Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » В какой сказке телега принесла жеребенка. Мудрая дева

В какой сказке телега принесла жеребенка. Мудрая дева

...Сказка, сказка-небылица,

Слышишь, музыка, как птица

Ввысь взлетела, как стрела?

Звуки песенки чудесной

Над землею пронесла...

Е. Арсенина

Вожатый . У многих сказочных персонажей и героев мультипликационных фильмов есть свои любимые песни. Назовите «исполнителя» и сказку (мультфильм, фильм-сказка), а также авторов произведения. Например:

1. «Песенка крокодила Гены» из мультипликационного фильма «Крокодил Гена и его друзья» по мотивам книги Э. Успенского - исполняет крокодил Гена.

2. «Песенка кузнечика» из мультипликационного фильма «Приключение Незнайки и его друзей» по мотивам сказки II. Носова- исполняют жители цветочного города.

3. Русскую народную песню «Из-за острова на стрежень...» исполняет Иван из мультфильма «Золотое кольцо».

4. Русскую народную песню «Ах вы, сени, мои сени...» в мультфильме по русской народной сказке «По щучьему велению» поет Емеля.

5. Песню «Добрый жук» из кинофильма «Золушка» по одноименной сказке Ш. Перро исполняет Золушка и т. д.

Вожатый . Назовите исполнителя этих строк, а также вспомните название сказки. Продолжите песенку, если она вам хорошо знакома:

1. Петушок, петушок,

Золотой гребешок...

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

(Песенка лисы из русской народной сказки «Петушок - золотой гребешок».)

2. Я колобок, колобок,

Я по коробу скребен...

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжен,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду!

(Песенка колобка из русской народной сказки «Колобок».)

3. Гусиная страна,

Ты издали видна!

Привет тебе, Лапландия,

Гусиная страна!

Несет меня в Лапландию

Домашний белый гусь,

И скоро я в Лапландии

На землю опущусь!..

(Песенка Нильса из повести-сказки Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».)

4. Трень, брень, гусельцы,

Золотые струночки...

Еще дома ли Лисафья-кума.

Во своем ли теплом гнездышке?

(Песенка кота из сказки «Петушок-золотой гребешок».)

5. Пусть все кругом

Горит огнем.

А мы с тобой споем:

Ути, боссе, буссе, бассе,

Биссе, и отдохнем.

Пусть тыщу булочек несут

Надень рожденья к нам.

А мы с тобой устроим тут

Ути, боссе, буссе, капут,

Биссе и таррарам.

(Песенка Карлсона из книги Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне».)

6. Спит-ко, усни, дитя Тсрешечка, -

Все ласточки спят,

И касатки спят,

И куницы спят,

И лисицы спят,

Нашему Терешечке

Спать велят!

(Колыбельная старухи и старика из русской народной сказки «Терешечка».)

7. Куда мой мед деваться мог?

Ведь был полнехонький горшок!

Он убежать никак не мог -

Ведь у него же нету ног!

Не мог уплыть он по реке

(Он без хвоста и плавников),

Не мог зарыться он в песке...

Не мог, а все же - был таков!

Не мог уйти он в темный лес,

Не мог взлететь под небеса...

Не мог, а все-таки исчез!

Ну, это прямо чудеса!

(Песенка-ворчалка Bинни-Пуха из повести-сказки Алана Александра Милна «Винни-Пух и все, все, все...».)

8. За лапоть - куру,

За куру - овечку,

За овечку - бычка...

Шню, шню, бычок,

Соломенный бочок,

Сани не наши,

Хомут не свой,

Погоняй - не стой...

(Песня старухи из русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть».)

9. Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!

(Песенка петуха из русской народной сказки «Лиса и заяц».)

Вожатый . Спой песенку полюбившегося тебе персонажа в его манере исполнения.

Сочини песенку любому понравившемуся сказочному персонажу.

Главный герой русских народных сказок, прежде чем добиться желаемого (поумнеть; добиться справедливости; взять в жены прекрасную девицу; сразиться со злом и т. п.), должен пройти через многие испытания. Например, загадки мудреные разгадать. А это не каждому добру молодцу по силам! Куда проще со Змеем Горынычем сразиться... Но не зря в народе говорят: «Не копьем побивают, а умом». А еще говорят: «Мал золотник да дорог»... Тут все от смекалки природной зависит.

Первая загадка. Послушайте начало сказки «Дочь-семилетка» и помогите бедному брату разгадать мудреные загадки:

«Ехали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла ночью принесла жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:

Вставай, брат! У меня телега ночью жеребенка родила.

Брат встает и говорит:

Как можно, чтоб телега жеребенка родила? Это моя кобыла принесла.

Богатый говорит:

Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле неё был!

Поспорили они и пошли до начальства. Богатый дарил судей

деньгами, а бедный словами оправдывался.

Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки. И положил им сроку три дня.

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить. Приветила она кума дорогого, в передний угол усадила да накормила, а потом и спрашивает:

Что так печален, куманек?

Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.

Что такое, скажи мне.

А вот что, кума! Первая загадка: что всего на свете сильнее и быстрее?

Экая загадка! У моего мужа кобыла есть; нет ее быстрее!

Вторая загадка: что всего на свете жирнее?

У нас второй год боров кормится; такой жирный стал, что на ноги не поднимается!

Третья загадка: что всего на свете мягче?

Известное дело - пуховик, уж мягче не выдумаешь!

Четвертая загадка: что всего на свете милее?

Милее всего внучек Иванушка!

Поблагодарил куму богатый брат и довольный отправился восвояси.

А бедный брат залился слезами горькими и пошел домой. Встречает его дочь-семилетка:

О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?

Пожалился отец малой дочери о том, что задал царь ему четыре загадки, которые и в жизнь не разгадать.

Скажи мне, какие загадки?

А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?..»

Вопрос: Попробуйте дать правильные ответы на эти четыре загадки... Теперь давайте послушаем, как на них ответила семилетняя девочка из сказки:

«Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет, земля питает! Мягче всего рука: на что человек пи ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна ист ничего на свете!..»

Вопрос : Ваша версия окончания сказки?.. Правильный ответ: царь подивился мудрости маленькой девочки. Он присудил отдать жеребенка бедному мужику. Когда семилетка выросла, царь женился на ней, и стала опа царицею.

Вторая загадка из русской народной сказки «Иванушка- дурачок»:

«...Послала матушка своего младшего сына Ивана-дурака обед братьям в поле снести... Он пришел с пустыми руками. Те его спрашивают:

Ты, дурак, зачем?

Вам обед принес!

Где же обед? Давай живее!

Да вот, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!

Какой такой человек?

Вот он! И теперь рядом стоит!..

Вопрос: О каком «человеке» идет речь?

Правильный ответ: о тени.

Третья загадка будет из русской народной сказки «Горшеня»:

«Ехал горшеня на базар, горшки свои продавать. Повстречался ему сам государь Иван Васильевич. Слово за словом, разговорились попутчики. По душе пришелся государю смекалистый мужичок, на все у него ответ готов - за словом в карман не лезет! Решил государь горшеню на сообразительность проверить, загадал ему загадку мудреную:

Какие три худа есть на свете, горшенюшка?

Первое худо - худой сосед, а второе худо - худая жена, а третье худо - худой разум.

А скажи мне, которое худо хуже всех?

Вопрос: Что можно ответить на это?.. Послушаем ответ горшени:

«...От худого соседа уйду, от худой жены тоже можно, а от худого разума не уйдешь - все с тобой».

Вопрос : Как вы понимаете выражение: «за словом в карман не лезет»? О ком так в пароде говорят?

Вожатый . Четвертая загадка.

У скупой старухи из русской народной сказки «Петухам Куриханыч» два солдата попросили чего-нибудь поесть. Отказала им жадная хозяйка да еще в насмешку загадала им мудреную загадку:

«В Печинске-Горшечинске, под Сковородинском, сидит Петухам Куриханыч...»

Вопрос: Что означала старухина загадка?

Ответ: старухина загадка означала, что в печи, в горшке, покрытом сковородой, лежит сваренный петух.

Солдаты не сразу, но поняли смысл загадки и решили проучить злую жадную старуху. Пока она выходила во двор, они достали из печи горшок, вынули сваренного петуха и переложили его к себе в ранец. Вместо же петуха они...

Вопрос : Впрочем, сначала послушаем, какую загадку загадали находчивые солдаты старухе, покидая ее:

«...Был Петухан Куриханыч в Печинске-Горшечинске, да переведен в Суму-Заплеченску, а теперь там Заплетай-Расплетаич...»

Так что же оставили в горшке сообразительные и предприимчивые солдаты вместо петуха?

Ответ: вместо петуха в горшке остался лапоть. Старуха поплатилась за скупость: осталась без обеда, а насмешка повернулась против нее. Кстати, в народе есть на этот счет поговорки: «Скупой платит дважды» и «палка-то о двух концах». Объясните значение этих поговорок.

Пятая загадка спрятана в сказке В. Даля, которая называется «Старик-годовик». Прочитайте сказку и отгадайте, кто такой старик-годовик и о каких чудесных птицах ведется речь:

«Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик- годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли холодные туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы но четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнет другой - станет темным- темно».

Вопросы:

1. Что это за птицы вылетали из рукава старика-годовика?

2. Какие это четыре крыла у каждой птицы?

3. Какие семь перьев в каждом крыле?

4. Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?

Вожатый. У русского народа есть много замечательных пословиц и поговорок, которые так же, как и сказки, высмеивают отрицательные качества и черты характера людей. Послушайте и подумайте, к каким известным вам русским народным сказкам их можно отнести:

И сила уму уступает.

В большом деле и малая помощь дорога.

На языке мед, а под языком лед.

Голова с печное чело, а в мозгу совсем ничего.

Не сади дерева корнем кверху.

Мало хотеть, надо уметь.

Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Делаешь наспех, сделаешь на смех.

Не успел обжора оклематься, а уж опять объелся.

Не суйся в воду, не зная броду.

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

Объедалу не насытить.

Дураку что глупо, то и любо.

Один за всех и все за одного.

Не делай того, чего себе не желаешь.

Дуракам всегда везет.

Кому вершки, а кому и корешки.

У разумной жены и неудельный муж в хозяйстве работник и даром хлеба не ест.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Видно сокола по полету, а молодца по поступкам.

За дело - не мы.

За работу - не мы.

А поесть, поплясать -

Лучше нас не сыскать.

Вожатый. Некоторые русские народные сказки начинаются примерно так: «Был-жил старик со старухою; у них было три сына: двое умные, третий - Иванушка-дурачок...».

Вопрос : Вспомните русские народные сказки, главным героем которых является Иван-дурак.

Правильный ответ: «Иванушка-дурачок», «Как Иван-дурак дверь стерег», «Дурак и береза», «Сивка-бурка», «Конек-горбунок» и др.

Вопрос: Как вы думаете, Ивана-дурака можно назвать положительным героем?

Предполагаемый ответ: Только глупец может принять собственную тень за человека и отдать ему обед, приготовленный для братьев, работающих в поле. Иван-дурак не может считаться положительным героем, так как глупость, считалось в народе, произрастает от лености ума. Иван не утруждает себя работой, не любит напрягаться. Ему бы па печи лежать да мух гонять. Но в то же время, Иванушка по сравнению со своими братьями, умными, но злыми, завистливыми и жадными, никому не причиняет зла. Скорее, наоборот, из-за своей чрезмерной доброты и простоты попадает в самые наиглупейшие ситуации. Его необдуманные, дурацкие поступки происходят от хороших побуждений кому-то или чему-то угодить, помочь. В сказке «Иванушка-дурачок» оп, не задумываясь, отдал обед, приготовленный для работающих в поле братьев, собственной тени. Он принял ее за голодного человека, преследовавшего по пятам и т. п.

Простодушие Иванушки высмеивается в сказках, но не осуждается. Ему прощается его глупость за отзывчивость и доброту. Быть может, поэтому в сказках Иван удачлив, его же братьям наоборот, постоянно не везет.

Вопрос: Что в твоем понимании подразумевается под словом дурак!

Не от мира сего,

Говорят, у них - того!

«Простофили и слюнтяи!» -

Вслед им умники кричали.

«Эй, дурак, куда ты прешь?

Смотри в оба, пропадешь!..»

Вы не верьте, все не так:

Простофиля, но добряк,

Не умеющий хитрить,

Выгодно продать-купить.

Но случится вдруг беда -

Вот он, Ваня-простота!

Надо - голыми руками

Он сметет с земли врага.

Не задумываясь, в пекло

Он полезет, вот дурак!

Орденов ему не надо,

Ясно дело, ведь чудак.

Кто такие чудаки?

Балагуры, смельчаки.

Люди с чистою душой,

С легким сердцем, с головой.

Нам такие чудаки

На Руси ох, как нужны!..

Е. Арсенина. Отрывок из стихотворения «Кто такие чудаки».

Вожатый . Многим персонажам сказок для достижения своей заветной цели приходилось обращаться к волшебным заклинаниям. Послушай и определи, кому из героев известных сказок принадлежат следующие заклинания:

Вопрос:

«Сивка-бурка, вещий каурка!

Встань передо мной, как лист перед травой...»

Ответ: Иванушке-дурачку из русской народной сказки «Сивка-бурка».

Вопрос:

Стань передо мной,

Как мышь перед горой,

Как снежинка перед тучей,

Как ступенька перед кручей,

Как звезда перед луной.

Бурум-шурум,

Шалты-балты.

Кто ты? Кто я?

Был-я, стал - ты...!

Ответ: Это заклинание по секрету поведал орел Горго мальчику Нильсу из сказочной повести «Чудесное путешествие Пильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф.

Вопрос:

«По щучьему велению,

По моему хотению...»

Ответ: Заклинание Емели из русской народной сказки «По щучьему велению».

Вопрос: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!..»

Ответ: Волшебные слова Иван из русской народной сказки «Царевна-лягушка» произносит перед избушкой на курьих ножках.

Вожатый. Сказочное агентство юных любителей частного сыска приглашает всех желающих для интересного и плодотворного сотрудничества. Возраст не ограничен. Особые требования: любознательность, начитанность, стремление к самоутверждению, коммуникабельность. Приветствуется умение интуитивного мышления и способности к рисованию.

Задание первое . Требуется срочная помощь доброму молодцу. Необходимо расшифровать надпись на старинном камне, стоящем в чистом поле, у развилки двух дорог. Важная информация, скрытая в зашифрованном тексте, поможет путнику в принятии верного для него решения.

Ответ: Надпись на камне гласит: «Вправо поедешь - коня потеряешь; влево поедешь - самому живу не быть».

Задание второе. В сыскное бюро поступило несколько ориентировок из сказочного отдела внутренних дел но искоренению мошеннических действий с просьбой о содействии в оперативно- розыскных мероприятиях.

Итак, разыскивается особо хитрая мошенница и пройдоха, прожженная аферистка - кого хочешь уговорит, кого надо умаслит. Специализируется в основном на воровстве домашней птицы, замечена и в мелких квартирных кражах.

Уточнить местонахождение разыскиваемой и составить точный фоторобот (рисунок), а также составить полный список пострадавших.

Ответ: Разыскивается лиса. Русские народные сказки: «Лиса и заяц»; «Петушок - золотой гребешок»; «Лиса и дрозд»; «Лиса и медведь»; «Кот и лиса», «Лиса-лапотница» и др.

Задание третье . Внимание, розыск! Ушел из дома и не вернулся мальчик старшего дошкольного возраста. Одет в коротенькие штанишки и рубашку, обут в деревянные башмаки, при себе имеет учебное пособие по обучению грамоте. Особые приметы: мальчик с независимым, упрямым характером, часто сующий свой длинный нос не туда, куда бы следовало. В силу своей природной доверчивости и наивности может стать легкой добычей и орудием преступлений в руках отпетых мошенников.

Ответ: Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Задание четвертое . Ушло из дома и не вернулось некое сказочное существо, совершенно круглое, лишенное какой-либо растительности.

Особые приметы: вполне съедобен; самоуверен, общителен; обладает жизнерадостным характером; беспечен и наивен; склонен к бродяжничеству.

а) установить личность разыскиваемого существа;

б) место его передвижения, а также с кем общался (отразить данные в красочном рисунке);

в) установить лицо, подозреваемое в возможной гибели разыскиваемого существа.

Ответ: Колобок из русской народной сказки с одноименным названием.

Задание пятое . Разыскивается опекунским советом девочка, возраст которой не указан (ориентировочно - от восьми до одиннадцати лет).

Особые приметы: лицо в веснушках, вздернутый нос, торчащие в разные стороны косички. Манера поведения вызывающая. Одета в короткое старое, полинялое платье, на ногах чулки, возможно, разного цвета и старые стоптанные ботинки неопределенного оттенка.

Девочка обладает сильным независимым характером; склонна к различного рода авантюрам; жизнерадостна, ужасная выдумщица и фантазерка; совершенно не поддающаяся воспитанию... (словесный портрет составлен со слов членов опекунского совета)

Необходимо установить точное местонахождение девочки и дать свое словесное описание разыскиваемой, предоставить в СОВД (сказочный отдел внутренних дел) фоторобот девочки.

Ответ: Разыскивается Пеппи Длинныйчулок из одноименной сказочной повести Астрид Линдгрен.

Задание шестое . Разыскиваются двое детей - сестра с братом. В последний раз их видели в поле за околицей. Старшая сестра играла с подружками, брат находился неподалеку.

а) установить личность разыскиваемых (их имена), откуда родом (из какой сказки);

б) зафиксировать место и время их передвижений (схематично), установить возможных свидетелей;

в) вычислить подозреваемых в возможном похищении детей, а также - с какой целью были совершены неправовые действия, если они имели место;

г) проследить дальнейшую судьбу пропавших детей.

Ответ: Маша и Иванушка из русской народной сказки «Гуси- лебеди».

Задание седьмое . Из музея сказочного прикладного искусства неизвестными злоумышленниками похищены все ценные экспонаты, а также заведенная на них картотека с подробной описью предметов: наименование экспоната, из какой сказки, какому сказочному герою принадлежала, какой волшебной силой обладала и т. п. и т. д.

Все силы СОВД направлены на поимку неизвестных злоумышленников. Необходимо методом дедуктивного мышления полностью восстановить исчезнувшую картотеку и зарисовать отдельные, особо ценные, по вашему мнению, экспонаты.

Предполагаемые ответы:

Меч-кладенец и волшебное кольцо могли принадлежать Ивану из русской народной сказки «Заветный меч-кладенец и волшебное кольцо». Ивану принадлежали три кольца: медное - наденешь его на палец и сил вдвое прибавляется; серебряное кольцо сил втрое прибавляет; золотое кольцо из беды вызволит и сил вдесятеро придаст. На оборотной стороне кольца надпись прочитывается, от которой вся волшебная сила и исходила: «Владеть тому, кто бьется за правое дело».

Волшебные гусли могли принадлежать Садко. Это не просто гусли, а гусли-самогуды: заводятся сами, сами играют, сами пляшут, сами песни поют.

Шапка-невидимка, наверняка, принадлежала хитрому и коварному Черномору из сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Сапоги-скороходы могли иметь нескольких хозяев. Прочитайте сказки В. Гауфа «Маленький Мук» и LLI. Перро «Золушка».

Скатерть-хлебосолка принадлежали Ивану-дураку из русской народной сказки «Конь, скатерть и рожок». Скатерти достаточно сказать одно лишь слово: «Развернись!», а после еды- «Свернись!»; волшебный рожок при слове: «Из рожка!» выпускал двух молодцов с дубинками, загнать и успокоить которых можно было словом: «В рожок!».

Волшебная дубинка принадлежала Емеле из русской народной сказки «По щучьему велению». Начинала бить кого не по- падя при следующих словах: «По щучьему велению, по моему хотению...».

Скатерть-самобранка принадлежала старику из русской народной сказки «Скатерть, баранчик и сума». При словах «Напои-накорми, скатерочка!» разворачивалась и подчевала разными угощениями. В волшебной суме находились сорок молодцев с дубинками, которые выскакивали из нее при словах «Сорок из сумы!» и прятались при словах «Сорок в суму!».

Булатный меч мог принадлежать Богатырю из сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».

Волшебная котомка принадлежала солдату из русской народной сказки «Солдат и смерть».

Ковер ручной работы невиданной красоты выполнен собственноручно Василисой из сказки «Василиса-краса, русая коса».

Длинный кушак, па котором написано: «Одним махом сорок мух убиваю» явно принадлежал портному по имени Ганс из сказки «Храбрый портняжка».

Железный посох в пятьдесят пудов мог принадлежать только молодцу, обладавшему неимоверной силой - «Сказка о Василисе, золотой красе, непокрытой косе и об Иване Горохе».

Ледяной посох изумительной красоты и тонкой работы принадлежал Деду Морозу из сказки «Морозко».

Малахитовая шкатулка подарена умельцу народного промысла Даниле самой Хозяйкой Медной Горы (многие другие экспонаты также могут быть представлены из многочисленных сказок Бажова - вспомните их).

Задание восьмое . Разыскивается особо опасный преступник. На его счету не одно преднамеренное убийство. Имеет характер злобный и коварный. Любит молодую козлятину, не брезгует и людьми.

Ответ: Волк из сказок «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка» и др.

Задание девятое. Долгое время находится в розыске главарь и члены банды, подозреваемые в попытке похищения людей, в частности маленьких детей и медицинского работника.

Ответ: Злой разбойник Бармалей из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».

Задание десятое . Найти и обезвредить особо опасного преступника, злобного человеконенавистника, погубившего на своем веку немало русских душ. Осторожно! Считается бессмертным. Особые приметы: невероятно худ и злобен.

Ответ: Кощей Бессмертный из одноименной русской народной сказки. Жизнь его находится па конце иглы, которая спрятана.

Платонов

"Умная внучка" - краткое содержание:

Жили-были дедушка с бабушкой и была у них семилетняя внучка Дуня. Очень умная была девочка, старики нарадоваться не могли, так она им помогала. Но вскоре бабушка умерла и осталась Дуня вдвоем с дедушкой. Однажды поехал дед в город, в дороге догнал своего богатого соседа и поехали они вместе. Дед ехал на кобыле, а сосед на жеребце. Остановились на ночлег и ночью кобыла деда родила жеребенка. И забрался жеребенок под телегу богача.

Поутру, богач обрадовался и сказал деду, что его жеребец родил жеребенка. Дед начал доказывать, что только кобыла это может сделать, они с соседом поспорили и решили обратиться к царю, чтобы он их рассудил. Но царь загадал им 4 сложные загадки и сказал, что кто правильно их разгадает, тот и получит жеребенка. А на время, пока они решали загадки, царь забрал у них лошадей и телеги.

Дед расстроился, пришел домой и рассказал все внучке. Дуня быстро разгадала загадки и на следующий день богач и Дунин дед пришли к царю с ответами. Выслушав их, царь спросил у деда, кто помог ему разгадать загадки. Дед во всем признался, тогда царь начал давать задания для его внучки. Но умная внучка оказалась еще и хитрой. Когда внучка приехала к царю, она укорила его и научила как рассудить ситуацию с жеребенком. Нужно было просто пустить лошадь деда и жеребца богача в разные стороны. За кем побежит жеребенок - с тем он и останется. Так и сделали, естественно, жеребенок побежал за матерью. А царь осерчал, что семилетняя умная внучка так его унизила и спустил им вдогонку злую собаку. Но дедушка ласково огрел песика сначала кнутом, а потом добавил оглобелькой, что отбило у злой собаки все желание кусаться.


Русская народная сказка "Умная внучка" в обработке Платонова входит в .

2afe4567e1bf64d32a5527244d104cea

Жили старик со старухой, и с ними внучка Дуня жила. Не такая уж Дуня была красивая, как в сказках сказывается, только умная она была и охотная к домашней работе.


Вот раз собираются старики на базар в большое село и думают: как им быть-то? Кто им щи сварит и кашу сготовит, кто корову напоит и подоит, кто курам проса даст и на насест их загонит? А Дуня им говорит:

- Кто ж, как не я! Я и щи вам сварю, и кашу напарю, я и корову из стада встречу, я и кур угомоню, я и в избе приберу, я и сено поворошу, пока вёдро стоит на дворе.

Да ты мала еще, внученька, - говорит ей бабушка. - Семь годов всего сроку тебе!

Семь - не два, бабушка, семь - это много. Я управлюсь!


Уехали старики на базар, а к вечеру воротились. Видят они, и правда: в избе прибрано, пища сготовлена, на дворе порядок, скотина и птица сытые, сено просушено, плетень починен (дедушка-то два лета собирался его починить), вокруг колодезного сруба песком посыпано - наработано столько, словно тут четверо было.


Глядят старик со старухой на свою внучку и думают: жить им теперь да радоваться!


Однако недолго пришлось бабушке радоваться на внучку: заболела она и померла. Остался старик один с Дуней. Трудно было дедушке одному остаться на старости лет.


Вот живут они одни. Дуня за дедушкой смотрит и всякую работу в хозяйстве справляет одна; хоть и мала была, да ведь прилежна.


Случилось дедушке в город поехать: надобность пришла. По дороге он нагнал богатого соседа, тот тоже в город ехал. Поехали они вместе. Ехали-ехали, и ночь наступила. Богатый сосед и бедный Дунин дедушка увидели огонек в придорожной избе и постучались в ворота. Стали они на ночлег, распрягли лошадей. У Дуниного дедушки-то была кобыла, а у богатого мужика мерин.


Ночью дедушкина лошадь родила жеребенка, а жеребенок несмышленый, отвалился он от матери и очутился под телегой того богатого мужика.


Проснулся утром богатый.


- Гляди-ко, сосед, - говорит он старику. - У меня мерин жеребенка ночью родил!

Как можно! - дедушка говорит. - В камень просо не сеют, а мерин жеребят не рожает! Это моя кобыла принесла!


А богатый сосед:


- Нет, - говорит, - это мой жеребенок! Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок-то и был бы возле нее! А то ишь где - под моей телегой!


Заспорили они, а спору конца нету: у бедного правда, а у богатого выгода, один другому не уступает.


Приехали они в город. В том городе в те времена царь жил, а царь тот был самый богатый человек во всем царстве. Он считал себя самым умным и любил судить-рядить своих подданных.


Вот пришли богатый и бедный к царю-судье. Дунин дедушка и жалуется царю:


- Не отдает мне богатый жеребенка, говорит-де, жеребенка мерин родил!


А царю-судье что за дело до правды: он и так и этак мог рассудить, да ему сперва потешиться захотелось.


И он сказал:


- Вот четыре загадки вам. Кто решит, тот и жеребенка получит. Что всего на свете сильней и быстрей? А что всего на свете жирней? А еще: что всего мягче и что всего милее?


Дал им царь сроку три дня, а на четвертый день чтоб ответ был.


А пока суд да дело, царь велел оставить у себя во дворе дедушкину лошадь с жеребенком и телегой и мерина богатого мужика: пусть и бедный и богатый пешими живут, пока их царь не рассудит.


Пошли богатый и бедный домой. Богатый думает: пустое, дескать, царь загадал, я отгадку знаю. А бедный горюет: не знает он отгадки.


Дуня встретила дедушку и спрашивает:


- О ком ты, дедушка, скучаешь? О бабушке? Так ведь я с тобой осталась!


Рассказал дедушка внучке, как дело было, и заплакал: жалко ему жеребенка.


- А еще, - дедушка говорит, - царь загадки загадал, а я отгадки не знаю. Где уж мне их отгадать!

А скажи, дедушка, каковы загадки? Не умнее они ума.


Дедушка сказал загадки. Дуня послушала и говорит в ответ:


- Поедешь к царю и скажешь: сильнее и быстрее всего на свете ветер; жирнее всего земля - что ни растет на ней, что ни живет, всех она питает; а мягче всего на свете руки, дедушка, - на что человек ни ляжет, все руку под голову кладет; а милее сна ничего на свете не бывает, дедушка.


Через три дня пришли к царю-судье Дунин дедушка и его богатый сосед.


Богатый и говорит царю:


- Хоть и мудрые твои загадки, государь наш судья, а я их сразу отгадал: сильнее и быстрее всего - так это каряя кобыла из вашей конюшни; коли кнутом ее ударить, так она зайца догонит. А жирнее всего - так это ваш рябой боров: он такой жирный стал, что давно на ноги не поднимается. А мягче всего ваша пуховая перина, на которой вы почиваете. А милее всего ваш сынок Никитушка!


Послушал царь-судья, и к старику бедняку:


- А ты что скажешь? Принес отгадку или нет? Старик и отвечает, как внучка его научила. Отвечает, а сам боится: должно быть, не так он отгадывает; должно быть, богатый сосед правильно сказал. Царь-судья выслушал и спрашивает:


- Сам ты придумал ответ, иль научил тебя кто?


Старик правду говорит:


- Да где же мне самому-то, царь-сударь! Внучка у меня есть, таково смышленая да умелая, она и научила меня.


Царю любопытно стало, да и забавно, а делать ему все равно нечего.


- Коли умна твоя внучка, - говорит царь-судья, - и на дело умелая, отнеси ей вот эту ниточку шелковую. Пусть она соткет мне полотенце узорчатое, и чтоб к утру готово было. Слыхал иль нет?


- Слышу, слышу! - отвечает дедушка царю. - Аль я уж бестолковый такой!


Спрятал он ниточку за пазуху и пошел домой. Идет, а сам робеет: где уж тут из одной нитки целое полотенце соткать - того и Дуняшка не сумеет… Да к утру, еще и с узорами!


Выслушала Дуня своего деда и говорит:


- Не кручинься, дедушка. Это не беда еще!


Взяла она веник, отломила от него прутик, подала дедушке и сказала:


- Пойди к царю-судье этому и скажи ему: пусть найдет он такого мастера, который сделает из этого прутика кроены, чтобы было мне на чем полотенце ткать.


Пошел старик опять к царю. Идет, а сам другой беды ждет, другой задачи, на которую и ума у Дуняшки не хватит.


Так оно и вышло.


Дал царь старику полтораста яиц и велел, чтобы стариковская внучка к завтрашнему дню полтораста цыплят вывела.


Вернулся дед ко двору.


- Одна беда не ушла, - говорит, - другая явилась. И рассказал он внучке новую царскую задачу.


А Дуня ему в ответ:


- И это еще не беда, дедушка!


Взяла она яйца, испекла их и к ужину подала. А на другой день говорит:


- Ступай, дедушка, сызнова к царю. Скажи ему, чтобы прислал он цыплятам на корм однодневного пшена: пусть в один день поле вспашут, просом засеют, созреть дадут, а потом сожнут да обмолотят, провеют и обсушат. Скажи царю: цыплята другого пшена не клюют, того гляди помрут.


И пошел дед снова. Выслушал его царь-судья и говорит:


- Хитра твоя внучка, да и я не прост. Пусть твоя внучка явится утром ко мне - не пешком, не на лошади, не голая, не одетая, не с гостинцем, да и не без подарочка!


Пошел дед домой. «Эка прихоть!» - думает. Как узнала Дуня новую загадку, то загорюнилась было, а потом повеселела и говорит:


- Ступай, дедушка, в лес к охотникам да купи мне живого зайца и перепелку живую… Ан нет, не ходи, ты старый, уморился ходить, ты отдыхай. Я сама пойду - я маленькая, мне охотники и даром дадут зайца и перепелку, а покупать их не на что. Отправилась Дунюшка в лес и принесла оттуда зайца да перепелку. А как наступило утро, сняла с себя Дуня рубаху, надела рыбацкую сеть, взяла в руки перепелку, села верхом на зайца и поехала к царю-судье.


Царь, как увидел ее, удивился и испугался:


- Откуда страшилище едет такое? Прежде не видано было такого урода!


А Дунюшка поклонилась царю и говорит:


Вот тебе, батюшка, принимай, что принести велено было!


И подает ему перепелку. Протянул руку царь-судья, а перепелка порх! и улетела.

В сказке «Дочь-семилетка» рассказывается о двух братьях, которым царь загадки сложные загадал. Семилетняя дочка бедного брата придумала ответы на все загадки. Не по возрасту умная девочка так покорила царя, что когда выросла, стала его женой.

Сказка Дочь-семилетка скачать:

Сказка Дочь-семилетка читать

Ехали два брата: один бедный, другой именитый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у именитого мерин. Остановились они на ночлег. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого брата. Будит он наутро бедного:

Вставай, брат! У меня телега ночью жеребенка родила.

Брат встает и говорит:

Как можно, чтобы телега жеребенка родила? Это моя кобыла принесла. Богатый говорит:

Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле нее был!

Поспорили они и пошли судиться. Именитый дарил судей деньгами, а бедный словами оправдывается.

Дошло дело до самого царя. Велел царь призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:

Что всего в свете сильней и быстрей? Что всего в свете жирнее? Что всего мягче? Что всего милее?

И положил им сроку три дня:

На четвертый приходите, ответ дайте!

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить.

Она посадила его за стол, стала угощать, а сама спрашивает:

Что так печален, куманек?

Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.

Что такое, скажи мне.

А вот что, кума! Первая загадка: что всего в свете сильнее и быстрее?

Экая загадка! У моего мужа карая кобыла есть; нет ее быстрее! Коли кнутом приударишь, зайца догонит.

Вторая загадка: что всего на свете жирнее?

У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что на ноги не поднимается!

Третья загадка: что всего в свете мягче?

Известное дело - пуховик, уж мягче не выдумаешь!

Четвертая загадка: что всего на свете милее?

Милее всего внучек Иванушка!

Ну, спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век тебя не забуду.

А бедный брат залился горькими слезами и пошел домой. Встречает его дочь-семилетка:

О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?

Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которые мне и в жизнь не разгадать.

Скажи мне, какие загадки.

А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?

Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живет, земля питает! Мягче всего рука: на что человек не ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете!

Пришли к царю оба брата - и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного:

Сам ли ты дошел или кто тебя научил? Отвечает бедный:

Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила.

Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткет мне полотенце узорчатое.

Мужик взял шелкову ниточку, приходит домой кручинный, печальный.

Беда наша! - говорит дочери. - Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце.

Не кручинься, батюшка! - отвечала семилетка; отломила прутик от веника, подает отцу и наказывает: - Поди к царю, скажи, чтоб нашел того мастера, который бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чем полотенце ткать!

Мужик доложил про то царю. Царь дает ему полтораста яиц.

Отдай, говорит, - своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят.

Воротился мужик домой еще кручиннее, еще печальнее:

Ах, дочка! От одной беды увернешься - другая навяжется!

Не кручинься, батюшка! - отвечала семилетка. Попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю:

Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, да просо засеяно, сжато и обмолочено. Другого пшена наши цыплята и клевать не станут.

Царь выслушал и говорит:

Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится - ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.

“Ну, - думает мужик, - такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!”

Не кручинься, батюшка! - сказала ему дочь-семилетка. - Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепелку.

Отец пошел и купил ей зайца и перепелку.

На другой день поутру сбросила семилетка всю одежду, надела на себя сетку, а в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец.

Царь ее у ворот встречает. Поклонилась она царю.

Вот тебе, государь, подарочек! - и подает ему перепелку.

Царь протянул было руку, перепелка порх - и улетела!

Хорошо, - говорит царь, - как приказал, так и сделано. Скажи мне теперь: ведь твой отец беден, чем вы кормитесь?

Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушек в воду не ставит, а я подолом рыбу ношу да уху варю.

Что ты, глупая, когда рыба на сухом берегу живет? Рыба в воде плавает!

А ты умен! Когда видано, чтобы телега жеребенка принесла?

Царь присудил отдать жеребенка бедному мужику, а дочь его взял к себе. Когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.

Среди множества сказок, особенно увлекательно читать сказку "Дочь-семилетка" , в ней чувствуется любовь и мудрость нашего народа. Все образы просты, обыденны и не вызывают юношеского непонимания, ведь мы сталкиваемся с ними ежедневно в нашем быту. Удивительно легко и естественно сочетается текст, написанный в прошлом тысячелетии, с нашей современностью, актуальность его нисколько не уменьшилась. Реки, деревья, звери, птицы - все оживает, наполняется живыми красками, помогает героям произведения в благодарность за их добро и ласку. Преданность, дружба и самопожертвование и иные положительные чувства преодолевают все противостоящие им: злобу, коварство, ложь и лицемерие. Ознакомившись с внутренним миром и качествами главного героя, юный читатель невольно испытывает чувство благородности, ответственности и высокой степени нравственности. Сюжет прост и стар как мир, но каждое новое поколение находит для себя в нем нечто актуальное для себя и полезное. Сказка "Дочь-семилетка" читать бесплатно онлайн однозначно стоит, в ней много добра, любви и целомудрия, что полезно для воспитания юной особи.

Е хали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих по лошади — у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:
— Вставай, брат! У меня телега ночью жеребенка родила.
Брат встает и говорит:
— Как можно, чтоб телега жеребенка родила? Это моя кобыла принесла. Богатый говорит:
— Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле нее был!
Поспорили они и пошли до начальства. Богатый дарил судей деньгами, а бедный словами оправдывался.
Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:
— Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче? И что всего милее? И положил им сроку три дня:
— На четвертый приходите, ответ дайте!
Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить.
Она посадила его за стол, стала угощать, а сама спрашивает:
— Что так печален, куманек?
— Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.
— Что такое, скажи мне.
— А вот что, кума! Первая загадка: что всего в свете сильнее и быстрее?
— Экая загадка! У моего мужа карая кобыла есть; нет ее быстрее! Коли кнутом приударишь, зайца догонит.
— Вторая загадка: что всего на свете жирнее?
— У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что на ноги не поднимается!
— Третья загадка: что всего в свете мягче?
— Известное дело — пуховик, уж мягче не выдумаешь!
— Четвертая загадка: что всего на свете милее?
— Милее всего внучек Иванушка!
— Ну, спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век тебя не забуду.
А бедный брат залился горькими слезами и пошел домой. Встречает его дочь-семилетка:
— О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?
— Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которые мне и в жизнь не разгадать.
— Скажи мне, какие загадки.
— А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?
— Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живет, земля питает! Мягче всего рука: на что человек не ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете!
Пришли к царю оба брата — и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного:
— Сам ли ты дошел или кто тебя научил? Отвечает бедный:
— Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила.
— Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткет мне полотенце узорчатое.
Мужик взял шелкову ниточку, приходит домой кручинный, печальный.
— Беда наша! — говорит дочери. — Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце.
— Не кручинься, батюшка! — отвечала семилетка; отломила прутик от веника, подает отцу и наказывает: — Поди к царю, скажи, чтоб нашел того мастера, который бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чем полотенце ткать!
Мужик доложил про то царю. Царь дает ему полтораста яиц.
— Отдай, говорит, — своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят.
Воротился мужик домой еще кручиннее, еще печальнее:
— Ах, дочка! От одной беды увернешься — другая навяжется!
— Не кручинься, батюшка! — отвечала семилетка. Попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю:
— Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, да просо засеяно, сжато и обмолочено. Другого пшена наши цыплята и клевать не станут.
Царь выслушал и говорит:
— Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится — ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.
“Ну, — думает мужик, — такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!”
— Не кручинься, батюшка! — сказала ему дочь-семилетка. — Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепелку.
Отец пошел и купил ей зайца и перепелку.
На другой день поутру сбросила семилетка всю одежду, надела на себя сетку, а в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец.
Царь ее у ворот встречает. Поклонилась она царю.
— Вот тебе, государь, подарочек! — и подает ему перепелку.
Царь протянул было руку, перепелка порх — и улетела!
— Хорошо, — говорит царь, — как приказал, так и сделано. Скажи мне теперь: ведь твой отец беден, чем вы кормитесь?
— Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушек в воду не ставит, а я подолом рыбу ношу да уху варю.
— Что ты, глупая, когда рыба на сухом берегу живет? Рыба в воде плавает!
— А ты умен! Когда видано, чтобы телега жеребенка принесла?
Царь присудил отдать жеребенка бедному мужику, а дочь его взял к себе. Когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.

(В обработке М. Г. Ватагина)

Жил-был старик. Было у него два сына. Стал старик умирать, стал наследство делить. Старшему досталось почти всё хозяйство, а младшему - худая избушка да жерёбая кобылка.

Вот лето пришло, пора сенокосная. Собирается младший брат сено косить, домой возить, а телеги нет. Идёт он к старшему:
- Брат, поедем вместе на луга сено косить, домой возить. Моя кобыла, твоя телега.

Старший себе радуется: моя лошадь дома отдохнёт, перевезу сено на лошади брата.

Поехали они вместе на луга. Весь день работали, вечером спать легли. Ночью кобыла принесла жеребёнка. Жеребёнок забрался под телегу.

Утром братья проснулись, старший говорит:
- Брат, смотри, а у меня прибыль: моя телега жеребёнка принесла.

Младший говорит:
- Что выдумал! Где это видано, чтоб телега жеребёнка принесла? Это мой жеребёнок, моей кобылы.

Старший брат говорит:
- Если бы твоей кобылы, то и был бы он подле неё, а он под моей телегой лежит.

Спорили, спорили, к царю пошли.

А царь мудрёные загадки загадывать любил. Позвал он мужиков к себе и говорит:
- Мой царский суд будет простой: кто четыре загадки отгадает, того и жеребёнок. Вот первая загадка: что на свете всего жирнее? Вторая загадка: что на свете всего быстрее? Третья: что всего мягче? И четвертая: что всего милее?

Пришли мужики домой, стали думать. Жена старшего брата спрашивает:
- Что такой невесёлый? О чём задумался?
- Где тут быть весёлому? - говорит старший брат.- Царь такие загадки загадал - голова пухнет!
- Какие загадки?
- Что на свете всего жирнее? Что всего быстрее? Что всего мягче? Что всего милее?

Жена старшего брата подумала и говорит:
- Загадки непростые, в них есть хитрость, и я эту хитрость поняла. Всего жирнее, конечно, боров - так это, верно, царский боров. Всего быстрее борзая - так это, верно, царская борзая. Всего мягче пуховая перина - конечно, царская перина. А милее всего, я думаю, золото. Конечно, царю милее всего царское золото.

Обрадовался старший брат.
- До чего ты умна! - говорит.- Мне б самому никогда не додуматься! И брату моему не додуматься. Жеребёнок мой!

А младший брат тоже пригорюнился. Рассказал жене царские загадки.
- Где нам такие загадки отгадать! - говорит жена.- Остались мы без жеребёнка.

Подошла к отцу дочь-семилетка и говорит:
- Не горюй, батюшка, спать ложись, утро вечера мудренее. Завтра я отгадаю тебе царские загадки.

Мужик лёг спать. Утром будит его дочь-семилетка:
- Пора, батюшка, к царю.
- Что же я ему скажу?
- Скажи ему: жирнее всего на свете мать-сыра земля. Всё она родит, всё растит, всех людей, всё живое кормит. Всего быстрее мысль - в один миг всю землю облетит. Всего мягче своя ладонь. Как бы ни была мягка подушка, а всё ладонь под голову кладём. Ну а милее всего сон. Не поспи-ка две ночи - и поймёшь: нет ничего милее, всё за сон отдашь.

Пришли мужики к царю.
- Я первый,- говорит старший брат.
- Отвечай первый,- говорит царь.
- Жирнее всего на свете царский боров, быстрее - ваша царская борзая, мягче - ваша царская перина, а милее всего для вас, царь-государь, ваше золото, царская казна.

Царь усмехнулся и говорит:
- Хитёр ты, а не умён. Что скажет младший брат? Младший рассказал, как научила дочь-семилетка. Царь от удивления подпрыгнул:
- Неужто ты сам до всего дошёл? Или кто научил?
- Есть у меня дочь-семилетка, она научила.

Царь думает: «Холопка все мои загадки разгадала, вровень со мной встала… Не бывать такому! Уж я её проучу!» И говорит:
- Когда дочь твоя столь мудра, то вот ей ниточка шелкова, пусть к утру соткёт полотенце узорчатое.

Взял мужик ниточку, пришёл домой печальней прежнего.
- Что с тобой, батюшка? - спрашивает дочь-семилетка.
- Беда,- отвечает отец.- Царь дал ниточку, приказал тебе из неё соткать полотенце узорчатое.

Девочка взяла берёзовый веник, отломила прутик, подаёт отцу:
- Отнеси к царю, скажи, я готова выткать полотенце, если он смастерит мне ткацкий станок из этого прутика.

Взял царь прутик, повертел его в руках и думает: «Ты хитра, а я хитрее, ты смекалиста, а я смекалистей!» Выбросил прутик и даёт мужику сто варёных яиц.
- Вот сто яиц,-говорит царь.- Пусть твоя дочь выведет мне к завтрему сто цыплят.

Воротился мужик домой ещё печальнее.
- Что теперь царь загадал? - спрашивает дочка.

Отец рассказал. Девочка-семилетка сварила горшок пшена, подаёт отцу:
- Отнеси царю, скажи, пусть посеет это пшено, вырастит корм для цыплят. Мои цыплята из варёных яиц другого корма клевать не станут.

Царь посмотрел на варёное пшено, ещё больше рассердился: «Опять она верх берёт!» И говорит:
- Когда дочь твоя столь мудра, то пусть явится пред мои очи. Пусть поспешит ко мне ни пешком, ни на лошади, ни в одежде, ни без одежды, ни с подарком, ни без подарка.

Мужик думает: «Теперь мы пропали. Такой хитрой задачи никто не решит, даже моя дочь». Пришёл домой ещё печальнее.
- А теперь что царь выдумал? - спрашивает дочка. Отец рассказал.
- Не печалься, батюшка. Пойди к охотникам, купи живого зайца да живую перепёлку.

Отец купил зайца и перепёлку.

На другое утро девочка-семилетка сбросила с себя всю одежду, обмоталась рыболовной сетью, взяла зайца и перепёлку, села боком на козла и поехала к царю.

Царь сидит, в окошко глядит. Заметил её - что за чудо? «Это та холопка, что верх надо мной берёт! Ну, хватит, пришёл тебе конец!»

Царь приказал спустить на девочку цепных псов и вышел на крыльцо. Семилетка пустила зайца. Заяц - в поле, псы - за ним. Семилетка подъехала к царю, поклонилась и говорит:
- Вот тебе, государь, подарочек! - и подаёт ему перепёлку.
Царь протянул руки, хотел было взять её, а перепёлка порх - и улетела.

«Опять меня перемудрила»,- думает царь. И говорит:
- Ты всё сделала, как я приказал. А теперь ответь: чем вы живёте, чем кормитесь?
- Мой отец в поле рыбу ловит,- говорит семилетка,- а я её подолом домой ношу да уху варю.
- Ох и глупа ты! - говорит царь.- В какой же это земле рыба в поле живёт?
- В той же земле, где телега жеребёнка принесла. Понял царь, что девочку ему не перемудрить. И присудил он жеребёнка младшему брату.