Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Свидание дуни и петра лужина. Ключ к тесту по роману Ф.М

Свидание дуни и петра лужина. Ключ к тесту по роману Ф.М

Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Вариант 1

Среди перечисленных утверждений выберите несколько правильных.

1. Согласно первоначальному замыслу ,

А. роман Ф.М. Достоевского должен бал называться «Пьяненькие».

Б. действие в романе Ф.М. Достоевского должно было происходить на московских улицах.

В. в конце романа Родион Раскольников должен был стать учителем сельской школы.

Г. Семён Захарыч Мармеладов должен был стать центральным героем романа.

Д. в конце романа Мармеладов должен был стать генералом.

Е. Дочь Мармеладова, Соня, должна была выйти замуж за Свидригайлова.

2. Из первой главы романа мы узнаём, что главный герой Родион Романович Раскольников

А. был страстно влюблён в дочь бывшего титулярного советника.

Б. часто посещал распивочные.

В. жил в съёмной тесной каморке под кровлей пятиэтажного дома.

Г. был строен и хорош собою.

Д. задолжал квартирной хозяйке и боялся встречи с ней.

Е выручил у старухи-процентщицы четыре рубля за старые отцовские серебряные часы.

3. Из разговора студента с молодым офицером в распивочной Раскольников услышал, что Алёна Ивановна

А. может сразу выдать 5 тысяч рублей.

Б. была милой, отзывчивой и кроткой старушкой.

В. была злой и больной старушонкой.

Г. бьёт свою сводную сестру Лизавету.

Д. составила завещание, согласно которому все деньги после её смерти должны перейти её сводной сестре Лизавете.

Е. недостойна жить, по мнению собеседников.

4. В письме к своему сыну Роде Пульхерия Александровна писала, что Пётр Петрович Лужин

А. является дальним родственником Марфы Петровны.

Б. хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору.

В. учится в университете на юридическом факультете.

Г. предлагает Дуне выйти за него замуж.

Д. поедет скоро в Москву по делам.

Е. ей очень понравился.

5. Согласно теории Раскольникова,

А. все люди делятся на обыкновенных (1 разряд) и необыкновенных (2 разряд).



Б. обыкновенные люди совершают преступления.

В. все люди имеют право совершать преступления.

Г. обыкновенные люди не имеют право совершать преступления; они должны лишь сохранять мир и приумножать его численно.

Д. люди 2 разряда двигают мир и ведут его к цели, поэтому имеют право на «кровь по совести», если это необходимо для достижения цели.

Е. необыкновенные люди приносят обществу пользу, совершая преступление во имя его блага.

6. На поминках у Мармеладовых

А. Лужин предложил Соне выйти за него замуж.

Б. Лужин обвинил Соню в краже у него сторублёвого кредитного билета.

В. Раскольников подрался со Свидригайловым.

Г. Лебезятников обвинил Лужина в клевете по отношению к Соне.

Д. Раскольников предал через Соню деньги Катерине Ивановне на похороны мужа.

Е. Раскольников был арестован.

7. В день похорон мужа Катерина Ивановна Мармеладова

А. бегала к генералу, где обедал бывший начальник мужа.

Б. вышла на улицу с детьми и шарманкой.

В. должна была встретиться со священником.

Г. умерла от горлового кровотечения.

Д. решила жить по «жёлтому билету».

Е. бросила детей и ушла в монастырь.


8. Аркадий Иванович Свидригайлов приехал в Петербург сразу же после смерти своей жены, чтобы встретиться с Раскольниковым и

А. рассказать ему о том, как умерла его жена.

Б. уличить его в убийстве старухи-процентщицы.

В. поговорить с ним о его сестре Дуне.

Г. попросить его передать сестре Дуне известие о том, что его жена завещала ей 3 тысячи рублей.

Д. через его содействие увидеться с его сестрой Дуней и убедить её не выходить замуж за Лужина.

Е. через его содействие увидеться с его сестрой Дуней и предложить ей 10 тысяч рублей.

9. При второй встрече с Соней Раскольников

А. просит её выйти за него замуж.

Б. просит её не оставлять его.

В. признаётся ей в убийстве старухи-процентщицы.

Г. объясняет её , почему он убил старуху.

Д. раскаивается в совершении преступлении.

Е. говорит, что убил старуху, чтобы помочь матери и сестре.

10. В эпилоге романа мы узнаём, что

А. Дуня, сестра Раскольникова, вышла замуж за Свидригайлова.

Б. Раскольников так и не раскаялся в совершённом им преступлении.

В. Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, умерла от чахотки.

Г. Раскольников был осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.

Д. Соня последовала за Раскольниковым к месту каторги.

Е. Соня и Раскольников поженились сразу же после суда.

Запишите ответы в таблицу.

Вариант 2

Закончите предложения, выбрав правильный вариант ответа.

1. Родион Романович Раскольников предстаёт перед нами в романе в качестве бывшего студента

А. университета юридического факультета.

Б. университета философского факультета.

В. университета факультета словесности.

Г. духовной семинарии.

2. С Семёном Захарычем Мармеладовым Раскольников познакомился

А. в распивочной.

Б. в церкви.

В. на похоронах его жены.

Г. на улице.

3. Дуня, сестра Раскольникова, работала в доме Свидригайловых

А. поваром.

В. экономкой.

Г. гувернанткой.

4. Раскольников убил Лизавету из-за того, что она

А. вызывала у него отвращение.

Б. не любили его сестру.

В. оказалась свидетелем другого убийства.

Г. не вернула ему карточный долг.

5. Образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом

А. убитой им старухи-процентщицы.

Б. умирающей Катерины Ивановны.

В. доведённой до отчаяния Пульхерии Александровны Раскольниковой.

Г. умершей жены Свидригайлова Марфы Петровны.

6. В газете «Периодическая речь»

А. был напечатан роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые».

Б. была напечатана статья Раскольникова «О преступлении».

В. была напечатана заметка Разумихина «О настоящей любви».

Г. было напечатана торжественное обращение императора к петербуржцам.

7. Во время первой встречи с Соней Раскольников попросил её прочитать ему библейскую легенду о

А. Давиде и Голиафе.

Б. великом потопе.

В. воскресении Лазаря.

Г. сотворении мира.

8. Согласно теории Лужина,

А. жениться нужно в преклонном возрасте.

Б. все люди делятся на два сорта: умных и глупых.

В. всё на свете основано на личном интересе.

Г. главное в жизни человека – любовь и милосердие.

9. В конце романа Свидригайлов

А. женился на Соне Мармеладовой.

Б. умер от тяжёлой болезни.

В. уехал в Америку.

Г. застрелился из револьвера.

10. За своё преступление Раскольников был

А. приговорён к смертной казни.

Б. осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.

В. сослан на остров Сахалин.

Г. подвергнут 150 ударам плетью на Дворцовой площади.

Запишите ответы в таблицу.


Тест по содержанию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Вариант 3.

Выберите правильный вариант ответа.

1. Как звали убитую Раскольниковым старуху-процентщицу?

А. Амалия Фёдоровна

Б. Алёна Ивановна

В. Дарья Францовна

Г. Марфа Петровна

2. Кому Раскольников в первый раз сознался в своём преступлении ?

А. Соне Мармеладовой

Б. своей сестре Дуне

В. следователю Порфирию Петровичу

Г. своей матери Пульхерии Александровне

3. Кто принёс Раскольникову повестку из полиции о денежном взыскании?

А. прислуга Настасья

Б. квартирная хозяйка

В. квартальный надзиратель

Г. дворник

4. Почему сестра Раскольникова, Дуня, решила выйти замуж за Петра Петровича Лужина?

А. Она очень любила этого человека.

Б. Для неё это был единственный способ разорвать свои отношения со Свидригайловым.

В. Она мечтала сделать карьеру в Петербурге.

Г. Она хотела помочь брату закончить образование и впоследствии получить достойную работу.

5. Как описывается в романе внешность Лужина?

А. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки. «...» Одет он был в старый, совершенно оборванный чёрный фрак, с осыпавшимися пуговицами. «...» Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина»

Б. «...он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. «...» Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный, человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу»

В. «На нём был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые лёгкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое бельё, батистовый самый лёгкий галстучек с розовыми полосками «...». Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Тёмные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчёсанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придаёт лицу сходство с немцем, идущим под венец.»

Г. «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённое на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать»

6. Что произошло с Раскольниковым на Николаевском мосту?

А. Он упал с моста в Неву и утонул.

Б. Он потерял сознание и попал под лошадей проезжавшей мимо коляски..

В. Он спас девочку от нападения разбойников.

Г. Его ударил кнутом по спине кучер проезжавшей мимо коляски.

7. Чем закончилось знакомство Раскольникова с Лужиным?

А. Лужин был оскорблён Раскольниковым.

Б. Раскольников предложил Лужину деловую сделку.

В. Раскольников спустил Лужина с лестницы.

Г. Лужин передал Раскольникову письмо от его матери.

8. Кто познакомил Раскольникова с Порфирием Петровичем?

А. Заметов

Б. Разумихин

Г. Свидригайлов

9. Чем закончились поминки у Мармеладовых?

А. Лужин дал пощёчину Раскольникову.

Б. Лебезятников избил Катерину Ивановну.

В. Амалия Ивановна выгнала Катерину Ивановну с детьми из комнаты, которую она им сдавала.

Г. Катерина Ивановна упала в обморок, и ей вызвали доктора.

10. Как помог Свидригайлов семье Мармеладовых?

А. Он женился на Соне и рассчитался с долгами её семьи.

Б. Он открыл счёт в банке на имя Катерины Ивановны.

В. Он устроил похороны Катерины Ивановны и определил её детей в приличное место.

Г. Он устроил похороны Катерины Ивановны и усыновил её детей.

Запишите ответы в таблицу.

Вариант 2

А А Г В Б Б В В Г Б

Вариант 3

Б А Г Г В Г А Б В В

Тесты по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

1.Укажите имя и отчество Раскольникова:

а) Роман Родионович

б) Порфирий Петрович

в) Алексей Михайлович

г) Родион Романович

2.Отметьте фамилии героев романа «Преступление и наказание»:

а) Карамазов

в) Разумихин

а) «Бедная Лиза»

б) «Бедные люди»

в) «Бедность не порок»

г) «Бедная невеста»

4.Какая цветовая гамма преобладает в романе «Преступление и наказание»:

а) сине-зелёная

б) жёлто-красная

в) серо-жёлтая

г) бело-жёлтая

5.Кому из героев романа принадлежит высказывание: «Возлюби прежде одного себя, ибо всё на личном интересе основано»:

а) Свидригайлову

б) Лужину

в) Соне Мармеладовой

г) Раскольникову

6.Какой из перечисленных романов принадлежит перу Ф.М.Достоевского:

а) «Накануне»

в) «Воскресение»

г) «Идиот»

7.Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского:

8.Кому из героев Ф.М.Достоевского принадлежат слова: «Женитьба на бедной девице, уже испытавшей жизненное горе, по-моему, выгоднее в супружеском отношении, чем на испытавшей довольство, ибо полезнее для нравственности»:

а) Раскольникову в) Мармеладову

б) Лужину г) Свидригайлову

9.В каком городе родился Ф.М.Достоевский:

а) в Москве

б) в Петербурге

в) в Семипалатинске

10.Кого из своих героев Ф.М.Достоевский описывает так: «А это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску:белое, румяное, с румяными алыми губами…глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их слишком тяжёл и неподвижен…»:

а) Лужина

б) Свидригайлова

в) Порфирия Петровича

г) Зосимова

11.Кто из героев романа занимал эту квартиру: «…это была клетушка до того маленькая… в одно окно; постель была грязная. Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарпанными обоями, до того уже пыльными и изодранными, что цвет их (жёлтый) угадать ещё можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого»:

а) Свидригайлов

б) Раскольников

в) Мармеладов

г) Разумихин

12.Кто из героев романа требовал от Раскольникова: «Встань!..Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрёстке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!»:

а) Соня Мармеладова

б) Разумихин

г) Свидригайлов

13.Эта героиня говорила Раскольникову: «Я вас почитаю за одного из таких,

которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять, да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдёт»:

а) Соня Мармеладова

б) Катерина Ивановна

в) кухарка Настасья

г) Полечка

14.В финале романа Дуня Раскольникова вышла замуж за:

а) Свидригайлова

б) Лужина

в) Разумихина

г) Лебезятникова

15.Раскольников распорядился деньгами Алёны Ивановны следующим

а) отдал Мармеладову в) спрятал

б) отослал матери и сестре г) потерял

16.Разговор Раскольникова с Соней подслушивает:

а) Порфирий Петрович

б) Свидригайлов

г) Разумихин

17.О ком идёт речь: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он…чувствовал, как много на нём было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят…»:

а) Раскольникове и Софье Семёновне

б) Свидригайлове и Марфе Петровне

в) Разумихине и Авдотье Романовне

г) Мармеладове и Катерине Ивановне

18.Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я… поклонился»,-

как-то дико произнёс он»:

а) «всем страдающим женщинам»

б) «всему страдающему человечеству»

в) «всем обиженным»

19.Раскольников совершил убийство старухи-процентщицы ради:

а) семьи Мармеладовых

б) матери и сестры

в) оправдания своей теории

г) оплаты своей учёбы

«Считается, что любовь к деньгам - корень всех бед. То же можно сказать и про их отсутствие».
Вторая часть афоризма передает нам обстановку в семье Раскольниковых.
Семья бедна и занимает непривилегированную ступень в обществе, все сбережения уходят на помощь Родиону.
Горячо любимая сестра Родиона- Дуня, вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, Работая гувернанткой в доме Свидригайловых. Она не могла покинуть этот дом, так как взяла вперед немалую сумму денег, чтобы выслать брату.
Дунечка своенравна и великодушна. Она готова пожертвовать собой и выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его и даже чувствуя к нему отвращение, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Но ею движет любовь к своей семье, к брату.
Лужин очаровывается красотой Дуни. Переполненный высокими чувствами он делает ей предложение. С одной стороны он любит ее, с другой же он получает от этого удовольствие, его самолюбию льстит, что Дуня будет благодарна ему всю свою жизнь.
В жизни Петра самым главным являются деньги. Он высоко ценит их и интересуется только ими и связанными с ними делами. Лужину присущи такие качества как угрюмость, безразличие, чопорность и высокомерие. Он высоко ценит себя и свой ум за то, что сумел выбиться из ничтожества. В общении с другими людьми он пытается носить маску прогрессивного и сведущего человека.
Петр Петрович Лужин вот-вот приедет по делам в Петербург. Раскольников читает письмо матери, которая тщетно старается обнаружить хоть какие-нибудь положительные качества у человека, за которого согласилась выйти замуж Дуня, Родион понимает, что сестра его продает себя, чтобы помочь ему закончить учебу и устроиться в адвокатскую контору, которую собирается открыть в Петербурге ее будущий муж. Мать называет Лужина человеком прямодушным, приводя в пример его слова о том, что он желает жениться на девушке честной, но непременно бедной и пережившей беду, потому что, по его мнению, муж ничем не должен быть обязан своей жене, напротив, жена должна видеть в муже своего благодетеля.
На свидании Петра Лужина и Дуни присутствует Родион, который препятствует назначению свадьбы своей сестры.
Во время беседы Петр Петрович неоднократно демонстрирует свой амбициозный характер, вспыльчивость и высокомерие. В стремлении “владычествовать” над Дуней он относит Раскольникова к “разряду твари дрожащей”.
«Любовь к будущему спутнику жизни, к мужу, должна превышать любовь к брату», - произносит Лужин сентенциозно, чем повышает накал страстей присутствующих.
Таким тоном он выражает пренебрежение к семье Раскольниковых, на что вскоре отреагировала Дуня: «Петр Петрович, подите вон».
«Петр Петрович, кажется, совсем не ожидал такого конца. Он слишком надеялся на себя, на власть свою и на беспомощность своих жертв. Не поверил и теперь. Он побледнел, и губы его затряслись»
Спускаясь с лестницы, Лужин все еще воображал, что дело еще, может быть, совсем не потеряно и, что касается одних дам, даже "весьма и весьма" поправимое, но это были лишь его необоснованные мысли…


"Преступление и наказание"

История преступления и наказания Родиона Раскольникова

(день за днем):

День первый — часть первая, гл. 1, 2;
день второй — часть первая, гл. 3—5;
день третий — часть первая, гл. 6, 7;
день четвертый — часть вторая, гл. 1, 2;
день восьмой — часть вторая, гл. 3—7 и часть третья, гл. 1;
день девятый — часть третья, гл. 2—б и часть четвертая, гл. 1—4;
день десятый — часть четвертая, гл. 5—6;
день тринадцатый — часть шестая, гл. 1—6;
день четырнадцатый — часть шестая, гл. 7—8;
спустя полтора года — эпилог романа.

Петербург Достоевского:

пейзажи — часть первая, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); часть вторая, гл. 1 (подчеркнутое повторение предыдущей картины); часть вторая, гл. 2 («великолеп¬ная панорама» Петербурга); часть вторая, гл. 6 (вечерний Петербург); часть пятая, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); часть шестая, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

сцены уличной жизни — часть первая, гл. I (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); часть вторая, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); часть вто¬рая, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увесели¬тельного» заведения); часть вторая, гл. б (сцена на...ском мосту); часть пятая, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

описания-интерьеры — часть первая, гл. 3 (каморка Раскольникова); часть первая, гл.- 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); часть первая, гл. 2 и часть вторая, гл. 7 («проходной угол» Мармеладова); часть четвертая, гл. 4 (комната — «сарай» Сони); часть шестая, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов).

Лужин и Раскольников

Перечитайте следующие эпизоды романа, выпишите тезисы-цитаты и подумайте над вопросами:

1. Кто такой Лужин?

Часть первая, гл. 3 (мать Раскольникова о Лужине).

«...Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже сорок пять лет, но он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам, да и вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный... например, при втором визите, уже получив согласие, в разговоре он выразился, что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муле ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля».

Вопросы. Кто такой Лужин? Какие рассуждения в письме матери о Лужине привлекли ваше внимание? Какие мысли и чувства они породили? Почему? Какое впечатление, складывается у читателя о Лужине?

2. Взгляды Лужина.

Часть вторая, гл. 5 (первая встреча Раскольникова с Лужиным).

«Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби» и я возлюбил, то что из этого выходило? — продолжал Петр Петрович...— выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближ¬ним и оба мы оставались наполовину голы... Наука же говорит: возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обде-лаешь как следует и кафтан твой останется цел...»

Раскольников: «— А доведите до последствий, что вы давеча проповедывали, и выйдет, что людей можно резать...»

Вопросы. В чем сущность взглядов Лужина? Согласны ли вы, что «теория» Раскольникова близка его взглядам? Чем?

3. Лужин «показывает» себя.

Часть четвертая, гл. 2, 3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге).

4. Задуманная и сорвавшаяся подлость.

Часть пятая, гл. 1, 3 (размышления Лужина после разрыва с Дуней; сцена ка поминках Мармеладова).

Вопросы. Что нового в характере Лужина раскрывают его размышления после разрыва с Дуней и решение, которое он принял и осуществил? Почему Лужин больше не появляется в романе? Какова его роль в идейно-художественном содержании романа?

Свидркгайлов и Раскольников (план, тезисы-цитаты и вопросы).

1. Первые сведения о Свидригайлове.

Часть первая, гл. 3 (из письма матери Раскольникова). Вопросы. Кто он такой? Что мы еще узнаем о нем в этой главе?

2. Первая встреча Раскольникова со Свидригайловым.

Часть четвертая, гл. 1,2 (первая встреча).

Вопросы. Как Лужин характеризует Свидригайлова? Почему Свидригайлов утверждает, что с Раскольниковым они «одного поля ягоды»? Прав ли он?

3. Свидригайлов о самом себе.

Часть шестая, гл. 2—6.

Вопросы. Можно ли утверждать, что Свидригайлов лишен нравственных устоев и живет по принципу «все позволено»? Есть ли «общие точки» у Раскольникова и Свидригайлова?

Некоторые итоги. Раскольников и Свидригайлов умны и наблюдательны; совпадают и их отношения к Петербургу; одинаково презирают Лужина; оба в женщине ценят самопожертво-вание... Однако это сходство и взаимный интерес не затрагивает их чувств: Раскольников испытывает глубокое отвращение к Свидригайлову — «грубому злодею», «развратнику и подлецу».

А все же их тянет друг к другу! Свидригайлову Раскольников «любопытен», а для Раскольникова Свидригайлов интересен как человек, совершивший столько злодеяний и сумевший заглушить в себе голос совести.

Оба они преступники. Но, как говорит автор, «даже злодейство не могло у них быть одинаково»: Раскольников сохранил в себе человечность и испытывает жесточайшие муки совести, в то время как Свидригайлов лишен нравственных устоев, морально опустошен.

Итак, Лужин и Свидригайлов, «сильные мира сего» живут и действуют по принципу «все позволено», т. е. по существу следуют теории Раскольникова. Только у него она облекается в гу-манистическую оболочку рассуждений о борьбе за человеческое счастье, а у «сильных мира сего» откровенно бесчеловечна, цинична.

Соня Мармеладова и Раскольников.

1. Судьба Сони Мармеладовой.

Часть первая, гл. 2 (Исповедь Мармеладова); часть третья, гл. 4. (Первая встреча Раскольникова и Сони); часть четвертая, гл. 4 (Раскольников у Сони).

В о п р о с ы. Во имя чего «переступил» Раскольников и во имя чего — Соня? Как реагирует Соня на те обстоятельства, в которые ее ставит жизнь? Что показалось герою «странным» в Соне и почему? В чем вас убедили ответы Сони на вопросы Раскольникова? Чем объяснить ее глубокую религиозность?

2. Признание.

Часть пятая, гл. 4 (Второе посещение Сони Раскольниковым).

В о п р о с ы. О каких мотивах убийства говорит Раскольников? Как воспринимают жестокую жизненную правду Раскольников и Соня? Чем объяснить их разные позиции?

3. Смиряется ли Раскольников?

Часть шестая, гл. 6 (Прощание с родными); часть шестая, гл. 8. (Раскаяние).

Вопросы. Чем вызвано решение добровольно сознаться в преступлении? Как сам Раскольников понимает возможность смирения и смиряется ли?

Итоги.

Эпилог, гл. 2. (Возрождение надежд).

Вопросы. Как подействовало на Раскольникова пребыва¬ние Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?

Как Достоевский отвечает на вопросы: «Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству?».

Читаем поэму Н. А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»


Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»


1. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»? («В домишки не ворочаться… покуда не доведают… кому живется счастливо, вольготно на Руси?»)

2. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? (Фантастические элементы русских сказок; число семь; народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др.)

3. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период?

4. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» — это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?

Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»

1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?

4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»

1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?

2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?

3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?

5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Прослушате отрывок из поэмы.

"РУСЬ"

Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева

А. Н. Островский "Гроза"

Л. Н. Толстой "Война и мир"

ЧИТАЕМ ПЕРВЫЙ ТОМ

Первая часть. Петербург. Великосветский салон

Великосветский салон (званый вечер)... Высшие круги свет­ского общества — придворные, сановники, военные — приезжают отдохнуть, развлечься, узнать новости, обменяться мнениями, попросить об услуге... Гости внимательны друг к другу, мирно беседуют о политике, о положении России, но у читателя посте­пенно складывается впечатление, что внимательность, добро­желательность, глубокомысленные разговоры — это маска. Здесь все только кажется: кажется, что князя Василия Курагина вол­нует состояние здоровья хозяйки; кажется, что княгиня Друбец-кая с интересом слушает рассказ виконта; кажется, что Элен Курагина не только красива, но и умна... На самом деле здесь все фальшиво: внешняя форма скрывает эгоистическую расчет­ливость, равнодушие ко всему, кроме собственных целей и ин­ тересов, политическую ограниченность, грубость и глупость этих людей.

Лишь Пьер Безухов и Андрей Болконский не похожи на «приличьем стянутые маски».

Задание шестое. Ответьте на вопросы:

Почему кн. Василий появился в салоне первым? Что можно сказать (и что говорит сам автор) об манере речи Василия Курагина и хозяйки салона?

Каковы темы разговора в салоне? С чем сравнивает Тол­стой салон и его хозяйку?

Что можно сказать (по первым впечатлениям) о Пьере Безухове и князе Андрее Болконском?

Кто привлек ваше внимание в этих главах? Чем именно? Задание седьмое. Москва. Ростовы и Болконские. Расскажите кратко:

о взаимоотношениях в семье Ростовых и Болконских;

эпизоды борьбы за наследство графа Безухова;

о Наташе-девочке. Ответьте на вопросы:

В повести «Детство» Л. Н. Толстой писал: «...В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно».

Как используется эта деталь портрета для характеристики персонажей?

Как через внешний облик художник раскрывает своеобразие характеров персонажей (например, отца, сына и дочери Болконских; членов семьи Ростовых и др.)? Что открыл вам эпизод Шенграбенского сражения в рома­не Л. Толстого? Захватил ли он вас? Чем?

Чем особенно интересны Тимохин и Тушин? Почему автор подчеркивает невоенную, даже неказистую внешность Тушина, неприметность Тимохина? Почему под Аустерлицем русская армия потерпела пора­жение? Как на этот вопрос отвечает Л. Толстой?

Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. В это время Достоевский жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, тор-говцы, студенты. Здесь, в тумане и пыли «серединных петербургских улиц и пе-реулков», родился в сознании Достоевского образ Родиона Раскольникова.
В судьбе русских молодых людей вроде Раскольникова роковую роль сыг-рали годы реакции (1862-1863), когда потерпела крах уверенность в коренном об-новлении России, в неминуемой гибели «прошлых времен». Оптимистические на-дежды были разбиты – «прошлые времена» и не думали умирать, напротив, они стали более цепкими, изворотливыми, приобретя нового союзника – буржуазного хищника-дельца вроде Лужина. Наступило время тяжких разочарований, мучи-тельных душевных кризисов.
В образе Раскольникова отразились и собственные горькие размышления Достоевского о человеческой природе и социальной действительности, кризис и глубокая перестройка в его сознании утопически-социалистических идеалов мо-лодости.
Раскольников страстно и беспощадно судит этот мир, с его вопиющей соци-альной несправедливостью, с бессмысленными страданиями и унижением, судит своим карающим личным судом, своим бунтарским разумом протестующей и ни перед чем не склоняющейся личности. Но Раскольникова его бунт неотвратимо приводит к подавлению человека.
Самая яркая иллюстрация, подтверждающая этот факт, - бесчеловечное надругательство Лужина над Соней, страшная боль ничем не заслуженного жес-токого оскорбления. Гнусная клевета Лужина – окончательное разоблачение тео-рии Раскольникова.
Петр Петрович Лужин, расчетливый буржуазный делец, является двойни-ком Раскольникова. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм, якобы на основах «науки и экономической правды»: «Наука же говорит: возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Но в отличие от Раскольникова, Лужин не грабит, не убивает, да ему вовсе и не нужно пересту-пать формальный закон для удовлетворения личного интереса. Он переступает нравственный закон, закон человечности, и преспокойно выносит то, чего Рас-кольников вынести не мог. Лужин подавляет и унижает людей, даже не сознавая этого, и в этой «бессознательности» сила Лужина. Ведь «Наполеоны» на мучают-ся, не раздумывают, можно или нельзя переступить, а просто переступают через человека.
Обвинив Соню в воровстве, Лужин преследует, по его мнению, вполне дос-тойные цели. Гнусность его поступка заключается прежде всего в том, что он сам предложил соне сто рублей и в присутствии свидетелей потребовал их вернуть. Кроме того, цели его по сути своей оказались ничтожными и низкими. Ему нужно было отомстить Раскольникову, поссорив его с матерью и сестрой, и опорочить Соню, т.к. уже распустил слух о ее «непорядочности».
Лужин наносит Соне ужасное оскорбление, расчетливое и безжалостное. Его отвратительная игра подрывает в душе Сони веру в силу кротости и любви. Разочарование ее слишком тяжело. Соня «стушевывается», как-то принижается. В надежде защитить себя кротостью, покорностью, робостью – делается беспомощ-ной и растерянной. И если бы не Катерина Ивановна, яростно защищавшая Соню, и Раскольников, который сразу понял весь «расчет» Лужина, вряд ли бы удалось Соне доказать свою невиновность.
Клевета Лужина разрушает теорию Раскольникова окончательно. Подавле-ние слабых – вот какой стороной оборачивается его теория. Ведь его бунт немыс-лим без принесения в жертву «необыкновенной» личности другой личности. Для «необыкновенной» личности весь мир – лишь средство утверждения своей «един-ственности», своего безграничного эгоизма собственника. «Сверхчеловек» утвер-ждает себя за счет другого – «вши», «твари дрожащей».
И вот на глазах у Раскольникова Лужин, «настоящий властелин», хладно-кровно превращает Соню, «тварь дрожащую», в средство достижения своих низ-менных целей – ведь «все на личном интересе основано». А тут личный интерес требовал – переступить, что и было незамедлительно исполнено. Вся раскольни-ковская рациональная, выверенная, выточенная как бритва казуистика оказывает-ся полной бессмыслицей. Пусть он убил, переступил формальный закон, но нрав-ственный закон он так и не смог переступить. Глубочайшая уязвленность ужасом и нелепостью мира родила раскольниковскую идею. Но она же и уничтожила ее до конца.

Задачи и тесты по теме "Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.)"

  • Орфография

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Морфологическая норма - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

Ч II, гл. 5 (первая встреча Родиона с Лужиным)

«Если мне, н., до сих пор говорили: «возлюби» и я возлюбил, то что из этого выходило? – продолжал Петр Петрович… – выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним и оба мы оставались наполовину голы… Наука же говорит: возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел…»

Раскольников: «-А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»

Вопросы :

1. В чем сущность взглядов Лужина?

2. Согласны ли вы, что «теория» Раскольникова близка его взглядам? Чем?

3. Лужин «показывает» себя.

Ч IV, гл. 2,3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге)

«…. Петр Петрович не спеша вынул батистовый платок, от которого понесло духами и высморкался с видом хотя и добродетельного, но несколько оскорбленного в своем достоинстве человека, и притом твердо решившего потребовать объяснений. Ему еще в передней пришла было мысль: не снимать пальто и уехать и тем строго и внушительно наказать обеих дам… Притом этот человек не любил неизвестности, а тут надо было разъяснить: если так явно нарушено его приказание, значит, что-нибудь да есть…»

«Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собой, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале. Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его».

Вопросы :

1.Сопоставьте поведение Дуни и Лужина в сцене их объяснения. Какие мысли рождает у вас это сопоставление?

2. Задуманная и сорванная подлость.

Ч V, гл. 1, 3 (размышление Лужина после разрыва с Дуней; сцена на поминках Мармеладова)

Вопросы :

1. Что нового в характере Лужина раскрывают его размышления после его разрыва с Дуней и решение, которое он принял и осуществил?

Отвергнутый Дуней, которая указывает Лужину на дверь, он как к последнему средству прибегает к явной клевете: «Уйду – с, но одно только последнее слово!»…

Это слово героя дорисовывает Лужина как человека аморального и беспринципиального.

2. Свидригайлов и Раскольников.

Ч I, 3; Ч IV, гл. 1,2; Ч VI, гл. 2-6

Вопросы :

Почему Свидригайлов утверждает, что с Раскольниковым они «одного поля ягоды?» Прав ли он?

Аркадий Иванович Свидригайлов – герой иного плана. Если Лужин ясен и понятен с первых же страниц «Господин Лужин ясен. Главное, «человек деловой и кажется, добрый», то характер Свидригайлова загадочен, и атмосфера тайны сохраняется до конца. В Свидригайлове писатель тонко обрисовал психологию человека образованного общества, дворянина по происхождению и роду занятий, способного к всесторонним ощущениям, сладострастника и тайного преступника. В нем соединены противоречивые качества: «Мне даже кажется, – говорит ему Раскольников, – вы очень хорошего общества или по крайней мере умеете при случае быть и порядочным человеком».»

Прошлое Свидригайлова окутано тайной, которую в виде отдельных намеков, слухов, полупризнаний, постоянно врывается в роман. 8 лет назад, в его прежнее пребывание в Петербурге, стараниями Марфы Петровны «затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства, за что он весьма и весьма мог бы прогуляться в Сибирь».

Его подозревают в растлении ребенка, в убийстве собственной жены, в истязании крепостного лакея – все это по слухам по доносам.

Свидригайлов таит в себе опасную для окружающих, бездушную, целенаправленную силу эгоиста: он обладает умением «обложить» свою жертву, доведя задуманное до конца. Эта способность его раскрывается в его интриге против Дуни. Приехав ради нее в Петербург и выведав тайну ее брата, он обманом и шантажом заманивает Дуню в пустую квартиру. В сцене этого свидания Достоевский показал, какие страсти бушуют в Свидригайлове, толкая к преступлению.

В романе он предстает на каком-то переломном этапе. Старой жизнью самодовольного циника и развратника он жить не может, а новой ему не дано. Его сильное чувство к Дуне становится его последней проверкой.

В полном соответствии с внутренним миром Свидригайлова Достоевский рисует и внешний облик своего героя: «Это было какое то странное лицо, похожее как бы на маску….»

Несмотря на налет загадочности, которая сохраняется в гоподине Свидригайлове до конца романа, мы угадываем в нем черты знакомого соц. типа. По словам Родиона, все увлечения Свидригайлова – от праздности и разврата, и сам Аркадий Иванович склонен к этому же мнению: «Верите ли, – говорит он, – хотя бы что-нибудь было; ну помещиком быть, ну отцом, ну уланом, ну фотографом, журналистом… ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно!»

Некоторые итоги.

Раскольников и Свидригайлов умны и наблюдательны; совпадают и их отношения к Петербургу; одинаково презирают Лужина, оба в женщине ценят самопожертвование… Однако это сходство и взаимный интерес не затрагивает их чувств: Родион испытывает глубокое отвращение к Свидригайлову – «грубому злодею», «развратнику и подлецу».

А все же их тянет друг к другу! Свидригайлову Раскольников «любопытен», а для Раскольникова Свидригайлов интересен как человек, совершивший столько злодеяний и сумевший заглушить в себе голос совести.

III. Конспективная запись.

Деньги – единственный бог его. Нет предела беззастенчивости и наглости. Хочет произвести выгодное впечатление. Готов «переступить все препятствия». Живет по принципу «все дозволено».

Угрызения совести и сострадания незнакомы ему. Судейский слог – «не то чтоб уж очень безграмотно, да и не то чтоб уж очень литературно; деловой».

Свидригайлов.

Довел до смерти жену, преследовал Дуню, стал виновником самоубийства дворового человека Федора и девочки, жестоко им обиженной.

Доведенный до цинизма вариант «Теории» Раскольникова. Умный, наблюдательный.

Нравственно опустошенный человек.

Вывод :

Лужин и Свидригайлов, «сильные мира сего» живут и действуют по принципу «все дозволено», т.е. по существу следуют теории Раскольникова. Только у него она облекается в гуманистическую оболочку рассуждений о борьбе за человеческое счастье, а у «сильных мира сего» откровенно бесчеловечна, цинична. Свидригайлов (теория вседозволенности) и Лужин

(теория власти над людьми) – двойники Раскольникова.

IV. Анализ темы «Соня Мармеладова и Раскольников».

1. Судьба Сони Мармеладовой.

Ч I, гл. 2 (Исповедь Мармеладова)

Ч III, гл. 4 (Первая встреча Раскольникова и Сони)

Ч IV, гл. 4 (Раскольников у Сони)

Вопросы:

Во имя чего «переступил» Раскольников и во имя чего – Соня?

Как реагирует Соня на те обстоятельства, в которые ее ставит жизнь?

Что показалось герою «страшным» в Соне и почему?

В чем вас убедили ответы Сони на вопросы Раскольникова?

2.Признание.

Ч V, гл.4 (Второе посещение Сони Раскольниковым)

Вопросы :

1. О каких мотивах убийства говорит Раскольников?

2. Как воспринимает жестокую жизненную правду Раскольников и Соня?

3. Чем объяснить их разные позиции?

4. Смеряется ли Раскольников?

Ч VI, 6 (Прощание с родными)

Ч VI, гл. 8 (Раскаяние)

Вопросы :

1. Чем вызвано решение добровольно сознаться в преступлении?

2. Как сам Раскольников понимает возможность смирения и смиряется ли?