Александр Александрович Фадеев - русский советский писатель и общественный деятель.
Родился 11 (24) декабря 1901 года в селе Кимры. Был талантливым ребенком, с 4 лет он читал книги и отличался неуемной фантазией, сочиняя сказки и необычные истории. В 1908 его семья переехала в Приморский край, где Александр и провел детство и юность.
С 1912 года он учился в Коммерческом училище во Владивостоке, но оставил учебу ради революционной деятельности. Он стал не просто членом РКП(б), но и партийным агитатором. С 1919 года участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке. Получив ранение, приехал в Москву на лечение. Первым серьезным произведением А. Фадеева была повесть «Разлив», написанная в начале 1920-х годов. В 1925 году, работая над романом «Разгром», он решил всерьез заняться литературной деятельностью. Именно этот роман принес ему славу и признание.
Популярный роман «Молодая гвардия», посвященный одноименной подпольной организации. В 1946 году книга вышла в печать и сразу же подверглась критике за отсутствие ярко выраженной руководящей роли Коммунистической партии.
В военные годы Фадеев работал военным корреспондентом для Совинформбюро, а также в газете «Правда».
В связи с тем, что А. Фадеев был во главе Союза писателей, ему приходилось исполнять решения партии по отношению к неугодным писателям. Так, именно он по приказу Жданова фактически уничтожил выдающихся литераторов Зощенко и Ахматову. Затем он же хлопотал о том, чтобы как-то им помочь. Из-за такой двойственной ситуации Фадеев часто впадал в депрессию, которую заглушал алкоголем.
Александр Александрович Фадеев родился 11 (24) декабря 1901 года в меле Кимры (ныне город Тверской области). Русский
Родители Фадеева, фельдшеры по профессии, по образу жизни были профессиональными революционерами. Отец - Александр Иванович Фадеев (1862-1916), мать - Антонина Владимировна Кунц.
В Союзе писателей СССР:
Вице-президент Всемирного Совета Мира (с 1950). Член ЦК КПСС (1939-1956); на ХХ съезде КПСС (1956) избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 2-4-го созывов (с 1946 года) и Верховного Совета РСФСР 3-го созыва.
В 1942-1944 годах Фадеев работал главным редактором "Литературной газеты", был организатором журнала "Октябрь" и входил в его редколлегию.
В годы Великой Отечественной войны Фадеев был военным корреспондентом газеты "Правда" и Совинформбюро. В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете «Правда» статью «Изверги-разрушители и люди-созидатели», где описал свои впечатления от увиденного на войне.
В очерке «Боец» он описал подвиг красноармейца Я.Н.Падерина, получившего звание Героя Советского Союза посмертно.
Стоя во главе Союза писателей СССР, Александр Фадеев проводил в жизнь решения партии и правительства по отношению к своим коллегам: М.М.Зощенко, А.А.Ахматовой, А.П.Платонову. В 1946 году после исторического постановления Жданова, фактически уничтожавшего Зощенко и Ахматову как литераторов, Фадеев был среди тех, кто приводил в исполнение этот приговор. В 1949 году Александр Фадеев стал одним из авторов программной редакционной статьи в органе ЦК КПСС газете "Правда" под названием «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Эта статья послужила началом кампании, получившей известность как «Борьба с космполитизмом».
Но он же в 1948 году хлопотал о том, чтобы выделить значительную сумму из фондов СП СССР для оставшегося без копейки М.М.Зощенко. Фадеев проявлял искреннее участие в судьбе многих нелюбимых властями литераторов: Б.Л.пастернака, Н.А.заболоцкого, Л.Н.Гумилёва, несколько раз потихоньку передавал деньги на лечение А.П.Платонова его жене.
Тяжело переживая такое раздвоение, он страдал бессонницей, впал в депрессию. В последние годы Фадеев пристрастился к спиртному и впадал в долгие запои. Проходил курс лечения в санатории "Барвиха".
Хрущёвской оттепели Фадеев не принял. В 1956 году с трибуны ХХ съезда КПСС деятельность лидера советских литераторов была подвергнута жёсткой критике М.А.Шолоховым. Фадеев не был избран членом, а только кандидатом в члены ЦК КПСС. Фадеева прямо называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей.
После ХХ съезда КПСС конфликт Фадеева со своей совестью обострился до предела. Он признавался своему старому другу Юрию Либединскому - Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками .
13 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино. В некрологе официальной причиной самоубийства был указан алкоголизм. В действительности за две недели до своего самоубийства А. А. Фадеев бросил пить, «примерно за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма разным людям» (Вячеслав Иванов).
Вопреки последней воле - быть похороненным рядом с матерью, Фадеев был похоронен на Новодевичьем кладбище
Первой женой Фадеева была Валерия Анатольевна Герасимова, второй (с 1936 года) - Ангелина Степанова, народная артистка СССР, воспитавшая с Фадеевым двоих детей: Александра и Михаила. Кроме того, в 1943 году родилась общая дочь Фадеева и М.И.Алигер, Мария Александровна Фадеева-Макарова-Энценсбергер
Жил на Тверской улице (Тверском район Москвы)
Бригадный комиссар (1941, с 1942 года полковник). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Член РКП(б) с 1918 года. В 1939 году Фадеев стал членом ЦК ВКП(б).
Александр Александрович Фадеев — советский актер, сын писателя Александра Фадеева. Стал известным благодаря роли виконта в фильме «Война и мир».
Принято считать, что талант человека всегда поможет ему стать успешным в жизни, добиться славы и всеобщей любви. Но как часто это утверждение оказывалось ошибочным. Много воистину одаренных людей так и не смогли правильно распорядиться этим подарком судьбы, растратили его понапрасну и не достигли никаких высот. Это в полной мере относится и к актеру Александру Фадееву. Не помог ему в жизни ни удивительный талант, ни влиятельные родители.
Что же произошло, почему блистательно начавшаяся творческая биография артиста так быстро сошла на нет и закончилась эпизодическими ролями, имени исполнителя которых даже не было в титрах?
Имени настоящего отца Александра Фадеева никто никогда не знал. Это так и осталось тайной, которую мама актера хранила до самой своей смерти. Зато маму Саши все знали очень хорошо – это Ангелина Степанова, одна из культовых актрис времен СССР, имя которой было на всех театральных афишах МХАТа.
Мужем Ангелины был режиссер театра МХАТ Николай Горчаков, но брак этот нельзя назвать счастливым, потому что тайной страстью красавицы Ангелины был литератор Николай Эрдман. Их роман продолжался целых семь лет, но несмотря на это, Ангелина так и не подала на развод с мужем и не связала свою жизнь с любимым человеком. Причина до банальности проста – она боялась, что этот развод скажется на ее карьере, которая так сильно зависела от мужа-режиссера. Да и потом разводы в Советском Союзе не поощрялись и Степанову запросто могли сделать невыездной, даже не приняв во внимание все ее заслуги.
Фото: Александр Фадеев в детстве с семьейВыход из этого непростого треугольника предоставила сама судьба – в 1933 году любовник актрисы был арестован и сослан в ссылку. Спустя 2 года Степанова и Горчаков все-таки расстались. И настоящая причина этого разрыва так и осталась неизвестной, то ли актриса перестала бояться за свою карьеру и порвала с нелюбимым мужем, то ли сам Горчаков боялся за свою репутацию, которую мог подпортить брак с любовницей репрессированного литератора.
Но Ангелина совсем недолго была одна. Гастролируя в Париже вместе с театром, она знакомится с известным писателем – Александром Фадеевым, который находился там же по служебным делам.
Их роман развивался очень стремительно, поэтому после возвращения домой они решили пожениться. Он прожили в браке двадцать лет, до самого самоубийства Александра, которое он совершил в 1956 году. За это время случалось многое — и частые выпивки мужа и его измены, но эта красивая, элегантная, умная и мужественная женщина вынесла все. Наверное потому, что очень сильно любила своего Сашу. Ангелина пережила мужа на 44 года и просила похоронить ее рядом с любимым. Это было в 2000 году, актрисе исполнилось 95 лет.
В июле 1936 года, буквально сразу после свадьбы, у молодых супругов родился сын, которого в честь приемного отца назвали Сашей. Фадеев усыновил ребенка, дал ему не только свою фамилию и отчество, но и имя. Сын стал полным тезкой приемного папы, и чтобы не было путаницы, его стали называть Александром Фадеевым-младшим.
Фадеев-старший был очень известным писателем. Он написал «Молодую гвардию», «Разгром», «Последний из Удэге». Эти книги зачитывали до дыр, они были любимы несколькими поколениями советских людей. Он был депутатом, награжденным орденами и Сталинской премией, стоял у истоков создания Союза писателей СССР, с ним считалась правящая верхушка.
Ангелина Степанова была успешной, востребованной актрисой, примой МХАТа. В те годы было непросто, но семья имела нормальный достаток, поэтому в детстве Саша Фадеев-младший в материальном плане ни в чем не нуждался.
У супругов скоро родился и совместный сын, которого назвали Мишей. Мальчики были очень дружны между собой, и старались не забывать и сестру – внебрачную дочь отца Машу. Несмотря на такое количество детей, Сашу любили больше всех.
Так и осталось загадкой, почему Саша решил посвятить свою жизнь актерской профессии. Может сказались гены матери, или детство, которое прошло практически в театре. А возможно его утонченной натуре больше нравилось искусство театра, чем писательский труд его отчима. Выбор молодой человек сделал в пользу театра, а уж родители подняли все свои связи, чтобы пристроить любимое чадо. И вот сразу после окончания школы-студии МХАТ, Сашу принимают в труппу Театра Советской Армии, где он и блистал несколько лет.
Дебют Фадеева-младшего в кино состоялся в 1965 году – он исполнил роль виконта в съемках фильма «Война и мир» по роману Л.Толстого. Роль была не основная, но исполнена Александром просто великолепно. Красивый молодой человек с аристократическими манерами и прямой осанкой – таким он запомнился зрителям. Это даже не было похоже на игру, так натурально он выглядел в этой роли.
Успешный дебют показал всем, что юноша несомненно очень талантлив и может достичь самых высоких вершин в кино.
Только одно угнетало Александра – его успех не видел отец. К этому времени Фадеев-старший покончил с собой, он выстрелил в себя из пистолета, оставшись один на даче.
Жена в это время гастролировала с театром за рубежом. Случилось это трагическое событие в 1956 году, после того, как выступил с разоблачительной речью против Сталина. Писателю было всего 54.
Эта трагедия сильно сказалась на всех детях Фадеева. Спустя годы дочь Маша также покончит жизнь самоубийством, и у Александра-младшего родные тоже стали замечать склонность к суициду. Но это в будущем, а пока карьера Фадеева-младшего после успешной дебютной роли стремительно рванулась вверх – его утверждают на главную роль в фильме, повествующем об альпинистах.
Сюжет фильма был довольно простым, но несмотря на это, «Вертикаль» получила очень высокую оценку зрителей. Львиная доля успеха фильма заключалась в песнях, которые специально для него написал . Эти песни стали хитами, их слушает уже не одно поколение поклонников певца. Успех картине принес и актер Фадеев, который очень гармонично сыграл главную роль – Никитина.
Во время съемок между актером Александром Фадеевым и актрисой вспыхнул роман. Нравилась симпатичная девушка и Владимиру Высоцкому, но его популярность нельзя было сравнить с Фадеевской, поэтому предпочтение было отдано красавцу Александру. К тому же он был более перспективной партией, чем малоизвестный Владимир. Лариса уже готова была вступить в брак с Александром, но вовремя остановилась. Актер сильно и много пил, становился неуправляемым и импульсивным, хватался за ружье, чтобы застрелиться и Ларисе иногда приходилось его спасать от верной смерти. Это и остановило девушку от замужества.
Окрыленный первыми успехами в кино, актер слишком воспарил в небесах и очень скоро стал жертвой настоящей звездной болезни. Он ругается с режиссерами, не приходит на репетиции, а на съемках появляется в состоянии сильного похмелья. Ему прощали много и долго, может быть благодаря таланту и обаятельности, а может из чувства уважения к матери, которая просила за своего беспутного сына. Всем казалось, что это временно, Саша одумается и начнет работать в полную силу. Но эти надежды актер не оправдал.
В конце 60-х годов актера Фадеева практически перестали приглашать в кино. После выхода фильма «Вертикаль» он снялся в лентах «Один шанс из тысячи» и «Совесть» — это были серьезные роли, а после этого ему доверяли только эпизоды. «В одном микрорайоне», «Фронт за линией фронта», «Одиноким предоставляется общежитие», «Авария – дочь мента», «Мать» — в этих фильмах он мелькает исключительно в эпизодах, его имени даже нет в титрах к фильмам.
По сравнению с киношной карьерой, карьера в театре Александра Фадеева-младшего была более успешной. Но это не благодаря его таланту, а скорее стараниям матери, которая пользовалась уважением среди коллег. Она поняла, что карьере сына в кино пришел конец, а в театре ему грозит увольнение из-за недостойного поведения. Поэтому обращается к с просьбой принять Александра во МХАТ. Ефремов был не в восторге от такого предложения, но согласился на уговоры.
Александр Фадеев был известен своими скандальными выходками, но в плане актерского мастерства был очень даже полезен в театре. Он участвовал в постановках самого Ефремова, у него была роль в спектаклях «Сон разума» и «Старый Новый год».
Но снова почувствовав вседозволенность, Александр понемногу начинает наглеть, вступать в споры с Олегом Ефремовым. Конфликт был грандиозным, МХАТ разделился на две части и Фадеев не желая больше работать у Ефремова, переходит к , а Степанова остается у Олега Николаевича. В новом театре Фадеев продолжал играть до 1993 года.
Александр Фадеев был очень известен театральному бомонду. И дело не только в творчестве, которое начало идти на спад – он славился своими любовными интрижками и кутежами. Природа наделила Александра красотой, но это не главное, он был очень обаятельным и внимательным кавалером, умел красиво ухаживать и заинтересовать любую даму. Он в полной мере пользовался связями своего отчима и авторитетом матери, его жизнь была вольной и обеспеченной, причем сам он для этого не приложил никаких усилий.
Но наступило время, когда Александр пресытился романами и понял, что хочет серьезных отношений. Впервые официальный брак он заключил с . Их знакомство состоялось в ресторане ВТО. Людочку просто очаровал столичный красавец-кавалер. Встречались они не долго, вскоре зарегистрировали брак. Но долгой и счастливой личной жизни не получилось. Слишком избалованный судьбой Александр продолжал вести прежнюю жизнь – рестораны и веселые компании, а Людмила усердно трудилась. Их брак длился всего 2 года, после чего Гурченко поняла, что это была ошибка и развелась с супругом.
В личной жизни Александра Фадеева было еще два брака. Второй женой артиста стала Натэлла Канделаки. Но и этому браку был отведен недолгий срок, очень быстро они развелись.
Фадеев женится третий раз. Теперь это Надя Сталина, внучка Иосифа Виссарионовича и дочь его сына Василия. Это была последняя жена актера, они прожили вместе до ее смерти. Никто не знает насколько счастливы были супруги, потому что Надя никогда никому не рассказывала о том, что творится в семье. Но судя по характеру Александра, можно не сомневаться, что жизнь у его жены была трудной. В этом браке в 1974 году у Фадеева родилась дочь Анастасия, которая записана по фамилии деда и отца – Сталина. В 1992 году у Анастасии родилась дочка Галя, которую мама записала Фадеевой.
Уже будучи в зрелом возрасте, артист так и не изменил свой образ жизни. Пьянки и гулянки продолжались. У артиста была алкогольная зависимость и суицидальные наклонности.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
(настоящая фамилия - Булыга)
(1901-1956) советский писатель
Большинство современных читателей знают Александра Александровича Фадеева как автора романов «Разгром» и «Молодая гвардия», ничуть не задумываясь над тем, что на протяжении почти сорока лет этот человек определял все развитие советской литературы. Двойственное положение, которое он занимал в литературе, и стало главной трагедией его жизни, оборвавшейся в одночасье.
Родители будущего литератора познакомились весьма необычным образом. Александр Иванович за революционную деятельность попал в тюрьму. Родных у него в столице не было, но подпольщики нашли выход: они уговорили девушек, сочувствующих революционному движению, навещать заключенных и носить им передачи под видом невест. Одна из них, слушательница Рождественских фельдшерских курсов Антонина Кунц, и пришла однажды к Фадееву. Потом она навещала его в ссылке, и в конце концов молодые люди поженились. В их семье родилось трое детей, средний из них и стал в будущем писателем.
Александр Фадеев родился в среднерусском городе Кимры. Своего родного отца он помнил плохо, поскольку родители расстались, когда мальчику было около четырех лет. В раннем детстве он вместе с отчимом, профессиональным революционером Г. Свитичем, и матерью переехал на Дальний Восток.
В 1910 году Саша Фадеев поступил в старший подготовительный класс Коммерческого училища во Владивостоке. Семья вскоре переезжает в далекое село Чугуевку, и Саша остается в городе один. Учился он прилежно, науки давались ему легко. Он много читал, хорошо рисовал, писал стихи и рассказы, которые выходили в рукописном школьном журнале. Как способному ученику и сыну малообеспеченных родителей, Саше выхлопотали стипендию. Там же, в училище, он сблизился с большевиками.
Весной 1919 года Александр Александрович Фадеев вступил в Сучанский партизанский отряд, где прошел путь от рядового бойца до комиссара бригады. Многое из увиденного и пережитого впоследствии найдет свое отражение в его романе «Разгром». В боях под Спасском Фадеев был тяжело ранен, поэтому его демобилизовали и после лечения направили на партийную работу.
Чуть позже он был избран делегатом X съезда партии и приехал в Москву. Здесь он жил в одной комнате с Иваном Коневым , будущим Маршалом Советского Союза, выдающимся полководцем Великой Отечественной войны. Молодые люди подружились. В числе делегатов съезда Александр Фадеев участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа и получил тяжелое ранение в ногу.
По состоянию здоровья Александр был освобожден от службы в армии и стал готовиться к поступлению в Горную академию, куда был зачислен в 1921 году. Молодые люди, с которыми он там учился, уже в тридцатые годы возглавят наркоматы, крупнейшие стройки, комбинаты, заводы.
В начале двадцатых годов в журнале «Молодая гвардия» стали появляться рассказы Фадеева, посвященные революционным событиям на Дальнем Востоке. После окончания второго курса он отправился на партийную работу в Краснодар, а затем в Ростов-на-Дону. Он продолжал печататься и начал писать роман «Разгром», который вскоре стал выходить отдельными главами в журнале «Октябрь».
В 1926 году Александр Александрович Фадеева вызвали для работы в Москве уже как известного писателя. Он активно работает в писательских организациях, становится, в частности, одним из руководителей РАППа - пролетарской организации, постепенно подчинявшей себе советскую литературу. Общественная работа все больше и больше затягивала писателя, отвлекая от творчества. Политика стала для Фадеева такой же страстью, как и призвание художника. В те годы он верил, и не без основания, что активное участие в общественной жизни поможет ему достичь творческих высот. Для упрочения своего положения он начал печатать статьи, которые должны были обосновать концепцию господства одного метода в литературе - социалистического реализма.
Первое крупное произведение Александра Фадеева - роман «Разгром» (1927), в котором разрабатывалась тема Гражданской войны, - стал событием в общественной и литературной жизни того времени. Он был написан позже книг А. Малышкина, А. Серафимовича, К. Федина, Д. Фурманова и поэтому оказался более эстетически целостным как по проработке основной сюжетной линии, так и по обрисовке действующих лиц. Основное достоинство произведения заключалось в психологической глубине главного героя - командира партизанского отряда Левинсона. Конечно, роман был не лишен недостатков, в нем излишне романтизирована партизанская война, но это было данью времени.
Он сразу же был переведен на несколько иностранных языков, вышел в США и Китае. Успех укрепил общественное положение Александра Фадеева. В 1930 году он был назначен заместителем председателя оргкомитета Союза писателей. Вместе с другими членами оргкомитета Фадеев начал подготовку к созданию Союза писателей, после I съезда писателей вошел в правление, а чуть позже стал его генеральным секретарем. Примечательно, что он сохранил этот пост до конца своей жизни и ни разу не переизбирался.
В тридцатые годы, Александр Фадеев выпускает свой второй роман - «Последний из удэге», который сам считал своей лучшей книгой. Он попытался рассказать о тех изменениях, которые революция внесла в жизнь русского общества. Может быть, вопреки воле автора, в этом произведении, как, впрочем, и в «Разгроме», звучат трагические ноты. В сущности, Фадеев работал над этим романом всю жизнь и даже в годы войны неоднократно обращался к нему. Однако из задуманных шести частей было опубликовано лишь четыре.
В годы войны, Александр Александрович Фадеев работал фронтовым корреспондентом газеты «Правда». В 1943 году он получил материалы, в которых рассказывалось о разгроме в Краснодоне молодежной антифашистской организации «Молодая гвардия». Всего за год и девять месяцев писатель создал роман, который сразу же подвергся резкой критике. Фадеева обвиняли в том, что он недостаточно глубоко показал роль партии в организации подпольной работы и чрезмерно романтизировал юных героев. Следует сказать, что писатель затратил много сил для того, чтобы собрать материал: он несколько раз ездил в Краснодон, работал в архивах, разговаривал с родными и близкими героев, тщательно анализировал документы.
В 1951 году Александр Фадеев выпустил вторую редакцию романа, практически переписав его заново. Некоторые характеристики оказались настолько стандартными, что походили на расхожие литературные штампы. Однако роман сразу же был экранизирован, и к автору пришла большая известность. Но нельзя не сказать о том, что было выяснено в последние годы: писатель допустил в произведении искажения исторической правды, в частности, чрезмерно преувеличил роль комиссара «Молодой гвардии» Кошевого и оставил в тени подвиг командира организации Ивана Туркенича.
В это время, Александр Александрович Фадеев начинает писать роман «Черная металлургия», снова возвращается к своему любимому произведению «Последний из удэге», работает над сборником своих литературно-критических статей «За тридцать лет». Никто из близких ему людей не почувствовал приближение трагедии, хотя она уже давала о себе знать. Он стал много пить, впадал в депрессию. Правда, после лечения казалось, что душевное равновесие писателя восстановилось. Но это было только внешне. Работа не шла. В письмах, беседах с друзьями он уверял, что как художник потерпел фиаско.
Личная творческая трагедия усугублялась общественным положением Фадеева. Как руководитель Союза писателей, он нес ответственность за запреты произведений и аресты многих писателей. Смерть Сталина, Александр Фадеев воспринял как наступающее возмездие, но все еще оставался на своем посту. Только после доклада Хрущева на XX съезде партии, где он был назван в числе тех, кто разделял ответственность за совершенные преступления, Фадеев понял, что наказание неотвратимо. 13 мая 1956 года писатель покончил жизнь самоубийством.
Почти два десятилетия его имя находилось в тени, и только в 1974 году была учреждена медаль имени Александра Фадеева, что означало признание его огромных организационных заслуг. Тем не менее его предсмертное письмо было опубликовано лишь в 1990 году. В нем писатель признавал свои ошибки и заявлял о том, что не видит выхода из трагического тупика, в котором оказался волею обстоятельств.
Личная жизнь Александра Александровича Фадеева складывалась тоже не совсем ровно. Его любили многие женщины, и он умел проявлять к ним высшую степень порядочности и душевного благородства. Фадеев был несколько раз женат и от разных браков имел сына и дочь. Второй женой писателя была известная актриса МХАТа Ангелина Степанова.