Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Выставка в Русском музее. Василий Васильевич Верещагин

Выставка в Русском музее. Василий Васильевич Верещагин

Выставка искусство

В Государственном Русском музее открылась выставка, посвященная 175-летию со дня рождения Василия Верещагина (1842–1904). Михаил Трофименков, ностальгически вспомнив, что картинами Верещагина иллюстрировали в СССР школьные учебники истории, изумился, насколько же сложен, казалось бы, очень простой художник.


Верещагину мучительно тесно в залах корпуса Бенуа, куда буквально утрамбовали юбилейную экспозицию художника, превыше всего ценившего обретенные им на Востоке простор и волю: «Вместо парижской мансарды или комнаты Среднего проспекта Васильевского острова у меня была киргизская палатка, вместо “островов” или Meudon - снеговые горы». Верещагин относился к своим выставкам как к произведениям искусства, как к самим картинам или резным золоченым рамам, которые он за бешеные деньги для них заказывал. Русский музей реконструировал один из его фирменных приемов, дополнив экспозицию этнографическим «комментарием»: восточными костюмами и украшениями.

Любая выставка Верещагина обречена на неполноту. Самые сенсационные его картины погибли или пропали. Три скорбные работы, посвященные безвестно павшим при покорении Туркестана солдатам, уничтожил в 1874 году сам художник, уязвленный обвинениями в антипатриотизме. Наследник престола, будущий Александр III, высказался с подкупающей медвежьей прямотой: «Либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек». Впрочем, и немецкий, и австрийский Генштабы наложили запрет на посещение выставок Верещагина военнослужащими.

Картина, изображающая варварскую казнь англичанами мятежных сипаев - их разрывали на части пушечными выстрелами,- куда-то подевалась из американского музея лет сто назад: не исключено, что ее выкупили и уничтожили оскорбленные британцы. Не все просто и с сохранившимися работами: «Казнь заговорщиков в России», хранящуюся в Музее политической истории и не выставлявшуюся с 1920-х годов, Русский музей не смог получить по техническим причинам.

В свое время Верещагин был самым известным в мире русским художником. Его картины объехали всю Америку, покорили европейские столицы. В России же его считали «не нашим» человеком. Ревнуя к успеху, клеймили за «бесцеремонное самолюбование» и в первую очередь - за «американизм». Он отвечал обществу взаимностью, держась в стороне от отечественного «арт-процесса» и коллег.

Так же, как на выставке, тесно Верещагину в истории искусства, режущей его творчество по живому. С одной стороны, «большое общественное значение» запечатленных им ужасов Туркестанского похода и Русско-турецкой войны или «Трилогии казней». Опять-таки военная доблесть и гибель на борту броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре принуждают даже недоброжелателей к уважительному тону. С другой стороны, «так же, как нельзя назвать Ливингстона или Пржевальского поэтами… так точно и Верещагина нельзя считать истинным художником».

Выставка явочным порядком аннулирует этот приговор, вынесенный Александром Бенуа. Верещагин - живописец, да еще какой. Становится очевидным, что «фотографическая четкость» того же «Смертельно раненного» не свидетельствует о скудости живописного воображения. Отчетлива сама реальность, опаленная азиатским солнцем, а солнцу Верещагин поклонялся. Он не гнался за живописностью ради живописности, но, когда этого требовал замысел, пространство кремлевских соборов, превращенных солдатами Наполеона в конюшни, представало в картинах цикла «1812 год» волшебным мерцающим ковром. Таинственно заманчивы порталы буддистских и синтоистских храмов, горные пейзажи с их световыми эффектами заставляют вопреки логике и хронологии вспоминать о северном модерне.

С «общественным значением» все так же неочевидно, как и с живописным качеством Верещагина. Недаром его картины так любят помещать на обложки изданий Редьярда Киплинга. Верещагин такой же «певец империализма», только, в отличие от Киплинга, пороха не нюхавшего, он идеальный мультипрофессионал колониальной эпохи. Он художник в той же степени, что и этнограф, и, безусловно, военный разведчик. Пожалуй, неслучайно в его картинах впервые в истории появился мотив допросов и казней шпионов и диверсантов: в туркестанском цикле, и в «1812», и в работах, сделанных на Филиппинах в 1901 году. Что, как не секретная миссия, могло понести Верещагина на острова, где США вели истребительную войну против повстанцев?

И еще он предтеча военных фотокоров и операторов, в циклах картин, как на кинопленке, проматывающий ход сражений. Но не с божественной точки зрения полководца, а с точки зрения неизвестного солдата. Такой взгляд на войну был потрясающе революционным. Верещагин впервые представил ее не как игру в солдатики, не в жанре «ура, мы ломим, гнутся шведы». Славные походы против туземцев - мясная лавка отрезанных голов, Шипка - огромный морг под открытым небом, и смерть не сразу настигает мертвого солдата, продолжающего по инерции свой бег. Не будет преувеличением удостоить Верещагина титула певца-обличителя «бедствий войны», который до него заслужили лишь Жак Калло и Франсиско Гойя.

Выставка, посвященная 175-летию со дня рождения всемирно известного русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина, представит более 150 произведений из собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, художественных музеев Пскова, Новгорода, Иванова, Костромы, Ярославля, Череповца, Казани и частных собраний.

Наряду с прославленными полотнами В.В.Верещагина из Туркестанской и Балканской серий (1860-1880-е годы) на выставке впервые столь полно будет раскрыта важная, но менее известная широкому зрителю грань наследия великого живописца – выполненные в разные годы пейзажные этюды и этнографические мотивы (портреты и сюжетные композиции). Впервые в большом объеме будут представлены графические произведения В.В.Верещагина.

Экспозицию дополнят уникальные документальные материалы из архива Русского музея и предметы быта из собрания Российского Этнографического музея, связанные с жизнью и творчеством В.В.Верещагина.

Генеральный спонсор выставки - Банк ВТБ (ПАО) .

Открытие выставки состоится в 16:00.










Описание

20 апреля 2017 года в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается масштабная выставка выдающегося русского художника Василия Васильевича Верещагина.


Художник Верещагин известен своими батальными полотнами. Его живописные произведения Туркестанской и Балканской серий известны во всем мире. Не меньший интерес представляют работы мастера, посвященные его путешествиям на Восток – пейзажи, портреты, этнографические бытовые сцены. Смело можно выделить Василия Верещагина, как художника сумевшего наиболее тонко раскрыть смысл жизни и бытия Востока.


Жизненный и творческий путь художника неразрывно связан с русской армией. Получив военное образование, Василий Верещагин поступает в Петербургскую академию художеств, которую заканчивает с отличием.


Многие работы раннего периода художника были выполнены во время его путешествий.


В 1868 году Василий Верещагин, оказавшись в Туркестане в качестве картографа, стал свидетелем и участником войны, объявленной бухарским эмиром России. В дальнейшем именно впечатления от жестокостей и ужасов этой войны сподвигли художника на создание серии картин, названной Туркестанской. Философское осмысление пережитого привнесло в произведения мастера пацифистский смысл.


Батальные полотна Василия Верещагина пронизаны патриотизмом и одновременно несут трагические ноты. Картины в своем безупречном композиционном построении, великолепно нарисованы в реалистической манере с тщательной деталировкой и великолепно прописаны в присущей мастеру живописной манере.


Вместе с Туркестанской серией в Русском музее будут широко представлены произведения знаменитой Балканской серии.


Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 г.г. Верещагин участвует в боевых действиях на Балканах. Сюжеты большинства картин этого цикла не изображают батальные сцены, события происходят до, либо после сражения. Такой сюжетный выбор позволил художнику добиться максимального психологического воздействия на зрителя и раскрытия главной философской идеи художника неприятия войны.


На выставке будут представлены работы мастера, выполненные во время его путешествий в Индию и другие страны Востока. В отличие от военных серий, эти картины пронизаны лирическими настроениями и выполнены в импрессионистической манере.


На выставке «Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения» широко представлены натурные зарисовки и графические листы, выполненные художником во время путешествий. На стендах можно ознакомиться с архивными документами, посвященными великому русскому художнику.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Русский музей не забывает о юбилеях известных художников, исправно сопровождая их мемориальными экспозициями, подчас открывая новые грани их творчества. Василий Верещагин (выставка посвящена 175-летию со дня рождения мастера) - баталист, участник операций против войск бухарского эмира, обороны Самаркандской крепости, кавалер Георгия 4-й степени. Этот образ укоренен в сознании зрителя благодаря известным полотнам - «После неудачи», «Шипка - Шейново» и, наконец, «Апофеозу войны», работе 1871 года, воплотившей художественную концепцию Верещагина, не только прославляющего победы русского оружия, но и порицающего войну.

Ретроспектива, открывшаяся в Корпусе Бенуа , помимо хрестоматийных произведений, представляет пейзажные сюиты и натурные этюды разных лет, через них раскрывая образ Верещагина путешественника и этнографа, как будто, по выражению Владимира Стасова, «где-то достававшего себе новые кисти и палитру» .

Антураж восточной жизни передан художником изысканно, с доходящей до натурализма педантичностью. География поездок живописца крайне разнообразна и весьма экзотична для второй половины XIX века, если представить себе уровень развития транспортных возможностей того времени. Верещагин побывал в Дании и на Филиппинах, во Франции и в Индии, в Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США. Последнее путешествие художника в Японию трагически оборвалось: вместе с адмиралом Степаном Макаровым 13 апреля (31 марта) 1904 года он погиб на броненосце «Петропавловск».

«Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром»
1870

«Тамерлановы ворота», 1871 | «Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд», 1869-1870

«Мавзолей Тадж-Махал близ Агры»
1874

«Индия. Дели. Повозка богача»
1874

«В Иерусалиме. Царские гробницы»
1884

«Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой»
до 1890

«После неудачи»
1868
Государственный Русский музей