Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Урок-исследование «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.

Урок-исследование «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой
Из поэмы (песнь первая) «Руслан и Людмила» (1817-1820) А. С. Пушкина (1799-1837). Строки представляют собой пушкинский перевод одной из «поэм Оссиана» английского писателя Джеймса Макферсона (1736-1796):
A tale of the times of old!..
The deeds of days of other years!..
Иносказательно о давних и малодостоверных событиях, которые мало кто помнит (ирон.).
Вот такие строки А.С.Пушкина,я думаю,подойдут,как эпиграф,к циклу моих рассказов "Наш приезд в Казахстан",потому что мои внуки с трудом верят,в каких тяжелых условиях оказалось большинство советских людей в послевоенные годы, как тяжело было восстанавливать экономику страны.Война рушила не только города,но ломала и семьи,и психику людей... Но только упорство и воля к жизни побеждали преодолевать все трудности.Я описываю жизнь от своего имени и только то,что видела и слышала сама, без розовых тонов -все как и было в моем далеком послевоенном детстве.Спасибо Интернету, а с ним и Прозе.ру за доставленную мне возможность опубликовать и оставить свои воспоминания для моих близких людей!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.01.2012. Дела давно минувших дней, Преданья старины глубоко
  • 09.01.2012. Взялся за гуж, не говори, что не дюж
  • 06.01.2012. Приятная неожиданность

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа - былинах.
  • Рассмотрение былин в широком культурологическом пространстве: связях данного жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве.
  • Развитие аналитического, синтезирующего и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, систематизировать, интегрировать, проводить аналогии, умения литературным языком выражать свои мысли.
  • Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в былинах.
  • Обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки.
  • Совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Отработка навыков работы в группе, умения отвечать на поставленные вопросы, в том числе проблемного характера, осуществлять монологическое высказывание на заданную тему.
  • Воспитывать патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев.

Тип урока:обобщение и систематизация знаний, урок-соревнование.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация.

Подготовка: делим класс на 2 команды-дружины (жеребьевка), ученики прочитали былины об Илье Муромце, нарисовали иллюстрации к былине "Илья Муромец и Соловей-Разбойник", комиксы; памятки по написанию синквейна; жетоны.

ХОД УРОКА

Звучит гусельный перебор. Слайд

Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы!
Посмотрите-ка, да послушайте,
Да не говорите потом,
Что слыхом не слыхивали и видом не видывали.
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!
Давно я вас жду-поджидаю,
Урок без вас не начинаю.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мы рассказ поведем про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы да девицы призадумались.

Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы погружались в мир былины - древнего эпоса русского народа.

Сегодня мы подведем итоги по изученной теме. Вы разбились на 2 дружины, которым предстоит помериться силой знаний, эрудицией, недюжинными творческими способностями. Дерзайте, да не посрамите чести своей дружины!

1. Придумать название своей дружины, связанное с былинами об Илье Муромце, представить свою дружину, выбрать художника. Слайд

Задание художникам (работают отдельно, как закончат, присоединяются к команде). Из нарисованных иллюстраций или комиксов (давалось в качестве домашнего задания на предыдущем уроке) оформить выставку (заголовок, расположение и т.д.) и придумать защиту своей работы.

2. Былинная разминка. Слайд

За каждый правильный ответ дается один жетон. Если дружина не знает ответа, то право отвечать переходит к команде-сопернице.

Вопросы для 1 дружины

  1. Героическая песня-сказание о богатырях, об их подвигах. (былина или старина)
  2. Средства выразительности: "старыя казак", "дороженька окольная" (Эпитеты)
  3. Как звали мать Ильи Муромца? (Ефросинья Поликарповна)
  4. Где родился Илья Муромец? (Родом из села Карачарова, что под Муромом.)
  5. Как звали коня Ильи Муромца? (Старый Бурушка косматенький)
  6. Сколько лет не владел Илья ни руками, ни ногами (33 года)
  7. С именем какого князя связаны былины киевского периода? (Князь Владимир)
  8. Соловей -Разбойник имеет отчество ...(Одихмантьев сын)
  9. Илья Муромец выбил Соловью-Разбойнику:(право око с окосицей, т.е. с виском)
  10. Место обитания Соловья-Разбойника? (Возле Черной Грязи, у реки Смородинки)
  11. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе? (Воеводою.)
  12. Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович)
  13. А сколько всего богатырей было у князя Владимира Красное Солнышко? (Тринадцать.)
  14. А по многу ли в день ест хлеба Илья Муромец? ("Он ведь кушает-то хлеба по единому, по единому кушает одному ломтю!")
  15. Каким оружием поразил в бою Илья Калина - царя татарского? (Он поразил его острым копьём)

Вопросы для 2 дружины

  1. Древнее название былины (Старины)
  2. Художественный приём: "с горы на гору стал перескакивать, с холма на холмы перемахивать:" (Гипербола)
  3. Как звали отца Ильи Муромца? (Иван Тимофеевич)
  4. Старинный струнный щипковый инструмент. (гусли).
  5. Какие два основных вида былин вы знаете? (киевские и новгородские)
  6. Кого называли ратными людьми? (богатырей)
  7. Сколько было дочерей у Соловья - Разбойника?(3 дочери)
  8. Что означает название реки Смородина? (Река Забвения -смрадная)
  9. На развилке трех дорог лежит камень. Как его называют? (горюч камень)
  10. Кто же исцелил Илью Муромца? (Калики перехожие.)
  11. Где взял богатырь доброго коня? (Сам выкормил из жеребёночка, три месяца кормил)
  12. Кто выковал для Ильи доспехи богатырские? (Краснояр - кузнец)
  13. Кто выучил Илью военной науке? (Святогор - богатырь)
  14. Какого цвета волосы у Ильи Муромца? (Жёлтого: "Он берёт Илью да за жёлты кудри...")
  15. Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось по ней проехать? (Пятьсот вёрст.)

3. "А как это по-русски?" Слайд

Объяснить значение древнерусских слов и выражений (даем на листочках каждой команде, они вписывают значения, собираем листочки, называем правильный вариант, даем 1 жетон за каждое правильное значение)

1.Ой, вы гой еси - будьте здоровы. Слайд

2. Калика перехожий - странник, позже - калека.

3. Покляпая береза - наклоненная, кривая.

4. Живот - жизнь, достаток.

5. Сыть - пища, еда.

6. Дорога заколодела - завалена колодами, попадавшими деревьями.

4. Богатырские доспехи (кто быстрее даст ответ на вопрос, тот и получает заветный жетон) Слайд Как назывался головной убор богатыря?(Шлем.) Слайд

  • При создании какого военного головного убора XX века за основу был взят богатырский шлем? (Буденновка.) Слайд
  • Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец. (Кольчуга.) Слайд
  • Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем - считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч.) Слайд
  • Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок воинов "один на один" начинался с использования именно этого оружия. (Копье, пика.)
  • Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит.) Слайд
  • Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава.) Слайд
  • 5. Богатырские подвиги (самые трудные вопросы, задаем каждой дружине поочередно; если дружина затрудняется с ответом- передаем право ответить дружине-сопернице). Слайд

    1. Что написано на горюч камне? (Прямо ехать- убиту быть; направо ехать- женату быть; а налево ехать- богатому быть) Слайд

    2. Какую новую надпись написал Илья Муромец на бел-горюч камне? ("Две дорожки очищены старым казаком Ильей Муромцем") Слайд

    3. Какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем-разбойником возле речки Смородинки.) Слайд

    4. С кем еще пришлось сражаться Илье Ивановичу? (С Идолищем поганым, с Калиным-царем.) Слайд

    5. По описанию узнай героя былины об Илье Муромце: "Он сидит злодей на семи дубах, \На семи дубах, на сорока суках:" (Соловей - разбойник) Слайд

    6.По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья: "Голоса у них горластые, \А щиты у них крестастые, \На них шлемы, будто ведра вверх дном, \Кони - лошади в булатной броне:" (Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге) Слайд

    7. Чем прогневил Илья Муромец князя Владимира? (Дерзким поступком: сбил стрелами из лука серебряные церковные маковки и кресты золочёные, отправился в кружало и устроил для мужиков киевских пир-столованье.) Слайд

    8. На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком? (На три года.) Слайд

    9. Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава - дочь Владимира) Слайд

    10. Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться) Слайд

    11. Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка) Слайд

    12. Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все "опутья", побил врагов "осиновой палицей") Слайд

    13. К кому обратил Илья такие слова: "Ты сухая, ты ведьма стародряхлая, \ Плохо знаешь ты, видно, русский люд!" (К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла) Слайд

    14. Кого на Руси называют крестовыми братьями? (Тех, что побратались, обменявшись нательными крестами.)

    15. Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? (Святогор-богатырь.) Слайд

    16. Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.) Слайд

    17. Вспомните любимое "ругательное" слово Ильи Муромца. (Собака: "Что ж ты об кочки, собака, спотыкаешься?" - говорит коню; "Не буду служить тебе, собаке, царю Калину!") Слайд

    18. Все вы помните картину В.М. Васнецова "Богатыри" и её героев - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней Никитичем или Алёшей Поповичем? (С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина "Бой Добрыни с Ильёй Муромцем".) Слайд

    19. Кто помогает Илье Муромцу одолеть царя Калина и его войско несметное? (Двенадцать русских богатырей под началом Самсона Самойловича.) Слайд

    20. Какой былиной заканчивается повествование об Илье Муромце? ("Три поездки Ильи Муромца".) Слайд

    6. На выставке. Слайд

    Художники, оформлявшие выставку, демонстрируют свою работу, защищают.

    7. Подведение итогов. Слайд

    8. Домашнее задание. Слайд

    1. Написать материал в школьную газету о сегодняшнем уроке.

    2. Написать синквейн об Илье Муромце. (раздаем памятки)

    Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

    Порядок написания синквейна:

    Первая строка - одно существительное, определяющее содержание синквейна.

    Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

    Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.

    Четвёртая строка - короткое предложение (из 4-5 слов), в котором автор высказывает своё отношение.

    Пятая строка - одно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

    Литература

    1. Былины. Составление, вступительная статья, обработка текстов и словарь Ю.Г. Круглова. М.: Просвещение. 1993 год.
    2. Дубицкая М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах. Киев, 1980 год.
    3. Пастон Э.В. Виктор Васнецов. М.: Слово. 1998 год (Картинная галерея)
    4. Романова О. И. "Былины - древний эпос русского народа" . Фестиваль пед. идей "Открытый урок"
    5. Аржаников Г. Урок-игра по былинам об Илье Муромце "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой..."
    6. Рябова Т. Н. Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Фестиваль пед. идей "Открытый урок"

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

    г. Сафоново

    Смоленской области

    Урок-исследование

    «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

    (По поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

    5 класс

    Учитель русского языка и литературы

    Сопова Елена Григорьевна

    Тема урока

    « Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». (По поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

    Цели

    Анализ поэмы «Руслан и Людмила» с целью показать нравственную красоту героев, их стремление к добру, патриотизм.

    Развивать через слово интерес к историческому прошлому своей страны и языку.

    Обучать выразительному чтению, монологической речи, навыкам исследовательской работы.

    Количество часов

    Элементы содержания

    Ярчайшие представители Великой мировой литературы.

    История создания поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

    Живой интерес Пушкина к устному народному творчеству, к сказочному и фантастическому.

    Сюжет, композиция, художественный мир поэмы.

    Руслан, его помощники и противники.

    Пушкинская поэма — торжество верной любви, нравственной чистоты героев, чести, долга, милосердия.

    Работа в группах.

    Анализ эпизода «Бой Руслана с печенегами».

    Игра «Кто внимательно читал поэму?»

    Виды учебной деятельности

    Рецептивная : домашнее чтение поэмы, чтение эпизода «Бой Руслана с печенегами».

    Репродуктивная : выразительное чтение отрывков из поэмы, ответы на вопросы репродуктивного характера.

    Продуктивная творческая : анализ эпизода (по группам), устное словесное рисование, конкурс на знатока поэмы, рассказы о героях, создание иллюстраций к поэме.

    Исследовательская : роль звуков, смены настроения, метафор, сказочных элементов, глаголов, устаревших слов в эпизоде «Бой Руслана с печенегами».

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Знать, что такое поэма, предание.

    Понимать общее движение сюжета, идею поэмы, характеры ее героев.

    Уметь находить сказочные элементы, составлять рассказ о героях поэмы, обосновывать иллюстрации художников и соотносить их с текстом художественного произведения, создавать собственные иллюстрации, отбирать материал для рассказа, сжимать текст.

    Внутрипредметные и межпредметные связи

    Русский язык : изобразительно-выразительные средства, работа с устаревшими словами, фонетические средства выразительности (аллитерация), словарная работа (патриотизм).

    История : набеги печенегов на Древнюю Русь.

    Изобразительное искусство : знакомство учащихся с иллюстрациями к поэме. (Художники К. и Б. Кукулиевы, Виктор Корольков). Создание собственных иллюстраций.

    Музыка : увертюра М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила». Анализ эпизода «Бой Руслана печенегами» под музыку Д. Шостаковича (Симфония №10).

    Виды контроля

    Объяснить значение высказываний А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости», «Там русский дух... там Русью пахнет».

    Анализ эпизода.

    Беседа с учащимися.

    Домашнее задание

    портретная зарисовка героя;

    Оборудование.

    1. Портрет А.С. Пушкина.

    2. Портрет В.А. Жуковского.

    3. Репродукция картины Ю.В. Иванова «Пушкин и Арина Родионовна».

    4. Портрет М.И. Глинки.

    5. Фотография 1-го издания поэмы «Руслан и Людмила». 1820 г.

    6. Портреты Шекспира, Гете, Сервантеса, Данте, Петрарки.

    7. Толковый словарь С.И. Ожегова.

    8. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах В.И. Даля.

    9. Иллюстрации к поэме. Художники К. и Б. Кукулиевы. Художник Виктор Корольков.

    10. Иллюстрации учащихся к понравившимся эпизодам.

    11. Выставка сказок А.С. Пушкина под названием «Что за прелесть эти сказки!»

    12. Карта Древней Руси.

    13. Словарь языка Пушкина в 2-х томах.

    Предварительные задания, полученные учащимися в группах.

    1 группа. Чтецы (5 человек):

    1-й учащийся читает наизусть «Пролог»;

    4 учащихся читают наизусть из песни 6 эпизоды «Осада Киева», «Битва Руслана с печенегами».

    2 группа. Рассказчики и знатоки истории (2 человека):

    1-й учащийся передает краткое содержание поэмы (обучение сжатию текста).

    2-й учащийся рассказывает о нападении печенегов на древнерусское государство (материалы собирает самостоятельно).

    3 группа. Любители словесности, толкователи устаревших слов (2 человека):

    Учащиеся в алфавитном порядке составляют словарь устаревших слов, определяют их роль в поэме.

    4 группа. Исследователи человеческих характеров (5 человек):

    Учащиеся характеризуют 3-х соперников Руслана, используя цитаты, и прослеживают путь каждого героя. Рисуют план-карту пути

    а) Рогдая;

    б) Фарлафа;

    в) хана Ратмира.

    Учащиеся рассказывают о помощниках Руслана:

    а) Финне;

    б) Голове.

    5 группа. Исследователи человеческих характеров (3 человека):

    Опираясь на текст поэмы, учащиеся рассказывают о Людмиле.

    6 группа. «Художники» (остальные учащиеся):

    представляют свои иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила», рассказывают о создании рисунков; об эпизоде, изображенном на нем, обосновывают свой выбор.

    Урок-исследование

    «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

    Уважение к минувшему — вот

    черта, отличающая образованность

    от дикости...

    А.С. Пушкин

    Там русский дух... там Русью пахнет!

    А.С. Пушкин

    Ход урока

    I . Вступление

    1. Слово учителя

    В каждой великой литературе есть писатель, составляющий отдельную Великую литературу: в Англии — Шекспир, в Германии — Гете, в Испании — Сервантес, в Италии — Данте и Петрарка.

    В русской литературе — это А.С. Пушкин.

    Сколько бы раз мы ни перечитывали Пушкина, всегда заново в наших душах из каких-то неведомых глубин поднимается волна восторга, рождаемого до боли знакомыми строками.






    2. Ученик читает отрывок «У лукоморья»

    3. Слово учителя (продолжение)

    Вы услышали загадочное и чуть насмешливое описание сказочного Лукоморья во вступлении к поэме «Руслан и Людмила». Это первая поэма А.С. Пушкина. Он начал писать ее в Царскосельском лицее (1817 г.) и продолжал работать над ней уже в Петербурге.



    Успех поэма имела необыкновенный. Василий Андреевич Жуковский,

    считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

    А победителю-ученику было 20 лет. Первое издание поэмы вышло в Петербурге в 1820 г.

    4. Поэма написана в духе тех народных сказок, которые слышал или читал Пушкин. Откуда у поэта такой живой интерес к устному народному творчеству, к сказочному и фантастическому?

    Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней Ариной Родионовной, хранительницей народной мудрости и фантазии, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией, превратил их в замечательные поэмы и песни, которыми мы зачитываемся и

    сегодня.

    II . Основная часть

    Беседа с учащимися

    Наш урок называется «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

    1. Прочитайте 1-й эпиграф. Как вы понимаете эти строки?

    Пушкин хорошо понимал: образованный человек должен знать, уважать исторические и культурные корни своей страны. В этом нам помогают произведения устного народного творчества, в которых народ выступает хранителем русских традиций, национального искусства.

    2. Дома вы прочитали необычную поэму. Что такое поэма?

    Повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

    «... сказку эту поведаю теперь я свету...» И не от нечего делать обратился Пушкин к сказочному жанру. Очевидно, он хотел сказать нам что-то свое, сокровенное, выстраданное.

    И мы попытаемся приблизиться к тайне пушкинских строк, восхититься, задуматься...

    29 января 1837 года, тяжело раненный на дуэли Дантесом, Пушкин скончался. Уже осенью того же года наш земляк М.И. Глинка играл друзьям отрывки из новой оперы.


    (Звучит увертюра М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила»)

    4. Что вы представляли,слушая эту музыку?

    5. А теперь побеседуем. Понравилась ли вам поэма?

    6. Почему она так называется?

    7. Что можете сказать о героях произведения? Кто они?

    8. Кто из героев вам более симпатичен? И чем?

    9. Кого из героев мы могли бы назвать отрицательным персонажем? Почему?

    10. А теперь поиграем. Игра! Кто внимательно читал поэму?

      Где находилось наследственное селение Фарлафа?

    Под Киевом. Это мы узнаем из слов старухи, которая посоветовала Фарлафу вернуться «в уединенье, в своем наследственном селенье» остаться лучше без забот: «от нас Людмила не уйдет».

      Почему Руслан не падал духом, на что он надеялся?

    Он надеялся не только на предсказание старца («Волшебник страшный Черномор... погибнет от руки твоей»). Руслан понимал, что за любимую надо бороться, что «судьба... грядущих дней» в его воле. Молодой князь должен был во что бы то ни стало вырвать Людмилу из плена.

      Кем был старец до знакомства с Наиной?

    Пастухом. («Пастух, я не люблю тебя!»)

      Кого Пушкин называет «кровавых битв искатель, питомец битвы»?

    Рогдая.

    11. Что такое предание?

    Это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. В поэме причудливым образом сочетается сказочное и реальное.

    12. Назовите сказочные элементы в поэме.

    13. Попробуйте с помощью одного слова определить, о чем это произведение. Определите его тематику.

    Мы все будем правы, сказав, что эта поэма

    о любви;

    о победе добра над злом;

    о дружбе и ненависти.

    Но это еще и патриотическая поэма. Это поэма о Руси: «Там русский дух, там Русью пахнет!»

    14. Кто из вас может сказать, что такое патриотизм?

    15. Лексическая работа (с толковым словарем С.И. Ожегова).

    Патриотизм — это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

    Патриот — человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

    III . Работа с группами

    1. Какой эпизод повествует о патриотизме главного героя?

    Это осада Киева и битва Руслана с печенегами. Песнь 6-я.

    2. Что вы знаете об этом из истории?

    Подготовленный ученик рассказывает о набегах печенегов на Древнюю Русь. (2 группа)

    Печенеги — союз тюркских кочевых племен, образовавшийся в 8-9 вв. в степях между Аральским морем и Волгой. По сообщению «Повести временных лет», впервые печенеги пришли на Русь в 915 г. Заключив мирное соглашение с князем Игорем, они ушли к Дунаю.

    В 968 г. печенеги осадили Киев. Киевский князь Святослав жил в это время в Переяславле на Дунае, а в Киеве оставалась Ольга с внуками. Только хитрость отрока, сумевшего вызвать подмогу, позволила снять осаду с Киева.

    Набеги печенегов неоднократно отражал и князь Владимир Святославович. В 1036 г. печенеги вновь осадили Киев, но были разгромлены князем Ярославом Владимировичем Мудрым и навсегда покинули Русь.


    3. А вот как об этом рассказал Пушкин в поэме.

    Выступают учащиеся из I группы:

    1 — от слов «Киевляне толпятся на стене градской», кончая словами «С

    дружиной верною князей готовится к кровавой битве»;

    2 — от слов «И день настал. Толпы врагов с зарею двинулись с холмов»,

    кончая словами «Был слышен падших скорбный стон и русских

    витязей молитвы»;

    3 — от слов «Бледнела утренняя тень, волна сребрилася в потоке»,

    кончая словами «Помчались по следам героя, сразились... гибни,

    басурман»;

    4 — от слов «Объемлет ужас печенегов; питомцы бурные набегов зовут

    рассеянных коней», кончая словами «Толпится с кликами кругом,

    и князя радость оживила».

    4. Мы сейчас упомянули имя главного героя, но перед тем как перейти к непосредственной характеристике всех героев, давайте вспомним краткое содержание поэмы.

    (Учащийся II группы передает краткое содержание поэмы, представляя свою работу)





    5. В поэме есть много устаревших слов. Представляю слово учащимся III группы.

    6. Какова роль устаревших слов в поэме?

    Они не только воссоздают прошедшую эпоху, но и являются выразительными средствами языка: придают речи возвышенно-романтическое, торжественное, сладостное звучание.

    7. Анализ эпизода «Бой Руслана с печенегами».

    Группы получают задания и работают под музыку Д. Шостаковича (Симфония №10).

    Бледнела утренняя тень,

    Волна сребрилася в потоке,

    Сомнительный рождался день

    На отуманенном востоке.

    Яснели холмы и леса,

    И просыпались небеса.

    Еще в бездейственном покое

    Дремало поле боевое;

    Вдруг сон прервался: вражий стан

    С тревогой шумною воспрянул,

    Внезапный крик сражений грянул;

    Смутилось сердце киевлян;

    Бегут нестройными толпами

    И видят: в поле меж врагами,

    Блистая в латах, как в огне,

    Чудесный воин на коне

    Грозой несется, колет, рубит,

    В ревущий рог, летая, трубит...

    То был Руслан. Как божий гром,

    Наш витязь пал на басурмана;

    Он рыщет с карлой за седлом

    Среди испуганного стана.

    Где ни просвищет грозный меч,

    Где конь сердитый ни промчится,

    Везде главы слетают с плеч,

    И с воплем строй на строй валится;

    В одно мгновение бранный луг

    Покрыт холмами тел кровавых,

    Живых, раздавленных, безглавых,

    Громадой копий, стрел, кольчуг.

    Дружины конные славян

    Помчались по следам героя,

    Сразились... гибни, басурман!

    Задание для I группы

    Понаблюдайте за сменой настроения в этом отрывке. Почему так происходит?

    Задание для II группы

    Найдите слова, употребленные в переносном значении. Какова их роль в строчке?

    Задание для III группы

    Какова роль глаголов в описании боя?

    Задание для IV группы

    Найдите сказочные элементы в этом отрывке. Какова их роль?

    Задание для V группы

    Какие звуки помогают создать образ боя? Какова их роль в этом отрывке?

    Задание для VI группы

    Найдите устаревшие слова. Определите их значение.

    Выступление учащихся

    Вывод учителя

    Так, с помощью контрастного построения эпизода, использования устаревших слов, метафор, сказочных элементов, олицетворений, выразительных глаголов, аллитерации великий Пушкин подчеркивает напряженность, динамику боя, прославляет героизм русских воинов, приближает события «давно минувших дней». А Руслан стал символом мужества, воинской доблести, преданности своему отечеству.

    8. Кроме Руслана, на поиски прекрасной Людмилы отправились три его соперника: Рогдай, Фарлаф и хан Ратмир. Охарактеризуйте каждого из них, используя цитаты из текста. Проследите путь каждого из них.

    Выступают учащиеся IV группы:

    1 учащийся характеризует Рогдая;

    2 учащийся характеризует Фарлафа;

    3 учащийся характеризует хана Ратмира.

    9. Как вы думаете, почему ни одному из них не удалось найти Людмилу?

    10. Говоря о соперниках Руслана, мы выяснили, что всем им помогали злые силы в образе ведьмы Наины. Но в любой сказке должны быть и добрые силы, которые противостоят злу и выступают на стороне главного героя. Кто помогает Руслану?

    Вещий Финн и Голова.

    Выступают учащиеся IV группы:

    4-й учащийся рассказывает о Финне (описывает 1-ю встречу Руслана с вещим Финном).

    Что мы узнаем из рассказа старца?

    Как ему удалось помочь главному герою?

    Как вы представляете этого старца?

    Нарисуйте устно его портрет.

    5-й учащийся описывает 2-го помощника Руслана, Голову, и рассказывает, что узнал о судьбах героев, о близком родственнике этого чуда.

    11. Как произошла встреча Руслана с Черномором? Почему Руслану удалось его победить?

    12. Но мы еще ничего не сказали об одной героине поэмы — Людмиле.

    Учащиеся V группы рассказывают:

    Кто такая Людмила?

    Когда мы впервые встречаемся с ней?

    Что вы можете сказать о внешности героини? Найдите в тексте строки, которые помогли бы нам создать ее портрет.

    Расскажите о странствиях Людмилы по волшебному замку и садам Черномора.

    Как удалось Людмиле обмануть злого волшебника?

    13. Что помогло Руслану найти свою Людмилу? Только ли его волшебные помощники?

    IV . Работа с иллюстрациями

    1. Слово учителя.

    Художники К. и Б. Кукулиевы и Виктор Корольков создали замечательные иллюстрации к поэме. В них столько фантазии! Поэма словно ожила в красках и образах.

    А какие иллюстрации приготовили вы?

    2. Выступления учащихся VI группы.

    Каждый «художник» рассказывает о создании своего рисунка, об эпизоде, который изображен, обосновывает свой выбор.

    V . Подведение итогов

    1. Что дало вам, ребята, прочтение поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? Чему научились вы у Пушкина?

    2. Слово учителя.

    Мы изучили замечательное произведение, в основе которого лежат «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», но оно интересно нам и сегодня, ибо воспевает торжество верной любви - чувство, которое непобедимо никаким злом на свете; воспевает добро и красоту, дружбу и верность, любовь к своей земле, к своему народу; учит видеть человеческое в человеке.

    Обратите внимание на эти книги. Это сказки Пушкина, которые он написал гораздо позже поэмы «Руслан и Людмила», уже после 30 лет.

    (Выставка «Что за прелесть эти сказки!»)

    3. Какие сказки А.С. Пушкина читали вы?

    4. Слово учителя.

    Хочется подчеркнуть, что пушкинские сказки гораздо сложнее, глубже, чем кажутся на первый взгляд, поэтому мы обратимся к ним в старших классах, так как именно из поэмы «Руслан и Людмила», из сказок тянутся ниточки ко всему: к русскому характеру, нравственной чистоте героев, к пониманию чести и долга, к милосердию и семье.

    Вы взрослеете, и в вашу жизнь неизбежно придут другие поэты, хорошие и похуже. Но Пушкин не устареет никогда. Пророчески звучат слова: «В отдалении от вас буду с вами неразлучен.»

    Пушкин вечен, как Родина.

    VI . Задание на дом

    Написать творческую работу на тему «Мой любимый пушкинский герой» (по поэме «Руслан и Людмила»).

    Выберите «жанр» творческой работы:

    сказка-поэма о новых приключениях пушкинского героя;

    письмо другу о встрече с любимым героем поэмы;

    портретная зарисовка героя;

    интервью у пушкинского героя;

    сравнительная характеристика героя пушкинской поэмы и сказочного героя.

    Постарайтесь красочно оформить свою работу.

    VII . Творческие работы учащихся (отрывки)

    Могучий богатырь Руслан.

    Главный герой поэмы — храбрый князь Руслан. Он с честью выдержал все испытания, на которые обрекла его судьба.

    Когда страшный колдун Черномор коварно выкрал его невесту, Руслан, готовый преодолеть любые трудности, без страха отправился на поиски любимой.

    У Руслана сильный характер и добрая душа. Это смелый, неудержимый, доблестный и умелый воин. Любовь, верность и бесконечная отвага богатыря побеждают и недоверие старого князя, и злые козни карлика-волшебника, и обман, и предательство трусливого соперника.

    Назаров Анар.

    Русский витязь Руслан.

    Это могучий воин, который воплощает такие качества, как доблесть, благородство, физическая сила. Это герой, который не побоялся вступить в борьбу с силами зла.

    Во всех ситуациях он проявляет себя как храбрый, великодушный, мужественный витязь. Он воплощение русского воина-патриота.

    Рощин Олег.

    Руслан — богатырь земли русской.

    Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» - удивительное произведение о любви и верности, мужестве и доблести, коварстве и хитрости.

    Главный герой поэмы — храбрый князь Руслан. Расправившийся в один миг с полчищами осадивших Киев печенегов, он напоминает мне богатыря Илью Муромца.

    Ульман Кристина.

    Руслан — мой любимый герой.

    Прочитана последняя страница поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», оставившая много положительных эмоций.

    Отправившись на поиски Людмилы, Руслан поборол соперников, разрушил все преграды, победил вражеские полчища.

    Смелый и храбрый Руслан в мятежной схватке победил и Черномора. Главным оружием Руслана была любовь к родной земле, любимой девушке. А ведь любовь творит чудеса.

    Пушкарев Ярослав.

    Ратмир - «младой хазарский князь».

    Он красив, строен. Несмотря на свою молодость, «избранный славой», хан прославил свой меч в кровавых войнах.

    Ратмир горяч, пылок, сладострастен. Попав в замок, в кругу прелестных дев он быстро забыл о Людмиле.

    В конце поэмы я узнал, что Ратмир оставил «тревоги жизни боевой и меч, который он прославил», ради чистой любви к подруге и стал отшельником мирным и безвестным.

    Ратмир единственный из соперников, кто пожелал Руслану счастья, побед, славы и любви.

    Степаненков Иван.

    Литература

    1. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2001. - 448с.

    2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. - М.: Русский язык, 1998.

    3. Журнал «Литература в школе», №4, 1999.

    4. Открытый урок по литературе: Русская классическая литература (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей / Редакторы-составители: И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина. - 2-е изд. - М.: Московский Лицей, 2001. - 420с.

    5. Словарь устаревших слов / Сост. Ткаченко Н.Г., Андреева И.В., Баско Н.В. - М.: Рольф, 1997. - 272с.

    6. Стихотворения. Поэмы. - М.: Эксмо-пресс, 2002. - 606с.

    МБОУ «Степуринская СОШ»

    Старицкий район, Тверской области

    Праздник, посвященный дню памяти

    Святого Благоверного Михаила Тверского.

    Золотова Марина Александровна

    Зам директора по ВР

    Пояснительная записка

    Номинация: методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

    «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...»

    Праздник, посвященный дню памяти Святого Благоверного Михаила Тверского.

    В настоящее время необходимо и важно воспитывать у детей такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, чувства долга. В целях реализации данных принципов одним из важнейших воспитательных моментов является проведение таких праздников, они помогут постичь суть непостижимой, великой и трагической страницы истории Древней Руси и роли в ней Тверского княжеского дома.

    Цель: воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое предков; развитие уважения к памяти великого человека и его подвигу.

    Задачи:

      способствовать пониманию школьниками истинных духовных ценностей

    Отечества;

      формировать гражданственную позицию учащихся;

      развивать творческие способности детей

      развивать у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине,

    чувства гордости за свой народ, страну, чувства уважения к героическим

    поступкам людей.

    Оформление:

    Репродукции картины «Бортеневское сражение»;

    Репродукция иконы «Святой Михаил Тверской»;

      выставка книг посвященных данной теме;

      выставка рисунков «Истории великие дела...»

    Участники данного мероприятия: учащиеся 7-11 классов.

    Результат деятельности : убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится Родиной и ее народом, изучает историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

    Звучит фонограмма «Богатырская симфония» А.П. Бородина

    Ведущий 1 : Всегда интересно узнать что-нибудь новое, особенно если речь идет о той земле, на которой ты родился, где находится частичка твоего сердца...

    А для тех кто родился на Тверской земле, знать историю своих родных мест просто необходимо хотя бы потому, что история богата событиями и людьми, которыми можно гордиться. Одному из таких людей и посвящается этот праздник. Михаил Тверской.

    1 чтец:

    «Когда мой дух
    Вдруг обнищает силой,
    Когда кругом отрежутся пути.
    Тогда шепну я:
    «Господи, помилуй!»-
    И попрошу я:
    «Господи, прости!»
    И грешный перст

    легко чела коснется,
    Потом замрет усталая рука
    Я не гадаю - что во мне проснется,
    Что в будущем случится,

    Моя душа во власти не покоя
    Мятежная, но кроткая на вид.
    Как всякая - в святые норовит,
    Не понимая, что это такое».
    Так думал князь тверской
    Над Волгой мутной,
    Где льдины,

    наособицу кружась,

    Вздымались обреченно и могутно,

    Хребты ломая, лезли носом в грязь.

    В дуге зенита маленькая птаха

    У солнышка, как будто бы у зги.

    На Михаиле красная рубаха

    Малинового цвета сапоги.

    Разгоряченный, словно после битвы,

    Движения подчеркивали стать.

    Крестясь, творил о русичах молитвы,

    Прося Твери земную благодать.

    Ведущий 2 : Михаил Ярославич Тверской (1271-1318гг) князь Тверской с 1285 Т. Великий Владимирский с 1305 по 1317 г. Отец его Ярослав Ярославич, брат Александра Невского, умер за шесть недель до рождения сына, возвращаясь из Орды. Воспитан Михаил матерью княгиней Ксенией и Тверским Епископом Симеоном. «Родился же он от блаженной воистину преподобной матери великой княжны Ксении, и его эта святая и премудрая мать воспитала в страхе Господнем и научила святым книгам и всякой премудрости.»

    Ведущий 1 : Уделом Михаилу Тверскому досталась «Тверь старая, Тверь богатая », сравнительно молодое княжество Северо- восточной Руси, быстро выросшее во второй половине 13 века, за счет притока населения из владимирских земель, страдающих от татаро- монгольского ига. Поэтому возмужав, Михаил пытается объединить русские земли под своей властью и организовать освободительную борьбу против Золотой Орды.

    2 чтец: « Русь рвали на части Княжьи распри безвременьем. Редко в согласии - чаще с силой растерянной...

    Не объять необъятного

    По отдельности каждому.

    Дела были ратные - стали гибелью страшной...
    Была жизнь вольная
    Верх по восходящей-
    Стала веткой сломанной,

    безжизненно висящей.»

    Ведущий 2 : После смерти 1304 г. Великого князя Андрея Александровича Михаил Тверской в возрасте 33 лет едет в орду и получает ярлык на Великое княжение.

    На Великокняжеский Владимирский стол приходит русский князь, воспитанный в духе единодержавной власти на Руси. Его первого стали называть «Великим князем всея Руси» ж «самодержцем», именно так к нему обращался в письмах Патриарх Константинограда Нифонт. Осенью или зимой 1305 года тверской князь вернулся «изо Орды отъ царя на великое княжение, и сяде на великомъ княженни въ Володимери...»

    3 чтец: Князь / Михаил в бордовом зипуне,

    Расшитом жемчугами и парчою,

    На вороном породистом коне

    Во Тверь въезжал с открытой головою.

    За ним с великокняжьим ярлыком

    Берег ларец печатник пуще ока.

    Тохта, вручая, цокнул языком

    И засопел в раздумий глубоком.

    Всесильный и великочтимый хан

    Не утруждал велеречивой речью,

    Он оглядел тверского князя стан

    И пожалел его по-человечьи.

    Тохта хитер, но пуще был умен,

    Перебирая четки, думал чаще.

    Что если правил бы в Орде не он.

    То на кусочки Русь князья растащат.

    Перегрызутся из-за городов,

    Себя не помня в перепалках шумных.

    Пока живой хоть несколькогодов

    Он от Литвы спасает неразумных.

    «Что им в великокняжьем ярлыке,

    Пока не сшилась твердая основа?

    Князья глупы, дурак на дураке,

    Но Михаил из варева другого».

    Ведущий 1 : Михаил Ярославич встал на долгий путь будущего объединения Руси и начал делать на нем первые шаги к экономическому объединению. Немецкий ученый Э. Клюг утверждает: «Михаил Ярославич был первым князем, о котором мы доподлинно знаем, что он перенял у прежних баскаков взимание податей для Орды». Это и есть тот главный инструмент, который в будущем с блеском использовал Калита для экономического укрепления Москвы. Таким образом, именно в Твери, и именно Михаил первым завладел мощным рычагом будущего экономического благосостояния.

    В 1313 г. умер Тохта и на ханский престол взошел Узбек. Михаил Ярославич и другие князья поехали в Орду за подтверждением своих прежних ярлыков или за получением новых. Узбек не имел пока оснований отнять у Михаила Ярославича великое княжение, да и сам Михаил хлопотал в Орде о том, чтобы сохранить за его собой.

    Ведущий 2 : «В 1315г. новый хан вручил Михаилу ярлык на великое княжение. До 1317 был он великим князем Владимирским. Не возвеличить свое родовое тверское княжество, но объединить Русь под единой властью мечтал. Твердо знал - Русь может освободиться от ига Золотой Орды лишь будучи единой. Все эти годы воевал. Оберегая единство великого владимирского княжества, ходил походами на переменчивый Новгород, на Торжок, на Москву. Может, и сбылись бы его мечты, да московский князь Юрий Данилович - его племянник двоюродный уж больно яростно рвался на великое княжение. Сумел таки обойти его Юрий. В 1317 году, обещая платить дань большую, чем Михаил Тверской, получил от хана Узбека ярлык на великое княжество Владимирское. Уступил ему Михаил Ярославич. Уступил без боя. Понимал: в споре меж русскими разить друг дружку врагам на потеху любо ли? А у Юрия Даниловича руки чесались поратиться. Зимой1317 году вышел он с немалым войском на Тверь. По татарскому обычаю воевать вышел - с молодой женой Кончакой, сестрой самого хана Узбека да с татарским войском, где полководцами были Кавгадый и Острева. Уверенный в своей силе, Юрий хвастал: "Не одолеет меня тверской князь. Нету у него такого войска!". На каждой стоянке подолгу пировал Юрий Данилович, угощал красавицу Кончаку, рассылал кругом отряды разорять тверские деревни. Ждал он, когда новгородская рать подойдет к Твери, чтобы вместе осадить город. Михаил Ярославич стремительным ударом разгромил новгородцев, а затем повернул войско навстречу московскому князю. В сорока верстах от Твери, на месте, называемом Бартенево, встретил он полки Юрия Даниловича. Хоть и меньше ратников у Михаилы, ринулся бесстрашно в сечу, надеясь на верных тверичей, на силушку свою немалую, да твердо зная, что Бог всегда правому поможет. Да, да вот на этом гнедом вылетел он тогда на ратном поле, а сзади - кованая дружина его. И несся по полю боевой клич: "Тверь, Тверь, Тверь!"

    Ведущий 1 : Случилось несбыточное, негаданное. Разметал Михаил московские войска, опрокинул и татар, которые кинулись прочь, спасаясь бегством. Впервые с кровавого похода Батыя в 1238 году в битве с русскими показали татары спину.

    Захватил князь Михаил богатый полон: жену Юрия Даниловича черноокую красавицу Кончаку, родного брата московского князя - Бориса да еще, - позор великий для воина татарского князя Кавгадыя. А было это 22 декабря 1317 года.

    Приказал Михаил с честью, с бережением доставить пленников в Тверь, угощал их, как дорогих гостей. Пленил Кончаку умом и радушием, нашел лекаря для князя Бориса которого одолевали раны - в битве помяли его крепко.

    Ну а потом пришла беда. Умерла в одночасье Кончака И пополз по Твери, по всему княжеству и далее липкий слушок - отравили. Почему он тогда отмахнулся от этого слуха? Почему не понял, против кого направлена клевета? Почему не приказал боярам допросить слуг Кончаки и Кавгадыя?

    Не верилось, что татары могут отравить сестру своего грозного хана? И тем более не поверилось, что свой, русский будет заниматься таким богопротивным, страшным делом. И правильно, что не поверилось. Свой-то никогда не сделает подобного. А уж тем паче он - князь. Как же он не уберег ее? Почему не подумал, что злодей тайный и на женщину руку поднять может? Кому нужна была ее смерть? Юрию Московскому? Нет, нет! Не изверг же он окаянный - жену губить. Значит... значит, Кавгадый?

    Когда провожал Кавгадыя и других татар из Твери с богатыми дарами, много льстивых слов о храбрости и великодушии тверского князя услышал тогда Михаил. Мало верил этим словам. И все же не мог подумать, что тот, кому он сохранил жизнь, уже обдумал, как вернее погубить Михаила Ярославича. Могло ли прямодушное русское сердце предположить такое коварство?»

    Ведущий 2 : Выходя на Бортеневское поле, Тверской князь знал, что в случае его победы Орда не простит своего поражения, что и произошло. Михаил Ярославич был вызван на суд в Орду, где был осужден и казнен. Перед отъездом на суд у Тверского князя был выбор: бежать, и тогда из Орды пришло бы огромное карательное войско. Михаил предпочел сохранить жизни тысяч своих подданных, добровольно поехав на суд и казнь.

    4 чтец:

    «Не езди, тятя!»-Сыновья просили

    «Нам так печально будет ожидать!»

    «Не езди, княже!»- птицы всей России

    Вдруг перестали в рощах щебетать...

    «Отговори!» - Князья просили Анну.
    «Спаси, Господь!»- Крестились кузнецы. ,

    А Михаил, решительный и бледный,

    Смотрел в глаза, готовые для слез

    Чуть- чуть надеясь на исход победный,

    Уже не верил этому всерьез.

    Он слишком знал жестокие их нравы,

    Что не к домбру зовут его в Орду,

    Где и святого сделают неправым,

    И потому предчувствовал беду.

    Он знал и то,

    Что до скончанья века

    Подымется отеческая рать, /

    Но за Кончаку, за сестру Узбека,

    Ему сполна придется отвечать.

    И он искал решительное слово,

    Чтоб оградить потомков от беды.

    Увидел снова поле Куликово,

    Где из Непрявды зачерпнул воды... ...

    Князь Михаил тревоги пересилив,

    Вдруг улыбнулся детям на крыльце

    Судьба страны,

    Судьба самой России

    Была печатью на его лице.

    Окинув избы и хоромы взором,

    Дотронулся до повода коня:

    «Неведомо, что будет,

    Но с позором

    Не повстречают русичи меня.

    Я никогда в беде их не покину,

    Невзгоды разделю напополам».

    Князь чувствовал-

    Печаль смотрела в спину

    И шла за ним смиренно по полям.

    Ведущий 1 : В августе 1318 года Михаил Ярославич выехал из Твери в Орду, приняв благословение от своего епископа Варсонофия. Во Владимире Михаил встретил ханского посла Ахмыла, который предупредил его о том, что он оболган Кавгадыем. Его дети говорили ему: «Не езди, дорогой отец наш, в Орду, но пошли одного из нас, потому что ты оклеветан перед царем; подожди пока утихнет гнев царский». Михаил Ярославич вполне справедливо отвечал им: «Вы видите, что не требует царь вас... и только моей головы хочет. Если же я не пойду и уклонюсь, мое родное княжество будет пленено, много христиан избито, а мне после этого все же придется умереть. Лучше же мне ныне положить душу свою за многие души!»

    Михаила Ярославича безосновательно обвиняли в том, что он не платил царю дань, воевал против его посла и отравил его сестру. Князь был признан виновным, и на него была наложена тяжелая деревянная колода Кавгадый же всеми способами добивался казни великого князя тверского. Хан наконец изъявил свое согласие на смерть Михаила Ярославича.

    5 чтец:

    Князь пить хотел,

    Все тело так болело,

    Что этот день- считал Последним днем.

    Вдали заря закатная алела

    Как будто ранен леса окоём...

    К нему пришли бояре осторожно,

    Шептали тихо в проседь бороды,

    Что сговор есть с купцами и возможно

    Ему побег устроить из Орды...

    Но князь ответил,

    Даже слишком резко,

    Что от судьбы и хана не уйдешь.

    И он боярам рек той ночью синей,

    Что жизнь ему мила и дорога,

    Но он в Орде- посол своей России,

    И не к лицу устраивать бега,

    Он говорил о жалком материнстве

    В поре военных суетных годов,

    И о единстве,

    Только о единстве

    И княжеств, и земель, и городов.

    Велел беречь он избы и хоромы,

    От ворогов не бечь на сеновал.

    За землю от ордынского погрома

    Он жизнь свою, страдая отдавал.

    Ведущий 2 : Множество татар-палачей ворвалось в палатку Михаила. Палачи схватили князя за колоду на шее и ударили его о стену палатки так сильно, что пробили ее. Затем татары бросили Михаила на землю и долго били его ногами. Наконец один из них именем Романец вонзил в грудь князя нож и несколько раз повернул его. Так 22 ноября 1318 года погиб великий князь тверской Михаил Ярославич. Но Владимир Колосов считает, что эта история имеет продолжение. После расправы Кавгадый с гневом сказал Юрию: «Не брат ли он тебе старейший, как отец; зачем же тело его лежит нагое». После этого Михаил Ярославич был крепко привязан к большой доске по приказу князя Юрия. Но на следующее утро он был найден лежащим в стороне. Правая рука Михаила была на лице, а левая -прижата к ране на груди. На основании этого можно сделать вывод, что князь умер не от рук татарских палачей, а еще более мучительной смертью: за смерть был принят глубокий обморок, после которого князь пришел в сознание и, очевидно, потеряв много крови, слез с доски, после чего и умер.

    Тело Михаила привезли в Москву и погребли в Спасском монастыре. Но нескоро об этом узнали в Твери. Великая княгиня Анна ее сыновья Дмитрий, Александр, Василий просили Юрия, чтобы тот отпустил тело их отца домой. Но разрешение они получили лишь в июне 1319 г. «И певше над ним надгробное пение и положиша в церкви святаго Спаса на десной стране... месяца сентября в 6 день». После трагической кончины своего супруга великая княгиня Анна постриглась в Тверском Софийском монастыре. После смерти Михаила Ярославича княжить стал его сын Дмитрий.

    Ведущий 1 : На заре становления нашей государственности русский князь Михаил Тверской совершил великий подвиг:

      он первым стал объединять Русь,

      он первым вышел на открытое военное столкновение с ордынской конницей и разгромил ее,

      он, первое лицо государства добровольно поехал на суд и казнь в Орду и «положил жизнь за други своя».

    В 1549 году на втором Московском Соборе Михаил Тверской был причислен к лику святых.

    Мы гордимся подвигом своих предков, историей нашего народа и будем преумножать славу своего Отечества.

    Ведущий 2 : « Бога во имя, в вере искренней, истинной
    ни перед кем свой штандарт не склоню,
    В борьбе не за первенство, за единству,
    Жизнь и смерть, не колеблясь, приму...
    И не надо скорбеть,

    Что в земле станет прахом.

    Я телом умру, но душою спасусь

    И жил я без страха,

    И уйду я без страха

    В вере в святую единую Русь.»

    Святой благоверный князь Михаил Тверской, моли Бога о нас!

    Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой
    Из поэмы (песнь первая) «Руслан и Людмила» (1817-1820) А. С. Пушкина (1799-1837). Строки представляют собой пушкинский перевод одной из «поэм Оссиана» английского писателя Джеймса Макферсона (1736-1796):
    A tale of the times of old!..
    The deeds of days of other years!..

    Иносказательно: о давних и малодостоверных событиях, которые мало кто помнит (ирон.).

    Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


    Смотреть что такое "Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой" в других словарях:

      Дѣла давно минувшихъ дней, Преданья старины глубокой (иноск.) объ очень давнемъ событіи. Ср. Теперь все, это уже дѣла давно минувшихъ дней и преданья старины, хотя и не глубокой, но преданія эти нѣтъ нужды торопиться забывать... Лѣсковъ. Лѣвша.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

      Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой (иноск.) об очень давнем событии Ср. Теперь все это уже дела давно минувших дней и преданья старины, хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать... Лесков. Левша. 20. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

      - (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. Критики… … Сводная энциклопедия афоризмов

      Ветхий, древний, многолетний, вековой, многовековой, старинный, давний, старобытный, стародавний, старомодный, устарелый, застарелый, закоснелый, закоренелый, заматорелый, давнишний, допотопный, извечный, исконный, ископаемый, архаический,… … Словарь синонимов

      Толковый словарь Ушакова

      1. СТАРИНА1, старины, мн. нет. 1. жен. Эпоха, время, давно прошедшее. Эти обычаи стариной пахнут. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.» Пушкин. 2. жен. То, что было давно, старинный обычай, предмет. В духе старины. В деревне мало … Толковый словарь Ушакова

      А, мн. дела, дел, делам, ср. 1. Работа, занятие, деятельность. Хозяйственные дела. Домашние дела. По делам службы. Дело спорится. Дело кипит. □ Много у вас дела? спросил Обломов. Да, довольно. Две статьи в газету каждую неделю, потом разборы… … Малый академический словарь

      Ая, ое; бок, бока, боко и боко; глубже, глубочайший. 1. Имеющий большую глубину (в 1 знач.). Глубокий колодец. □ Волга, блестящая, глубокая и спокойная, здесь так широка, что чуть чуть видна вдали песчаная отмель противоположного берега. Скиталец … Малый академический словарь

      Высшая лига 2011 Сезон 25 й Место проведения Концертный зал «Академический» (игры 1/8 и 1/2 финалы), Центральный академический театр Российской армии (четвертьфиналы и финал), Москва Название сезона … Википедия

      1) я, ср. Действие по глаг. предать (во 2 и 3 знач.). [Цель] нашего ордена есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства. Л. Толстой, Война и мир. Прения разгорались. Одни требовали для Завьялова строгого выговора, другие… … Малый академический словарь