Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Дирижёр - профессия почётная! Профессия Дирижер. Описание профессии

Дирижёр - профессия почётная! Профессия Дирижер. Описание профессии

Одно дело - слушать музыку, совсем другое - управлять ею. Такая вот работа у дирижёра. Feelmore продолжает рассказывать о необычных для Челябинска профессиях. Сегодня на вопросы о себе и своем деле ответил Алексей Просеков, руководитель хора Primavera.

- Стать дирижёром мечтали с детства?

Честно, в детстве я даже музыкантом не хотел быть. Так получилось, что в школе меня отдали в танцевальный класс, а потом я плавно перешел на хоровое пение. Думаю, где-то с третьего класса началась моя музыкальная деятельность. А именно в профессии дирижера я где-то лет 7−8, когда после музыкальной школы пришел в хор ЮУрГУ. Тогда им руководила Наталия Лопухова, замечательный человек и профессиональный дирижер. Потом на третьем курсе я перешел в хор Оперного театра. Спустя месяц - в школу Большого Архиерейский хора, где регентом была Екатерина Коробейникова. Эта женщина дала мне много знаний в профессиональном плане, за что я очень благодарен. Вот так проходило мое вхождение в дирижерскую профессию. Сейчас же я сменил Наталию Мстиславовну Лопухову на посту руководителя хора ЮУрГУ.

- Вы упомянули про музыкальную школу, а где получали специальное образование?

Три года я проучился в музыкальном училище, у меня есть среднее профессиональное дирижерское образование. Хотя много дирижерских навыков я приобрел еще до поступления в колледж.

- Расскажите о языке, на котором дирижёр общается с музыкантами?

Сложный вопрос. Вообще с музыкантами общаются жестами, но в ходе своей деятельности я все больше убеждаюсь, что язык общения между дирижером и музыкантами - это не столько руки, сколько некая энергия, которую он передает им. Например, американский дирижер Леонард Бернстайн прекрасно дирижировал бровями. А как-то раз один регент Уральской государственной консерватории сказал своему студенту: «Ты чего так машешь руками перед хором? Смотри, я могу обойтись только носом». И знаете, хор начал петь лучше. Дирижерский жест имеет большое значение, но важно знать, что ты хочешь донести музыкантам, важно найти взаимопонимание. Ведь настроение задает дирижер.

- Какими качествами должен обладать дирижер и всякий ли может попасть в профессию?

Недавно я присутствовал на экзамене дирижеров-хоровиков . Его принимал профессор Уральской консерватории Владимир Борисович Завадский. После экзамена он сказал: «Существуют три кита, на которых базируется дирижерская профессия. Первый - слух, второй - руки, третий - музыкальность». Потом он поправился: «Но существует еще один кит, и он самый главный - это здоровье». Пожалуй, я с этим соглашусь. Дирижер должен быть музыкальным, художественно одаренным, должен понимать музыку и то, что хочет передать публике. Конечно, не обойтись и без волевых качеств, ведь профессия связана с людьми.

Чтобы стать дирижером, нужно долго учиться. Сначала музыкальная школа, потом четыре года в музыкальном училище, дальше пять лет в вузе. И в итоге получается около девятнадцати лет! А кто-то еще и в аспирантуру идет.

- А карьерная лестница в этой профессии существует?

Здесь есть некие ступени, которые обозначают признание дирижера обществом и государством. Дирижер может стать заслуженным работником культуры, заслуженным артистом России, потом народным артистом России. Не знаю, насколько это связано с деньгами. Может, за это что-то и полагается. Но по сути, есть много опытных дирижеров, которые реализовались и без званий.

- Возможно ли выступление музыкантов без дирижера?

У эстрадных оркестров возможно. Там важно слушать ударника, он задает ритм. Если же оркестр профессиональный, он может довольно долго играть и без дирижера. Но обычно это делается для украшательства - что-то вроде игры на публику. В хоре же дирижёр нужен: он указывает, когда начать музыкальное произведение и когда его закончить. Как мне говорила моя педагог, «наша роль диспетчерская». Очень трудно ориентироваться, когда музыкантов больше пятидесяти человек и они друг друга не видят, а очень часто и не слышат.

- Бывает ли, что на концертах музыканты сбиваются? И что в таком случае дирижер делает?

Конечно, все бывает. Я помню, как наш хор Primavera, выступая на открытии выставки, чуть ли не провалил произведение. Это была песнь «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова. Условно, в средней части произведения солируют две партии. Они между собой не притерлись, и слушалось это ужасно. Потом как-то выровнялись, и последняя часть удалась. Еще был случай во время службы в Кафедральном соборе. Пение хора сопровождало церковный обряд, и получилось так, что песнопение закончилось, а обряд - нет. И чтобы совпасть с обрядом, нужно было повторить часть произведения. Одна из партий начала повторять не с того места. Но поскольку хор профессиональный, все постепенно подстроились и допели. В общем-то , важно просто не останавливаться, быть внимательным и уметь подстраиваться.

- Есть ли у вас какие-нибудь приметы перед выступлением?

Пожалуй, нет. Главное - настроиться, потому что от настроения дирижера зависит все. Помню, на госэкзамене по дирижированию я был первым. И я понимал, что задаю настроение, с которым дальше будут работать другие выпускники и хор. И мне это удалось, все прошло успешно. А вот другой пример: в этом году перед «Весной студенческой» мне не удалось настроиться, и как результат - второе и третье место.


- Как вы думаете, почему среди дирижеров практически нет женщин?

На самом деле это ошибочное утверждение. Действительно считается, что дирижер - профессия мужская. Но если взять хотя бы наш город, то руководителями ведущих хоров являются женщины. Правда, все эти женщины обладают мужскими волевыми качествами. Помню, когда я работал в храме, был опрос среди певчих, хотели выяснить, какими качествами должен обладать регент. И один из распространенных ответов - «регент должен быть мужчиной».

- Что является главной наградой для дирижера?

Здесь у каждого свои цели. Например, кто-то хочет стать крутым музыкантом с мировым именем. А кто-то , как Наталия Лопухова, хочет приобщать людей к хорошей музыке, прививать отечественную и зарубежную музыкальную культуру. И эта цель весьма достойная. Для меня же занятия музыкой - возможность переживать настоящие эмоции, которых в современном мире мало. И я хочу, чтобы люди переживали эти эмоции вместе со мной.

Обычные люди, далекие от классической музыки, не всегда понимают, чем именно занимается этот человек в смокинге, машущий руками перед старающимися сыграть как можно лучше музыкантами. Тем не менее, ни один оркестровый концерт без этого участника не обходится. Что делает дирижер, в чем его роль и почему слушатели покупают билеты охотнее, если он знаменит?

От Древней Греции до наших дней

Задолго до Тосканини, Фуртвенглера, фон Караяна и Бернстайна их работу выполнял уже Ферекид из Патр, известный в Древней Греции как «Задаватель ритма». Согласно историческим источникам, еще в 709 г. до н.э. он управлял группой из восьмисот музыкантов золотым жезлом, поднимая и опуская его и добиваясь, чтобы музыканты «начинали одновременно» и «все могли держаться вместе».

Функции дирижера изменились за последние тысячу с лишним лет, но профессия эта по-прежнему окутана определенной мистической аурой. И в самом деле, вызывает удивление способность одного человека, держащего в руке лишь деревянную палочку, обеспечивать слаженное звучание иногда сотен инструментов.

Как получается, что звуки, изливающиеся в результате этого таинственного танца у пульта, иногда вызывают возвышенный восторг, охватывающий слушателей, которые потом всю жизнь не могут забыть охвативших их чувств?

Это великая тайна искусства, и полностью разгадать ее, слава Богу, невозможно.

Если проводить более приземленные аналогии, то дирижер - это музыкальный эквивалент менеджера спортивной команды. Никогда нельзя в точности оценить, что он делает, - но всегда понятно, какого результата он добивается. Оркестр, в принципе, может обойтись без дирижера, но все же в большинстве случаев предпочитают играть под его руководством. Так что, собственно, он делает? Вот некоторые из множества вещей, которыми дирижер сознательно или бессознательно занимается за пультом.

Человек-метроном

«Весь долг дирижера состоит в его способности всегда указывать правильный темп», - так сказал Рихард Вагнер, который сам владел в совершенстве этой профессией, а также был великим композитором. Обычно для управления оркестром используется правая рука (с палочкой или без), но и другие составляющие влияют на безупречность исполнения. Дирижера нельзя заменить метрономом (что прекрасно показано в аллегорическом фильме Феллини «Репетиция оркестра»), его действия означают гораздо больше.

Интерпретация

Профессия дирижера состоит в воплощении в жизнь партитуры. Для этого в качестве инструмента он использует свое собственное понимание произведения и выражает его посредством индивидуального языка жестов. Он как бы «лепит» музыкальную линию, подчеркивает нюансы и отдельные музыкальные элементы, управляя музыкантами, и, по сути, многое создает заново. Эти процессы, как правило, выражаются левой рукой. В то время как у всех дирижеров есть некоторые общие жесты, большинство величайших из них обладают собственным уникальным стилем. К примеру, Фуртвенглер в некоторые моменты спонтанно производил довольно странные движения. Валерий Гергиев шевелил пальцами, выражая характер музыки, сам он объяснял эту манеру тем, что был пианистом.

Умение слушать

«Лучшие дирижеры - лучшие слушатели», - утверждает Том Сервис, журналист, автор увлекательной книги «Музыка как алхимия: Путешествия с великими дирижерами и их оркестрами». Они, подобно громоотводу, принимают на себя эмоциональную нагрузку произведения, и фокусируют внимание на самых сильных его сторонах. Для дирижера важно понимать музыку глубже обычных людей, а потом выразить собственное гиперосознание, сделав его общедоступным.

Диктатура

«Вы должны навязать свою волю - не силой, но вы должны быть в состоянии убедить людей в правильности вашей точки зрения!» - сказал Пьер Булез, легендарный композитор и дирижер. Хотя большинство дирижеров в наши дни считают себя демократами, это просто не может быть правдой. Это не значит, что без диктаторства не обойтись, но это непросто. Булез приводит в пример Берлинский филармонический оркестр, называя его группой индивидуумов: «Если дирижер не задаст им коллективную направленность, то они будут лишены руля и ветрил».

Дирижер-проводник

Во многих языках слово «дирижер» звучит как «кондуктор». Что же, что-то общее есть, ведь каждый слушатель ухом воспринимает музыку, а смотрит на то, что делает дирижер, и через этот зрительный образ происходит визуальная связь, своеобразный мост между нашими глазами и мелодическими ощущениями. Иногда от пульта просто невозможно отвести взгляд, это зрелище завораживает.

«Дирижировать намного труднее, чем играть на одном инструменте. Вам нужно знать культуру, все рассчитать и спроецировать то, что вы хотите услышать» - утверждает Булез.

А что, кроме музыки?

Дирижерам необходимы музыкальный инстинкт, интуиция и врожденная музыкальность, но кроме этого нужно много знать. Прежде чем занять место у пульта, они, как правило, тратят много часов на подготовку. Часто она носит академический характер, охватывая изучение исторических документов, таких как письма, технические характеристики инструментов определенного периода или биографические моменты авторов. Как и все великие тайны, великая музыка происходит только от огромного количества тяжелой работы.

Как стать дирижёром своей судьбы? Прекрасный вопрос для тех, кто решил шагнуть навстречу к себе! Но прежде немного теории, а именно речь пойдёт о «Поле деятельности». Поле деятельности – это информационно-энергетическая структура, вплетённая в единый «натюрморт» мироздания, с помощью гун))). Через поле деятельности наше высшее Я, наше необусловленное сознание, словно щупальцами взаимодействует с пространством и временем, которые необходимы ему, точно так же как школьнику школа или как спортсмену спортзал.
Разглядывая себя в зеркале и ощупывая руками, мы считаем, что мы это мы, вот мы указательным пальцем своей руки ткнули себя в щёку или в закрытый глаз и тут же ощущаем результат этого действия своим сознанием. На самом же деле сознание находится в другой мерности, а то, что мы видим перед зеркалом – это всего лишь био-робот, который состоит из грубой и тонкой оболочки. Причём каждая оболочка имеет свои специфические рефлексы, которые требуют их удовлетворения. Рефлексы настолько сильны, что даже могут подчинить себе сознание, что и происходит)))).
Куда пойдёт и что случится с био-роботом, в свою очередь зависит от поля деятельности. Поле деятельности управляется нашими желаниями и кармой или говоря другими словами судьбой. Благодаря полю деятельностью в нашу жизнь приходят события с математической точностью. Да, те или иные события приходят в нашу жизнь неслучайно, как бы это странно не звучало, но наши события в будущем зависят, от наших мыслей, эмоций и поступков в настоящем и прошлом.
А теперь самое интересное! ПРОСЬБА ВКЛЮЧИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ! Представьте себе, что вы скрипичный КЛЮЧ, от Вас в разные стороны исходят струны к разным музыкальным ИНСТРУМЕНТАМ. Музыкальные инструменты – это менеджеры Вашей судьбы, их имена Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Раху и Кету. В зависимости от места в Вашей натальной карте и натяжения струны данные музыкальные инструменты звучат по-разному. Каждый музыкальный инструмент отвечает за определённую область Вашей жизни, например Луна за эмоции и ментальный ум, Венера за красоту и любовь и так далее. В зависимости от натяжения струны зависит, в каких Вы отношениях с этим музыкальным инструментом в благости, страсти или невежестве. Каждая наша мысль, каждая наша эмоция или поступок равнозначно тому, что мы дёргаем за струну определённого натяжения, определённого инструмента. Таким образом, у нас получается определённый звук.
Развиваем мысль далее. Т.е. наше поле деятельности, по сути, является неким аккордом или мелодией. А теперь дорогие друзья вспомните мультфильм «Заколдованный мальчик» про Нильса и гуся Мартина. Тот момент, когда Мартин плывёт по воде, Нильс стоит на старой Акке и играет на волшебной дудочке, а крысы зомбированный мелодией идут за ними. Так и в нашей жизни, в зависимости от того как звучит наше поле деятельности, такие зомбированные события нашей жизни преследуют нас бросаются на нас и рвут нас. Стоит изменить мелодию, настроить струны по-другому и уже другие зомбированные мелодии начинают нас преследовать. Соответственно чем сильнее натянуты струны, т.е. чем больше в нашей жизни энергии благости, тем благоприятней события или же они проходят для нас с меньшими эмоциональными ресурсами.
Некоторые мастера, натягивают струны до такой степени, что струны рвутся, а мастера становятся трансцендентными)))
Думаю, данная статья приблизила Вас к пониманию как стать дирижёром своей судьбы.
Эти и другие вопросы мы будем разбирать на курсах практической психологии "Восток - Запад" в Санкт –Петербурге. Старт 10 и 11 ноября этого года. Предварительные заявки отправляйте в сообщениях на странице Д-Ома.

33.8

Для друзей!

Справка

Слово «дирижёр» переводится с французского языка как «руководить, управлять». Такая профессия существовала ещё в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют барельефы, которыми украшались различные архитектурные сооружения того времени. Дирижёр изображался как человек с жезлом в руке, стоящий перед группой музыкантов.

Древнегреческая культура тоже не обошла стороной данный вид человеческой деятельности. Здесь существовал корифей, который руководил хором, отбивая такт ногой. Позже отбивать такт стали с помощью баттуты - специальной палки. В 17 веке ей на смену пришёл скрипичный смычок. В настоящее время дирижёры управляют оркестром, хором, ансамблем с помощью дирижёрской палочки и рук.

Описание деятельности

Дирижёр является представителем самой сложной из всех музыкальных профессий. Во время своей работы он несёт ответственность за качество выступления всей команды. Он знаток не только музыкальных произведений, но и способностей каждого из музыкантов или хористов, с которыми работает. Этот специалист подбирает произведения и распределяет партии, ориентируясь на возможности своих подопечных. Профессионализм дирижёра определяется ещё и умением придать произведению выразительность и, может быть, необычное звучание.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Дирижёр самостоятельно осуществляет постановку спектаклей, составляет план репетиций, концертную программу, график выступлений. Он подбирает состав музыкантов или хористов, работает вместе с ними над улучшением профессиональных умений, помогает новичкам команды включиться в рабочий процесс. Во время самого выступления представитель данной профессии выполняет свою главную задачу - управление музыкальной командой с помощью определённых жестов. Он должен полностью знать последовательность партий и распределение их между исполнителями.

Особенности карьерного роста

Профессию дирижёра сложно назвать востребованной на рынке труда. Тем, кто действительно хочет быть трудоустроенным по этой специальности, лучше всего найти место работы ещё во время учёбы в консерватории. Это поможет набраться профессионального опыта и, следовательно, повысить свою значимость в глазах последующих работодателей. Карьерная лестница дирижёра формируется из разрядов. Так, подняться с 9-го до 13-го разряда ему помогут талант, профессионализм и не менее 10 лет работы по профилю.

Описание:

Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) - руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.

От мастерства дирижера зависит качество звучания хора или оркестра. Взмах дирижерской палочки и музыканты становятся единым целым. Музыканты видят дирижера насквозь и чувствуют малейшие нюансы его настроения.

До XIX века обязанности современного дирижёра исполнял один из участников ансамбля (как правило, скрипач или клавесинист), который во время игры ударами смычка, специального жезла, кивками головы и т. п. отсчитывал такт (метр) исполняемого сочинения и указывал моменты вступления отдельных инструментов.

Впоследствии (примерно на рубеже XVIII-XIX веков) эти обязанности перешли к специальному лицу - дирижёру, выполняющему их движением рук. Дирижёр оркестра, как правило, держит в правой руке палочку. Самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) - движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников.

Места работы: профессиональный хор (оркестр), музыкальные школы и др.

Специфика работы дирижером: дирижер профессия штучная, эксклюзивная, которой научить практически нельзя. Дирижером надо родиться. К этой профессии идут годами, и вряд ли вы найдете вакансию дирижера в кадровых агентствах.

Зарплата и перспективы профессии дирижера: начинать строить карьеру дирижеру нужно еще во время учебы - постарайтесь устроиться в какой-нибудь профессиональный хор (оркестр), чтобы "забить" себе интересное место после выпуска. В противном случае, найти работу, доказать, что вы чего-то стоите как музыкант, будет сложно.

Обязанности:

Главная задача дирижера увлечь музыкантов, повести за собой. Оркестр - это команда. А в команде должен быть лидер, который возьмет на себя всю ответственность.

Дирижер руководит группой музыкантов с помощью движений рук, пальцев, головы, подбирает репертуар, знакомится с партитурой, разучивает с коллективом музыкальное произведение, внушая музыкантам свое толкование произведения в целом.

Требования:

Образование начинается с музыкальной школы — это первый и обязательный этап. Затем можно поступать в среднее специальное учебное заведение - музыкальное училище либо в высшее - академию или консерваторию. Дирижеров готовят военные консерватории и музыкально-педагогические институты. Государственным стандартом предусмотрены две специальности, которые может выбрать будущий дирижер «Хоровое дирижирование» или «Дирижирование оперно-симфоническим оркестром». Вторую можно получить только в вузе.

Знания: обширный музыкальный репертуар, теоретические основы записи и чтения хоровых произведений, основы хороведения, педагогику, психологию.

Личные качества: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, хорошая координация, моторная беглость (подвижность пальцев рук), усидчивость, терпение, целеустремленность, развитое воображение, творческие способности (склонность к импровизации, гибкость мышления), педагогические способности, сильная воля.