Искусство – глубокая и многогранная сфера деятельности человека. Различия в восприятии окружающего мира, силе и глубине эмоциональных переживаний, их характере, а также индивидуальные взгляды и таланты породили множество направлений в искусстве. Отдельное место среди них занимает и перфоманс, современное определение которого появилось в 1960-е годы (хотя рождение данного направления произошло еще в 20-х годах ХХ века). Что скрывается за этим, казалось бы, расхожим термином?
Прежде всего, перфоманс – это представление, некоторое действие, ориентированное на публичную демонстрацию. Мероприятие имеет четкую организацию, постановку, несет определенную идею. Его основа – действия человека. Выделяют несколько основных трактовок перфоманса:
Нередко перфоманс является частью таких стилистических решений как флешмоб, Боди Арт, Harlem Shake,планкинг.
При посещении культурных мероприятий – спектаклей, выставок, театрализованных шоу – очень часто можно услышать иностранное слово «перформанс». Не каждый из нас понимает его значение. Но чтобы чувствовать себя своим среди своих в обществе образованных и культурных людей, разберем, что это понятие означает простыми словами, и каковы его основные отличия от классического искусства?
Содержание:
За последние несколько десятков лет искусство подверглось значительным изменениям, которые были не только положительными. Одним из новых веяний, которое имеет весьма противоречивую окраску в искусствоведении, является перформанс (от английского «performance» – представление, действие, спектакль) – это одна из форм современного искусства, где произведением выступают действия самого автора, за которыми зрители наблюдают в режиме реального времени.
Основные черты:
Говоря простыми словами, перформанс – это неординарное, странное, интригующее, иногда шокирующее зрителей представление, всевозможные публичные движения.
Примеры: нашумевший панк молебен «Pussy Riot»; Петр Павленский, прибивший свое мужское достоинство гвоздем к мостовой Красной площади; знаменитый заокеанский живописец Джексон Поллак, постеливший под ноги ватман и рисовавший ними по бумаге разноцветными красками; российский живописец Олег Кулик, примеривший на себя образ человека-пса, который громко рычит и бросается на толпу людей. Подобные действия авторов представлений всегда вызывают сильные эмоции и чувства, живой интерес, бурное обсуждение у зрителей.
Термин «перформанс» впервые был введен в обращение в 60-х годах прошлого века, но его истоки берут начало с рубежа XIX и ХХ веков. Еще в годы перед Первой мировой войной иконоборцы-футуристы и конструктивисты использовали в своих работах идею данного вида искусства. Эти представители нового веяния вдохновлялись бурным темпом развития технологий и в своей работе прибегали к нетрадиционным методам привлечения целевой аудитории к своим картинам с помощью их размещения в альтернативных средствах массовой информации.
Энди Уорхол и Йоко Оно – это второе поколение представителей идей перформанса. Они целенаправленно неожиданно отменяли запланированные встречи с почитателями их творчества. Наперекор всем установленным в искусстве правилам и нормам, эти продолжатели перформанса вовлекали зрителей в содержание художественного действия, аудитория становилась непосредственным участником шоу. Эта тенденция в перформансе является основной и в наши дни.
Перформанс – это, прежде всего, развлечение, приятное времяпрепровождение, но бывает и так, что автор обращается к этому виду с целью распространения и афиширования какой-либо важной информации или проблемной задачи.
Если объектом действия в других видах искусства выступает картина, скульптура, то в перформансе – это сам человек. Буквально недавно к перформансу стали относить хореографию и театр, но истинная его сущность проявляется во взаимодействии зрителя и талантливого творца. Для того, чтобы передать созерцателям и ценителям искусства свои переживания, эмоции и мысли, автор задействует все свое тело. С помощью жестов, движений, мимики он доносит основную идею своего произведения до зрителя.
Достаточно часто перформанс стали представлять не только на профессиональной сцене, а и просто на улицах города, что иногда бывает полной неожиданностью для проходящих мимо людей, абсолютно не подготовленных к этому, и не сразу осознается и принимается ими. Для перформанса важны мнение и отзывы не только постоянной аудитории, но и случайных зрителей.
Перформанс включает в себя четыре основных элемента:
Составляя единое целое, эти элементы создают некоторое живое действие, показанное зрителю в конкретное время и в конкретном месте. Перформанс предусматривает придуманный заранее замысел, в котором в мельчайших подробностях прорисованы все нюансы и детали. Автор берет на себя образ конкретного героя и исполняет его роль, руководствуясь четко построенной моделью поведения, позволяющей донести до зрителя идею, используя разнообразные реквизиты, атрибуты, позы и жесты. Нередки случаи, когда герой перформанса представляет себя с определенной долей иронии и сатиры, рассчитывая таким способом значительно впечатлить случайного зрителя, задеть его за живое.
Зависят от задач, которые ставит перед собой автор, и значения самого представления для зрителя:
Современными видами искусства являются хепенинг, инвайронмент, лэнд-арт, инсталляция. Многие путают последнее с перформансом.
Инсталляция (от английского «to install» – устанавливать) – это своеобразный изменчивый, с точки зрения жанра и пластики, вид современного искусства, род занятий, в котором преобладают творец, предопределяющий жест и растянутый эпизод проецирования. Единственным сходством инсталляции с перформансом является факт частоты негативных отзывов общественности об этих видах искусства современности. Инсталляция не изображается, не сочиняется, не играется, она создается техническим способом – собирается, складывается их отдельных, разорванных эпизодов, отрывков, фрагментов.
Искусство инсталляции выражается в представлении пространственной композиции, созданной автором из таких составных частей:
Марсель Дюшан, французский сюрреалист и дадаист, – родоначальник инсталляции.
Предшественники этого вида искусства, уходящие своими корнями к античным временам, – различные алтарные сооружения в древних культурных местах. Больше всего произведений искусства, относящихся к инсталляции, было во времена знаменитых стилей рококо и барокко. Систематизацию и жанровую осмысленность инсталляция получила относительно недавно, в то время, когда границы образов и жанров внутри искусств были совсем разрушены.
Отличительные черты перформанса и классического искусства представлены в таблице.
Отличительные признаки |
Перформанс |
Классика |
Предмет творения |
Центром является безличный объект (картина, скульптура) |
|
Необходимость в длительной подготовке |
Обдумывается до мелочей, но одновременно предполагает импровизацию, самопроизвольные действия, что создает эффект полной неожиданности для зрителя |
Требуется длительная репетиция |
Главная роль |
Отсутствует |
Присутствует |
Проживание роли |
В последние годы в искусстве появляются все новые и новые направления и веяния. Не все они получают положительную реакцию общества. Это обусловлено глубиной смысла, который они несут в себе. Это относится и к перформансу – виду современного искусства, в котором сам автор является его творением.
Еще одно непонятное слово,которое у многих наших граждан вызывает вопросы.Это термин "Перфоманс ".Впервые об этом слове узнали в далеких 50
-х годах 20 века.Американский композитор по имени Дж.Кейдж разместил слово "Перфоманс
" на своей афише.
И только позже почти через 20
лет это слово стало популярным и его начали использовать повсеместно.
Псевдотеатральное выступление исполнение и режиссирование представляет профессионал,один либо с небольшой группой последователей,нанятых граждан,соратников,коллег.Как правило действо происходит без какой либо риторики,поскольку главное это изобразительная часть.
Эти акции,которые проводят модные художники перед своими поклонниками весьма заметно отличаются от большинства типов современного искусства,поскольку основным результатом художника является не результат его работы,как таковой.Например,картина,скульптура,композиция.Результат труда художника - это процесс,некая акция.
Короткое представление,которое исполняется одним либо несколькими участниками перед своими поклонниками,которое было заранее запланировано и имеющую свой сценарий.Сам смысл "Перфоманса " заключен не столько в нем самом,сколько в эстетических,глубоко индивидуальных переживаний зрителей и поклонников.
"Перфоманс " - это представление,которое по большей части ориентировано на визуальное восприятие,таким образом он является неким синтезом спецэффектов,театра,музыки.
Одним из видов "Перфоманса
" можно назвать действие совершаемое самим исполнителем либо целой группой художников.
Если сравнивать с другими видами искусства,где предметами искусства являются картины,скульптуры,какие то движущиеся детали,то в "Перфомансе
" исполнитель сам является произведением.
На самом деле "Перфоманс
"настолько растяжимое понятие,что им по сути можно назвать любое выступление на публике,особенно если действо совершенно не понятно среднему человеку.
Например американец Поллак положив большой холст на землю,взгромоздился на него и стал поливать вокруг себя краской.
Другие художники решили разнообразить свой досуг необычной акцией,они в лесу сшили из ситца четырехметровый шар,набили его под завязку надувными разноцветными шариками,засунули внутрь электрический звонок и отправили вниз по реке,при этом восхищаясь проделанной работой.
Другой,явно не дружащий с головой художник Олег Кулик,нарядился собакой и набрасывался на прохожих с громким лаем.
Другие столь же невменяемые граждане,называющие себя студией "Инжест" стали изображать на гратуаре из себя цветочки.
После этого она не успокоилась и сделала специальный агрегат,который соединил ее рот с ртом другого человека.Они стояли и дышали выдыхаемым воздухом друг друга,пока кислород был весь поглощен.Тогда они упали без сознания.
То раздобыла огромное количество окровавленных костей,которые начала тщательно мыть.Таким образом эта ненормальная выражала скорбь по погибшим в Югославии.
Однажды она устроила выставку на котором она смотрела в глаза каждому посетителю,все было зафиксировано на фотоаппарат.Оказалось,что Марина посмотрела в глаза почти полутора тысячам людей за 720 часов.
Перфоманс - некое действие, представление, в котором участники пытаются донести до зрителей определённую мысль, идею.Их множество
Вобщем, перфоманс понятие столь растяжимое, что им можно назвать любую публичную акцию, особенно если для средних умов она непонятна (американский художник Д. Поллак расстелив холст и встав на него разбрызгивал вокруг себя по поверхности холста краски.
Художники группы «Коллективные действия» в лесу у реки сшили из пестрого ситца оболочку «шара» диаметром 4 метря, набили её 500 надутыми шариками, вложили в «шар» включенный электрический звонок с батарейкой, завязали и пустили по течению реки, стояли и любовались, как красиво плывет «шар». Художник Олег Кулик нарядился в образ человека-собаки и с рычанием кидался на прохожих. Участники студии «ИнЖест» изображали на асфальте «живые цветы»)
Одной из самых креативных выдумщиц в области перфоманса считается живущая в Нью-Йорке сербская художница Марина Абрамович.
- То она
в галерее Studio Mona в Милане предложила зрителям сделать что-нибудь с ее телом, воспользовавшись предметами, разложенными на столике. Перфоманс был прерван в тот момент, когда Абрамович, уже полураздетой (одежду с нее зрители-участники срезали по кускам), кто-то засунул в рот дуло пистолета.
- То соединила
свой рот с ртом коллеги специальным агрегатом. Ненормальные вдыхали выдохи друг друга, пока не закончился кислород и оба упали на пол без сознания с легкими, наполненными углекислым газом.
- То перемывала
гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии.
- То обменивалась
взглядом с любым посетителем выставки, что фиксировалось фотоаппаратом. Так она поглядела в глаза 1500 людям в течение почти 720 часов
- Почти две недели
жила в некоем подобии квартиры (три открытые платформы), подвешенной на стене галереи. Во время перфоманса героиня не разговаривала и ничего не ела, все время суток отдав на всеобщее обозрение. Спуститься вниз она не могла: лестница была изготовлена в виде ножей, острых и уже окровавленных.
Вы идете по улице и вдруг видите перед собой две скульптуры, застывшие и будто бы безжизненные. Кто-то кладет монету в шляпу, лежащую здесь же, на тротуаре, и скульптуры оживают. Они исполняют танец или совершают какие-то движения, характерные для персонажей, которых они представляют, а затем снова замирают. Перфоманс (представление) не окончен, пока скульптуры здесь, он продолжается, просто перешел в статичную форму.
«Перфоманс? Что это?» - спросите вы. Это одно из направлений современного искусства. Возникло оно в шестидесятых годах прошлого века, когда ломались стереотипы во всех областях человеческой жизни: искусстве, политике, общественных и межличностных отношениях. Множество новых течений в философии, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке появилось именно тогда. Что касается современного искусства, в то же время появились течения, сходные с направлением «перфоманс-арт» по форме представления - акционизм, хэппенинг и другие. Что же у них общего, и чем они отличаются?
Для начала разберемся, перфоманс - что короткое художественное или театральное действие, которое происходит в данный момент в данном месте и производится самим художником или группой участников. От театра его отличает то, что участники перфоманса не играют выученные и отрепетированные чужие роли. Они действуют в рамках изображаемого ними персонажа или группы персонажей, «проживают» его. Написанных ролей у них нет, но сюжет, как правило, присутствует. Еще одна отличительная черта этого направления современного искусства - центральная роль человека, его представляющего. Если у кого-то возникнет вопрос: «Перфоманс - что это?» - можно смело ответить, что это прежде всего сам перфомансист, его тело, жесты, дополнительные атрибуты в виде костюмов, реквизита и других выразительных средств. В этом кроется главное отличие от изобразительного искусства, где объектом представления является полотно или скульптура. Кроме того, в отличие от классического искусства, восприятие и понимание перфоманса не требует специальной интеллектуальной подготовки, оно рассчитано на любого прохожего, который посмотрел, удивился и пошел дальше, не задумываясь над тем, как это действие классифицировать, кто был его основоположником и каковы будут последствия.
Ближайшие соратники такого рода представления - акционизм и хэппенинг. Мы уже знаем про перфоманс, что это театрализованное действие художника, не преследующее никаких конкретных целей и не требующее непосредственного участия публики. В этом его главное отличие от хэппенинга, который возможен только при активном участии публики. Хэппенинг только «затевается» художником, а что же выйдет в итоге, зависит от зрителей-участников.
Акционизм - направление в современном искусстве, которое акцентирует внимание не на плоде творчества, а на самом творчестве, на процессе создания некоего произведения искусства. Художник рисует при публике, музыкант - наступает на музыкальные педали, и из-под его ног звучит музыка и так далее. Постепенно акционизм претерпевал изменения и сращивался с политикой и эпатажем. Сегодня мы видим множество безобразий, называемых «художественными акциями». Одна из самых известных и резонансных из них - «выходка» группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Это была протестная акция, осуществленная посредством музыкальных и изобразительных средств (разноцветные колготки на головах, использование музыкальных инструментов, декламирование неких политических текстов). Поэтому девушки полагали, что совершают действие в духе акционизма, что же из этого получилось, мы знаем.
Описанные направления (акционизм, хэппенинг, перфоманс) в искусстве воспринимаются по-разному. И сторонники, и противники приводят весомые аргументы в пользу своих позиций. Пожалуй, единственным достойным судьей в этом споре станет время, которое расставит все по своим местам. Давайте немного подождем…