Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Экзистенциалист жан поль 5 букв. Отчаяние и надежда

Экзистенциалист жан поль 5 букв. Отчаяние и надежда

Роллан Р. Собрание сочинений: В 20 т. – Л., 19301936.

Роллан Р. Собрание сочинений: В 14 т. – М., 1954–1958.

Роллан Р. Статьи, письма. – М., 1985.

Роллан Р. Воспоминания. – М., 1966.

Цвейг С. Р. Роллан: Жизнь и творчество // Собрание сочинений: В 7 т. – М., 1963. – Т. 7.

Балахонов В.Е. Ромен Роллан и его время. «Жан Кристоф». – Л., 1968.

Балахонов В.Е. Ромен Роллан и его время. Ранние годы. – Л., 1972.

Мотылева Т.Л. Творчество Ромена Роллана. – М., 1959.

Мотылева Т.Л. Ромен Роллан. – М., 1969.

Тема 7. Экзистенциализм во французской литературе

Экзистенциализм – общеевропейское течение в философии и литературе ХХ в. Социокультурные и философские предпосылки экзистенциализма. Наследие Ф.М. Достоевского и экзистенциализм. Течения во французском экзистенциализме.

Жан-Поль Сартр – глава французского экзистенциализма. Основные категории экзистенциализма в книге Сартра «Бытие и ничто»: «сущность» и «экзистенция», «свобода», «тревога», «пограничная ситуация», «абсурд». Проблема личного выбора и ответственности в философии Сартра. Взаимоотношения «Я» и «Другого» в понимании Сартра.

Роман «Тошнота» как манифест атеистического экзистенциализма. Роман об открытии личностью абсурдности мироздания. Антуан Рокантен как экзистенциирующий герой. Проблема свободы и гуманизма в романе. Особенности поэтики романа. Влияние Р. Декарта, А. Франса и М. Пруста на Сартра.

Тетралогия «Дороги свободы» – начало второго этапа в творчестве Сартра. Отход от идеи «тотальной свободы». Сартр – апологет ангажированной литературы (эссе «Что такое литература?»). Стремление к синтезу экзистенциалистской антропологии с марксизмом и психоанализом в повести «Слова» и в книге «В семье не без урода. Гюстав Флобер. 1821–1857». Влияние Сартра на интеллектуальную атмосферу Запада середины ХХ в.

Место Альбера Камюво французском экзистенциализме. Журналистская деятельность в газете «Альже репюбликен» в 1938 г. Проблематика повести «Посторонний» и эссе «Миф о Сизифе». Композиционные особенности повести и специфика повествовательной манеры А. Камю («нулевой градус письма» Р. Барт). Мерсо как экзистенциалистский вариант «естественного человека». Проблема «верховного самоубийства» в эссе «Кириллов» и пьесе «Калигула». Метафизический бунт в «Калигуле».

Участие Камю в Сопротивлении. Преодоление отчуждения во второй период творчества (роман «Чума»; философское эссе «Бунтующий человек»). Роман «Чума» как «коллективная история», трагедия общества. Многоуровневость структуры романа «Чума». Поздний Камю (повесть «Падение»).

Литература

Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. – М., 1990.

Евнина Е.М. Современный французский роман. – М., 1962.

Шкунаева И. Современная французская литература. – М., 1961.

Жан-Поль Сартр (19051980)

Сартр, Жан-Поль (Sartre, Jean-Paul) – французский писатель, публицист и философ-экзистенциалист. После окончания в 1929 г. Высшей нормальной школы и службы в армии Сартр преподавал философию в лицее Гавра. В 1933–1934 гг. находился на стажировке во Французском институте (Берлин), где познакомился с феноменологией Э. Гуссерля и экзистенциализмом М. Хайдеггера.

Первые философские работы Сартра «Трансцендентность Эго» («La transcendance de l’Ego», 1934), «Воображение» («L’Imagination», 1936), «Эскиз теории эмоций » («Esquisse d’une théorie des émotions», 1939), «Воображаемое. Феноменологическая психология воображения» («L’Imaginaire. Psycologie phénoménologique de l’imagination», 1940) – обнаруживают ориентацию его на феноменологические методы. Сартр менее всего стремится обобщить данные естественных и социальных наук, но пытается дать описание конкретных, отдельных состояний сознания индивидуума. Этим объясняется особый интерес писателя к проблеме эмоций и воображения, их природы и роли в жизни индивидуума. Он выдвигает тезис о неэффективности эмотивного поведения, ибо, с его точки зрения, эмоция есть бегство личности от мира. Сталкиваясь с реальными проблемами, человек отдается эмоции, которая как бы «отключает» его от опасной или трудной ситуации. Таким образом, эмоция есть иллюзорный способ разрешения проблемы.

Трактовка Сартром проблемы воображения близка концепции «интенциональных актов» Э. Гуссерля. Сартр говорит о творческой сущности воображения, хотя и ограничивает действие воображения сферой сознания. Он противопоставляет воображающему сознанию сознание практическое. Для него воображение ирреально и предполагает «неантизацию» действительности в ее наиболее существенных структурах.

В романе «Тошнота» («La Nausée», 1938) уже присутствуют отдельные экзистенциалистские мотивы и идеи. Главный герой романа Антуан Рокантен, оказавшись в небольшом провинциальном городке Бувиле, пишет книгу о маркизе Рольбоне. Рокантен ведет дневник, главным содержанием которого становятся «озарения», переживаемые героем. Эта череда «озарений» складывается в сюжет романа, главной темой которого становится открытие личностью абсурда. Открытие Рокантеном абсурдности бытия происходит в результате его столкновения с окружающими предметами. Мир вещей и – шире – природное бытие оказываются враждебными человеческой субъективности. Погруженность субъекта в это природное «месиво», в бесформенную и мертвую объективность вызывает в нем чувство тошноты. Достоинство и свободу личности Сартр видит в трезвом признании абсурдности бытия. Рокантен преодолевает чувство тошноты, привнося во враждебный человеку природный мир субъективное, личностное начало. Осуществляя свободный выбор в «пограничной ситуации», Рокантен становится экзистенциирующим героем. Он отказывается от неподлинных форм жизни и деятельности (социальная активность, наука, искусство, любовь и т.д.) и хочет превратить свою жизнь в некое подобие совершенного произведения искусства. «Каких вершин я мог бы достичь, если бы тканью мелодии стала моя собственная жизнь», – размышляет Рокантен, услышав джазовый мотив.

В выборе писателем дневниковой формы повествования, в исповедальности романной интонации сказалось сартровское понимание природы философской идеи. Для него она не результат спекулятивного, абстрактно-логического мышления, но интимное, личностное переживание.

Сартровский роман отрицает каноны классического реалистического романа Бальзака, Стендаля, Флобера. Мир Рокантена – это мир его сознания. В этом отношении писатель продолжает прустовскую линию во французской литературе. В романе нет финала, как нет и подлинного начала, ибо жизнь лишена смысла, а события – причинно-следственных связей. Сартровский герой – «существо без контуров, неопределимое, неуловимое и невидимое, анонимное “Я”, которое является всем и ничем, которое чаще всего есть лишь отражение самого автора» (Н. Саррот).

В сборнике рассказов и новелл «Стена» («Le Mur», 1939) Сартр развивает основную тему «Тошноты». В одноименной новелле писатель показывает превращение человека в вещь, в дрожащую и агонизирующую плоть перед лицом неизбежной смерти. Осознание близости конца отнимает у человека свободу. Страх смерти превращает человека в животное. Трое республиканцев, сражающихся против испанских фашистов, схвачены и в подвале, куда их посадили, ждут решения своей участи. Они обречены на пытку ожиданием. Их бьет нервная дрожь, они покрываются холодным потом. За этими физиологическими проявлениями страха наблюдает военный врач. Героев новеллы охватывает апатия, они утрачивают волю и мужество.

Главный герой новеллы Пабло Иббиета в ожидании смерти открывает для себя абсурд. Все становится ему безразлично. В сартровской новелле появляется мотив, который несколько позже станет основным в повести А. Камю «Посторонний», зазвучит лейтмотивом в устах Мерсо – мотив индифферентности. Размышляя над предложением фашистов спасти свою жизнь ценой предательства, Иббиета приходит к выводу: «...все в принципе равноценно. Я прекрасно знал, что он был нужнее Испании, но теперь мне было начхать и на Испанию, и на анархизм: ничто больше не имело значения». Пабло Иббиета оказывается в «пограничной ситуации», в ситуации выбора. И он выбирает смерть, направляя фашистов по ложному, как ему кажется, следу, но по иронии судьбы приводит их к человеку, которого они разыскивали. Таким образом, всякое действие бессмысленно и губительно, но сам акт выбора делает человека экзистенциирующей личностью вне зависимости от последствий и результатов этого акта для других и для самого человека.

В 1940 г. Сартр попадает в немецкий плен, но через год его освобождают по состоянию здоровья.

«Евангелием» французского атеистического экзистенциализма стал философский труд Сартра «Бытие и ничто» («L’Etre et le Néant», 1943), в котором писатель предпринимает систематическое изложение своей философии. Он анализирует диалектику взаимоотношений человека («бытия-для-себя») и объективной действительности («бытия-в-себе»). «Бытие-в-себе» лишено саморазвития, которым наделено лишь «бытие-для-себя». Человек отрицает объективную действительность для достижения свободы. По Сартру, «Я» есть чистая духовность, абсолютная свобода, неограниченная субъективность. «Отчуждение» («L"aliénation») есть атрибут «бытия-для-себя». «Бытие вне меня. Единственная истина – мое личное существование», – пишет Сартр.

В работе Сартр обосновывает концепцию абсурда, утверждая случайность и бессмысленность бытия, которое «не имеет ни повода, ни причины, ни необходимости». Человеческое пребывание в мире непрочно, смерть неизбежна («бытие-для-смерти»). «Абсурдно то, что мы родились, абсурдно то, что мы умрем», – провозглашает философ. Человек одинок и покинут. Оставленность (délaissement) человека есть результат богоутраты. Главный признак человеческого бытия – постоянная тревога, тоска, тошнота, порождаемые тягостной неопределенностью мира. Преодоление этих состояний возможно в акте свободного выбора как фундаментальной основы личности. «Мы не избираем быть свободными: мы осуждены на свободу», – заключает Сартр. Он отвергает детерминизм: у него действие, выбор предшествуют мотиву, побуждению, которыми человек постфактум лишь оправдывает свое поведение. Свобода – это способность изменения наличествующего состояния, это всегда превозмогание себя. По утверждению Сартра, «быть свободным – это быть-свободным-для-изменения». Одно из проявлений свободы «Я» – художественное творчество, служащее эманацией постоянного обновления художника.

С середины 40-х гг. Сартр активно участвовал в политической жизни Франции. С 1945 г. он возглавлял журнал «Новые времена» («Les Temps modernes»). В конце 40-х – начале 50-х гг. пытался основать партию левой интеллигенции.

В это время им была написана незавершенная трилогия «Дороги свободы» («Les Chemins de la liberté», 1945–1949), которая включает в себя романы «Возмужание» («L"Age de raison», 1945), «Отсрочка» («Le Sursis», 1945), «Смерть в душе» («La Mort dans l"âme», 1949). Главный герой – интеллигент Матьё Делярю, терзаемый невзгодами в личной жизни и осознающий необходимость занять какую-то позицию по отношению к надвигающейся фашистской угрозе, погибает, пытаясь остановить колонну гитлеровцев.

Проза Сартра аналитична и физиологична одновременно. Он сочетает эссе с подробными, в натуралистическом духе зарисовками. Сартр выступил апологетом ангажированной литературы (Littérature engagée). В эссе «Что такое литература?» («Qu’est-ce que Littérature?», 1947) Сартр декларирует необходимость для писателя «не созерцать мир, а его переделывать», содействуя своим творчеством «самосозиданию человека». Тип художника, пытающегося убежать от действительности, представлен Сартром в очерке «Бодлер» («Baudelaire», 1947) и в книге «Святой Жене, комедиант и мученик» («Saint Genêt, comédien et martyr», 1952). В трактовке Сартра Бодлер – это художник, пытавшийся увидеть себя со стороны, как Другого, то есть слить в единстве собственной личности одновременно субъект и объект бытия. Это приводит Бодлера к отказу от экзистенции как подлинного существования, основанного на свободном выборе себя, к бегству в прошлое, в мир своих воспоминаний и образов. Бодлер разрывается между экзистенцией и бытием – в этом Сартр видел источник бодлеровской противоречивости, раздвоенности.

Свою драматургическую деятельность Сартр начал еще в 1940 г., когда в лагере для военнопленных он написал и поставил рождественскую мистерию «Бариона». Признание к Сартру-драматургу пришло лишь в 1943 г. после постановки в оккупированном Париже его пьесы «Мухи» («Les Mouches»). В основе сюжета – античный миф об Оресте, который мстит своей матери, царице Клитемнестре, за убийство своего отца – царя Агамемнона. Писатель использует античный миф для выражения экзистенциалистской концепции мира и человека. Сочетание крайних форм натурализма с модернизированным мифом – отличительная особенность сартровской драматургии. Орест, прибыв в Аргос, где жители города живут в страхе и покорности, задавленные чувством вины, открывает для себя косность и мертвящую неподвижность бытия. Осознав свою свободу, он делает выбор: убивает убийц своего отца – царя Эгисфа и Клитемнестру. Совершив этот акт возмездия, Орест становится экзистенциирующим героем. Но обретение абсолютной свободы сопровождается утратой единственного близкого Оресту человека, его сестры Электры. За свободу Орест расплачивается одиночеством, покинутостью.

В последующих пьесах «Мертвые без погребения» («Morts sans sépultures», 1946), «Грязные руки» («Les Mains sales», 1948), «Дьявол и Господь Бог» («Le Diable et le bon Dieu», 1951), «Затворники Альтоны» («Les Séquestrés d"Altona» 1960) Сартр развивает приемы и принципы новой театральности, «театра ситуаций», в которых через призму конкретной ситуации пытается разглядеть некие универсальные, трактуемые в экзистенциалистском духе первоосновы человеческого существования. «...Если верно, что человек свободен в данной ситуации, что он сам избирает себя в этой ситуации и посредством ее, – это значит, что в театре необходимо показывать простые и человечные ситуации, равно как и свободу, которая избирается в таких ситуациях», – писал Сартр в работе «К театру ситуаций» («Pour un théâtre de situations»).

В начале 50-х гг. началось сближение Сартра с французской компартией. Французский писатель дважды бывал в СССР, поддерживал кубинскую революцию, выступал против колониальных войн во Вьетнаме и в Алжире, против американской агрессии во Вьетнаме. В 1960 г. вышел в свет первый том его философского труда «Критика диалектического разума» («Critique de la raison dialectique»), свидетельствующий об эволюции философско-эстетических воззрений Сартра под влиянием марксизма. В центре исследования – по-прежнему индивид, его личные свойства и внутренние детерминации его деятельности. Однако Сартр исходит теперь из марксистского тезиса о том, что каждый индивид – член общества, детерминированный уровнем развития производительных сил и общественной структурой. В предисловии к «Критике диалектического разума» Сартр писал: «Я считаю марксизм непреходящей философией нашего времени». Он предпринял попытку связать экзистенциалистскую антропологию с марксизмом.

Автобиографическая повесть «Слова» («Les Mots», 1964) обозначила отход писателя от прежнего круга проблем экзистенциалистской философии. В центре повести – проблема ответственности художника. Сартр отрекается от существования в замкнутом мире слов, показывает формирование личности под влиянием определенной социальной среды в конкретную историческую эпоху; он отходит от мифологем своего раннего и зрелого творчества, рисует правдивую картину довоенной Франции. Повесть была удостоена Нобелевской премии (1964), от которой Сартр отказался.

В книге «В семье не без урода. Гюстав Флобер. 1821–1857» («L"Idiot de la famille. Gustave Flaubert de 1821 à 1857», 1971–1972) Сартр предпринимает попытку соединить экзистенциализм с марксизмом и психоанализом. Для объяснения творческого гения Флобера Сартр в духе З. Фрейда анализирует его детские переживания и порожденные ими неврозы. Однако Сартр не ограничивается психоаналитической методикой исследования творческой личности. Он признает, что формирование личности Флобера было обусловлено исторической эпохой. Экзистенциалистская установка Сартра проявилась в том, что центральное место в работе о Флобере, как и в его предыдущих произведениях, отводится «микроанализу» личности, то есть анализу ее внутреннего мира, сложной системы мотивов и целей ее практической деятельности.

Сартр был властителем дум значительной части европейской интеллигенции середины XX в., выразив ее сомнения и поиски. Творчество французского писателя оставило след в философии и литературе, в эстетике и критике, в театре и кинематографе.


Жан-Поль Сартр за работой с пушистым котом по имени Ничто
.

Он стоял на воротах и говорил, что эта позиция меньше сказывается на обуви, поэтому избавляет от гнева бабушки, которая проверяла подошвы на предмет износа и, если результаты ей не нравились, она его била. Однажды Камю сказал:

Всем, что я знаю о морали и человеческом долге, я обязан футболу.

На протяжении всей жизни Камю был известен причудами. Он писал стоя, содержал кошку по имени Сигарета, никогда не запирал свою машину и пробовал заняться йогой, впав в депрессию после получения Нобелевской премии.

Но самое странное, похоже, произошло с Камю во время его единственного визита в Нью-Йорк. Ему настолько понравился Зоопарк Центрального парка, что он посетил его двадцать раз.

Жизнь бессмысленна, но эти прелестные пингвины придают всему ценность.

5. Франц Кафка любил странное порно и платил за секс.

Франц Кафка известен своими мрачными экзистенциальными работами, отразившими его невротическую личность. Произведения писателя широко использовали такие философы, как Жиль Делёз и Феликс Гваттари, исследовавшие власть и наказание.

Помимо написания «Превращения», «Процесса» и других книг, Кафка также писал отзывы о секс-работницах, чьи услуги оплачивал.

Об одной проститутке он сообщал, что она была «слишком стара, чтобы сохранять меланхоличный настрой, хотя ей было больно, если не удивительно, что кто-то не так мил со шлюхой, как с девушкой в романе. Поскольку она не утешала меня, я не утешал её ».

Кафка лишился девственности в 1903 году с продавщицей, которая подрабатывала проституткой. С тех пор он был постоянным посетителем борделей в период учёбы в университете.

Когда Кафка не платил за секс, он покорял пожилых женщин во время отпуска в Швейцарии.

Но в своих сексуальных похождениях писатель был крайне противоречив.

Секс одновременно казался ему и необходимым, и внушающим отвращение. Интимный контакт привлекал писателя зовом живой плоти; но его беспокоила телесность акта. Он не выносил функций тела, но само тело обладало неоспоримо привлекательными качествами. Это был кризис, который он так и не разрешил, а вся вереница отношений, в которые он ввязывался, принесла свою долю смешанных порывов, разочарованных желаний и сексуальных неудовлетворений. Этот конфликт нашёл отражение в его творчестве. Почти во всех работах можно без труда распознать нить эротических нарушений.

Некоторые утверждают, что учёные утаили плодовитую сексуальную жизнь Кафки, чтобы поддержать его мученический образ. Но писатель и литературовед Джеймс Хос взял на себя серьёзную академическую задачу раскопать не только сексуальную жизнь Кафки, но и его вкус в порно. Всё найденное он опубликовал в книге «Раскапывая Кафку».

Впервые появился тайник откровенной порнографии , которую выписывал Франц Кафка, и которую упорно игнорировали исследователи, стремящиеся сохранить святость образа культового писателя.

Джеймс Хос случайно наткнулся на копии журналов в Британской библиотеке в Лондоне и Бодлианской библиотеке Оксфорда, занимаясь несвязанными исследованиями. Некоторые из этих эротических материалов он освещает в своей книге, развенчавшей миф, которым был овеян писатель и который едва ли согласуется с возмутительными иллюстрациями из тех запрещённых журналов.

Хос говорит о коллекции Кафки: «Некоторые из них довольно мрачные, с животными, совершающими фелляцию, и акты в исполнении девушка с девушкой... это довольно неприятно ».

6. Ницше сошёл с ума, спасая лошадь от порки, и стал считать себя Наполеоном

Фридрих Ницше писал свои учения ещё до становления философии существования. Однако его сокрушительная критика иудео-христианской морали и утверждение жизни в этом мире без возможности превосходства над другим имели решающее значение для развития экзистенциальных мыслителей. Жизнь философа была полна боли и трагедий, как и многих его последователей.

Однажды Ницше увидел, как на улице в Турине извозчик избивал лошадь. Зрелище потрясло философа и вызвало у него психический срыв. Известно, что он подбежал к ней и пытался защитить, прежде чем рухнул на землю. После этого случая Ницше оказался в психиатрической больнице и оставался больным всю оставшуюся жизнь. Бела Тарр и Агнеш Храницки включили эту сцену в фильм «Туринская лошадь».

Писатель и философ Ален де Боттон рассказывал, что после инцидента с лошадью Ницше «вернулся в свой пансион, танцевал голым» и подумывал застрелить немецкого кайзера. Ещё Боттон говорил, что Ницше начал считать себя периодически Иисусом, Наполеоном, Буддой и другими историческими личностями. Сохранились письма, которые Ницше написал своим друзьям уже в состоянии психического расстройства. Большинство из них подписаны «Дионис» или «Распятый».

Фридрих Ницше умер в возрасте 56 лет, спустя 11 лет после инцидента с лошадью. В последние годы, когда он был прикован к постели, его сестра выкрала и отредактировала труды философа в соответствии с программой германских националистов, которые позже сформировали нацистскую партию. Хотя сам Ницше выступал против немецкого национализма и открыто высказывался против антисемитизма.

7 Работа Симоны де Бовуар до сих пор запрещена в Ватикане за лесбийскую пропаганду.

Симона де Бовуар – идеолог феминистского движения и представительница экзистенциальной философии, подхватившая идею определения экзистенциальной этики там, где остановился Жан-Поль Сартр, и создавшая произведение «За мораль двусмысленности». В годы Второй мировой она написала роман «Кровь других», признанный в Штатах «учебником экзистенциализма».

Ещё одно произведение Симоны де Бовуар, «Второй пол», до сих пор в списке запрещённых книг Ватикана из-за яркого лесбийского содержания.

Симона де Бовуар, состоя в открытых отношениях с Сартром, была известна связью со своей 17-летней ученицей Бьянкой Ламблин, которая тоже в то время встречалась с Сартром. Позже Бьянка написала автобиографическое эссе о своих отношениях с де Бовуар и Сартром «Воспоминания о ненормальной девушке», вышедшее на английском под названием «Позорное дело».

8. Камю, по сути, предсказал собственную смерть.

Альберу Камю пришлось нелегко. Родился в бедной семье. Женился на морфинистке. Она пыталась покончить с собой. Снова женился, но продолжал добиваться других женщин. Из-за приступов депрессии и туберкулёза оставался нездоровым большую часть жизни.

Помимо всего этого, ранее Камю говорил, что самый бессмысленный способ умереть – это автокатастрофа. А в 1960 году погиб , находясь в автомобиле, который вёз писателя из Прованса в Париж и вылетел с дороги. Мистика. Или, по одной из версий, аварию подстроил КГБ за антикоммунистическое выступление Камю.

9. Достоевский был в нескольких секундах от казни.

За склонность создавать самых психологически интересных персонажей в литературе Фёдора Михайловича высоко ценили Ницше и Фрейд. А русский философ Μ. Α. Маслин писал: «Мировоззрение Достоевского – это философствование экзистенциального типа, философия человеческого существования ».

Свой самый сильный экзистенциальный опыт писатель испытал на эшафоте. 22 декабря 1849 года он стоял на Семёновском плацу с петрашевцами, где им зачитали приговор о «смертной казни расстрелянием». Расстрельная команда уже была готова к исполнению, когда прискакал адъютант с бумагой, в которой говорилось о замене смертной казни ссылкой и каторжными работами.

Если бы та казнь всё-таки состоялась, мир не увидел бы самых значимых трудов писателя, в том числе «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых».

Экология жизни. Досуг: Жан Поль Сартр «Слова». Известный писатель и психоаналитик Сартр прожил интересную жизнь, полною внутренних переживаний и противоречий. «Слова» (1964) - автобиографичная повесть Сартра. Автор откровенно рассказывает о своем детстве, родных и друзьях, о первом знакомстве с книгами и постепенном понимании своего призвания стать писателем. Франция второй четверти XX века.

1. Жан Поль Сартр «Слова»

Известный писатель и психоаналитик Сартр прожил интересную жизнь, полною внутренних переживаний и противоречий. «Слова» (1964) - автобиографичная повесть Сартра. Автор откровенно рассказывает о своем детстве, родных и друзьях, о первом знакомстве с книгами и постепенном понимании своего призвания стать писателем. Франция второй четверти XX века, модные тогда писатели и книги - обо всем этом Сартр пишет остроумно и язвительно, но и к себе он относится не менее критично: раскрывает читателю собственные детские фантазии и заблуждения, отразившиеся уже на его взрослой жизни.

2. Альбер Камю «Посторонний»

Книга Камю рассказывает о том, как не просто жить в обществе, выходя за рамки его шаблонов. Француз Мерсо, проживающий в Алжире, узнает о смерти матери. Он вынужден отправиться в богадельню, где та проживала на момент смерти, и принять участие в процессе похорон.

Автор подробно описывает внутреннее состояние героя, в котором нет ни тени сожаления или скорби, а есть лишь утомление от изнуряющей необходимости присутствия на похоронах. В дальнейшем развитии сюжета, Мерсо оказывается втянутым в разборки соседа-сутенера с арабами, ненароком совершает убийство, попадает под суд и приговаривается к смертной казни. Людям, как элементам общества, предписывается жить согласно установленным канонам.

Дело даже не в законах поведения или нормах морали. Наше мировосприятие тоже попадает под некие шаблоны, выгодные обществу. И горе тому, кто видит мир не таким, как все. Минимум, что грозит такому индивидууму, это непонимание и одиночество. Общество оставляет его равнодушным, абсолютно безэмоциональным, он не живет, а грезит наяву. Хотя в реалистичной оценке самой жизни ему не откажешь. И вот, он остается наедине с собой, в ожидании смерти.

3. Федор Достоевский «Подросток»

«Подросток» (1875 г.) Достоевского – роман-исповедь, роман воспитания, в нем подробно рассказывается о становлении характера и жизненной позиции молодого человека 19 лет, уже не совсем подростка, но и не взрослого. Он незаконнорожденный сын помещика Версилова и жены дворового человека. Происхождение накладывает отпечаток на всю его жизнь, он постоянно ощущает двусмысленность своего положения.

Мучимый различными переживаниями: противоречивыми чувствами к отцу, желанием разбогатеть и ощутить себя могущественным, стремлением отгородиться от людей и, напротив, жаждой вернуться в самую гущу жизни, жаждой взаимной любви, – Аркадий оказывается в чудовищном переплете событий романа. Так он взрослеет и постигает жизнь. «Подросток», безусловно, роман очень современный, роман, где проблемы юношеского самоопределения поданы с таким блестящим знанием психологии человека, что любой, даже взрослый человек невольно увидит в портрете героя и свое отражение.

4. Марсель Габриэль «Быть и иметь»

«Отец современного экзистенциализма» Сёрен Кьеркегор сформулировал если не основное правило, то некий общий принцип философии существования: «Человек становится личностью тогда и только тогда, когда он реализует свою свободную волю свободным приданием формы и направления своей жизни». Независимо от датского мыслителя к схожему выводу пришёл и Габриэль Марсель – первый французский философ-экзистенциалист: «всякое индивидуальное бытие является выражением онтологической тайны, и человек может прикоснуться к ней, погружаясь в глубины своей личности».

Философский сборник Марселя «Быть и иметь» состоит из Метафизического дневника – фрагментарных записей 1928-1933 годов, в которых отразился внутренний опыт и повседневные размышления философа, и Очерка феноменологии обладания – текста доклада, сделанного Марселем в Философском обществе Лиона в 1933 году. Как следует из названия работы, центральными понятиями философии Марселя являются «бытие» и «обладание» - взаимоисключающие и противоположные категории.

В качестве важного примера противоположности между обладанием и бытием Марсель приводит противоположность между желанием и любовью: Желать в действительности означает обладать, не обладая. Желание может рассматривать одновременно как аутоцентрическое и как гетероцентрическое (противоположность самого себя и другого). Любовь преодолевает противоположность себя и другого, поскольку переносит нас в сферу бытия. В дневнике Марсель также размышляет над такими вечными ценностями как верность, надежда, любовь, которые, по его мнению, и раскрывают природу подлинного бытия.

Это Вам будет интересно:

5. Ролло Мэй «Сила и невинность»

Написанная блестящим литературным языком и адресованная широкой читательской аудитории книга одного из ведущих представителей экзистенциальной психологии посвящена поиску психологических корней агрессии и насилия, проблемам добра и зла, силы и бессилия, вины и ответственности. опубликовано

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

студентки группы 2 курса 2204 группы

Задорожной Валерии Алексеевны

«Экзистенциализм Жан-Поля Сартра»

Научный руководитель

кандидат философских наук, доцент

Ивашковская Татьяна Васильевна

Санкт - Петербург


1.Введение 3

2.Жан-Поль Сартр 5

3.Деятельность Жан-Поля Сартра: 7

· субъективизм и ответственность человека 7

· «человек – это тревога» 8

· свобода 9

· мораль и ответственность человека 9

· отчаяние и надежда 10

· природа человека 10

· индивид и общество 11

4.Экзистенциализм и современность 13

5.Заключение 16

6.Список используемой литературы 17

1.ВВЕДЕНИЕ

Экзистенциализм (от лат. exsistentia - существование), или философия существования, зародился в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность. Экзистенциализм сформировался в Западной Евро­пе в период между двумя мировыми войнами, характеризуется в отечественной литературе как философское выражение глубоких потря­сений, постигших западноевропейскую цивилизацию в со­временную эпоху. У поколения западной интеллигенции, пережившей первую мировую воину, обманчивую стабилизацию 20 -30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Экзистенциализму даже был приклеен ярлык «философии кризиса».

Экзистенциализм, действительно отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план они выдвинули проблему человека.

Экзистенциализм в противовес рационалистической философии взглянул на че­ловека как переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки. Свобода, смерть, страх, одиночество - ве­дущие темы экзистенциализма. В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. "… Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего...". Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живёт в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живёт человек? В чём смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. Однако философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из её главных представителей создаёт как бы своё особое учение.

“Экзистенциализм - это гуманизм”. Название этой книги французского философа, писателя и драматурга Жана-Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма, как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии. Слово “гуманизм”, говорит Сартр, имеет два совершенно различных смысла. Первый состоит в том, что человек есть цель и высшая ценность. Такой гуманизм Сартр отбрасывает, называя его абсурдным. Ибо нельзя признать, что бы о человеке мог судить человек. Экзистенциалист, - говорит Сартр – никогда не рассматривает человека как цель, так как человек всегда незавершен. Человек может существовать только преследуя трансцендентные цели. Проектируя себя во вне, он существует как человек. Он выходит за пределы. И то, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, - и есть то, что называется экзистенциалистским гуманизмом.


2.ЖАН-ПОЛЬ САРТР

Жан-Поль Сартр родился 21 июня 1905 г. в Париже. Образование получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу в Париже по отделению философии, в 1934 году стажировался во Французском институте в Берлине. Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе.

В 1933 - 1934 гг., находясь на стажировке в Берлине, он знакомится с феноменологией Эдмунда Гуссерля и получает представление об экзистенциализме Мартина Хайдеггера. Экзистенциальная философия Сартра обнаруживает себя как одно из современных ответвлений феноменологии Гуссерля, как приложение его метода к «живому сознанию», к субъективно-деятельной стороне того сознания, с каким конкретный индивид, заброшенный в мир конкретных ситуаций, предпринимает какое-либо действие, вступает в отношение с другими людьми и вещами, стремится к чему-либо, принимает житейские решения, участвует в общественной жизни и т. д. Все акты деятельности рассматриваются Сартром как элементы определенной феноменологичной структуры и расцениваются фактически в зависимости от задач личностного самоосуществления индивида.

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Характерной чертой фи­лософских воззрений Сартра является то, что по большей части они воплощались в образы художественных произведений, хотя у него были и собственно философские труды. Основные проблемы его фи­лософских размышлений - суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого су­ществования как «принципиальной неполноты» и самосознатель­ности, случайности нашего бытия в мире, проблема открытости и событийности истории и мира. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире.

Сартр был, кроме прочего, общественным деятелем, участником революции во Франции 1968 г. (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы - многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».

Жан-Поль Сартр умер в 1980 г., и в последний путь его провожали 50000 человек.


3.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖАН-ПОЛЯ САРТРА

Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота». Этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.

В романе «Тошнота» (1938) уже присутствуют отдельные тезисы экзистенциализма Сартра. Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придаёт миру значение и ценность. Его герой Антуан Рокантен рассказывает, как ему открылась действительность. На берегу он брал плоские камушки и бросал их по поверхности воды. Сверху камешки были сухие, тёплые, гладкие, а снизу - мокрые, клейкие, грязные. Антуана внезапно охватила тошнота. Это было не просто субъективное чувство. Ему открылась через это чувство действительность как тёмная и отвратительная. Мир для человека враждебен, жесток и абсурден.

Автобиографическая повесть «Слова» (1964) принесла ему высшее официальное признание - Нобелевскую премию. Но Сартр отказался принять эту премию, потому что это имеет политический смысл и вполне
определённый - включение в буржуазную элиту человека.
Независимая жизненная позиция, бунтарский дух Сартра достаточно убедительно отражают его философское мировоззрение, которое внесло значительный вклад в развитие экзистенциализма. При этом идеи Сартра достаточно точно вписываются в рамки базовой теории экзистенциализма.

Субъективизм и ответственность человека

Согласно экзистенциализму, в мире есть, по крайней мере, одно не­что, у которого существование предшествует сущности и этим нечто является именно человек. Более конкретно это означает, что нет иного творца человека, кроме самого чело­века. Он сам создает свою сущность, а следовательно, тво­рит самого себя. Причем это осуществляется не раз навсег­да, а каждодневно. Человек есть существо, устремленное в будущее. Если, - говорит Ж.-П. Сартр, - человек сам творит свое бытие, значит он, и ответствен за него. Он отвечает за свой выбор. Но выбирая себя, человек выбирает и других людей. Это может показаться странным, но это именно так, ибо человек живет в мире людей. Если, приво­дит пример французский философ, я хочу жениться и иметь детей, я не только вовлекаю в это свое предприятие несколько человек, но и всех людей, создавая определен­ный образ человека, выбравшего путь моногамии.

“Человек – это тревога”

Но человек, который это сознает, не может не испыты­вать чувства полной и глубокой ответственности. Отсюда и термины, которыми так охотно пользуются экзистенциали­сты, «тревога», «заброшенность», «отчаяние». Человек тре­вожится, потому что ощущает огромное бремя ответственности. Правда, многие люди не испытывают никакой тревоги. Но что бы произошло, если бы все так поступали? От этой беспокоящей мысли можно уйти, только проявив некоторую нечестность. Но проявив ее, человек оказывается не в ладах с совестью. И это тоже вызывает тревогу. Вызывает в том случае, когда человек не хочет брать никакой ответственно­сти за ход дел. Хотя он может эту тревогу от себя скрывать. И вообще, во всех случаях, когда человек принимает реше­ние, он не может не испытывать тревогу.

Примерно так обстоит дело, по Сартру, и с заброшенно­стью. Но ее объяснение связано с отрицанием Бога. Экзи­стенциалисты, - говорит философ, - далеки от тех поверхност­ных атеистов, которые хотят задешево отделаться от Бога, утверждая, что необходимость морали сохраняется и при отрицании Бога, ибо она содержит в себе абсолютные цен­ности (быть честным, не бить жену, иметь детей и т. д.), без которых общество не может существовать. Ина­че говоря, они считают, что те же нормы честности, про­гресса, гуманности сохраняются, даже если Бог превратил­ся в устаревшую гипотезу. Напротив, экзистенциалисты обеспокоены отсутствием Бога, ибо вместе с Богом исчезает всякая возможность най­ти в умопостигаемом мире основополагающие ценности. Нет разума, который бы мыслил благо и поэтому оказывается, что нигде не записано, что нужно быть честным, что нельзя лгать и прочее. В качестве отправной точки Сартр воспринял формулу Достоевского «если Бога нет, все позволено», дав ей достаточно широкое толкование: «В самом деле, все позволено, если Бога не существует. И, следовательно, человек покинут, беспомощен, потому что ни в себе, ни вовне ему не на что опереться. Прежде всего, у него нет оправданий.

Свобода

Если, как было сказано, существование предшествует сущ­ности, то ссылкой на раз и навсегда данную природу чело­века ничего нельзя объяснить. Но если человека ничего не детерминирует - ни его собственная природа, ни Бог, не­посредственно или через природу, то он свободен, человек - этo свобода. Свобода - это судьба человека: «Я взглянул в лицо своей судьбе и узнал её; то лишь была моя свобода», - пишет Сартр. И более того, он осужден быть свободным. Осужден, говорит Сартр, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен потому, что однажды, брошенный в мир, отвечает за все, что делает.

Мораль и ответственность человека

Но если Бога нет и все позволено, то все же как быть с моралью? Сартр приводит пример. Молодой человек, у ко­торого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остал­ся единственным сыном у матери, колебался между тем, чтобы стать в ряды Сопротивления и отомстить за смерть брата и остаться с матерью и помогать ей. Кантианская мо­раль гласит, что человека нельзя рассматривать как средст­во, но только как цель. Если молодой человек останется с матерью, он будет рассматривать ее как цель, и тогда сра­жающиеся будут для него лишь средством. Если же он поступит иначе, средством окажется мать. Оказывается, ника­кая писанная мораль не может дать ответа и нет никаких знамений, которые указали бы правильный путь. Человек должен сам на что-то решиться, сам совершить свой выбор. И следовательно, взять на себя ответственность.

Отчаяние и надежда

Философия экзистенциализма - безусловно мужествен­ная философия, хотя и не всегда сообразующаяся с челове­ческой реальностью. В рамках этой своеобразной филосо­фии мужества рассматриваются и переосмысливаются и та­кие «экзистенциалы» как отчаяние, надежда и др. Отчаяние, говорит Сартр, означает лишь то, что зависит от нашей воли или ту сумму вероятности, которая делает воз­можным наше действие. Как только возможности перестают соответствовать нашим действиям, нам не следует прекра­щать действия. Мы должны перестать интересоваться возможностями и действовать, даже отчаявшись достигнуть ре­зультата. Иначе говоря, мы должны « действовать без на­дежды» . Человек есть не некая сумма задатков, возможностей и надежд, он есть не что иное, как его жизнь, ряд поступков. Поэтому трус ответствен за свою трусость, ибо сам сделал себя трусом своими поступками. Точно так­же и герой не потому герой, что он таковым родился, а по­тому, что он сделал себя героем. В силу этого Сартр имеет все основания сказать, что его философия - теория, прида­ющая человеку достоинство.

Природа человека

Свою концепцию человека Сартр выводит из сформули­рованного им понимания атеизма. Экзистенциализм, гово­рит он, не такой атеизм, который растрачивает себя на до­казательства того, что Бог не существует. Ибо для него даже если бы Бог существовал, это ничего не изменило бы. Суть дела не в том, существует ли Бог. Суть дела в том, что человека никто не может спасти от самого себя, даже самое убедительное доказательство бытия Бога. Спасти человека может лишь сам человек.Такова концепция, отрицающая природу человека, будь это биологическая, психологическая или социальная приро­да. Однако для этого пришлось сделать многие допущения. Пришлось допустить, что свобода неисторична и имеет всег­да одно и то же определение. Пришлось утверждать, что никакой системы социальных ценностей, установленных для индивида, нет, и основанием ценностей является свобода или, что одно и то же, человек в каждой ситуации каждый раз заново творит новую систему ценностей. Не трудно по­нять, что человек в этой концепции замещает Бога, что, по сути, признает и автор концепции, утверждающий, что че­ловек- несубстанциальный Абсолют. Не ясно, однако, как и из чего человек непрерывно создает самого себя. Откуда берется материал и как возникает проект. Человек все же не Бог и не может творить из ничего, к тому же не обладая, подобно Богу, всей полнотой бытия. Крайности субъективизма столь же чреваты непреодолимыми трудностями, как и крайности субстанционализма. Очевидно, что проблема­тика «природы человека» переплетается и отчасти совпада­ет с проблематикой «смысла жизни».

Индивид и общество

В своё время прилагательное «экзистенциалистический» было в моде и ассоциировалось с чёрными узкими брюками и длинными гладкими волосами. Оно становилось для некоторых синонимом бесхарактерности. Сартр объяснил, что нет, экзистенциализм, это напротив, отказ от покорной жизни. Это борьба за осознание. Осознание человеческой ценности, а, следовательно, и возможности.

С помощью экзистенциалистской теории Сартр видит возможность конструирования общества путём реконструкции индивидуальности каждого.

Существование - это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором, хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Поэтому в экзистенциализме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте. Индивид - это всегда личность, общество - это безличность. Подлинное существование связывается с индивидуальным бытием личности, её свободой и стремлением к трансценденции (т.е. к выходу человека за рамки индивидуально-реального). Неподлинное существование - это бытие в обществе, стремление утвердиться в нём и принять его законы. Социальная сущность человека и его подлинное существование оказываются в человеке несовместимыми. Истинный смысл и значимость человеческого бытия определяются лишь у «последней черты», когда становится окончательно ясным, что человек сделал в этом мире и каков результат его существования. Трудно полностью согласиться с утверждением, что существование предшествует сущности, ввиду того, что сам по себе «человек - это ничто». На самом деле человек - это всегда уже и «нечто», с одной стороны, а с другой - он всегда развивается в определённой социальной среде, которая накладывает на него свой отпечаток и свои ограничения. Поэтому само индивидуальное существование человека невозможно вне этой необходимости, т. е. вне системы общественных отношений, составляющих его сущность. Вместе с тем его сущность невозможна вне его существования. Сущность и существование человека нужно рассматривать в неразрывной связи и единстве.

4.ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Экзистенциальная философия раскрывает вечные, а, следовательно, и актуальные по сей день вопросы человеческого бытия. Экзистенциальные проблемы рождаются в ходе повседнев­ной жизни каждой личности, в процессе развертывания инди­видуального бытия. Повседневный мир, предлагающий расту­щему человеку более или менее сбалансированный набор сте­реотипов поведения и восприятия, никогда не обеспечивает полной бесконфликтности развития сознания. Во-первых, сам «набор» установок обыденного сознания включает множество противоречащих друг другу утвержде­ний, ставя индивида перед необходимостью выбора той или иной «максимы» в конкретной ситуации. Во-вторых, жизнь, развиваясь и меняясь, порождает новые ситуации, не предусмотренные существующей житейской мудростью. Это особенно характерно для переломных эпох, когда ста­рые ценности и культурные установления рушатся, созда­вая нормативно-ценностный хаос, а новые только вызревают в подспудных глубинах массового сознания. В-третьих, каковы бы ни были морально-психологические «выходы», предлагаемые обществом индивиду, он не может принять их без собственного личного прочувствования и осмысления.

Проблемы, затронутые и прекрасно раскрытые Сартром в его многочисленных произведениях, несомненно, актуальны для нашего времени. Мы возвращаемся к признанию приоритета общечеловеческих ценностей, признанию того, что человек в этой системе должен занимать главенствующее место.

Спектр экзистенциальных проблем чрезвычайно широк.

Важнейшая - это сама жизнь. Жизнь, которая складывается как некая судьба, путь, предполагающий вопрос о соотношении в этой судьбе моментов неизбежности, случайности и свободного выбора самого человека. Жизнь, которая проходит фазы детства, юности, зрелости и старости, всякий раз принося человеку новые радости и печали.

Жизни противостоит смерть (или продолжает ее?). Это другая экзистенциальная проблема, не сходящая со страниц философских исследований. Смерть это то, что обессмысли­вает жизнь, или же, напротив, то, что придает ей смысл и значение. Смерть пугающая и избавляющая, ненавистная и желанная. Означающая окончательное исчезновение или новое истинное рождение. Темы жизни и смерти ставят воп­рос о человеческом «я». Кто я? Смертен я или бессмертен, множествен или един? Как складывается мое «я»? оно пол­ностью зависит от мира других или обладает потенциями уникальности, индивидуальности, свободы? должен ли я любить самого себя, и что значит моя любовь к себе в кон­тексте моих отношений с другими?

Коммуникация, межличностное общение - еще одна эк­зистенциальная проблема, тесно переплетающаяся с пробле­мами добра и зла, моральности и аморальности. Могу ли я правильно понять другого человека, и как я воспользуюсь этим пониманием? Могу ли я сопереживать другому, а он, в свою очередь, мне? Вечно ли одиночество, столь тяготящее в наши дни многих и многих, или же оно преодолимо, что де­лает возможным некое «светлое братство» человеческих душ, дружно живущих без зависти, ненависти и жестокости?

Одной из ведущих экзистенциальных тем является сво­бода, вопрос о мере человеческих возможностей и тех объективных и субъективных ограничителях, которые стоят на ее пути. Свобода и необходимость, свобода и запрет, свобо­да и ответственность, свобода и долг, свобода и любовь - вот лишь несколько ракурсов, в которых может быть рассмотрена человеческая свобода, выступающая для цивили­зованного человечества как признанный идеал социального и индивидуального бытия.

Экзистенциальная проблематика, постоянно возникающая в ходе повседневной жизни, всегда интересовала философов. Практически все «экзистенциальные идеи», появившиеся в нашей философии в 70-80-х гг., были заим­ствованы у западноевропейских авторов, ибо сама принятая в советской философии метода не располагала к анализу бытийных переживаний. Сыграли свою роль и идеологические установки, не поощ­рявшие рассмотрение «упаднической тематики», связанной со смертью, одиночеством, страданием, религиозной верой. Ра­зумеется, это не означало, что в повседневной жизни не было экзистенциальных проблем. Они есть всегда и всегда имеют спектр конкретных решений в массовом сознании. Еще тол­ком не изучен вопрос о том, каковы же были идейные, мо­ральные и психологические механизмы, действовавшие в на­шей стране на протяжении семи десятилетий и помогавшие «среднему человеку» осуществлять свой «экзистенциальный баланс» в условиях фактического запрета религии и практи­ческого отсутствия психологической службы. Впрочем, отно­сительно сегодняшнего дня мы можем задать такой вопрос с неменьшим основанием, ибо переживаемый ныне период ха­рактеризуется еще и тотальным идейно-нравственным упад­ком.

Под знамя экзистенциализма встают и те, кто ищет что-то новое, и те, кто ничего не ищет, а предаёт анафеме всё существующее.


5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экзистенциализм поставил большое количество проблем человеческого бытия (смысла жизни, свободы и ответственности человека, сохранения своей индивидуальности и т. д.), но не одну проблему так и не решил, т. к. экзистенциальные раз­мышления напоминают движение к горизонту, который по­стоянно отодвигается от нас и все время остается впереди. Но, (по словам С. Великовского), он – большая совесть западной цивилизации, и в этом смысле сам является способом духовно пережить кризис неистинных человеческих отношений. В этом, по-видимому, его непреходящее значение.

Отрицая объективность исторического процесса, Сартр считает все социальные действия обусловленными человеческой субъективностью, а человека - полностью ответственным за свои поступки, без скидок на исторические обстоятельства.

Печальным оптимизмом веет от последней беседы Ж.- П. Сартра со своим секретарем. «Видишь ли, мои сочинения неудачны. Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я этого хотел… Я думаю… будущее опровергнет много моих утверждений; надеюсь, некоторые из них выдержат испытание, но, во всяком случае История не спеша движется к осознанию человека человеком… Вот что дает тому, что мы сделали и сделаем, некоторого рода бессмертие. Иначе говоря, надо верить в прогресс. И это, может быть, одна из моих последних наивностей».

Неся критическую оценку мироустройства, экзистенциализм Сартра так и не смог предложить достаточно определённых путей его преобразования. Именно эта неконструктивность и оказалась самым слабым местом экзистенциализма.

Общую тенденцию «очеловечевания» мира экзистенциализм довёл до полного антропоцентризма и субъективизма. Но мысль о том, что человек с его переживаниями, эмоциями, страхами и надеждами и есть главная философская проблема, ничто не может отменить.

6.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левченко В.С.Западная философия ХХ века/В.С.Левченко - М.: Интерпракс, 2004. – 357 с.

2. В.О. Голубинцев, А.А. Данцев. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. – 456 с.

3.Харин Ю.А. Философия: учеб. пособие/Ю.А. Харин – Минск.: ТетраСистемс, 2005. – 415 с.

4. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. История философии. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001. – 466 с.

5. В.Л. Афанасьевский, В.А.Фролов. Место философии в современном образовательном пространстве. – М.: Инфра, 2007. – 387 с.

6. Аверинцев С.А. Эволюция философской мысли/С.А. Аверинцев – М.: Политиздат, 2003. – 256 с.

7. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения / Ж.-П. Сартр/Пер. с фр. В. П. Гайдамака - М.: Республика, 2001. – 173 с.

8. Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения/Ж.-П. Сартр. – М.: Издательство политической литературы, 2004. – 354 с.

9. Шопенгауэр А.Б. Введение в философию/А.Б. Шопенгауэр – М.: Интерпракс, 2006. – 354 с.

10. Бодрийяр Ж.Г. Символический обмен и смерть/Ж.Г. Бодрийяр – М.: Инфра, 2002. – 285 с.

11.А.Н. Волкова, В.С. Горнев. История философии. - М.: Приор,2007. – 464 с.

12. К.М. Костюк, Е.Б. Литвина. Том 9. Философия от античности до современности. – М.: Республика, 2001. – 412 с.

13. Фролов И.Т. Философский словарь / И.Т. Фролов - М.: Ижек, 2002. – 843 с.