Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Элементы духовной сферы жизни общества. Шпаргалка: Духовная сфера общества

Элементы духовной сферы жизни общества. Шпаргалка: Духовная сфера общества

Определение духовной сферы, ее составные элементы. Общественное сознание - это прежде всего идеальный феномен общества; его формы, виды, уровни, состояния различаются своим конкретным содержанием, общественными функциями, но при этом все они сохраняют качество идеальности. Между тем в общественной жизни функционирование сознания общества не исчерпывается идеальными формами, сознание обретает и более конкретные социологические черты. Поэтому и возникает необходимость рассмотреть сознание общества не только в рамках его идеальности, но и в более широком контексте общественной жизни. Такое содержание духовной жизни общества отражается в категории "духовная сфера общества".

Духовная сфера общества представляет собой сторону духовной жизни, связанную со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей.

На различных этапах развития общества элементами духовной сферы являются наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание .

1 «Духовная сфера предполагает выделение следующих областей: науки, идеологии, художественно-эстетической жизни, воспитания и просвещения, обеспечивающих формирование новых поколении, передачу духовных ценностей от поколения к поколению» (Категория исторического материализма. М., 1980. С. 303). А.К. Уледов выделяет идеологическую, научную, художественно-эстетическую жизнь в качестве области или подсистемы духовной жизни (см.: Уледов А.К. Духовная жизнь общества).

На наш взгляд, элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками. Во-первых, они основываются на формах, видах общественного сознания, во-вторых, включают определенные типы духовной деятельности, в-третьих, они суть институа-лизированные подсистемы общества. Рассмотрим эти признаки.

Так, наука основывается на познании законов природы, общества, самого человека. Религия - на своеобразном отражении в головах людей сил природы и общества, их собственной сущности . Искусство предполагает эстетическое отражение действительности. Дифференциация духовной сферы в определенной мере воспроизводит дифференциацию форм обшественного сознания и включает ее в себя.

2 «Здесь поэтому без всяких ограничений имеет силу следующее положение: объект человека есть не что иное, как его же объективная сущность. Бог человека таков, каковы его мысли и намерения...

Божественная сущность не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, то есть от действительного, телесного человека, объективированная, то есть рассматриваемая и почитаемая в качестве посторонней, отдельной сущности... религия есть первое и к тому же косвенное самосознание человека» (Фейербах Л. Избр. филос. произв. М., 1955. Т. 2. С. 42-43).

Но элементы духовной сферы - не просто отдельные формы общественного сознания. В них проявляется и деятельностно-продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей. Например, наука - не только сумма знаний о законах действительности, совокупность объективных истин, это и сложнейший процесс человеческой деятельности, духовного производства . Чтобы всесторонне раскрыть этот процесс, необходимо проанализировать и своего рода технологию научного познания, выявить роль различных факторов научной деятельности. Точно так же идеология представляет собой не совокупность классовых идей, лозунгов, оценок, она включает в себя сложный процесс выработки этих идей, что, в частности, требует средств, умений, навыков. Это целая отрасль деятельности, своего рода идеологическая индустрия, в которой профессионально заняты тысячи людей, являющихся субъектами этой деятельности.

1 «Существо науки заключается не в познанных уже истинах, а в поиске их, в экспериментально-исследовательской деятельности, направленной па познание и использование законов природы и общества. Наука - это не знания сами по себе, а деятельность общества по производству знаний, т.е. научное производство» (Волков Г И. Социология науки. М., 1968: см. также: Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М., I984).

Сравним моральное и эстетическое сознание. И в том и в другом случае мы имеем дело с формами общественного сознания, каждая из которых играет важную роль в обществе, выполняет свои функции и не заменяется никакой другой. Вместе с тем общественное проявление морального и эстетического сознания в обществе различно. Моральное сознание в силу целого ряда своих особенностей не стало особым видом, типом духовного производства в системе обшественного разделения труда. Если можно ставить вопрос о том, кто «производит» нравственные принципы, нормы, оценки, то это производство, распределенное между искусством, наукой, идеологией, различными институтами, рождается в самом процессе жизнедеятельности класса, общества. Но специализированного духовного морального производства, которое бы явилось специальным трудом определенной группы людей, в обществе все-таки нет.

Что же касается эстетического сознания, то оно развилось в определенный вид духовного производства. Наряду с эстетическим отражением действительности, истоки которого коренятся в человеческом труде, в обществе сложилась и профессиональная эстетическая деятельность художников, писателей, скульпторов, артистов, кинематографистов; суть этой деятельности - эстетическое отражение действительности. Вот почему моральное сознание, будучи важной формой общественного сознания, не является элементом духовной сферы общества, а эстетическое обрело этот статус.

Короче говоря, наука, идеология, искусство, религия стали в обществе специализированными видами духовного производства, духовной деятельности. Все они входят в общую систему разделения труда в обществе. И именно в таком качестве они выступают элементами духовной сферы.

Характерной чертой элементов духовной сферы является общественная институализация профессиональной духовной деятельности.

Обратимся в качестве примера к науке. Наука сегодня это и сложная общественная организация, оформленная в систему институтов и других подразделений, и специфическая система подготовки кадров для научной деятельности, и материально-финансовое обеспечение научной работы, и своя система отношений между людьми в этой области . То же можно сказать и об образовании и воспитании. Образование в современном обществе представляет собой сложную общественную подсистему, которая включает в себя и совокупность организаций, и подготовку кадров педагогов, и материальную базу обучения, и формы управления, планирования работы этих организаций, и многое другое. 1

См., напр.: Ке.ые В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

Институализация элементов духовной сферы раскрывает еще одно отличие этих элементов от обшественного сознания. Например, важным компонентом общественного сознания является общественное мнение. Но оно, на наш взгляд, не является элементом духовной сферы общественной жизни потому, что существует как мнение, суждение, оценка , а не как социологически оформленный общественный институт. 2

«Формальная, субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица, как таковые, имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих Делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением» (Гегель Г. Соч. Т. 7. М.-Л., 1934. С. 336).

Итак, элементы духовной сферы характеризуются определенной слитностью форм, типов общественного сознания с профессиональной деятельностью по их производству, с общественной институали-зацией этой деятельности.

Совокупность этих элементов, их конститу-ирование в определенную подсистему общества, ее собственное развитие и функционирование образуют одну из четырех важнейших подсистем общества - его духовную сферу.

Детерминанты духовной сферы общества. Рассматривая другие сферы общественной жизни - социальную, политическую, мы уже сталкивались с определенной многосторонностью общественных детерминант каждой из них. Но духовная сфера в этом отношении явно лидирует по богатству, разнообразию общественных причин. При этом следует учесть, что каждый ее

элемент не связан только с какой-то одной общественной причиной (это не отменяет того, что в конкретных случаях можно выделить преимущественное значение какой-то одной или нескольких причин).

Так, прежде всего экономическая сфера общества выступает мощнейшей причиной развития такого элемента, как наука. Именно она превратила научное познание законов окружающего мира из занятия небольшой группы людей в широко разветвленную подсистему общественной деятельности, с миллионными отрядами профессиональных работников, с мощной материальной базой.

Важной общественной детерминантой духовной сферы является социальная сфера. Одним из примеров действия этой зависимости может служить конституирование религиозного сознания в общественный институт церкви. На определенном этапе развития частнособственнических отношений, в условиях господства стихийных сил религиозная вера превращается в сложную общественную подсистему со своими организациями, кадрами, определенной социальной ролью.

Совершенно отчетливо проявляется в обществе влияние политической сферы на формирование идеологии. Собственно идеологическая деятельность, т.е. разработка определенных идеологических целей, программ, понимание их под определенным углом зрения классов, наций, государства, международных отношений, определенная обработка сознания трудящихся масс в интересах господствующих классов - все это родилось вместе с появлением первых политических институтов. Правда, идеологическое обеспечение политических институтов длительное время не отдифференцировалось от самих этих институтов, выступая частью механизма политического управления, что выражалось, в частности, в том, что зачастую политики объединяли в себе и функции идеологов. Но эти факты не являются основанием для отождествления политических и идеологических функций вообще, для отрицания относительной самостоятельности идеологической деятельности.

Одной из важнейших общественных детерминант духовной сферы являются общественные потребности в передаче накопленного опыта социализации,

воспитания новых поколений людей. Ясно, что общество без такой передачи социального опыта существовать не могло. Но если передача достигнутого опыта всегда была неотъемлемой чертой эволюции человеческого общества, то это не значит, что она всегда была одинаковой, что общественные средства, формы, методы исторически не менялись. Если на первых этапах человеческой истории передача общественного опыта, воспитание новых поколений осуществлялись путем подражания в совместном труде, использования семейных традиций, то с развитием общественного производства стали выделяться группы людей, профессионально занятых обучением и воспитанием подрастающих поколений. Постепенно сложилась целая отрасль общественной деятельности, общественная подсистема образования и воспитания, в рамках которой и осуществляется передача накопленных достижений культуры, первичная социализация подрастающих поколений.

Богатство общественных предпосылок, разнообразие тех корней, из которых вырастают элементы сферы общества, объясняют в определенной мере богатство и разнообразие элементов духовной сферы. Видимо, это разнообразие не может служить поводом для сомнений в том, представляют ли собой выделенные элементы нечто единое в родовом отношении, составляют ли они в целом единую духовную сферу общества. Конечно, не считаться с этим разнообразием, насильственно выравнивать все элементы, нивелировать их отличия нельзя.

На наш взгляд, самым общим синтезирующим показателем всех перечисленных элементов является то, что в каждом из них сознание выступает своеобразным центром, вокруг которого как бы лепятся, объединяются черты каждого элемента. Сознание здесь и результат определенной деятельности - оно производится, и продукт потребления - оно потребляется, и определенное средство, орудие духовного производства, т.е. та база, на основе которой получаются новые духовные ценности, и высшая цель, ради которой формируются социальные институты, научные учреждения, органы образования, творческие союзы. Как материальные блага, общности, организации выступают своеобразной границей, которая очерчивает пределы материальной, социальной, политической сфер, так и сознание как бы определяет границу духовной сферы, высвечивает его специфику. Именно это обстоятельство и дает основания для того, чтобы объединить, связать такие разные по содержанию и по конкретной общественной роли идеологию, науку, образование, церковь, искусство.

Следует отметить, что в общественной жизни все элементы духовной сферы тесно связаны, взаимодействуют друг с другом. Так, длительное время развитие церкви оказывало сильнейшее влияние на искусство, науку; сегодня особо очевидна связь науки и образования, идеологии и науки. По существу, каждый из выделенных элементов в определенной мере влияет на все другие. Поэтому мы можем не просто констатировать наличие сходных черт в различных элементах духовной сферы, но и выделять определенные системные связи между ними. В духовной сфере, как и в других сферах, нельзя однозначно

Духовная сфера общества.

1. Специфика духовной сферы общества.

2. Особенности духовного производства.

3. Наука как вид духовного производства.

4. Искусство как вид духовного производства.

5. Религия как вид духовного производства.

1.Духовная сфера общества – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете). Духовная сфера – это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

Элементы духовной сферы общества:

· духовные потребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия

· духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат

· духовное потребление

· духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений.

· духовное производство

2.Духовное производство – деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре.

При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Духовное производство– производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи и теории, ценности, духовные общественные отношения и сам человек как духовное существо.Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.Духовное производство в отличие от материального носит всеобщий, общественный характер, продукты духовного производства доступны всем. Пятью хлебами не накормишь тысячу, а пятью идеями или шедеврами искусств можно удовлетворить духовные потребности миллиона людей. Однако следует заметить, что само производство духовных ценностей всегда индивидуально. Примером может послужить то, что нобелевские премии в науке коллективам авторов не присуждаются. В целом, большие открытия и творения делают одиночки, ведь творчество всегда уникально и индивидуально. Творчество – основная сила духовного производства, в то время как в материальном производстве таких производительных сил множество (сырье, машины, рабочие руки, дороги и пр.). Духовная деятельность самоценна, обладает значимостью нередко безотносительно к результату. Так искусство существует ради искусства. В отличие от материальной деятельности, для которой ценно не создание, а обладание благами, в духовной деятельности ценно само создание. Функции духовного производства: 1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

Виды духовного производства:

2. Искусство.

3. Религия.

    Наука как вид духовного производства. Наука 1) система знаний; 2) социальный институт.

Наука – систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира.

Основные признаки научного познания:

  • Систематичность и логичность
  • Наличие идеализированных объектов
  • Необходимость методов, методологии и средств научного познания
  • Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания
  • Наличие особого языка науки
  • Строгость и объективность открываемых истин
  • Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки

Функции науки:

  • Познавательная
  • Объяснительная
  • Практически-действенная (наука дает метод по преобразованию мира, а также служит внедрению технологий и созданию техники)
  • Прогностическая (например, предвидение природных аномалий)
  • Мировоззренческая
  • Функция социальной памяти

Дифференциация и интеграция научного знания.

Дифференциация науки – процесс, связанный с возрастанием числа специальных наук, становлением новых научных дисциплин, формированием новых научных направлений, подходов, концепций, теорий. Если во времена Аристотеля наука едва ли делилась на 20 областей знаний, то сейчас это деление не знает границ. Этому во многом способствовало открытие микроскопа и телескопа. Физика разделилась на механику, оптику, электродинамику, статистическую механику, термодинамику, гидродинамику и т.д. Появляются и новые науки, например, генетика. Дифференциация приводит к прогрессирующей специализации научных работников, отсутствию взаимопонимания представителей различных научных направлений и дисциплин, что не способствует прогрессу науки.

Интеграция науки – процесс, связанный с объединением наук на основе единства различных уровней и фрагментов универсума. Многие науки, например, химия, физика, астрономия и пр. объединяются на основе изучения элементарных частиц . Интеграция проявляется как:

· Организация исследований «на стыке» смежных научных дисциплин

· Разработка «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, компьютерный эксперимент)

· Поиск «объединительных» теорий и принципов (например, теория эволюции)

· Разработка теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (кибернетика, синергетика)

· Комплексный характер решения проблем

Дифференциация и интеграция – две взаимодополняющие тенденции в науке.

4. Искусство – такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта (наскальные рисунки). В классовом обществе искусство становится самостоятельным.

Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества. Конец XIX в. – начало XX в. характеризуется «дегуманизацией искусства» (термин Ортеги-и-Гассета) – дистанцированием от реальности, изгнанием из искусства непосредственности чувств, всего человеческого, живого. Искусство становится бесчеловечным, отвлеченным, холодным и ироничным. Дегуманизация затронула и все другие сферы общественной жизни.

Другой пример социального характера искусства – тоталитарное искусство XX века. Ярким примером является направление соцреализма в СССР, которое считалось главной и единственно правильной формой искусства. Тоталитарное искусство становится орудием политики, власти, идеологии. Государство монополизирует и контролирует деятельность художников, все не признанные официальными стили искусства запрещаются.

  • Что такое духовная сфера?
  • Что относится к духовным ценностям?
  • Из чего складывается духовная культура?
  • Что такое нравы?

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу различных духовных ценностей: их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Под духовными ценностями подразумевают моральные нормы и нравственные идеалы, традиции и обычаи, религиозные нормы, произведения живописи, музыки, литературы и других видов искусства, а также научные знания и теории.

Духовная сфера общества является важной частью культуры.

Что такое культура?

В переводе с латинского языка слово «культура» (cultura) означает «возделывание», «развитие». В Древнем Риме под культурой понимали возделывание земли. В XVIII веке этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утончённого в манерах. До сих пор слово «культура» связывается у нас с хорошим воспитанием, картинной галереей, консерваторией.

Современные учёные под культурой понимают все достижения людей, всё то, что создано человечеством (автомобили, компьютеры, музыкальные произведения, литература, кинофильмы, одежда, традиции, нормы и ценности и т.д.).

Культура настолько необходима, что её, как и воздух, мы не замечаем, но жить без воздуха, как и без культуры, не можем.

Культура - сложная система, создававшаяся тысячами поколений людей. В культуре находят отражение черты того или иного народа, общества, социальной группы. Именно своей культурой отличаются они друг от друга. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое. В культуру входят и социально-бытовые правила, принятые в обществе, жесты вежливости и приветствия, этикет, гигиенические привычки. Сфера культуры включает в себя деятельность библиотек, музеев и выставок, зрелищных предприятий, клубных учреждений, парков культуры, ботанических садов и зоопарков, телевидения и радиовещания.

Большинство учёных сходится во мнении, что культура имеет два измерения - материальное и духовное. Это деление условно. Материальная культура включает всё созданное человеческими руками: паровую машину, книги, орудия труда, жилые дома, церковные здания, украшения, произведения искусства и многое другое. Духовную (нематериальную) культуру образуют: нормы и правила поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, мифы, знания, идеи, верования, обычаи, традиции, язык и т.д. Нематериальная культура тоже результат деятельности людей, но сотворена она не руками, а скорее разумом и существует в нашем сознании, поддерживается обществом. Духовная культура может воплощаться в явлениях материальной культуры: книгах, картинах, скульптуре, архитектуре и т.д.

Из чего складывается духовная культура

Духовная культура в широком смысле слова включает все проявления человеческой деятельности в области материальной и нематериальной культуры, касающиеся искусства и науки, архитектуры, музыки, балета, театрального, музейного и библиотечного дела. В узком смысле слова - это только высоконравственные духовные ценности и поступки - героизм, патриотизм, совестливость и честность, альтруизм и т.д.

К духовной культуре относятся искусство, наука, образование, религия. Искусство отражает мир в художественных образах. Наука призвана открывать новые знания, создавать передовые технологии, проекты космических станций, расшифровывать старинные тексты, описывать законы Вселенной и т.д. Наука делает мир более понятным человеку.

Благодаря образованию (и самообразованию) знания передаются последующим поколениям. В систему образования входят школы, гимназии, лицеи, академии, университеты и др.

В чём значение науки, образования в жизни человека?

Существуют разные религии (среди них - три мировые: христианство, буддизм, мусульманство) - представления, основанные на вере в существование Бога или богов. Но все они содержат систему моральных принципов, представлений о добре и зле, которые придают смысл человеческой жизни, помогают бороться со всеми проявлениями зла ради утверждения на Земле любви и добра.

Духовную культуру создаёт множество людей - поэты, писатели, композиторы, художники, издатели книг и журналов, лекторы, радио- и телеведущие, учёные и изобретатели, деятели церкви. Много учреждений и организаций участвует в этом процессе: академии наук, школы и вузы, художественные галереи, театры, музеи, библиотеки и др. Они способствуют созданию, сохранению, распространению художественных произведений, научных теорий, изобретений.

Можно также сказать, что духовная культура является результатом деятельности всех людей. Ведь мало сочинить стихотворение, песню, написать картину, снять фильм или поставить спектакль. Без читателей, слушателей, зрителем литература, музыка, живопись, театр, кино - мертвы. Если мы не будем соблюдать традиции, правила поведения - они перестанут существовать. Гениальность изобретения может быть оценена по достоинству, если только оно станет общественным достоянием.

    Дополнительное чтение
    В развитии духовной сферы огромную роль сыграло возникновение письменности и появление книгопечатания. Европейский изобретатель книгопечатания немец Иоганн Гутенберг в 1455 году напечатал первую большую книгу - «Библию», которая до сих пор считается шедевром полиграфии.
    В 1564 году в России вышла первая печатная датированная книга «Апостол», её издал Иван Фёдоров.
    С первых печатных станков сходили молитвенники, сборники проповедей, учебники, грамматики для детей, моральные наставления, правила хорошего тона.
    Первые печатные учебники неузнаваемо изменили сам процесс обучения. Раньше, сидя перед учителем у подножия кафедры, ученики старательно записывали его слова под диктовку. Теперь перед учениками лежали красиво изданные книги.
    Роль книгопечатания невозможно переоценить. Без него не было бы образования, а без образования - науки и культуры.

Объясните, как появление книгопечатания повлияло на развитие духовной сферы общества?

Основой духовной культуры выступают морально-нравственные принципы и нормы, т.е. представления о добре и зле; правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о справедливости, долге, чести, совести и др.

В любом обществе существуют свои нравственные ценности и идеалы. Их отражают нравы.

    Интересные факты
    В современном обществе считается безнравственным обижать слабого. А вот древние греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Те осматривали ребёнка, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был слабым и болезненным, его сбрасывали с обрыва в пропасть.

Благородные нравственные поступки не требуют наград, слов благодарности или правительственных орденов. Благодарностью служит сам добрый поступок. Он помогает поверить в себя, укрепляет всё лучшее в нас.

Высокоморальным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим. Уважение к родителям и забота о них - одна из основ человеческой морали. Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за другого человека.

    Умная мысль
    «Нравы говорящего, убеждают больше, чем его речи».
    - - Публий Сир, древнеримский поэт - -

Какое бы решение в своей жизни ни принимал человек, будь то коммерческая сделка, бракосочетание, выбор друзей, устройство на работу, участие в голосовании на выборах в органы государственной власти или моральный выбор, он так или иначе руководствуется нравственными принципами.

    Подведём итоги
    Духовная сфера общества включает высшие проявления человеческой деятельности в области литературы, живописи, науки, музыки, архитектуры, поэзии и т.п. В них главную роль играют морально-нравственные принципы.

    Основные термины и понятия
    Духовная сфера общества, культура, нравы.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение следующих понятий: «культура», «нравы».
  2. Чем материальная культура отличается от духовной? Приведите примеры.
  3. Из чего складывается духовная культура? Кто участвует в её создании?
  4. Расскажите о нравах, играющих большую роль в нашей жизни.

Практикум

Множество видов деятельности составляют жизнь человека в современном мире, и люди при этом вступают в те или иные отношения при общении. Характер отношений может быть разным, но их объединяют в пять взаимосвязанных между собой сфер общественной жизни.

Основные сферы общества

  • Экономическая связана с производством материальных благ, их распределением и потреблением.
  • Социальная сфера - это область, где реализуются различные интересы и потребности групп общества, которые образуют его социальную структуру: этнических, демографических, семейных, классовых и других.
  • Политическая - это отношения между нациями, социальными группами, отдельными индивидами по вопросам государственной власти.
  • общества является сферой, в которой зарождаются и реализуются разные религиозные, нравственные, художественные потребности людей. При этом многие идеи, которые создаются в ней, предназначены для практического применения. Например, компьютерные программы и информационные технологии создаются умственным трудом, т.е. в духовной сфере, однако, потребляются в экономике, социальной сфере, политической и других.
  • Экологическая - сфера отношений между людьми по тому признаку, как они относятся к природе. сейчас считаются задачами первостепенной важности.

Духовная сфера общества

Многообразие ценностного мира современного человека достаточно широко. Кроме ценностей повседневной жизни существуют и более высокие, которые связаны с пониманием смысла бытия, идеалов общественного устройства, норм нравственности. Духовная сфера общества определяет идеалы, которые важны для выстраивания системы ценностей.

Каждый человек с первых дней жизни попадает в определенную среду. Говорить о том, что цивилизованное общество полностью бездуховное, нельзя. Просто так складывается, что в одних социальных слоях люди живут нормальной духовной жизнью, что не скажешь о других. Иногда жизнь человека направлена только на выживание, а на философские размышления у него времени просто не остается, хотя все это зависит от индивидуальности каждого.

Духовная сфера общества как профессиональное производство ценностей духовности охватывает в основном сферу философского знания, в частности, искусство, этику и религию. Каждая из них обсуждает проблемы общества и человека в будущем, идеалы общественно-политического устройства, связи между тем, что должно быть, мечтами и настоящим.

Духовная продукция, которая создается в обществе, весьма разнообразна. К ней можно отнести философские системы, кодексы нравственности (десять заповедей в религии, например), литературные утопии и другое. Путь в будущее в действительности не предопределен, поэтому можно понять, почему люди так много рассуждают о завтрашнем дне, о об идеалах. Духовная сфера общества живет невидимой, но бурной жизнью, связанной с поиском, находками и разочарованиями. Можно понять озабоченность власти всеми перипетиями духовной общественной деятельности, потому что перевороты в шкале ценностей неизбежно вызывают политические и социальные потрясения, которые чреваты сменой Это всегда отражается на отношениях между духовной и политической сферой жизни.

Область теоретической человеческой деятельности тоже находится в непростых отношениях со сферой духовной.

Особое место в духовной сфере занимает образование и идеология, которая необходима для приобщения к высшим духовным и членов общества. Все зависит от той задачи, которую перед ними ставят политические силы, находящиеся у власти.

Таким образом, духовная сфера общества является системой отношений между людьми. Она отражает духовно-нравственную , представленную культурой, наукой, религией, моралью, идеологией, искусством.

Духовные явления - компоненты социальной реальности, в своей совокупности образуют особую, духовную сферу жизни общества. Явления сознания - не только нечто всецело производное от бытия, но сущее, имеющее свое особое место в социальной реальности, что теоретически выраженается в выделении структуры духовного производства как опосредующего звена между «историей мышления» и «историей общества». Духовное в своих социальных формах выступает как своего рода предметность, специфическая часть социальной реальности, поэтому «нельзя, говоря о духовном как об отражении объективно существующей реальности, ни на минуту упускать из виду, что само это отражение есть также определенный вид общественного производства - производства идей». Тем самым констатируется особый, относительно автономный мир господствующих в обществе идей, ценностей, норм, убеждений, целей. Концепция духовного производства и ставит в центр своего внимания исследование того механизма, которым создается, воспроизводится, развивается эта специфическая часть социальной предметности. Решающая роль в этом процессе принадлежит социально институциализированным формам духовной деятельности. Проблемное поле концепции духовного производства (общественного сознания, духовной жизни общества) - предметные формы, в которых духовное становится фактом социальной реальности: социальные механизмы духовной деятельности, многообразные социально институциализированные формы духовной жизни, сложные взаимосвязи и зависимости между различными компонентами, уровнями, формами, структурными элементами общественного сознания.

Прослеживая общие социальные механизмы духовной деятельности, концепция духовного производства с необходимостью сталкивается с проблемой выбора содержания сознания (различных ценностей и целей, норм и идеалов, на которые опирается и которым следует человек). За возникающей здесь проблемой выбора духовных ориентаций прорисовывается картина выбора собственного бытия. Эта ситуация самоопределения человека в мире культурных ценностей требует в качестве формы своего философского осмысления категории духовной культуры.

Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально - политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, стихийные настроения, привычки и т. д.

Духовная культура - лишь определенная сторона, «срез» духовной жизни, в известном смысле ядро духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру, религию.

Учитывая сложность одновременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры, попытаемся выяснить общую основу, объединяющую в единое целое все ее стороны, а именно: что понимается под культурой в целом.

В самом широком смысле этого слова культура - развивающаяся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, его отношений с действительностью. Сохраняя и передавая разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура - одновременно и результат, и средство развития личности и общества. Культура - исторически определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.

Духовная культура нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно - экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Духовная культура в этом качестве - нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.

В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат ориентирами в этом процессе.

Главная цель, функция духовной культуры - формирование определенного типа личности в интересах общества, регулирование поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, природой, окружающим миром. Отсюда др. функция - формирование познавательных способностей личности.

Духовная культура общества выражается в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предмет труда в нем - не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей (интеллигенция). Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, ее основного творца и потребителя. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием.

Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т. д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.