Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Теория Политики: учебное пособие. Функции политической системы общества

Теория Политики: учебное пособие. Функции политической системы общества

В современной политологии наиболее полно и последовательно анализирует функции политической системы Г. Алмонд. Он доказывает, что все системы выполняют два базовых набора функций -- функции «ввода» и функции «вывода». Более подробно они рассмотрены в его модели политической системы.

Алмонд рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях, что позволяет сравнивать различные типы политических систем.

Первый уровень -- возможности системы. Возможности он понимал как власть правительства над обществом, степень влияния на умы и поведение людей в интересах достижения правительственных целей. По его мнению, существует пять различных типов возможностей, вероятность использования которых зависит от направленности решаемых задач, состояния социально-экономической структуры, типа политического режима, уровня легитимности и т. д. Эти возможности могут быть весьма велики в одних случаях и чрезвычайно малы в других.

  • 1. Экстраактивная (мобилизационная) -- это способность системы черпать человеческие и материальные ресурсы (таланты людей, поддержка, деньги и т. д.) в определенных целях.
  • 2. Регулирующая возможность -- это способность контролировать поведение отдельных людей и групп в обществе, регулировать деятельность общества.
  • 3. Распределительная возможность -- это способность создавать, размещать и распределять материальные и нематериальные ценности в обществе.
  • 4. Реагирующая возможность -- это способность системы реагировать на требования «подачей на выход» соответствующей политики, отвечать на многообразные требования, исходящие от различных групп.
  • 5. Символизирующая возможность связана с потребностью в легитимности и поддержке, со способностью системы развивать популярные убеждения, взгляды, мифы, создавая яркие и доходчивые символы и лозунги, манипулировать ими с целью поддержания необходимой легитимности для осуществления своих целей.

На данном уровне анализа выявляются соответствие политической системы обществу, характер активности политической системы по отношению к другим системам.

Многие политические системы, в основном, регулятивные и экстрактивные по характеру. Тоталитарные же системы подавляют требования общества и не реагируют на требования, исходящие из внешней среды. Известно, что коммунистический тоталитаризм отличался от фашистского сильной распределительной способностью.

Символизирующая возможность в тоталитарных системах также велика.

В демократических системах на «выводы» регулирования, экстракции и распределения влияют «вводы» требований групп. Поэтому можно сказать, что демократии имеют более высокую реагирующую способность. С возможностями системы, безусловно, связана эффективность системы, то есть ее общая способность давать результат, создавать и размещать ценности.

Второй уровень функционирования системы отражает то, что происходит в ней самой, т.е. имеется в виду конверсивный процесс. Конверсивные процессы (или функции) -- это способы превращения входящих факторов в исходящие. Конверсивный процесс одной политической системы можно анализировать и сравнивать с процессом другой системы согласно схеме Алмонда, где приводятся шесть основных функций:

  • 1) как формируются требования (артикуляция интересов);
  • 2) как происходит комплектование требований в альтернативные программы действий (агрегирование интересов);
  • 3) как формируются нормы (нормотворчество);
  • 4) как эти нормы претворяются в жизнь (реализация норм);
  • 5) как они контролируются и регулируются (контроль над нормами);
  • 6) как все эти разнообразные действия соотносятся друг с другом внутри данной системы, а также при взаимодействии системы с окружающей средой.

Третий уровень -- функции поддержания модели и адаптации (процессы социализации и политического рекрутирования). Здесь важным моментом является обеспечение соответствия политических акций и политического развития базовым принципам, постоянное воспроизводство нормативного поведения и образцов его мотивации. Оптимальный уровень достигается обеспечением устойчивой реакции граждан по отношению к властям и постоянной поддержке.

Политическая система, функционирующая в условиях постоянного изменения баланса сил и интересов, решает проблему обеспечения общественной динамики в рамках устойчивости и законности, поддержания порядка и политической стабильности.

Политические системы

Определение политических систем

Структура и функции

Теневые субъекты, мафия, криминал

1. Понятие политической системы общества

Любое классовое общество политически оформлено, оно имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет вычленить политическую жизнь из жизни общества в целом, которую можно считать «окружающей средой», и установить наличие связей между ними.

Политическая система общества – это целостная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Свое обоснование и распространение понятие «политическая система» получило в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Основы теории политических систем были заложены американским политологом Д. Истоном. Им был разработан взгляд на политическую систему как на саморегулирующийся и развивающийся организм. Согласно его точке зрения, у системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований. Требования могут возникать как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Они отражают ожидания, мотивы поведения и интересы людей. Д. Истон разделял требования на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, об услугах); регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.); коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).

Требования могут возникать и внутри политической системы. Их поддержка со стороны общества может выражаться в различных действиях: в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании. Требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах при соблюдении определенных процедур. Например, требование индексировать заработную плату учителей учитывается в ходе коллективных переговоров. Выход информации – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Они влияют на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения (в этом случае в системе усилятся стабилизирующие процессы). В случае несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к кризису политической системы (в этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы).

Д. Истон подчеркивал, что политическая система является открытой, она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, то политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. В случае если воздействие является сильным, но односторонним, система может принимать решение в интересах какого-либо одного слоя населения, а это способствует дестабилизации ситуации. Однако воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, а это, в свою очередь, может привести к ошибочным решениям.

Другой основатель теории политической системы – американский политолог Г. Алмонд – рассматривал политическую систему как множество взаимодействий, поведений (как государственных, так и негосударственных). Модель Г. Алмонда больше учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие как от населения, так и от правящей элиты. В этой модели основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.

Существуют и другие варианты теории политической системы. Выделяется, например, теория политической системы Д. Трумэна, исходящая из постулатов теории «групп давления», теория Г. Пауэлла и М. Каплана, представляющая собой попытку перенесения основных положений концепции Д. Истона из сферы внутриполитической жизни конкретной страны в сферу внешних отношений. Существует теория функциональной политической системы, построенная на основных постулатах социальной системы Т. Парсонса, теория политической системы как специфической, активной структуры и др.

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В связи с этим различаются пространства влияния тех или иных ассоциаций, действия политических институтов, границы политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы – ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе). Эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и других элементов политической системы, а также отношения между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д.

При всем разнообразии вариантов теории политической системы все они, в общем и целом, играют одну и ту же фундаментальную (методологическую) и прикладную роль.

В чем заключается методологическая важность концепции политической системы (и соответственно ее социальная значимость)? Следует иметь в виду, что пока политологи и социологи не выработали какого-либо однозначного ответа. Все зависит от развиваемых взглядов. Одни из них усматривают методологическую значимость теории политической системы в том, что она является идеальной моделью для широкого применения и раскрытия всех потенциальных возможностей функционализма. Другие видят ее методологическую ценность в том, что она выступает в качестве своеобразной опоры и средства дальнейшего укрепления концепции «групп давления» и доктрины политического плюрализма. Третьи указывают на то, что, будучи универсальной концепцией, она в ряде случаев служит основой для выработки и развития других концепций и теоретических моделей. Авторы обращают внимание на то, что методологический аспект теории политической системы проявляется, помимо всего прочего, в том, что данная теория помогает глубже изучить различные стороны политической жизни того или иного общества и предвидеть перспективы развития той или иной страны.

Помимо методологического аспекта теории политической системы особое место в ее содержании и социальном назначении занимает сугубо практический аспект. Суть его сводится к тому, что при создании и развитии реальной, конкретной политической системы теория дает возможность применения научных знаний при выборе средств решения назревших в области политики практических проблем. Стремясь подчеркнуть не только академический, но и сугубо практический характер теории политической системы, политологи именуют ее иногда «проблеморазрешающей концепцией» и рассматривают как составную часть процесса взаимодействия политической теории и практики.

Какие практические задачи призвана решать теория политической системы?

1. Она призвана способствовать выработке рекомендаций по совершенствованию структуры политической системы, а также по принятию мер, направленных на повышение ее способности адаптироваться к окружающей среде и усиление социальной эффективности. Если профессиональные политики не сумеют заранее предусмотреть все те изменения в структуре политической системы, которые могут произойти под влиянием социально-политических факторов, и своевременно выработать соответствующие меры для ее защиты, то такую политическую систему будут ждать серьезные социальные потрясения.

2. Теория политической системы призвана способствовать дальнейшему расширению и укреплению экономических, политических и социальных основ реально существующей, но постепенно теряющей свою опору в массах политической системы. Кроме того, с теорией политической системы связываются надежды многих политологов и социологов на сохранение в будущем социального равновесия между определенной политической системой и непосредственно окружающей ее социальной средой.

Надо признать заслугу Алмонда в осмыслении политической системы. Её результатом является и выделение трёх уровней, одинаково присущих всем политическим системам:

Первый уровень. Он и представляют возможности системы. Они отражают власть правительства над населением, силу влияния, на чувства, сознание, волю и активность людей в интересах ориентации на цели правительства. К ним относится:

Экстрактивная возможность как способность политической системы извлекать и использовать ресурсы в выбранных целях. Они определяют людские, трудовые и материальные ресурсы, включая: активность и способность людей, организационную и моральную поддержку людей, финансовые источники и деньги.
- регулирующая возможность как использование контроля за поведением интересующих людей и их групп, регулирование деятельности организаций;
- распределительная возможность как способность вести воспроизводственный процесс и регулировать распределение материальных и нематериальных ценностей.
- реагирующая возможность как способность системы отвечать на "входные требования" формирование удовлетворяющей политики, признаваемой влиятельными группами интересов.
- символизирующая возможность как способность системы подхватывать и развивать популярные и символичные убеждения, взгляды, мифы, развивать и создавать из них яркие, доходчивые образы, призывы и лозунги, а на этой основе манипулировать населением с целью обеспечения необходимого уровня легитимности власти.

Большинство политических систем имеет регулятивный и экстрактивный характер. Тоталитарные системы действуют методом подавления требований общества, отказываются от реагирования на них., требования внешней среды не признают, однако хорошо развивают свои символизирующие возможности.

Практика политической деятельности подвела демократические системы к формированию "выводов" регулирования, экстракции и распределения, основанных от состава и сущности требований групп при "вводе". Такой порядок раскрывает демократию как более высокую реагирующую способность, что по утверждению политологов, создаёт большую эффективность системы - её способность формировать результат: создавать и размещать ценности.

На втором уровне функционирования раскрывается то, что происходит в нутри системы и имеет конверсивный процесс как способ превращения входящих факторов в исходящие. Конверсивный процесс разных политических систем анализируются и сравниваются по шести основным функциям схемы Алмонда. Это:

Формирование требований (артикуляция интересов);
- процедура установления и комплектования требований в альтернативные программы действий (агрегирование интересов);
- формирование норм (нормотворчество);
- претворение норм в практику (реализация норм);
- контроль и регулирование (контроль над нормами);
- соотношение регулирующих действий внутри системы и при взаимодействии системы с окружающей средой (коммуникация).

На третьем уровне расположились модели и адаптации: процесс социализации и рекрутирования - появление новых ролей и вход неизвестных роанее людей в политическую жизнь.
- - - - - - - -
Одна сторона -теория, другая - жизнь, вместе - проверка политической жизни через теорию. Одна сторона - генерирование абстрактных требований входа, другая формирование группы интересов, третья - ощущение последствий в действиях «вывода» системных решений. Каждый участник политического поля всегда генерирует определённые требования. В своей массе они основаны на некоторых потребностях и связанных с ними интересами. Многим они позволяют подключить себя к составу участников одного из политических действий или к какой-то группе интересов. Получить через него политические, экономически или правовые преференции и использовать их по своему усмотрению. Кому удаётся доказать свою верность политическим установкам группы или партии, тот может встать на ключевой пост в иерархии доступных должностей. Значительно реже новому участнику удаётся стать организатором политической деятельности отдельной партии, хотя Российская история знает достаточно примеров, большая часть которых не смогла оставить за собой какой-либо истории кроме намерения или факта регистрации в Минюсте. Это тоже большее достижение, но оно как правило может представлять значение для личной истории. При реагировании на такую активность на входе система может принять только кадровые решения: привлечь инициатора к какой-либо деятельности, допустить в в политический состав, или же закрыть свой вход.
Совершенно другой план политической деятельности даёт представление новых идей и ввод их смыслов в политическую жизнь. Сделать серьёзный вид, сымитировать такую деятельность невозможно: отторжение произойдет мгновенное и болезненное для инициатора, но это будет воля всего политического поля. Другой случай появление неизвестных ранее идей. Железное правило обращения с ними - окружение молчанием. Как-то понять - требуется время. Обычно политическое поле ждёт авторитетного мнения, далее, как правило разделяется на жёсткую критику и некоторую солидарную поддержку Это всё вознаграждение за многолетние терзания и собственные испытания. Это перспектива новатора на политическом поле. здесь не политических субсидий. Такое состояние даёт новатору политического процесса право и возможность идти своим путём и утверждать новые представления, правила и расстановку сил для политического поля. И только он может принять такое решение, как и взять на себя груз тяжелейшей работы. Она продолжается.

(греч. monopolion от poleo - [один] продаю) - форма политической организации общества, политической власти, при...

1. Роль бихевиорального подхода, системного и структурно-функционального методов в создании теории политической системы.
2. Структура и функции политической системы общества
3. Типология политических систем Лекция 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

8.1. Роль бихевиорального подхода, системного и структурно-функционального методов в создании теории политической системы

8.1.1. Преимущества бихевиорального подхода

Создание теории политической системы стало возможным в середине 1950-х годов благодаря бихевиоральному подходу к анализу политики, а также использованию системного и структурно-функци-онального методов. Появление бихевиорального подхода ознаменовало своеобразный протест в политологии, который исходил от ряда американских ученых. Они выра-жали открытую неудовлетворенность достижениями традиционной политической науки, призывали отказаться от старой теории и разработать дополнителыные методы и подходы, которые вооружили бы политическую науку эмпирическими гипотезами и системными теориями.

Политика, по мнению бихевиористов, - это действия людей в политической жизни, а не различные виды инс-титутов и структур, через которые действуют граждане. К основным достижениям бихевиорального метода можно отнести следующие: 1) рассмотрение «политического поведения» как основного объекта исследования; 2) максимальное применение статистических и количественных формулировок; 3) разработка теорий, способных объяснить политические события.

8.1.2. Системный анализ: его роль в становлении теории политической системы

В рамках бихевиорального подхода его роль в становлении появились и развивались системный и теории политической структурно-функциональный методы. системы. Системный анализ проник в политическую науку благодаря теории социальной системы Парсонса, который заимствовал идею системы из биологи-ческой теории. Фундаментальным для системного подхода Парсонса является постулирование четырех основных функциональных требований к рассматриваемой системе, которые обеспечивают сохранение и выживание любой системы: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание модели.

На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию поддержания модели - система верований, мораль и органы социали-зации (семья, институты образования и др.). Таким образом, рассматривать политику и другие подсистемы об-щества необходимо в контексте с этими основными функциями.

Согласно системному анализу, любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики: 1) система состоит из многих частей; 2) части составляют единое целое; 3) система имеет границы. Политическая жизнь рассматривается как функционирующая система, то есть между многообразными аспектами политики и политическими явлениями существует относительно стабильная взаимосвязь.

Системная теория делит процессы взаимодействия на три цикла: ввод, конверсия, преоб-разование и вывод. Что касается границы пол-итической системы. то она может расширяться или сужаться. Поскольку индивидуумы в обществе являются субъектами ряда систем и подсистем, то они фактически выполняют различные роли в многообразии систем, с которыми они связаны: политической, экономической, религиозной и т.д.

В политической системе индивидуумы, прежде всего выполняют роли граждан, подданных, избирателей. В день выборов, например, граница политической системы расширяется, ибо люди бросают свою непосредственную работу и «пересекают» границу политической системы. В период войны границы политической системы значительно раздвигаются, поскольку большое число людей привлекается к военной службе, деятельность ком-мерческих компаний регулируется и предпринимаются дополнительные меры по обеспечению внутренней безопасности.

В современной политической науке нет универсального определения политической системы, ибо существуют разные подходы к определению власти и политики, с которыми непосредственно связана категория «политическая система». Но есть нечто общее для всех определений политической системы: политическая система ассоциируется с применением узаконенного физического принуждения в обществе. Во всех определениях подчеркивается законное право политической системы наказывать, принуждать и подчинять.

8.1.3. Модель политической системы Истона

Системный подход в политологии впервые был применен крупным исследователем политики Д.Истоном. Трилогия Истона: «Политическая система» (1953), «Концептуальная структура для политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) - это эмпирически ориентированная политическая теория; огромный вклад в практику использования системного анализа в политологии.

В первой книге Истон приводит убедительные дово-ды возможности и необходимости существования всеобщей теории в политической науке. Во второй разрабатывается концептуальная структура теории, излагаются ос-новные категории и понятия, которыми могла бы оперировать данная теория, а также предлагаются некоторые теоретические утверждения. Это - сугубо теоретиче-ская работа. В третьей книге Истон ставит перед собой задачу заставить работать данную структуру концепции. Кроме того, он продолжает тщательно разрабатывать понятия с целью применения их к эмпирической ситуа-ции.

Истон определяет политическую систему как взаи-модействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности (материальные и духовные) и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Он выделяет две основные функции политической системы: 1) политическая система должна быть в состоянии распределить ценности в обществе; 2) политическая система должна убедить своих граждан принять это распределение как обязательное. Эти два качества, подчеркивал Истон, позволяют сразу отличить политическую систему от других видов социальных систем.

Отталкиваясь от схемы фундаментального процесса работы любой системы («ввод», «конверсия», «вывод»), Истон к «входящим» факторам относил требования и поддержку, а к «исходящим» - решения и действия.

«Требования» Истон определяет как форму выражения мнения о правомерности обязывающего распределения со стороны субъектов власти. Он делит требования на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требование может быть специфическим, простым по сути, прямо выражать обиду или недовольство конкретными действиями или явлениями. На-пример, рост преступности или коррупции в стране может стимулировать требование усиления борьбы с этими негативными явлениями. Истон следующим образом классифицирует требования: 1) требования, касающиеся распределения благ и услуг; 2) требования, связанные с регулированием поведения; 3) требования в сфере коммуникации и информации.

Чтобы сохранять политическую систему в рабочем состоянии, кроме требований, необходима поддержка.

Поддержку Истон считает главной суммой переменных, связывающих систему с окружающей средой. Формы поддержки могут быть разными: материальная поддержка, такая как выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, соблюдение законов и директив, участие в политической жизни, внимание и почтительное отношение к официальной информации и власти. Истон называет три обьекта поддержки: 1) «политическое общество» - группа людей, связанных друг с другом в одной структуре, благодаря разделению деятельности в политике; 2) «режим», основными компонентами которого считает ценности (цели и принципы), нормы и структуру власти; и 3) «правление», к которому он относит людей, участвующих в ежедневных делах политической системы и признанных большинством граждан общества ответственными за свою деятельность.

Система, по мнению Истона, - это средства, с помощью которых «ввод» (требования и поддержка) превращается в «вывод» (решения и действия). Превращая входящие факторы в исходящие, политическая система обеспечивает средства мобилизации общественных ре-сурсов на достижение целей и координацию усилий членов общества в выполнении поставленных задач. Может ли что-то встать на пути процесса конверсии? Истон отвечает, что даже существование чрезвычайных отклонений в структурах политических систем от демократических до тоталитарных не в состоянии помешать осуществлению этого процесса. Конверсия «ввода» в «вывод» - это не особенность отдельного типа системы, а процесс, присущий всем системам.

В модели Истона исходящие факторы служат для концептуализации способов реагирования системы на окружающую среду и косвенно на саму себя, видоизменяя, часто успешно, входящие факторы требований и поддержки. Поэтому нельзя считать «исходящие» конечной точкой. «Исходящие» - это фрагмент непрерывного цикла действий, который Истон называет «петлей обратной связи». Данное понятие предложено им для обозначения возвращающейся информации и способов использования ее преимуществ. Здесь имеются в виду два процесса, образующие замкнутый цикл: во-первых, исходящие системы и их следствие, т.е. адаптация власти в определенных ситуациях); во-вторых, сама информация (т.е. поток обратных сведений о состоянии системы и о последствиях реагирующей деятельности властей).

Обратная связь является главным механизмом устранения напряженности в обществе, но выполняет эту функцию лишь благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы. Если власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям, то ее решения и действия никогда не найдут поддержки.

Это особенно важно учитывать, если власть стремится не только сохранить минимальный уровень поддержки системы, но и ищет новую базу поддержки или пытается создать иной режим. Изменение, адаптация, самосохранение, переориентировка усилий, изменение целей - все это Истон считает основными средствами, с помощью которых можно справиться с напряженностью или стрессами в политической системе.

Таким образом, политическая система, с точки зрения Истона, - это не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамичная система.

8.1.4. Особенности структурно-функционального метода

Развитию теории политической системы способствовал структурно-функциональныи метод, который во многом дополнял системный анализ. Структурно-функциональный метод в его современной и системной форме проник в политическую науку из работ представителей антропологической школы (Малиновский, Браун) и социологической школы (Парсонс, Мертон и др.). Последние, несмотря на отличия их теорий, утверждали, что объяснять и предсказывать в социальных науках возможно только тогда, когда мы размышляем о социальных структурах и институтах, как исполняющих функции в системах. «Структурный» элемент подхода относится к любой организации человеческого общежития: семье, общественным объединениям, суду, различным комиссиям, законодательным органам и т.д.

Функциональный элемент соотносится с деятельностью организаций и внешним эффектом ее воздействия.

8.1.5. Модель политической системы Алмонда

Наиболее последовательным представителем структурно-функционального подхода к политологии по праву считается американский ученый Г.Алмонд. Политическую систему Алмонд определяет как существующую во всех самостоятельных обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения.

Политическая система, по его мнению, является ле-гитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Это узаконенная сила, пронизыва-ющая все «входящие» и «исходящие» факторы общества и придающая ему особые свойства и смысл, обеспечивающая его сплоченность как системы.

Алмонда, в отличие от Истона, интересует не столь-ко анализ происходящих процессов, сколько определяющее значение устойчивых структур политической системы. Термин «структура» наряду с термином «культура» занимает главное место в анализе Алмонда. Под «структурой» он подразумевает доступную наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему. Та конкретная часть деятельности людей, которая участвует в политическом процессе, называется ролью. Роли - это единицы, из которых комплектуются все со-циальные системы, включая политическую. В связи с этим одним из основных компонентов политической системы является политическая роль. Конкретные совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры. Например, судья - это роль, суд - структура ролей.

Фундаментальным для всего подхода является по-стулирование функциональных требований к системе. Существует некое количество целей, выбранных из ограниченного числа альтернатив и необходимых для жиз-ни общества. Чтобы эти цели были переведены в конк-ретные действия, система должна выполнять определенные функции. В общественных науках функции - целесообразная деятельность. Целесообразность определяется рамками системы. Направленные, или целевые функции, называются «явными». Прочие же, не являющиеся таковыми, именуются «скрытыми», которые также должны учитываться, чтобы глубже понять все производные действий и структур. Достоинством структурно-функционального метода является то, что он способствовал осознанию важности функций, особенно скрытых, выполняемых политическими акторами и группами.

Согласно Алмонду, входящие и исходящие факторы политической системы следует анализировать с точки зрения функций, заложенных в недрах системы. Он ставит вопрос: кто? (т.е. какие структуры), какие функции выполняет? и каким образом?

Истон и Алмонд внесли основной вклад в процесс создания теории политической системы, который все еще продолжается. Научная польза моделей Истона и Алмонда состоит в том, что их можно использовать как источник концепций и рабочих моделей, которые могут применяться во многих специфических и самостоятельных сферах с целью создания эмпирически объединяемых гипотез. Кроме того, стало возможным стандарти-зировать терминологию, кодифицировать данные, сохранять информацию, весьма актуальную для решения не-которых важных проблем эмпирического анализа.

Данные модели целесообразны для исследования способов сохранения и регулирования системы. Но их (особенно модели Алмонда) максимальный эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем. Истон и Алмонд, создав свои модели политической «системы», сделали понятие системы макроединицей для сравнительного анализа. Их концепция позволяет сравнивать не только колонии, федерации, города-государства, но и включать в анализ любую единицу (метрополии, государства-члены федераций, группы давления, партии, церковь, промышленные предприятия и т.д.) как дифференцированное целое взаимосвязанных компонентов, выполняющих функции политической системы.

8.2. Структура и функции политической системы общества

Политическая система - это совокупность взаимодействующих подсистем. В структуре политической системы выделяются три подсистемы: 1) институциональная; 2) информационно-коммуникативная; 3) нормативно-регулятивная.

8.2.1. Институциональная подсистема

Институциональная подсистема состоит из таких институтов, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтом, сосредоточивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Велико значение политических партий и групп интересов в политической системе. В демократических обществах они автономны и успешно осуществляют свои функции. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В авторитарных и тоталитарных обществах группы интересов и политические партии строго подчинены правящей элите и бюрократическому аппарату, их естественные функции деформированы.

8.2.2. Информационно-коммуникативная подсистема

В структуру политической системы входит информационно-коммуникативная подсистема, которая устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации, под которыми подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, книги, рассчитанные на огромную аудиторию.

Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. Если в демократических обществах средства массовой информации достаточно независимы, то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите.

8.2.3. Нормативно-регулятивная подсистема

Нормативно-регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превра-щения этих требований в решения, осуществления решений. Эти нормы - основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: 1) нормы-привычки и 2) нормы-законы. В демократических странах, например, привычной нормой можно назвать участие граждан в политике через политические партии и группы интересов. Привычным является также то, что граждане чувствуют внимание со стороны власти.

Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой оперируют нормы-законы. В тоталитарных системах, например, привычным правилом является то, что победитель получает все. В Советском Союзе после смерти Сталина, когда преемственность новых лидеров устанавливалась без физического уничтожения должностных лиц, стало очевидным, что фундаментальная форма системы изменилась.

Нормы-законы определяют процесс законодательства, устанавливают (или не устанавливают в зависимости от режима) права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и др. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, без них едва ли можно избежать беспорядка или хаоса.

8.2.4. Функции политической системы

В современной политологии наиболее полно, детально и последовательно анализировал функции политической системы Алмонд. Он утверждает, что все системы выполняют два базовых набора функций: 1) функции «ввода» и 2) функции «вывода». Алмонд выделяет четыре функции «ввода»: 1) политическая социализация и привлечение к участию; 2) артикуляция интересов; 3) агрегирование интересов; 4) политическая коммуникация; и три функции вывода: 1) разработка норм-законов; 2) применение норм; 3) контроль над соблюдением норм.

Функции «ввода» осуществляются преимущественно не-правительственными подсистемами, функции «вывода» - прерогатива правительства.

Функция «политическая социализация и привлечение к участию», которая способствует распространению «духа участия» среди членов общества, свойственна всем современным политическим системам. Но если в демократических странах эту функцию выполняют неправительственные органы, хотя и там очевидно влияние государственных структур на процесс социализации, то в тоталитарных обществах эта функция, фактически, - прерогатива государства, ибо все агенты политической социализации (школа, молодежные организации, средства массовой информации и др.) находятся под контролем государства и культивируют «дух участия» строго в соответствии с господствующей идеологией.

В демократических странах в результате распространения «духа участия» индивидуумы превращаются из «субъекта» в «гражданина». В тоталитарных режимах этот процесс отсутствует. В настоящее время процесс политической социализации и привлечения к участию в России выходит из-под контроля государства. Но основная задача процесса политической социализации в России - создание новой политической культуры - решается медленно и трудно.

Артикуляция интересов - это первый функциональ-ный шаг в ходе политической конверсии, который осуществляют группы интересов. В странах с демократическим режимом, для которых характерно официальное уважение общественного мнения и приверженность доктрине свободы ассоциаций, группы интересов могут рассматриваться как связующие звенья между гражданами и государством.

В политической системе России до 1985 года артикуляция интересов имела специфический характер. Люди не могли выражать интересы, не адекватные интересам КПСС. Предполагалось, что КПСС - единственная выразительница всех социальных интересов. Интересы социальных групп «должны были» строго соответствовать интересам КПСС, т.е. имели в значительной степени принудительный характер. В связи с этим можно констатировать, что истинные группы интересов в России отсутствовали, а артикуляцию интересов фактически осуществляла правящая партия. В настоящее время в России формируются группы интересов, очевидны первые шаги процесса артикуляции интересов, выходящего из-под власти партии и государства.

По мнению Алмонда, политическая система, которая в состоянии артикулировать интересы, способна и агрегировать их, т.е. превращать требования в альтернативы государственной политики. Политическая партия считается специализированной агрегирующей структу-рой в современной политической системе.

Политическая коммуникация - это процесс передачи информации и убеждений. Сам акт коммуникаций американский политолог Лассуэл описал следующим образом: «Кто? Что сообщил? Кому? С каким результатом?» Посредством этой функции обеспечивается связь между различными структурами политической системы. Для руководства и реализации политики обычно требуется вертикальный поток информации от народа к правительству и от правительства к народу. Кроме того, необходим и горизонтальный поток информации между уровнями и органами власти. Благодаря коммуникационному про-цессу стихийные действия по овладению властью облекаются в определенную форму взаимоотношений между людьми, формируется уважение к власти, создается государственность.

В результате нормотворчества разрабатываются законы, которые определяют поведение граждан в обществе. Обычно процесс нормотворчества включает ряд этапов: выработку политики и выбор общих целей, разработку решений и конкретных правил для достижения целей. Данную функцию выполняют законодательные, а также исполнительные и судебные органы.

Государственная политика не исчерпывается принятием законов. Важным аспектом политики и процесса принятия решений является функция «применения норм», которую выполняют не только исполнительные органы и административная бюрократия, но нередко также законодательные и правовые структуры.

Контроль за соблюдением норм - это интерпретация законов и действия с целью определения факта нарушения данного закона и наложения соответствующего наказания. Контроль - это, в основном, компетенция судебных органов, хотя исполнительные и законодательные органы иногда играют значительную роль в судебных процессах.

8.2.5. Уровни функционирования политической системы

Алмонд рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях, что позволяет сравнивать различные типы политических систем. Первый уровень - возможности системы. Возможности Алмонд понимал как власть правительства над обществом, степень влияния на умы и по-ведение людей в интересах достижения правительственных целей. Он указывал на пять различных типов возможностей, которые могут быть весьма велики в одних случаях и чрезвычайно малы в других:

1). экстрактивная возможность - это способность системы черпать человеческие и материальные ресурсы (таланты людей, поддержка, деньги) в определенных целях;

2). регулирующая возможность - это способность контролировать поведение отдельных людей и групп в обществе, регулировать деятельность общества;

3). распределительная возможность - это способность создавать, размещать и распределять материальные и нематериальные ценности в обществе;

4). реагирующая возможность - это способность системы реагировать на требования «подачей на выход» соответствующей политики, отвечать на многообразные требования, исходящие от различных групп;

5). символизирующая возможность тесно связана с потребностью в легитимности и поддержке, со способностью системы развивать популярные убеждения, взгляды, мифы, создавая яркие, доходчивые символы и лозунги, манипулировать ими с целью поддержания необходимой легитимности для осуществления своих целей.

Многие политические системы, в основном, регулятивные и экстрактивные по характеру. Тоталитарные же системы подавляют требования общества и не реагируют на требования, исходящие из внешней среды. Известно, что коммунистический тоталитаризм отличался от фашистского сильной распределительной способностью.

Символизирующая возможность в тоталитарных системах также велика.

В демократических системах на «выводы» регулирования, экстракции и распределения влияют «вводы» требований групп. Поэтому можно сказать, что демократии имеют более высокую реагирующую способность. С воз-можностями системы, безусловно, связана эффективность системы, то есть ее общая способность давать результат, создавать и размещать ценности.

Второй уровень функционирования системы отражает то, что происходит в ней самой, т.е. имеется в виду конверсивный процесс. Конверсивные процессы (или функции) - это способы превращения входящих факторов в исходящие. Конверсивный процесс одной политической системы можно анализировать и сравнивать с процессом другой системы согласно схеме Алмонда, где приводятся шесть основных функций:

1). как формируются требования (артикуляция интересов);

2). как происходит комплектование требований в альтернативные программы действий (агрегирование интересов);

3). как формируются нормы (нормотворчество);

4). как эти нормы претворяются в жизнь (реализация норм);

5). как они контролируются и регулируются (контроль над нормами);

6). как все эти столь разнообразные действия соотносятся друг с другом внутри данной системы, а также при взаимодействии системы с окружающей средой (коммуникация).

Рассматривая третий уровень функционирования политической системы, Алмонд имеет в виду функции поддержания модели и адаптации, к которым он относит, прежде всего, процесс социализации и рекрутирования, в ходе которого создаются новые роли и новые люди «врываются» в политическую жизнь.

8.3. Типология политических систем

8.3.1. Основные типологии политических систем

Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесение сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов организации политической власти в различных странах позволили выделить множество типов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире.

Типологизация политических систем в полной мере несет на себе отпечаток различных парадигмальных и идеологических подходов, обусловливающих понимание учеными сущности политического процесса, характер интерпретации ими основных проблем общественного развития и т.д. Так, сторонники позитивистско-юридических подходов политические системы нередко различают по формальным критериям, например, по характеру государственного правления, по наличию тех или иных институтов власти, по их нормам и функциям) Представители марксистского направления, рассматривая в качеств основного для капиталистической фазы развития человечества противоречие между трудом и капиталом, традиционно выделяют и описывают особенности «буржуазных» и «социалистических» политических систем. Сторонники классово нейтральных учений, как, например, английский ученый Д. Коулмэн, анализируя процесс становления и развития политического мира в историческом аспекте, выделяют «традиционные», «патриархальные», «смешанные» и «современные» политические системы. Приверженцы геополитических подходов, используя в качестве критериев типологизации территориально-пространственные факторы, выделяют, к примеру, «островные» и «континентальные» политические системы. Очень широкое распространение получила типологизация политических систем на основе характеристики правящих режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Весьма оригинальную точку зрения высказал известный американский теоретик С. Хантингтон. По его мнению, в современном, все усложняющемся мире основным источником политических конфликтов становится уже не идеология, отражающая социальные (классовые, этнические) групповые конфликты, а культурные компоненты. Причем «наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к различным цивилизациям». Иными словами, линией разграничения политических систем будут намечающиеся или уже проявляющиеся линии «разломов» между цивилизационными структурами. В качестве таких относительно автономных и самостоятельных политических систем Хантингтон выделяет западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую цивилизации.

Эти цивилизации, представляющие собой самый широкий уровень человеческой общности, безусловно, обладают не только известной целостностью, но и определенной внутренней неоднородностью. И если, как, например, в случае с Японией, цивилизация может охватывать одно государство, то в большинстве других вариантов в такие политические системы могут включаться различные нации-государства.

Причем, поскольку, по мнению Хантингтона, в связи с окончанием «холодной войны» подходит к концу так называемая западная фаза мировой истории, когда многие западные страны играли первостепенную роль в мировой политике, постольку следует ожидать и усиления активности со стороны государств, принадлежащих к другим цивилизациям, и обострения их противостояния с наиболее развитыми индустриальными странами западного мира. Такой характер взаимоотношений данных политических систем неизбежно будет усиливать противоречия между ними, в частности, региональный характер межгосударственной конфронтации, расширение территориальных претензий разделенных государственными границами народов и т.п.

8.3.2. Интеграционная типологизация политических систем

Наиболее популярная и распространенная в современной политической науке классификация политических систем предложена американским ученым Г. Алмондом, положившим в основу своей типологизации комплексный, интеграционный критерий. Он включает учет не только степени или форм централизации (децентрализации) власти, но и тип распространенных в государствах и обществах ценностей и политической культуры. Иными словами, в качестве базовой, синтетической характеристики политических порядков он рассматривает степень соответствия политических идеалов, на которые было сориентировано общество, со сложившимися в нем основными формами организации власти. На этом основании ученый выделил политические системы англо-американского (США, Великобритания, Канада, Австрия) и континентально-европейского типов (Франция, Германия, Италия), кроме того, политические системы доиндустриальных и частично индустриальных стран (Мексика, Бразилия), а также тоталитарные политические системы.

Политические системы англо-американского типа отличают прежде всего целостность и определенность политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее большинство общества и поддерживают государственные институты. К таким идеалам и убеждениям относятся свобода личности, ориентация граждан на повышение, рост индивидуального и общественного благосостояния, а также высокая ценность индивидуальной безопасности. Противоречия между группами здесь открыто заявляются, а действия властей оспариваются их противниками. Построенное таким образом политическое взаимодействие обусловливает четкую дифференциацию и функциональную определенность политических ролей партий и групп интересов, элитарных и неэлитарных слоев. В политических системах этого типа обеспечено полное господство легальных форм политической борьбы, антиэкстремизм, что не только придает организованность политическому процессу, но и предопределяет высокую стабильность режима и политических порядков в целом.

Особенности политической системы континентально-европейского типа связаны с наличием менее однородных политических культур, включающих в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов. В этом смысле общества такого типа более сегментированы, в них, несмотря на полное верховенство закона, действие мощных традиций гражданских свобод и самоуправления, в более острой форме идут процессы идеологической борьбы, межпартийной конкуренции, политического соперничества за власть. В этих странах типичными формами государственного устройства являются коалиционные правительства, интенсивная межблоковая конкуренция. Потому и политическая стабильность достигается в них путем более острого и сложного взаимодействия субъектов.

Страны доиндустриального и частично индустриального уровня развития в политической сфере отличаются весьма высокой эклектичностью политической культуры. В таких странах наиболее почитаемые населением традиции порой бывают прямо противоположными, что придает крайне противоречивый характер политическому процессу, обусловливая сосуществование едва ли не взаимоисключающих тенденций в сфере устройства государственной власти. Сильное влияние имеют воззрения, предполагающие ориентацию граждан на лидера, а не на программные цели правительства. Отдельные исполнительные структуры (армия, бюрократия) в условиях слабо дифференцированного разделения властей постоянно превышают собственные полномочия, нередко беря под контроль даже законодательные функции, открыто вмешиваются в судебные процедуры. В то же время права и свободы рядовых граждан, реальные возможности влияния общественного мнения существенно ограничены. Не удивительно, что такой характер политических отношений нередко приводит эти страны к авторитарным формам организации власти, практикующим жесткие, силовые методы регулирования общественных отношений.

Тоталитарные политические системы (жесткие гегемонии) выражают идеологическую и административную монополию власти над обществом. Власть предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие является по сути единственным способом взаимодействия государства и общества. Политическое участие граждан здесь имеет скорее ритуальный и декоративный характер. Достигаемая таким образом стабильность политических порядков существует только в интересах властвующих слоев.

Литература

Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. – М., 1996.

Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов н/Д., 1999.

Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности – М., 1994.

Макеев А.В. Политология. – М., 2000.

Политическая система общества: институты, режимы функционирования, способы изменения. – Самара, 1997.

Основы политической науки. Под ред. В.П.Пугачева. – М., 1993.

Политология. Рабочая книга преподавателя и студента / Под ред. А.В.Миронова. – М., 1998.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

Являясь самостоятельным организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:

1) регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т. д.);

2) экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П.Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Способности реализуются в функциях политической системы, или иначе, в главных ее видах деятельности. Последние же определяются той ролью, которую объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать существование данного общества как единого самоуправляемого социального организма.
Функциональный подход в анализе политической системы включает три уровня: рассмотрение взаимодействия системы с обществом в целом" в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адаптации. Разумеется" они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее представляют аспекты (стороны) различных видов деятельности политических институтов.

Функции политической системы, обращенные в большей степени к другим подсистемам общества:

Первое . Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.



Политической системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов.

Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию - свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.

Второе. Политическая система - управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.

Такая особенность объясняется двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной. Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.

Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.

Третье . Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе: обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения.

Четвертое. Одна из важнейших функций политической системы - создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).

Пятое - защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.

Словом, политическая система реализует функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.

Переход на следующий - внутренний уровень функционального анализа системы - представляет собою рассмотрение видов ее деятельности, сопряженных с осуществлением отмеченных функций. Р. Алмонд и вместе с ним Р.-Ж. Щварценберг и П. Шаран объединяют их в группу функций конверсии (преобразующих). Речь идет о тех преобразовательных действиях, которые осуществляют институты на "входе" и "выходе" системы:

а) артикуляция и агрегация интересов, что означает процесс предъявления, выражения и обобщения социальных интересов при выработке политических решений;

б) нормотворчество (выработка норм и правил);

в) применение норм и правил;

г) контроль за соблюдением норм и правил;

д) политическая коммуникация.

Три последние функции - сфера деятельности институтов государственной власти. Функция "д" в значительной мере реализуется негосударственными организациями, в том числе партиями.

Что касается функционального уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят деятельности:

а) по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять главные политические роли;

б) по осуществлению политической социализации, т. е. процесса внедрения политической культуры в сознание и поведение индивидов и масс.