Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Словарь от А до Я (опера). Дать определение оперы

Словарь от А до Я (опера). Дать определение оперы

Задачи:

  • Обучающая:
    закрепить понятие жанра: опера.
  • Развивающая:
    главное в опере – это человеческие характеры, чувства и страсти, столкновения и конфликты, которые могут быть раскрыты музыкой.
  • Развивать способность размышлять о музыке и произведениях композиторов разных эпох.
  • Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к жанру - опера, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.

Ход урока

1. Звучит музыка. Дж.Б. Перголези.”Stabat Mater dolorosa”

Рис. 1

Среди бесчисленного множества чудес,
Что нам подарены самой природой,
Одно есть, несравнимое ни с чем,
Неувядающие сквозь любые годы, –

Он дарит трепетный восторг любви
И согревает душу в дождь и холод,
Нам возвращая сладостные дни,
Когда был каждый вздох надеждой полон.

Перед ним равны и нищий и король –
Судьба певца – отдать себя, сгореть.
Он послан Богом, чтоб творить добро –
Над красотой не властна смерть!
Илья Короп

– “XVIII век был веком красоты, XIX – веком чувства, а финал ХХ стал веком чистого драйва. И зритель приходит в театр не за концепцией, не за идеями, а подпитаться энергией, ему нужен шок. Поэтому такой спрос на поп-культуру – там больше энергии, чем в культуре академической. Чечилия Бартоли мне сказала, что поет оперу как рок-музыку, – и я понял загадку фантастической энергетики этой великой певицы. Опера всегда была народным видом искусства, в Италии она развивалась чуть ли не как спорт – состязание певцов. И она должна быть популярной”. Валерий Кичин

В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии – поэма, сонет, баллада; в изобразительном искусстве – пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке – опера, симфония... Род произведений в пределах одного какого-то искусства называют французским словом жанр (genre).

5. Певцы. В течение 18 в. развился культ певца-виртуоза – сначала в Неаполе, потом по всей Европе. В это время партия главного героя в опере исполнялась мужским сопрано – кастратом, то есть тембром, естественное изменение которого было остановлено кастрацией. Певцы-кастраты доводили диапазон и подвижность своих голосов до пределов возможного. Такие оперные звезды, как кастрат Фаринелли (К.Броски, 1705–1782), чье сопрано по рассказам превосходило по силе звук трубы, или меццо-сопрано Ф.Бордони, про которую говорили, что она могла тянуть звук дольше всех на свете певцов, полностью подчиняли своему мастерству тех композиторов, чью музыку они исполняли. Некоторые из них сами сочиняли оперы и руководили оперными труппами (Фаринелли). Считалось само собой разумеющимся, что певцы украшают сочиненные композитором мелодии собственными импровизированными орнаментами, не обращая внимания на то, подходят подобные украшения к сюжетной ситуации оперы или нет. Обладатель любого типа голоса обязательно обучался исполнению быстрых пассажей и трелей. В операх Россини, например, тенор должен владеть колоратурной техникой не хуже, чем сопрано. Возрождение подобного искусства в 20 в. позволило дать новую жизнь многообразному оперному творчеству Россини.

В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть типов. Три женских типа голосов, от высоких к низким – сопрано, меццо-сопрано, контральто (последнее в наши дни встречается редко); три мужских – тенор, баритон, бас. Внутри каждого типа может быть несколько подвидов в зависимости от качества голоса и стиля пения. Лирико-колоратурное сопрано отличается легким и исключительно подвижным голосом, такие певицы умеют исполнять виртуозные пассажи, быстрые гаммы, трели и другие украшения. Лирико-драматическое (lirico spinto) сопрано – голос большой яркости и красоты.

Тембр драматического сопрано – насыщенный, сильный. Различие между лирическими и драматическими голосами относится также к тенорам. У басов выделяются два главных типа: “певческий бас” (basso cantante) для “серьезных” партий и комический (basso buffo).

Задание ученикам. Определите – какой тип голоса исполняет:

  • Партия Деда Мороза – бас
  • Партия Весны – меццо-сопрано
  • Партия Снегурочки – сопрано
  • Партия Леля – меццо-сопрано или контральто
  • Партия Мизгиря – баритон

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского “Борис Годунов” и “Хованщина”).

Давайте прослушаем:

  • Пролог. Картина первая. М. П. Мусоргский “Борис Годунов”
  • Картина вторая. М. П. Мусоргский “Борис Годунов”

Задание ученикам. Определите – кто герой, а кто – масса.

Герой здесь – Борис Годунов. Масса – народ. Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина "Борис Годунов" (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, – писал он. – Это моя задача. Я попытался решить ее в опере".

6. Оркестр. В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды – увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Еще один компонент оперного спектакля – балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными. Если певцы являются ведущими в оперном представлении, то оркестровая партия образует обрамление, фундамент действия, движет его вперед и готовит слушателей к грядущим событиям. Оркестр поддерживает певцов, подчеркивает кульминации, своим звучанием заполняет лакуны либретто или моменты смены декораций, наконец, выступает в заключении оперы, когда опускается занавес. Прослушаем увертюру Россини к комедии “Севильский цирюльник”. Форма “автономной” оперной увертюры пришла в упадок, и ко времени появления “Тоски” Пуччини (1900) увертюра могла заменяться всего лишь несколькими вступительными аккордами. В ряде опер 20 в. вообще отсутствуют какие бы то ни было музыкальные приготовления к сценическому действию. Но так как сущность оперы есть пение, высшие моменты драмы находят отражение в завершенных формах арии, дуэта и в других условных формах, где музыка выходит на первый план. Ария подобна монологу, дуэт – диалогу, в трио обычно воплощаются противоречивые чувства одного из персонажей по отношению к двум другим участникам. При дальнейшем усложнении возникают разные ансамблевые формы.

Прослушаем:

  • Арию Джильды “Риголетто” Верди. Действие 1-е. Оставшись одна, девушка повторяет имя таинственного поклонника ("Caro nome che il mio cor"; "Сердце радости полно").
  • Дуэт Джильды и Риголетто “Риголетто” Верди. Действие 1-е. ("Pari siamo! Io la lingua, egli ha il pugnale"; “С ним мы равны: владею словом, а он кинжалом”).
  • Квартет в “Риголетто” Верди. Действие 3-е. (Квартет "Bella figlia dell"amore"; “О красотка молодая”).
  • Секстет в “Лючии ди Ламмермур” Доницетти

Введение подобных форм обычно останавливает действие, чтобы дать место развитию одной (или нескольких) эмоций. Только группа певцов, объединенная в ансамбль, может выразить сразу несколько точек зрения на совершающиеся события. Иногда в роли комментатора поступков оперных героев выступает хор. В основном текст в оперных хорах произносится сравнительно медленно, фразы часто повторяются, чтобы сделать содержание понятным слушателю.

Не во всех операх можно провести четкую грань между речитативом и арией. Вагнер, например, отказался от завершенных вокальных форм, имея целью непрерывное развитие музыкального действия. Эта новация была подхвачена, с различными модификациями, целым рядом композиторов. На русской почве идея непрерывной “музыкальной драмы” была, независимо от Вагнера, впервые опробована А.С.Даргомыжским в “Каменном госте” и М.П.Мусоргским в “Женитьбе” – они называли данную форму “разговорной оперой”, opera dialogue.

7. Оперные театры.

  • парижская “Опера” (в России закрепилось название “Гранд-Опера”) предназначалась для яркого зрелища (рис. 2) .
  • “Дом торжественных представлений” (Festspielhaus) в баварском городке Байройте создан Вагнером в 1876 для постановки его эпических “музыкальных драм”.
  • здание “Метрополитен-опера” в Нью-Йорке (1883) было задумано как витрина для лучших певцов мира и для респектабельных абонентов лож.
  • “Олимпико” (1583), построенный А. Палладио в Виченце. Его архитектура – отражение микрокосма общества эпохи барокко – имеет в основе характерный подковообразный план, где ярусы лож расходятся веером от центра – королевской ложи.
  • театр “Ла Скала” (1788, Милан)
  • “Сан-Карло” (1737, Неаполь)
  • “Ковент-Гарден” (1858, Лондон)
  • Бруклинская музыкальная академия (1908) Америка
  • оперный театр в Сан-Франциско (1932)
  • оперный театр в Чикаго (1920)
  • новое здание “Метрополитен-опера” в нью-йоркском Линкольн – центре (1966)
  • Сиднейский оперный театр (1973, Австралия).

Рис. 2

Таким образом – опера властвовала во всем мире.

В эпоху Монтеверди опера стремительно завоевывала крупные города Италии.

Романтическая опера в Италии

Итальянское влияние достигло даже Англии.

Как и ранняя итальянская опера, французская опера середины 16 в. исходила из стремления возродить древнегреческую театральную эстетику.

Если во Франции во главу угла ставилось зрелище, то во всей остальной Европе – ария. Центром оперной деятельности на этом этапе стал Неаполь.

Из Неаполя берет свое начало еще один вид оперы – опера – буффа (opera – buffa), возникшая как закономерная реакция на оперу – сериа. Увлечение этим видом оперы быстро охватило города Европы – Вену, Париж, Лондон. Романтическая опера во Франции.

Балладная опера повлияла на становление немецкой комической оперы – зингшпиля. Романтическая опера в Германии.

Русская опера эпохи романтизма.

“Чешская опера” – условный термин, под которым подразумеваются два контрастных художественных направления: прорусское в Словакии и прогерманское в Чехии.

Домашнее задание ученикам. Каждому ученику дается задание ознакомиться с творчеством композитора (по выбору), где процветала опера. А именно: Я. Пери, К.Монтеверди, Ф.Кавалли, Г.Перселл, Ж.Б.Люлли, Ж.Ф.Рамо, А.Скарлатти, Г.Ф.Гендель, Дж.Б.Перголези, Дж.Паизиелло, К.В.Глюк, В.А.Моцарт, Дж.Россини, В.Беллини, Г.Доницетти, Дж.Верди, Р.Леонкавалло, Дж.Пуччини, Р.Вагнер, К.М.Вебер, Л. Ван Бетховен, Р.Штраус, Дж.Мейербер, Г.Берлиоз, Ж.Бизе, Ш.Гуно, Ж.Оффенбах, К.Сен-Санс, Л.Делиб, Ж.Массне, К.Дебюсси, М.П.Мусоргский, М.П.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Антонин Дворжак, Бедржих Сметана, Леош Яначек, Б.Бриттен, Карл Орф, Ф.Пуленк, И.Ф.Стравинский

8. Известные оперные певцы.

  • Гобби, Тито, Доминго, Пласидо
  • Каллас, Мария (Рис. 3) .
  • Карузо, Энрико, Корелли, Франко
  • Паваротти, Лючано, Патти, Аделина
  • Скотто, Рената, Тебальди, Рената
  • Шаляпин, Федор Иванович, Шварцкопф, Элизабет

Рис. 3

9. Востребованность и современность оперы.

Опера – это достаточно консервативный жанр по своей природе. Это связано с тем, что существует многовековая традиция, обусловленная техническими возможностями исполнения. Своей долговечностью этот жанр обязан большим эффектом, оказываемым на слушателя за счет синтеза нескольких искусств, способных производить впечатление сами по себе. С другой стороны, опера – это крайне ресурсоемкий жанр, недаром само слово “опера” в переводе с латыни значит “труд”: из всех музыкальных жанров она обладает наибольшей продолжительностью, она требует качественных декораций для постановки, максимального мастерства певцов для исполнения и высокого уровня сложности композиции. Таким образом, опера является пределом, к которому стремится искусство с целью произвести максимальное впечатление на публику при использовании всех доступных ресурсов. Однако из-за консервативности жанра, этот набор ресурсов мало поддается расширению: нельзя сказать, что за последние десятилетия состав симфонического оркестра совсем не изменился, но вся основа осталась прежней. Так же мало изменяется техника вокала, связанная с необходимостью большой мощности при исполнении оперы на сцене. Музыка ограничена в своем движении этими ресурсами.

Сценическое представление в этом смысле более динамично: можно поставить классическую оперу в авангардном стиле, не изменив ни одной ноты в партитуре. Обычно считается, что в опере главное музыка, и поэтому оригинальная сценография не может погубить шедевр. Однако обычно так не получается. Опера – это синтетическое искусство, и сценография важна. Постановка, не соответствующая духу музыки и сюжета воспринимается как чуждое произведению вкрапление. Таким образом, классическая опера часто не отвечает потребностям постановщиков, желающих выразить современные настроения на сцене музыкального театра, и требуется что-то новое.

Первый вариант решения этой проблемы – это мюзикл.

Второй вариант – это современная опера.

Существует три степени художественности содержания музыки.

  • Развлечение. Этот вариант неинтересен, так как для его реализации достаточно использовать готовые правила, тем более что он не соответствует требованиям, предъявляемым к современной опере.
  • Интерес. В этом случае, произведение приносит слушателю наслаждение благодаря изобретательности композитора, который нашел оригинальный и максимально эффектный путь решения художественной задачи.
  • Глубина. Музыка может выражать высокие чувства, которые дарят слушателю внутреннюю гармонию. Здесь мы сталкиваемся с тем, что современная опера не должна приносить вреда психическому состоянию. Это очень важно, так как, несмотря на высокие художественные достоинства, музыка может содержать черты, которые незаметно подчиняют волю себе слушателя. Так, широко известно, что Сибелиус способствует склонности к депрессии и самоубийству, а Вагнер – внутренней агрессии.

Значение современной оперы заключается именно в сочетании современных технологий и свежего звучания с высокими художественными достоинствами, характерными для оперы вообще. Это один из способов примирить стремление выразить в искусстве современные настроения с необходимостью соблюдать чистоту классики.

Идеальный вокал, основываясь на культурных корнях, преломляет в своей индивидуальности народную школу пения, и может служить основой для неповторимого звучания современных опер, написанных для конкретных исполнителей.

Можно написать шедевр, не вписывающийся в рамки никакой теории, но звучащий великолепно. Но для этого он все равно должен удовлетворять требованиям восприятия. Изложенные правила, как и любые другие, можно нарушать.

Домашнее задание ученикам. Освоение характерных особенностей композиторского стиля произведений русских композиторов, западно-европейских и современных композиторов. Анализ музыкальных произведений (на примере оперы).

Используемая литература:

  1. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – М., 1967.
  2. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе. – М., 1982.
  3. Верно Р. Серия “Жизни великих композиторов”. ТОО ”ПОМАТУР”. М., 1996.
  4. Махрова Э.В. Оперный театр в культуре Германии второй половины ХХ в. СПб, 1998.
  5. Саймон Г.У. Сто великих опер и их сюжеты. М., 1998.
  6. Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII – XX веков. – “Издательский дом “Золотое Руно”, 2004 г.
  7. Дмитриев Л.Б. Солисты театра “Ла Скала” о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. – М., 2002.

Ариетта (итал. arietta, уменьшительное от aria - в итальянской опере XVII-XVIII
веков - короткая ария, иногда близкая каватине. Во французской опере XVIII века
- не связанная с основным действием виртуозная ария либо песня в народном духе
исполняемая в комической опере.
Известна ариетта Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Ариозо (итал. Arioso) - высшая речитативная форма, которая отличается от низших
форм: сухого речитатива (recitativo secco) и речитатива в темпе (a tempo),
большим мелодическим содержанием в партии голоса и большим интересом и
сложностью в аккомпанементе.
Ариозо есть также вокальное сочинение небольших размеров, не имеющее
определённой формы, как, например, песня, пишущаяся в коленном складе;
по объёму оно соответствует ариетте. В новейшее время многие композиторы
дают небольшой арии название ариозо. Образчиками ариозо могут служить
вагнеровские певучие речитативы.

Ария (итал. aria - песня) - законченный по построению эпизод в опере, оратории
или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. Отличается
широкой распевностью, иногда сложным, виртуозным характером. Часто арии
предшествует речитатив. Разновидностью арии является ариетта.

Ария da capo - малая музыкальная форма, распространённая в эпоху барокко
и характерная, преимущественно, для итальянской оперной школы. Такая ария
исполнялась солистом под аккомпанемент инструментов (обычно небольшим
оркестром). Ария da capo широко использовалась в таких музыкальных жанрах
эпохи барокко, как опера и оратория.
Описание
Этот тип арий сочинялся в трёхчастной форме. Первая часть была мелодически
завершённой и заканчивалась на тонике. Вторая часть отличалась от первой
настроением (чередование мажора и минора), мелодической текстурой и иногда
темпом. Третья часть обычно не записывалась композитором; он просто помещал в
конце второй части указание «da capo», что переводится с итальянского как
«с головы» (с начала). То есть третья часть мелодически полностью повторяла
первую.
Ария da capo требовала от певца владения вариационной формой, умения украшать
мелодию во время исполнения третьей части. Степень насыщенности третьей части
вариациями зависит от степени аффекта данной арии. Завершала третью часть и всю
арию каденция, исполнявшаяся без аккомпанемента. Способность виртуозно
импровизировать и украшать мелодию стала в ту эпоху необходимым умением,
которому обязательно обучались все оперные певцы. Спад интереса к этому умению,
наступивший после эпохи барокко, возможно, и послужил тому, что ария da capo
стала менее популярной. Формально, ария da capo ещё присутствует у Моцарта,
но, в отличие от классических образцов, предоставлявших певцу свободу
импровизации (в рамках соответсвующего аффекта), Моцарт выписывает в партитуре
третью часть со своими вариациями, оставляя для певца лишь каденцию и минимум
свободы в самой арии.
Движение «Аутентичное исполнение» (современное течение в музыке, зародившееся
в середине 20-го века; попытка исторической реконструкции старинного звучания
классических произведений), восстанавливает эту вокальную форму, пытается
воспроизвести импровизационное исполнение арий da capo.
Лучшие образцы арий da capo созданы композиторами А.Вивальди и Г. Ф.Генделем

Бельканто (итал. bel canto - «красивое пение») - итальянский стиль пения,
который характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринужденным
звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выравненностью голоса
во всех регистрах, легкостью звуковедения, которая сохраняется в технически
подвижных и изощренных местах мелодического рисунка.
Стиль возник в Италии и был связан с развитием в середине XVII века
национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства
Бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка
и традиций народного исполнительства. В процессе развития стиль Бельканто
эволюционировал, обогащаясь новыми выразительными техническими приёмами и
эмоциональными чертами. Стиль оказал влияние на большинство европейских
вокальных школ.
Этапы развития Бельканто:
зарождение итальянской оперы (К. Монтеверди);
расцвет «неаполитанской школы» (А.Скарлатти);
период творческой деятельности В. Беллини и Г. Доницетти;
творчество Дж. Верди (веристская школа).

«Вампука» - выражение, обозначающее трафаретные, шаблонные, исключительно
банальные и нелепые ходы в оперных постановках, а также сами оперы, написанные
по подобным шаблонам. В определенной мере является аналогом выражения «клюква»
в литературе.
Этимология
Происходит от названия одноактной оперы-пародии «Вампука, невеста африканская,
образцовая во всех отношениях опера» (1909) на музыку В. Г. Эренберга, либретто
его же по фельетону А. Манценилова (М. Н. Волконского). Опера высмеивала нелепые
условности и штампы в оперных спектаклях - затянутость действия, расчленение
слов и повторы отдельных слогов, теряющих всякий смысл. Впервые поставлена в
1909 году в Санкт-Петербурге театром «Кривое зеркало»; до 1927 исполнялась в
Ленинграде, Москве, Риге и Тбилиси. Последнее известное представление "Вампуки"
в XX веке состоялось в 1930 году.
В 2005 году опера "Вампука, невеста африканская" поставлена Центром оперного
пения Галины Вишневской.

Кавата (итал. cavata, буквально «извлечение, выкапывание») - в опере, оратории
и кантате второй половины XVII - первой половине XVIII века заключительный,
обобщающего характера раздел речитатива. Сочинялась в стиле ариозо с соблюдением
тактового членения и темпа (в противовес начальному разделу речитатива - обычно
secco; например, № 18 из «Страстей по Иоанну», № 2, 5 из 117-й кантаты Баха).
Явилась прообразом каватины.

Каватина (итал. cavatina, уменьшительное от итал. cavata) - небольшая лирическая
оперная ария. Произошла от каваты. С конца XVIII века часто выходная ария в
опере (каватина Фигаро в опере «Свадьба Фигаро», каватины Князя, Алеко). В
XIX-XX вв. наряду с виртуозной (каватина Розины и др.) распространена каватина
созерцательного плана в умеренно-медленном темпе, с песенной мелодикой (две
каватины в оратории «Времена года» Й. Гайдна; каватины Агаты, Антониды; каватина
Невесты в симфонии-кантате «На поле Куликовом» Шапорина; каватина Тома в опере
«Похождения повесы» Стравинского). Некоторые каватины являются развёрнутыми
ариями (каватины Людмилы, Кончаковны, Владимира Игоревича). Каватинами иногда
называют певучие инструментальные пьесы.

Квинтет (итал. quintetto от лат. quintus - «пятый»)
Ансамбль из пяти исполнителей-инструменталистов или вокалистов. В
камерно-инструментальной музыке квинтеты могут быть однородными (пять струнных
смычковых, пять деревянных духовых, пять медных духовых инструментов и т. д.) и
смешанными (смычковые с фортепиано, с духовыми инструментами, с арфой и т. д.).
Квинтет, обычно именуемый фортепьянным, включает, как правило, фортепьяно и
струнный квартет. Обычный состав духового квинтета - флейта, гобой, кларнет,
фагот и валторна, джазового - саксофон, труба, фортепьяно (или гитара),
контрабас и ударные.
Музыкальное произведение для пяти инструментов или певческих голосов.
Струнный квинтет и квинтет для струнных и духовых инструментов сложились во
второй половине XVIII века (Гайдн, Моцарт). С тех пор квинтеты пишутся, как
правило, в виде сонатных циклов. В XIX-XX веках получил распространение
фортепьянный квинтет, в котором возможно противопоставление богатых и
разнохарактерных тембров фортепьяно и струнных (Шуберт, Шуман, Брамс, Танеев,
Шостакович). Вокальный квинтет может быть частью оперного действия, оратории,
кантаты.

Клакёр (фр. claqueur, от фр. claque «хлопок ладонью») - профессия человека,
нанимаемого для создания искусственного успеха либо провала артиста или целого
спектакля. Профессия известна с 1820 года. Корпорация профессиональных клакёров
называется клака. Клака также стремится «заразить» публику в оперных театрах,
побуждая зрителей вслед за собой аплодировать и кричать «Браво!», либо «шикать».
Используется эффект «социального доказательства».

Лейтмотив (нем. Leitmotiv - «главный, ведущий мотив») - в музыке характерная
тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы,
балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую
ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при
повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Термин был
введён в теорию музыки Рихардом Вагнером, который первым начал активно
использовать лейтмотивы в своих операх.
Термин лейтмотив применяется также в литературоведении. Здесь он обозначает
как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и
совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных,
«канонических» для определенного жанра и стиля. Также под лейтмотивом иногда
подразумевается комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно
повторяется на протяжении данного художественного целого - литературного
произведения; в этом употреблении понятие лейтмотива приближается к своему
первоначальному музыкальному значению.

Либретто (итал. Libretto) - литературная основа большого вокального сочинения,
светского или духовного, например оперы, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла.
Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных. Для
речитативов возможно употребление прозы. Сюжетами для либретто служат в основном
литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическими
требованиям. Иногда либретто - самостоятельный труд либреттиста или композитора,
например Вагнера, А. Н. Серова («Юдифь»). В издания либретто иногда включаются
ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие его места. Часто либретто
лишь вкратце поясняет действие, происходящее на сцене, без воспроизведения слов
арий, речитативов и т. п.
В 1976 году Г. И. Ганзбург ввёл новое направление музыкознания - либреттологию

Фуга (от лат. fuga - «бегство», «погоня») - музыкальная форма, являющаяся
наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько
голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в
основном или изменённом виде, тему - короткую мелодию, проходящую через всю
фугу.

Полифония (от греч. ????? - многочисленный и???? - звук) - музыкальный склад
(принцип построения музыкального произведения), характеризуемый многоголосием,
то есть одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких
равноправных мелодий. Противоположным полифонии складом является гомофонно-
гармонический склад, при котором один из голосов является ведущим, а остальные
звуки создают для него гармонический фон.
Полифонию разделяют на типы:
Подголосочная полифония, при которой вместе с основной мелодией звучат её
подголоски, то есть несколько отличающиеся варианты. Характерна для русской
народной песни.
Имитационная полифония, при которой основная тема звучит сначала в одном голосе,
а потом, возможно, с изменениями, появляется в других голосах (при этом основных
тем может быть несколько). Форма, в которой тема повторяется без изменений,
называется каноном. Вершиной форм, в которых мелодия изменяется от голоса к
голосу, является фуга.
Контрастно-тематическая полифония (или полимелодизм), при которой одновременно
звучат разные мелодии. Впервые появилась в XIX веке.

Стретта (итал. stretta от итал. stringere - «сжимать, сокращать» - каноническое
проведение тем в фуге, при котором каждый имитирующий тему голос вступает до
того, как она закончилась в предыдущем голосе, и отдельные части темы звучат
одновременно в разных голосах, то есть контрапунктически сочетаются друг с
другом. Нередко после окончания темы в начинающем голосе она вступает в третьем
голосе, и трёхголосная стретта складывается как цепочка двухголосных канонов
(фуга F-dur из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха, такты
37-44). Стретта, представляющая собой канон во всех голосах (последний вступает
до момента окончания темы в начинающем), называется магистральной или
маэстральной (stretto maestrale - фуги C-dur, b-moll из 1-го тома «Хорошо
темперированного клавира» И. С. Баха). Особой полифонической полнотой отличаются
стретты в виде двойного канона: на две темы (фуга e-moll op. 87 № 4
Шостаковича), на тему с удержанным противосложением (фуга из квинтета op. 57
Шостаковича). Стретта может быть усложнена использованием увеличения, обращения
и других способов полифонического преобразования. В сложно построенных фугах
образуется истема варьированных стретт (фуги dis-moll, b-moll из 1-го тома
«Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха).

Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки - и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры... Начался спектакль, в котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Началась опера.

Опера - это жанр синтетический, появившийся на основе содружества различных искусств (итальянское "opera" буквально - труд, дело, сочинение ). Однако роль их в опере не равноценна. Уже несколько столетий существует опера. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное - музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор - лицо второстепенное - должен был во всем подчиняться не только либреттисту, но и певцам, которые требовали выигрышных арий в удобных для себя местах. Настало время и для другой крайности - когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в своего рода концерт в костюмах. Но это действительно крайности. В XVIII и XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас.

Главное в опере - все-таки музыка. Ради нее мы идем в оперный театр. Вот герой поет арию . В это время на сцене ничего занимательного не происходит: действие останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его характер. Ария - очень важная составная часть оперы, поэтому ей посвящается отдельный рассказ. Ее, так же, как и другие сольные оперные номера - ариозо, каватину, балладу - можно сравнить с монологом в драматической пьесе. А теперь давайте вспомним, что поет Иван Сусанин перед началом своей знаменитой арии "Ты взойдешь, моя заря".

М. Глинка. Ария Ивана Сусанина из оперы "Иван Сусанин"
Исполняет Максим Михайлов

Звучат медленные, короткие, разделенные остановками фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию. Называется оно речитатив (латинское слово recitare - читать вслух, громко произносить ). Значение речитатива в опере очень велико. Он - основной "инструмент" развития действия. Ведь тогда, когда звучат законченные музыкальные номера-арии , ансамбли - действие обычно останавливается. Оперы без речитатива не существует. Но зато бывают оперы, полностью построенные на речитативе.

Большую роль в опере играет хор . С его помощью композиторы изображают картины народной жизни. А в операх М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" народ, по определению самого композитора, является даже главным действующим лицом.

Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера, это оркестр . Он исполняет увертюру, симфонические антракты, звучит во время всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев.

Возникло оперное искусство почти четыреста лет тому назад, в конце XVI века. Первый музыкальный спектакль с пением на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году. С тех пор опера прошла большой, сложный путь. Родившись в Италии, она попала далее и в другие страны Европы, Возникнув как произведение мифологическое, теперь она удивительно разнообразна по сюжетам.

В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии - Россини, Верди и Пуччини, во Франции - Мейербер, Гуно и Бизе, в Германии - Вебер и Вагнер. Несколько раньше, в конце XVIII века, опера получает расцвет в Австрии, в творчестве Моцарта. В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича.

В большинстве случаев оперы пишутся на сюжеты, взятые из литературы. "Руслан и Людмила" Глинки, "Русалка" Даргомыжского, "Евгений Онегин", "Мазепа" и "Пиковая дама" Чайковского, "Травиата", "Риголетто" и "Отелло" Верди, "Кармен" Бизе, "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Борис Годунов" Мусоргского, "Нос" и "Катерина Измайлова" Д. Шостаковича, "Война и мир" и "Повесть о настоящем человеке" С. Прокофьева, "Тихий Дон" и "Поднятая целина" И. Дзержинского, "Кола Брюньон" и "Семья Тараса" Кабалевского - много на свете опер, в основе которых лежат хорошо известные романы, повести, драматические пьесы...

Партитура готовой оперы передается в театр. Над ней работает дирижер, свои партии разучивают солисты и хор, режиссер осуществляет постановку, художники пишут декорации. Только в результате общего труда всех этих людей возникает оперный спектакль.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
ЖАДАН ИВАН ДАНИЛОВИЧ



ИВАН СУСАНИН



ИОЛАНТА





НЕТРЕБКО АННА
ОБРАЗЦОВА ЕЛЕНА


ОТЕЛЛО

ПАЯЦЫ



ПИКОВАЯ ДАМА




САДКО
СВАДЬБА ФИГАРО
СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК


ТЕБАЛЬДИ РЕНАТА




ТРАВИАТА











ХОВАНЩИНА
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

АВТОФОНИЯ (от греч. autos — сам и phone — звук) — слышание певцом собственного голоса; Исполнитель воспринимает собственный голос не только через воздушную среду, но и через ткани головы, что вносит в звучание голоса значительные искажения. Поэтому певец, впервые слышащий свой голос в звукозаписи, как правило, не узнает его по тембру.

А КАПЕЛЛА (акапелльное пение) (итал. a cappella, «как в часовне») — многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения.

АКЦЕНТ (лат. accentus — ударение) — выделение, подчеркивание звука или аккорда: динамическое, ритмическое, тембровое; в вок. музыке также подчеркивание наиболее значительного по смыслу слова или слога при произнесении текста.

АЛЬТ (от лат. Alto-высокий)- низкий певческий женский голос, а также низкий детский.

АРИЕТТА (ит.arietta- маленькая ария, ветерок)-небольшая по размеру ария в опере,а также небольшая пьеса для какого-либо инструмента песенного склада.

АРИОЗО (ит.arioso- вроде арии) -небольшая ария свободного построения.

АРИЯ (ит. Aria- песня, воздух, ветер)-законченный эпизод в опере(кантате, оратории),исполняемый певцом в сопровождении оркестра,в котором герой(солист) передаёт глубокие личные переживания.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ — система органов, благодаря работе которых формируются звуки речи. К ним относятся: голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, глотка, нижняя челюсть (активные органы); зубы, твердое небо, верхняя челюсть (пассивные органы).

АРТИКУЛЯЦИЯ- работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи.

АТАКА (итал. attaccare — нападать) — в пении — начало звука. Атака бывает твердая (при которой голосовые связки плотно смыкаются до начала выдоха), мягкая (связки смыкаются менее плотно, с началом выдоха), придыхательная (связки смыкаются неплотно, после начала выдоха). В зависимости от текста (звука, начинающего слово), от штриха, а также в целях выразительности пользуются разными видами атаки. В упражнениях большинство вокалистов предпочитают мягкую атаку, но в педагогических целях применяется как твердая (например, при вялости пения), так и придыхательная (при так называемое "пересмыкании" связок, при "горловом" звуке").

БАРИТОН (греч. — тяжелозвучный) — средний по высоте муж. голос; диапазон ля-бемоль (соль) больш. окт. — ля-бемоль 1-й окт.; переходная регистров. нота ре-диез (ре) 1-й окт.

БАС (итал. basso — низкий) — самый низкий муж. голос; диапазон фа больш. окт. — фа 1-й окт., переходная регистровая нота до-диез (до) 1-й окт.

БЕГЛОСТЬ - техника пения в быстром движении.

БЕЛЫЙ ЗВУК - термин, распространенный в вокальной практике для обозначения так называемого открытого звучания голоса. В академической манере пения такое звучание не допускается. Белый звук применяется в классическом пении как выразительное средство.

БЕЛЬКАНТО - (итал. belcanto - прекрасное пение) - стиль пения, сложившийся в Италии к середине XVII в. и господствовавший до 1-й половины XIX в. (эпоха бельканто). В современном понимании - эмоционально насыщенное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение.

БЛЮЗ (англ. blues от blue devils) — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США.

ВОКАЛИЗ - (лат. vocalis - гласный) - музыкальное произведение для голоса без текста, написанное с целью выработки определенных вокально-технических навыков или для концертного исполнения.

ВОКАЛИЗАЦИЯ - (от итал. vocalizzazione) - исполнение мелодии на гласных звуках или распевание отдельных слогов какого-либо слова.

ВОКАЛЬНЫЙ СЛУХ - специфическое сложное восприятие звука через мышечное чувство звука вместе с другими ощущениями, сопровождающими пение (вибрационными, ощущениями подскладочного давления, «столба» воздуха).

ВИБРАТО, вибрация (итал.vibrato, лат. vibratio - колебание) - периодическое изменение звука по высоте, силе и тембру. Различают скорость Вибрации (частоту чередования периодов в секунду) и ее размах (степень крайних отклонений звука). Скорость Вибрации в 6—7 периодов обогащает тембр звука, придает ему эмоциональность и динамичность, является непременным признаком хорошего певческого голоса. При большей скорости Вибрато в голосе появляется тремоляция ("барашек"), при меньшей, сопровождаемой бо́льшим размахом, — неустойчивость интонации, "качание" звука. Для исправления недостатков Вибрации полезны следующие приемы: а) упражнения с мелодическим движением, б) упражнения в негромком пении (при усилении звука размах Вибрато увеличивается, поэтому хор труднее выстраивать на forte), в) упражнения в закрытых гласных (о, у), а также пение с закрытым ртом.

ВИЛЛАНЕЛА (итал. — деревенская песня) — итал. песня XV—XVI вв., преимущ. 3-голосная, с парал. движением голосов, живого характера, лирического или юмористического содержания.

ВЫСОТА ЗВУКА — свойство музыкального звука, зависящее от частоты колебаний звучащего тела; в акустике измеряется герцами (числом колебаний в секунду). В музыкальном исполнении различают высоту абсолютную (настройка инструментов и певцов по эталону высоты — камертону) и относительную, определяемую интервальным соотношением музыкальных звуков.

ГАММА - поступенная последовательность звуков какого-либо лада. Каждая гамма опирается на первую ступень -тонику, от которой происходит название:гамма до-мажор, ре-минор и т.д. Гаммы обычно используются для тренировки в игре на инструменте или пении.

ГИГИЕНА ГОЛОСА - соблюдение певцом определенных правил поведения, певческий режим. Нельзя перед пением употреблять в пищу ничего, раздражающего горло: острого, соленого, горячего, холодного, использовать семечки, орехи. Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль, а также табак и особенно пиво, спиртные напитки. Пищу следует принимать не позже, чем за 2 часа до пения. В холодное время года, придя с улицы, перед пением нужно согреться, а выходя после пения — предварительно остыть. По утрам полезно полоскать горло комнатной водой. Неумеренные разговоры утомляют голос, поэтому на хоровых занятиях каждую не занятую пением минуту следует использовать для отдыха. Расшатывают голос форсированное (крикливое) пение и громкая речь, злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение чрезмерно сложного репертуара. Отрицательно действуют на голос общее переутомление, нервные потрясения. Женщины не должны петь во время ежемесячного нездоровья (3 дня); нарушение этого правила ведет к нечистому интонированию, может вызвать заболевание голосовых связок. При болезнях голосового аппарата в результате переутомления певцу вредит и присутствие на занятиях, т. к. в этих условиях он не находится в состоянии покоя. В процессе обучения пению следует соблюдать постепенность в преодолении технических трудностей, чередовать занятия с отдыхом. Произведения с высокой тесситурой необходимо при разучивании и многократном повторении транспонировать вниз. Укрепление здоровья, закалка организма от простудных заболеваний, правильная организация питания и отдыха повышают жизненный тонус и положительно отражаются на голосе; в свою очередь, хорошее звучание голоса благоприятно воздействует на самочувствие певца. Для контроля за состоянием голосового аппарата необходимо периодически проводить фониатрические осмотры; каждый поющий должен знать основные правила певческой гигиены.

ГИМН (греч. hymnos) — торжественная, хвалебная песня. Существуют Г. государственные, революционные, в честь какого-либо события, религиозные и т. д. Государственные Г., являясь муз. эмблемой государства, имеются во всех странах.

ГОЛОС ПЕВЧЕСКИЙ — совокупность певческих звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата. Для певческого звука характерны определенность высоты, ясность гласных, бо́льшая или меньшая протяженность. Певческим голосом также называют способность петь (говорят, например, о "постановке Голоса"); иногда под голосом подразумевают голосовой аппарат ("охрана голоса"). Задатками певческого голоса обладает большинство людей, однако хорошие голоса довольно редки (М. И. Глинка определял хороший голос как "верный, звонкий, приятный"). Одним из наилучших средств, помогающих развитию голоса (и связанного с ним музыкального слуха), является пение.

ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ — орган функционирования голоса, состоящий из след. частей: а) гортань с голосовыми связками (двумя мышечными складками) — место зарождения звука; б) дыхательный аппарат — полости носа и рта, носоглотка, гортань, дыхат. горло-трахея, легкие; мышцы, управляющие дыханием (диафрагма, вдыхательные и выдыхательные мышцы); в) резонаторы, усиливающие и окрашивающие возникающий при взаимодействии связок и дыхания певч. звук (см. Тембр); г) артикуляционный аппарат, формирующий гласные и согласные звуки: нижн. челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. В процессе пения все части Голосового аппарата, управляемого мозгом, действуют одновременно и взаимосвязанно.

ГОРЛОВОЙ ЗВУК - специфическое звучание голоса, образующееся в результате того, что голосовые складки работают в режиме «пересмыкания», т.е. в процессе колебания фаза их сомкнутого состояния превалирует над разомкнутой, а сама гортань напряжена.

ГЛИССАНДО (итал. glissando от фр. glisser — скользить) — музыкальный термин, штрих, означающий плавное скольжение от одного звука к другому; даёт колористический эффект. Глиссандо предполагает плавный переход от одного звука к другому через все лежащие между ними звуки, возможные для воспроизведения на данном инструменте. В некоторых случаях глиссандо отличается от непрерывного портаменто.

ДИАПАЗОН (от греч. dia pason (chordon) — через все струны) — звуковой объем голоса (инструмента) от самого нижнего до самого верхнего звука. Диапазон голоса певца-солиста (профессионала) должен быть не менее 2-х октав, что позволяет исполнять ведущие оперные партии, камерный репертуар. Требования к Диапазону певца профессионального хора — те же, значительно меньшие — к участнику любительского хора, где недостаток хороших высоких или низких звуков у одного певца компенсируется за счет другого. Диапазон певцов самодеятельных хоров редко превышают объем так называемого рабочего (наиболее употребительного) Диапазона — полторы октавы. При обучении пению диапазон, как правило, расширяется (в ту и другую сторону), однако необходимо следить, чтобы певец при этом не потерял хороший природный тембр.

ДИКЦИЯ (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая Дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; в хоре зависит от качества произношения у каждого поющего и от однородности и одновременности произнесения всей хоровой партией. Особенно важно четкое произношение согласных. Для ясности дикции важны также осмысленность произнесения, пение наизусть (известно выражение вокалистов: "Звук следует за взглядом"). Дикция должна соответствовать характеру произведения.

ДЖАЗ - род музыки, сложившейся на рубеже 19- н.20 веков в результате слияния европейской и африканской музыкальных культур(первоначально среди негров США).Характерными чертами джаза являются импровизационность, ритмическая изощренность, повышенная эмоциональность исполнения.

ДЕТОНИРОВАНИЕ (от фр. detonner - петь фальшиво) - пение с пониженной, реже с повышенной интонацией.

ДИНАМИКА (греч. dynamis — сила) — совокупность явлений, связанных с громкостью — силой звучания.

ДИСТОНАЦИЯ (греч. dis — отриц. приставка "не", tonos — тон, напряжение, ударение) — термин, которым иногда обозначают фальшивое интонирование в сторону повышения.

ДЫХАНИЕ (певческое) один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса, важнейший элемент певческого процесса; до некоторой степени подчинено воле поющего (выбор типа дыхания, задержка дыхания перед атакой звука, дозировка вдоха и выдоха). В современной вокальной методике принято смешанное или нижнереберно-диафрагмальное (грудобрюшное, косто-абдоминальное) Дыхание, когда при глубоком вдохе раздвигаются нижние ребра, опускается диафрагма (вследствие чего выпячивается стенка живота); плечи и верхняя часть груди неподвижны. При выдохе происходит активное торможение диафрагмы, ребра и стенка живота постепенно возвращаются в исходное положение ("пение на опоре"). При неправильном, ключичном дыхании поднимаются грудь и плечи; из-за переполнения легких воздухом и излишнего его давления на голосовые связки возникают форсирование, качание звука, нечистая интонация. Поскольку типы дыхания способны несколько варьироваться и связаны с остальными компонентами звукообразования, основным показателем правильности дыхания должно служить качество певческого звука. Вдох при пении производится быстро, бесшумно, через нос или через рот одновременно. Объем и характер вдоха зависят от длины, динамики, характера музыкальной фразы, темпа. Выдох от вдоха отделяется большей или меньшей паузой — задержкой дыхания, назначение которой — активизация и организация голосового аппарата. Выдох должен быть экономичным, без "утечки" дыхания (вызывающей шумовой призвук); взятый воздух расходуется только на воспроизведение опертого звука. В хоре применяется одновременное и так называемое цепное дыхание. Обучение поющих правильному певческому дыханию — важная часть вокальной работы в хоре. Жест дирижера оказывает непосредственное воздействие на дыхание певцов.

ЗАКРЫТЫЙ ЗВУК - звук, образуемый при пении закрытым ртом.

ЗАПЕВ — начало песни, исполняемый одним или несколькими певцами (запевалами), после чего вступает хор; обычно (в нар. песнях) первая фраза или часть мелодии, иногда — первая половина куплета.

ЗВУКОВЕДЕНИЕ - термин, обозначающий различные виды ведения голоса по звукам мелодии (напр., кантилена, портаменто, маркато и т.п.).

ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ (фонация, от греч. phone — звук) — извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата. Певческий звук, возникая в результате колебаний голосовых связок, усиливается и темброво обогащается благодаря резонаторам.

ИМПЕДАНС (от лат. impeditio - препятствие) - обратное акустическое сопротивление, которое испытывают голосовые складки со стороны ротоглоточного канала.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — истолкование музыкального произведения в творческом процессе исполнения (от латинского interpretatio — разъяснение, истолкование). В отличие от других видов искусств музыка непременно нуждается в исполнителе, истолкователе нотного текста.

ИНТОНАЦИЯ (от лат. intono - громко произношу) - 1) Воплощение художественного образа в музыкальных звуках. 2) Небольшой, относительно самостоятельный мелодический оборот. 3) Точное воспроизведение высоты звука при музыкальном исполнении.

ЙОДЛЬ (нем. Jodel) - жанр народных песен у альпийских горцев (в Австрии, Южной Баварии и Швейцарии). Исполнение характеризуется резкой сменой головного (фальцетного) и грудного звучания без микста на широких интервалах и звуках разложенного аккорда.

КАВАТИНА -оперная ария, отличающаяся простым песенным складом.

КАМЕРНОЕ ПЕНИЕ (от лат. camera — комната) — исполнение камерной вокальной музыки. Вокальная камерная музыка (в жанрах песни, романса, ансамбля) с конца XVIII в. и особенно в XIX в. заняла видное место в музыкальном искусстве. Постепенно сложился соответствующий жанру камерный исполнительский стиль, основывающийся на максимальном выявлении интонационно-смысловых деталей музыки. Камерное пение обладает большими возможностями в передаче тончайших лирических эмоций. Оно требует от исполнителя высокой музыкальной и общей культуры, гибкого, способного к тончайшей нюансировке голоса, который не обязательно должен быть мощным.

КАНТИЛЕНА - (лат. cantilena - пение) 1) Певучее, связное исполнение мелодии, основной вид звуковедения, построенный на технике legato. 2) Напевная мелодия, вокальная или инструментальная.

КАНОН (греч. canon — норма, правило) — полифонич. муз. форма, осн. на строгой непрерывной имитации, при котор. голоса повторяют мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем она закончится у предыдущего. Мелодия, звучащая с самого начала канона, называется пропостой, а голоса, вступающие позже, — риспостами.

КАНТАТА (итал. cantare — петь) — произв. для певцов-солистов, хора и орк., торжественного или лирико-эпич. характера. К. могут быть хоровыми (без солистов), камерными (без хора), с сопр. или без него…

КОМПРИМАРИО - оперный певец, исполняющий второстепенные партии.

КУЛЬМИНАЦИЯ -эпизод музыкального произведения, где достигаются наивысшее напряжение, накал чувств и чаще всего наибольшая сила звучания.

МАСКА - термин вокальной практики, означающий ощущение вибраций в верхней части лица, возникающее во время пения в результате резонирования носовой и придаточных полостей.

МЕДИУМ - (от лат. medius - средний) термин, применяемый в вокальной педагогике для обозначения средней части диапазона женских голосов.

МЕЛИЗМЫ - (от греч. melisma - песнь, мелодия) 1) Мелодические отрывки (колоратуры, рулады, пассажи и другие вокальные украшения) и целые мелодии, исполняемые на один слог текста (отсюда выражение «мелизматическое пение»). 2) Мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке (форшлаг, мордент, группетто, трель).

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ - (от греч. melos - мелодия и от лат. declamation - декламация) - художественное чтение стихов или прозы на фоне музыкального сопровождения, а также произведения, в основе которых лежит такое соединение текста и музыки.

МЕЛОДИЯ- (греч. melodia — пение, песня, напев) — муз. мысль, выраженная одноголосно. М. — основное выразительное средство музыки, в которой объединяются муз. элементы: высотные и ритмические соотношения звуков, тембр, динамика, артикуляция.

МЕТР (греч. metron — мера) — последовательное чередование сильных и слабых долей (пульсаций) в ритмическом движении. Сильная доля образует метрический акцент, при помощи которого муз. произведение делится на такты.

МЕТРОНОМ (греч. metron — мера, nomos — закон) — прибор для определения темпа; усовершенствован И. Н. Мельцелем (1816), отсюда иногда обозначение (М. М. — метроном Мельцеля).

МЕЦЦА ВОЧЕ - (итал. mezza voce - вполголоса) - пение в динамике mezza piano с сохранением всех качеств опертого смешанного звукообразования, но с превалированием фальцетной работы голосовых складок.

МЕЦЦО-СОПРАНО (итал. mezzo — средний) — средний жен. голос. Диапазон ля мал. окт. — ля² (выше редко). Различают высокое (лирическое) М.-с., по характеру звучания приближающееся к сопрано, и низкое, приближающееся к контральто.

МИКСТ - (от лат. mixtus - смешанный) - регистр певческого голоса, в котором смешиваются грудное и головное резонирование.

МИМИКА — движения мышц лица как выражение психич. состояний. М. играет значительную роль в окраске (тембре) певческого звука (известно выражение франц. педагога-вокалиста Ф. Дельсарта: "Тембр коренится в мимике, а мимика — в психике").

МОНОДИЯ (греч. monodia — песня одного) — одноголосное или групповое пение в унисон или октаву.

МУЖСКОЙ ХОР — хор, состоящий из муж. голосов: теноров (иногда и теноров-альтино), баритонов, басов (в т. ч. октавистов). Благодаря диапазону до 3-х октав и более, М. х. обладает значительными исполнительскими возможностями.

МУТАЦИЯ - (от лат. mutation -изменение, перемена) - переход детского голоса в голос взрослого.

НАПЕВ - небольшая вокальная мелодия.

НАРОДНАЯ МАНЕРА ПЕНИЯ - манера пения, характеризующаяся резким разделением регистров, большей открытостью звука.

НОСОВОЙ ПРИЗВУК - призвук, возникающий в тембре голоса при опускании мягкого неба, когда часть звуковых волн непосредственно попадает в носовую полость.

ОБЕРТОНЫ (от нем. Obertone — верхние тоны) — гармонические созвучия, частичные тоны, призвуки, входящие в состав основного тона, возникающие от колебаний частей звучащего тела (струны, столба воздуха). Обертоны всегда выше основного тона. Частота колебаний в целое число раз (2, 3, 4 и т. д.) больше частоты колебаний основного тона; например, 1/2 звучащей струны (вдвое большее число колебаний) дает октаву от основного тона (О. обозн. числом 2), 1/3 струны — квинту через октаву (обозн. 3), 1/4 — 2-ю октаву и кварту от 3-го О., 1/5 часть — терцию через 2 октавы и т. д. Последовательность обертонов в восходящем порядке образует так называемый натуральный звукоряд ("обертоновый ряд"), выраженный рядом чисел (начиная с единицы — основного тона). Обертоны звучат значительно слабее основного тона, но с разной громкостью, образуя тот или иной тембр голоса, инструмента. Преобладание низких обертонов придает звуку полноту, мягкость, верхних — звонкость, резкость. В натуральном звукоряде находят физическое обоснование многих явлений музыки (интервалика, мажорное трезвучие, консонанс и др.).

ОПОРА - термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука («опертое звучание») и манеры голосообразования («пение на опоре»).

ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos - правильный, epos - речь) - правильное литературное произношение текста.

ОТКРЫТЫЙ ЗВУК - перенесение речевого звучания гласных в пение. Используют в народном пении.

ПАРТИТУРА (итал. partitura — разделение, распределение) — нотная запись ансамблевой музыки, в котор. сведены партии всех голосов (инструм.). Существует более или менее постоянный порядок расположения партий (голосов) в П.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА — положение, которое певец должен принять перед началом фонации (звукоизвлечения). Певческая установка при положении стоя: прямое собранное положение корпуса (не распущенное, но и не "на вытяжку"); равномерная опора на обе ноги; руки свободно опущены по бокам или соединены кистями перед грудью или за спиной; грудь развернута, плечи слегка оттянуты назад; голова держится прямо, не напряженно. При положении сидя сохраняется то же положение корпуса и головы; ноги поставлены под прямым углом (нельзя поджимать их под себя или сидеть, положив нога на ногу, т. к. это мешает правильному дыханию). Очень важно приучить певцов принимать в должный момент певческую установку, поскольку это помогает овладеть правильными певческими навыками.

ПЕВЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ - ощущения, которые помогают певцу в контроле за голосообразованием.

ПЕРЕХОДНЫЕ ЗВУКИ - звуки, лежащие на границе натуральных регистров голоса.

ПЕСНЯ — наиболее распространённый жанр вок. музыки, объединяющий поэтический образ с музыкальным. Характерным для песни является наличие законченной, самостоятельной певучей мелодии, простота структуры (обычно период или 2—3-частн. форма, чаще всего — в виде запева и припева).

ПОЗИЦИЯ ЗВУКА- термин, употребляемый в вокальной педагогике для выражения влияния тембра на восприятие высоты звука. Различают высокую и низкую позиции.

ПОРТАМЕНТО (от итал. portare la voce - переносить голос) - в сольном пении скользящий переход от одного звука мелодии к другому. Одно из средств выразительности в пении.

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА — процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования; заключается в выработке у учащегося рефлекторных движений голосового аппарата, способствующих правильному звучанию. Понятие хорошо поставленного голоса включает его ровность на всем диапазоне (сглаженность регистров), звучность, прикрытость гласных, красоту тембра, гибкость. Хорошо поставленный голос характеризуется присутствием в его звучании так называемых певческих формант.

ПРИКРЫТИЕ ЗВУКА — вокальный прием, применяемый при формировании верхнего участка диапазона голоса выше переходных звуков, настройка голосового аппарата (главным образом за счет расширения нижней части глотки и соответствующего формирования полости рта), придающая певческому звуку некоторую затемненность, мягкость, глубину. Прикрытость звука акустически связана с присутствием в нем так называемой нижней форманты. Прикрытие звука применяется в вокальной педагогике для сглаживания регистров, благодаря чему получается как бы однородность голоса на всем диапазоне. В академическом пении используется только прикрытый звук (открытый применяется как исключение, в специальных исполнительских целях). Однако следует опасаться чрезмерного затемнения ("перекрытия") звука, придающего ему тусклый, глухой тембр. Меру прикрытия звука устанавливает педагог, дирижер, руководствуясь своим вокальным слухом и эстетическим вкусом.

РАСПЕВАНИЕ— вокально-слуховая настройка певцов в начале занятий или перед концертом; имеет целью подготовку каждого певца и всего хора к работе над репертуаром и к концертному исполнению.

РЕГИСТР (лат. registrum — список, перечень) — часть диапазона голоса (инструмента), объединенная сходством тембра на основе однородности звукоизвлечения. В голосе различается нижний, или грудной регистр (с преимущественным использованием грудного резонатора), верхний, или головной регистр (фальцет), смешанный, или микст. У мужских голосов имеются два природных регистра: грудной и головной; у женщин — три: грудной, смешанный, головной. В голосе необученного певца регистры резко различимы; границы их определяются так называемыми переходными (переломными) звуками, более или менее постоянными для каждого типа голоса: у баса до-диез1 (до1), у баритона ре-диез1 (ре1), у тенора фа-диез1 (фа1), у сопрано ми1 — фа1 (при переходе к смешанному регистру) и фа-диез2 (фа2) (при переходе к головному регистру), у меццо-сопрано и контральто фа-диез1 (фа1) (при переходе к смешанному регистру) и ре-диез2 (ре2) (при переходе к головному регистру). "Поставленный" голос отличается сглаженностью регистров, постепенностью перехода от нижних звуков диапазона к верхним. Использование "чистых" регистров обученными певцами, в отличие от народных певцов, применяется эпизодически, как вокальная краска. Исполнение переходных (к верхнему резонатору) звуков требует некоторого их затемнения — "прикрытия".

РЕПЕРТУАР (от лат. repertorium — список, опись) — совокупность произв., исполняемых на концерте или изучаемых в процессе занятий. Правильный подбор рнпертуара — важное условие успешной деятельности хора.

РЕЗОНАНС (от фр. resonance, от лат. resono - звучу в ответ, откликаюсь) - явление, при котором в теле, называемом резонатором, под воздействием внешних колебаний возникают колебания той же частоты.

РЕЗОНАТОРЫ (от лат. resono — откликаюсь) — часть голосового аппарата,придающая слабому звуку возникающему на голосовых связках, силу, звучность, характерный тембр. Резонаторы подразделяются на верхние (головные,расположенные над связками, — полости глотки рта, носа и придаточные) и нижние (грудная клетка — трахеи, бронхи). Кроме того, резонаторы делятся на подвижные (способные изменять свою форму и объем, поддающиеся управлению — полости глотки и рта) и неподвижные (на функционирование которых можно влиять лишь опосредствованно).

РЕЧИТАТИВ (от итал. recitare — читать вслух, декламировать) — род вокальной музыки, которая интонационно и ритмически воспроизводит бытовую или декламационную речь; находит применение кроме сольной также в хоровой музыке, в оперных сценах и отд. хорах…

РУЛАДА (от фр. rouler - катать взад и вперед) - быстрый виртуозный пассаж в пении, род колоратуры.

СЕРЕНАДА — широко бытовавшее в Италии и Испании наименование приветственных пьес, исполнявшихся обычно в вечерние часы перед домом возлюбленной (название термина происходит от итальянского выражения al sereno — на открытом воздухе).

СИНКОПА (греч. synkope — сокращение) — несовпадение ритмического или динамического акцента с метрическим; возникает из-за укорочения сильной доли или паузы на ней и удлинения слабой доли (в результате чего она утяжеляется)…

СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ (сольфеджио) — пение с названием нот; широко применяется в хоре. При разучивание партий нередко начинают сольфеджирования, поскольку этим выделяются для изучения высотная и ритмическая стороны мелодии…

СОПРАНО (от итал. sopra — над, выше) — 1) Самый высокий женский, детский (также дискант) голос. Диапазон до¹ — до³, изредка встречаются более высокие (соль³) и низкие (ля мал. окт.) звуки.

ТЕМБР (франц. timbre — метка, отличительный знак) — окраска звука; зависит от различных сочетаний обертонов, выделения одних и маскировки других. Тембр голоса в значительной степени качество врожденное, но под влиянием обучения, практики может изменяться. Красивый тембр — ценнейшее свойство голоса. Тембр влияет на восприятие интонации: при плохом тембре и интонация кажется нечистой. Тембр служит важным средством музыкальной выразительности, в том числе и в хоровом исполнительстве. Тембр голоса связан с мимикой. Глубокое проникновение в содержание произведения, выявление своего отношения к исполняемому отражается на мимике певцов, а отсюда и на окраске звука. Работа над красотой и выразительностью тембра — неотъемлемая часть вокального воспитания певцов и должна проводиться с первого этапа хоровых занятий.

ТЕМП музыкальный (от лат. tempus — время) — скорость исполнения, выражается в частоте чередования метрических долей. Темп определяет абсолютную скорость исполнения пьесы, в отличие от относительной скорости, связанной с ритмическими соотношениями…Темп в музыке обозначается итальянскими терминами.

ТЕНОР (итал., от лат. teneo — держу) — 1) В средн. вв. (с XII в.) основной голос контрапунктического сочинения, излагавший главную мелодию (cantus firmus); сначала был нижним голосом, с присоединением баса стал средним. 2) Высокий мужской певческий голос.

ТЕССИТУРА (итал. tessitura — ткань) — звуковысотное расположение мелодии по отношению к диапазону конкретного голоса, без учета предельно низких и высоких звуков голоса. Тесситура может быть высокая, средняя (наиболее удобная для пения, благоприятная для интонирования), низкая. Использование тесситурных условий — одно из средств выразительности.

ТРЕЛЬ (итал. trillo, от trillare - дребезжать) - мелодическое украшение, состоящее из двух быстро чередующихся соседних звуков, из которых нижний - основной, определяющий высоту трели, и верхний - вспомогательный.

ТРУБАДУРЫ (фр. troubadours, окс. trobador) — средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто менестрелями. Их творчество охватывает период XI—XIII веков, его расцвет пришёлся на XII — начало XIII века.

ТРУВЕР — французский средневековый странствующий поэт и певец (от французского trouvère — придумать, находить). Ранние труверы (XI—XII вв.) были близки к народному творчеству

УНИСОН (от лат. unus — один и sonus — звук) — одновременное звучание 2-х или нескольких звуков одной и той же высоты (октавный У. — сочетание одинаковых звуков в разных октавах).

ФАЛЬЦЕТ (лат. falsetto, от falso - ложный) - способ формирования высоких звуков, а также верхний регистр мужского певческого голоса, характеризующийся слабым звучанием и бедностью тембра.

ФЕРМАТА (от итал. fermata, букв. — остановка) — продление звука (аккорда) или паузы на неопределенное время, подсказанное муз. чувством исполнителя (тем большее, чем короче длительность; крупные длительности при Ф. иногда даже сокращаются).

ФИЛИРОВКА, ФИЛИРОВАНИЕ - (от фр. filer un son - тянуть звук) - умение плавно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот.

ФИОРИТУРА - (итал. fioritura - цветение) - различного рода мелодические украшения.

ФОРМАНТА (лат. formans — образующий) — группа усиленных обертонов, формирующих специфический тембр голоса. В акустике призвуки определенной частоты, придающие звучанию голоса и инструмента характерный для них тембр (а также звукам речи, благодаря чему они распознаются). Возникают, главным образом, в результате того или иного функционирования верхних резонаторов. Хорошему (природному или культивированному) певческому голосу свойственны две характерные форманты: высокая (ок. 3000 герц), придающая ему звучность, полетность, и низкая (ок. 500 герц), сообщающая голосу глубину, прикрытость. Существует прибор — спектрограф, наглядно показывающий наличие форманты у поющего.

ФОНАСТЕНИЯ (греч. phone — голос, stenos — узкий, тесный) — нервное функциональное заболевание голоса, без видимых изменений в гол. аппарате. Выражается в быстрой утомляемости, фальшивой интонации (преимущ. в низком и среднем регистре), тремолировании…

ФОНИАТРИЯ — раздел медицины, занимающийся функционированием голосового аппарата и его болезнями.

ФОРСИРОВАНИЕ (от фр. force - сила) - пение с чрезмерным напряжением голосового аппарата, нарушающее тембровые качества голоса, естественность звучания.

ФРАЗИРОВКА — отчетливое художественно-смысловое выделение муз. фраз и других построений при исполнении муз. произведения. Фразировка использует разграничение при помощи цезур, объединение посредством лиг, артикуляцию, нюансировку.

ХОРМЕЙСТЕР — дирижер в хоре. Обычно хормейстером называют руководителя хора, который работает с коллективом при разучивании репертуара. Ответственный руководитель хорового коллектива в оперном театре также именуется хормейстером.

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА — последовательное движение звуков по полутонам от исходного звука (тоники) до его октавы. Как правило, Х. г. строится на основе мажорной.и минорной гаммы посредством заполнения целых тонов повышенными и пониженными ступенями.

ЦЕЗУРА (от лат. caesura — рассечение) — грань между частями муз. произведения, исполняется в виде короткой, еле заметной паузы, часто сопровождается (в пении) сменой дыхания.

Кочнева, И. Вокальный словарь / И. Кочнева, А. Яковлева. - Ленинград: Музыка, 1986. Крунтяева, Т. С. Словарь иностранных музыкальных терминов / Т. С. Крунтяева, Н. В. Молокова - Москва; Санкт-Петербург: Музыка, 1996. Ламперти, Ф. Искусство пения / Ф. Ламперти. - Санкт-Петербург: Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010. Краткий музыкальный словарь-справочник / общая редакция Э.Леонова. - Москва: Кифара, 2002. Терминологический словарь Чобит Олеси Валерьевны