Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Группа чикагский симфонический оркестр.

Группа чикагский симфонический оркестр.

    - (англ. Boston Symphony Orchestra) один из ведущих оркестров США в области академической музыки. Базируется в Бостоне. Основан в 1881 г. на средства мецената Генри Ли Хиггинсона. По сложившейся в американской музыкальной критике… … Википедия

    Cleveland Orchestra … Википедия

    - (англ. Philadelphia Orchestra) американский симфонический оркестр, базирующийся в Филадельфии. По сложившейся в американской музыкальной критике традиции относится к первой пятёрке симфонических оркестров США (так называемой «Большой… … Википедия

    Леонард Бернстайн и музыканты оркестра на репетиции в телевизионной студии (около 1958) Нью Йоркский филармонический оркестр (… Википедия

    Основная статья: Список симфонических оркестров … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Большая пятёрка (значения). Большая пятёрка (англ. Big Five) традиционное в американской музыкальной критике и журналистике обозначение пяти ведущих симфонических оркестров США. В это… … Википедия

    Вивиана Хагнер (нем. Viviane Hagner, 1977, Мюнхен) немецкая скрипачка. Содержание 1 Биография 2 Творческое сотрудничество … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Билеты на Чикагский симфонический (в рамках Американских сезонов в России) свалились на меня как снег на голову (в пустыне) — буквально за два часа начала концерта. Весь такой радостный, я скорее расправился с делами по присутствию шариков и роллапа ЖЖ на концерте Кати Гордон и отправился в Большой зал консерватории им. Чайковского (хвала его Первому концерту!).

Очередь начиналась буквально на улице. Со скромной, но настойчивой физиономией я пробрался вперёд («Извините, я по работе».) и у столика прессы получил пригласительный и красивую такую флешку CSO (что есть Chicago Symphony Orchestra).


Чикагский симфонический оркестр и его дирижёр Р. Мути.

На входе в зал предъявил билет и спросил, где это место (10/20). Меня отправили в партер на 20 место. Я не без удовольствия устроился в кресле, рядом со студентом-иностранцем, который собрался следить за исполнением по нотам. Минут за пять до начала ко мне подошёл мужчина интеллигентного вида (с дамой) и кагбэ намекнул, что я сижу на его месте. Я ему показываю билет и сам с ужасом обнаруживаю в нём, что 10 — это место, 20 — ряд... Позор моим нес(е/и)динам! Посыпаю голову пеплом и удаляюсь на 10 рядов назад. Приятным преимуществом стало то, что 20-й ряд начинается с прохода, так что тесниться не пришлось. За минуту до выступления, вы не поверите, подходит интеллигентного вида дама (без мужчины) и утверждает, что это ЕЁ место. Я ей с понимающим видом предъявляю билет и с ужасом пуще предыдущего осознаю, что я сменил ряд, но не место. Ощутил некоторое неловкое пос(е/и)дение. Смиренно отправился на 10/20!


В самом конце, за каким-то чемоданом, можно наблюдать мой профиль (или нельзя).

Пока опаздывающие занимали места, вышел Бэлза и познакомил зрителей с краткой 120-летней историей оркестра, рассказал про русских музыкантов, которые с ним сотрудничали (а это Рахманинов, Прокофьев, Рoстрoпович и другие), познакомил с программой на вечер. Отдельно Святослав Игоревич отметил, что в оркестре работает несколько русских музыкантов. Я же в свою очередь отмечу, что Чикагский симфонический оркестр входит в «Большую пятёрку» оркестров Америки, а по большому счёту — в «Большую тройку» (на ряду с Филадельфийским и с Нью-йоркским симфоническими). Получил порядка 60 «Грэмми». А помимо Рахманинова и Прокофьева, оркестром дирижировали такие мостодонты, как Равель, Штраус и Бернстайн. Да и маэстро, который руководит оркестром сейчас, — Риккардо Мути — особая величина в музыкальном мире.


Концерт начался «Космической одиссеей» выпускника Московской консерватории композитора Дмитрия Смирнова. С точки зрения композиции, слишком непрограммно, на мой вкус. Но по-американски броско и взбалмошно. Особенно хороши (как и весь вечер) были медные духовые. Просто восторг! (Говоря про инструменты, никогда в жизни не видел в оркестре ДВУХ арф!)


Дмитрий Смирнов (в своё время попал в опал и вошёл в «хренниковскую семёрку» запрещённых композиторов).

Вторым произведением стала симфоническая поэма «Смерть и просветление» Рихарда Штрауса. Немец написал пьесу, когда ему было 25 лет (1888-1889), и посвятил её другу (тоже композитору) Фридриху Рёшу . Поэма описывает смерть артиста. Вот он лежит на смертном одре, а в голове проносятся события жизни: детская невинность, борьба в зрелости, достижение глобальных целей. В конце концов, он получает долгожданное просветление от «безбрежных просторов небесных». В общем, лоскутное одеяло из музыкальной ткани. Из оркестрантов захотелось выделить контрабасистов: их с десяток, и все как один виртуозно расправляются с «восьмушками» в темпе «престо виваче кон фуоко» (близком к скорости света, раз уж мы о смерти).


Рихард Штраус.

Маэстро выходил на поклон трижды. Во второй выход сеньор Мути стал по одному поднимать первого исполнителя партии (первая труба, первая скрипка, первая флейта, первый контрабас) — получилось, что продирижировал аплодисментами, которые с каждым разом разрастались, вплоть до бурных. Музыканты заодно сделали зарядку: вставали три или четыре раза.

После антракта — который прошёл незаметно, без приключений (туалет как туалет, сувениры как сувениры) и без буфета (очередь напугала) — была симфония ре-минор Сезара Франка, абсолютная ровестница шраусовского опуса. Критики её называют верхом французского симфонизма. (Вот такая изысканная программа! (с) Св. Бэлза.)

Франковская симфония впечатлила. Время от времени создавался настоящий эффект стерео. Полётность, интонации — как мне показалось — Гершвина (который, справедливости ради замечу, жил позже), тут и подводный мир арф, и ровный уверенный оптимизм духовой группы...


Сезар Франк.

Особенность любой симфонии (кроме си-минорной шубертовской) — её трёхчастная форма, то есть состоит из трёх связанных по смыслу (и тонально) частей. Исторически и культурно так сложилось, что аплодировать между частями одного произведения — моветон (мол, музыкальная мысль ещё продолжается, а слушатель уже прервался и рад так, будто кто-то в оркестре забил гол, хоть «матч» ещё и продолжается). Моветон, в общем-то, случился дважды: после первой части и после второй части, соответственно. Аплодировали громко и от души, и даже кричали: «Браво! Браво!». Интеллигент израильского вида справа от меня в сердцах вымолвил: «Ну, что же вы!..» Сам Мути всем телом показал (истинный дирижёр!), мол, «ну, ладно, подождём», — со спортивным снисхождением, свойственным музыкантам-солистам (помнится, ходил на концерт пианиста Егорова в Петербургской филармонии, так когда кто-то там зашёл в зал и стал пробираться к своему месту, когда музыкант уже сидел за инструментом, Егоров демонстративно развернулся в зал, скрестил руки на груди и всем видом показал, что таки дождётся, пока все усядутся).

Раз уж заговорил о маэстро, то ещё добавлю. Мути — мастер tutti (весь огромный оркестр играет настолько органично и согласованно, что создаётся ощущение, что взяли одного оркестранта и клонировали) и кульминации (ему всегда хватает «воздуха» довести музыкальную мысль до яркого экстатического апогея). Дирижирует, как я уже сказал, всем телом (несколько раз он приседал на корточки в буквальном смысле), отлично передаёт дух свободы, прекрасно играет на контрастах, умеет «выжимать» жирное сильное, но мягкое звучание.

— Горе, когда такие исполнители приезжают: как после них других слушать? — Пожаловался мне лысый сосед-израильтянин. — Ну, вдруг сыграют на бис? Хоть бы сыграли. Всё-таки прощаются Россией...


Первый гобой оркестра, бывший москвич Евгений Изотов.

На радость не только моего душевного соседа, но и на мою персональную радость, оркестр сыграл. Рикардо Мути сначала заговорил на итальянском (в котором я слаб, поэтому понял только ma non forza — «но не сильно»), а потом по-английски сказал, как они рады играть в России и что сыграют фрагмент из произведения, написанного итальянцем для Большого Каменного театра Санкт-Петербурга.

Этим фрагментом оказалась Увертюра к опере Верди «Сила судьбы». (Тогда я сообразил, что прежде сказал маэстро: La Forza del Destino. Ma non forza. — «Сила судьбы. Но не такая чтобы уж убиться».) Чудеснейшая «бисовка»! Просто чудеснейшая! Сыграли так трогательно, что слёзы наворачивались. Правда!


Джузеппе Верди.

Надо ли говорить, что оркестру аплодировали стоя. Я не стал дожидаться, когда зрители «кончат аплодировать», так как нужно было ехать на концерт Кати Гордон, который уже подходил к концу, и забирать роллап ЖЖ. Окрылённый препрекрасным исполнением, сбежал по ступенькам и умчался в «Б-2», радостный, почти взлетающий.

Снимать концерт было запрещено всем, кроме аккредитованного фотографа Тодда Розенберга (благодарю его за предоставленные фотографии) и, видимо, девушки, сидевшей передо мной и благодушно фотографировавшей на телефон.

PS
Наверное, пост мой будет незаконченным, если я не сообщу об упомянутой выше симфонии Шуберта си-минор. Её, к слову, называют «Незаконченная симфония», хотя на самом деле она закончена. А дело в том, что Шуберт написал её в двухчастной форме, а не трёхчастной, как все композиторы до него. И слушатели испытывали какую-то оборванность («Недосказанность — она как...»), нехватку третьей части. Так к ней и прилипло это название — «Незаконченная».


Франц Шуберт.

Чикагский симфонический оркестр признан одним из ведущих оркестров современности. Выступления ЧСО пользуются большим спросом не только в его родной стране, но и в музыкальных столицах мира. В сентябре 2010 года известный итальянский дирижер Риккардо Мути стал десятым музыкальным руководителем ЧСО. Его видение роли оркестра: углубление взаимодействия с публикой Чикаго, поддержка нового поколения музыкантов, а также сотрудничество с ведущими артистами - всё это признаки новой эры коллектива. Французский композитор и дирижер Пьер Булез, чьи давние отношения с ЧСО способствовали назначению его в 1995 году главным приглашенным дирижером, в 2006 году был назван Почётным дирижером фонда Хелен Рубинстайн.

В сотрудничестве со всемирно известными дирижерами и приглашенными артистами, ЧСО дает более 150 концертов в год в Чикагском центре, Центре симфонической музыки, а также каждое лето на фестивале «Равиния» на северном побережье Чикаго. Через специальную учебную программу «The Institute for Learning, Access, and Training», ЧСО привлекает более 200.000 местных жителей Чикаго и окрестностей в год. В 2007 году были запущены три успешных медиа-инициативы: CSO-Resound (оркестровый лейбл для выпуска компакт-дисков и цифровых скачиваний), национальные эфиры с новыми, еженедельными сериями вещания собственного производства, а также расширение присутствия ЧСО в интернете - свободная загрузка видео оркестра и инновационные презентации.

В январе 2010 года Йо-Йо Ма стал первым творческим консультантом фонда Джадсон и Джойс Грин, назначенный Риккардо Мути на трехлетний срок. В этой роли он является неоценимым партнером маэстро Мути, администрации и музыкантов ЧСО, а благодаря его беспрецедентному артистизму и уникальному умению общаться с другими людьми, Йо-Йо Ма совместно с Мути стали истинными вдохновителями аудитории Чикаго, выступая за преобразующую силу музыки. Йо-Йо Ма будет участвовать в разработке и реализации новых инициатив, проектов и музыкальных серий под эгидой программы «The Institute for Learning, Access, and Training».

Два новых композитора начали двухгодичное сотрудничество с оркестром осенью 2010 года. Мейсон Бейтс и Анна Клайн назначены Риккардо Мути кураторами серии концертов MusicNOW. Благодаря сотрудничеству с художниками из других областей и других учреждений, Бейтс и Клайн стремятся преодолеть традиционные барьеры чикагского общества, привнося свежие идеи в партнерские отношения и создавая уникальные музыкальные события. В дополнение к серии MusicNOW, для которых каждый из композиторов написал новое произведение (премьеры состоялись весной 2011 года), ЧСО исполнил произведения Клайн и Бейтса в абонементных концертах сезона 2010/11.

С 1916 года звукозапись стала значительной частью деятельности оркестра. Выпущенные релизы на лейбле CSO-Resound включают в себя Реквием Верди под руководством Риккардо Мути и с участием Чикагского симфонического хора, «Жизнь героя» Рих.Штрауса и «В летнем ветре» Веберна, Седьмую симфонию Брукнера, Четвертую симфонию Шостаковича, Первую, Вторую, Третью и Шестую симфонии Малера - все под руководством Бернарда Хайтинка, Gloria Пуленка (с участием сопрано Джессики Ривера), «Дафнис и Хлоя» Равеля с Чикагским симфоническим хором под управлением Б.Хайтинка, «Пульчинелла» Стравинского, Четыре Этюда и Симфонию в трех частях Пьера Булеза, «Традиции и трансформации»: Звуки Шелкового пути Чикаго, с участием «Ансамбля Шелкового пути», Йо-Йо Ма и Ву Ман; и, только для скачивания с сайта - запись Пятой симфонии Шостаковича под управлением Мун Вун Чунга.

ЧСО - обладатель 62 премий «Грэмми» от Национальной академии искусства звукозаписи и наук. Запись Четвертой симфонии Шостаковича с Хайтинком, которая включает в себя DVD презентации «Beyond the Score», получила «Грэмми»-2008 за «лучшее оркестровое исполнение». В том же году, «Традиции и трансформации: Звуки Шелкового пути» получила «Грэмми» за лучшее «сведение классического альбома». Совсем недавно, в 2011 году, запись Реквиема Верди с Риккардо Мути была отмечена двумя «Грэмми»: как «лучший классический альбом» и за «лучшее хоровое исполнение».

ЧСО выпускает собственный еженедельный эфир с апреля 2007 года, который транслируется по общенациональной радиосети WFMT, а также онлайн на сайте оркестра - www.cso.org. Эти передачи предлагают новый, особый подход к радиопрограмме с классической музыкой - живое и интересное содержание, призванное обеспечить более глубокое понимание и предложить дальнейшие связи с музыкой, исполняющейся в концертном сезоне оркестра.

История Чикагского симфонического оркестра началась в 1891 году, когда Теодор Томас, ведущий дирижер Америки и признанный «пионер» в музыке, был приглашен чикагским бизнесменом Чарльзом Норман Феем основать здесь симфонический оркестр. Цель Томаса - создание постоянного оркестра с самыми высокими исполнительскими возможностями - была достигнута уже в первых концертах в октябре того же года. Томас служил музыкальным руководителем вплоть до своей смерти в 1905 году. Он умер через три недели после передачи в дар обществу зала - постоянного дома Чикагского оркестра.

Преемник Томаса Фредерик Сток, начавший свою карьеру в партии альтов в 1895 году, стал помощником дирижера четыре года спустя. Его пребывание у руля оркестра длилось 37 лет, с 1905 по 1942 - самый долгий период из всех десяти руководителей коллектива. Динамичные и новаторские годы Стока в 1919 году сделали возможным основание Гражданского оркестра Чикаго, первого учебного оркестра в Соединенных Штатах, который являлся филиалом основного симфонического. Сток также активно работал с молодежью, организовав первые абонементные концерты для детей и начав серию популярных концертов.

Три выдающихся дирижера возглавляли оркестр в течение следующего десятилетия: Дезире Дефо - с 1943 по 1947 год, Артур Родзинский вступил в должность в 1947/48, и Рафаэль Кубелик стоял главе оркестра в течение трех сезонов с 1950 по 1953 год.

Следующие десять лет принадлежали Фрицу Райнеру, чьи записи с Чикагским симфоническим оркестром до сих пор считаются эталонными. Именно Рейнер в 1957 году пригласил Маргарет Хиллис для организации Чикагского симфонического хора. Пять сезонов - с 1963 по 1968 - должность музыкального руководителя занимал Жан Мартинон.

Сэр Георг Шолти - восьмой музыкальный руководитель оркестра (1969-1991). Он носил титул почетного музыкального директора и работал с оркестром несколько недель каждый сезон вплоть до своей смерти в сентябре 1997 года. Прибытие в Чикаго Шолти положило начало одному из самых успешных музыкальных партнерств нашего времени. Первый зарубежный тур ЧСО состоялся в 1971 году именно под его руководством, а последующие туры по Европе, а также поездки в Японию и Австралию, укрепили репутацию оркестра как одного из лучших музыкальных коллективов мира.

Даниэль Баренбойм был назначен музыкальным руководителем в сентябре 1991 года и занимал эту должность до июня 2006 года. Его музыкальное руководство ознаменовано открытием в 1997 году Чикагского Нового музыкального центра, оперными постановками в оркестровом зале, многочисленными виртуозными выступления с оркестром в двойной роли - пианиста и дирижера, под его руководством состоялось 21 международное турне (в том числе - первая поездка в Южную Америку) и появились композиторские серии абонементных концертов.

Пьер Булез, который теперь является почетным дирижером - один из трех музыкантов, носящих титул главного приглашенного дирижера оркестра. Карло Мария Джулини, начавший выступать в Чикаго регулярно в конце 1950-х годов, был назначен главным приглашенным дирижером в 1969 году, где и работал до 1972 года. Клаудио Аббадо занимал должность с 1982 по 1985 год. С 2006 по 2010 год, выдающийся голландский дирижер Бернард Хайтинк занимал пост главного дирижера, запустивший проект CSO-Resound и участвовавший в нескольких триумфальных международных турне.

Чикагский симфонический оркестр уже давно ассоциируется с Равинией в Гайленд-Парке (штат Иллинойс), впервые выступив там в ноябре 1905 года. Оркестр помог открыть первый сезон фестиваля «Равиния» в августе 1936 года и постоянно выступает там с тех пор каждое лето.

Музыкальные руководители и главные дирижёры:

Теодор Томас (1891-1905)
Фредерик Сток (1905-1942)
Дезире Дефо (1943-1947)
Артур Родзиньски (1947-1948)
Рафаэль Кубелик (1950-1953)
Фриц Райнер (1953-1963)
Жан Мартинон (1963-1968)
Ирвин Хоффман (1968-1969)
Георг Шолти (1969-1991)
Даниэль Баренбойм (1991-2006)
Бернард Хайтинк (2006-2010)
Рикардо Мути (с 2010)

Гастроли коллектива являются кульминацией программы «Американские сезоны в России», проходящей под эгидой Двусторонней российско-американской президентской комиссии и при поддержке посольства США.
Выступление коллектива, основанного более 120 лет назад, состоится под руководством выдающегося итальянского маэстро Риккардо Мути. Россию оркестр посетит всего лишь во второй раз, после более чем 20-летнего перерыва (первое выступление состоялось в ноябре 1990 года под управлением сэра Георга Шолти). В исполнении оркестра прозвучат «Космическая одиссея» для симфонического оркестра Д. Смирнова, музыка Н. Роты из кинофильма «Леопард» Л. Висконти, Симфония № 5 ре минор Д. Шостаковича, симфоническая поэма Р. Штрауса «Смерть и просветление» и Симфония ре минор С. Франка.

Организаторами гастролей являются посольство Соединенных Штатов Америки в России, Министерство культуры Российской Федерации и Министерство иностранных дел России.

Чикагский симфонический оркестр нередко называют ведущим оркестром современности. Выступления коллектива проходят с неизменным успехом как в родном городе, так и в крупнейших музыкальных столицах мира. В сентябре 2010 года оркестр вступил в новую эру: десятым музыкальным руководителем оркестра стал выдающийся итальянский дирижер Риккардо Мути.

По сложившейся в американской музыкальной критике традиции, Чикагский симфонический оркестр включают в состав так называемой «Большой пятёрки» ведущих симфонических оркестров страны. Около 60 раз записи Чикагского оркестра получали музыкальную премию «Грэмми». Среди дирижёров, работавших с оркестром были Сергей Рахманинов, Морис Равель, Рихард Штраус, Сергей Прокофьев, Аарон Копленд, Арнольд Шёнберг, Леонард Бернстайн, Леопольд Стоковски, Юджин Орманди. В 2008 году Чикагский симфонический оркестр был назван лучшим оркестром США (и пятым в списке лучших оркестров мира) по версии музыкального журнала Gramophone.
Сотрудничая с известнейшими дирижерами и исполнителями всего мира, Чикагский симфонический оркестр дает более 150 концертов в год. В основном выступления коллектива проходят в Симфоническом центре Чикаго, летом же музыканты участвуют в фестивале в Равинии, на северном берегу озера Мичиган. При оркестре создан «Институт обучения, стажировок и профессиональной подготовки», который ежегодно трудоустраивает более 200 000 жителей региона Чикаго.

В 2007 году оркестр запустил ряд успешных медиапроектов. Первым стал CSO Resound, собственная звукозаписывающая студия оркестра, выпускающая компакт-диски и цифровые записи для загрузки в сети интернет. Другой проект – еженедельная передача на национальном телеканале, посвященная оркестру. Также в сети интернет для бесплатной загрузки стали доступны видеофайлы, среди которых выступления оркестра и образовательные ролики о классической музыке Beyond the Score («За партитурой»).

В январе 2010 года Риккардо Мути учредил в оркестре должность творческого консультанта (под патронажем Центра исполнительского искусства Джадсона и Джойс Грин), на которую был назначен известный виолончелист Йо-Йо Ма. Осенью 2010 года приступили к работе два новых штатных композитора оркестра – Мейсон Бейтс и Анна Клайн, приглашенные лично Риккардо Мути и курирующие серию концертов современной музыки MusicNOW.
Диски Чикагского симфонического оркестра были отмечены 62 премиями Национальной академии звукозаписи «Грэмми».

История Чикагского симфонического оркестра началась в 1891 году, когда чикагский бизнесмен Чарльз Норманн Фэй предложил известнейшему на тот момент американскому дирижеру и музыкальному подвижнику Теодору Томасу организовать в Чикаго симфонический оркестр. Томас был музыкальным руководителем оркестра вплоть до своей смерти в 1905 году. Он скончался через три недели после торжественного открытия Оркестрового зала – постоянной резиденции коллектива.

Знаменитый итальянский дирижер Риккардо Мути впервые обратил на себя внимание критиков и публики в 1967 году, победив на престижном конкурсе дирижеров имени Гвидо Кантелли в Милане. В 1971-м великий Герберт фон Караян пригласил Мути на Зальцбургский фестиваль, и вот уже более сорока лет маэстро является его бессменным участником.

Риккардо Мути был музыкальным руководителем Лондонского оркестра «Филармония», Филадельфийского оркестра, фестиваля «Флорентийский музыкальный май» и театра Ла Скала. В 2004 году он основал Молодежный оркестр Луиджи Керубини, в состав которого входят молодые исполнители со всей Италии.

На протяжении своей блестящей карьеры Риккардо Мути выступал с ведущими оркестрами мира: Берлинским, Венским и Нью-Йоркским филармоническими, оркестром Баварского радио. В июле 1973 года в Равинии состоялся дебют маэстро с Чикагским симфоническим оркестром, а в сентябре 2010 года он стал десятым по счету музыкальным руководителем коллектива. Запись «Реквиема» Верди, сделанная дирижером с Чикагским оркестром и хором была отмечена двумя премиями «Грэмми» – за лучший альбом классической музыки и лучшее хоровое исполнение.

Своими основными задачами на посту главного дирижёра Чикагского оркестра маэстро считает сохранение исторического наследия оркестра, поддержку молодых музыкантов и привлечение к выступлениям известных исполнителей.

Риккардо Мути – лауреат многочисленных премий и наград. Только в 2011 году он был награжден Премией Принца Астурийского, получил звания почетного члена Венского филармонического оркестра и пожизненного почетного директора Римской оперы, стал лауреатом премии имени Биргит Нильссон. Маэстро также является Почетным членом Венской придворной капеллы и Венской государственной оперы, Кавалером Ордена Большого Креста Итальянской Республики и Рыцарем Британской Империи. Мути награжден Орденом Креста Правительства Германии, французским Орденом Почетного легиона, российским орденом Дружбы и другими высшими государственными наградами.

9/20/12 8:50:14 PM — Music Director Riccardo Muti conducts the Chicago Symphony Orchestra in Dvorák’s Symphony No. 5 during the opening of the CSO’s 2012/13 season at Orchestra Hall. © Todd Rosenberg Photography 2012

Чикагский Симфонический Оркестр (Chicago Symphony Orchestra) – симфонический оркестр из Чикаго, США. Входит в так называемую «Большую пятерку» ведущих американских оркестров. В послужном списке коллектива свыше 60 премий «Грэмми».

История оркестра началась в 1891 году, когда чикагский бизнесмен Чарльз Норман Фей пригласил известного скрипача и дирижера Теодора Томаса основать и возглавить коллектив. Поставив своей целью создание постоянного оркестра с самыми высокими исполнительскими возможностями, Томас смог достичь ее уже в первых концертах в октябре того же года. Преемником Томаса после его смерти в 1905 году стал Фредерик Сток, пребывание которого у руля оркестра длилось 37 лет, с 1905 по 1942 - самый долгий период из всех главных дирижеров Чикагского Симфонического оркестра. Большой энтузиаст современной музыки, Сток расширил репертуар за счет введения в него произведений Малера, Стравинского, Прокофьева, Мясковского, Хольста, Кодали и многих других композиторов.


2/3/12 10:13:32 PM The 2011/2012 Chicago Symphony Orchestra. Riccardo Muti Music Director Photographed in Chicago, IL. 固odd Rosenberg Photography 2012

В 50-е годы оркестр возглавлял Фриц Райнер, чьи записи с Чикагским симфоническим оркестром до сих пор считаются эталонными. В 1969 году музыкальным руководителем стал сэр Георг Шолти, остававшийся на этом посту свыше 20 лет. Под его руководством в 1971 году было предпринято первое зарубежное турне, а последующие гастроли в Европе, Японии и Австралии укрепили репутацию оркестра как одного из лучших музыкальных коллективов мира. Сменивший Шолти в сентябре 1991 года Даниэль Баренбойм возглавлял оркестр вплоть до 2006 года. Его музыкальное руководство ознаменовано оперными постановками в оркестровом зале, многочисленными виртуозными выступления с оркестром в двойной роли - пианиста и дирижера, и активной гастрольной деятельностью – свыше 20 туров за 15 лет, в том числе первая поездка в Южную Америку.

В настоящее время главным дирижером оркестра является итальянец Рикардо Мути, обозначивший в числе приоритетов углубление взаимодействия с публикой Чикаго, поддержку нового поколения музыкантов, сотрудничество с ведущими артистами. Ежегодно Чикагский Симфонический Оркестр дает более 150 концертов в год, в том числе в рамках старейшего американского летнего фестиваля «Равиния», постоянным резидентом которого является с 1936 года.