Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Произведения антонио сальери. Ученики Сальери

Произведения антонио сальери. Ученики Сальери

Сальери... большой композитор, гордость школы Глюка, усвоивший стиль великого маэстро, от природы получил утонченное чувство, ясный разум, драматический талант и исключительную плодовитость.
П. Бомарше

Итальянский композитор, педагог и дирижер А. Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX вв. Как художник он разделил судьбу тех прославленных в свое время мастеров, чье творчество с наступлением новой эпохи отодвинулось в тень истории. Исследователи отмечают, что известность Сальери тогда превосходила славу В. А. Моцарта, и в жанре оперы-seria он сумел достичь такого качественного уровня, который ставит его лучшие произведения выше большей части современных ему опер.

Игре на скрипке Сальери учился у своего брата Франческо, на клавесине у соборного органиста Дж. Симони. С 1765 г. пел в хоре собора Св. Марка в Венеции, изучал гармонию и овладевал вокальным искусством под руководством Ф. Пачини.

С 1766 г. и до конца своих дней творческая деятельность Сальери была связана с Веной. Начав службу с должности клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра, Сальери за достаточно короткий срок сделал головокружительную карьеру. В 1774 г. он, автор уже 10 опер, стал императорским камерным композитором и дирижером итальянской оперной труппы в Вене.

«Музыкальный фаворит» Иосифа II Сальери на протяжении длительного времени находился в центре музыкальной жизни австрийской столицы. Он не только осуществлял постановки и дирижировал спектаклями, но и управлял придворной певческой капеллой. В его обязанности входило наблюдение за музыкальным обучением в казенных учебных заведениях Вены. Многие годы Сальери руководил Обществом музыкантов и пенсионным фондом для вдов и сирот венских музыкантов. С 1813 г. композитор возглавлял также хоровое училище венского Общества друзей музыки и был первым директором Венской консерватории, основанной этим обществом в 1817 г.

С именем Сальери связана большая глава в истории оперного театра Австрии, немало сделал он для музыкально-театрального искусства Италии, внес вклад и в музыкальную жизнь Парижа. Уже с первой оперой «Образованные женщины» (1770) к молодому композитору пришла слава. Одна за другой последовали «Армида» (1771), «Венецианская ярмарка» (1772), «Похищенная бадья» (1772), «Трактирщица» (1773) и др. Крупнейшие итальянские театры заказывали оперы своему прославленному соотечественнику. Для Мюнхена Сальери написал «Семирамиду» (1782). «Школа ревнивых» (1778) после венецианской премьеры обошла оперные театры практически всех столиц Европы, в том числе ставилась в Москве и в Петербурге. Оперы Сальери были восторженно приняты в Париже. Успех премьеры «Тарара» (либр. П. Бомарше) превзошел все ожидания. Бомарше писал в посвящении текста оперы композитору: «Если наш труд будет иметь успех, я буду обязан почти исключительно Вам. И хотя Ваша скромность заставляет Вас всюду говорить, что Вы только мой композитор, я горжусь тем, что я Ваш поэт, Ваш слуга и Ваш друг». Единомышленниками Бомарше в оценке творчества Сальери были К. В. Глюк. В. Богуславский, К. Кройцер, Г. Берлиоз, Дж. Россини, Ф. Шуберт и др.

В период острой идеологической борьбы между передовыми деятелями искусства эпохи Просвещения и апологетами рутинной итальянской оперы Сальери уверенно встал на сторону новаторских завоеваний Глюка. Уже в зрелые годы Сальери совершенствовался у него в композиции, и Глюк выделял итальянского маэстро среди своих последователей. Наиболее ярко влияние великого реформатора оперы на творчество Сальери проявилось в большой мифологической опере «Данаиды», упрочившей европейскую славу композитора.

Композитор с европейской известностью, Сальери пользовался большим авторитетом и как педагог. Он обучил свыше 60 музыкантов. Из композиторов его школу прошли Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Гуммель, Ф. К. В. Моцарт (сын В. А. Моцарта), И. Мошелес, Ф. Лист и другие мастера. Уроки пения у Сальери брали певицы К. Кавальери, А. Мильдер-Хауптман, Ф. Франкетти, М. А. и Т. Гасман.

Еще одна грань дарования Сальери связана с его дирижерской деятельностью. Под руководством композитора было исполнено огромное число оперных, хоровых и оркестровых сочинений старых мастеров и композиторов-современников. Имя Сальери связано с легендой об отравлении Моцарта. Однако исторически этот факт не находит подтверждения. Мнения же о Сальери как о человеке разноречивы. Среди прочих современники и историки отмечали большой дипломатический дар композитора, называя его «Талейраном в музыке». Однако помимо этого Сальери также были свойственны благожелательность и всегдашняя готовность к благодеянию. В середине XX в. интерес к оперному творчеству композитора начал возрождаться. На различных оперных сценах Европы и США возобновлены некоторые из его опер.

Сальери… какие ассоциации вызывает у большинства из нас это имя? Ну конечно же – Моцарт! А.Сальери – это тот самый «мелкий завистник», который отравил В.А.Моцарта, так рано отняв у человечества одного из величайших гениев всех времён и народов. Да, на эту легенду поработали многие – включая наших великих соотечественников - А.С. Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова, неудивительно, что она прижилась.

А кто такой был Антонио Сальери на самом деле?

Прежде всего, это композитор – уроженец Италии, но с 16-летнего возраста жил и творил в Вене, так что его скорее можно считать австрийским композитором, чем итальянским. Автор 41 оперы – да, их почему-то не жалует отечественный оперный театр, но вот на Западе по сей день пользуются популярностью «Данаиды», «Тарар», «Семирамида», а в Ла Скала до сих пор не сходит со сцены «Признанная Европа», написанная А.Сальери специально к открытию этого театра… Впрочем, оперы – это далеко не всё: камерная музыка, оркестровая… есть у Сальери и духовные сочинения – в том числе «Реквием», впервые исполненный на похоронах композитора - не правда ли, в чём-то перекликается с историей «Реквиема» Моцарта? Правда, «Реквием» Сальери написан задолго до смерти автора - но композитор уже тогда задумывался о смерти (возможно, сейчас это назвали бы депрессией).

А.Сальери был не только композитором, но и педагогом. Насколько хорош он был на этом поприще, можно судить по результатам его педагогической деятельности: среди его учеников – Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Лист, К.Черни, Дж.Мейербер… кстати, сын В.А.Моцарта – Ксавьер Вольфганг Моцарт – тоже учился у А.Сальери (и наверное, нет вины педагога в том, что он не стал таким же знаменитым, как его отец – нелегко равняться с гениальным отцом). А.Сальери любил своих учеников – и ученики отвечали ему тем же: Л.Бетховен посвятил ему три первые сонаты для скрипки и фортепиано, а Ф.Шуберт – юбилейную кантату.

Современники описывают Сальери как человека приятного в общении, остроумного, доброго, всегда готового прийти на помощь (так, после смерти К.В.Глюка именно Сальери позаботился о его детях)

Занимался А.Сальери и благотворительностью: организовывал специальные концерты, доходы от которых шли на материальную помощь жёнам и детям умерших музыкантов (тоже не вяжется с образом хладнокровного убийцы – не так ли?)

Были ли у Сальери причины завидовать Моцарту? Представьте себе – нет. Многие из его опер пользовались большим успехом, их ставили во Флоренции и в Праге, в Дрездене, Копенгагене и Петербурге (правда, современная публика оценивает их уже не так высоко – но ведь тогда это невозможно было предвидеть). К.В.Глюк – великий реформатор оперы – считал его лучшим из своих последователей (без сомнения, словам этого музыканта можно доверять). Он был придворным капельмейстером – в то время предел мечтаний для музыканта в Вене, а А.Сальери занимал этот высокий пост при трёх императорах – словом, можно с уверенностью сказать, что это был весьма успешный музыкант, даже более успешный, чем В.А.Моцарт (а какова будет «посмертная судьба» обоих – как можно было это знать и тем более – как это могло стать причиной зависти?). Ненависти к В.А.Моцарту Сальери не проявлял никогда, скорее наоборот – восторженно отзывался о его произведениях (в частности, о «Волшебной флейте»), а заняв пост капельмейстера придворной оперы, первым делом вернул на сцену «Свадьбу Фигаро».

А что же В.А.Моцарт? Да, он несколько раз довольно резко высказался о Сальери – но он вообще был склонен «рубить с плеча», когда дело касалось собратьев по перу. Но определённо – восторженные отзывы о его произведениях много значили для Моцарта… Словом, никакой особой вражды между двумя композиторам не было – они даже написали в соавторстве кантату «На выздоровление Офелии» по случаю возвращения на сцену популярной в то время певицы А.Сторас (первой исполнительницы партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро»).

«Но откуда же взялась легенда о Сальери-убийце? – спросите вы. – Ведь дыма без огня, как известно, не бывает». Да, «огонь» был. И повод к возникновению такой легенды дал… сам В.А.Моцарт – точнее, его слова «Сальери меня отравляет». Разумеется, он и не думал обвинять Сальери в каких-то криминальных намерениях и тем более – действиях, это было сказано в значении «отравляет мне жизнь» и по совершенно конкретному поводу: Сальери (как мы уже говорили) занимал почётную и высокооплачиваемую должность придворного капельмейстера – которую В.А.Моцарту хотелось бы занять самому. Не будем судить его строго – у него ведь была семья, которую надо было содержать...

Вот так и родилась легенда, оказавшаяся настолько живучей, что пришлось вмешаться правосудию: в мае 1997 года во Дворце Юстиции в Милане состоялся судебный процесс, призванный расставить все точки над i. Суд вынес оправдательный приговор – и теперь уже с полным правом можно говорить: А.Сальери невиновен.


Одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина была задумана как «Зависть», а позже была названа «Моцарт и Сальери» . По сюжету, Сальери завидовал успеху и таланту Моцарта и поэтому его отравил. Именно это произведение породило легенду, которая является наибольшим заблуждением относительно двух композиторов: на самом деле у Моцарта было гораздо больше поводов завидовать Сальери, и последний не участвовал в отравлении гения!



Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.



В 1774 г. скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого в Вену приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, он добился аудиенции у императрицы Марии Терезии, об этой встрече его отец написал: «Императрица вела себя очень мило, но не более того». Должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил Сальери.



Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.



В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.



В письмах Моцарт постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император все испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т. д.



Сальери сознавал, что Моцарт был гением, он относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим пиететом; а возможно, автор просто поверил слухам.



На данный момент существует около ста версий причин ранней гибели Моцарта, среди которых лидируют различные заболевания. Чаще всего называют ревматическую лихорадку и почечную недостаточность. Смерть Моцарта была мучительной – сильный жар, боль в суставах, отеки, сыпь. Врачи были бессильны, его лечили кровопусканием и вылили больше двух литров крови. 5 декабря 1791 г. великий композитор скончался. Ему было всего 35.

Если вы не музыкант, то скорее всего, первое, что вы слышали об Антонио Сальери - это то, что он отравил Моцарта. Этот миф настолько укоренился в умах, что было написано и снято не одно произведение о зависти Сальери к Моцарту, а в медицине даже появился термин «синдром Сальери». Кем же на самом деле был Антонио Сальери, и действительно ли такой сильной была его неприязнь к Моцарту?

Кто отравил Моцарта? Конечно, Сальери . И, хотя большинство людей уже давно знает, что версия участия Сальери в смерти Моцарта самая маловероятная из всех, этот стереотип прочно засел в нашем воображении.

Термин «синдром Сальери » в медицине означает дискредитацию чужого успеха и патологическую агрессию в адрес объекта зависти. Именно так выглядит отношение Сальери к Моцарту в легенде об отравлении, а также в последовавших после неё произведениях искусства, но в действительности, ситуация была скорее кардинально противоположной, во всяком случае в годы их жизни.

Антонио Сальери родился 18 августа 1750 в маленьком городке Леньяго, недалеко от Венеции. Семья его была достаточно зажиточной, но никто и не предполагал делать из сына музыкального вундеркинда, хотя и не сопротивлялись его пристрастиям. Первые шаги в музыке ему помог сделать старший брат Франческо. Увы, к 14 годам Антонио остался круглым сиротой. Но музыкальная карьера была ему обеспечена.

Во время учёбы в Венеции на него обращает внимание популярный тогда венский композитор Флориан Леопольд Гассман, который в то время был капельмейстером при дворе императора Иосифа II. С этого времени Вена становится для Антонио Сальери родным городом, хотя немецкий язык он так никогда и не выучил, изъясняясь на смеси французского с итальянским.

Дом, в котором родился Антонио Сальери

«Хрупкого сложения маленький человек с пылающим взором, вспыльчивый, но сразу готовый к примирению, вообще же в высшей степени приятный. Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов…», — именно так описал Сальери один из его современников. И, невзирая на то, что многие люди представляют себе старика Сальери рядом с молодым и гениальным Моцартом, у них было всего пять лет разницы в возрасте.

Своё первое, полностью опубликованное музыкальное произведение Антонии Сальери написал всего в 21 год, и оно сразу получило признание публики. Следующая комедийная опера «Венецианская ярмарка» также пользовалась успехом. Слава сама плыла в руки молодого композитора. Оперы выходили из-под его пера одна за другой. Через несколько лет, в 1774 году, умирает Гассман. Его на посту капельмейстера сменил Джузеппе Бонно. А 24-летнему Антонио Сальери досталась не менее важная должность — придворный композитор камерной музыки и капельмейстер итальянской оперной труппы.

Но не все радовались успеху Сальери . И среди его критиков оказался Людвиг Моцарт, отец будущего гения Вольфганга Амадея Моцарта. А дело в том, что Моцарт-старший так и не смог реализовать себя достойно на музыкальном попроще, вот и вложил всё, что мог, в сына. И конкурент здесь Людвигу был не нужен. Более того, он вселил нелюбовь к Сальери и своему сыну.


Вольфганг Моцарт и Мария Анна Моцарт играют для императрицы Марии Терезии (работа 1760 - 1770 годов)

В своей статье, посвященной Моцарту и Сальери, австрийский музыковед Леопольд Кантнер написал следующее: «В чем состояли претензии Моцарта к Сальери ? Например, он пишет, что в глазах императора Сальери имел больший вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать при этом, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось. От своего отца унаследовал Моцарт вот эту фобию — «итальяшки», все валил на этих самых «итальяшек»».

Вольфганг Амадей Моцарт, у которого перед Сальери было форы хоть отбавляй, так как его отец, Людвиг Моцарт, с первого дня его жизни делал из него гения, в свое время был очень недооцененным музыкантом. В отличие от Сальери , который служил при императорском дворе.

К примеру, когда в 1787 году оба композитора представили свои пьесы миру, то опера Сальери пользовалась куда большей популярностью, о чём свидетельствуют некоторые документы. «В Вене опера Вольфганга Амадея «Женитьба Фигаро» была принята холодно. Зато в Праге она вызвала восторг», — писали в одной из сводок. В то время как в другой было написано следующее: «Во время представления оперы Сальери — «Бомарше» общественное возбуждение было невероятным. Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота. Четыреста солдат патрулировали улицы вокруг Оперного театра».


Кадр из фильма «Маленькие трагедии»

При своей жизни Антонио Сальери пользовался огромной популярностью, примерно такой же, как сейчас Вольфганг Амадей Моцарт. Его оперы били рекорды, для многих недоступные и сейчас. К примеру, одна из его опер в первые 9 месяцев ставилась 33 раза, что считалось неслыханным триумфом. Когда в августе 1778 года было торжественное открытие миланского оперного театра Ла Скала, именно Сальери был приглашен для написания оперы открытия.

Антонио Сальери был, буквально, разбалован славой. Будучи любимчиком многих монархов, он позволял себе даже отвергать лестные предложения от особ королевской крови. Он отказал шведскому королю Густаву III принять место при его дворе.

Моцарту, в те времена, подобный успех и не снился. Его не очень -то стремились принимать при дворе. Несмотря на успех, положение Моцарта было неблестящим. Он вынужден был давать уроки, сочинять контрдансы и вальсы. Поэтому, причин для зависти у Моцарта было более, чем достаточно. В 1776 г. Сальери сочинил ораторию для Венского музыкального общества и сыграл её с большим успехом. После этого, Моцарт в письме отцу написал: «С какой бы радостью я дал здесь публичный концерт! Здесь каждый музыкант получает благосклонность Императора и значительной части публики! Но я получил отказ. О, как я хочу смерти тех, кто мешает мне сделать это…». Это было в духе юного гения, так как он часто экспрессивно реагировал на события.

Но это не означает, что Моцарт недолюбливал Сальери . Марсель Брион, один из биографов Моцарта, в своем исследовании писал: «Личные отношения двух композиторов вовсе не носили характера ни воинственной враждебности, ни даже злобной зависти». Напротив, спустя некоторые время оба композитора стали друзьями, и Моцарт очень уважал авторитет Сальери .

Антонио Сальери дирижировал несколько произведений Моцарта, а также первым в 1791 годы исполнил его «Симфонию №40», а после своего назначения придворным капельмейстером в 1788 году, в первую очередь, вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро», которую считал лучшей его оперой.

А Моцарт, в свою очередь, пригласил Сальери на премьеру «Волшебной флейты», после чего, не без радости, написал своей жене: «Он слушал и смотрел со всей внимательностью, и от симфонии до последнего хора не было ни одной пьесы, которая не вызвала бы у него восклицания «bravo» или «bello»».


Кадр из фильма «Амадей»

При этом, слух об отравлении Моцарта был пущен далеко не Пушкиным в «Маленьких трагедиях», а появился практически сразу после смерти Вольфганга Амадея. Так в чём же, всё-таки, кроется корень этой проблемы? По одной из версий, всему виной - «Разговорные тетради» Бетховена. Дело в том, что Сальери не просто был знаменитым композитором, но и, на начальных этапах, преподавал таким будущим музыкальным гениям, как Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель и Бетховен. Отношения со всеми учениками у Антонио Сальери были очень тёплыми, поэтому, когда сам он был при смерти, Бетховен его навещал. Так как к тому времени Бетховен уже оглох, то он был вынужден общаться с окружающими при помощи тетради. И вот в одной из таких тетрадей нашли запись: «Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращает говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд» .

А вот санитары больницы, в которой провел свои последние дни Антонио Сальери , категорически отрицали подобного рода признания. Об этом сохранилась официальная бумага, подписанная двумя санитарами и лечащим врачом маэстро. В те годы и спустя многое время долго ходили слухи о том, кто же всё-таки виновен в смерти Моцарта. Единственное, что могло бы развеять сомнения, это медицинская экспертиза останков Моцарта. Но, к несчастью, этот гениальный композитор был похоронен в общей могиле, что оставляет любые надежды на поиски его останков.

Бюст Антонио Сальери в здании Парижской оперы

В целях возвращения доброго имени Антонио Сальери , в 1997 году, по инициативе Миланской консерватории, был проведен достаточно своеобразный судебный процесс, во время которого Сальери обвинялся в убийстве Моцарта. В роли свидетелей защиты и обвинения были представлены исследователи творчества обоих композиторов. Суд признал Антонии Сальери невиновным «за отсутствием состава преступления».

История часто играет с нами злые шутки. И порой красивый и увлекательный миф преобладает над реальными фактами. Именно жертвой красивой и захватывающей истории, запечатленной самим Пушкиным, и стал Антонио Сальери — гениальный композитор, который всю свою жизнь посвятил своему музыкальному призванию, а также помощи молодым композиторам в достижении их успеха.