Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сивцев вражек, михаил андреевич осоргин. Дворник Николай сидел в дворницкой и долго, внимательно, задумчиво смотрел на сапоги, лежавшие перед ним на лавке

Сивцев вражек, михаил андреевич осоргин. Дворник Николай сидел в дворницкой и долго, внимательно, задумчиво смотрел на сапоги, лежавшие перед ним на лавке

title: Купить: feed_id: 3854 pattern_id: 1079 book_author: Осоргин Михаил book_name: Сивцев Вражек
пьяную свою душу. Николай знал его лично, строго осуждал за беспробудное
пьянство, но и почтительно удивлялся его таланту. И вот, сапоги Романовой
работы кончились. Не то чтобы кончились они совсем нежданно. Нет, признаки грозящей им
старости намечались раньше, и не один раз. Три пары каблуков и две подошвы
переменил на них Николай. Были на обеих ногах и заплаты в том месте, где на
добром кривом мизинце человека полагается быть мозоли. Одна заплата - от
пореза сапога топором; Николай едва не отхватил тогда полпальца, да спасла
крепкая кожа. Другая заплата на месте, протершемся от времени. И каблуки и
подошвы менял еще сам Роман. В последний раз он поставил Николаю на новый
каблук такую здоровенную подкову, что обеспечил целость каблука на многие
годы вперед. И в подошвы набил по десятку кованых гвоздей с толстыми
шляпками, а сбоку приспособил по чугунной планке. Стали сапоги пудовыми,
тяжелыми, громкими,- но с тех пор о сносе их Николай забыл думать. И как это случилось - неизвестно, но только пришлось однажды в день
оттепели сменить валенки на сапоги. Николай достал их из ящика близ печки,
где они лежали, аккуратно с осени намазанные деревянным маслом, чтобы не
треснула кожа. Достал - и увидал, что подошва на обеих ногах отстала, на
одной совсем, на другой поменьше, а среди гвоздяных зубьев была одна труха,
и была дыра сквозная. Николай погнул подошву - и дыра пошла дальше, без
скрипу. И тут он увидал впервые, что и голенище так износилось, что
просвечивает, а тыкнешь покрепче пальцем - получается горбик, и не
выправляется. Снес их к сапожнику, Романову наследнику, но наследнику мастерской, а
не таланта. Тот, как увидал, поднеся к свету, сразу сказал, что больше
чинить нечего, кожа не выдержит. Николай и сам видел это и никакой особенной
надежды не питал. - Значит - конченое дело? - Да уж... и думать не стоит. Пора о новых подумать. Николай вернулся с сапогами, положил их на лавку и не то чтобы
загрустил, а крепко задумался. Думал о сапогах и вообще - о непрочности земного. Если уж такая пара
сносилась - что же вечно? Издали посмотрел - как будто прежние сапоги, и на
ногу зайдут привычно и деловито. Ан нет - это уж не сапоги, а так, труха, не
годная и на заплаты, не то что на дворницкую работу. А ведь будто и подкова
не совсем стерлась, и гвоздь цел; внутри же и он ржавый. Пуще всего поражали Николая внезапность происшедшей безнадежности.
Ставя последнюю заплату, сапожник головой не качал, гибели не предсказывая,
просто показал пальцем, что вот отсель и досель наложит, пришьет, края
сгладит. Это была обычная починка, а не борьба с гибелью. Была бы борьба - и
утрата была бы проще. А так - полная гибель пришла внезапно. - Видать - внутре оно гнило. И гвозди проржавели, и кожа сопрела. А уж
аккуратно. И, главное дело, работа не простая, а Романова, знаменитая. Ныне
так не сошьют. Пока заправлял в лампе фитиль, все думал, и не столько о том, что вот
нужно новые шить, сколько о бренности земного. Кажется - ничем не сокрушишь,
и снаружи все ладно. А пришел день, ветром дунуло, дождем промочило,- внутри
труха, вот тебе и сапоги. И все так! И дом стоит, стоит - и упасть может. И
с самим человеком то же самое. Зашел повечеру соседний дворник, тоже уже пожилой, непризывной.
Рассказал ему Николай о сапогах. Посмотрели их, поковыряли: - Делать тут нечего. Новые надо. Выкладывай денежки. Сейчас такого
товару и в заводе нет. - Справлюсь. Не денег жалко - работы жалко. Работа была знаменитая. Покурили. Сразу стало в дворницкой дымно, кисло и сытно. - Тоже вот,- сказал Федор,- все? дела сейчас непрочны. И тебе война, и
тебе всякий непорядок. Нынче постовой докладывал: и что только делается!
Завтрашний день, говорит, может, нас уберут. И на пост, говорит, никто не
выйдем, будем дома сидеть, чай пить. - Слыхал. - А уж в Питере, говорит, что делается - и узнать нельзя. Может, и царя
уберут. А как это без царя? Непонятное дело. - Как же можно, чтобы царя отставить,- сказал Николай и опять посмотрел
на сапоги,- не нами ставлен. - Кто его знает, время нонче такое. И все от войны, от нее. Выходя из
дворницкой, Федор еще раз ковырнул пальцем самый плохой сапог, покачал
головой: - Капут дело! - Да уж сам вижу,- недовольно сказал Николай. По уходе соседа, бросил сапоги в ящик и хмуро слышал, как стукнула
подкова о дерево. Хорошо еще, что валенки были обшиты кожей. В сенях взял
скребок и вышел на вечернюю работу.

"ПЛИ"
Вася Болтановский рано, в начале десятого, звонил у подъезда дома на
Сивцевом Вражке. Отворила Дуняша с подоткнутым подолом и сказала: -- Барышня и барин в столовой. На ведро, барин, не наткнитесь, я полы
мою. Танюша встретила: - Что случилось, Вася, что вы так рано? Хотите кофе? Ну, рассказывайте. - Многое случилось. Здравствуйте, профессор. Поздравляю вас: революция! Профессор поднял голову от книги. - Что нового узнал, Вася? Газеты нынче опять не вышли? Вася рассказал. Газеты потому не вышли, что редакторы все торговались с
Мрозовским. И даже "Русские Ведомости" - это уж прямо позор! В Петербурге же
переворот, власть в руках Думы, образовалось временное правительство,
говорят даже, что царь отрекся от престола. - Революция победила, профессор. Точные известия. Теперь уже
окончательно. - Ну, посмотрим... Не так все это просто, Вася. И профессор опять углубился в свою книжку. Танюша охотно согласилась пойти прогуляться по Москве. В эти дни дома
не сиделось. Несмотря на еще ранний для Москвы час, на улицах народу было
много, и видно - не занятого делами. Танюша и Вася пошли бульварами до Тверской, по Тверской до городской
думы. На площади стояла толпа, кучками, не мешая проезду; в толпе немало
офицеров. В думе что-то происходило. Оказалось, что пройти туда было
свободно. В продолговатой зале за столом сидели люди, явно нездешние, не думские.
От входящих требовали пропуск, но так как пропусков не было, то процеживали
публику по простым словесным заявлениям. Вася сказал, что он "представитель
прессы", а про Танюшу буркнул: "секретарь". Было ясно, что и за столом
подбор лиц довольно случаен. Однако на вопрос: "Кто заседает?" - отвечали:
"Совет рабочих депутатов". Совещание было не очень оживленным; какая-то
растерянность сдерживала речи. Смелее других говорил солдат со стороны, которого, впрочем, также именовали
"делегатом". Солдат сердито кричал: - О чем говорить? Нужно не говорить, а действовать. Идем к казармам - и
все. Увидите, что наши примкнут. Чего еще ждать! Привыкли вы в тылу зря
разговаривать. Вышли небольшой толпой. Но уже у самого входа она разрослась. Кто-то,
забравшись повыше, говорил речь к публике, но слова доносились плохо.
Чувствовалась обычная обывательская работа. Ободряло только присутствие
нескольких солдат и офицера с пустым рукавом шинели. Небольшая группочка
двинулась в направлении Театральной площади, за ней толпа. Сначала озирались
по сторонам, не появятся ли конные, но не было видно даже ни одного
городового. Толпа разрослась, и с Лубянской площади, по Лубянке и Сретенке,
шло уже несколько тысяч человек. В отдельных группах затягивали "Марсельезу"
и "Вы жертвою пали", но выходило нестройно; своего гимна у революции не
было. Пришли к Сухаревке, но в виду Спасских казарм толпа опять поредела;
говорили, что из казарм будут стрелять. Вася и Танюша шли с передними. Было жутко и занятно. - Вы, Таня, не боитесь? - Не знаю. Я думаю - не будут. Ведь там уже знают, что в Петербурге
революция победила. - Почему же они не выходят, солдаты? - Ну, вероятно, еще не решаются. А теперь, когда увидят народ, выйдут. Ворота казарм были заперты, калитки отворены. Здесь чувствовалась
нерешительность, а может быть, был отдан приказ - не раздражать толпы.
Поговорили с часовым. К удивлению передних, часовые пропустили, и часть
толпы, человек в двести, вошла во двор казарм. Остальные благоразумно
остались за воротами. Только несколько окон в казармах было отворено. В окнах видны были
солдаты, в шинелях, с возбужденно любопытствующими лицами. Солдаты были
заперты. - Выходите, товарищи, в Петербурге революция. Царя свергли! - Выходите, выходите! Махали листками, пытались добросить листки до окон. Просили выслать
офицеров для разговора. И, посылая солдатам дружеские и бодрые улыбки, сами
не знали, с кем говорят: с врагами или с новыми друзьями. Боязливо порхало
недоверие из окон и в окна. Казармы молчали. Подошли толпой к дверям. Внезапно двери распахнулись, и толпа
отпрянула, увидав офицера в походной форме и целый взвод солдат, со штыками,
занявший лестницу. Лица солдат были бледны; офицер стоял как каменный, не
отвечая на вопросы, не произнося ни одного слова. Было странно и нелепо. Шумной толпе позволяют кричать на дворе казарм,
и кричать слова страшные, новые, бунтовские, соблазняющие - но солдаты не

title: Купить: feed_id: 3854 pattern_id: 1079 book_author: Осоргин Михаил book_name: Сивцев Вражек
пьяную свою душу. Николай знал его лично, строго осуждал за беспробудное
пьянство, но и почтительно удивлялся его таланту. И вот, сапоги Романовой
работы кончились. Не то чтобы кончились они совсем нежданно. Нет, признаки грозящей им
старости намечались раньше, и не один раз. Три пары каблуков и две подошвы
переменил на них Николай. Были на обеих ногах и заплаты в том месте, где на
добром кривом мизинце человека полагается быть мозоли. Одна заплата - от
пореза сапога топором; Николай едва не отхватил тогда полпальца, да спасла
крепкая кожа. Другая заплата на месте, протершемся от времени. И каблуки и
подошвы менял еще сам Роман. В последний раз он поставил Николаю на новый
каблук такую здоровенную подкову, что обеспечил целость каблука на многие
годы вперед. И в подошвы набил по десятку кованых гвоздей с толстыми
шляпками, а сбоку приспособил по чугунной планке. Стали сапоги пудовыми,
тяжелыми, громкими,- но с тех пор о сносе их Николай забыл думать. И как это случилось - неизвестно, но только пришлось однажды в день
оттепели сменить валенки на сапоги. Николай достал их из ящика близ печки,
где они лежали, аккуратно с осени намазанные деревянным маслом, чтобы не
треснула кожа. Достал - и увидал, что подошва на обеих ногах отстала, на
одной совсем, на другой поменьше, а среди гвоздяных зубьев была одна труха,
и была дыра сквозная. Николай погнул подошву - и дыра пошла дальше, без
скрипу. И тут он увидал впервые, что и голенище так износилось, что
просвечивает, а тыкнешь покрепче пальцем - получается горбик, и не
выправляется. Снес их к сапожнику, Романову наследнику, но наследнику мастерской, а
не таланта. Тот, как увидал, поднеся к свету, сразу сказал, что больше
чинить нечего, кожа не выдержит. Николай и сам видел это и никакой особенной
надежды не питал. - Значит - конченое дело? - Да уж... и думать не стоит. Пора о новых подумать. Николай вернулся с сапогами, положил их на лавку и не то чтобы
загрустил, а крепко задумался. Думал о сапогах и вообще - о непрочности земного. Если уж такая пара
сносилась - что же вечно? Издали посмотрел - как будто прежние сапоги, и на
ногу зайдут привычно и деловито. Ан нет - это уж не сапоги, а так, труха, не
годная и на заплаты, не то что на дворницкую работу. А ведь будто и подкова
не совсем стерлась, и гвоздь цел; внутри же и он ржавый. Пуще всего поражали Николая внезапность происшедшей безнадежности.
Ставя последнюю заплату, сапожник головой не качал, гибели не предсказывая,
просто показал пальцем, что вот отсель и досель наложит, пришьет, края
сгладит. Это была обычная починка, а не борьба с гибелью. Была бы борьба - и
утрата была бы проще. А так - полная гибель пришла внезапно. - Видать - внутре оно гнило. И гвозди проржавели, и кожа сопрела. А уж
аккуратно. И, главное дело, работа не простая, а Романова, знаменитая. Ныне
так не сошьют. Пока заправлял в лампе фитиль, все думал, и не столько о том, что вот
нужно новые шить, сколько о бренности земного. Кажется - ничем не сокрушишь,
и снаружи все ладно. А пришел день, ветром дунуло, дождем промочило,- внутри
труха, вот тебе и сапоги. И все так! И дом стоит, стоит - и упасть может. И
с самим человеком то же самое. Зашел повечеру соседний дворник, тоже уже пожилой, непризывной.
Рассказал ему Николай о сапогах. Посмотрели их, поковыряли: - Делать тут нечего. Новые надо. Выкладывай денежки. Сейчас такого
товару и в заводе нет. - Справлюсь. Не денег жалко - работы жалко. Работа была знаменитая. Покурили. Сразу стало в дворницкой дымно, кисло и сытно. - Тоже вот,- сказал Федор,- все? дела сейчас непрочны. И тебе война, и
тебе всякий непорядок. Нынче постовой докладывал: и что только делается!
Завтрашний день, говорит, может, нас уберут. И на пост, говорит, никто не
выйдем, будем дома сидеть, чай пить. - Слыхал. - А уж в Питере, говорит, что делается - и узнать нельзя. Может, и царя
уберут. А как это без царя? Непонятное дело. - Как же можно, чтобы царя отставить,- сказал Николай и опять посмотрел
на сапоги,- не нами ставлен. - Кто его знает, время нонче такое. И все от войны, от нее. Выходя из
дворницкой, Федор еще раз ковырнул пальцем самый плохой сапог, покачал
головой: - Капут дело! - Да уж сам вижу,- недовольно сказал Николай. По уходе соседа, бросил сапоги в ящик и хмуро слышал, как стукнула
подкова о дерево. Хорошо еще, что валенки были обшиты кожей. В сенях взял
скребок и вышел на вечернюю работу.

"ПЛИ"
Вася Болтановский рано, в начале десятого, звонил у подъезда дома на
Сивцевом Вражке. Отворила Дуняша с подоткнутым подолом и сказала: -- Барышня и барин в столовой. На ведро, барин, не наткнитесь, я полы
мою. Танюша встретила: - Что случилось, Вася, что вы так рано? Хотите кофе? Ну, рассказывайте. - Многое случилось. Здравствуйте, профессор. Поздравляю вас: революция! Профессор поднял голову от книги. - Что нового узнал, Вася? Газеты нынче опять не вышли? Вася рассказал. Газеты потому не вышли, что редакторы все торговались с
Мрозовским. И даже "Русские Ведомости" - это уж прямо позор! В Петербурге же
переворот, власть в руках Думы, образовалось временное правительство,
говорят даже, что царь отрекся от престола. - Революция победила, профессор. Точные известия. Теперь уже
окончательно. - Ну, посмотрим... Не так все это просто, Вася. И профессор опять углубился в свою книжку. Танюша охотно согласилась пойти прогуляться по Москве. В эти дни дома
не сиделось. Несмотря на еще ранний для Москвы час, на улицах народу было
много, и видно - не занятого делами. Танюша и Вася пошли бульварами до Тверской, по Тверской до городской
думы. На площади стояла толпа, кучками, не мешая проезду; в толпе немало
офицеров. В думе что-то происходило. Оказалось, что пройти туда было
свободно. В продолговатой зале за столом сидели люди, явно нездешние, не думские.
От входящих требовали пропуск, но так как пропусков не было, то процеживали
публику по простым словесным заявлениям. Вася сказал, что он "представитель
прессы", а про Танюшу буркнул: "секретарь". Было ясно, что и за столом
подбор лиц довольно случаен. Однако на вопрос: "Кто заседает?" - отвечали:
"Совет рабочих депутатов". Совещание было не очень оживленным; какая-то
растерянность сдерживала речи. Смелее других говорил солдат со стороны, которого, впрочем, также именовали
"делегатом". Солдат сердито кричал: - О чем говорить? Нужно не говорить, а действовать. Идем к казармам - и
все. Увидите, что наши примкнут. Чего еще ждать! Привыкли вы в тылу зря
разговаривать. Вышли небольшой толпой. Но уже у самого входа она разрослась. Кто-то,
забравшись повыше, говорил речь к публике, но слова доносились плохо.
Чувствовалась обычная обывательская работа. Ободряло только присутствие
нескольких солдат и офицера с пустым рукавом шинели. Небольшая группочка
двинулась в направлении Театральной площади, за ней толпа. Сначала озирались
по сторонам, не появятся ли конные, но не было видно даже ни одного
городового. Толпа разрослась, и с Лубянской площади, по Лубянке и Сретенке,
шло уже несколько тысяч человек. В отдельных группах затягивали "Марсельезу"
и "Вы жертвою пали", но выходило нестройно; своего гимна у революции не
было. Пришли к Сухаревке, но в виду Спасских казарм толпа опять поредела;
говорили, что из казарм будут стрелять. Вася и Танюша шли с передними. Было жутко и занятно. - Вы, Таня, не боитесь? - Не знаю. Я думаю - не будут. Ведь там уже знают, что в Петербурге
революция победила. - Почему же они не выходят, солдаты? - Ну, вероятно, еще не решаются. А теперь, когда увидят народ, выйдут. Ворота казарм были заперты, калитки отворены. Здесь чувствовалась
нерешительность, а может быть, был отдан приказ - не раздражать толпы.
Поговорили с часовым. К удивлению передних, часовые пропустили, и часть
толпы, человек в двести, вошла во двор казарм. Остальные благоразумно
остались за воротами. Только несколько окон в казармах было отворено. В окнах видны были
солдаты, в шинелях, с возбужденно любопытствующими лицами. Солдаты были
заперты. - Выходите, товарищи, в Петербурге революция. Царя свергли! - Выходите, выходите! Махали листками, пытались добросить листки до окон. Просили выслать
офицеров для разговора. И, посылая солдатам дружеские и бодрые улыбки, сами
не знали, с кем говорят: с врагами или с новыми друзьями. Боязливо порхало
недоверие из окон и в окна. Казармы молчали. Подошли толпой к дверям. Внезапно двери распахнулись, и толпа
отпрянула, увидав офицера в походной форме и целый взвод солдат, со штыками,
занявший лестницу. Лица солдат были бледны; офицер стоял как каменный, не
отвечая на вопросы, не произнося ни одного слова. Было странно и нелепо. Шумной толпе позволяют кричать на дворе казарм,
и кричать слова страшные, новые, бунтовские, соблазняющие - но солдаты не

Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь
Из комедии «Горе от ума (1824) А. С. Грибоедова (1795- 1829). Слова горничной Лизы (действ. 1, явл. 2):
Ах, от господ подалей;
У них беды себе на всякийччас готовь,
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

Иносказательно: лучше держаться подальше от особого внимания людей, от которых зависишь, поскольку от их любви до их ненависти - один шаг.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь" в других словарях:

    Ср. Ушел: Ах! от господ подалей! Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. Грибоедов. Горе от ума. 1, 2. Лиза. Ср. Mit grossen Herrn ist schlecht Kirschen essen … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    А; м. Чувство сильного негодования, возмущения; состояние раздражения, озлобления. Вспышка гнева. Не помнить себя от гнева. Навлечь на себя чей л. г. Гореть, кипеть, налиться гневом. С гневом в глазах, в голосе говорить. Кто л. страшен в гневе.… … Энциклопедический словарь

    Ая, ое. 1. к Барин (1 зн.) и Барыня (1 зн.). Б ая усадьба. На то его б ая воля. С барского плеча (об одежде, подаренной барином, состоятельным или высокопоставленным лицом). Б ая барыня (старшая горничная при помещике, ключница). * Минуй нас пуще … Энциклопедический словарь

    барский - ая, ое. см. тж. барски, по барски 1) к барин 1) и барыня 1) Б ая усадьба. На то его б ая воля. С барского плеча (об одежде, подаренной барином, состоятельным или высокопоставленным … Словарь многих выражений

    БАРИН - 1) До Октябрьской революции 1917 г.* обиходное название представителя одного из привилегированных сословий, дворянина*, помещика или высокопоставленного чиновника (см. чин*) и др. Происходит от слова боярин*. В литературной речи форма… … Лингвострановедческий словарь

    Грибоедов А.С. Грибоедов Александр Сергеевич (1790 или 1795 1829) Русский писатель, поэт, драматург, дипломат. 1826 находился под следствием по делу декабристов. 1828 назначен послом в Персию, где был убит персидскими фанатиками. Афоризмы, цитаты …

    Ая, ое. прил. к барин. [Лиза:] Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. Грибоедов, Горе от ума. [Белокуров] жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме, в громадной зале с колоннами. Чехов, Дом с мезонином. ||… … Малый академический словарь

    МИНОВАТЬ, миную, минуешь, сов. и (редко) несов. 1. кого что. Пройти, проехать мимо кого чего н., оставить кого что н. позади или в стороне. Миновать прохожего. Миновать мель. Миновать деревню. «Ямщик столицу миновал.» Некрасов. «Собеседники,… … Толковый словарь Ушакова

    - (1795 1829 гг.) писатель и поэт, драматург, дипломат А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. А судьи кто? Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко? Ах! злые языки страшнее пистолета. Блажен … Сводная энциклопедия афоризмов

    и... и... - союз Если повторяющийся союз «и... и...» соединяет однородные члены предложения, то запятая ставится перед вторым и следующими членами предложения. Ах! от господ подалей; // У них беды себе на всякий час готовь, // Минуй нас пуще всех печалей //… … Словарь-справочник по пунктуации

А в зале, где блестящими ножками смотрит рояль на у гроба горящие свечи, ровным внятным голосом, спокойным ручьем льет монахиня журчащую струю слов важных, ненужных безмолвной слушательнице под темной парчой. И плотно придвинут к носу подбородок покойной.

Весь в памяти профессор, весь в прошлом. Смотрит в глубь себя и почерком мелким пишет в мыслях за страницей страницу. Напишет, отложит, вновь перечтет написанное раньше, сошьет тетрадки крепкой суровой ниткой,- и все не дойдет до конца своей житейской повести, до новой встречи. Не верит, конечно, в соединение в новом бытии,- да и не нужно оно. А в небытии уже скоро оно будет. Считаны годы, дни и часы - и часы, и дни, и годы уходят. Ибо прах ты - и в прах возвратишься.

Стены книг и полки писаний,- все было любимым и все плод жизни. Уйдет и это, когда "она" позовет. И видит ее молоденькой девушкой,- ямочкой на щечке смеется, кричит ему поверх ржаной полосы:

Обойдите кругом, нельзя мять! А я, так и быть, подожду.

И пошли межой вместе... а где и когда это было? И чем - не светом ли солнечным так запомнилось?

И вместе шли - и пришли. Но теперь не подождала - ушла вперед. И опять он, теперь стариковской походкой, обходит полосу золотой ржи...

Вошла Танюша в халатике и спальных туфлях. Нынче ночью не спят. Ночная птица над домом огородила деда и внучку от прочего Мира. В этом маленьком мире печаль не спит.

Без бабушки будем теперь жить, Танюша. А привыкли жить с бабушкой. Трудно будет.

Танюша у ног, на скамеечке, головой у дедушки на коленях. Мягкие косы не заколола, оставила по плечам.

Чем была бабушка хороша? А тем была хороша, что была к нам с тобой добрая. Бабушка наша; бедная.

И долго сидят, уже выплакались за день.

Спать-то не выходит, Танюша?

Мне, дедушка, хочется с вами посидеть. Ведь и вы не спите... А если приляжете, хоть на диван, я все равно около посижу. Прилегли бы.

Прилягу; а пока ссиделся как-то, может, так и лучше.

И опять долго молчат. Этого не скажешь, а вдвоем мысль общая. Когда через стены доносится журчанье словесных монахини струй,- видят и свечи, и гроб, и дальше ждут усталости. Так добра к ним обоим была бабушка, теперь лежащая в зале, под темной парчой,- и вокруг пламенем дрожащие свечи.

Входят в мир через узкую дверь, боязливые, плачущие, что пришлось покинуть покоящий хаос звуков, простую, удобную непонятливость; входят в мир, спотыкаясь о камни желаний,- и идут толпами прямо, как лунатики, к другой узкой двери. Там, перед выходом, каждый хотел бы объяснить, что это ошибка, что путь его лежал вверх, вверх, а не в страшную мясорубку, и что он еще не успел осмотреться. У двери - усмешка, и щелкает счетчик турникета.

Вот и все.

Сна нет, но нет и ясности образов. Между сном и несном слышит старик девичий голос по ту сторону последней двери:

Я подожду здесь...

Пойти бы прямо за ней, да нельзя рожь мять. И все залито солнцем. И спешит старик узкой межой туда, где она ждет, протянув худые руки.

Открыл глаза - и встретил большие, вопрошающие лучи-глаза Танюши:

Дедушка, лягте, отдохните!

Дворник Николай сидел в дворницкой и долго, внимательно, задумчиво смотрел на сапоги, лежавшие перед ним на лавке.

Случилось странное, почти невероятное. Сапоги были не сшиты, а построены давно великим архитектором-сапожником Романом Петровым, пьяницей неимоверным, но и мастером, каких больше не осталось с того дня, как Роман в зимнюю ночь упал с лестницы, разбил голову и замерз, возвратив куда следует пьяную свою душу. Николай знал его лично, строго осуждал за беспробудное пьянство, но и почтительно удивлялся его таланту. И вот, сапоги Романовой работы кончились.

Не то чтобы кончились они совсем нежданно. Нет, признаки грозящей им старости намечались раньше, и не один раз. Три пары каблуков и две подошвы переменил на них Николай.

Были на обеих ногах и заплаты в том месте, где на добром кривом мизинце человека полагается быть мозоли. Одна заплата - от пореза сапога топором; Николай едва не отхватил тогда полпальца, да спасла крепкая кожа. Другая заплата на месте, протершемся от времени. И каблуки и подошвы менял еще сам Роман. В последний раз он поставил Николаю на новый каблук такую здоровенную подкову, что обеспечил целость каблука на многие годы вперед. И в подошвы набил по десятку кованых гвоздей с толстыми шляпками, а сбоку приспособил по чугунной планке. Стали сапоги пудовыми, тяжелыми, громкими,- но с тех пор о сносе их Николай забыл думать.

И как это случилось - неизвестно, но только пришлось однажды в день оттепели сменить валенки на сапоги. Николай достал их из ящика близ печки, где они лежали, аккуратно с осени намазанные деревянным маслом, чтобы не треснула кожа. Достал - и увидал, что подошва на обеих ногах отстала, на одной совсем, на другой поменьше, а среди гвоздяных зубьев была одна труха, и была дыра сквозная. Николай погнул подошву - и дыра пошла дальше, без скрипу. И тут он увидал впервые, что и голенище так износилось, что просвечивает, а тыкнешь покрепче пальцем - получается горбик, и не выправляется.

Снес их к сапожнику, Романову наследнику, но наследнику мастерской, а не таланта. Тот, как увидал, поднеся к свету, сразу сказал, что больше чинить нечего, кожа не выдержит. Николай и сам видел это и никакой особенной надежды не питал.

Значит - конченое дело?

Да уж... и думать не стоит. Пора о новых подумать.

Николай вернулся с сапогами, положил их на лавку и не то чтобы загрустил, а крепко задумался.

Думал о сапогах и вообще - о непрочности земного. Если уж такая пара сносилась - что же вечно? Издали посмотрел - как будто прежние сапоги, и на ногу зайдут привычно и деловито. Ан нет - это уж не сапоги, а так, труха, не годная и на заплаты, не то что на дворницкую работу. А ведь будто и подкова не совсем стерлась, и гвоздь цел; внутри же и он ржавый.

Пуще всего поражали Николая внезапность происшедшей безнадежности. Ставя последнюю заплату, сапожник головой не качал, гибели не предсказывая, просто показал пальцем, что вот отсель и досель наложит, пришьет, края сгладит. Это была обычная починка, а не борьба с гибелью. Была бы борьба - и утрата была бы проще. А так - полная гибель пришла внезапно.

Видать - внутре оно гнило. И гвозди проржавели, и кожа сопрела. А уж аккуратно. И, главное дело, работа не простая, а Романова, знаменитая. Ныне так не сошьют.

Пока заправлял в лампе фитиль, все думал, и не столько о том, что вот нужно новые шить, сколько о бренности земного. Кажется - ничем не сокрушишь, и снаружи все ладно. А пришел день, ветром дунуло, дождем промочило,- внутри труха, вот тебе и сапоги. И все так! И дом стоит, стоит - и упасть может. И с самим человеком то же самое.

Зашел повечеру соседний дворник, тоже уже пожилой, непризывной. Рассказал ему Николай о сапогах. Посмотрели их, поковыряли:

Делать тут нечего. Новые надо. Выкладывай денежки. Сейчас такого товару и в заводе нет.

Справлюсь. Не денег жалко - работы жалко. Работа была знаменитая.

Покурили. Сразу стало в дворницкой дымно, кисло и сытно.

Тоже вот,- сказал Федор,- все? дела сейчас непрочны. И тебе война, и тебе всякий непорядок. Нынче постовой докладывал: и что только делается! Завтрашний день, говорит, может, нас уберут. И на пост, говорит, никто не выйдем, будем дома сидеть, чай пить.

Слыхал.

А уж в Питере, говорит, что делается - и узнать нельзя. Может, и царя уберут. А как это без царя? Непонятное дело.

Как же можно, чтобы царя отставить,- сказал Николай и опять посмотрел на сапоги,- не нами ставлен.

Кто его знает, время нонче такое. И все от войны, от нее.