Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Таинство соборования. Что такое Соборование

Таинство соборования. Что такое Соборование

Соборование - это таинство помазания оливковым маслом (освещенным), которое проводится как в православии, так и в католицизме для лечения духовных и телесных недугов.

У соборования есть второе название «Елеосвящение», освещенное оливковое масло же по-другому именуется елеем.

Главной целью ритуала является очищение человека от грехов , которые являются причиной его болезней. Как и было сказано в Библии, спаситель не стал лечить поднесенного к его ногам умирающего, а спас его душу, простив грехи его.

Этот обряд в церкви проводят семь священников, «сбор» и стал корнем альтернативного названия елеосвящения.

Историческая справка

Чтобы понять обряд соборования, как и было сказано выше, следует углубиться во времена жизни Иисуса Христа, ведь соборование представляет собой именно действия Спасителя , благодаря которым он исцелял людей от недугов.

Первые ритуалы проводились с помощью возложения рук. Со временем мы узнаем из послания Апостола Иакова, что больной мог специально позвать священнослужителей, которые путем помазания оливкового масла исцеляли больного. Страждущий излечивался лишь в том случае, если имел сильную веру. На сегодняшний день соборование проводится с помощью елея, а в дань прошлым временам на лоб больного прикладывают Евангелие.

Первые обряды на Руси были весьма легкими. Проводили их дома, священники читали несколько молитв и псалмов. Изменения начались с начала шестого века.

Соборование сегодня

Итак, в чем суть соборования в церкви . Ведь существует таинство исповеди, когда человек сам признается в своих поступках. Конечно же, здесь есть нюансы и отличия. Во время исповеди человек может скрыть свои поступки как умышленно, так и не понимая, в чем именно он провинился. Именно поэтому появился еще один чин.

Таинство соборования как раз-таки предназначено для таких людей, которые не в силах рассказать о своих грехах, ему помогают в этом священники.

В каких случаях надо соборовать человека? Нужно проводить ритуал, когда человек:

  1. Давно забыл свои грехи и не исповедовался.
  2. Совершил деяния, но не осознал всю серьёзность содеянного.
  3. Совершил грехи, но ввиду своего физического состояния никак не может искупить их добрыми делами.

Правила обряда

Как проходит соборование, какие атрибуты нужны для этого таинства и в каком возрасте и физическом состоянии должен находиться человек, чтобы начать готовиться к ритуалу?

По церковным правилам обряд елеосвящения может быть проведен, если человек:

  1. Христианин и находится в сознании.
  2. Ему есть полных семь лет.

Ритуал не будет проведен, если человек болен психическими заболеваниями, агрессивен и неадекватен в поведении.

Соборование проводится в храме . В нем могут участвовать сразу несколько человек. Исходя из того, что обряды проводят священники наивысшего ранга, можно собороваться и без исповеди.

Этот обряд в основном проводится для больных людей, но зачем здоровому человеку быть помазанным елеем? Ответ прост: ритуал помогает не только больным, но и здоровым людям, ведь священнослужители в своих молитвах просят для них новой жизни, в которой нет места грехам.

Подготовка к таинству

Обряд не проводится в любой день недели . Скорее всего, нужно поговорить со священнослужителями, которые скажут, сколько будет стоить ритуал и разъяснят все нюансы. При желании перед елеосвящением можно исповедаться, но это необязательно из-за вышеуказанных причин. Обязательно следуйте основным правилам:

Атрибуты елеосвящения

Для того чтобы провести обряд , требуются следующие атрибуты:

  1. Стол, который покрыт чистой тканью.
  2. Пшеница на блюде или же другой любой злак, который символизирует новую жизнь.
  3. Сосуд, в котором осветят оливковое масло, то бишь елей.
  4. Семь церковных свечек.
  5. Семь палочек, обвернутых ватой.
  6. Красное вино, которое символизирует кровь спасителя.

Евангелие и крест используют священники. Этот обряд в основном проводят семь священников, ведь именно семь раз зачитываются тексты из Евангелия. Семь раз происходит помазание больного. Обычно соборование проходит в церкви, но когда больной не может физически находиться в храме, обряд можно провести дома в присутствии одного священника. Домашний ритуал фактически ничем не отличается от ритуала в церкви. При этом дома могут находиться и родственники больного, которые также будут помазаны елеем.

Соборование - очень серьёзный обряд , который отпускает все грехи человека и дает ему возможность начать все с чистого листа. Только истинная вера поможет больному обрести покой и даст силы для новой жизни. Очень важно понимать, что елеосвящение не излечит полностью человека, болеющего раком, не поставит на ноги больного, который лежит годами. Медицина в таких случаях просто необходима, но вера, которая только укрепится благодаря этому ритуалу, способна творить чудеса.

Что такое Соборование?

Соборование (или Елеосвящение) - это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников - собор.

Зачем надо собороваться?
- По учению Церкви, источник болезней заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:3-11). В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак. 5:15). Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения.

Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. Веруем, что ради молитв Церкви в Таинстве Елеосвящения больному отпускаются грехи, разрешение от которых он не мог по¬лучить в Таинстве Покаяния: грехи давние, забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроя; грехи, совершенные в неведении; грехи, бывшие причиной болезни, но о которых больной не знал; грехи, которые больной по тяжкой немощи своей не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией от-пускаются болящему через Таинство Елеосвящения.

Может ли Соборование приблизить смерть человека?

Не может. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность.

К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному действию Божьей благодати. Люди, подверженные суевериям боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Ни в коем случае нельзя верить и таким предрассудкам, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских отношений, не должен ходить в баню, принимать лекарства и т.п. Эти фантазии подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей.

Как подготовиться к Соборованию?

Надо получить благословение священника на Соборование. Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, сообщить свое имя, купить свечу. Если есть возможность, перед Соборованием желательно заранее исповедоваться в том, что осознается как грех.

Когда бывает Соборование?

В течение Великого поста соборование совершается несколько раз. В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время.

Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах. В этом случае слова апостола Иакова: «болен ли кто из вас» (Иак. 5:14),- принимаются в широком значении, то есть разумеются не только телесно больные, но и страждущие душевно, - имеющие скорбь, уныние, тяжесть от греховных страстей.

Надо ли поститься перед Соборованием?

Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение - это обязанность любого православного христианина.

Кто может собороваться?

Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют.

Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?

Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным.

В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.

Можно ли соборовать младенцев?

Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.

Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм?

Надо пригласить священника на дом.

Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?

Соборование не отменяет и не заменяет Таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.

Что делать с маслом, оставшимся с прошлогоднего Соборования?

Маслом, оставшимся после Соборования можно помазываться - крестообразно наносить на больные места, можно добавлять его в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.

Можно ли святым маслом мазать больные неблаговидные места?

Человека сотворил Бог и ничего скверного в нем нет, поэтому разрешается мазать любое место, когда оно болит. Но обычно, святым маслом с молитвой крестообразно помазывают следующие части тела: лоб, щеки, грудь, ладони и кисти рук, голени.

Что делать после Соборования?

После Соборования необходимо причаститься Святых Христовых Таин.

Вы спрашиваете: Что такое Соборование и зачем нужно собороваться? Как проходит Соборование? Когда нужно собороваться? Как часто? Как готовиться к Соборованию? На все эти вопросы отвечает священник Валентин Асмус.

Соборование – это таинство в Православной и Католической Церквях, но не такое известное для всех, как, к примеру, Крещение, Венчание или Причащение. Поэтому многие ошибочно думают, что соборуют только тяжело больных людей.

Итак, что же такое Соборование? Соборование — это таинство, которое совершается как над больными, так и над здоровыми верующими. Соборованием таинство называется в связи с тем, что проводят его несколько священником — вместе, собором. Священники на Соборовании помазывают верующих освященным маслом крестообразно 7 раз.

Для чего нужно Соборование? Для исцеления телесных недугов и духовных (которые зачастую и являются причиной телесных недугов). Важно знать, что в Соборовании даруется прощение забытых грехов . Мы часто совершаем что-то необдуманно, и быстро забываем об этом или вообще не считаем это грехом (ведь все поступают так). Поэтому во многих своих грешках мы не каемся на исповеди. Так вот, в Соборовании нам оставляются именно такие — забытые или неосознанные — грехи.

Когда проводится Соборование?

Соборование совершается в течение всего года для тящелоболящих. А для всех верующих — чаще всего в Великий пост. Реже — в Рождественский. Как не пропустить Соборование в Великий пост? Нужно узнать в том Храме, где бы Вы хотели пособороваться, в какой день будет проходить Соборование. В больших Храмах Соборование проводят несколько раз за время Великого поста. Чаще всего это таинство совершается среди недели после утренней службы, но иногда и в воскресные дни. В любом случае, расписание Соборований нужно узнать заранее в Храме.

Как проходит Соборование?

Соборование проводится несколькими священниками. Соборующихся присутствует на таинстве обычно очень много, поэтому их выстраивают рядами или в большой круг, чтобы батюшкам было удобнее подходить к каждому для помазывания маслом.

На таинстве 7 раз читается Евангелие . И каждому участнику Соборования помазывают семикратно освященным елеем крестообразным помазанием лоб, ноздри, щеки, губы, шею и руки. Таинство Соборования длится несколько часов, часто его продолжительность связана с количеством соборующихся.

Как готовиться к Соборованию?

Что такое соборование в церкви и как к нему готовиться? Перед Соборованием нужно исповедаться и причаститься. А, готовясь ко причастию, нужно более усердно молиться и поститься. В этом и состоит подготовка к Соборованию. Но часто священники говорят, исповедаться и причаститься можно и после Соборования. Более детально на вопрос о подготовке к Соборованию отвечает священник Константин Островский :

Как часто нужно собороваться?

В идеале нужно собороваться 1 раз в год в Великий пост. Но это должно быть осознанное действо. Если в течение года не исповедоваться и не причащаться в надежде на то, что в Соборовании прощаются все грехи, то, ясно, что пользы никакой, ни телесной, ни духовной, это таинство не принесет.

Когда было учреждено таинство Соборования?

Таинство известно еще с апостольских времен. В послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15) мы находим первые сведения о таинстве Соборования (Елеосвящения):

В этом документальном фильме «Соборование» (25 минут), можете увидеть, как проходит Соборование в церкви. А также можете узнать более детально об этом таинстве.

Надеюсь, статья «Что такое соборование и зачем нужно собороваться?» была полезной для Вас и Вы теперь сможете более осознанно относиться к этому дешеспасительному и исцеляющему тело таинству.

Желаю всем радости от каждого мгновения жизни!

В православии существует семь таинств, одним из которых является Соборование, или Елеосвящение. Однако многие люди, даже периодически посещающие храм, не знают, как проходит Соборование. При этом оно имеет не меньшее значение, чем Исповедь или Причастие.

Это таинство, во время проведения которого человека помазывают освященным маслом (елеем) и призывают Благодать Святаго Духа для исцеления душевных и телесных недугов, а также отпущения забытых грехов.

Для его совершения, в соответствии с заповедью ап. Иакова, собирается семь пресвитеров, то есть собор. Это символичное число, которое неоднократно упоминается в Священном Писании.

Например, Нееман семь раз погрузился в воды Иордана и был исцелен. Но в современной практике все чаще проводят 2–3 батюшки. Далеко не в каждой церкви служит достаточное количество священников, но благодать Елеосвящения от этого не уменьшается.

Вокруг таинства Соборования ходит множество суеверий. Далеко не всем известно, что это и для чего делается, как пройти этот обряд. В народе прижилось мнение, что собороваться нужно только перед кончиной. Это самый распространенный домысел. Но существует и другое, не менее популярное мнение – с Соборованием связаны определенные обеты, например, уход в монастырь или запрет вступать в брак. Все эти предрассудки никак не подтверждаются православным учением. Но многие люди верят в них и избегают этого таинства.


Главная цель – молитва о духовном и телесном исцелении, отпущение особых прегрешений, которые не могут быть исповеданы на таинстве Покаяния.

Собороваться полезно каждому христианину – и физически здоровому, и больному. Православие, прежде всего, борется духовными недугами и нацеливает человека на праведную жизнь.

Интересно! Последние новости о на официальном сайте

Для чего нужно Соборование

Если понять суть этого таинства, то станет ясно, зачем нужно собороваться. Согласно православному учению источником телесных недугов прежде всего является грех. Исключение составляют лишь болезни, посланные по Промыслу Божьему для укрепления веры и духовных сил человека. Но они составляют лишь малую часть от общего числа.

Каждому верующему известно, что для отпущения грехов существует исповедь. Но некоторым делам и поступкам человек не придает значения или не считает их греховными, вследствие чего не раскаивается.

Однако они оказывают отрицательное влияние на душу, омрачают и отяжеляют ее. Для чего нужно Соборование? Елеосвящение предназначено для избавления от этого груза.

Предварительно желательно исповедаться, поскольку таинство тесно связано с покаянием. Во время Елеосвящения собор служителей церкви просит у Господа даровать человеку телесное здравие и отпущения особых прегрешений:

  • давних и забытых;
  • совершенных в неведении;
  • которые невозможно исповедовать на данный момент и загладить добрыми поступками.

Последний пункт в большей степени касается тяжелобольных людей, которые в силу телесной немощи уже не могут рассказать обо всем духовнику.

Но не стоит думать, что Елеосвящение способно заменить Покаяние. Во время этого таинства отпускаются грехи, которые не были названы на исповеди не по желанию их скрыть, а по забывчивости или незнанию.

Когда проводится Елеосвящение

Помазывание больных святым елеем практиковалось еще в апостольские времена. Соборование совершали в любое время, когда бы ни потребовалось – в праздники, в посты, днем и ночью. Сам Господь подавал исцеление болящим, когда они об этом просили, и не приурочивал к каким-либо определенным событиям. Таким образом, таинство Елеосвящения проводится в тех случаях, когда в этом есть необходимость.

Познавательно! Расписание богослужений в на Бауманской

Соборование в церкви совершается для всех православных христиан во время Великого и Рождественского поста, перед некоторыми особо чтимыми праздниками.

Верующие узнают об этом заранее – на доске объявлений или дверях храмах обычно размещают специальное объявление, когда проводится Соборование.

Для тех, кто не может самостоятельно дойти до храма, Елеосвящение проводится на дому в любое время.

Как проходит Соборование

Первоначально священнослужители устанавливают аналой с Евангелием. Около него ставят стол, на котором размещают блюдо с пшеницей, в центре находится сосуд с елеем. Также в зерно ставят 7 свечей и 7 кистей для помазания (по числу чтений из Священного Писания). Пшеница символизирует зародыш жизни.

Каждый верующий держит в руках горящую свечу. Она является знаком горячей молитвы и того, что Христос – свет нашей жизни.

Чинопоследование состоит из:

  • умилительного канона, объясняющего силу этого Таинства,
  • тропарей,
  • семи чтений из Апостола,
  • семи чтений из Евангелия,
  • семи молитв.

После каждого круга чтений верующих помазывают освященным елеем. В это время перечисляются имена всех присутствующих и возносится молитва о даровании здравия. Под конец на головы прихожан возлагают Евангелие, которое располагают письменами вниз. Это тоже символ – исцеляющая рука самого Христа.

Важно! Соборование в Рождественский пост проводится достаточно редко. Но в некоторых приходах сложилась такая традиция. Лучше заранее обратиться к священнику, и уточнить этот вопрос.

Кому разрешено собороваться

Таинство Елеосвящения проводится только над членами Церкви Христовой. Древние чины предполагали самоличное чтение Символа веры. Поэтому к нему не допускаются:

  • представители других религиозных конфессий;
  • исключенные из церкви;
  • те, на кого наложена Епитимья, отстраняющая от этого таинства.

Но для представителей последней группы существует исключение – скорая смерть. Если в результате человек обретает исцеление, то он возвращается к несению Епитимьи.

Чтобы понять, кому можно собороваться, следует выделить тех, кто к нему не допускается. К этой категории людей относятся:

  1. Больные, находящиеся в сумасшествии;
  2. Люди без сознания.

В таком состоянии человек не может принимать полноценное участие и ощущать нисходящую на него Благодать. К подобным случаям относятся приступы эпилепсии, сон, летаргия и т.д.

Не допускается совершение Елеосвящения над детьми, не достигшими 7-ми летнего возраста. Младенцы еще не имеют грехов. А во время совершения Таинства просят у Господа прощения всех совершенных прегрешений – вольных и невольных, мыслимых и немыслимых.

Познавательно! Защитник от всякого зла кто это такой

Отдельно стоит сказать о людях, которые могут, но по каким-либо соображениям не хотят участвовать в таинстве Елеосвящения. С ними можно провести беседу, рассказать о важности этого действия, но насильно принуждать нельзя. Пользы такой поступок не принесет.

Зачем нужно собороваться

Это не волшебство, которое исцеляет человека от всех болезней. Во время совершения таинства возносятся молитвы о даровании Господом здравия и отпущения грехов. Но не тех, которые называют на Исповеди, а незамеченных, забытых или совершенных неосознанно.

Душа нуждается в регулярном очищении от тяжкого груза. Прежде всего, человек должен получить исцеление духовное, после чего уже может последовать и наступление телесного здравия.

Известно много случаев чудесного выздоровления. Однако каждый человек получает по вере своей. И воспринимать Елеосвящение как некий магический ритуал ни в коем случае нельзя.

Без покаянного настроя, искреннего желания очищения души и принятия Благодати Божией пользы от него не будет. Елеосвящение побуждает прихожан задуматься о своей жизни, совершенных делах и спасении души. Главная цель Соборования – это стремление к очищению и праведной жизни.

Для тяжелобольных людей, которые не в состоянии самостоятельно добраться до церкви, проводится Соборование на дому. Для этого необходимо заранее рассказать батюшке об этой необходимости и договориться о времени проведении.

Возможно, участвовать в Елеосвящении смогут все домочадцы. Лучше сразу обговорить этот вопрос, поскольку каждый человек должен соответствующим образом настроиться на раскаяние.

Важно! Узнать, сколько стоит Соборование на особых условиях, дома, можно у священника. Чаще всего размер пожертвования зависит от возможности человека. Для людей, находящихся в особой нужде, Елеосвящение проводят бесплатно.

Перед началом Соборования необходимо произвести некоторые приготовления:

  1. Установить в комнате больного стол, накрытый чистой скатертью. Желательно, чтобы он находился в углу перед иконами.
  2. Поставить на него блюдо с зернами пшеницы. За неимением такового можно использовать любой другой злак – рожь, просо или рис.
  3. В центре блюда поместить пустую лампадку, предназначенную для освящения елея.
  4. Вокруг лампадки установить 7 свечей.

Кроме этого, на столе должны стоять отдельные сосуды с маслом и небольшим количеством красного вина. Здесь же располагают святое Евангелие и крест с распятием.

Как пройти Соборование в церкви

Перед тем как принять участие в таинстве Елеосвящения, необходимо взять благословение у духовника. В назначенное время прийти в храм, купить свечу и записаться в церковной лавке. Имена потом зачитывает священник во время совершения Соборования.

Хорошо, если человек смог предварительно исповедаться и причаститься. Поскольку Соборование обычно проводится в Великий пост, то его соблюдение является обязательным для каждого верующего.

Для посещения церкви нужно выбрать скромную и простую одежду. При этом область шеи, ладони и лоб должны быть открытыми.

С собой необходимо взять кусок ткани, которая обладает хорошими впитывающими свойствами. Она нужна для вытирания излишков масла с лица и тела.

Также часто приносят бутылку с маслом, которую ставят на специальный стол. Потом ее забирают домой. Елеем разрешается крестообразно помазывать любые больные места и понемногу добавлять в пищу.

Дать точный ответ на вопрос, сколько длится таинство Елеосвящения, невозможно. Все зависит от количества священников и участвующих прихожан. Чаще всего – не менее часа, а в некоторых случаях и гораздо дольше. Поэтому всем верующим стоит запастись терпением и смирением.

Нужно быть готовым к тому, что во время Елеосвящения придется бороться с искушениями. Если будут одолевать грешные помыслы, то лучше занять свой ум молитвой. Это и есть проявление веры – преодоление собственной слабости и испытаний, посылаемых дьяволом.

Полезное видео

Подведем итоги

Соборование – не панацея от всех болезней. Это возможность очистить душу от груза забытых, совершенных в неведении грехов, испросить у Господа помощи в исцелении. Если возникают какие-либо сомнения в целесообразности совершения таинства Елеосвящения, то всегда можно обратиться к священнику, который с радостью расскажет, что такое Соборование и как оно проводится.

Читайте также: (Соборования)

Духовный смысл Таинства Елеосвящения

Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается , но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.

Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха.

Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство называли «последним помазанием).

Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи.

В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.

Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем, страдая во Христе, – подлинно очищается и освящается.

При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять.

Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли » (Мк. 6, 12-13). Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте » (Мф. 10, 8). Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного » (Иак. 5, 14-16). Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха.

Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, – считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом. В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением – в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.

История и чинопоследование Таинства Елеосвящения

В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного.

До VI века Соборование совершалось в домах, затем – преимущественно в храмах, а с XIV столетия – и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня. Таинство могло совершаться над человеком неоднократно – в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам. В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб. Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой – в зависимости от обстоятельств.

Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками – во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник. С VII -VIII веков Елеосвящение начинают совершать семь священников.

Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся – на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Древнейшее упоминание о таком применении елея содержится у Оригена, учителя Церкви III века. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, – ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся – ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше.

Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире – и в дни Великого поста.

Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике.

Сегодня в Русской Православной Церкви для совершения Таинства Соборования используются елей и вино.

Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания.

Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника. Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским (Корфским). Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…».

Следом за тропарем произносится «мирная» ектения с особыми, относящимися к духовному смыслу Таинства, прошениями. За ней следует молитва на освящение елея «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших…». В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица. Затем поются тропари Христу, различным святым (апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребреникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову) и, в заключение, – Богоматери.

Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема. Звучат прокимен, Апостол, «Аллилуйя», Евангелие (для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения), сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая (каждый раз изменяемая) молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания. Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…». В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом.

Во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь и тексты, связанные с темой елея: например, уже отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных. Здесь же звучат отрывки, научающие столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви. В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковью – в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике.

После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; старший из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…». Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (такого-то), и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже…» и так далее. Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего.

Потом следует сокращенная «сугубая» ектения, поются стихиры святым бессребреникам и целителям и, наконец, глаголется отпуст. В нем упоминается апостол Иаков, в послании которого как раз и содержится богословское обоснование Таинства Елеосвящения.

В конце чинопоследования больной трижды кланяется священнослужителям – разумеется, если он в силах это сделать, и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго». Так завершается это Таинство.

Подготовлено по материалам книги П.Ю. Малкова «Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви», лекций по Литургическому Преданию прот. Владимира Воробьева.