Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Все композиторы. Исполнители классической музыки

Все композиторы. Исполнители классической музыки

Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы, но в данном обзоре мы постарались дать только краткую характеристику жизни и творчества композиторов.

1. Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)

Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». 1887г., художник Илья Ефимович Репин

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.

Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировоззрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером.

Успех пришел к М.И.Глинке в 1836 году, после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера.

В.Ф.Одоевский охарактеризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».

Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями, и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

2. Александр Порфирьевич Бородин

(1833-1887)

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.

Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии.

А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования.

На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события — во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как «Могучая кучка».

В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.

Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера «Князь Игорь» (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора — мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины.

Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Цитата о А.П.Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». В.В.Стасов

Интересный факт: Именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

3. Модест Петрович Мусоргский

(1839-1881)

«Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку».

Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире.

Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием.

Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами.

Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н. К. Рерих

Интересный факт: В конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову.

4. Петр Ильич Чайковский

(1840-1893)

«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения.

Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории.

Чайковского считали «западным» композитором, в противопоставлении народным деятелям «Могучей кучки», с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.

Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. А содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора: «Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»

«Большой талант требует большого трудолюбия.»

Цитата о композиторе: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его» А.П.Чехов

Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

5. Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844-1908)


Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов со своими учениками М.М.Черновым и В.А.Сениловым. Фото 1906 г

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.

Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии.

Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».

Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Факт о композиторе: Первый урок контрапункта Николай Андреевич начал так:

— Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Каждый человек должен знать свою историю, а также людей, что ее вершили. Например, в этой статье мы предлагаем читателю вспомнить известных русских композиторов, которые уважаемы и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Люди, внесшие небывалый вклад в русскую и мировую классическую музыку

В былые времена классическая музыка была очень популярна. Ведущих композиторов прекрасно знали в лицо и даже умели отличать произведения одного великого классика от другого. Сейчас время, нравы и вкусы значительно изменились. И теперь мы чаще слушаем однообразные мелодии или ритмичные речитативы, большинство из которых забывается на следующий день. Однако несколько лет назад учеными был доказан тот факт, что классика оказывает благотворное действие на организм человек. Существует даже подтвержденная гипотеза о том, что дети, с детства слушающие классическую музыку, намного опережают в развитии своих сверстников. Именно поэтому приучаться к элегантным и волнующим мелодиям необходимо с ранних лет.

Но если в детстве ребенку подобное увлечение казалось немодным или же он просто не задумывался о перемене вкуса, исправить ситуацию можно в любой момент. И начать лучше всего знакомства с русскими композиторами, известными и любимыми. Такими как:

  • Михаил Глинка (1804-1857 гг.).
  • Александр Даргомыжский (1813-1869 гг.).
  • Александр Бородин (1833-1887 гг.).
  • Модест Мусоргский (1839-1881 гг.).
  • Петр Чайковский (1840-1893).
  • Николай Римский-Корсаков (1844-1908 гг.).
  • Сергей Рахманинов (1872-1915 гг.).
  • Арам Хачатурян (1903-1978 гг.).
  • Дмитрий Шостакович (1906-1975).

Истории их жизней - непростые, а судьбы у многих довольно трагичные. Рассказывать об этих людях можно бесконечно, но мы попробуем отметить лишь самые важные факты биографии, чтобы сформировать у читателя представление о том, что представляли собой великие русские композиторы.

Михаил Глинка

Михаил Иванович Глинка появился на свет 20 мая 1804 года. Семья его была большой и обеспеченной, проживала на территории Смоленской губернии с тех самых пор, как польский дворянин, что положил начало роду, предпочел своей стране Россию. Родители будущего композиторы приходились друг другу троюродными братом и сестрой. Быть может, именно поэтому воспитание малыша взяла на себя бабушка. Продолжалось так вплоть до ее смерти. Тяга к музыке у юного дарования проснулась в десятилетнем возрасте. Вскорости он был отправлен на учебу в Петербург. Там он познакомился с Пушкиным, Грибоедовым, Жуковским, Одоевским и другими известными личностями тех времен. И понял, что желает сделать музыку своей судьбой.

После этого Михаил Глинка написал первые романсы, но результатом до конца не был доволен. Собственная музыка казалась ему бытовой, он стремился расширить грани. И тогда, работая над собой, Михаил Иванович Глинка отправился в Италию, а потом в Германию. Там он узнал таких людей, как Доницети и Беллини, вследствие чего полностью поменял стиль своей музыки.

По приезде в Россию композитор вновь явил стране свои оперы. Но некоторые из них были сильно раскритикованы, и Глинка решил уехать из страны. А вернулся спустя много лет, став преподавателем пения и активно влияя на формирование классической музыки.

Скончался Михаил Иванович 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах был привезен в Санкт-Петербург, где композитор покоится по сей день.

Александр Даргомыжский

Этот непризнанный при жизни музыкальный деятель и почти забытый ныне появился на свет 2 февраля 1813 года в Тульской губернии. Тяга к музыке у Александра Сергеевича Даргомыжского проснулась в возрасте семи лет. И именно тогда он овладел искусством игры на фортепьяно в совершенстве. А в десять лет уже написал свои первые пьесы и романсы. Потом будущий композитор поступил на службу, а после познакомился с Михаилом Глинкой значительно усовершенствовал свое мастерство.

Александр Сергеевич читал ноты, как книгу, а свои произведения старался сделать такими, чтобы музыка не затмевала голоса исполнителей. В определенный период жизни он совершенно бесплатно давал уроки пения непрофессиональным певицам, а после стал одним из консультантов Русского музыкального сообщества. Его величайшая опера «Русалка» едва не сгорела при пожаре в петербургском оперном театре. Но и теперь она исполняется довольно нечасто, поэтому Александра Сергеевича Даргомыжского знают лишь истинные ценители классической музыки. Это весьма печально, ведь еще одна необычная опера композитора, «Каменный гость», состоит из речитативов, которые полностью соответствуют ритму пушкинского стиха, а не привычных тянущихся арий.

Именно это и выделяет композитора среди других. Он не поддался влиянию Италии и Франции, не потакал вкусам публики, не боялся пробовать что-то новое. Он шел своим путем, опираясь на собственный вкус. И неразрывно связал звук и слово.

Александр Бородин

Александр Порфирьевич родился 12 ноября 1933 года в результате внебрачной связи грузинского князя с дочерью военного. Возрастная разница родителей была чуть более сорока лет. Именно поэтому новорожденного записали на фамилию камердинера. Но мать все равно уделяла огромное внимание своему малышу и подбирала для него лучших учителей и гувернеров.

С ранних лет будущего композитора привлекала музыка. И через некоторое время он написал свои первые пьесы, об издании которых позаботилась мать. Именно тогда страна узнала о юном даровании - шестнадцатилетнем композиторе. К слову сказать, Александра Порфирьевича привлекала и молодая (на тот момент) химия. Он с особым интересом проводил различные опыты в собственной комнате, отчего его мать иной раз приходила в неописуемый ужас. А потом Бородин и вовсе поступил в медико-хирургическую академию. В свое время он познакомился с Менделеевым, который считал, что про музыку Александру следует забыть. Однако свое второе увлечение будущий известный русский композитор не забросил, а довел до такого уровня, что творчество Бородина признали не только в стране, но и за рубежом.

Умер Александр Порфирьевич неожиданно. После ритмичного танца его сердце не выдержало и остановилось навсегда. Произошло это 27 февраля 1887 года.

Модест Мусоргский

Следующий величайший композитор родился на территории Псковской губернии 9 марта 1839 года. О его ранних годах известно только то, что до десяти лет он обучался дома и овладел фортепьяно. Затем отправился в Петербург, где заинтересовался церковной музыкой, попробовал себя в сочинительстве. Вскорости его произведения стали исполняться в Санкт-Петербурге и Москве.


Русский композитор Модест Петрович Мусоргский - истинный гений, новатор, третий по исполняемости во всем мире. Творчество его знакомо многим, в особенности музыка из оперы «Борис Годунов». Однако человеком он был глубоко одиноким, поэтому в определенный момент погрузился в апатию и пристрастился к бутылке. Вследствие этого у Модеста Петровича началась белая горячка. Первый серьезный приступ удалось купировать, но избавить от болезни композитора не удалось. И 16 марта 1881 года величайший гений скончался.

Петр Чайковский

Пожалуй, творчество этого композитора является самым узнаваем, причем не только среди взрослых, но и среди малышей. Ведь кто не знает знаменитый «Танец маленьких лебедей»? А написал его именно Петр Ильич Чайковский.

Родился будущий гений апреля 1840 года в городе Воткинсе (Удмуртия) и уже в пять лет превосходно читал ноты и играл на фортепьяно. В юношестве он стал посещать оперный театр Санкт-Петербурга, где особенно впечатлился произведениями Глинки и Моцарта. Будучи служителем Департамента юстиции, бросил все ради «дудки», как говорили его родные. Но вклад, который внес Петр Ильич в русскую и мировую классическую музыку, настолько велик, что полностью оправдывает решение Петра Ильича Чайковского.

Скончался великий гений скоропостижно 25 марта 1893 года. По официальной версии, причиной послужила холера. Но также существует гипотеза о том, что он был отравлен. Причем многие полагают, что композитор сделал это самостоятельно, решив закончить жизнь самоубийством. Однако доподлинно это неизвестно, поэтому общественность предпочитает придерживаться первого варианта.


Николай Римский-Корсаков

Самый народный русский композитор, который мог писать музыку без инструмента, появился на свет 18 марта 1844 года в Тихвине (недалеко от Петербурга). Заниматься музыкой ребенок стал совсем рано, но она не сильно привлекала его. Николая Андреевича манило море, поэтому в возрасте двенадцати лет он поступил на учебу в Морской кадетский корпус, но заниматься музыкой не бросил. Чуть позже он встречает на жизненном пути таких великих людей, как Модест Петрович Мусоргский и Александр Порфирьевич Бородин. Затем плавает на корабле и служит на флоте, продолжая сочинять музыку и черпая вдохновение в природе русских земель, отечественных сказках, былинах, песнях и присказках. А потом и вовсе становится преподавателем консерватории в Санкт-Петербурге, которая ныне носит его имя.

Однако несмотря на свои заслуги, Николай Андреевич относится очень критично к себе, выделяя лишь две свои оперы - «Царскую невесту» и «Снегурочку».

Скончался великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков 8 июня 1908 года вследствие обострения заболевания сердца.


Сергей Рахманинов

Великий музыкальный деятель появился на свет в Новгородской губернии 20 марта 1873 года. Музыкой увлекался практически с младенчества, в пять лет уже играл на фортепьяно, а в девять поступил в консерваторию. В тринадцать познакомился с Чайковским, который стал наставником молодого Рахманинова. Юный гений пишет свои произведения, которые имеют огромный успех. Но одна работа все же негативно оценивается Римским-Корсаковым. Это становится причиной затяжной депрессии Сергея Васильевича Рахманинова, вследствие которой он не пишет произведений на протяжении трех лет. Вскоре после начала Октябрьской революции композитор покидает родину, отправляясь в гастрольный тур по городам Европы.

Последние годы жизни русского гения проходят на территории Америки. 28 марта 1943 года Сергей Васильевич Рахманинов умирает, проживая на тот момент в городе Беверли-Хилз.


Арам Хачатурян

Музыкальный гений из простой армянской семьи родился 24 мая 1903 года. В ранние годы будущее Арама Ильича определяет отец, который видит в мальчике биолога. Но все меняется, когда в 1921 году будущий композитор отправляется на учебу в столицу и живет у брата - знаменитого режиссера. Тот знакомит его с творческим миром. Это переворачивает сознание Арама Ильича Хачатуряна. Он поступает в техникум имени Гнесиных, а потом бросает биологию ради музыки. Композитор пишет множество произведений, которые с большим восторгом воспринимает отечественная и зарубежная публика.

Последние годы жизни русского гения проходят очень тяжело. Он ведет тяжелую борьбу с болезнью - раком. Переносит множество операций, но внезапная кончина жены сильно подкашивает его. И 1 мая 1978 года Арам Ильич Хачатурян умирает.


Дмитрий Шостакович

Последний великий русский композитор, о котором нам хотелось бы рассказать читателю, родился в Санкт-Петербурге 25 сентября 1906 года в музыкальной семье. Поэтому нет ничего удивительно в том, что судьба Дмитрия Дмитриевича была в какой-то степени предрешена. Свое первое творение он написал в возрасте девяти лет, а в тринадцать поступил в консерваторию.

Не будет преувеличением и то, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович жил музыкой. Постоянно совершенствуя свое мастерство, он мог окутать слушателя звуками и чувствами. Кроме того, он был импровизатор и придумывал музыкальные шедевры буквально на ходу.

Скончался музыкальный гений вследствие опухоли, которую врачи очень долго не могли диагностировать. А когда все же им это удалось, оказалось поздно. 9 августа 1975 года Дмитрия Дмитриевича Шостаковича не стало.


Известные произведения упомянутых композиторов

Ранее мы уже упоминали о том, что классическая музыка оказывает благотворное влияние на организм человека, улучшая деятельность мозга, повышая восприимчивость к наукам, успокаивая и даря чувство умиротворения. Именно поэтому далее мы представим читателю лучшие и самые популярные музыкальные произведения русских композиторов, которых мы описали выше.

Начнем по порядку:

  • Михаил Глинка - «Патетическое трио», «Вальс-Фантазия», оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Камаринская».
  • Александр Даргомыжский - оперы «Эсмеральда», «Торжество Вакха», «Русалка», «Каменный гость».
  • Александр Бородин - оперы «Богатыри», «Млада», либретто «Князь Игорь».
  • Модест Мусоргский - оперы «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка».
  • Петр Чайковский, русский композитор, самые известные произведения которого знает каждый: «Славянский марш», «Лебединое озеро», «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Щелкунчик».
  • Николай Римский-Корсаков - оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Шахерезада», «Садко», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери».
  • Сергей Рахманинов - «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини».
  • Арам Хачатурян - балеты «Счастье», «Гаянэ», «Спартак».
  • Дмитрий Шостакович - «Нос», «Большая молния», «Леди Макбет Мценского уезда», «Катерина Измайлова», «Игроки», «Москва, Черемушки».

Вот они известные русские композиторы, на которых следует обратить особое внимание каждому гражданину.

Многие знаменитые композиторы были одновременно и талантливыми исполнителями. Например, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен, Шарль Валантен Алькан, Сергей Рахманинов и другие композиторы были виртуозами фортепианной игры.

Фредерик Шопен (1810-1849)


М. Водзинская «Портрет Шопена»

Польский композитор и пианист-виртуоз .

Родился в местечке близ Варшавы, по итогам Наполеоновских войн эта территория отошла к Российской империи.

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Как и Моцарт, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», необыкновенными способностями к импровизациям, прирождённым пианизмом. Он был необычайно восприимчив к музыке и впечатлителен: мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

Одна варшавская газета в январском номере за 1818 год поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой маленьким композитором: «Автор этого «Полонеза» - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом . Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, Париже, исполняя свои произведения. В 1830 г. он уезжает из Варшавы и, как оказалось, навсегда. В Польше началось восстание, которое вскоре было подавлено, но по разным причинам возвратиться на родину, которую он очень любил, ему не довелось. Он завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу. Это завещание было исполнено: его сердце хранится в католическом храме Святого Креста в Варшаве.

Гробница с сердцем Ф. Шопена

Значение исполнительского творчества Ф. Шопена

Шопен является автором многочисленных произведений для фортепиано. Он по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)


Русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз , дирижёр. Родился в дворянской семье в Новгородской губернии.

Интерес к музыке обнаружился в раннем детстве. Осенью 1882 г. Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории, но затем был переведен в Москву и принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н.С. Звереву. Рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Выступал в Италии, Германии, в 1909 г. совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. В 1917 г. получил предложение выступить с сольным концертом в Стокгольме, затем была Норвегия и Нью-Йорк. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром.

В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

Значение исполнительского творчества С. Рахманинова

Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются:

1) глубокая содержательность исполнения;

2) внимание к интонационному богатству музыки;

3) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

Скульптор Олег Комов. Памятник Рахманинову в Москве на Страстном бульваре

Эмиль Гилельс (1916-1985)

Русский советский пианист, один из величайших пианистов XX века .

Родился в Одессе. Заниматься игрой на фортепиано начал в возрасте пяти с половиной лет. Быстро добившись значительных успехов, Гилельс впервые выступает на публике в мае 1929 г., исполняя сочинения Ф. Листа, Ф. Шопена, Д. Скарлатти и других композиторов. Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 г. на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. В годы Великой Отечественной войны Гилельс участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 г. дал концерты в блокадном Ленинграде, после окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности.

Часто выступал со своей младшей сестрой, скрипачкой Елизаветой Гилельс. В 1950 г. сформировал фортепианное трио вместе с Л. Б. Коганом (скрипка) и М. Л. Ростроповичем (виолончель), а в 1945 г. впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции и странах Скандинавии. В 1954 г. первым из советских музыкантов выступил в зале "Плейель" в Париже. В 1955 г. пианист стал первым советским музыкантом, приехавшим с концертами в США, где он исполнил Первый фортепианный концерт П. И. Чайковского и Третий концерт Рахманинова с Филадельфийским оркестром под управлением Ю. Орманди, а вскоре дал сольный концерт в Карнеги-холле, прошедший с огромным успехом. В 1960-1970-х годах Гилельс был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год.

Значение исполнительского творчества Э. Гилельса

Гилельс - один из крупнейших музыкантов XX века. Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко (И. С. Бах, Д. Скарлатти) до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения Бетховена. Гилельс неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат. Его игру отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля.

Ван Клиберн (1934-2013)



Американский пианист, первый победитель Международного конкурса имени Чайковского (1958) . Первые уроки фортепианной игры получил в возрасте трёх лет у своей матери. Когда Клиберну было шесть лет, семья переехала в Техас, где он в тринадцать лет выиграл конкурс, а вскоре дебютировал в Карнеги-холле.

Мировую известность имя Клиберна получило после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 г. Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более удивительно, что действие происходило в разгар "холодной войны". По возвращении на родину Клиберну был устроен пышный восторженный приём. Музыкант полюбил СССР и после конкурса ещё неоднократно приезжал с концертами в Россию.

С 1962 года в Форт-Уэрте (Техас) проводится Конкурс пианистов имени Вана Клиберна.

Международные конкурсы пианистов

В настоящее время проводится множество международных конкурсов пианистов:

Международный конкурс пианистов, Женева (Швейцария);

Международный конкурс пианистов им. И. Альбениса, Испания;

Международный конкурс им. Брамса, Австрия;

Международный конкурс пианистов, Швеция;

Международный конкурс пианистов им. Р. Шумана, Италия;

Международный конкурс пианистов, Япония;

Международный конкурс пианистов, Норвегия;

Международный конкурс пианистов им. Королевы Елизаветы, Бельгия;

Международный конкурс пианистов им. Ван Клиберна, США, Техас;

Международный конкурс пианистов-любителей, Калифорния, США;

Международный конкурс пианистов «Clara-Haskil», Швейцария;

Международный конкурс юных пианистов им. Ф. Шопена, Австралия;

Международный конкурс пианистов им. Бетховена, Австрия;

Международный конкурc пианистов и фортепианных ансамблей им. Ф. Листа, США;

Международный конкурс пианистов «Русский сезон в Екатеринбурге» и многие другие.

На всех этих конкурсах проявляются новые дарования и творческие личности, обогащающие исполнительское мастерство.

Никколо Паганини (1782-1840)


Итальянский композитор, скрипач и гитарист-виртуоз. Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII-XIX вв. Признанный гений мирового музыкального искусства .

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет - на скрипке, хотя сам не был музыкантом. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно упражнялся, надеясь найти ещё не известные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Ребёнком он написал несколько произведений для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял.

Первый публичный концерт Никколо дал в 1795 г. в генуэзском театре Сант-Агостино. Используя приёмы мастеров прошлого, Паганини совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато, (в том числе в гаммах, простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения. В результате этих занятий Паганини стал непревзойдённым скрипачом-виртуозом .

Постепенно у него сформировалась своя собственная исполнительская манера. Известность ему принесли его необычный вид и поведение во время концертов. Залы на его выступлениях заполняли не только ценители высокого искусства, но и публика, привлечённая внешними эффектами и невероятными приёмами игры, которые демонстрировал Паганини. Он держал себя подчёркнуто загадочно и вначале не пресекал распространение о себе самых фантастических слухов. Однажды на концерте внезапно лопнула струна на скрипке. Не останавливаясь, Паганини продолжал концерт. Он мог играть не только на трёх, но и на двух, и даже на одной струне. Так, во время службы при дворе Элизы Бонапарт он написал и исполнял пьесу «Любовная сцена» для струн ля и ми , а позднее, ко дню рождения императора Наполеона - сонату для струны соль «Наполеон».

Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии.

Значение исполнительского творчества Н. Паганини


Непревзойденный успех Паганини заключался не только в его музыкальном даровании, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых возможностях скрипичной техники, открытых им. Он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё реализованы. Он пользовался новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных нот и аккордов, замечательное разнообразие применения смычка, исполнение на струне соль – всё это приводило в удивление публику, которая никогда не слышала таких скрипичных эффектов. Паганини был настоящим виртуозом , обладавшим яркой индивидуальностью; он основывал свою игру на оригинальных технических приёмах, которые исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью.

Паганини настолько широко раскрывал возможности скрипки, что его современники подозревали, будто он владеет какой-то особенной тайной, скрытой от других. О нём говорили даже, что он продал душу дьяволу.

Все скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини. Его собственные сочинения очень трудны для исполнения, чтобы их исполнить, надо владеть техническими приёмами Паганини.

Но в наше время есть немало исполнителей уровня Паганини, которые успешно исполняют его Первый концерт ре мажор, Второй концерт си минор и 24 каприса.

Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

Давид Ойстрах (1908-1974)


Советский скрипач, альтист, дирижёр и педагог.

Родился в Одессе. С пяти лет обучался игре на скрипке и альте. Окончил Одесскую консерваторию. Ещё будучи студентом, выступал с Одесским симфоническим оркестром как солист и как дирижёр. В 1935 г. Д. Ойстрах побеждает на втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и в том же году получает вторую премию на Международном конкурсе имени Венявского. Два года спустя Ойстрах выигрывает конкурс имени Эжена Изаи в Брюсселе и обретает мировую известность.

С 1934 г. Ойстрах преподавал в Московской консерватории, где среди его учеников были его сын Игорь , победитель Первого конкурса имени Чайковского Валерий Климов , Виктор Пикайзен , Семён Снитковский , Олег Каган , Михаил Готсдинер , Леонарда Бруштейн , Леонид Фейгин , Лиана Исакадзе , Гидон Кремер , Олег Крыса , Александр Винницкий и другие выдающиеся скрипачи. Ойстрах был бессменным председателем жюри в номинации «скрипка» на первых пяти конкурсах имени П. И. Чайковского.

Значение исполнительского творчества Д. Ойстраха

Давид Ойстрах - один из наиболее выдающихся представителей отечественной скрипичной школы. Его исполнение отличалось виртуозным владением инструментом , техническим мастерством , ярким и тёплым звучанием инструмента. В его репертуар входили классические и романтические произведения (исполнение Ойстрахом скрипичных сонат Бетховена совместно с пианистом Львом Обориным до сих пор считается одной из лучших интерпретаций этого цикла), но он также играл и произведения современных авторов (Скрипичный концерт Хиндемита). Ойстраху посвятили сочинения С. Прокофьев, Д. Шостакович, Н. Мясковский, М. Вайнберг.

Международные конкурсы скрипачей

Международный конкурс скрипачей им. Д. Ойстраха, Москва;

Международный конурс скрипачей Michael Hill, Новая Зеландия;

Международный конкурс скрипачей, Монако;

Международный конкурс скрипачей, Германия;

Международный конкурс скрипачей, Япония;

Международный конкурс скрипачей им. Ф.Листа, Венгрия;

Московский международный конкурс скрипачей им. Паганини;

Международный конкурс скрипачей имени Йозефа Иоахима;

Московский международный конкурс скрипачей им. Д. Ойстраха;

Международный конкурс скрипачей им. Венявского и др.

Мстислав Ростропович (1927-2007)


В его исполнении прозвучал весь репертуар виолончельной музыки. Многих крупнейших композиторов он вдохновил на создание произведений с сольным исполнением на виолончели. Около 60 современных композиторов посвятили свои произведения Ростроповичу, среди них Шостакович, Бриттен , Бернстайн. «Я ведь играю не звуки, а эмоции, которые ощущал композитор, когда писал свое сочинение. Звуки - это не более чем провода. А в эмоции я включаюсь уже с первой ноты, как только начинает звучать оркестр. А вообще, секрет исполнения - это когда ты как будто сочиняешь музыку заново», - говорил он.

Мстислав Леопольдович Ростропович навсегда вошёл в историю музыки как блестящий исполнитель, истинный виртуоз виолончели . Его игра, всегда одновременно отточенная и эмоциональная, принесла ему без преувеличения всемирную славу. «Неистовому Мстиславу» рукоплескали все крупнейшие концертные залы и даже площади, его поклонниками были и остаются монархи и президенты, музыканты и актёры, преподаватели и студенты. Но не только музыкой вошёл М. Л. Ростропович в нашу память: активной гражданской позицией, меценатством, интересом и вниманием к истории своей семьи.

Международный конкурс имени П. И. Чайковского

Это международный конкурс академических музыкантов, который проводится с 1958 г. раз в 4 года.

Первый конкурс им. Чайковского проводился по двум специальностям: фортепиано и скрипка . Со второго конкурса в 1962 г. введена виолончель , с третьего в 1966 г. - вокал .

Перед лауреатами международных конкурсов классической музыки открываются сцены крупнейших музыкальных центров мира.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Великие композиторы, чьи имена широко известны во всем мире, создали огромное количество ценных произведений. Их творения поистине уникальны. Каждому из них присущ индивидуальный и неповторимый стиль.

Великие композиторы мира (зарубежные). Список

Ниже представлены зарубежные композиторы разных веков, чьи имена известны на весь мир. Это:

  • А. Вивальди.
  • И. С. Бах.
  • В. А. Моцарт.
  • И. Брамс.
  • Й. Гайдн.
  • Р. Шуман.
  • Ф. Шуберт.
  • Л. Бетховен.
  • И. Штраус.
  • Р. Вагнер.
  • Дж. Верди.
  • А. Берг.
  • А. Шенберг.
  • Дж. Гершвин.
  • О. Мессиан.
  • Ч. Айвз.
  • Б. Бриттен.

Великие композиторы мира (русские). Список

Он создал большое количество оперетт, работал с легкими музыкальными формами танцевального характера, в которых очень преуспел. Благодаря Штраусу вальс стал чрезвычайно популярным танцем в Вене. Кстати, там до сих пор проводятся балы. В наследии композитора - польки, балеты и кадрили.

И Дж. Верди - великие которые создали огромное количество опер, завоевавших искреннюю любовь зрителей.

Немец Рихард Вагнер был виднейшим представителем модернизма в музыке этого столетия. Богато его оперное наследие. «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий голландец» и другие оперы до сих пор актуальны, популярны и ставятся на сцене.

Итальянский композитор Джузеппе Верди - весьма величественная фигура. Он придал итальянской опере новое дыхание, при этом он остался верным оперным традициям.

Русские композиторы 19-го века

М. И. Глинка, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский - великие композиторы классической музыки 19-го века, которые жили и создавали свои произведения в России.

Произведения Михаила Ивановича Глинки определили общенациональное и мировое значение в истории русской музыки. Его творчество, выросшее на русской народной песенности, глубоко национально. Его по праву считают новатором, родоначальником русской музыкальной классики. Глинка плодотворно работал во всех Его оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила» открыли путь двум ведущим направлениям. Большое значение в развитии музыкального искусства имели и его симфонические произведения: «Камаринская», «Вальс-фантазия» и многие другие.

Александр Порфирьевич Бородин - великий русский композитор. Его творчество невелико по объему, но значительно по содержанию. Центральное место занимают богатырские исторические образы. У него тесно переплетаются глубокий лиризм с эпической широтой. В опере «Князь Игорь» объединены черты народно-музыкальной драмы и эпической оперы. Его первая и вторая симфонии знаменуют собой новое направление в русском симфонизме - героико-эпическое. В области камерно-вокальной лирики он стал настоящим новатором. Его романсы: «Море», «Для берегов отчизны дальней», «Песнь темного леса» и многие другие. Бородин оказал значительное влияние на своих последователей.

Модест Петрович Мусоргский - еще один великий русский композитор 19-го века. Входил в Балакиревский кружок, который назывался «Могучая кучка». Он плодотворно работал в разнообразных жанрах. Прекрасны его оперы: «Хованщина», «Борис Годунов», «Сорочинская ярмарка». В его произведениях проявились черты творческой индивидуальности. Ему принадлежит ряд романсов: «Калистрат», «Семинарист», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Светик Савишна». В них запечатлены неповторимые национальные характеры.

Петр Ильич Чайковский - композитор, дирижер, педагог.

В его творчестве были ведущими оперный и симфонический жанры. Содержание его музыки универсально. Его оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин» - шедевры русской классической музыки. Симфония также занимает главное место в его творчестве. Его произведения стали известны на весь мир еще при жизни.

Представители новой венской школы

А. Берг, А. Веберн, А. Шенберг - это великие композиторы, которые жили и создавали свои произведения на протяжении 20-го века.

Альбан Берг стал всемирно известен благодаря своей удивительной опере «Воццек», которая произвела сильнейшее впечатление на слушателей. Он писал ее в течение нескольких лет. Ее премьера состоялась 14 декабря 1925 года. В настоящий момент «Воццек» - это классический пример оперы 20-го века.

Антон Веберн - австрийский композитор, один из ярчайших представителей новой венской школы. В своих произведениях он использовал серийную и додекафонную технику. Ему присущи сжатость и лаконизм мысли, концентрация музыкально-выразительных средств. Его творчество оказало сильнейшее воздействие на Стравинского, Булеза, Губайдулину и многих других русских и зарубежных композиторов.

Арнольд Шенберг - яркий представитель такого музыкального стиля, как экспрессионизм. Автор серийной и додекафонной техники. Его сочинения: Второй струнный квартет (фа-диез минор), "Драма с музыкой для хора и оркестра", опера «Моисей и Аарон» и многие другие.

Дж. Гершвин, О. Мессиан, Ч. Айвз

Это великие композиторы 20-го века, которые известны во всем мире.

Джордж Гершвин - американский композитор, пианист. Стал чрезвычайно популярен благодаря своей масштабной работе «Порги и Бесс». Это «фольклорная» опера. Она поставлена по роману Дюбоса Хейворда. Не менее известны его инструментальные произведения: «Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром», «Американец в Париже», «Вторая рапсодия» и многие другие.

Оливье Мессиан - французский композитор, органист, педагог, музыкальный теоретик. В своих замечательных теоретических трудах он изложил новые и достаточно сложные принципы музыкальной композиции. В его произведениях нашли отражение теологические идеи. Его очень увлекали голоса птиц. Поэтому он создал «Каталог птиц» для фортепиано.

Чарльз Айвз - американский композитор. На его творчество оказала влияние народная музыка. Поэтому его стиль чрезвычайно уникальный. Он создал пять симфоний, пять скрипичных сонат, две фортепианные сонаты, кантату «Небесная страна» и многие другие произведения.

Русские композиторы 20-го века

С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович - великие композиторы 20-го века.

Сергей Сергеевич Прокофьев - композитор, дирижер, пианист.

Его музыка разнообразна по содержанию. В ней содержится лирика и эпос, юмор и драма, психологизм и характеристичность. Оперное и балетное творчество заложило новые принципы и приемы музыкальной драматургии. Его оперы - «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир». Работал Прокофьев в жанре киномузыки. Широко известна его кантата «Александр Невский», создаваемая в содружестве с режиссером С. Эйзенштейном.

Игорь Федорович Стравинский - композитор-эмигрант, дирижер.

Его творчество делится на русский и зарубежный периоды. Его ярчайшие балеты: «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица». Большой вклад Стравинский внес и в симфонический жанр.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - композитор, педагог, пианист. Его творчество многопланово по жанрам и образному содержанию. Особо его значение как композитора-симфониста. В его пятнадцати симфониях отражен сложный мир человеческих чувств с переживаниями, борьбой, трагическими конфликтами. Его опера «Катерина Измайлова» - прекрасное сочинение данного жанра.

Заключение

Музыка великих композиторов написана в разных жанрах, содержит многоплановые сюжеты, постоянно обновляемые техники, соответствующие той или иной эпохе. Некоторые композиторы достигли высот в немногих жанрах, другие же успешно охватили практически все области. Из всей плеяды великих композиторов сложно выделить лучших. Все они внесли значительный вклад в историю мировой музыкальной культуры.