Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вопросы к 9 главе капитанской дочки. Тесты по произведению А

Вопросы к 9 главе капитанской дочки. Тесты по произведению А

С.П.Меделяева

учитель русского языка и литературы МОУ 1-Абрамовской СОШ Таловского района

Урок - обобщающая викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель: создать основу для последующего обращения учащихся к творчеству А.С.Пушкина и к русской литературе.

Задачи:

Образовательные

Проверить знание учащимися текста повести «Капитанская дочка».

Развивающие

Развивать творческие способности школьников, их устную и письменную речь, внимание и интерес к художественному слову, находчивость и смекалку, навыки самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные

Прививать любовь к русской литературе и историческому прощлому страны, воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассника.

Оборудование: презентация, портрет А.С.Пушкина, выставка произведений писателя, иллюстративно-раздаточный материал (карточки, кроссворд, жетоны).

Ход урока.

I. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

II . Актуализация знаний. Знакомство с темой и задачами урока.

Запись в тетрадях темы, эпиграфа, высказываний классиков о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так щедро одарила человечество, особое место принадлежит творчеству А.С.Пушкина. Его культурное наследие велико. Из курса литературы 5-7 классов вы знакомы с его сказками, стихами, с романом «Дубровский», с повестью «Метель», с «Песней о вещем Олеге», с поэмой «Полтава». «Капитанская дочка» оказалась последним произведением, напечатанным при жизни А.С.Пушкина. Это удивительная книга.

«Здесь нет никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг…». Н.В.Гоголь.

Высокую оценку повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дали

классики русской литературы.

«Капитанская дочка» - лучшая повесть Пушкина». В.Г.Белинский.

«Сравнительно с « Капитанской дочкою» все наши романы и повести кажутся притворною размазней». Н.В.Гоголь.

Ребята, я надеюсь, что ваше обращение к творениям А.С.Пушкина не ограничится сегодняшним уроком, на котором мы проведём обобщающую интеллектуальную викторину, позволяющую выявить вдумчивых читателей, знатоков текста повести. В тетрадях по ходу урока запишите тему, эпиграф и высказывания классиков о повести.

III. Основная часть урока. Интеллектуальная викторина.

- Знакомство с условиями игры и её этапами. Представление команд : «Белогорская крепость», «Царское Село», « Бердская слобода».

А теперь настало время познакомить вас с условиями игры и её этапами. Условие нашего конкурса: за каждый правильный ответ команда получает по очку. Победителем будет признана команда, набравшая большее количество очков.

Каковы же этапы нашей викторины? (слайд)

    Блиц-опрос «Внимательный читатель».

    «Заглянем в словарь».

    « Узнай героя».

    «Суеверия, предсказания…».

    «Какая жизнь, такие и песни».

    «Подскажи словечко».

- Разминка. Заполнение кроссворда. «Кто быстрее?»

Итак, начинаем игру. В качестве разминки предлагаю заполнить кроссворд. «Кто быстрее?»

- Следующий этап нашей викторины - блиц-опрос «Внимательный читатель». Давайте вспомним содержание повести и ответим на вопросы.

    Имя отца Гринева? Как звали матушку Петруши?

    Предмет, бережно хранимый матерью Гринёва с момента крещения сына.

    Вспомните имя и фамилию Савельича.

    Чтение какой книги производило в отце Петруши «удивительное волнение желчи»?

    В какой полк и кем был записан ещё до рождения Петруша Гринев?

    А отправился служить…

    На каком году жизни Петруша выучился русской грамоте?

    Для него был нанят француз…

    Который в отечестве своем был…

    А в Пруссии …

    Чему, согласно контракту, обязан был учить Бопре Петрушу?

    Количество детей в семье Гринёвых.

    Учебное пособие, из которого юный Пётр изготовил бумажного змея во время «урока».

    И мог Петруша здорово судить о свойствах…

    Город, где Пётр проигрался в бильярд по дороге к месту службы.

    Оружие, которым герой был ранен на дуэли.

    От какого лица ведётся повествование в «Капитанской дочке»?

    Кто в повести является рассказчиком?

    Наказание, каким государыня императрица заменила Гринёву смертную казнь.

    Назовите фамилию, имя и отчество капитанской дочки.

    Подарок, сделав который, можно, по словам Швабрина, добиться расположения Маши.

    Населённый пункт, царская резиденция, где Маша Миронова встретилась с императрицей.

    Губерния, где «благоденствует потомство» Петра Гринёва и Маши Мироновой.

-Очередной тур конкурса - «Заглянем в словарь».

Словарная работа, в ходе которой надо установить значение слов. Выполнять задание по карточкам. На выполнение задания даётся 3 минуты Стоимость задания -5 баллов (жетонов)

Карточка № 1

« Справочное бюро»

1). Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2). Какое историческое событие легло в основу данного произведения?

3). Каких предводителей народных восстаний на Руси, кроме Емельяна Пугачева, вы можете назвать?

Карточка № 2

«Толковый словарь»

1). Выбрать правильный вариант толкования лексического значения слов:

Целовальник – это: а) парикмахер

Б) продавец вина в трактире

В) настойчивый кавалер

Инвалид – это: а) человек, страдающий физическим

недугом;

б) солдат, состарившийся на военной

службе;

в) солдат, имеющий увечья.

2).Объясните значение выражения «посажёный отец».

Карточка № 3

«Слова, слова, слова…»

1). Перевести устаревшие слова на современный русский язык.

Фортеция – Кивот – Суженая – Камзол – Напасти – Погост- Вечерня – Келья - Грамота – Алтын – Попечение

- Следующий тур конкурса «Узнай героя».

Послушайте описания внешности героев, определите их. Кто из героев является историческим лицом, а кто - вымышленным? (См. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс.-М.: ВАКО,2010.-стр.44-45)

Общее задание для всех команд. За каждый правильный ответ команда получает по баллу. Последним должно быть описание внешности Пугачёва.

Слово учителя о портретах Пугачёва. (слайд)

В пушкинской повести Пугачёв не тождествен своему историческому прототипу. Один из портретов Емельяна Пугачёва написан на портрете Екатерины II, и сделал художник это не случайно: смысл такого изображения - преступное желание Пугачёва занять монарший трон. На данном портрете изображён хитрый разбойник и злодей. Это работа неизвестного художника. А вот на портрете, приложенном А.С.Пушкиным к изданию 1834 года, Пугачёв изображён умным, проницательным, хлебнувшим лиха защитником народа.

В этих портретах отражён двойственный взгляд на личность Емельяна Пугачёва. Одни видели в нём разбойника и злодея, называли его «бешеным псом», «исчадием ада», другие - считали его защитником народных интересов.

Перед А.С.Пушкиным стояла непростая задача реалистического изображения эпохи и её героя. И, несомненно, писателю это удалось.

Тур «Суеверия, предсказания…» Домашнее задание (слайд), .

Подробно пересказать эпизоды произведения и прокомментировать их. За выразительный пересказ эпизода и его комментарий наивысший балл-5 (жетонов).

    Пересказать описание бурана. Объясните его символическое значение.

    Сон Петра Гринева. Пророческое содержание сна. (Пересказать сон близко к тексту, прокомментировать его).

    Калмыцкая сказка об орле и вороне. Объяснить смысл сказки.

- Следующий этап « Какая жизнь, такие и песни».

Ответить на вопросы, связанные с русской народной песней.

1). Какую из песен Пугачев назвал своей любимой? Послушайте песню в исполнении актёра кино и театра Валерия Золотухина. (слайд)

2). Какое впечатление произвела эта песня на Петра Гринёва?

3). В каком ещё произведении Пушкина упоминается данная песня?

4). К каким главам произведения А.С. Пушкин взял в качестве эпиграфов строки из народных песен?

- Тур «Подскажи словечко». (слайд)

Общее задание для всех команд.

Восстановить опущенную часть высказывания, определить, кому из героев она принадлежит.

Береги (…), а честь смолоду.

Долг (…) красен.

Казнить так казнить, (…).

Лучше раз напиться живой кровью, чем триста лет (…).

Будет дождик - будут и (…), будут (…)-

будет и (…).

IY. Создание проблемной ситуации.

Нам сталось лишь ответить на проблемный вопрос: «Почему свою повесть А.С.Пушкин назвал «Капитанская дочка»?

Дайте письменный ответ на вопрос. Каждая команда зачитывает свой вариант ответа.

Оценить задание в 5 баллов .

Y. Заключительное слово учителя.

Действительно, повесть Пушкина внешне проста, но она полна глубокого смысла. И мы сегодня пытались разгадать тайны книги А.С. Пушкина «Капитанская дочка». По словам Марины Цветаевой, « нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины». Повесть «Капитанская дочка» полна высоких истин.

YI. Итог викторины. Рефлексия. Впечатления об игре, оценка собственной деятельности.

    Какие чувства владели вами во время урока?

    Затруднялись ли вы отвечать на вопросы викторины?

    Выразите своё мнение об уроке в форме синквейна.

YII. Оценки. Домашнее задание (слайд)

Подобрать материал к сочинению на одну из тем:

«Капитанская дочка».

    Пушкинский Пугачёв.

    Становление личности Петра Гринёва под влиянием « благих потрясений».

    « Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин.

    Смысл названия повести Пушкина «Капитанская дочка».

    Образ Савельича в повести Пушкина «Капитанская дочка».

Литература

1. Пушкин А.С. Драматические произведения. Романы. Повести. -М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ- ЛТД»,1997.-704с. 2. Лахостский К.П. ,Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Пособие для учителя. Издательство «Просвещение»,1956.-413с. 3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе: урок за уроком.- М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2000. -240с. 4. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс. - М.: ВАКО,2010.-192с. 5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:8класс.- М.: ВАКО,2008.-512с. Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.

1.Ответьте на вопросы.

1.Какую народную песню поют на пирушке пугачевцы? (Не шуми, мати зеленая дубравушка…»

2.Как называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего на государственную или военную службу? (Недоросль)

3.Какой журнал читал батюшка Петра Гринева, когда принял решение отправить сына служить? («Придворный календарь»)

4.По какой реке шла дорога от Оренбурга в Белогорскую крепость? (Яик)

5.Акулину Памфиловну, попадью, называли вестовщицей. Кто это, вестовщица? (Любительница рассказывать новости)

6.Когда (в повести названа точная дата) в Белогорской крепости получили письмо, сообщающее о возможном нападении Пугачева? (в начале октября 1773г)

7.Перед наступлением Пугачева комендант решает вопрос о том, как быть с Машей. « Да с Машей то что делать? Хорошо, если отсидимся или дождемся сикурса, ну а коли злодеи возьмут крепость.» Сикурс- это устаревшее слово. Каким синонимом его можно заменить? (Помощь)

8.На военном совете в Оренбурге предлагают действовать «ни наступательно, ни оборонительно…» А как? (Подкупательно)

9. Кто передает письмо Марии Ивановны Гриневу? (Урядник, Максимыч)

10.Где происходит еще одно встреча Гринева и Пугачева? (В Бердской слободе)

11.В Бердской слободе самыми близкими к Пугачеву оказываются два человека. « Господа-енералы»,- называет их Пугачев. Назовите их. (Хлопуша-Рваные ноздри. Белобородов)

12.Пугачев бежал, преследуемый (КЕМ?). Это подполковник, впоследствии генерал.Один из усмирителей пугачевского восстания.

13.Петр Гринев был освобожден от заключения по именному повелению царя. (Когда это случилось? Что такое именное повеление?) (В 1774 году. Именное повеление - повеление царя или царицы).

2. Кто это?

1. «..он был добрый малый, но ветрен до крайности…» (м.Бопре)

2.»..высокий барин лет 35, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах» (Зурин И.И., ротмистр гусарского полка, находился в Симбирске при приеме рекрут)

3.» он был лет 40, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское» (Вожатый)

4.»..молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.Он был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. (Швабрин Алексей Иванович)

5.(..девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная.» (Мария Ивановна)

6. « Она не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они, где живут и каково их состояние?» (Василиса Егоровна)

7. «На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами.Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза» (Пугачев на троне)

8.»Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого» (Пугачев на пирушке)

9.»..бледная,худая, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» (Мария Ивановна)

10. «…она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет 40. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие» (императрица)

Описание презентации Вопросы на знание текста романа А. С. Пушкина по слайдам

Тест № 1 по 1 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке» ? 2. В каком веке происходит действие романа «Капитанская дочка» ? 3. По какой причине учитель Петруши Гринева, мосье Бопре, был выгнан отцом мальчика? 4. Что обычно любил читать отец Петра Гринева? 5. Из какого предмета, необходимого для учения, Петруша Гринёв соорудил летающего змея? 6. Сколько лет было Гриневу, когда отец решил отдать «его в службу» ? 7. Как представлял себе службу Гринев? 8. Куда отправил служить Петра его отец? 9. Какое самое главное напутствие сказал отец сыну Петру перед расставанием? 10. Чей это портрет: «Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах» ? 11. Где, кому, сколько денег проиграл Гринев по пути на службу?

Тест № 2 по 2 -5 главам «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Коротко опишите события 2 главы, связанные с бураном. o Что помогло спастись? o Чем Гринев отблагодарил за услугу? 2. Как поначалу складывается жизнь и служба Гринева в Белогорской крепости (круг общения, симпатии и антапатии)? 3. Как относились к Гриневу в доме коменданта крепости? 4. Как относились к Швабрину в доме капитана Миронова? 5. В чем причина поединка Гринева и Швабрина? 6. Чем он закончился? Как ведут себя соперники в бою? 7. О чем Гринев просил родителей в своем письме после дуэли? 8. Что написал Гриневу отец в ответ на его просьбу? 9. В чем Гринев-старший обвинил Савельича в письме к нему? Каков был тон письма? 10. В чем подозревает Гринев Швабрина? 11. Чем заканчивается 5 глава? 12. Каково настроение Гринева в конце главы, с чем это связано?

Тест № 3 по 6 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Что послужило причиной военного совещания в доме коменданта? 2. Куда и под каким предлогом Иван Кузмич отправил жену, чтобы провести совещание? 3. Кого Василиса Егоровна сумела расспросить о Пугачеве? 4. Кому Василиса Егоровна по секрету рассказала о возможном нападении Пугачева? 5. Что сообщил урядник, вернувшись из разведки? 6. Как он повел себя дальше? 7. Чьи это слова? «Каков мошенник! Что смеет еще нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамена! Ах он собачий сын! Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись? Неужто нашлись такие командиры, которые послушались разбойника? » 8. Чей это портрет? «… У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен…» 9. «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин. Отправьте их в Оренбург, если дорога еще свободна, или в отдаленную, более надежную крепость, куда злодеи не успели бы достигнуть, «- предложил Петр Андреевич. Какое решение было принято в отношении Василисы Егоровны и Марии Ивановны?

Тест № 4 по 7 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Как ведет себя Иван Кузмич во время осады крепости? 2. А гарнизон? 3. Как встретили Пугачева местные жители? 4. Каким мы видим Швабрина? 5. Какова судьба коменданта? Ивана Игнатьича? Василисы Егоровны? 6. Поцеловал ли Гринев руку Пугачеву? 7. Что спасло Гринева от виселицы? 8. «Отец родной!. . Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради, вели повесить хоть меня старика!» Чьи это слова? 9. «Его благородие знать одурел от радости. Подымите его!» Чьи это слова?

Тест № 5 по 8 — 10 главам «Капитанской дочки» А. С. Пушкина Вопросы на знание текста 8, 9 глав 1. Что сообщила Гриневу попадья Акулина Памфиловна? 2. Какие «царские знаки» Пугачева перечисляет казак в разговоре с Гриневым? 3. Кого назначает Пугачев комендантом Белогорской крепости? Вопросы на знание текста 10 главы 4. Что решалось на военном совете в Оренбурге. Какое решение было принято? 5. Кто решал этот важный вопрос? Прокомментируйте событие. 6. С кем встретился Гринев во время очередной вылазки? Что было передано Гриневу? 7. Что сообщала в своем письме М. И. ? 8. Что услышал Гринев от генерала в ответ на свою отчаянную просьбу?

Тест № 6 по 11 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Как зовут наперсников Пугачева? 2. Признался ли Гринев Пугачеву о цели своей поездки? 3. Чей это портрет? «Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку. » 4. Чей это портрет? «Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках…» 5. На чем настаивает Белобородов в отношении Гринева? 6. В чем смысл калмыцкой сказки? Кто её рассказал?

Тест № 7 по 12 -14 главам «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Что думает Гринев о Пугачеве в момент расставания с ним? 2. С кем вновь сводит Гринева судьба на пути из Белогорской крепости? 3. Под чьим началом продолжает воевать Гринев после освобождения М. И. из рук Швабрина? 4. Куда намеревался ехать Гринев в день, когда его арестовали? 5. В чем, по его мнению, заключалась причина ареста? 6. В чем на самом деле обвиняли Гринева? 7. Какой приговор был вынесен Гриневу? 8. Чей донос стал причиной ареста Гринева? 9. Каким и где Гринев в последний раз видел Швабрина? 10. Кто сопровождал М. И. в поездке в Петербург? 11. Где встретилась М. И. с императрицей? 12. Где и при каких обстоятельствах Гринев видел Пугачева в последний раз?

1) Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1. Впервые Гринев увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант?

2. Как звали отца главного героя?

3. Кем был в «отечестве своем» мосье Бопре, обучавший Петрушу французскому, немецкому и «всем наукам»?

4. Под чьим надзором главный герой выучился русской грамоте? (Савельич)

5. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно?

6. Какая погода была во время первой встречи Гринева и Пугачева?

7. За что попал на службу в Белогорскую крепость Алексей Иванович Швабрин?

8. Кто отвлек Гринева во время дуэли?

9. За какие достоинства стремянной Савельич получил «повышение», став дядькой?

10. Почему батюшка прогнал Бопре со двора?

11. Какое имя принял Пугачев?

12. Кого назначил Пугачев новым комендантом крепости?

13. Как отблагодарил Петр Гринев вожатого?

14. Сколько лет Иван Кузьмич и Василиса Егоровна жили в крепости?

15.Куда отправил отец служить своего сына, Петра Гринева?

16. Как поступил Петр Гринев, чтобы спасти Машу от Швабрина?

17. Что сделал Швабрин, когда Пугачев узнал, что тот его обманывает?

18. Что послужило причиной дуэли между Гриневым и Швабриным?

19. Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету 2?

20. Сколько Петр Гринев проиграл Ивану Ивановичу Зурину и в какую игру?

21. При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз?

22. Что пожаловал Пугачев Гриневу перед отъездом того в Оренбург?

23. Где Гринев предложил укрыться Марье Ивановне после ее освобождения?

24. Как приняли родители Гринева Марью Ивановну?

25. Зачем Марья Ивановна уехала в Петербург?

26. Какой ответ получил от своего отца Петр Гринев на просьбу благословить его на брак с Марьей Ивановной Мироновой?

27. Кто донес на Гринева?

28. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева?

На оценку «3» - ответить на 17-18 вопросов.

На оценку «4» - ответить на 19-22 вопроса.

На оценку «5» - ответить на 23-28 вопросов.

2) Кто я?

Вопросы и задания.

Согласно описанию, Вы человек “наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч”. Лицо Ваше “имело выражение довольно приятное, но плутовское”. Вы себя узнали? Представьтесь. (Вожатый, Е. Пугачёв, “Капитанская дочка”; гл. II, с. 240).

Вы персона лет сорока, обладательница “приятного голоса, но властного”. Лицо Ваше “полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. Назовите себя. (Императрица Екатерина; гл. XIV, с. 315).

Какую русскую народную песню Пушкин дважды использует в своих произведениях? (“Не шуми, мати, зелёная дубровушка…”: “Дубровский”, “Капитанская дочка”).

Вы сержант Семёновского полка, воспитывались дома под надзором дядьки, поэтому знали “русскую грамоту и могли судить (очень здраво) о свойствах борзого кобеля”. Служить же Вас отправили в яицкие степи. Представьтесь. (Пётр Андреевич Гринёв).

Вы “молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”. Представьтесь. (Швабрин Алексей Иванович).

Вам около восемнадцати лет, девушка на выданье, Вы круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто Вы? (Мария Ивановна Миронова).

Викторина по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"


Правила викторины 1)Участники делятся на три группы. Каждой команде необходимо выбрать капитана, который будет отвечать. 2)Время на размышление ответа около одной минуты. Баллы даются лишь той команде, которая первая даст правильный ответ. 3)За правильный ответ заданий в первой части (слайд3 и 4)даются по одному баллу. За правильный ответ заданий во второй части (слайд 5 и 6) даются два балла. За правильный ответ заданий третьей части (слайд 7,8,9,10 и 11) даются три балла. 4)В процессе игры запрещается выкрикивать ответы с места и использовать текст произведения.


Блиц-опрос 1.Имя отца Гринева? (Андрей Петрович) 2.Выучился Петруша грамоте на … (двенадцатом году) 3.В Марье Ивановне « я нашел …» (благоразумную и чувствительную девушку) 4.Швабрин сказал Гриневу: « Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серег) 5.Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: « А почему ты об ней такого мнения?» (« Знаю по опыту ее нрав и обычай»)


Знаете ли вы героев произведения? 1.«Ротмистр гусарского полка, находившийся в Симбирске при приеме рекрут.» (Иван Иванович Зурин) 2.«Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым; разговор его остер и занимателен.» (Швабрин)


Знаете ли вы героев произведения? 3.«Добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности; главной его слабостью была страсть к прекрасному полу; он был врагом бутылки.» (мосье Бопре) 4.«Слуга, приставленный Петру Гриневу.» (Савельич) 5.«Строгий, сердитый старик, не знающий ничего, кроме своей службы, и готовый за всякую безделицу сажать Петра Гринева под арест на хлеб и воду (по представлению Петра).» (капитан Миронов)


Дополните предложение 1.«Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не …». (шаматон) 2.«Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих …, приказал отдать мальчику сто рублей.» (рачитель)


Дополните предложение 3.«Время ненадежно: ветер слегка подымается; - вишь, как он сметает ….» (порошу) 4.«Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и … Емельян Пугачев собрал злодейскую шайку.» (раскольник) 5.«Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачеву. …» (Господь не выдаст, свинья не съест)




Вспомните, откуда взят данный эпиграф? 3.«Сторона ль ты моя, сторонушка, Сторона моя незнакомая.» (Старинная песня) 4.«Мирская молва – Морская волна.» (Пословица) 5.«Меж тем Российский царь, заняв луга и горы, С вершины, как орел, бросал ко граду взоры.» (Херасков)


Фото-вопрос Какой эпизод изображен на картинке? С.Герасимов "Поединок" (иллюстрация к "Капитанской дочке") А.Иткин "Я упал и лишился чувств"


Как вы понимаете значение эпиграфа? 1.7 глава «Приступ» 2.12 глава «Сирота» 3.14 глава «Суд» (Мирская, то есть мира людей. В этом мире – ничему не верящие судьи, которым Гринев не может рассказать всю правду, хотя он рассказывает ее Пугачеву, и тот верит; в этом мире и императрица, уверенная, что Гринев – безнравственный, вредный негодяй.) (Отношением к беззащитному оценивает Пушкин человека. Швабрин, пользуясь беззащитностью Маши, держит ее под замком. Гринев – защищает, Пугачев – берет под покровительство.) (Храбрый, скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почета, богатства у начальников, ни сострадания у казаков. Это сострадание - Пушкина – звучит в эпиграфе, народной песне. Учит видеть человека за должностью и мундиром.)