Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Священный союз.

Глава 13. 1815–1825 Священный союз и конец реформаторского порыва

Начиная с 1815 политика Александра I становится все более двусмысленной, а его действия все чаще расходятся с провозглашенными ранее намерениями. Во внешней политике высокие принципы, легшие в основание Священного союза, уступают место более приземленным интересам, прежде всего национальным, что выражается, в частности, в изменении позиции России в греческом и балканском вопросах. Внутри страны предоставление Польше конституции, воспринятое было как предвестие грядущих реформ, не получает продолжения, если не считать некоторых конфиденциальных проектов.

При всем том Александру не удается добиться полного приятия своей политики консерваторами, которых шокируют религиозные взгляды императора и некоторый налет «космополитизма» на всей его деятельности. Впрочем, меры, свидетельствующие о повороте к реакции, принимаются все чаще и связываются с именем А. А. Аракчеева, деспотизм которого достигает своего предела в начале 20-х: это ужесточение цензуры, чистки в университетах, разгон масонских лож и упорное, несмотря на многочисленные случаи неповиновения, продолжение губительного эксперимента с военными поселениями.

Что касается оппозиции этому царю, отправившему в ссылку Александра Пушкина, то она в виде тайных обществ развивается лишь в весьма узких кругах, среди дворянской и офицерской молодежи, как правило, под влиянием западного либерализма и находит выход в восстании декабристов 1825.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

6.5. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Усиление реакцииПосле создания Священного союза и возвращения в Россию в 1815 г., Александр I проявлял все больше сомнений в необходимости конституционной реформы.В документах Венского конгресса содержалось постановление,

Из книги Всемирная история. Том 4. Новейшая история автора Йегер Оскар

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

«Священный союз» В 1656 году пост великого визиря Османской империи захватил Мехмет Кепрюлю. Он сумел провести реформу в армии и нанес несколько чувствительных поражений врагам.Через семь лет после начала его правления Австрия подписала невыгодный для нее мир в Васваре, в

автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой,

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда. Охранительные тенденции отчетливо

Из книги Тысячелетняя битва за Царьград автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1 КАВКАЗ, ГРЕКИ И СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ После Бухарестского договора мир между Россией и Турцией продлился 16 лет. Как ранее говорилось, мир мы должны понимать как перемирие, поскольку основная проблема взаимоотношений двух стран - Проливы - решена не была, плюс

автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 8. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 9. Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда Охранительные тенденции отчетливо

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Внешняя политика (1815–1825) Разгром Наполеона привел к реставрации Бурбонов и возвращению Франции в границы 1792 г. Окончательное урегулирование вопросов послевоенного мира проходило на Венском конгрессе, где между державами-победительницами возникли острые разногласия.

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

59. РЕЙНСКИЙ СОЮЗ 1806 г. ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ 1815 г. В 1806 г. под воздействием наполеоновской Франции, активно влиявшей на европейскую политику, используя свою военную мощь, 16 германских государств вошли в «Рейнский союз». Таким образом была окончательно разрушена

Из книги Том 3. Время реакции и конситуционные монархии. 1815-1847. Часть первая автора Лависс Эрнест

ГЛАВА II. СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ И КОНГРЕССЫ. 1815-1823 Мирная политика и конгрессы. В одном мемуаре о Венском конгрессе Гентц, корреспондент господарей Валахии, писал: «Пышные фразы о «восстановлении общественного порядка», «обновлении европейской политической системы», «прочном

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 6. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ 1815–1825 ГОДОВ Творчество основоположника русского романтизма В. А. Жуковского идейно претворило новую страницу в истории отечественной литературы, которая в значительной степени определялась общественной обстановкой послевоенных

Из книги Теория войн автора Кваша Григорий Семенович

Глава 4 СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ После большой войны должен наступить большой мир. Это рассуждение достаточно банально и проистекает из простых предпосылок: устали воевать народы, устали воевать экономики, устали воевать правители. Все внешнеполитические вопросы решены военным

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

ГЛАВА 7 ПОВЕЛИТЕЛЬ ЕВРОПЫ: 1815–1825

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

ГЛАВА 8 ХРАНИТЕЛЬ ДОМА: 1815–1825

ВВЕДЕНИЕ

Система международных отношений, получившая название Венской, своим началом имела решения Венского конгресса 1814— 1815 гг. Она стала инструментом поддержания длительного мира в Европе и достижения равновесия сил на континенте.

Выделяются два аспекта в значении Венской системы для истории европейских стран и народов.

С одной стороны, она дала Европе возможность прожить до начала 1850-х гг. без глубоких военных потрясений, хотя необходимо иметь в виду, что в рамках Венской системы нарастали противоречия между великими державами.

С другой стороны, позитивное значение Венской системы, связанное с возможностью мирного урегулирования военных конфликтов, снижалось ее крайне реакционным характером, направленным, во многих случаях, на прямое подавление революционных движений, что тормозило модернизационные процессы в Западной Европе.

Цель данной работы - исследовать роль Священного союза в истории развития Европы и России .

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ

«Заключительный генеральный акт» Венского конгресса 28 мая (9 июня) 1815 г. не явился окончательным этапом установления нового европейского порядка. Еще в марте 1815 г. Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия заключили Четверной союз, на словах, направленный на поддержку реставрированной во Франции династии Бурбонов, а на самом деле, для контроля внутренней и внешней политики побежденной Франции.

В силу данного соглашения Франция была оккупирована союзными войсками и на нее была наложена огромная военная контрибуция. Все это означало желание великих держав всемерно ослабить Францию и лишить ее возможности проводить самостоятельную внешнюю политику.

Инициаторами создания Четверного союза были Англия и Австрия, не желавшие возрождения Франции. Российский император Александр I (1801 — 1825) относился к Франции более доброжелательно и предпринимал значительные меры для возвращения Франции в ранг великой державы.

Политика России после Венского конгресса имела двойственный характер. До конца не доверяя своим союзникам, Александр считал необходимым продолжить усилия для стабилизации ситуации в Европе. Во-первых, для проведения возможных преобразований внутри собственной страны, во-вторых, для будущих эволюционных перемен европейских политических систем. Третьим фактором, определявшим его политические планы, было желание сохранить стабильность на вновь приобретенных польских землях (Царство Польское). В связи с этим, Александр собственной рукой составил текст нового договора — «Акт Священного союза ».

Документ имел религиозно-мистический характер с обязательством христианских монархов оказывать друг другу помощь и поддержку. При этом под религиозной оболочкой скрывалась общая политическая задача — поддержка принципа легитимизма и сохранения европейского равновесия. В сравнении с предыдущими договорами (Шомонским и Парижским 1814 г., о Четверном союзе 1815 г.) положения Священного союза выглядели несколько размытыми с точки зрения мотивов, средств и целей, которые в нем оговаривались.

Между тем, Союз, по замыслу его создателей, должен был сыграть роль, с одной стороны, сдерживающего начала против национально-освободительных движений, а с другой — объединителя всех его участников для защиты существующих порядков. Не даром, в текст вошло положение о том, что участники Союза будут «подавать друг другу руку и помощь для сохранения мира, веры и правды».

Создание Священного союза. Текст договора о создании Священного союза был подписан 14 (26) сентября 1815 г. тремя монархами: австрийским императором Францем I Габсбургом (1792—1835), прусским королем Фридрихом Вильгельмом III Гогенцоллерном (1797— 1840) и российским императором Александром L Великобритания, в лице принца Георга Уэльского — в 1811 — 1820 гг. он исполнял обязанности регента при психически заболевшем короле Георге III Ганноверском — подписать документ отказалась. Вместе с тем, как показали дальнейшие события, британское руководство принимало самое активное участие в политике, проводимой Священным союзом.

В скором времени в Союз вступили все европейские державы, кроме Турции и Папского двора.

Несмотря на расплывчатость установленных принципов, Союз стал постепенно набирать значительный вес и силу. Он превратился в противовес Четверному союзу, за который активно выступали Великобритания и Австрия. Это помогало российскому императору проводить политику противовесов, усиливая Францию всеми возможными способами. Уже присоединение Франции к «Акту Священного союза» означало ее включение в общеевропейский концерт.

В ноябре 1815 г. между Россией и Францией официально был подписан мирный договор. Одновременно российская дипломатия чрезвычайно внимательно наблюдала за внутренним состоянием Франции и делала все возможное для поддержания власти Бурбонов. На этой основе уже в 1816 г. французское правительство обратилось к английскому командующему оккупационными войсками герцогу А. Веллингтону с ходатайством о возможности сокращения оккупационной армии, что было горячо поддержано Александром I. Были сокращены также и размеры контрибуции.

Демонстративная поддержка Александром французского правительства была связана, прежде всего, с тем, что европейское равновесие в его понимании включало Францию в состав великих держав как противовес англо-австрийскому влиянию в Европе.

РОЛЬ КОНГРЕССОВ СВЯЩЕННОГО СОЮЗА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ

Аахенский конгресс. Первый конгресс Священного союза собрался в немецком Аахене 18(30) сентября 1818 г. Главными участниками переговоров были: от России — Александр I, Австрии — министр иностранных дел и фактический глава правительства К, Меттерних, Пруссии — канцлер К. Гарденберг, Великобритании — министр иностранных дел Р. Каслри, Франции — министр правительства Людовика XVIII Бурбона (1814-1815, 1815—1824)Л. Ришелье.

Конгресс был созван для обсуждения вопросов о положении Франции, ее отношений с союзниками и некоторых других международных проблем (о посредничестве держав в конфликте Испании с ее колониями; о свободе мореплавания и о прекращении работорговли).

Еще до начала конгресса российское правительство поставило вопрос о прекращении деятельности Четверного союза, что было, впрочем, резко отвергнуто другими его членами.

Аахенский конгресс принял решения: о выводе оккупационный войск из Франции до 30 ноября 1818 г., о сокращении контрибуции, выплачиваемой Францией, о принятии ее в Священный союз.

Вторым, по значению, стал вопрос о помощи Испании в вопросе о революционных брожениях в ее латиноамериканских колониях. В конце концов, осуждение революционных выступлений в Латинской Америке не привело к принятию решения о вооруженном вмешательстве держав в пользу Испании.

Относительно вопроса о работорговле Россия выступила за скорейшее прекращение торговли неграми и строгое наблюдение за выполнением решения держав о прекращении работорговли.

Несмотря на общие декларативные заявления о необходимости борьбы с революционными проявлениями в различных частях Света, Аахенский конгресс не принял характера той реакционной организации, который имели последующие конгрессы Священного союза.

При обсуждении многих вопросов проявилось жесткое противостояние России и Англии, а также стремление последней привлечь на свою сторону Австрию и Пруссию. Как отмечал российский статс-секретарь И. Каподистрия, «Великобритания претендует на абсолютное господство на море и в торговых сношениях обоих полушарий... Она владеет Португалией, держит под своим влиянием Бельгию и принижает Испанию, торгуя с мятежниками». Каподистрия имел в виду быстрое распространение британского приоритета на морях и океанах.

Крайне недовольно было русское правительство и позицией Австрии, которая, по его мнению, стремилась вернуть себе все привилегии короны бывшей «Священной Римской империи германской нации».

В итоге, Аахенский конгресс не только не сблизил великие державы, но и выявил явные противоречия между ними. Конгресс в Аахене, закрывшийся 9 (21) ноября 1818г., не придал Священному союзу исключительно антиреволюционной направленности, но декларировал многие легитимные и антиреволюционные постулаты.

Троппау-Лайбахский конгресс. Активизация революционного движения в Европе вызвала необходимость созыва новой встречи членов Священного союза. Она была назначена в Троппау (Опава, Чехия) по инициативе К. Меттерниха.

Великая Французская революция конца XVIII в. и эпоха наполеоновских войн вызвали серьезные изменения не только в социальном составе и положении различных групп населения европейского континента, но и в самосознании народов Европы. Несмотря на некоторые позитивные результаты Венского конгресса и создания «системы 1815 г.», главным оставалось то, что народы европейских государств отказывались мириться с восстановлением старых порядков и династий. Особенно ненавистно было восстановление правления династии Бурбонов в итальянских землях и на Пиренейском полуострове.

К началу 1820-х гг. в Испании, итальянских и германских государствах образовывались многочисленные тайные общества, программа которых включала требование введения конституционных порядков. В «малых» германских государствах революционное движение возглавляли студенты, в итальянских землях — на борьбу поднялись средние слои общества, в Испании — брожение затронуло армию.

Непростой ситуация была и во Франции, в которой министерство А. Ришелье было заменено правлением Э. Деказа, ярого сторонника неограниченной монархии.

В январе 1820 г. в Испании под предводительством капитана Р. Риего вспыхнула революция, которая покончила с деспотизмом Фердинанда VII Бурбона (1808, 1814—1833). Летом того же года в Мадриде собрались кортесы (парламент), фактически лишившие короля власти.

В июне 1820 г. восстало несколько полков в Неаполитанском королевстве. Они были поддержаны широкими народными массами, что вынудило короля Обеих Сицилии Фердинанда I Бурбона (1816— 1825") обратиться за помощью к Австрии. К. Меттерних отчетливо сознавал, что единоличное вмешательство Австрии в итальянские дела будет враждебно воспринято другими европейскими государствами. В связи с этим он и предложил собрать новый конгресс Священного союза.

Для понимания позиции России на будущем конгрессе необходимо отметить трансформацию взглядов Александра I в сторону значительного поправения. Если до 1820 г. он как маятник колебался между остатками либеральных воззрений и своими реакционными настроениями, то революционные события 1820-х гг. по всей Европе, укрепили в нем реакционные взгляды. Это отразилось в смене управляющих российским министерством иностранных дел: с 1815/1816 гг. статс-секретарями были двое — либерал И. Каподистрия и приверженец идей Меттерниха К.В. Нессельроде, но в 1822 г. Каподистрия был отправлен в отставку. Это дало возможность австрийскому канцлеру все более и более влиять на позицию и Александра, и России. В своих мемуарах Меттерних упивался возможностью этого влияния, хотя явно во многом его преувеличивал.

Такова была международная ситуация накануне открытия конгресса в Троппау , который начал свою работу 11 (23) октября 1820 г.

Уже в начале конгресса пришло известие о выступлении Семеновского полка в Петербурге, что еще более укрепило реакционные настроения Александра.

Главным вопросом повестки дня конгресса была выработка мер по подавлению революционных выступлений. В связи с этим участники горячо обсуждали вопрос о праве своего вмешательства в дела других государств, не дожидаясь от них такой просьбы.

В результате три из пяти великих держав — Россия, Австрия и Пруссия — подписали протокол о праве вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств (принцип интервенции) и специальный протокол, касавшийся мер для подавления неаполитанской революции. Этот протокол санкционировал военную оккупацию Австрией Неаполитанского королевства. Кроме того, на конгресс был приглашен Фердинанд I, которого главам держав было важно изолировать от восставшего народа для того, чтобы не дать ему возможность выполнить данное им ранее обещание введения в Неаполе конституционного правления.

В январе 1821 г. заседания конгресса были перенесены в Лайбах (Любляна, Словения). Сюда же прибыл и престарелый Фердинанд.

Не дожидаясь завершения работы конгресса, австрийские войска в феврале 1821 г. выступили против революционного Неаполя, и в марте 1821 г. там была восстановлена власть династии Бурбонов.

В марте 1821 г. вспыхнула революция в Пьемонте (север Аппенинского полуострова). Оставшиеся в Лайбахе представители великих держав немедленно уполномочили Австрию на подавление и этой революции, осуществленное ею в апреле 1821 г., после чего Австрия, Пруссия и Россия подписали декларацию о продлении оккупации Австрией Неаполя и Пьемонта.

Особую позицию на заседаниях конгресса занимали Великобритания и Франция. Они не поддержали принцип интервенции, не подписали протокол о подавлении неаполитанской революции, но и не выступили против этих решений.

Троппау-Лайбахский конгресс и принятые им решения продемонстрировал, что Священный союз превратился в организацию реакционно-политического характера, призванную подавлять любые революционное выступления, направленные на политическую модернизацию Европы. Конгресс показал, что в данном вопросе у пяти великих держав не существовало серьезных противоречий, хотя политические разногласия сохранялись в полном объеме по другим международным проблемам.

Участники конгресса специально не обсуждали вопрос о мерах для подавления революции в Испании и Португалии, однако в декларативной форме Россия, Австрия и Франция высказали идею о необходимости вмешательства во внутренние дела на Пиренейском полуострове. На конгрессе стала также очевидной реакционная роль России и лично Александра I.

Официальное закрытие заседаний конгресса состоялось 14 (26) февраля 1821 г., но фактически его участники оставались в Лайбахе до конца апреля, следя за действиями австрийских войск в Пьемонте.

Веронский конгресс . Третий конгресс Священного союза состоялся 20 октября (1 ноября) — 14(26) декабря 1822 г. в итальянской Вероне. Главным образом он был посвящен вопросу о событиях в Испании.

Конгресс был чрезвычайно представительным. Его участники: от России — император Александр I, от Австрии — император Франц /, от Пруссии — король Фридрих Вильгельм III, от Великобритании и Франции — министры иностранных дел, а также итальянские монархи, дипломаты и видные военачальники других европейских стран.

Кроме испанской проблемы, внимание было уделено разгорающемуся Греческому восстанию против владычества Османской империи и судьбе латиноамериканских колоний, стремившихся к независимости от Испании. Последний вопрос имел особую остроту, так как Парагвай, в сущности, стал независимым с 1811 г., Чили — после народной борьбы в 1810—1823 гг., Новая Гранада — с 1819 г., Венесуэла — с 1821 г, в результате побед, одержанных С. Боливаром над испанскими войсками.

Большое значение для принятия решений конгресса имело то, что после смерти британского министра иностранных дел Р. Каслри его сменил Д. Каннинг, занимавший более либеральные позиции, чем его предшественник. Кроме того, Англия, опасаясь усиления роли Франции на европейском континенте, была принципиальным противником вмешательства в отношения Испании с ее колониями. Политику Великобритании определяло стремление в своих интересах обеспечить независимость южных латиноамериканских колоний и их отделение от Испании.

Тем не менее, Александр I и К. Меттерних были убежденными сторонниками решительного подавления революции в Испании силами французских войск. 19 ноября (1 декабря) 1822 г. Россия, Австрия, Пруссия и Франция подписали протокол, в котором были сформулированы обстоятельства, обусловливавшие французскую интервенцию в Испанию для восстановления в ней полноты королевской власти. Державы разорвали с Испанией дипломатические отношения и выразили готовность оказать Франции моральную и материальную поддержку. Великобритания протокол не подписала, не желая вмешиваться в испанские дела, хотя фельдмаршал А. Веллингтон, представитель британского МИД, в частной беседе с российским представителем (Х.А. Ливеном) выразил поддержку решений конгресса. В апреле 1823 г. французская армия под командованием принца Людовика Ангулемского перешла Пиренеи и к осени подавила испанскую революцию.

Согласованная позиция России, Австрии и Пруссии отразилась также в их общей декларации с осуждением любых революционных выступлений, в том числе и национально-освободительной борьбы греческого народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Священный союз 1815 года — это консервативный политический альянс Австрии, Пруссии и России, призванный поддержать установленную на Венском конгрессе 1815 года систему международного порядка. Практическая функций Священного союза отразилась в постановлениях серии конгрессов (Аахенского, Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых формировались принципы и условия вмешательства во внутренние дела других суверенных государств с целью превентивного насильственного подавления всех революционных движений и поддержания существующего политического строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими ценностями.

На Веронском конгрессе ярко раскрылась реакционная сущность Священного союза. Если Венская система играла двоякую роль: с одной стороны, поддерживая легитимные настроения европейских монархов, с другой — она способствовала равновесию сил в Европе и решению конфликтных ситуаций мирными средствами, то Священный союз был консервативной организацией, надолго затормозивший создание независимых европейских государств и их буржуазную модернизацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев, И. С. Искусство дипломатии: не победить, а убедить [Электронный ресурс] / И. С. Алексеев. - 4-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.

Всеобщая история дипломатии. — М.: Эксмо, 2009.

История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015

История: Учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.

Новый исторический вестник, 2014, №2 (40)

1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана. Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционного духа и политического и религиозного свободомыслия, где бы они ни проявлялись» .

История создания

Неучастие Англии в договоре Каслри объяснял тем, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского , Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

Конгрессы Священного союза

Аахенский конгресс

Конгрессы в Троппау и Лайбахе

Как правило, рассматриваются вместе как единый конгресс.

Конгресс в Вероне

Распад Священного союза

Система послевоенного устройства Европы, созданная Венским конгрессом, противоречила интересам нового зарождающегося класса - буржуазии . Буржуазные движения против феодально-абсолютистских сил стали основной движущей силой исторических процессов в континентальной Европе. Священный союз препятствовал установлению буржуазных порядков, усиливал изоляцию монархических режимов. С ростом противоречий между участниками Союза происходило падение влияния на европейскую политику российского двора и российской дипломатии.

Уже к концу 1820-х годов Священный союз начал разлагаться, чему способствовало, с одной стороны, отступление от принципов этого Союза со стороны Англии, интересы которой в это время весьма сильно противоречили политике Священного союза как в деле конфликта между испанскими колониями в Латинской Америке и метрополией, так и в отношении ко всё ещё продолжавшемуся греческому восстанию, а с другой - высвобождение преемника Александра I из-под влияния Меттерниха и расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции.

«Что касается Австрии, то я в ней уверен, так как наши договоры определяют наши отношения».

Но российско-австрийское сотрудничество не могло устранить российско-австрийские противоречия. Австрию, как и прежде, страшила перспектива появления на Балканах независимых государств, вероятно дружественных России, само существование которых вызвало бы рост национально-освободительных движений в многонациональной Австрийской империи. В итоге в Крымской войне Австрия, прямо в ней не участвуя, заняла антироссийскую позицию.

Библиография

  • Текст Священного союза см. в «Полном Собрании Законов», № 25943.
  • Французский подлинник см. в 1 ч. IV т. «Собрания трактатов и конвенций, заключённых Россией с иностранными державами» профессора Мартенса.
  • «Mémoires, documents et écrits divers laissés par le prince de Metternich», т. I, стр. 210-212.
  • В. Даневский, «Системы политического равновесия и легитимизма» 1882.
  • Ghervas, Stella [Гервас, Стелла Петровна], Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance, Paris, Honoré Champion, 2008. ISBN 978-2-7453-1669-1
  • Надлер В. К. Император Александр I и идея Священного союза. тт. 1-5. Харьков, 1886-1892.

Ссылки

  • Николай Троицкий Россия во главе Священного союза // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Священный союз" в других словарях:

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения империи Наполеона I. Целями Священного союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815. В 1815 к Священному союзу присоединились Франция и… … Большой Энциклопедический словарь

    СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ, союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения Наполеона I. Целями Священного Союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15. В 1815 к Священному союзу присоединились… … Современная энциклопедия

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15 гг. В ноябре 1815 г. к союзу присоединилась Франция,… … Исторический словарь

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ

Реакционное объединение европейских монархов, возникшее после падения империи Наполеона. 26. IX 1815 русский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали в Париже т. н. "Акт Священного союза".

Реальная сущность "Акта", выдержанного в высокопарно религиозном стиле, сводилась к тому, что подписавшие его монархи обязывались "во всяком случае и во всяком месте... подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь". Иными словами, С. с. являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер.

19. XI 1815 к С. с. присоединился французский король Людовик XVIII; в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Англия формально не вошла в состав С. с, однако на практике Англия нередко координировала своё поведение с общей линией С. с.

Благочестивые формулы "Акта Священного союза" прикрывали весьма прозаические цели его творцов. Их было две:

1. Поддерживать в неприкосновенности ту перекройку европейских границ, которая в 1815 была произведена на Венском конгрессе (см.).

2. Вести непримиримую борьбу против всех проявлений "революционного духа".

Фактически деятельность С. с. почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трёх руководящих держав С. с, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и К. Меттерних. Всего конгрессов С. с. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822 (см.).

Державы С. с. целиком стояли на базе "легитимизма", т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. С. с. был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы. Ярче всего это проявилось в позиции С. с. по отношению к революциям в Испании (1820-23), Неаполе (1820-21) и Пьемонте (1821), а также к восстанию греков против турецкого ига, начавшемуся в 1821.

19. XI 1820, вскоре после начала революции в Испании и Неаполе, Россия, Австрия и Пруссия на конгрессе в Троппау подписали протокол, который открыто провозглашал право вмешательства трёх руководящих держав С. с. во внутренние дела других стран в целях борьбы с революцией. Англия и Франция не подписали этого протокола, но дальше словесных протестов против него не пошли. В результате решений, принятых в Троппау, Австрия получила полномочия на вооружённое подавление неаполитанской революции и в конце марта 1821 оккупировала своими войсками Неаполитанское королевство, после чего здесь был восстановлен абсолютистский режим. В апреле того же 1821 Австрия насильственно подавила революцию в Пьемонте.

На Веронском конгрессе (октябрь - декабрь 1822) усилиями Александра I и Меттерниха было принято решение о вооружённом вмешательстве в испанские дела. Полномочия на фактическое осуществление этой интервенции были даны Франции, которая 7. IV 1823 действительно вторглась в Испанию со 100-тысячной армией под командой герцога Ангулемского. Испанское революционное правительство сопротивлялось иностранному нашествию в течение полугода, но в конце концов силы интервентов, поддерживаемых испанской внутренней контрреволюцией, одержали победу. В Испании, как раньше в Неаполе и Пьемонте, был восстановлен абсолютизм.

Не менее реакционной была позиция С. с. в греческом вопросе. Когда делегация греческих повстанцев прибыла в Верону, чтобы просить христианских государей и прежде всего царя Александра I о помощи против султана, конгресс даже отказался её выслушать. Этим немедленно воспользовалась Англия, которая ради укрепления своего влияния в Греции стала оказывать поддержку греческим повстанцам.

Веронский конгресс 1822 и интервенция в Испании были по существу последними крупными актами С. с. После этого он фактически перестал существовать. Распад С. с. обусловливался двумя главными причинами.

Во-первых, внутри союза очень скоро вскрылись противоречия между его главными участниками. Когда в декабре 1823 испанский король Фердинанд VII обратился к С. с. за помощью для приведения к покорности своих "мятежных" колоний в Америке, Англия, заинтересованная в рынках этих колоний, не только заявила решительный протест против всех попыток подобного рода, но и демонстративно признала независимость американских колоний Испании (31. XII 1824). Это вбило клин между С. с. и Англией. Несколько позднее, в 1825 и в 1826, на почве греческого вопроса стали портиться отношения между Россией и Австрией- двумя главными столпами С. с. Александр I (к концу своего царствования), а затем Николай I оказали поддержку грекам, в то время как Меттерних продолжал свою прежнюю линию в отношении греческих "мятежников". 4. IV 1826 между Россией и Англией был даже подписан т. н. Петербургский протокол о координации действий в греческом вопросе, явно направленный против Австрии. Вскрылись противоречия и между другими участниками С. с.

Во-вторых, - и это было особенно важно, - несмотря на все старания реакции, рост революционных сил в Европе продолжался. В 1830 произошли революции во Франции и Бельгии, а в Польше вспыхнуло восстание против царизма. В Англии бурное движение народных масс вынудило консерваторов пойти на избирательную реформу 1832. Это нанесло тяжёлый удар не только принципам, но и самому существованию С. с, который фактически распался. В 1833 монархи России, Австрии и Пруссии попытались восстановить С. с, но эта попытка окончилась неудачей (см. Мюнхенгрецкая конвенция).

За несколько дней до поражения Наполеона при Ватерлоо, 9 июня 1815 года, Австрия, Англия, Пруссия, Россия, Швейцария и Франция подписали «Заключительный акт» - итоговый документ Венского конгресса. Этот документ состоял из 121 статьи. Он предусматривал реставрацию французской династии Бурбонов в лице Людовика XVIII и лишение Франции всех ее завоеваний. Значительно усилили свои позиции другие европейские государства: Швейцария получала стратегически важные альпийские перевалы; в Италии восстанавливалось Сардинское королевство, к которому были присоединены Савойя, Ницца и Генуя; Австрия устанавливала свою власть над Северной Италией и Восточной Галицией, получив к тому же преобладающее влияние в Германском союзе; к России отходили земли герцогства Варшавского, исключая Краков, которому был дан статус «вольного города»; Пруссия получала Северную Саксонию, левый берег Рейна, большую часть Вестфалии, шведскую Померанию и остров Рюген; Голландия и Бельгия образовали Нидерландское королевство; Швеция получала территорию Норвегии; Англия закрепляла за собой часть бывших колоний Голландии и Франции.

После подписания венских соглашений австрийский министр иностранных дел Меттерних говорил: «В Европе есть только одна проблема - революция». Примечательно также, что и сам Наполеон, спустя неделю после поражения при Ватерлоо произнес: «Державы не со мной ведут войну, а с революцией. Они всегда видели во мне ее представителя, человека революции».

Действительно, после окончательного низвержения Наполеона в Европе возникло и укрепилось стремление к сохранению установленного международного порядка, причем средством для этого представлялся постоянный союз европейских государей и периодический созыв международных конгрессов. Российский император Александр I был горячий сторонник этой идеи. 26 сентября 1815 года по его инициативе было объявлено об образовании Священного союза, а документ был подписан также императором Францем I Австрийским и королем Фридрихом Вильгельмом III Прусским. К этому договору впоследствии постепенно присоединились практически все монархи Европы за исключением Великобритании и Османской империи. Этот союз были призван сохранять незыблемость решений Венского конгресса 1814-1815 гг. и установленной им системы международных отношений. Исходя из принципа поддержки правящих монархических династий, участники этого союза боролись со всяким проявлением революционного и национально-освободительного движения в Европе.

В 1818-1822 гг. состоялся ряд конгрессов Священного союза - в Аахене, Троппау, Лайбахе (совр. Любляна), Вероне, участники которых выразили готовность бороться со всяким проявлением революционных настроений на континенте. Так, Александр I, вопреки общественному мнению России, отказался поддерживать начавшееся в 1821 году восстание в Греции против османского владычества.

Таким образом, в это время в Европе произошла перегруппировка сил, поскольку французскую гегемонию заменило политическое господство России, Англии и Австрии. В значительной степени это равновесие сил способствовало стабилизации международных отношений. Венская система просуществовала более сорока лет, и в это время Европа не знала значительных кровопролитных войн. Тем не менее она, как и большинство политических объединений, характеризовалась обострением противоречий между великими европейскими державами, стремлением этих государств расширить сферы своего политического и экономического влияния.

ЮЛИАНА КРЮДЕНЕР

Александр уехал из Вены в 1815 г., не дожидаясь окончания всех работ Конгресса. К этому времени относится, между прочим, знакомство его с одной пожилой дамой, проникнутой мистическими идеями, - баронессой Юлианой Крюденер. Многие историки и биографы Александра придавали большое значение этой встрече в отношении усиления того религиозно-мистического настроения, какое стало проявляться у него в это время заметным образом. И сам Александр придавал этому знакомству большое значение. Но надо сказать, что склонность к мистицизму развилась в нем еще до встречи с баронессой Крюденер, и можно думать, что именно благодаря этому обстоятельству m-me Крюденер и получила к нему доступ. Решительный толчок развитию мистицизма Александра дали, по-видимому, грозные события 1812 г., но еще и до 1812 г. Александр охотно беседовал с разными монахами и «святыми людьми». Из записок Шишкова мы узнаем, что в 1813 г. между докладами о важных государственных делах Шишков - государственный секретарь - читал Александру подбор выписок из древних пророков, текст которых, как им обоим казалось, очень подходил к современным событиям, - при этом оба они обливались слезами от умиления и избытка чувств. С 1812 г. Евангелие было постоянно при Александре, и он часто как бы гадал по нему, открывая наудачу страницы и останавливаясь на совпадении отдельных текстов Евангелия с внешними фактами окружающей жизни. Впрочем, подобному мистическому настроению тогда в Европе предавались очень многие. Особенно было в ходу применение некоторых выражений Апокалипсиса к Наполеону. Огромное распространение масонства и масонских лож тоже знаменовало собой сильное развитие мистицизма. Колоссальные мировые перевороты той эпохи, очевидно, воздействовали в этом отношении на встревоженные умы современников. Как бы то ни было, это мистическое настроение Александра в 1815 г. не отражалось еще заметным образом на его социально-политических взглядах и не влекло за собой каких-либо шагов в области внутренней политики. Лишь проницательный Лагарп уже и тогда приходил в крайнее огорчение от этой новой склонности Александра.

В области внешней политики эта склонность Александра - не без участия баронессы Крюденер - нашла себе на первый раз по виду довольно невинное выражение в его предложении своим тогдашним союзникам образовать Священный союз государей Европы, который вносил бы в международные отношения идеи мира и братства. По идее этого союза, государи Европы должны относиться друг к другу как братья, а к своим подданным - как отцы; все ссоры и международные недоразумения должны улаживаться мирным путем. С некоторым сочувствием отнесся к этой идее прусский король Фридрих Вильгельм; австрийский император Франц - пиетист, бывший постоянно в руках иезуитов, подписал этот договор, лишь посоветовавшись с Меттернихом, который сказал, что это хоть и пустая химера, но совершенно безвредная. Английский принц-регент без согласия парламента не мог подписать этого акта, но вежливо выразил свое сочувствие идее Александра в особом письме. Затем мало-помалу в этот союз вступили все государи Европы, кроме турецкого султана и папы. Впоследствии в руках Меттерниха это учреждение выродилось в союз государей против волнующихся народов, но в 1815 г. такого значения союз еще не имел, и Александр был и показывал себя тогда еще явным приверженцем либеральных учреждений.

ОТЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ!

Как всегда бывает при дележе добычи, победители Наполеона начали ссориться: Австрия с Пруссией - из-за гегемонии в Германии, Пруссия с Англией - из-за Саксонии, и все они с Россией - из-за Польши, так как царизм хотел присоединить Герцогство Варшавское целиком к себе («Я завоевал герцогство, - говорил Александр I, - и у меня есть 480 тыс. солдат, чтобы его защитить»), а другие державы были против чрезмерного усиления России. Разногласия накалялись. 3 января 1815 г. Англия, Австрия и Франция заключили секретный договор и начертали план военной кампании против России и Пруссии, которую решено было открыть к концу марта. Назначен был и главнокомандующий войсками трех держав - князь К.Ф. Шварценберг. В такой обстановке 6 марта «братья»-монархи узнали потрясающую новость: Наполеон покинул Эльбу и высадился во Франции. Да, аналитически сопоставив неприятие Бурбонов во Франции и распри внутри 6-й коалиции, Наполеон усмотрел в этом для себя шанс к возвращению на французский трон. 1 марта с отрядом в 1100 человек он высадился на юге Франции и за 19 дней без единого выстрела вновь подчинил себе страну. Бурбоны бежали в Бельгию. Так начались феерические «Сто дней» Наполеона.

Весть о возвращении Наполеона испугала, но и сплотила коалиционеров. Они вмиг отбросили прочь все свои распри и, по выражению В.О. Ключевского, «судорожно схватились за Россию, за Александра, готовые опять стать в его распоряжение». 13 марта восемь держав объявили Наполеона «врагом человечества» и обязались бороться с ним до победы, тем самым юридически оформив 7-ю и последнюю антинаполеоновскую коалицию.

Наполеон и на этот раз не захотел поднять Францию на революционную войну под лозунгом «Отечество в опасности!». В обычной же войне у него не хватило сил для борьбы с 7-й коалицией. 18 июня в битве при Ватерлоо союзники разбили его. Наполеон был вторично низложен и сослан теперь буквально за тридевять земель - на далекий и пустынный, почти необитаемый остров Святой Елены, где и провел в строжайшей изоляции последние 6 лет жизни (умер там 5 мая 1821 г.).

В 50-х годах нашего столетия шведский врач-токсиколог С. Форсхувуд установил путем бомбардировки ядерными частицами волос Наполеона, что император умер не от рака желудка, как считалось во всем мире, а от постепенного отравления мышьяком. По мнению Форсхувуда, отравителем был граф Ш.Т. Монтолон - агент Бурбонов.

Венский конгресс закончил работу незадолго до Ватерлоо, Его заключительный акт был подписан 9 июня 1815 г. Он удовлетворил амбиции всех коалиционеров. Россия получила львиную долю герцогства Варшавского под названием «Царство Польское» (в том же 1815 г. Александр I даровал Царству Польскому конституцию и автономию в составе Российской Империи). Австрия и Пруссия поделили между собой оставшуюся часть Варшавского герцогства и приобрели богатые земли: Австрия - в Италии, Пруссия - в Саксонии. Англия закрепила за собой Мальту, Ионические острова и ряд французских колоний. Что касается Франции, то она была низведена к границам 1792 г. и оккупирована на 5 лет. На трон ее, как и на другие европейские троны (в Испании, Пьемонте, Римской области, Неаполе, германских княжествах), возвратились монархи, свергнутые Французской революцией и Наполеоном.

Таким образом, Венский конгресс узаконил восстановление феодально-абсолютистских порядков в Европе. Поскольку же народы не захотели принимать старых королей и выступили против них, устроители конгресса договорились совместно душить вспышки народного недовольства, где бы то ни было. С этой целью они решили объединиться в Священный союз.

АКТ СВЯЩЕННОГО СОЮЗА (1815 Г.)

Объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенной их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями, сея святые веры, заповедями любви, правды и мира...

На сем основании их вел. согласились в следующих статьях:

Ст. 1. Соответственно словам священных писаний, повелевающих всем людям быть братьями, три дог. монарха пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства и, почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

Ст. 2. По сему единое преобладающее право да будет как между помянутыми властями, так и подданными их: приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского, поелику, три союзные государя почитают себя аки поставленными от провидения для управления тремя единого семейства отраслями, а именно Австрию, Пруссиею и Россиею, исповедуя таким образом, что самодержец народа христианского, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как тот, кому собственно принадлежит держава, поелику в нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости бесконечныя, то есть Бог, наш Божественный спаситель, Иисус Христос, глагол всевышнего, слово жизни. Соответственно с сим, их величества с нежнейшим попечением убеждают своих поданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которых наставил человеков божественный спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который един прочен.

Ст. 3. Все державы, желающие торжественно признать изложенные в сем акте священные правила и кои почувствуют, сколь нужно для участия колеблемых долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут все охотно и с любовью быть приняты в сей священный союз.