительного искусства (начиная с конца ХIХ века) характерен уклон в сторону выразительности. Крайним проявлением этой тенденции является беспредметное искусство , расцвет которого приходится на двадцатые годы прошлого века. Произведения авангардистов этой эпохи по способу создания и применяющейся технике относились к изобразительным искусствам, а по характеру образов и выразительных средств – к выразительным. Можно сказать, что выразительность и всегда присутствовала в живописи, скульптуре, графике, но в двадцатом веке она была «выведена на поверхность».


Выразительными искусствами считаются музыка, танец, архитектура. Образы, создаваемые этими искусствами,не имеют прямых прообразов среди окружающих предметов или явлений, они могут вызывать лишь некоторые ассоциации. Произведения музыки, архитектуры создаются не на основе наблюдения конкретных явлений, а на основе «суммарных» впечатлений от действительности, которое художник черпает из своего внутреннего мира. Можно сказать, что эти искусства тоже создают изображения, но абстрактные. Произведения выражающие, в первую очередь, внутреннее состояние автора при всей их «неясности» подчас оказывают глубокое психологическое воздействие. В первую очередь это относится к музыке – ни одно другое искусство не способно с такой силой действовать на настроение человека, на его чувства. Не случайно во многих культурах музыкальные занятия рассматривались как способ устроения, гармонизации души. Танец так же способен захватывать зрителей, заражать определенным настроением, хотя диапазон воздействия здесь несколько уже. Поэтому он, как правило, нуждается в музыкальном сопровождении. Иное воздействие оказывает зодчество. Архитектурные образы статичны и они в большей степени нуждаются в продолжительном рассматривании, вчувствовании. Однако впечатление от архитектуры оказывается порой более глубоким – длительное пребывание человека в определенной архитектурной среде способно влиять на его внутреннее состояние, создавая психологический настрой.

Поэзия, театр, кино занимают промежуточное положение – выразительность и изобразительность присущи им в равной степени. Такому соединению способствует соединение на сцене или на экране достижений других искусств. Однако синтетичность театра и кино не только в этом. Специфическим средством воздействия здесь выступает игра актера, которая так же соединяет изобразительность (актер изображает, «показывает» персонажа) и выразительность (мимикой, голосом, движениями выражаются различные чувства). Актерская игра является «необходимым минимумом» театрального действия, без которого оно не может состояться.

Несколько сложнее обстоит с поэзией или словесным искусством. Главная особенность поэзии заключена в ее особом материале – слове. Слово обладает многоплановостью воздействия: несет в себе идейное содержание – мысль, создает зримые картины – образы, обладает выразительной «телесностью» – фонемой. В идеале каждое слово поэтического текста (а поэзия является как бы «идеальным образцом» литературы) гармонично сочетает в себе смысл, образ, мелодику.

Краткое рассмотрение видов искусства позволяет оценить разнообразие сферы художественного творчества – музыка и танец, театр и архитектура по-своему раскрывают внутренний мир человека, характеризуют время их создания, культуру той или иной эпохи. Однако при историческом подходе к изучению художественной культуры приоритет, как правило, отдается изобразительным, прикладным искусствам, архитектуре. Причина этого предпочтения заключается, прежде всего, в том, что пространственные произведения способны надолго пережить время своего возникновения. Театральные представления Античности, музыка Древнего Китая известны только по описаниям. О том, как выглядели танцы людей палеолитической эпохи, мы можем догадываться, основываясь на данных этнографии, а памятники изобразительного искусства, хранящие тепло рук наших далеких предков непосредственно предстают перед нашими глазами. Благодаря сохранившимся произведениям архитектуры, живописи, скульптуры мы можем видеть остатки древнейших городов, лица великих людей прошлого, можем представить, чем восхищались и к чему стремились представители ушедших культур.

Существенным является и то, что восприятие пространственных искусств не требует значительных затрат времени, знакомство с памятниками изобразительного искусства позволяет достаточно быстро составить представление о культурном облике эпохи. Современная техника печати и цифровой обработки визуальной информации позволяет увидеть прославленные шедевры живописи с минимальными искажениями цвета. Несколько сложнее ситуация с трехмерными пространственными искусствами – скульптурой и архитектурой. Их полноценное восприятие требует смены точки зрения. Однако и здесь использование нескольких фотографий позволяет составить представление о замысле художника и его воплощении в материале.

Сложность восприятия произведений изобразительного искусства и архитектуры, по сравнению с поэзией, состоит в том, что они пользуются собственным условным языком – языком линии, цвета, объема, понимание которого требует некоторой подготовки. Однако этот «недостаток» визуальных искусств имеет и свою положительную сторону – произведения архитектуры, памятники прикладного искусства, живопись, в отличие от произведений литературы, не нуждаются в переводе, их условный язык интернационален, он, в известной степени, шагает поверх барьеров, сближая эпохи, страны и цивилизации. Доисторическая эпоха или древние культуры, чью письменность не удается прочесть, известны нам благодаря сохранившимся артефактам, из которых наиболее информативными для культуролога являются памятники изобразительного искусства.

При изучении мирового искусства мы так же будем преимущественно опираться на памятники архитектуры, скульптуры, живописи, по возможности и в меру необходимости дополняя их рассмотрение примерами из истории музыки, театра, литературы.

Однако прежде чем обратиться к историческому рассмотрению художественной культуры необходимо ознакомиться со специфическим языком изобразительного искусства, а так же с принятым в нем делением на виды и жанры. В сжатом виде эта информация изложена в нижеприведенной Таблице 1.

Таблица 1

Виды и жанры изобразительного искусства .

Художники и скульпторы, дизайнеры и архитекторы - все эти люди ежедневно привносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Благодаря им мы рассматриваем статуи в музеях, любуемся живописными полотнами, удивляемся красоте старинных построек. Современное изобразительное искусство поражает нас, классическое заставляет задуматься. Но в любом случае творения человека окружают нас всюду. Поэтому полезно разбираться в этом вопросе.

Виды изобразительного искусства

Изобразительное искусство является пространственным. То есть оно имеет предметную форму, которая не изменяется во времени. И именно по тому, как эта форма выглядит, выделяют виды изобразительного искусства.

Их можно разделить на несколько категорий. Например, по времени появления. До XIX века главными считались всего три вида: скульптура, живопись и архитектура. Но история изобразительного искусства развивалась, и вскоре к ним присоединилась графика. Позже выделились и другие: декоративно-прикладное, театрально-декорационное, дизайн и прочие.

На сегодняшний день нет единого мнения о том, какие виды изобразительного искусства следует выделять. Но есть несколько основных, существование которых не вызывает никаких споров.

Живопись

Рисование - это вид изобразительного искусства, в котором образы передаются с помощью красящих веществ. Их наносят на твердую поверхность: холст, стекло, бумагу, камень и многое другое.

Для живописи используют разные краски. Они могут быть масляными и акварельными, силикатными и керамическими. При этом существует восковая роспись, эмалевая и прочие. Это зависит от того, какие вещества наносят на поверхность и как они закрепляются там.

Есть в живописи и два направления: станковая и монументальная. Первое объединяет в себе все те работы, которые созданы на различных полотнах. Его название происходит от слова «станок», которым обозначают мольберт. А вот монументальная живопись - это изобразительное искусство, которое воспроизводится на различных архитектурных сооружениях. Это всевозможные храмы, замки, церкви.

Архитектура

Строительство - монументальный вид изобразительного искусства, цель которого состоит в постройке зданий. Это практически единственная категория, обладающая не только эстетической ценностью, но и выполняющая практические функции. Ведь архитектура подразумевает строительство зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

Она не воспроизводит действительность, а выражает желания и потребности человечества. Поэтому история изобразительного искусства лучше всего прослеживается именно по ней. В разные времена уклад жизни и представления о красоте сильно отличались. Именно по этой причине архитектура дает возможность проследить полет человеческой мысли.

Также этот вид отличается высокой степенью зависимости от окружающей среды. Например, на форму архитектурных сооружений влияют климатические и географические условия, характер ландшафта и многое другое.

Скульптура

Это древнее изобразительное искусство, образцы которого имеют объёмный вид. Выполняют их путем литья, долбления, тесания.

В основном для изготовления скульптур используют камень, бронзу, дерево или мрамор. Но в последнее время не меньшую популярность приобрели бетон, пластик и другие искусственные материалы.

Скульптура имеет две основные разновидности. Она бывает круговой или рельефной. При этом второй вид разделяют на высокий, низкий и врезной.

Как и в живописи, в скульптуре есть монументальное и станковое направления. Но отдельно также выделяют декоративное. Монументальными скульптурами в виде памятников и монументов украшают улицы, ими обозначают важные места. Станковые используют для декорации помещений изнутри. А декоративные украшают быт как маленькие предметы мелкой пластики.

Графика

Это декоративно-изобразительное искусство, которое состоит из рисунков и художественных печатных изображений. От живописи графика отличается используемыми материалами, техниками и формами. Для создания гравюр или литографий применяются специальные станки и оборудование, позволяющие печатать изображения. А рисунки выполняют тушью, карандашом и прочими подобными материалами, которые позволяют воспроизводить формы предметов, их освещенность.

Графика бывает станковой, книжной и прикладной. Первую создают благодаря специальным приспособлениям. Это гравюры, рисунки, наброски. Вторая украшает страницы книг или их обложки. А третья - это всевозможные этикетки, упаковки, марки.

Первыми произведениями графики считаются наскальные рисунки. Но наивысшим ее достижением является вазопись в Древней Греции.

Декоративно-прикладное искусство

Это особый вид творческой деятельности, который состоит в создании различных бытовых предметов. Они удовлетворяют наши эстетические потребности и часто имеют утилитарные функции. Более того, раньше их делали именно из практических соображений.

Не каждая выставка изобразительного искусства может похвастаться наличием предметов декоративно-прикладного характера, но зато они есть в каждом доме. Это ювелирные и керамические изделия, расписное стекло, вещи с вышивкой и многое другое.

Изобразительно-прикладное искусство более всего отображает национальный характер. Дело в том, что его важная составляющая - это народно-художественные промыслы. А они, в свою очередь, основываются на обычаях, традициях, верованиях и способе жизни народа.

От театрально-декорационного искусства до дизайна

На протяжении всей истории появляются все новые и новые виды изобразительного искусства. С образованием первого храма Мельпомены возникло театрально-декоративное искусство, которое состоит в изготовлении бутафории, костюмов, декораций и даже грима.

А дизайн, как один из видов искусства, хоть и появился еще в древности, только недавно был выделен в отдельную категорию со своими законами, техниками и особенностями.

Жанры изобразительного искусства

Каждое произведение, которое выходит из-под пера, молота или карандаша мастера, посвящено определенной теме. Ведь, создавая его, творец хотел передать свои мысли, чувства или даже сюжет. Именно по таким характеристикам выделяют жанры изобразительного искусства.

Впервые о какой-либо систематизации огромного количества культурного наследия задумались в Нидерландах в XVI веке. В это время выделяли только две категории: высокий и низкий жанры. К первому относили все то, что способствовало духовному обогащению человека. Это были произведения, посвященные мифам, религии, историческим событиям. А ко второму - связанные с повседневностью вещи. Это люди, предметы, природа.

Жанры - это формы отображения жизни в изобразительном искусстве. И они меняются вместе с ней, развиваются и эволюционируют. Проходят целые эпохи изобразительного искусства, пока одни жанры обретают новый смысл, другие отмирают, третьи зарождаются. Но существует несколько основных, которые прошли сквозь века и успешно существуют до сих пор.

История и мифология

К высоким жанрам в эпоху Возрождения относились исторический и мифологический. Считалось, что они предназначались не для простого обывателя, а для человека с высоким уровнем культуры.

Исторический жанр является одним из основных в изобразительном искусстве. Он посвящен воссозданию тех событий прошлого и настоящего, которые имеют большое значение для народа, страны или отдельного населенного пункта. Его основы закладывались еще в Древнем Египте. Но полностью он сформировался уже в Италии, в эпоху Возрождения, в произведениях Уччело.

К мифологическому жанру относят те произведения изобразительного искусства, в которых отражаются легендарные сюжеты. Уже в античном искусстве появились первые его примеры, когда былины стали обыкновенными поучительными рассказами. Но наиболее известными являются произведения эпохи Возрождения. Например, фрески Рафаэля или картины Боттичелли.

Сюжетами произведений искусства религиозного жанра являются различные эпизоды из Евангелия, Библии и прочих подобных книг. В живописи известными его мастерами были Рафаэль и Микеланджело. Но жанр также нашел свое отображение в гравюрах, скульптуре и даже архитектуре, учитывая строительство храмов и церквей.

Война и быт

Отображать войну в искусстве начали еще в античности. Но активно развивали эту тему в XVI веке. Всевозможные походы, сражения и победы нашли выражение в скульптурах, картинах, гравюрах и гобеленах того времени. Называют произведения искусства на эту тему батальным жанром. Само слово имеет французские корни и переводится как "война". Художников же, пишущих такие картины, называют баталистами.

В противовес существует бытовой жанр в изобразительном искусстве. Он представляет собой произведения, в которых отражается повседневная жизнь. Проследить историю этого направления сложно, ведь, как только человек научился использовать орудия труда, он принялся запечатлевать свои суровые будни. Бытовой жанр в изобразительном искусстве позволяет познакомиться с теми событиями, которые происходили тысячи лет назад.

Люди и природа

Портрет - изображение человека в искусстве. Это один из самых древних жанров. Интересно, что изначально он имел культовое значение. Портреты отожествляли с душой умершего человека. Но культура изобразительного искусства развивалась, и сегодня этот жанр позволяет нам увидеть образы людей прошедших эпох. Что дает представление об одежде, моде и вкусах того времени.

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основным объектом является природа. Возник он в Голландии. Но сама по себе пейзажная живопись очень разнообразна. Может отображать как реальную, так и фантастическую природу. В зависимости от типа изображения выделяют сельский и городской пейзажи. В последний входят такие подвиды, как индустриальный и ведута. Кроме того, говорят о существование панорамного и камерного пейзажей.

Также выделяют анималистичный жанр. Это произведения искусства с изображением животных.

Морская тематика

Морские пейзажи представляют прежде всего раннюю голландскую живопись. Изобразительное искусство этой страны дало начало самому жанру марина. Для него характерно отражения моря во всех ипостасях. Художники-маринисты рисуют бурлящую стихию и безмятежную водную гладь, шумные сражения и одинокие парусники. Первая картина этого жанра датируется шестнадцатым веком. На ней Корнелис Антонис изобразил португальский флот.

Хотя марина и является больше жанром живописи, найти водные мотивы можно не только на картинах. Например, декоративно-изобразительное искусство часто используют элементы морских пейзажей. Это могут быть гобелены, украшения, гравюры.

Предметы

Натюрморт - главным образом тоже жанр живописи. С французского его название переводится как «мертвая природа». На самом же деле героями натюрмортов являются различные неодушевленные предметы. Обычно это повседневные вещи, а также овощи, фрукты и цветы.

Основной характеристикой натюрморта можно считать его кажущуюся бессюжетность. Тем не менее это философский жанр, который во все времена отображал связи человека и внешнего мира.

Прообразы натюрмортов можно найти еще в монументальной живописи Помпеи. Позже этот жанр стал частью других картин. К примеру, религиозных полотен. А вот название за ним утвердилось только в XVI веке.

Изобразительное искусство является способом познания действительности и места человека в ней. Оно позволяет воссоздать реальность с помощью различных зрительных образов. Произведения этого искусства находят себе место не только в музеях или на выставках, но и на улицах городов, в домах и библиотеках, книгах и даже конвертах. Они вокруг нас. И меньшее, что мы можем сделать, научиться ценить, понимать и хранить то удивительное наследие, которое досталось нам от великих мастеров прошедших эпох.

Как многообразен реальный мир, так многочисленны и виды искусства. Каждый вид деятельности обладает художественной формой отображения и различными способами перевоплощения жизни в него: в литературе это слово, в музыке - звук, колорит и пластика в изобразительных видах, движение в хореографии и т.д.

Три группы для полной картины мира

Единой классификации искусств не существует, их много, и все они относительны. Чаще всего встречается схема деления на три группы. Первая - пространство и пластика. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура и фотография. Это, можно сказать, на века. Ко второй относятся динамические, то есть временные виды искусства, в которых главное - композиция, развёрнутая во времени: музыка, литература. Третья группа - синтетические, зрелищные типы, тоже пространственно-временные: хореография, театр, кино. Здесь перечислены лишь основные виды искусства. Для чего человечеству столько разнообразных типов? Ни один из них своими собственными силами не сможет передать всеобъемлющую картину мира, всю художественную культуру в целом. Только все вместе.

Основные виды искусства: характеристики

Архитектура (с греческого - "строитель") - вид монументального искусства. Это сооружения и здания для жизнедеятельности человека, для потребностей утилитарных и духовных. Изобразительное искусство представляет целую группу подвидов художественного творчества: живопись, графика, скульптура. Декоративно-прикладное чаще всего имеет национальный характер творчества, к нему можно отнести изделия из металла, глины, дерева, камня, кости, ткани. То есть вышивка, роспись, чеканка, резьба и т.д. Литература материализуется посредством слова и подразделяется на художественную, историческую, учебную, справочную, научную. Основными жанрами являются лирика, драма, эпос, роман, повесть и т.д. Музыка составляет свою огромную часть вселенной из звуковых образов. Она также подразделяется на множество родов, видов и жанров. Это только самые главные виды искусства.

Основные направления современности

Современные виды искусства новую схему классификации не требуют. В рамках тех же видов, родов и жанров появляются другие направления, течения и школы. Вот, например, песочная анимация или боди-арт, граффити или художественные инсталляции - они же, при всей их новизне и отличительных чертах, не выходят за рамки, и для них продолжают существовать давно определённые виды искусства. Кто знает, может быть, эти прикладные увлечения когда-нибудь встанут на отдельную ступень. Пока трудно судить, что движет современностью: поиски альтернативных миров, эпатаж или просто выражение дискомфорта окружающей жизни. Нравственно-рискованная пища, наверное, необходима. Главная формула творчества сохранилась: воображение - иллюзии жизни, равные ей самой. Наибольший грех художника - бездарность, и не страшно, что прорыва в неизведанное пока не случилось. Подождём.

4.1. Понятие искусства

4.2. Пространственные виды искусства:

· архитектура;

· скульптура;

· живопись;

· фотография.

4.3. Динамические виды искусства:

· литература;

· музыка..

4.4. Синтетические виды искусства:

· театр;

· цирк;

· кино;

· эстрада;

· хореография;

· телевидение.

4.1. Искусство – форма общественного сознания, специфический вид духовно-практического освоения мира. Искусство – одна из важнейших сфер культуры. Без него невозможно представить жизнь людей.

Зачатки художественной деятельности человечества отмечаются еще в первобытном обществе, задолго до появления науки, философии. И все же проблема сущности и специфики искусства не решена полностью до сих пор. Какой же смысл вкладывается в понятие «искусство». Можно выделить 3 разных значения этого слова.

1. Искусство – мастерство. – В этом значении «искусство» выступает как искусно, технично выполненная деятельность, результатом которой является нечто искусственное по сравнению с естественным, природным. Высшая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Именно этот смысл вытекает из древнегреческого слова «технэ» – искусство, мастерство.

2. Искусство – творчество по законам красоты.

Такое творчество относится к широкому кругу деятельности:

· создание полезных вещей, машин;

· оформление и организация общественного и личного быта;

· культура повседневного поведения;

· общение людей и т.д.

Объект искусства – как и науки, философии – окружающий мир.

Предмет искусства – реальность, жизнь в ее самом широком общественном значении.

3. Искусство – художественное творчество, продуктами которого являются социальные, духовные, эстетические ценности.

Искусство оказывает влияние на формирование личности, обогащает ее чувственно-эмоциональный и интеллектуально-мыслительный потенциал.

Искусство совершенствует творческие способности и возможности человека, побуждая его к деятельности по законам красоты.

Отличие искусства от науки:

1. Объектом науки является истина, а объектом искусства – красота.

2. Отражение действительности: в науке – в форме абстрактных понятий, в искусстве – в формах художественных образов.

Искусство существует в конкретных своих видах , является моделью деятельности личности и отражением мира в определенных исторических условиях, оно классово и политически ориентировано, национально и интернационально .

Искусство существует в конкретных своих видах: архитектура, скульптура, живопись, театр, литература, музыка и др.

4.2. Виды искусства – это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам материального воплощения.

Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительных средств и приемов.

Виды искусства отличаются друг от друга:

· предметом изображения;

· использованием различных изобразительных средств.

Попытки изучить строение мира искусств были предприняты в глубокой древности. Первой попыткой является мифологическая классификация видов искусств, которая включает в себя: трагедию , комедию , «техническое искусство »: архитектура, медицина, геометрия; «мусическое искусство »: поэзия, музыка, танец.

В эпоху Возрождения было произведено исследование различий между изобразительным искусством и поэзией. Л. да Винчи в «Книге о живописи» и Лессинг в «Лаооконе», Ш.Батте в трактате «Изящные искусства» дали первый глубокий анализ искусства.

В начале XIXв. Гегель в «Системе отдельных искусств» изложил взаимоотношения между пятью главными видами искусств – архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой и поэзией; проанализировал закономерности разделения поэтического искусства на роды: эпический, лирический и драматический.

Начиная с XIXв. мировая эстетическая мысль (Гегель, Шеллинг, Вагнер, Скрябин и др.) доказала равноценность и необходимость существования и развития всех видов искусств.

В эстетической и искусствоведческой литературе сложились определенные схемы и системы классификации искусств. Наиболее распространенной схемой является его деление на три большие группы:

1 группа пространственные или пластические виды искусства:

· архитектура;

· все жанры изобразительного искусства;

· художественная фотография.

2 группа – временные или динамические виды искусства: литература и музыка.

3 группа: пространственно-временные виды : театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк.

В современных условиях заметно повышается художественное начало в различных сферах человеческой деятельности. Спортивные празднества все больше превращаются в целостные театрализованные представления, а в отдельных видах спорта (фигурное катание, художественная гимнастика) мастерство спортсменов поднимается до уровня настоящего художественного творчества. Облик, экспозиция, реклама различных выставок, ярмарок представляют собой эстетически наполненное художественное творчество.

Архитектура (от греч. строитель) – это вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарным, духовным и эстетическим потребностям людей.

Следуя определению, в ней воедино сливаются польза и красота, технические и эстетические начала.

Архитектуру многие считают искусством историческим. Ведь для того, чтобы укрыться от непогоды, первобытный человек должен был соорудить себе какое-нибудь жилье, а это – ее начало.

В Древнем Египте строились огромные гробницы, пирамиды, храмы со множеством колонн. Для этой архитектуры характерны: геометрическая четкость форм, несочетаемость масштабов сооружений и человека, монументальность, подавляющая личность.

Грандиозные сооружения создавались не для удовлетворения реальных потребностей народа, а во имя культовых целей, во имя возвеличивания деспотической власти фараона.

В Древней Греции архитектура приобретает демократический облик.. Культовые сооружения теряют свой гнетущий характер. Так, храм Парфенон своей красотой утверждает красоту, свободу, достоинство человека. Возникают новые виды общественных зданий и построек: театры, стадионы, шкоды. Архитектурные сооружения строятся по гуманистическому принципу красоты, который был сформулирован Аристотелем: прекрасное должно быть не слишком большое и не слишком маленькое. Человек – мера всех вещей, в архитектуре присутствует мера красоты и масштабов сооружения.

В Средневековье в архитектуре господствует готический стиль . В готических соборах выражались не только религиозный порыв к Богу, но и страстная земная мечта о счастье.

В эпоху Возрождения начинает развиваться стиль барокко . Здания, построенные в этом стиле, отличались вычурностью, большим количеством лепных украшений, внутренней росписью. Архитектуре этого времени присущи пафос, приподнятость, контрастность форм. Примеры этого стиля: Версальский дворец, Зимний Дворец в Петербурге, ансамбли Царского села (архитектор Растрелли).

В эпоху Нового времени (начиная с XVIIIв ) возникают стили рококо (раковина ) и ампир . Характерные черты рококо : богатая роспись, большие зеркала, создающие впечатление легкости и нематериальности стен.

В стиле ампир (империя ) выражена монументальность и величественность, воплощены эстетические вкусы крупной буржуазии (триумфальная арка в Париже).

С XVI до 30-х годов ХХвв насчитывает трехвековую историю стиль классицизм . Его признаки: соразмерность, пропорциональность, ясность, достигаемые простыми конструктивными и художественными средствами. Это различные типы зданий: промышленные, административные, многоэтажные жилые дома. Все это требовало от архитектора решения следующих задач: создание удобного для эксплуатации здания и эстетически завершенной формы.

В ХХв. важнейшее значение начинает приобретать «архитектура малых форм»: киоски, урны, тумбы для рекламы, фонарные столбы и т.д.

В условиях мирового экологического кризиса важным для человека является и художественно-осмысленная «зеленая архитектура», т.е. «садово-парковая» культура.

В преобразовании предметной среды большое значение имеет «архитектура монументальных форм»: дороги, мосты, триумфальные арки, телевизионные мачты и др. Их отличает масштабность и сложность технической конструкции.

Архитектуру справедливо называют летописью мира. Ведь она говорит тогда, когда уже молчат предания о безвозвратно ушедшем народе и его культуре. На страницах этой «каменной книги» запечатлены целые эпохи человеческой истории.

Изобразительное искусство включает в себя: живопись, графику, скульптуру, художественную фотографию.

Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с помощи красок и цветных материалов.

Живопись бывает:

монументальная – живописные произведения большого масштаба: живопись на стенах, сводах, столпах и т.д.

Ее разновидности:

мозаика – монументальная живопись, в которой изображение или орнаментный мотив выполняется из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу цветных камней, мрамора, кубиков разноцветной стеклянной пасты – смальты;

фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на известковом растворе;

станковая – живопись, имеющая самостоятельное значение, картины различных жанров, написанные на полотне (реже на картоне, бумаге), чаще всего масляными красками.

Основные жанры живописи:

· пейзаж – изображение природы;

· портретная;

· натюрморт – изображение естественных предметов: фруктов, цветов, вещей и т.д.;

· сюжетно-тематические картины – изображение исторических, батальных и бытовых сцен.

Миниатюра – живописное произведение небольшого формата, исполненное на бумаге, металле, керамике, фарфоре, дереве.

Графика – однотонный рисунок . Она бывает в виде гравюры (гравюра – печатный оттиск рельефного рисунка, нанесенного на деревянную или металлическую доску)., карикатуры, литографии (способ плоской печати на камне (известняке)).

Скульптура – вид изобразительного искусства, воспроизводящего действительность в объемно-пространственной форме.

Основные используемые материалы: камень, бронза, мрамор, дерево.

Виды скульптуры:

1. монументальная – памятники, монументы.

2. станковая – произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельное значение.

3. скульптура малых форм – игрушки, медали, резьба по камню.

Художественная фотография - относительно молодой вид искусства. Сегодня фотография – это не просто копия внешнего облика явления на пленке. Художник-фотограф путем выбора объекта, освещения, специального положения фотоаппарата может создать художественный образ. В конце ХХ ст. художественная фотография заняла свое особое место в ряду изобразительных видов искусств.

Декоративно-прикладное искусство – это древний вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и эстетических потребностей человека.

Этот вид искусства очень древний, он использовался для украшения предметов. Художественно-образный смысл декоративно-прикладного искусства – орнамент, который становится признаком определенного национального своеобразия, по которому мы без труда узнаем, какой национальности он принадлежит: древнегреческие росписи на глиняных вазах, туркменские и китайские ковры, западно-украинские, русские печи и т.д. Этот вид искусства способствует совершенствованию предметной культуры, художественное оформление вещи должно быть строго согласовано с ее практическим значением.

4.3. Литература – письменная форма искусства, один из основных его видов.

Термин «литература», начиная с XVIIIв, вытеснил понятия «поэзия». «поэтическое искусство». Главным выразительным и изобразительным средством литературы является слово . Оно раскрывает сюжет, показывает литературные образы в действии, а также непосредственно формирует авторскую позицию и делает ее доступной читателю.

Являясь наиболее аналитическим из всех видов искусства, литература при помощи слова создает реальное живое бытие и то, что называется «художественная действительность».

Виды литературных произведений:

1. Эпос – романы, повести, рассказы, очерки.

2. Лирика - стихотворные жанры, элегия, сонет, ода.

3. Драма – комедия, трагедия.

История мировой литературы восходит из глубокой древности, фольклора. Древнейшие литературные памятники - «Библия», «Повесть временных лет», «Рамаяна». Они стали фундаментом мировой культуры.

Музыка – вид искусства, использующий в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы.

Поражает в музыке ее способность говорить о многом, не говоря ни слова, выражать многое, не используя зрительных образов.

Жанры музыки: опера, симфония, камерная музыка, инструментальная, вокально-инструментальная и др.

Музыка способна оказывать влияние на самых неподготовленных людей, воздействовать музыки на рост растений, врачевать болезни, изменять настроение в нужном направлении . Произведения мировой классики рекомендуют слушать для уменьшения раздражительности, тревоги, от головной боли. Музыка и национальна, и интернациональна, она не знает границ

Обратимся к истолкованию основного объекта нашего изучения - именно зрелища. Зрелище (от древнерусского зьрти, зьрю - видеть, вижу. Глагол зреть - видеть имел причастную форму с суффиксом -л- которая дала с суффиксом -щу-е- существительное «зрелище») - то, что воспринимается с помощью взгляда, то на что смотрят (явление, происшествие, пейзаж, спортивные парады или состязания, интерактивные игры). От этого же корня происходят слова «зрение» и «зритель» - тот, кто воспринимает зрелище.

В области искусства термин «зрелище» иногда употребляют в качестве синонима слова «представление» - театральное, концертное и другие. Чаще это слово употребляется в качестве прилагательного - «зрелищные предприятия», «зрелищные виды искусства». Однако, несмотря на этимологию термина, к зрелищным искусствам относятся не все его виды, воспринимаемые с помощью зрения. Живопись или скульптура относятся к изобразительным видам искусства. В этой классификации определяющим становится присутствие зрителя, являющегося полноправным соавтором зрелищного искусства.

Зрелищные же произведения искусства существуют только в момент их исполнения, и исчезают навсегда с окончанием представления. Спектакль, концерт, цирковое представление, театрализованный праздник невозможно с точностью повторить: сиюминутная зрительская реакция формирует разнообразие смысловых и эмоциональных оттенков каждого конкретного представления. Зрелищные виды искусства предполагают активное зрительское восприятие, оказывающее непосредственное влияние на представление. Фактически без участия зрителей зрелищные виды искусства невозможны; в этом случае может идти речь лишь о репетиции (этапе подготовки зрелища).

К зрелищным видам искусства относятся театр (драматический, оперный, балетный, кукольный, пантомимический), цирк, эстрада, массовые и коллективные театрализованные праздники. Единственным исключением из общего правила является искусство кино и телевидения, где зрелищные произведения фиксируются на пленку и далее существуют в неизменном виде, вне зависимости от реакций и восприятия зрителей. Однако это исключение вполне объяснимо и закономерно: эти, весьма молодые виды искусства, возникли и существуют благодаря развитию современных технологий, обусловливающих не только принципиально новые способы их создания, но и принципиально новый тип взаимоотношения со зрителем.

Само понятие, а с ним и слово «зрелище», складывается только к V столетию до нашей эры; по мере развития городов, разделения и специализации труда, по мере возвышения роли торговой буржуазии. С момента установки на «зрелище» действования постепенно начинают приспосабливаться к требованиям зрителя и становятся зрелищными независимо от всего прочего. Но если зрелищность и становится новой главной характеристикой, то, во всяком случае, в основе явления продолжает оставаться некое действование или то, что называлось у греков dromena - причастное прилагательное от глагола draomaj - действую. Эти-то dromena, окружаемые любопытными зрителями, и превращались в theamata, то есть в зрелище. Основным признаком театрального зрелища и является действование: вне действования нет и театра.

В широком смысле слова «зрелище» есть специфическая форма идейного, эмоционального, эстетического общения. Круг явлений, обладающих зрелищностью, практически неисчерпаем: спортивные соревнования и игры, публичные ритуалы и церемонии, различного рода празднества и праздничные ситуации. Даже этот неполный перечень дает основание говорить:

о художественных зрелищах, к которым относятся театр, кино, эстрада, цирк;

о явлениях зрелищного типа, включающих спортивные мероприятия, выставки, показы и демонстрации достижений науки и техники, современной моды, а также жизненные факты и события, привлекающие к себе внимание.

Конечно же, подобное деление весьма относительно, так как анализ современной действительности обнаруживает сложные зависимости и связи этих видов зрелищ. И, действительно, насколько прочными стали узы взаимодействия и взаимовлияния спорта и искусства в фигурном катании или выступлении гимнастов: но для нас такое различие является существенным с точки зрения понимания того, что явления зрелищного типа не связаны ни единым сюжетом, ни даже темой, тогда как художественные зрелища создаются на основе драматургических произведений (пьес, сценариев) и должны быть тщательно подготовлены.

Если зрелищам того и другого вида присущи такие общие черты, как действенность, коллективность, «развернутость на зрителя», то только лишь «зрелищные искусства» обладают признаками целостности и завершенности, синтетичности и образности. Важнейшей характеристикой зрелищных искусств является эффект соучастия, сопереживания зрителя с заранее рассчитанным результатом и с учетом зависимости восприятия зрелища от системы условности того или иного вида искусства, от визуальной способности зрителя, от движения зрительского внимания. В этой связи следует отметить значимость умений режиссера акцентировать внимание зрителя на том, что является наиболее важным и существенным в зрелище и тем самым стимулировать и «принудительно направлять вовлечения зрителя в действие.

Рассмотрим несколько энциклопедических изданий, в которых имеется определение термина «зрелище».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля 1866 года издания «зрелище» определяется как «случай, событие, происшествие, видимое глазами, все, что рассматриваем, на что глядим внимательно». Второе значение этого термина - «театральное представление, театр» .

В «Энциклопедическом словаре» Ф. Брокгауза и И. Ефрона 1894 года на слово «зрелище» есть множество определений, одно из которых звучит так: «К публичным зрелищам и увеселениям относятся: представления, концерты, балы и маскарады во всех театрах, как императорских, так и частных, в цирках, клубах, садах и вообще во всякого рода общественных местах, выставки и базары с музыкой, частные музеи, литературные и музыкальные утра и вечера, живые картины, скачки, бега, гонки, зверинцы, стрельбища, карусели, качели. Если из этого списка вычеркнуть то, что исторически устарело, и оставшегося будет достаточно. Получится, что зрелище - это все, что рассматриваем, на что глядим внимательно». Брокгауз и Ефрон, отказываясь от теоретического определения зрелища, дают только перечисление зрелищных форм . Более развернутая характеристика праздников была дана в этом же словаре 1898 года издания. Составители словаря делили праздники на ветхозаветные, церковные и народные. Анализ ветхозаветных и церковных праздников делался авторами словаря относительно поверхностно. Раскрывая содержание народных праздников, они по существу отражали уровень развития историографии проблемы на тот период. Составители словаря отмечали, что исследователи - их современники - вслед за Гриммом, Афанасьевым и Потебней считали народные праздники, переживанием полузабытых языческих представлений, предполагая, что праздники различных святых заменили собой языческие праздники, причем на святых были перенесены «атрибуты старых богов». Брокгауз и Эфрон не были согласны с такой точкой зрения. Они отмечали: «Это мнение можно считать теперь сильно пошатнувшимся. Если славянские и германские Олимпы когда-нибудь и существовали, то они, во всяком случае, не имели полноты и стройности государственной религии Греции и Рима, с их многочисленными заимствованиями из восточных культов» .

Первые попытки научного определения зрелищ появились на рубеже ХIХ-ХХ веков. Каких-либо справочных изданий культурологического характера тогда не публиковалось, однако из печати выходили фундаментальные энциклопедические работы, отражавшие значительный культурный опыт человеческой деятельности. В частности, одним из наиболее авторитетных изданий того времени был Энциклопедический словарь братьев Гранат . Переизданный несколько раз словарь традиционно уделял внимание разъяснению социальной и культурной сущности праздника. В нем отмечалось: «В основе праздника лежит естественное стремление человеческого организма к отдыху после работы, соединяясь с религиозным чувством, это стремление приводит к установлению праздников, то есть таких дней отдохновения, которые в то же время отмечаются особым отправлением культа. Религиозный момент, привходящий в понятие о празднике, бывает различен. То праздники связываются с календарными моментами полевых работ; сообразно с этим праздники связываются с различными божествами и мифами. Календарные праздники обычно смешиваются с круговоротом сельскохозяйственных работ, являются самыми распространенными после обычных еженедельных дней отдыха» . В этой статье сделан акцент на то, что по мере развития религии она постепенно соединялась с «натуралистическими праздниками», а позже в их число вошли праздники, носившие исторический характер.

Рассматривая историю возникновения термина «зрелище» необходимо отметить, что в специальных справочно-энциклопедических изданиях - «Театральной энциклопедии» 1963 года выпуска , «Кинословаре» 1966 года , а так же в «Большой советской энциклопедии» 1951 года оно отсутствует. В первом издании «Большой советской энциклопедии» 1933 года понятие «зрелище» охватывало категорию, связанную с необычайно популярными в 1920-е годы играми и массовыми празднествами, что конечно, далеко не полно. Таким образом, определение понятия «зрелище» исчезло - и не только из справочных изданий, но и из теоретических исследований.

Первая причина «исчезновения» понятия «зрелище» может быть связана с незначительным удельным весом зрелищ в структуре досуга. Еще в ХVIII веке некоторые исследователи (например, Готгольд Эфраим Лессинг - великий немецкий мыслитель, критик, писатель) приходили к такому выводу, исходя из сопоставления отношения к зрелищу древних и своих современников. «Отчего происходит эта разница вкусов, - писал Г. Лессинг, - если не от того, что греки при представлениях воодушевлялись столь сильными, столь необычайными чувствами, что не могли дождаться той минуты, когда снова будут испытывать их. Мы, напротив, выносим из театра такие слабые впечатления, что редко считаем посещение его стоящим траты времени и денег. Мы почти все и почти всегда идем в театр из любопытства, ради моды, от скуки, ради общества, желаем на других посмотреть и себя показать, и лишь немногие идут с иной целью, да и то редко» . Казалось бы, Г. Лессинг проводит границу между уходящими в прошлое веком зрелищ и веком их вырождения, то есть ХVIII веком. Возможно, имея в виду ХVIII век, он был прав. Но совершенно очевидно, что это высказывание не характеризует современную эпоху и принадлежит уже истории. Интерес к зрелищу, появляясь еще в конце ХIХ века, усиливаясь на рубеже веков, крепнет и расширяется на протяжении всего ХХ века.

В более поздних энциклопедических изданиях и театроведческих работах термин «зрелище» появляется вновь. Наряду с этим понятием в качестве синонимов употребляют и такие термины, как «праздник», «массовое зрелище», «массовый праздник», «массовое представление», «площадной театр», «массовое действо», «театр улиц».

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова разбивает понятие «массовое действо» на: «массовое - совершенно большим количеством людей, свойственный массе людей» и на «действо - в старину драматическое произведение» .

В словаре «Культура и культурология» (2003 года выпуска) определение понятия «зрелище» также отсутствует. Зато имеется формулировка термина «площадной театр», который определяется как, «различные виды театральных представлений на площадях и улицах», что в нашем случае имеет важное значение .

В книге Д.М. Генкина «Массовые праздники» (1975 г.) дается следующее определение термину «массовый праздник». Под ним автор подразумевает явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие .

В книге Ю.М. Черняк «Режиссура праздников и зрелищ» (2004 г.) также имеется определение термина «массовый праздник -это комплекс мероприятий различных видов и зрелищных форм разных жанров; многофункциональное явление, отражающее эпоху, жизнь общества и его культуру; самое древнее и самое действенное средство массовых коммуникаций» .

Изучив и проанализировав различные определения термина «массовое зрелище», мы пришли к выводу, что массовое зрелище - это область синтетического искусства постоянно развивающегося во многих направлениях, происходящее под открытым небом, в котором принимает участие большое количество людей, расчитанное на массового зрителя. Как правило имеет праздничный характер и воплощается в театрализованных, карнавальных формах.

Уже более ста лет специалисты стремятся исследовать те или иные аспекты зрелищной культуры. Ученые, писатели, публицисты, деятели культуры и искусства на протяжении всего этого времени делали попытки определения сущности зрелищ как социального и культурного явления, высказывали свое мнение по поводу того, какое место занимали и занимают праздники в жизни государства в ходе его развития. До конца ХIХ века зрелища, как правило, не выделялись в виде самостоятельного действа, а рассматривались в контексте других схожих событий - гуляний, обрядов, традиций, обычаев. Праздник стар, как жизнь на земле, и вечно молод. Уходят старые праздники, на смену им приходят новые, вытесняя или трансформируя до неузнаваемости зрелищные формы. Время отодвигает от нас прошлое, стирая остроту ощущения некогда пережитого в радости или в скорби. Конечно, при определенных условиях можно искусственно воссоздать отдельные эпизоды, картины и действа, церемонии любого праздника, можно соответственно декорировать и среду, и участников зрелищ. Каждый конкретный праздник живет отдельно только раз, и каждый раз он воспроизводит опыт коллективной «праздничной памяти» поколений. В ячейках этой памяти хранятся сокровища духовной культуры, накопленные вековой мудростью. И нам остаются только воспоминания, свидетельства очевидцев, мемуарные записи, краткая информация в печати, описания того или иного торжества, разрозненная архивная документация, в лучшем случае - пожелтевшие от времени фотографии, проекты художественного оформления, гравюры и рисунки, фрагменты кинохроники: все, что уже принадлежит истории.

Рассматривая возникновение и развитие массовых зрелищ в рамках больших исторических эпох, нельзя не увидеть, прежде всего, той социально-нравственной функции, которую выполняют массовых празднества. С древнейших времен в народных обрядах, представлениях имели место две стороны - элементы культовые и элементы фольклорные. Исторический аспект зрелища позволяет понять то значение, которое зрелище приобрело на рубеже ХIХ-ХХ веков. История может объяснить, с одной стороны, особое внимание публики к зрелищу на протяжении всего ХХ века, а с другой - пристальное внимание к зрелищу исследователей этого времени. Исторические экскурсы в историю зрелища объясняются стремлением подчеркнуть своеобразие функционирования зрелищ на рубеже веков, связанное с процессами урбанизации. Эскалация зрелищ вызвана социально-психологическими процессами общения, характерными для становления городской культуры в конце ХIХ - начале ХХ века.

Попытки разобраться в зрелище предпринимались с начала ХХ века чаще всего в рамках театроведения. Одним из первых исследователей театра, затронувших важные методологические проблемы изучения зрелища, был известный историк театра, театральный критик, журналист, основатель театра пародий «Кривое зеркало» Александр Рафаилович Кугель. Но его ориентация на театр не позволила ему до конца понять природу зрелища. А. Кугель выступал против отождествления понятий «театр» и «зрелище», пытался выявить их несовпадения, связывая первое исключительно с художественными, а второе - с нехудожественными явлениями. Различая эти понятия, А. Кугель все же признает определенное их тождество. «Бесспорно, театр есть и «зрелище», но только в том смысле, что страсти и чувства, переживаемые на сцене, сообщаются нам не только интонациями голоса и речами действующих лиц, но также движениями и мимикой» . Связывая зрелище исключительно с пластическими элементами, А. Кугель чувствует уязвимость своего определения: ведь пластическая сторона еще не обеспечивает художественности. Это обстоятельство заставляет его выделить в понятии «зрелище» два значения: зрелище как форма восприятия искусства и зрелище как совокупность видимого, которое, как видимое вообще, есть только форма реальной жизни. Таким образом, А. Кугель подходит к выделению художественных и нехудожественных зрелищ. В художественном типе зрелищ А. Кугель пытается исторически определить его позднейшие дифференцированные формы, в том числе и театр. Он полагает, что театр давно уже преодолел эпоху зрелища. Вместе с тем А. Кугель констатирует, что современный театр постоянно пытается быть зрелищем. Можно утверждать, что сам А. Кугель так и не разобрался в том, чем же театр отличается от зрелища.

Пойдет некоторое время, и Вс. Мейерхольд совершенно серьезно будет говорить о необходимости возрождения традиций балагана в театре, о возрождении его приемов на современной сцене. Таким образом, практики театра не приняли положения А. Кугеля относительно зрелища, отрицательного отношения теоретика к нему как к чему-то второстепенному, низшему, не заслуживающему внимания.

Проблема оказалась еще более запутанной в 1920-е годы, когда снова остро встал вопрос о зрелищных формах театра, о влиянии спорта, эстрады и цирка на театральные формы. Пристальное внимание к зрелищу в начале ХХ века объясняется тем, что именно в этот период впервые возникают проблемы, продолжающиеся волновать до сих пор. Именно для этого периода характерно увеличение интереса к зрелищу. Этот факт следует рассматривать как реакцию на вырождение форм традиционной культуры, которые были обрядово-зрелищными формами. Свертывание традиционных игровых форм было следствием грандиозных процессов урбанизации, не имевших прецедентов в истории

Зрелищный универсум во всех его проявлениях (массовые представления, праздники, спортивные состязания, цирк, театр, варьете, мюзик-холл, эстрадные представления, кино, телевидение) не ограничивается рамками художественной культуры. Поэтому первичным и самым общим определением зрелища будет всякая демонстрация человеческого действия в пространстве и во времени, воспринимаемая коллективно. Такое определение еще не характеризует зрелище как «форму восприятия искусства» (А. Кугель), зато позволяет объединить все его проявления в единую систему, пусть и не обладающую пока художественными признаками .

Еще одно определение было предложено известным театральным деятелем В. Всеволодским-Гернгроссом. Он считал, что, с одной стороны, зрелище есть всякий объект, зрительно воспринимаемый, самое «действование», а с другой стороны - это театральное представление. В этом вопросе исследователь не расходится ни с В. Далем, ни с А. Кугелем. Расшифровывая первое определение, являющееся в то же время и определением театра, он пишет: «…под действованием (процессом), в отличие от обыденных, случайных действий человека, мы разумеем организованный комплекс действий человека, формально выражающихся либо в звучаниях и движениях, либо хотя бы в одном из элементов» . Совершенно очевидно, что в такой формулировке В. Всеволодского-Гернгросса определение зрелища сведено ко второму его значению, то есть к «совокупности видимого», не исчерпывающему этого понятия, особенно если вспомнить существование дифференцированных зрелищных форм, представляющих «форму восприятия искусства».

Массовый праздник относится к разряду художественных зрелищ. Один из первых исследователей природы и сущности праздников И.М. Снегирев в своей работе «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» писал, что одним из сильнейших средств к сближению людей и одним из источников познания жизни каждого народа служат его праздники. Именно он первым теоретически обосновал и сформулировал определение праздника, как «упразднение», свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник - есть свободное время, обряд, знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий .

Рассматривая историю становления понятия «зрелище» необходимо упомянуть об исследованиях западных авторов А. Банфи и Р. Демарси, поскольку в них, кроме эстетического подхода, намечены также социологический, социально-психологический подходы.

Теорию итальянского исследователя А. Банфи следует отнести к попыткам определить зрелище, исходя из его связей с обществом, определить его социальные функции и построить типологию зрелищ. Во-первых, А. Банфи совершенно справедливо связывает зрелище с коллективной природой его восприятия, более того, дает определение зрелища через эту особенность. Зрелище для него тождественно участию коллектива в представлении. Например, он пишет, что «коллективность является зрелищем самим по себе». Это суждение свидетельствует о том, что к зрелищу А. Банфи подходит как социолог и видит в нем, прежде всего проявление социальности. Следующая за этими соображениями классификация зрелища свидетельствует о том, что А. Банфи делает коллективность, условием первого типа зрелища, отнеся к нему народные праздники, карнавал, ярмарку, танцы, спортивные состязания. Этот тип, по мнению А. Банфи, - символ свободной «общественной органичности». Второй же тип зрелища функционален по отношению к обществу, вплетен в него, имеет утилитарные функции. Ко второму типу зрелища А. Банфи относит свадьбу, похороны, конфирмацию, религиозные обряды, политическую и военную церемонии.

Третий тип зрелища, по А. Банфи, связывается уже с собственно эстетическими формами зрелища, когда элемент представления, приобретая самостоятельность и самоценность, отделяется от коллективной церемонии, а участники его разделяются на активных и пассивных. Истоки этого типа зрелища автор обнаруживает в греческой трагедии и видит проявление его в театре и кино.

Последовательно А. Банфи выделяет зрелище в самостоятельное культурное явление, которое сохраняется, несмотря на дифференциацию художественной культуры, «по-разному осмысляясь в религиозном обряде, политической церемонии, в художественном изображении», а иногда приобретая «значение всеобщего зрелищного мероприятия, переступающего рамки всякой конституционной схемы, создавая вокруг более разнородных событий типический ореол социальности». А. Банфи не обходит также проблему социальных функций зрелища, справедливо утверждая, что оно является феноменом, не только сопровождающим, но и «регулирующим общественную жизнь» .

Таким образом, осознанность социологического подхода к зрелищу у А. Банфи находится в прямой зависимости от выявления самой природы зрелища. Такой подход позволил А. Банфи определить зрелище через коллективность, даже отождествить эти понятия и тем самым внести вклад в изучение зрелища.

Каждый компонент зрелищного действия обращен к зрителю, подчинен организации его внимания, его впечатлений. Речь (слово), пластика (жест), вещественная среда, динамические, механические эффекты составляют систему воздействия, развернутую на зрителя. Именно так: не перед зрителем, не для зрителя, а на зрителя. Этот терминологический нюанс подчеркивает нацеленность зрелища, каждого его элемента на восприятие и оценку активно действующей коллективностью. Понятие «развернутость на зрителя» позволяет выделить некую основу для объединения зрелищ по наиболее общему для них признаку и подойти к определению специфики разнохарактерных явлений зрелищного типа. Наконец, «развернутость на зрителя» позволяет прояснить понятия «зрелище», «зрелищность». Развитие зрелищных форм самого широкого плана дает возможность под понятием «зрелищность» иметь в виду систему экспрессивно-динамических эффектов и приемов вовлечения зрителя в действие с заранее рассчитанным результатом. Можно предположить, что, прибегая к насильственному вовлечению зрителя в действие, режиссер ставит целью увеличить запас «принудительной внушаемости» зрелища. Его создатель, стимулируя зрителя, придает и самому зрелищу необходимый импульс, чтобы акцентировать внимание на том, что представляется наиболее важным и значительным. Сама по себе стимуляция зрительского внимания вполне допустима. Но эта функция зрелища оборачивается порой своей противоположностью, и вместо вовлечения зрителя может произойти разрыв внутренних связей между действием и эстетическим переживанием .

Обратимся теперь к Р. Демарси. Этого исследователя менее всего занимает классификация зрелищных форм и определение границ зрелища. Включая в зрелище все, что имеет отношение к «аудиовизуальным коммуникациям», «средствам проведения досуга», Р. Демарси сосредотачивает внимание на анализе самых представительных из этих форм - театре и кино, хотя касается также эстрады, варьете, оперетты, разного рода шоу, рекламы. Р. Демарси логично подходит к вычленению особой плоскости - социологии зрелища. Но когда возникает потребность в анализе различных форм зрелища, то он отступает, не видя в этом проблемы теории зрелища. В результате один из основных методологических вопросов социологии зрелища, связанный с типологией и взаимодействием зрелищ, оказывается им не решенным, а объединение различных зрелищных форм - механическим .

В истории теорий зрелища известны попытки проникнуть в закономерности взаимодействия зрелищ и публики, используя реконструкцию исторических этапов функционирования зрелищ. Возвращаясь к театру прошлого выдающийся советский историк Роберт Юрьевич Виппер, по существу, анализируя различные формы зрелища, в которых оппозиция, характерная для поздних театральных форм, предстает в чистом виде. Поэтому ему все время приходится употреблять выражения «театральное зрелище», «зрелище», что совершенно естественно, ибо он говорит об обрядах, праздниках, массовых представлениях (например, об эскимосских турнирах и римских сатурналиях). Перечисляя социальные функции театра, как состязательность, «навождение ужаса», подъем чувства, отвлечение, он, по сути дела, имеет в виду социальные функции зрелища.

Указывая на способность зрелища провоцировать состязательный элемент, Р. Виппер утверждает, что театр способен устранить всевозможные конфликты и столкновения в действительной жизни. Он как бы переносит реальные конфликты в идеальную сферу.

Вторая функция театрального зрелища, по Р. Випперу, заключается в укреплении нравственности через демонстрацию возмездия преступившего закон человека. Здесь Р. Виппер имеет в виду воспитательную функцию зрелища или регуляцию социального поведения. В обществе, где нет сильной общественной власти, где насилие не сдерживается, возникает потребность в особых тайных союзах, например, рыцарских или масонских орденах и ложах, в какой-то степени выполняющих роль суда. С помощью театрализации такие ордена могут в какой-то период держать в страхе и повиновении членов общества. Со временем эти функции переходят к театральным зрелищам и перестают быть орудием кары.

Третья функция зрелища по Р. Випперу - способность содействовать тому, что он называет «подъемом чувств»: «…драматическое волшебство имеет особую, заразительную силу, если оно действует сразу на массу людей: состояние одного передается другому, а энтузиазм у отдельных лиц взаимно повышается. Везде у самых некультурных народов мы встречаем большие выразительные пляски с пантомимами, которые служат для возбуждения сильных общих чувств» . Зрелище может служить не только средством разрешения конфликтов, но и «воспламенения зрителей», то есть для провоцирования конфликтов. Эта способность театра возникает как следствие его способности возбуждать чувства.

Выделяя четвертую функцию, связанную с потребностью человека в перемене настроения, в смехе и отдыхе, которую сегодня называют компенсативной, Р. Виппер пишет: «Человек не может выносить непрерывно тягостного или стеснительного настроения. Есть какая-то спасительная сила внутри нас, которая открывает нам возможность перерыва, отвлечения. Тогда человек резко обрывает, точно оборачивается лицом к врагу, который сидит в его сердце и точит его жизнь. Самым лучшим выходом для этого взрыва бодрости оказывается насмешка, карикатура на то самое состояние, от которого он хочет избавиться. Чтобы сбросить с себя нравственный гнет, человек смеется над самим собою» . В качестве примера самопародирования Р. Виппер приводит обычай средневековой церкви, когда после богослужения в храме появлялись шуты и пародировали богослужение.

Таким образом, обращаясь к истокам театра, к начальным формам зрелища, Р. Виппер находит, что каждая из основных социальных функций связана с «сильными и острыми потребностями человека» .

Обратим внимание на выделенную Р. Виппером состязательную функцию зрелища - важную сторону всякого зрелищного общения. В древности зрелище не воспринималось вне этой состязательности. Более того, оно не обладало той эмансипацией от других социальных явлений, которой обладает сегодня. Известно, что театр, например, существовал как часть зрелищной стихии, всенародного праздника, в рамках которого и воспринимался. Суть же зрелища состояла в различного рода состязаниях, в том числе спортивных (скажем, на парных колесницах, бег, метание диска и копья, борьба, кулачный бой). Театральное зрелище также было проявлением хотя и особого - сценического, но все же состязания.

В современном развитии зрелищ мы наблюдаем тенденцию к усилению их связей со зрителем, что предполагает его творческое соучастие. Такая зависимость есть предпосылка и условие существования и развития зрелищ, во многом определяющая их роль в гармоническом развитии личности, в формировании ее творческих способностей.

Как показал анализ историографии, исследователи по-разному обосновывают причины возникновения зрелищ как культурного явления. Многие придерживаются упрощенного подхода к анализу культурологических аспектов зрелищ, считая, что зрелища как явление культуры явились следствием стремления людей к отдыху после напряженных трудовых будней, своеобразной защитой от физической и моральной усталости. С этим утверждением можно согласиться лишь частично.