Музыка как вид искусства. Своеобразие музыкального искусства
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.
Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая - снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость.
Музыка - это искусство. Музыка обладает несравнимыми ни с каким другим видом искусства возможностями. Она обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека.
Искусство - это особое, художественно-образное отражение жизни, внешнего и внутреннего мира человека, это мышление в художественных образах. Художественный образ - то общее, что характерно для любого вида искусства, то, что отличает искусство от других форм человеческой культуры, и то, что образует музыкальное искусство в частности. Художественный образ - «ядро», «сердце» произведения искусства.
Остановимся кратко на вопросе специфики музыкального искусства, выделим его основные и неповторимые черты.
Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и окружающий его мир.
Одним из источников возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой речи - все то, что воспринимает слух человека в окружающем мире. «С древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышал вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Главнуюже основу музыкального искусства составляла осмысленная и чувственно выразительная речь человека».
Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была вначале неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к ритму трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам природы, так и музыкант подражает звучанию - интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах.
Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей (музыкальный образ лишен непосредственной, конкретной видимости, но он динамичен по своей природе и обобщенно, звуковыми средствами выражает существенные процессы жизни).
В связи с этим содержанием музыки прежде всего является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.
Сила воздействия музыки на человека заключается в ее способности в определенные моменты сближать людейв едином настроении, переживаний, порыве, вызывать чувства любви, веселья, торжества, гордости, печали, ненависти.
Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством»
При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительностии помогает ее преобразованию, изменению. Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира.
Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия,организованная ритмически, обогащенная динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.
Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрограммную чисто инструментальную музыку.
К первой относят песню, романс, хор, кантату, ораторию, оперуи др.
Программная музыка снабжена словесной (нередко стихотворной) программой, раскрывающей ее содержание. Программой может служить заглавие,указывающее на какое-либо явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение. В качестве примера можно привести фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года», произведения малых форм и написанные для детей, других композиторов («Клоуны» Д. Кабалевского, «Весенний ручей» А. Живцова и пр.). Автор музыки, предлагая заглавие, ориентирует воображение слушателя и исполнителя в определенном направлении.
Программа и музыка программного сочинения находятся в единстве. Как нельзя оторвать чувства человека от его мышления, поскольку не существуют абстрактные чувства, так нельзя разрывать программу и выражающую ее музыку.
Знание программы - необходимое условие адекватного восприятия музыкального произведения. «Музыка (программная) дает возможность исключительно глубоко проникнуть в содержание самых разнообразных идей, образов, событий, но лишь при одном условии: если само это содержание заранее известно. Из музыки, как таковой, нельзя впервые узнать содержание какой-либо мысли или картины. Но когда это содержание известно, с помощью музыки можно так глубоко его прочувствовать, пережить, сделать его своим внутренним достоянием, как может быть никаким другим путем. В этом мощь музыки, в этом ее великое познавательное значение».
К непрограммным инструментальным произведениям относятся, например, соната, квартет, трио, прелюдия и т.д. Содержание непрограммной музыки составляют эмоции. Насыщенная живыми интонациями, выражающими определенные человеческие переживания, она отражает реальную жизнь, которая является источником этих переживаний, но отражает через эмоции. Итак, непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяются особые познавательные возможности музыкального искусства. Музыка не дает новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.
Особенности музыки как искусства, по мнению Н. Ветлугиной:
Возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поет солдат в походе - песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе.
Другая особенность музыки - объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними
Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.
Еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания.
Еще одна особенность музыки - воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.
Музыка - самое сложное из искусств. Особенности музыки как искусства отражения не только простых, но и очень сложных эмоций, как искусства выражения многогранных отношений человека к миру и самому себе делают содержание и язык музыки закрытым для человека на ранних этапах его развития. Ребёнка надо постепенно ввести в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкальных художественных образов, а значит, дать возможность их пережить.
http://otveti-examen.ru/pedagogika/12-metodika-muzykalnogo-razvitiya.html?showall=1&limitstart
Афоризмы композиторов зарубежных :
Превыше всего любить свободу
И даже у монаршего престола
От истины не отрекаться. (Людвиг ван Бетховен )
Афоризмы выдающихся деятелей зарубежных :
Афоризмы композиторов русских :
Исполнение - это второе творение музыкального сочинения. (Антон Рубинштейн )
Всесоздающее хотенье:
Ты всё. Ты океан страстей, то бушующий. то спокойный.
Я люблю твои стены, люблю твою радость (не люблю только отчаяние). (А.Н.Скрябин )
Афоризмы выдающихся деятелей русских :
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь - мелодия... (А.С.Пушкин "Каменный гость")
Музыка как таковая с ее понятиями ладов, тональностей, аккордов и всего остального является природной гармонией, заложенной в каждом из нас. Тут-то и приходят на ум высказывания о музыке, которые стали чуть ли не крылатыми фразами. Вспомнить хотя бы слова из фильма «В бой идут одни старики»: «Пилотом можешь ты не быть, мы все равно летать научим, а музыкантом быть обязан».
С некоторых пор все больше ученых-психологов сходятся во мнении, что музыка является своеобразным инструментом выражения настроения человека. Неудивительно, что под расслабляющие звуки мы способны моментально засыпать, а при прослушивании чего-то более ритмичного может возникать приподнятое настроение, иногда переходящее даже в состояние эйфории.
Еще в XIX веке появилась такая научная дисциплина, как музыкальная психология, которая одновременно подразумевает не только знания из области музыкальных понятий, но и их влияние на психику человека.
Высказывания о музыке с точки зрения душевного состояния чаще всего сравнивают с проявлением любви, когда «душа поет». Например, А. С. Пушкин в одном из своих творений пишет:
«Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь - мелодия».
Неудивительно, что в некоторых случаях психологи рекомендуют применение так называемой музыкальной терапии. Чаще всего она используется для лечения алкоголиков или наркоманов, которые живут в собственном придуманном мире. Даже Аристотель говорил о том, что музыка способна оказывать воздействие на этническую сторону души.
В истории нашего развития музыка играет далеко не последнюю роль. На этот счет интересными выглядят и высказывания о музыке одного из самых популярных философов - Конфуция. Он писал, что если захочется узнать, как обстоят дела в том или ином государстве, нужно прислушаться к его национальной музыке.
Высказывания о музыке великих людей зачастую подразумевают особенно сильное подчеркивание ее влияния на развитие этноса определенной цивилизационной группы. Так, например, во все времена очень распространенными были марши, используемые для поднятия боевого духа войск перед предстоящим сражением. Написано их просто неимоверное количество.
Если взять в расчет то и здесь можно найти немало интересного. Не зря же в церквях и соборах используются органы и песнопения псалмов или молитв, которые усиливают эффект богобоязни и возвеличивания Господа. Наверняка каждый из нас хоть раз, будучи в церкви, ощущал это состояние. В данном случае музыка, конечно же, выступает только как дополнительное средство.
Высказывания о музыке великих людей в древнем мире лучше всего привести на примере Платона, который утверждал, что музыка способна воодушевлять весь мир, снабжать душу крыльями и вызывать полет воображения. В то время почитание богов было на таком уровне, что сейчас многим это может показаться несколько странным.
Что касается поэтов и композиторов, то можно с уверенностью сказать, что они в чем-то очень похожи, ведь каждый из них творец. А произведение литературное или музыкальное в равной степени воздействует на человека, как некая гармоническая составляющая.
Высказывания композиторов о музыке в большинстве своем свидетельствуют о том, что в каждом таком творении автор закладывает частичку своей души. Так оно и есть, ведь невозможно создать что-то стоящее, если душа черства.
Тот же Бетховен говорил, что музыка «должна высекать огонь из людских сердец». Именно музыка заставляет задуматься о жизни во всех ее аспектах.
Сейчас, правда, речь не идет о музыке в плане попсы, которая в последнее время заполонила телевизионные и радио-эфиры. Это обычное средство зарабатывания денег или влияния на умы молодежи. Цитаты о музыке такого типа очень интересно выглядят на примере стихотворения «Туда-сюда» Ирины Забавиной, написанном в 2013 году.
Настоящая с музыкой наступает только тогда, когда произведение затрагивает самые тонкие скрытые нити души, которые человек не показывает абсолютно никому из окружающих. Это несколько напоминает ощущение влюбленности. Кто знает о таком чувстве, кроме самого человека? Никто. Так и с гармоническим восприятием музыкального воспроизведения.
Великие цитаты о музыке можно приводить бесчисленное количество раз. Однако наиболее существенными среди них являются высказывания самих композиторов, поэтов и философов.
Одними из самых известных фраз можно назвать Рихтера в плане того, что это поэзия воздуха. Или Вагнера - о том, что она не может мыслить, но способна воплощать мысли.
Многие цитаты о музыке подразумевают не только этнические аспекты, но и некоторые стороны нашего бытия. К примеру, Гейне озвучил мысль о том, что музыка - это нечто среднее меду мыслью и явлением. Она, так сказать, материя без пространства. А Генри Уодсворт Лонгфелло вообще заявил, что музыка - это универсальный язык человечества.
В любом случае с последним утверждением трудно не согласиться, ведь в истории любой нации музыка играет одну из самых главных ролей, выходя на такой уровень, что именно с ней ассоциируются многие национальности и народности, не говоря уже о национальных инструментах, которые просто невозможно спутать ни с чем. Взять хотя бы шотландскую волынку и композиции, на ней исполняемые. Сразу ведь понятно, что это именно шотландский национальный колорит.
Остается только добавить слова из того же фильма «В бой идут одни старики»: «Все преходяще, а музыка вечна».
Специфика музыкального искусства. Как и другие виды духовной деятельности человека, музыка - это средство познания мира, данное человеку, чтобы он научился понимать самого себя, видеть красоту Вселенной и постигать смысл жизни.
Музыка - язык чувств сказал Роберт Шуман. Но выражению чувств музыка начала учиться только на излете эпохи Возрождения, на рубеже XVI-XVII веков. Это было время, когда человек осознал себя личностью, способной мыслить, чувствовать и творить, когда расцвело светское искусство и родилась опера.
Выражение человеческих страстей-аффектов стало первостепенной задачей музыкального искусства в XVIII веке, а в эпоху романтизма мир эмоций и ощущений становится основной сферой, к которой обращаются композиторы в поисках тем, образов и даже средств выражения. Чувства, звуки, зарисовки окружающей жизни, движение Но разве не подвластен музыке мир идей? У каждого подлинно музыкального произведения есть идея утверждал Бетховен.
Идею, выраженную в его знаменитой Пятой симфонии, сам автор сформулировал так От мрака к свету, через борьбу к победе. Совсем не обязательно, чтобы в воплощении идей музыке помогало слово - будь то литературная программа, оперное либретто, поэтический эпиграф или авторские пояснения. Мы не знаем программы 6-й симфонии Чайковского, которая, по признанию самого композитора, существовала в его воображении, весьма немногим известны отрывочные высказывания Чайковского, конкретизирующие образное и идейное содержание сочинения.
Однако вряд ли у кого-то возникнет сомнение в том, что эта музыка - о жизни и смерти, о смятении человеческого духа, постигающего трагическую неотвратимость ухода. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 Эмоции и ощущения, движение и изменение, идеи и представления, быт и природа, реальное и фантастическое, тончайшие нюансы колорита и грандиозные обобщения - все доступно музыке, хотя и не в равной степени.
Какими средствами располагает музыкальное искусство, какие закономерности положены в ее основу, в каких формах выражает она столь многообразное содержание? Музыка существует в особой системе координат, важнейшими измерениями которой являются звуковое пространство и время.
Оба измерения составляют первичные, родовые свойства музыки, хотя специфическим для нее является только первое - звуковысотность. Из тысяч звуков окружающего мира музыкой могут стать только музыкальные звуки шумовые и ударные эффекты используются весьма избирательно даже в произведениях современных композиторов-авангардистов. Но музыкальный звук сам по себе не может быть воспринят ни эмоционально, ни эстетически. Еще не музыка - и совокупность музыкальных звуков, которую можно уподобить палитре художника или набору слов, находящемуся в распоряжении у поэта.
Считается, что основными выразительными средствами музыки являются мелодия, гармония и ритм. Носителем смысла и мельчайшей структурной единицей музыкального языка является интонация, существование которой вновь подтверждает глубинную связь двух миров - словесного и звукового - и доказывает, что в начале музыки тоже было слово. Однако здесь понятие интонации приобретает иное, гораздо более глубокое и всеобъемлющее значение.
Об этом очень точно сказал академик Б.Асафьев Музыка - это искусство интонируемого смысла курсив мой Л.А Напомним, что одно из значений слова тон - звук, характер звучания. Отсюда и некоторые музыкальные термины - тоника, тональность, интонация, интонирование. Прародителями многих музыкальных интонаций стали интонации человеческой речи, но только не обыденные, а те, которые проявляются в моменты наиболее яркого выражения страстей или эмоций.
Интонации плача, жалобы, восклицания или вопроса пришли в музыку из жизни и, даже не будучи связанными со словом например, в инструментальных жанрах, сохраняют свой первичный эмоционально-психологический смысл. Плач Дидоны из оперы Г.Перселла Дидона и Эней, плач Юродивого из оперы М. Мусоргского Борис Годунов столь же определенно выражают скорбную эмоцию, сколь и четвертая часть 6-й симфонии Чайковского или Траурный марш из 2-й сонаты Ф.Шопена. Восходящая секста - так называемый мотив вопроса - и в самом деле прекрасно отражает вопросительную интонацию человеческой речи. Не случайно она столь часто использовалась композиторами-романтиками и нашла широкое применение в произведениях эмоционально-лирического характера, таких как известная миниатюра Шумана Отчего? из фортепианного цикла Фантастические пьесы. Обязательным атрибутом героического начала в музыке являются повелительные, призывные интонации - в частности, восходящая кварта, на последний звук которой падает метрическое ударение.
Правда, своим происхождением она связана не только с речью, но также с военной и сигнальной городской музыкой которая писалась главным образом для духовых инструментов. Войдя в профессиональное музыкальное творчество и утратив прикладную функцию, эти интонационные элементы претерпели значительные изменения, однако самая суть их выразительности осталась той же - именно энергичные квартовые и трезвучные мотивы определяют характер главного образа аффекта в героических ариях итальянской оперы-seria, в революционных песнях и торжественных гимнах, в Героической симфонии Бетховена и симфонической поэме Рихарда Штрауса Дон Жуан. Далеко не вся музыка обнаруживает непосредственную связь с речевыми интонациями. Будь это так - спектр ее выразительных возможностей не был бы столь широк.
Например, в темах песенного склада речевые элементы оказываются как бы растворенными, сглаженными, а часто они не присутствуют вовсе - в подобных случаях внимание слушателя приковывает прежде всего сама мелодическая линия, красота ее рисунка, гибкая, а порой причудливая пластика звуковых форм. Такова итальянская оперная кантилена классический пример - каватина Нормы из одноименной оперы В.Беллини, лирические темы Чайковского или Рахманинова вспомним медленную часть его 2-го фортепианного концерта. Интонация в музыке обладает определенным выразительным смыслом, однако не раскрывает всех граней художественного образа и не может выполнять конструктивной, формообразующей роли. Эти функции берет на себя музыкальная тема - основная смысловая и конструктивная единица любого музыкального произведения, не отождествляемая с мелодией.
Мелодия, сколь бы важна она ни была, лишь одна сторона темы. Более того, существуют произведения без мелодии в привычном понимании этого слова прелюдии и токкаты эпохи барокко, вступление к опере Вагнера Золото Рейна, симфоническая картина Лядова Волшебное озеро, прелюдии Дебюсси или сочинения композиторов современности - О.Мессиана, К.Штокхаузена, А.Шнитке и многих других. Однако музыки без темы не бывает.
Тема в наиболее глубоком и универсальном понимании представляет собой некое музыкальное единство, в котором взаимодействуют все средства музыкальной выразительности мелодия, лад и гармония, метр и ритм, фактура, тембровые, регистровые и формообразующие компоненты.
Каждый из этих элементов обладает специфическими, только одному ему присущими свойствами и имеет свое поле деятельности, то есть выполняет определенные образные и композиционные задачи. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 Мелодия.
Не случайно она оказалась на первом месте в нашем перечне.
Одноголосная последовательность звуков, одноголосно выраженная музыкальная мысль - таковы теоретические определения мелодии. Но есть и другие трактовки. Мелодия - это мысль, это движение, это душа музыкального произведения сказал Шостакович. Его слова прекрасно дополнил Асафьев Мелодия была и остается самым преимущественным проявлением музыки и самым понятно-выразительным ее элементом. Действительно, во все времена ничто не ценилось среди музыкантов так высоко, как талант сочинять мелодии из всех элементов музыкального языка ничто не запоминается так хорошо, как мелодия так мелодии Россини уже на следующий день после премьер его опер насвистывали на улицах извозчики и мелкие торговцы ничто не воздействует на эстетическое чувство человека столь непосредственно и ничто не может более полно, нежели мелодия, восстановить в нашем сознании целостный образ музыкального произведения.
Но мелодия не может существовать сама по себе. Звуки, составляющие мелодию, должны быть организованы в определенную систему, которая называется ладом вспомним другие значения русского слова лад - порядок, согласие, разумное, правильное устройство. Действия всех элементов лада согласованы, каждый из них функционально связан с другими есть центральный элемент - тоника и элементы, подчиненные ей. Благодаря этому в музыке возникает тяготение - некое поле притяжения и отталкивания, которое заставляет нас слышать одни звуки как устойчивые, спокойные, уравновешенные, а другие - как неустойчивые, динамично устремленные и требующие разрешения аналогов этому свойству музыки мы не найдем ни в одном другом искусстве, его можно уподобить лишь силе всемирного тяготения. Есть у музыкальных звуков и другая особенность.
Они могут сочетаться друг с другом не только последовательно, но и одновременно и образовывать разного рода сочетания - интервалы, аккорды.
Напротив - звуковые сочетания и способность нашего слуха улавливать их как нечто целостное порождают дополнительные выразительные свойства музыки, важнейшим из которых является гармония. Сочетания звуков воспринимаются нами по-разному то как благозвучные - консонансы с лат согласие, созвучие, гармония, то как неблагозвучные, внутренне противоречивые - диссонансы.
Яркий пример ладогармонической организации - классический мажор или минор, ставшие основой для музыки многих эпох и стилей. В этих семиступенных ладах центром притяжения и главным устойчивым элементом, подчиняющим себе неустойчивые ступени, интервалы и аккорды, является тоническое трезвучие аккорд, стоящий на первой ступени лада. С основами классической ладотональной системы знаком любой дилетант, умеющий играть на гитаре три фирменных аккорда - тоническое T , субдоминантовое S и доминантовое D трезвучия.
Помимо мажора и минора, существует множество других ладов - мы находим их в музыкальных системах древнего мира, в старинной музыке, в фольклоре, их спектр существенно расширило творчество композиторов XX века. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 В условиях лада, то есть определенным образом организованного звукового пространства, возникает гармония.
Гармония в привычном понимании этого термина родилась только в эпоху барокко, обрела ясные формы в творчестве венских классиков и была доведена до предельной сложности, изысканности и разнообразия в романтической музыке, что пошатнуло ведущие позиции мелодии. В музыке XX века возникло множество новых систем ладогармонической организации например, у импрессионистов Дебюсси и Равеля, у Мессиана или Стравинского. Некоторые композиторы - среди них Рахманинов и Мясковский - остались верны классико-романтическим принципам, а такие художники, как Прокофьев или Шостакович, в сфере гармонических средств сумели органично сочетать традиции и новаторство.
Функции гармонии весьма разнообразны и ответственны. Во-первых, она обеспечивает горизонтальную связь созвучий в музыкальном произведении, то есть является одним из главнейших проводников музыкального времени. Благодаря смене устойчивых и неустойчивых, консонирующих и диссонирующих созвучий мы ощущаем моменты накопления напряженности, нарастаний и спадов - так проявляются экспрессивно-динамические свойства гармонии.
Во-вторых, гармония порождает чувство звукового колорита, так как способна привнести в музыку тонкие световые и цветовые градации, создать эффект сопоставления красочных пятен и плавной смены тонких колористических нюансов. В разные эпохи у разных композиторов те или иные свойства гармонии проявлялись неодинаково классики ценили в ней прежде всего способность логически связывать созвучия, активизировать процесс музыкального развития и выстраивать композицию что особенно ярко проявилось в сонатной форме романтики значительно усилили роль экспрессивно-эмоциональных качеств гармонии, хотя не были равнодушны и к звуковой красочности композиторы-импрессионисты всецело погрузились в любование звуковым колоритом - не случайно и само название этого направления непосредственно связано с аналогичным течением в европейской живописи.
Проявления выразительных свойств лада весьма многообразны.
Вполне определенную эмоциональную и колористическую окраску имеют знакомые всем мажор и минор мажор звучит светло, приподнято и ассоциируется с радостными, светлыми образами, музыка, написанная в миноре, как правило, сумрачна по колориту и связана с выражением печально-меланхолических или скорбных настроений. Каждая из 24-х тональностей воспринимается нами совершенно по-разному. Еще в эпоху барокко они наделялись особым символическим смыслом, который сохранился за ними вплоть до наших дней. Так, до мажор ассоциируется со светом, чистотой, сиянием божественного разума ре мажор лучше всего подходит для выражения чувств ликования и торжества - это тональность Торжественной мессы Бетховена, радостных, хвалебных хоров Высокой мессы Баха - таких, как Gloria Слава или Et resurrexit И воскрес си минор - сфера скорбно-трагических образов, не зря этой тональностью воспользовался Бах в тех номерах мессы, где речь идет о жертвенности и страданиях Иисуса.
Итак, лад и гармония обеспечивают существование музыки в звуковом пространстве.
Но музыка немыслима и вне второй оси координат - музыкального времени, выражениями которого являются метр, ритм и темп. Метр разбивает музыкальное время на равные отрезки - метрические доли, которые оказываются неодинаковыми по своему значению есть доли опорные сильные и неопорные слабые. В такой организации нетрудно увидеть аналогию с поэзией - это лишний раз подтверждает глубокое родство обоих искусств. Как и в поэзии, в музыке различаются двухдольные и трехдольные метры, которые во многом определяют характер движения и даже жанровые особенности того или иного произведения. Так, трехдольный метр, в котором акцентной оказывается первая доля, позволяет нам распознать вальс, а равномерное чередование длительностей в условиях двухдольности помогает уловить маршевое начало.
Однако при всей своей значимости метр является только основой, это лишь сетка, или канва, на которую наносится ритмический рисунок. Именно ритм конкретизирует в музыке тот или иной жанр и придает индивидуальность любой мелодии.
Значение ритма особенно наглядно проявляется в различных танцевальных жанрах, каждому из которых присуща особая ритмическая формула. Благодаря ритму, даже не слыша мелодии, можно безошибочно отличить вальс от мазурки, марш от польки, болеро от полонеза. Большое значение имеет в музыке темп - то есть скорость исполнения, которая зависит от частоты чередования метрических долей. Медленные, быстрые и умеренные темпы связаны не только с различными типами движения, но и с определенной сферой выразительности.
Невозможно представить себе, например, романс-элегию в быстром темпе или краковяк в темпе адажио. Темп оказывает сильное воздействие на жанровое наклонение - именно медленный характер движения позволяет отличить траурный марш от марша строевого или марша-скерцо, а более радикальные изменения темпа способны и вовсе переосмыслить жанр - превратить медленный лирический вальс в головокружительное скерцо, а галантный менуэт в величественно-импозантную сарабанду.
Часто темп и метр играют решающую роль в создании музыкального образа. Сопоставим два известнейших произведения Моцарта - тему первой части 40-й симфонии и арию Памины из второго действия оперы Волшебная флейта. В их основе лежит одна и та же интонация жалобы - lamento, окрашенная в элегические тона соль минора. Музыка первой части симфонии сродни взволнованной речи, в которой непосредственно изливается чувство, она создает ощущение трепетного, почти романтического порыва. Лирика арии - это скорбь, глубокая, безысходная, как будто скованная изнутри, но полная скрытого напряжения.
При этом решающее воздействие на характер лирического образа оказывает темп в первом случае скорый, а во втором - медленный, а также размер в симфонии - двухдольный, с устремленными к сильной доле такта ямбическими мотивами, в арии Памины - с трехдольной пульсацией, смягченный и более текучий. Средства музыкальной выразительности - мелодия, метроритм, лад и гармония - должны быть определенным образом скоординированы и организованы, должны находить некое материальное воплощение.
За это в музыке отвечает фактура, которую можно определить как тип изложения музыкального материала, способ построения музыкальной ткани. Существует великое множество разновидностей фактуры. Мы выделим лишь два важнейших принципа в организации музыкальной ткани - полифонический и гомофонный. Первый возникает в результате сочетания нескольких самостоятельных мелодических голосов. Если во всех голосах поочередно или с некоторым наложением проводится один и тот же тематический материал, то возникает имитационная полифония - этот тип фактуры преобладает в светской и церковной хоровой музыке эпохи Возрождения, он широко представлен в творчестве мастеров полифонии эпохи барокко, в частности в фугах Баха и Генделя.
Если по вертикали сочетаются различные мелодии, то мы имеем дело с контрастной полифонией. Она не столь широко распространена в музыке, как имитационная, но встречается в произведениях самых разных эпох и стилей - от средневековья до наших дней. Так, в трио Командора, Дон Жуана и Лепорелло из оперы Моцарта Дон Жуан каждый из участников охвачен своим чувством, поэтому вокальные партии героев, сливающиеся в полифоническом ансамбле, ярко контрастны по отношению друг к другу боль и страдание выражены в ламентозных фразах Командора, жалость и леденящий душу страх смерти воплощены в проникновенно-кантиленной мелодии Дон Жуана, а трусливый Лепорелло вполголоса бубнит свою скороговорку.
Второй тип фактуры - гомофония - подразумевает наличие ведущего мелодического голоса и аккомпанемента.
Здесь также возможны разнообразные варианты - от простого аккордового склада, где мелодическую роль играет верхний голос аккорда хоралы Баха, до мелодии с развитым, индивидуализированным аккомпанементом ноктюрны Шопена, прелюдии Рахманинова. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 Все то, о чем шла речь до сих пор, имеет основополагающее значение для музыки, но существует только на нотной бумаге до тех пор, пока не воплотится в звуках, ведь звучание - непременное условие существования музыкального искусства.
Как же материализуется звук, каким образом доносит до слушателя свой смысл музыка? Эта тайна заключена в особой сфере выразительных средств - целом мире тембров. Человеческие голоса и инструменты - деревянные духовые, медные духовые, струнные и ударные - придают музыке живое дыхание и удивительное разнообразие красок.
Они выступают и в отдельности, и в бесчисленных сочетаниях, каждое из которых обладает совершенно особыми экспрессивными качествами и колоритом. Вокальное соло раскрывает тончайшие эмоциональные нюансы, а монументальная, фресковая звучность смешанного хора способна сотрясать своды соборов и концертных залов звучание струнного квартета, удивительное по теплоте и слитности тембров, одновременно создает впечатление пластичности и графической четкости линий разноголосые деревянные духовые пленяют акварельной прозрачностью и ясностью красок.
Индивидуальность голосов и инструментов была замечена композиторами очень давно. Задушевные соло, подобные теме медленной части 4-й симфонии Чайковского, часто поручаются гобою блестящие и холодновато-прозрачные фиоритуры прекрасно удаются флейте - не зря ее использует Римский-Корсаков, характеризуя прекрасную, но лишенную человеческого тепла Снегурочку голос природы традиционно становится зовом валторны напомним, что в переводе с немецкого это слово и означает лесной рог - именно он исполняет пасторальные темы в увертюрах Вебера к операм Оберон и Вольный стрелок роковые, зловеще-угрожающие образы неизменно связываются с медными духовыми инструментами, а от струнных исходит ощущение душевной теплоты и эмоциональной непосредственности высказывания вспомним знаменитую побочную тему первой части 6-й симфонии Чайковского. Важно помнить, что все средства музыкальной выразительности тесно связаны между собой.
Большинство из них вообще не существуют сами по себе так, мелодия немыслима вне ритма и лада, вне лада и фактуры не может возникнуть гармония, а ритм, хоть и более независим, чем все остальные элементы, но одномерен и лишен первейшей сущности музыки - звука. Взаимосвязь всех средств музыкальной выразительности обнаруживается буквально на каждом шагу. Действительно, по одной только последовательности звуков, воспроизведенной в произвольном темпе и ритме, трудно узнать даже очень знакомую мелодию.
Сопоставим несколько примеров - пусть это будет тема Черномора из Руслана и Людмилы Глинки, лейтмотив копья Вотана из вагнеровского Кольца Нибелунга и тема па-де-де из балета Щелкунчик. Их мелодии практически одинаковы - все они представляют собой простейшую нисходящую гамму.
Но что же делает эти темы столь разными - вплоть до того, что одна из них воплощает силы зла, другая символизирует победу любви и добра, а третья выражает совершенно абстрактную идею? Все дело в том, что одинаковые мелодии помещены в совершенно различные метроритмические, ладогармонические, фактурные и тембровые условия непривычно, потусторонне звучащий целотонный лад, примитивный в своей равномерности ритм и грозное оркестровое тутти с преобладанием меди составляют существо темы злого волшебника суровая окраска натурального минора, пунктирный маршевый ритм, аскетичное унисонное изложение и глухие тембровые краски низких струнных и медных духовых инструментов определяют характер вагнеровского лейтмотива просветленный мажорный колорит, красочность и полетность неустойчивой гармонии на сильной доле, ритмическая пластичность и теплое, наполненное звучание струнных делают простую гамму одной из красивейших лирических тем Чайковского.
Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 Теперь, когда мы рассмотрели различные элементы музыкального языка, увидели всю сложность и многообразие их связей, необходимо вспомнить о том, что все они являются лишь средствами выражения художественного образа.
Но ведь во временном искусстве образ никогда не остается неизменным, даже для его показа требуется время.
Если же образов несколько, то и они, и восприятие слушателя тем более нуждаются в некоей силе, организующей всю совокупность средств выражения во временном потоке. Эту задачу выполняет в музыке форма, сложность понимания которой усугубляется тем, что она постижима только в момент исполнения музыкального произведения.
С одной стороны, форма - это композиция, или структура произведения, связывающая все его части воедино. По стройности и уравновешенности композиции, по гармоничности соотношения частей и целого нередко судят о достоинствах музыкального произведения, не зря Глинка сказал Форма - значит красота. Вместе с тем форма - это одно из высших проявлений процессуальной природы музыки. В ней отражается смена музыкальных образов, раскрывается их контраст или связь, развитие или преобразование.
Лишь охватив музыкальную форму целиком, мы можем уяснить логику развития художественного образа и ход творческой мысли композитора. Говоря о средствах и формах выражения в музыке, следует помнить, что мы со значительной долей условности можем рассматривать их совокупность как единый художественный язык. В действительности же каждый композитор говорит на своем языке, а точнее, руководствуется законами своей собственной музыкальной речи. И это позволяет музыке оставаться вечно живым, непосредственным и бесконечно разнообразным искусством, словно вобравшим в себя все токи жизни и в чувственно постигаемой форме отразившим и переплавившим опыт других сфер духовной деятельности. Наверное, не случайно одни считают, что музыка элитарна и требует для своего восприятия специальной подготовки и даже определенных природных данных, а другие видят в ней силу, способную воздействовать на нас помимо сознания и опыта.
Наверное, и те, и другие правы. И безусловно прав замечательный музыковед и писатель Ромен Роллан, сказавший Музыка, это интимное искусство, может быть также искусством общественным она может быть плодом внутренней сосредоточенности и скорби, но может быть порождением радости и даже легкомыслия Один называет ее движущейся архитектурой, другой - поэтической психологией один видит в ней искусство чисто пластическое и формальное, другой - искусство непосредственного этического воздействия.
Для одного теоретика сущность музыки - в мелодии, для другого - в гармонии Музыка не умещается ни в одну формулу.
Это - песнь веков и цветок истории, который могут взрастить как горести, так и радости человеческие. Аристархова Л. О чем и как говорит музыка Искусство 1-е сентября. 1999 7 1.2.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со старейшинами - В.Н.Шацкой.. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое.. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: