ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1.С греческого языка слово «философия» переводится как:
любовь к мудрости
2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
3.Определите время возникновения философии:
VII-VI в.в. до н.э.
4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
философия
5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:
философия
6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:
философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире
7.Мировоззрение – это:
совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?
Ход истории зависит от направленности мышления философов
9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире
11.Что характерно для эпистемной линии в философии?
рассмотрение действительности как постоянно развивающейся
12.Онтология – это:
учение о бытии, о его фундаментальных принципах
13.Гносеология – это:
учение о природе, сущности познания
14.Антропология – это:
учение о человеке
15.Аксиология – это:
учение о ценностях
16.Этика – это:
учение о морали и нравственных ценностях
17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания
Гносеология
18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:
отношении сознания к материи
19.Для идеализма характерно утверждение:
первично сознание, материя независимо от сознания не существует
20.Для дуализма характерен тезис:
материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?
Субъективному идеалисту
22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?
23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?
Объективному идеализму
24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:
вульгарного материализма
25.Агностицизм – это:
учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира
26.Агностицизм – это:
направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно
27.Отрицают возможность познания мира:
агностики
28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:
позитивизм
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:
30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:
31.Имя основателя буддизма
Сидхартха
32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:
33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:
35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:
Конфуций
36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:
Высший Разум
37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:
38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:
Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни
39.К древнеиндийским философским текстам относятся
Упанишады
40.К древнекитайским философским текстам относится
Дао-дэ-цзин
41.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения
42.Китайский философ, основатель даосизма
43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:
Конфуцием
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
44.Хронологические рамки развития античной философии:
VI в. до н.э – VI в. н.э.
космоцентризм
46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:
проблема первоначала
47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:
«Познай себя»
48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу
«Начало всех вещей -- вода»
49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал
50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
Пифагору
Парменид
52.Впервые понятие бытия в философии употребил
Парменид
53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:
54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:
Элейской
55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?
Зенона и Гераклита
56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:
Гераклит
57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?
Гераклит
58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:
Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире
Демокрит
60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:
Протагору
62.Знание по Сократу тождественно:
добродетели
63.Суть «этического рационализма» Сократа:
добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания
64.Объективно-идеалистическая философия была основана:
Платоном
65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.
Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна
67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:
идея материальна, настоящая лошадь – идеальна
68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:
69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:
70.Философ, считавший логику главным орудием познания:
Аристотель
71.Философ, ученик Платона:
Аристотель
Аристотель
74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:
надо наслаждаться жизнью
75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»
76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:
77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма
78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству
Диоген Синопский
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
теоцентризм
80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?
81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:
богословию
83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:
теология
84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»
Апокрифы
85.Эсхатология – это
Учение о конечных судьбах мира и человека
86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий
реальному бытию вещей:
a. Аристотель
c. Демокрит
e. Гераклит
2. Представители Элейской школы философии Древней Греции:
a. Ксенофан
b. Парменид
e. Гераклит
f. Пифагор
3. Изречение: "Платон мне друг, но истина дороже" принадлежит:
a. Протагору
b. Пифагору
c. Гераклиту
d. Сократу
e. Аристотелю
4. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия -… универсалии
5. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания … крайний реализм
6. Философия средневековья складывалась на основании источников:
(выбрать неправильный ответ):
a. философии Аристотеля;
b. милетской философии;
c. платоновской философии;
d. Священное писание;
7. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к Новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности: …Возрождение
Дуалистической является философская система:
a. Декарта
e. Спинозы
9. Спиноза конкретными состояниями единой субстанции «природы-бога», ее материальными проявлениями называл: …модус
10. Проблемы, изучаемые И. Кантом в докритический период его деятельности:
a. Этические,
b. антропологические,
c. социальные,
d. метафизические,
e. философии природы
11. Философская концепция, признающая одно начало мироздания, это: монизм
12. Функция философии, способствующая выработке общенаучных методов познания действительности:
a. аксиологическая
b. критическая
c. мировоззренческая
d. методологическая
социальная
13. Философскими суждениями являются:
a. количество энергии в замкнутой системе сохраняется
b. предметы состоят из атомов
c. пространство и время суть формы бытия материальных объектов
d. мир познаваем
15. Понятия «бытие» и «небытие» в философию ввел:
a. Пифагор.
b. Сократ.
c. Парменид.
d. Платон.
e. Аристотель.
16. Философская концепция, признающая два равноправных начала: дуализм
Философское направление, признающее разум основой познания поведения людей:
b. рационализм
c. эмпиризм
d. критицизм
e. сенсуализм
f. солипсизм
g. редукционизм
18. Функция философии, подвергающая все сомнению:
a. аксиологическая
b. методологическая
c. социальная
d. критическая
e. мировоззренческая
19. Рассуждение, построенное на сознательном подмене понятий, ложных доводах и имеющее целью не поиск истины, а «победу в дискуссии любой ценой»: софизм
20. Высказывание: «Существование прежде сущности» характерно:
b. Неотомизму
c. Экзистенциализму
d. Неопозитивизму
e. Прагматизму
f. Идеализму
Проблемные вопросы
Элейская школа и проблема формирования философского учения о бытии.
План
1. Элеаты – представители
2. Положения философии Парменида
3. Зенон
4. Мелисс
Один из этапов в развитии философии – Элеатская или Элейская школа.
Греки не были склонны к умеренности в своих теориях. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид - прямо противоположное: ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщения утверждение Парменида: “Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто”.
Элеаты - представители элейской философской школы, существовавшей в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными представителями являлись Ксенофан, Парменид (ученик Ксенофана, считается основателем Элейской школы), Зенон Элейский, Мелисс Самосский.
Основные положения философии Парменида : Изначально для Парменида теоретически мыслимы два допущения: 1) нечто «есть и не может не быть», - это есть «сущее» и «бытие»; 2) нечто «не есть и может не быть», - это «не-сущее» и «небытие». Отрицая существование чего-либо, мы о нем мыслим. Но раз мы о нем думаем, значит, оно существует. Отсюда вывод: «Мыслить и быть - одно и то же» . Все вещи мыслимы, но бытие одно. Мысль всегда есть бытие. Главные характеристики истинно сущего бытия: оно тождественно само себе, недвижимо, умопостягаемо, неизменно, не из чего не возникает, оно существует реально. Так как небытие невозможно, бытие не может ни погибнуть, ни родиться. О нем нельзя говорить «было» или «будет». Бытие ни в чем не нуждается, оно всегда там, где оно есть. Кроме того, бытие однородно и неделимо. Небытия НЕТ.
Зенон – пространство отдельно от вещества немыслимо. Известны 45 его апорий целью которых была защита учения Парменида о «бытии». Зенон анализировал тезисы противников Парменида. С помощью логики Зенон доказывал что допущения о существовании множественности, делимости бытия, его развитии и движении, приводят к противоречиям.
Мелисс к прежним характеристикам истинно сущего «бытия» прибавил две новые: 1) «бытие» не имеет границ, поскольку, если бы «бытие» было ограничено, то оно граничило бы с «небытием», но «небытия» нет, следовательно, «бытие» не может быть ограниченным; 2) «бытие» бестелесно. Если бы «бытие» имело объем (толщину), то имело бы также и части, и больше бы не было одним целым и неделимым.
КнигаСвоего тестя . ... Философы лишь различным образом объясняли мир , но дело... , мифологических образов . ... образом к миру и, следственно, не всегда вызывает со стороны лица отпор. Есть эпохи ... первый взгляд. Подобные попытки были впервые 40 лет назад предприняты ...
Обосновываются первые попытки предпринятые ... образы объяснить ... собственно научного, а не мифологического познания мира
Обосновываются первые попытки интеграции этой идеи в еврейскую религию, предпринятые ... образы спасения Тайну страданий Христа на Голгофе люди пытались объяснить ... собственно научного, а не мифологического познания мира . Церковь была заинтересована...
... не отождествляет себя на мифологический ... первую попытку дать себе отчет не ... он делает тесто , – чрезвычайно... 70). Предпринятые работы состояли главным образом в... мир – политикой. Наоборот, тот способ, каким в эти эпохи добывались средства к жизни, объясняет ...
Пожалуй, самая первая попытка утвердить клиническое обучение студентов-медиков была предпринята Джованни Монтано... удовольствие первому , доставляет второму страдание и наоборот. Таким образом , они никогда не смогут объяснить друг...
Тесты по философии для студентов обучающихся по гуманитарным так и техническим специальностям по теме «История философии». В тесте необходимо выбрать правильный ответ. Правильный ответы указаны значком «+»
-: Древний Китай
+: Ближний Восток
-: Древняя Индия
+: упорядоченного целого
-: субстанции
-: божественного творения
-: Мишель Монтень
+: Никколо Макиавелли
-: Эразм Роттердамский
+: материи
-: ощущений
-: сознания
-: Л. Фейербах
-: Ф. Шеллинг
-: Г. Гегель
-: структурализма
+: экзистенциализма
-: религиозного мистицизма
-: марксизма
-: системность
+: антропоцентризм
-: детальная разработка гносеология
-: строгость логических построений
-: миманса
+: джайнизм
-: Анаксагор
-: Парменид
-: Аристотель
-: номиналисты были последовательными агностиками, а реалисты нет
-: номиналисты были сторонниками монотеизма, а реалисты – политеизма
+: реалисты признавали самостоятельное существование общих свойств, а номиналисты нет
-: реалисты были атеистами, а номиналисты – креационистами
+: причинно-следственных связей
-: психических ассоциаций
-: данных опыта
-: общее благо
-: чувственная склонность
-: государственная власть
-: Э. Фромм
-: В. Дильтей
+: Ж. Делез
-: Ж. Маритен
+: Лао-цзы
-: Мэн-цзы
-: Дао-ань
-: Конфуций
-: иррационализм
-: панпсихизм
+: рационализм
-: пантеизм
-: догматизма
-: агностицизма
-: Томас Гоббс
-: Рене Декарт
-: Барух Спиноза
+: Готфрид Вильгельм Лейбниц
+: Иммануил Кант
-: Уилсон Эдвард
-: Рене Декарт
-: Жан-Поль Сартр
+: марксизм
-: неокантианство
-: неопозитивизм
-: неотомизм
-: рационализм
-: прагматизм
-: позитивизм
+: нравственно-религиозный характер
-: космологизм
-: теоцентризм
-: реализм
+: пантеизм
+: представлении о том, что дух творит материю и предшествует ей
-: признании первичности материи и производности от нее духа
-: отождествлении Бога и природы
-: признании двух равноправных начал: духа и материи
-: фрейдизм
-: герменевтика
-: структурализм
+: экзистенциализм
-: теория всеединства
+:«Москва – третий Рим»
-: теории ноосферы
-: легизма
-: конфуцианства
+: даосизма
-: Аристотель
-: Протагор
+: Демокрит
-: Августина Блаженного
-: Аристотеля
+: Фому Аквинского
-: диалектического идеализма
-: агностицизма
-: структурализм
-: аналитическая философия
-: неомарксизм
+: феноменология
-: А. Герцен
+: П. Чаадаев
-: М. Бакунин
-: Н. Бердяев
-: Демокрит
-: Шанкара
+: Брихаспати
-: Бадараяна
-: натурализм
-: догматизм
+: релятивизм
-: диалектика
-: Ибн Рушд
+: Фома Аквинский
-: Августин Блаженный
-: Уильям Оккам
-: историзм
-: дедукцию
-: диалектику
+: индукцию
-: К. Поппер
-: И. Лакатос
-: Р. Карнап
-: К, Э, Циолковский
-: А. С. Хомяков
+: А. И. Герцен
-: Г. В. Плеханов
-: школа закона
-: школа имен
+: Фасян-цзун
-: тождества субъекта и объекта
-: дуализма природы и свободы
+: автономии воли
-: мыслящего Я
-: логический закон
+: сомнение
-: свидетельство чувств
-: Пифагор
+: теоцентризм
-: антропоцентризм
-: космоцентризм
-: гелиоцентризм
+: ограниченность человека
-: нравственное чувство
-: могущество человека
-: философствование, поиск смысла жизни
-: П. Наторп
-: К. Поппер
-: М. В. Ломоносов
-: Митрополит Илларион
-: Н. А. Бердяев
-: мин-цзя
-: даосизм
+: Августин Аврелий
-: Аристотель
-: Пьер Абеляр
-: Фома Аквинский
-: роли техники в современной культуре
-: антропологизации Бога
-: познании мира
+: смысле человеческого существования
-: космизма
-: анархизма
-: иррационализма
+: марксизма
+: веданта
-: даосизм
-: пифагореизм
-: атомизм
+: творчество
-: смирение
-: чувственность
-: Ж. Ламетри
-: П. Гольбах
+: Джон Локк
-: И. Гердер
-: проблема первоначала
-: Упанишады
+: «Четверокнижье»
-: плюрализма
-: универсализма
-: монизма
+: дуализма
+: искусство
-: Вл. Соловьев
-: Н. Данилевский
-: Н. Бердяев
-: Гераклит
+: Парменид
-: джайнизм
+: даосизм
-:санкхья
-: локаята
-: скептицизма
-: материализма
+: объективного идеализма
-: субъективного идеализма
-: абсолютное Я
+: непознаваемую сущность
-: феномен
-: трансцендентальный субъект
+: Н. Данилевский
-: Вл. Соловьев
-: П. Лавров
-: В. Ленин
+: диалектики
-: теории естественного права
-: антропологии
-: Пифагор
-: агностицизма
+: диалектического материализма
-: механистического материализма
-: диалектического идеализма
-: плюрализма
-: универсализма
+: дуализма
-: монизма
-: смирение
+: творчество
-: чувственность
-: Э. Фромм
-: Ж. Маритен
-: В. Дильтей
+: Ж.Делез
-: антропоцентризм
-: космоцентризм
+: теоцентризм
-: гелиоцентризм
+: джайнизм
-: миманса
-: Жан-Поль Сартр
+: Иммануил Кант
-: Уилсон Эдвард
-: Н.А. Бердяев
-: Митрополит Илларион
-: Жан-Жак Руссо
+: Томас Гоббс
-: Дени Дидро
-: А.Герцен
-: Н.Бердяев
+: П. Чаадаев
-: М.Бакунин
+: Конфуций
-: Лао-цзы
-: Мэн-цзы
-: креационизмом
-: ревеляционизмом
+: провиденциализмом
-: сотериологизмом
-: локаята
-: джайнизм
+: даосизм
-: санкхья
-: неомарксизм
-: аналитическая философия
+: феноменология
-: структурализм
-: иррационализма
-: космизма
+: марксизма
-: анархизма
-: панпсихизм
+: рационализм
-: пантеизм
-: иррационализм
+: Парменид
-: Гераклит
-: теоцентризм
-: космологизм
+: пантеизм
-: реализм
-: теории всеединства
-: теории «культурно-исторических типов»
-: теории ноосферы
+: «Москва – третий Рим»
-: анализ языка науки
-: отделение философии от науки
-: создание науки о первопричинах
+: построение единой системы науки
-: вопрос об отношении человека и Бога
+: проблема тождества субъекта и объекта
-: проблема первоначала
-: структура человеческой психики
-: И. Лакатос
-: Р. Карнап
-: К. Поппер
-: «философия разумного эгоизма»
-: «философия слова»
+: «философия свободы»
-: «философия всеединства»
+: «Четверокнижье»
-: Упанишады
-: материализма
-: скептицизма
-: субъективного идеализма
+: объективного идеализма
-: Роджер Бэкон
-: Никколо Макиавелли
+: Франческо Петрарка
-: Джордано Бруно
-: классическая философия
+: искусство
-: И. Гердер
+: Джон Локк
-: Ж. Ламетри
-: П. Гольбах
-: Бадараяна
-: Шанкара
+: Брихаспати
-: Демокрит
-: Аристотель
-: Томас Мор
-: Эразм Роттердамский
+: Никколо Макиавелли
-: Бенедикт Спиноза
+: Фрэнсис Бэкон
-: Готфрид Лейбниц
-: Рене Декарт
+: Г. Риккерт
-: К. Поппер
-: Фридрих Шеллинг
-: Артур Шопэнгауэр
В завершении работы над модулем по истории философии -1 Вы проходите модульное промежуточное тестирование. Материалы теста по модулям смотрите в приложении №4
Вопросы теста:
(древний мир и средние века).
1. Мыслитель, первым объяснивший слово «философ»:
1) Пифагор
2) Демокрит
3) Аристотель
2. Последователи философской школы античности, утверждающие, что важнейшее умение философа – доказать то, что он считает выгодным и правильным:
2) пифагорейцы
3) перипатетики
4) софисты
3. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал:
1) Парменид
2) Гераклит
4. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:
5. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы:
1) буддизм
2) брахманизм
4) даосизм
6. Первая философская школа Древней Греции:
1) платоновская
2) клиническая
3) милетская
4) элейская
7. Философ-софист:
1) Протагор
1) Демокрит
3) Протагор
4) Аристотель
9. Представитель средневековой философии:
1) Диоген Синопский
2) Марк Аврелий
3) Парменид
4) Фома Аквинский
10. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
1) человека
2) природы
11. Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической системой доказательств:
1) схоластика
2) номинализм
3) патристика
4) мистика
12. Представитель номинализма в средневековой философии:
1) Фома Аквинский
3) П. Абеляр
4) Тертуллиан
13. «Сколько людей, столько и мнений» считали:
1) милетцы
2) софисты
14. Положение «Все течет и ничто не останавливается» принадлежит:
1) Пармениду
2) Пифагору
3) Гераклиту
4) Платону
15. Естественный путь вещей в древнекитайской философии называется:
16. Что считал первоначалом мира Пифагор?
2) материю
17. Какой философ отрицал наличие движения в мире:
1) Аристотель
2) Парменид
18. Философия Сократа является по преимуществу:
1) космологией
2) гносеологией
3) эсхатологией
4) антропологией
19. «Универсалии после вещей в качестве понятий ума» - это позиция:
1) номинализма
2) реализма
3) материализма
4) софистики
20. Фома Аквинский во многом заимствовал воззрения античного мыслителя:
1) Сократа
2) Эпикура
3) Парменида
4) Аристотеля
21. Утверждение, что универсалии существуют до вещей, а все вещи производные от них сущности, принадлежит:
1) номинализму
2) материализму
3) реализму
4) марксизму
22. Кому принадлежит мысль, что высший и невидимый мир идей порождает низший и воспринимаемый нами мир вещей?
1) Аристотель
2) Платону
3) Гераклиту
4) Демокриту
23. Кому принадлежит мысль, что все вещи – это материя, преобразованная идеальными сущностями – формами?
1) Платону
2) Пармениду
3) Гераклиту
4) Аристотелю
24. Кто из античных философов стал непререкаемым авторитетом в духовной жизни средневековья?
2) Аристотель
4) Пифагор
25. Когда впервые появляется линейное понимание истории?
1) в середине века
2) в античную эпоху
3) в эпоху Просвещения
4) в XIХ веке
26. Кому из античных философов принадлежит мысль, что познание – это припоминание душой высшего, невидимого мира идей?
1) Аристотелю
2) Пармениду
3) Платону
4) Гераклиту
27. Кому принадлежит высказывание «Я знаю, что ничего не знаю»?
1) Аристотелю
2) Платону
3) Гераклиту
4) Сократу
28. Кто из античных философов первым разработал модель идеального государства?
1) Аристотель
2) Демокрит
29. В какой период всемирной истории помещает К. Ясперс так называемое осевое время:
1) первое тысячелетие до н.э.
2) Средние века
3) Новое время
4) эпохи первобытности
30. В философии какой страны в древности было особенно распространено учение о непричинении зла живому существу?
31. Как называется древнекитайское философское учение, выступавшее за управление обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы?
1) конфуцианство
3) джайнизм
32. Кто из древневосточных мыслителей разработал концепцию «благородного мужа»?
2) Лао-цзы
3) Конфуций
4) Экклезиаст
33. Как называется в древнекитайской философии универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира?
34. Как называется в древнеиндийской философии учение о вечности и неуничтожимости души?
3) сансара
35. Эпоха Возрождения – это эпоха:
а) борьбы со Средневековьем
б) возобновления и продолжения развития идей Античности +
в) исторического движения к созданию идеалов
г) неизбежности соперничества художественной деятельности
36. Возрождение несет в себе следующие черты:
а) психологизм
б) скептицизм
в) гедонизм
г) гуманизм
37. К центральным идеям Возрождения относят:
а) антропоценризм
б) космоцентризм
в) силу права
г) плюрализм
38. Возрождение включает в себя разные направления (исключить один):
а) натуралистический
б) художественно-гуманистический
в) социально-политический
г) умозрительный
39. Центральной идеей философии Возрождения становится:
а) природа
б) познавательная деятельность
в) политическое устройство
г) человек
40. Для Возрождения характерно развитие (одно исключить) :
а) естественных наук
б) гуманитарных наук
в) искусств
г) политической деятельности
41. К известным деятелям эпохи Возрождения относят (два выбора):
а) Декарта
б) Коперника
в) Макиавелли
42. Эпоха философии Нового времени – это:
43. К классическим направлениям философии Нового времени относят:
а) скептицизм-догматизм
б) эмпиризм-рационализм
в) интуитивизм-онтологизм
г) гносеологизм-агностицизм
44. Высказывание « мыслю - следовательно существую» принадлежит:
а) Л.да Винчи
б) Аристотелю
в) Декарту
г) Спинозе
а) ясность, полнота, сомнение, деление вопросов на части +
б) очевидность, точность, доступность, правильность
в) сомнение, вера, проблемность, четкость
г) доверие, ясность, проблемность, деление до простых вопросов
46. По своему философскому мировоззрению Р.Декарт:
а) монист
б) дуалист
в) идеалист
г) материалист
а) рационализма
б) агностицизма
в) эмпиризма
г) интуитивизма
48. Ф.Бэкон опирается на следующий метод познания:
а) дедукцию
б) синтез
в) индукцию
г) экстраполяцию
49. Ф.Бэкон говорит о разных препятствиях познания:
а) идолах рода, пещеры, рынка, театра
б) идолах доверия, коммуникации, власти, Я-человека
в) идолах стереотипов, незнания, упрощения, страхе неполноты
г) идолах разума, чувства, отношений, впечатлений
50. Ф.Бэкон – сторонник следующей познавательной традиции:
а) рационализма
б) эмпиризма
в) сенсуализма
г) скептицизма
51. Ф.Бэкон говорит о трех путях познания (один исключить):
б) муравья
г) червяка
52. Рационализм не представлен в идеях (учениях):
б) Спинозы
в) Лейбница
г) Декарта
53. Спиноза в своем труде «Этика» развивает идеи:
а) свободы воли
б) свободы и необходимости
в) причины и следствия
г) самоуверенности и принуждения
54. Эмпиризм развивают (одно исключить):
а) Аристотель
б) Ф.Бэкон
в) Т.Гоббс
г) Дж.Локк
55. В философии 17-18 веков появляется «идея общественного договора»:
а) общество подчиняется всем
б) общество создает разные социальные структуры
в) общество разделено по деятельности
г) общество на базе согласия создает институты власти, управления
56. Идеи эпохи Просвещения связаны с:
а) накоплением знания
б) распространением знания
в) организацией трансляции знания
г) пониманием роли знания в прогрессе общества
57. Эпоха Просвещения складывается под влиянием таких философов как:
а) Т.Кампанелла
б) Ж.Руссо
в) Вольтер
г) Гердер
58. В 18 веке складывается школа философов-энциклопедистов к ним отно
в) Гольбах
г) Сен-Симон
59. И.Кант пишет известные работы – это (сделать три выбора):
а) Критика чистого разума
б) Критика практического разума
в) Критика способности суждений
г) Критика человеческих заблуждений
60. И.Кант исследует (сделать два выбора):
а) природу эмпирического познания
б) природу рационального познания
в) природу единичного познания
г) природу вероятностного познания
61. Для Канта важными границами познания являются (сделать два выбора):
а) единичное
б) обобщенное
в) априорное
г) апостериорное
62. Человек, по Канту, живет подчиняясь нравственным законам (максимам) (два выбора):
а) поступай разумно
б) поступай честно
в) поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой
г) поступай так, чтобы человек был только целью, но не средством
63. Кант утверждает, что явления можно:
а) познавать
б) помыслить
в) назвать
г) почувствовать
64.Условия и возможности человеческого познания по Канту определяются:
а) чувствами
б) разумом
в) желаниями
65. «Вещи в себе» у Канта не познаваемы так как:
а) они материальны
б) они идеальны
в) они есть данность явлений
г) они есть граница наших способностей познавать
66. Кант придерживается позиции:
а) скептицизма
б) агностицизма
в) логицизма
г) познаваемости
67.Гегель считается основателем:
а) метафизики
б) идеализма
в) диалектики
г) историзма
68. В основе философской системы Гегеля лежит:
а) развитие человека
б) развитие природы
в) развитие идеи
г) развитие общества
69. Фейербах создает свою философскую концепцию, которая характеризуется как:
а) развитый материализм
б) сенсуалистический материализм
в) критический материализм
г) антропологический материализм
70.Фейербах критикует философию:
а) Платона
б) Гегеля
в) Лейбница
г) Аристотеля
71. Философия Фейербаха носит (два выбора):
а) антирелигиозный характер
б) антисенсуалистический характер
в) антинатуралистический характер
г) антисоциальный характер
72. Основные идеи диалектического материализма разрабатывают:
а) Платон-Аристотель
б) Декарт-Гоббс
в) Дидро-Гольбах
г) Маркс-Энгельс
73. Сознание в философии марксизма – это результат (три выбора) :
а) развития мозга
б) развития форм деятельности
в) развития индивидуального отношения к миру
г) развития социального отношения к миру
74. В философии марксизма разрабатываются законы (три выбора):
а) единства и борьбы противоположностей
б) перехода количества в качество
в) отрицания отрицания
г) движения явлений, объектов
75. Социальная часть философии марксизма есть:
а) социальный позитивизм
б) социальный динамизм
в) исторический материализм
г) историческая механика
76. В философии 19 века развиваются следующие направления (два выбора) :
а) атомизм
б) иррационализм
в) объективизм
г) волюнтаризм
77. Русская философия тесно связана с чертами менталитета:
а) рациональностью
б) эмоциональностью
в) повседневностью
г) ценностями
а) географическое положение
б) экономика
в) политика
г) религия
79. К славянофилам относятся такие отечественные философы (два выбора):
а) Киреев
б) Ломоносов
в) Аксаков
г) Бакунин
80. Русская философия 19-20 века несла в себе идеи (два выбора):
а) космизма
б) биологизма
в) атеизма
г) религиозности
81. К представителям западников относят (два выбора):
а) Кропоткина
б) Чаадаева
в) Соловьева
г) Чернышевского
82. В.Соловьев в своем философском учении развивает идеи:
а) антропологизма
б) атеизма
в) всеединства
г) духовности
83. В.Соловьев в своем учении опирается на принципы:
а) прагматизма
б) разумности
в) триадности
г) критичности
84. В.Соловьев использует триаду в виде объединения (два выбора):
а) фактов, обобщений, истины
б) эмпирии, разумности, веры
в) чувственности, рациональности, сверхчувственности
г) аскетизма, альтруизма, высшего добра
85. Ф.Достоевский и Л.Толстой в своих работах обращают внимание на проблемы:
а) чувства
б) разума
в) совести
г) общественного прогресса
86. Ф.Достоевский поднимает вопросы (два выбора):
а) совести и долга
б) свободы и ответственности
в) разумности и безверия
г) честности и лжи
87. Отечественная философия ориентирована на:
а) идею разумности
б) идею соборности
г) идею благополучия
д) идею неотвратимости