Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Процесс кремирования. Услуги кремации

Процесс кремирования. Услуги кремации

- Батюшка, часто в суете, по незнанию, а еще чаще из-за проблем с финансами или оформлением документов на захоронение, люди кремируют тела своих близких, а потом хоронят их в урнах. Вам, вероятно, известна эта проблема….

Да, конечно. Часто современные люди, теряющие своих близких, сталкиваются с вопросом как похоронить этих дорогих людей. До революции такая проблема не стояла. Не было перенаселенности мегаполисов, не было настолько огромных городов, а основная часть населения жила в селах и деревнях. Там христиане, как и сотни лет назад, хоронили своих близких на деревенских кладбищах (погостах). И городским жителям хватало место для упокоения. Никому в голову не приходило устроить бизнес на продаже земли для последнего пристанища. Даже самым нищим находился последний покой под крестом в земле предков. Но времена изменились. Урбанизация, семьдесят лет безбожной власти, цинизм и отрыв от традиций привели к тому, что старые православные традиции захоронения в землю были сильно потеснены новыми, непонятными для русских, идущими вразрез с нашей культурой и обрядами.

- А когда началось это разрушение традиций?

Многие сотни лет хоронили умерших на Руси только в земле. А первый крематорий в России появился при большевиках в 1920 г. Дикостью считали воспитанные на русской культуре люди сжигание в печи людей. С удивлением и страхом воспринимали многие русские устройство на Красной площади мавзолея, которое тоже расходилось с нашими традициями. Устройство кладбища прямо у Кремлевской стены, а также организация в самой стене колумбария, в которой прямо в стену вмуровывали урны с прахом, было еще одним нелепым и диким нововведением Советской власти. Люди, которые не имели русской культуры, связи с народом, достаточного понимания сути традиций, устроили эту вакханалию и насилие над здравым смыслом. Но суть человеческая такова, что люди ко всему привыкают. Привыкли на протяжении 70 лет советской власти и к этому. Колумбарии и крематории в течение нескольких поколений вписались в нашу жизнь.

- Но, несмотря на то, что советское время бесславно закончилось, эта чужеродная традиция все же осталась! И до сих пор крематории работают на полную мощность, сжигая тела православных… Как это объяснить? Почему же не ушла эта чужеродная традиция вместе с советским наследием?

К сожалению и сейчас, когда храмы возрождаются, христиан продолжают сжигать в печи огненной. А происходит это во многом потому, что все равно нет настоящей Православной веры, верности традициям, понимания Православного учения, необходимых знаний. Но не только в этом дело. Еще одной большой причиной является то, что пришел на кладбища бизнес, земля для захоронений стала дорогой, ее стало не хватать. Кроме того, появилось много бедных людей, которые просто не могут себе позволить купить эту землю в удобном месте. А в некоторых случаях не только бедные лишены возможности быть похороненными по христиански, но даже вполне состоятельные люди. Чтобы похоронить человека в землю, в наше время во многих случаях нужно быть просто богачом. Зачастую в Москве эти клочки земли для последнего приюта стоят тысячи долларов. И это в нашей бескрайней стране, богатой землей как никакая другая!

- Батюшка, а вообще что изменится от того, что человека сожгут? Ведь разлагается любое белковое соединение, в том числе и тело любого из нас. Какая разница как оно будет разложено?

Разница принципиальная в данном случае. Конечно, и православные гибли в пожарах, например. Православные и тонули, и тогда их местом погребения становилось озеро, океан или море. То есть во все времена в некоторых случаях получалось, что православного нельзя похоронить в земле. И, конечно, тело разлагалось разными путями во всех случаях (но в некоторых, редких случаях тело не разлагается – когда Господь оставляет в нетлении останки святых угодников, которые именуются святыми мощами как источники Божией благодати).

Но ведь в данном случае важно не то, как тело оканчивает свою жизнь, а важно то, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ у нас к этому телу. И если буддизм, индуизм и прочие восточные религии, откуда и пришла традиция сжигать тела, относятся к телу как к тюрьме души, которую надо после выхода души побыстрее сжечь и выбросить как старую ненужную тряпку, то для христиан тело человеческое – это храм души, который будет в свое время восстановлен при воскресении. Это же совершенно разное отношение к телу, хотя с виду кажется, что способ погребения не важен - все равно все обратится в прах.

- То есть человек может не воскреснуть, если тело его было кремировано?

Полным и замечательным ответом на этот вопрос могут служить слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх сказал:

«Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого».

- То есть Бог в любом случае может воссоздать тело при воскресении?

Конечно, Господу возможно все. Он сотворил из ничего весь мир. Он же сможет и воскресить человека, воссоздать из мельчайших атомов ему его тело. У Господа нет невозможного. И конечно не стоит беспокоиться о том, что у Господа может что-то из-за кремирования не получиться. Это нелепость. Если будет Его воля воскресить, то воскрешение непременно состоится. Только здесь дело не в том, что с воскрешением могут быть сложности (это совершенно невозможно предполагать), а в том, что мы Господа печалим своим отношением к тому телу, которое Он нам дал.

Профессор Московской Духовной Академии протодиакон Андрей Кураев об этом писал: «Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель…»

Конечно, это относится к случаям, когда эти действия по сожжению продиктованы искаженными желаниями, презрительными отношениями к традициям и вере. В тех же случаях, когда родственники не имели возможности похоронить по-христиански, в силу различных обстоятельств, я думаю, мы Бога не расстроим. Он видит наши проблемы, метания, желания.

- Батюшка, а что с Вашей точки зрения можно считать такими обстоятельствами?

Разные эти обстоятельства… Как я уже сказал – отсутствие денег купить место на кладбище. Это в наше время часто случается по бедности. Нет либо денег на покупку могилы, либо можно купить землю только на таком кладбище, куда и не добраться никак. Но если как бы по бедности кремируют, а потом на месте захоронения ставят огромный и дорогой памятник, вместо которого можно было купить даже несколько могил. Тут уж о бедности речь не идет, лукавство это.

Еще часто встречается случаи, когда по санитарным правилам невозможно подзахоронить тело в могилу к близкому покойному человеку (дочь к матери, бабушку к дедушке и.т.п.). Чтобы похоронить тело в ту же могилу должно по санитарным правилам должно пройти много времени. А вот урну подзахоронить можно. И многие кремируют своих родственников, чтобы люди, дорогие друг другу при жизни, лежали вместе в могиле. Тоже как бы друг с другом. Но тут важно понимать, что умершие не живут на кладбище. На кладбище лежат только тела (или прах), а души находятся в других обителях. По этому вместе, или на разных кладбищах похоронены близкие люди, принципиального значения для их душ не имеет. Если люди при жизни любили друг друга, шли к Богу, жили по совести, то они будут вместе в любом случае, даже если будут похоронены в разных странах. А вот если один из супругов вел благочестивую жизнь, а второй, например, был богоборцем, то хоть их тела можно похоронить рядом, но их души все равно будут далеко друг от друга.

Так что кремирование и подзахоронение в родственную могилу по человечески понять можно, но все же лучше учитывать при выборе способа погребения эти моменты.

- А если надо кремировать и похоронить в одну могилу просто для удобства? Часто бывает, что просто удобно похоронить в одной могиле. Проще приезжать, убираться, просить служить панихиды. Все в одном месте…

И это можно понять. Действительно, как пожилой женщине, живущей в Москве, ездить на одно подмосковное кладбище на могилу матери, на другое на могилу мужа, а на третье на могилу к дяде? Конечно, ей тяжело, затратно по деньгам. И если сил нет ездить по всем далеко стоящим друг от друга кладбищам, то можно понять в таких случаях этих людей. Но все же надо бы попытаться найти любую возможность для христианского погребения

- Бывает, что умерший человек сам завещал или говорил о своем желании, чтобы тело его после смерти было кремировано. Как в этом случае быть родственникам, которые и хотят проводить человека по-христиански, но понимают, что воля умершего священна. Перед ними встает тяжкий выбор. Как им в таком случае лучше поступить?

В случае если сам усопший хотел кремации , и руководствовался при этом не желанием помочь своим родным избежать материальных или иных затруднений, связанных с погребением, а руководствовался желанием просто исчезнуть, чтобы от него не осталось ничего, это страшно. А если человек, который выбирал чужую традицию, исходил при этом не из каких то условий, которые вынуждали его к этому решению, а сознательно делал выбор вразрез с христианскими традициями, это плохо совсем. Это просто ужасно.

- А если такой человек оставил желание быть кремированным, завещал именно так похоронить его. Что делать в таком случае?

Предсмертную волю, конечно, нарушать не хорошо, но в данном случае ее лучше нарушить. Нарушая такую дерзкую волю, мы спасаем душу усопшего от греха. И Господь нам вменит в правду такое нарушение.

- А как относится к желанию усопшего развеять (рассеять) прах над лесом, морем, дачей, работой и.т.п.?

Относиться к этому следует как к чужеродной для нас, православных, дикости. Я считаю, что ничего в этом плохого для индуиста нет, это его традиция, его понимание. Но мы не индуисты! И для нас, кроме как «дикость», слова не подобрать.

- А можно ли отпевать человека, который будет кремирован, или заочно отпеть того, чье тело уже кремировано?

Безусловно, можно. Есть некое околоправославное суеверие, что якобы нельзя отпевать тех, кого кремировали. Это еще одна нелепость, которую придумали и разносят люди, которые не понимают существа Православного учения. Церковь не лишает души усопших своих поминальных молитв из-за того или иного способа погребения! Это же очевидно! Отпевание – это молитва о душе, и отношение отпевание имеет только к душе умершего человека. Способ погребения в данном случае практически не имеет никакого значения.

Но когда есть возможность и средства похоронить человека должным образом в земле, а родственники ради собственного удобства выбирают кремацию, то грех не на усопшем, грех – на родственниках.

- Часто возникают вопросы другого рода, связанные с кремацией. Что сделать с иконой, находящейся в руках у усопшего, которого кремируют? Как поступить с благословлённой землёй? Что делать с венчиком и разрешительной молитвой в руке умершего перед кремацией?

Если усопшего отпевали до кремации, то перед самой кремацией надо убрать икону из гроба. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. Землю же необходимо перед кремацией рассыпать по гробу (если это не было сделано в храме).

Если же отпевали заочно, уже после кремации, то во время подхоранивания урны в могилу необходимо рассыпать погребальную освященную землю крестообразно прямо по ней. При этом надо читать Трисвятое.Если урну помещают в колумбарий, то землю рассыпать нужно по любой могиле, где похоронен христианин (но не помещать благословлённую землю в колумбарий!)

- Ну, а если уже так получилось, что кремировали. Или выбора другого не было, или раньше сами не верили в загробную жизнь, или не знали, что так нельзя. А теперь близкие мучаются вопросом о том, как это может сказаться на посмертной жизни души дорогого человека. Этот страх за душу близкого очень сильный. Как же может сказаться на состоянии души близкого человека кремация? Насколько это страшный грех?

Приведу слова древнехристианского писателя Минуция Феликса, который сказал: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». То есть, если уж случилось тело человека кремировать, то не надо из этого делать великую трагедию, которая приводит к тому, что мы не только оплакиваем близкого, но еще и оплакиваем тот способ погребения, которым мы его похоронили.

В каждом действии человека заложен определенный символ. Не исключение и такие ключевые моменты, как рождение, крещение, отпевание, смерть и захоронение. Что такое кремация? Это процесс, во время которого тело человека отправляется в огнь, в пещь огненную, прямой образ в Евангелии – «будут брошены в пещь огненную, где будет плач и скрежет зубовный». Но это, конечно, не значит, что он попадет в ад. Как не значит, что человек, похороненный по-христиански, попадет в Рай. Это было бы слишком просто. Нам бы не надо было ничего делать, стремиться исправлять жизнь, а надо было бы только создать условия для правильного захоронения. Но мы, конечно, понимаем, что Господь будет судить душу усопшего не по способу погребения, а по делам при жизни. Просто этот поступок, кремирование, иногда обнажает то, что для нас Евангельские слова не дороги (это относится только к тем случаям, когда человек сознательно идет на то, чтобы кремировать близкого, а не под воздействием обстоятельств)

Но даже если мы это сделали, то теперь ничего вернуть не можем. И слезами, нервами тоже ничего в прошлом не изменим. Мы не сможем из кремированного праха вновь воссоздать тело, чтобы его похоронить по-христиански. И мы не должны казнить себя за то, что так похоронили дорогого нам человека. Но мы должны покаяться, попросить прощения у Господа Бога за наши неправильные действия. Да и у усопшего тоже хорошо попросить прощения: «Матушка, прости, что так получилось». И через это прощение смиряться, а через смирение приближаться к Богу, в том числе в молитве об усопших. То есть, говоря проще, не надо рвать на себе волосы из-за того, что уже сделано. Но очень необходимо исправить прошлую ошибку собственным покаянием, смирением. Ведь Богу важнее всего духовное состояние, наша помощь ближнему и молитва об усопшем. И когда мы покаемся на исповеди за это, то Господь нас простит. И не надо будет слезы лить из-за ошибки нашей. И надо понимать, что если мы за совершенный грех идем по пути молитвы, покаяния и смирения, то даже наши греховные поступки по Промыслу Божию обращаются во благое.

- А насколько тяжел этот грех? Нарушил ли человек, который прибегнул к кремации близкого, вероучение и уставы Церкви? Может ли он себя считать после этого членом Церкви?

Конечно, может считать, за это никто не отлучает от Церкви. Церковь не запрещает кремацию категорически. У Церкви есть твердое мнение, но оно снисходительно. А к самому вероучению это отношения имеет еще меньше. Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов так говорит об этом:

«С точки зрения православного вероучения, не имеет никакого значения, был ли человек предан земле или был кремирован. Традиционный способ погребения имеет значение лишь в плане благочестивой традиции, поскольку сопряжен с определенными церковными действиями и более глубоким восприятием человеческого тела. Одно дело урна, и другое – это покойный, которого мы опускаем в землю, в эту реку забвения земного. Мы как бы сохраняем этого человека, не искажая его тело. Здесь присутствуют некие моменты, которые, несомненно, более правильные по сравнению с кремацией, но они не касаются существа веры».

Россия переживает бум на кремацию. В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Почему в России кремация вытесняет привычные, веками устоявшиеся представления о похоронах? Как в Кирове бизнес ломает «устаревшие» понятия о кладбищах, и что думает о кремации Русская Православная Церковь?

Недавно прогуливался со знакомой вдоль массивной ограды Донского кладбища. Стены из красного кирпича навели на мысли о вечном.

– А я хочу, чтобы меня кремировали, – неожиданно выпалила подруга. – Чтобы не гнить.

До спора не дошло. Девушке 22 года, и она убеждена, что кремация – это современно, удобно и без лишних хлопот. Мои аргументы в поддержку традиционных похорон разбивались о невозмутимое спокойствие.

Россия переживает бум на кремацию. Ритуальные агентства через интернет предлагают решить все проблемы самым «современным» образом. А если у вас возникнут вопросы о том, что сжигать покойника в печи – традиция, мягко говоря, не наша, вам практически любой похоронный агент возразит: еще как наша!

Наверное, ничего удивительного в этом нет. СМИ слишком часто рассказывают о том, как в очередной раз кремировали известного и уважаемого человека. Кремация, по крайней мере для светских людей, – это уже привычное дело. Вот на днях Русская служба новостей сообщила: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Об этом рассказал президент Союза похоронных организаций и крематориев России Павел Кодыш». В Москве, где действуют 23 православных монастыря и сотни храмов, ежегодно кремируют не менее 60 000 человек. Цифру можно немного увеличить, поскольку Павел Кодыш отмечает, что «в Москве в год умирают 120 тысяч человек».

Мы попытались узнать, почему люди отправляют своих родных в печь

Мы попытались узнать, чем руководствуются люди, которые отправляют своих родных и близких в печь. Привлекает цена на кремацию? Мода на популярный сегодня способ погребения? Наследие советского прошлого, когда впервые стали превращать людей в пепел в промышленном масштабе? Нехватка земли или дороговизна кладбищенских участков? Или это желание современного человека не думать о смерти? Попытка вычеркнуть любые напоминания о похоронах, покойниках и траурных церемониях?

Русская Православная Церковь неоднократно высказывалась по поводу кремации. В мае 2015 года Архиерейский Собор рекомендовал священникам относиться к кремации как к нежелательному явлению. «Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как к храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле», – сообщается в специально подготовленном меморандуме «О христианском погребении усопших». Слова Святейшего Патриарха Кирилла тоже не требуют пояснений и комментариев: «Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры».

Кремация «под ключ»

Кремация – это дешево и современно. Это один из главных аргументов, который приводят сторонники огненных похорон. Чтобы получить информацию из первых рук, звоню в крематорий при Николо-Архангельском кладбище.

– 7100 рублей, – отвечает сотрудник крематория. – В эту цену входит музыкальное сопровождение. Еще регистрация умершего, перенос гроба, сама процедура кремации, прощание, гравировка и герметизация урны.

Правда, еще нужно приобрести урну, заплатить за гроб, который после церемонии прощания сжигают вместе с телом усопшего. Естественно, нужно не забыть про транспорт.

Чтобы окончательно понять, какие деньги нужно иметь, чтобы кремировать человека, обратился в Единую ритуальную службу. Здесь все предложения уже сформированы «под ключ».

– Цена на кремацию в 2 раза выросла с 1 июля. У нас гроб и транспорт стоят 17 000 рублей. В эту же сумму входят постель, подушка и тапочки, – на тапочках сотрудник агентства сделал особый акцент. – У нас принято христиан в тапочках на кремацию привозить.

В среднем за кремацию со всеми необходимыми атрибутами придется отдать в районе 30 000 рублей. Это без захоронения.

В Петербурге покойника сожгут, поместят в урну и разместят в колумбарии за 35 000 рублей. Это всего на 10 тысяч дешевле, чем традиционные похороны .

– Разница все-таки есть, – поясняет девушка. – За могилкой нужно же еще следить. Ограда, а потом и памятник. А урна с прахом хранится в нише вечно. Она не требует дополнительного ухода.

Поразительная закономерность. Подавляющее число сотрудников ритуальных фирм советовали мне воспользоваться услугами крематория. Аргументация простая: это в ногу со временем и никаких лишних движений. И только одна женщина с нескрываемым сочувствием сказала:

– Да уж похороните вы как полагается – в землю! В землю! Ну, 10 тысяч добавьте, ничего страшного!

Бесплатный участок на кладбище – или платная ниша в колумбарии?

После процедуры сожжения тела урну еще нужно захоронить. Чтобы уточнить стоимость этой услуги, обратился в ГБУ «РИТУАЛ». Это государственное бюджетное учреждение города Москвы. Через этот сайт выхожу на Рогожское кладбище. Захоронить урну в открытом колумбарии, то есть в стене, здесь нельзя. Но можно купить место для урны в специальной нише.

– Это что-то вроде гранитного саркофага, – пояснили по телефону. – Цена зависит от рядности. Первый и пятый ряды стоят 70 000 тысяч рублей.

Первый ряд – это почти на уровне земли. А пятый ряд находится на высоте двух с небольшим метров.

– Это что-то вроде антресоли в коридоре, – слышу разъяснение по телефону. – Чуть повыше стоимость за второй ряд, третий и четвертый.

– Сколько это будет стоить? – спрашиваю.

Место для урны в нище Рогожского кладбища стоит 90 тысяч рублей

– 90 тысяч, – ответил сотрудник Рогожского кладбища.

За эти деньги можно организовать скромные традиционные похороны для нескольких человек.

Разместить урну с прахом в открытом колумбарии на Химкинском кладбище предложили за 31 500 рублей. Это если ячейка будет расположена на уровне груди. За табличку придется заплатить отдельно – 5000 рублей. Еще нужно прибавить гравировку. Сумма за гравировку складывается из количества знаков. Получается что-то около 40 тысяч рублей. Итого, чтобы кремировать и упокоить останки в открытом колумбарии на Химкинском кладбище, придется заплатить в среднем 75 000 рублей.

На Люблинском кладбище захоронить в землю урну с прахом можно за 110 000 рублей. Столько стоит 1 квадратный метр земли. Скамейка и ограда не предусмотрены – места слишком мало для такой роскоши.

«Взгляды у жителей больших городов не такие, как в глубинке»

Московская область, Перепечинское кладбище. Здесь столичные власти предоставляют участок под два захоронения совершенно бесплатно. На Перепечинке, как зовут это место агенты, заплатить нужно только за копку могилы.

– В 20 000 рублей уложиться можно, – рассказывает сотрудник похоронной фирмы. – На кладбище ребятам на круг придется накинуть за копку могилы. Это такая традиция, – добавляет он.

Организовать традиционные похороны за 20 000 рублей предложили сразу несколько ритуальных служб. Правда, придется обойтись без венков, оркестра и прочего шика.

Похоронить любого неработающего жителя Москвы можно и без денег. На языке ритуальных агентов это называется «проводить в последний путь на безвозмездной основе». Единственное условие – трудовая книжка покойного должна быть закрыта.

Сторонники кремации могут возразить: мол, а как же памятник? А уход? Ограду же нужно красить. И делать это по возможности нужно каждую весну. А могила проседает, особенно когда свежая! Урна же с прахом, если из меди, – очень долговечная…

Сомнительные аргументы.

– Кремация – это удобнее и быстрее. Взгляды у жителей больших городов не такие, как в глубинке. Я имею в виду в духовном плане, – делится своими мыслями Дмитрий – диспетчер московского ритуального агентства.

«Земля должна быть для живых людей, а не для мертвых»

Вот и в Кирове люди обсуждают свой крематорий. Построить «социально-значимый объект» в городе решил предприниматель Андрей Катаев. Кремировать кировчан планируют по «низкой цене». 12 000 рублей – и дело сделано. А еще заплатить нужно за урну, гроб и транспорт.

– Не будет больше создаваться новых кладбищ. Люди поймут плюсы крематория, и в течение одного-двух лет мы выйдем на отметку в 50% кремаций от всех умерших, – рассуждает Андрей Катаев. – Но так как люди у нас с трудом принимают всё новое, нам придется проводить какую-то своеобразную акцию, разъяснения среди населения, что кремация – это цивилизованный способ захоронения умерших .

Интересно, как будет проведена эта работа? Что это могут быть за акции?

К традиционному способу захоронений господин Катаев относится прохладно.

– На кладбищах грязно. Ну нет у нас такой культуры, как, например, в Европе, – рассуждает Катаев. – Для священников похороны – это бизнес: они отпевают. Для «ритуальщиков» – это бизнес, они хоронят в землю – это их хлеб, – отмечает Катаев.

То есть г-н Катаев решил, что кировчане не умеют вести себя на кладбище и лучше всего усопших отправлять в печь. И для него это совсем не бизнес!

В интервью предприниматель с энтузиазмом рассказывает о том, что «земля должна быть для живых людей, а не для мертвых». Это его слова. В них выражено его отношение к умершему человеку.

Создается впечатление, что дебатировать вопрос о кремации и не нужно, поскольку рано или поздно кремировать будут всех и везде. По крайней мере в этом уверены те, кто открывает новые крематории в стране.

Землю под захоронения даже в «дорогой и нерезиновой» Москве дают бесплатно. Сэкономить на кремации больших денег не получается, но количество урн с пеплом, по сравнению с могилами, всё увеличивается. Вот и подруга моя, которой всего 22 года, уже спокойно относится к тому, что ее тело могут сжечь.

В следующем материале мы рассмотрим, как насаждалась кремация в большевистской России. Узнаем, как к этому отнесся простой народ. И попробуем ответить на главный вопрос: почему сегодня люди с такой легкостью выбирают огненные похороны без всякого принуждения и давления? Что изменилось за 100 лет в сознании общества, и почему очередной крематорий в глубинке нашей страны – это если еще и не традиция, но уже закономерность?

Кремация – один из самых современных и экологически чистых видов погребения. В условиях рыночной экономики администрации российских городов, не имеющих своих собственных крематориев, постоянно сталкиваются с проблемой расширения кладбищ. Сама по себе покупка земли для кладбищ у близлежащих колхозов и совхозов требует значительных затрат из городских бюджетов, а ведь помимо этого значительные суммы тратятся на благоустройство кладбищ и поддержание их в рабочем состоянии.

Другая проблема городов, не имеющих крематориев, связана с местами расположения кладбищ. Чаще всего для них выбираются неудобные для сельскохозяйственного использования участки земли на краю водоемов, рек, болот, оврагов и т.д., забывая при этом, что в таких местах продукты разложения в обязательном порядке попадают в подземные воды и через них – в источники водоснабжения городов. В нынешних условиях практически каждое городское кладбище представляет собой экологическую бомбу, ухудшающую и без того сложную экологическую обстановку близлежащего города.

Решить эти проблемы больших городов могла бы кремация как самый современный и экологически чистый вид погребения.

На Западе, где плотность населения гораздо выше, кремация, как средство «сохранения здоровья и земли для живых людей» (цитата из декларации Международной медицинской конференции 1869 года), стала широко использоваться со второй половины XIX века. В России первые крематории появились незадолго до революции 1917 года, а в годы советской власти распространение кремации стало государственной задачей. Так, в принятой Советом Министров СССР программе развития похоронного дела предусматривалось строительства крематориев во всех крупных городах Советского Союза.

После распада Советского Союза насущные проблемы российских городов вновь поставили в перечень самых важных государственных проблем задачу распространения кремации. В резолюции Государственной думы от ноября 2003 года Правительству РФ предложено разработать комплексную программу строительства крематориев в России. Однако в Комплексную программу развития жилищно-коммунального комплекса страны строительство крематориев в качестве отдельного раздела опять включено не было. Таким образом, на данный момент строительство и оснащение крематориев в Российской Федерации может осуществляться муниципалитетами городов с привлечением средств из своих бюджетов, а также средств кредитных и частных коммерческих организаций.

Наиболее часто задаваемые вопросы

Что представляет собой процесс кремации?
Для кремации тело умершего должно быть помещено в гроб (контейнер) из горючего материала. В некоторых крематориях родственникам умершего разрешают присутствовать при перемещении тела в печь.

С началом кремации температура внутри печи возрастает до 872 – 1092 градусов Цельсия и под ее воздействием тело разрушается на отдельные сравнительно небольшие фрагменты. Вопреки распространенному мнению в процессе кремации не образуется "пепел".

В зависимости от модели кремационной печи для кремирования тела взрослого человека средней комплекции требуется от 80 до 120 минут.

Насколько популярна кремация как вид погребения?
В тех городах РФ, где имеются крематории, процент кремаций в общем числе погребений колеблется от 45 до 61,3%.

Почему люди выбирают кремацию?
Причин несколько. Некоторые считают кремацию более естественным видом погребения, чем захоронение в землю. Часть людей просто не хотят, чтобы их тела разлагались в земле, а другая часть считает кремацию менее эмоциональным видом погребения. И только 25% людей выбирают кремацию из-за ее дешевизны по сравнении с традиционным захоронением в землю.

Правда ли, что кремация дешевле, чем традиционное захоронение землю?
Как правило, это так. В то же время, с учетом дополнительных услуг и стоимости кремационных принадлежностей (урн, например) стоимость кремации не намного отличается от стоимости услуг по традиционному захоронению в землю. Как и в любой другой сфере бытового обслуживания населения, крематории предлагают широкий выбор товаров и услуг на любой вкус и кошелек.

Нужно ли бальзамировать тело умершего перед кремацией?
В этом нет необходимости.

Обязателен ли специальный гроб для кремации?
Как правило кремация производится в том гробу, который был выбран для церемонии родственниками умершего. Единственное условие – гроб должен быть сделан из горючего материала.

Как можно хранить кремированные останки?
Как правило кремированные останки помещают в специальные кремационные урны. Кремационные урны изготавливаются из самых различных материалов, таких как бронза, дерево, керамика. Урна с останками может быть помещена в нишу колумбария или захоронена в землю в родственной могиле или на вновь выделенном участке.

Как православная церковь относится к кремации?
Православная церковь понимает, что растущие города России не в состоянии эффективно содержать имеющиеся и постоянно выделять новые участки земли под кладбища. Эта проблема усугубляется тем, что каждое кладбище в современном виде по сути дела является экологической бомбой, активно загрязняющей в первую очередь источники питьевой воды городского населения. Исходя из этих причин, Православная церковь в лице Патриарха всея Руси Алексия II заявила, что кремация как способ погребения, не противоречит православным канонам, хотя и не приветствуется церковными иерархами. Подтверждением такой позиции РПЦ может служить тот факт, что в крематориях российских городов православным священникам официально разрешено проводить службы по отпеванию умерших.

Процесс кремации

Х отя кремация является вторым по популярности видом погребения в России, очень мало людей имеют ясное представление о том как происходит сам процесс кремации. По результатам исследований только 15% опрошенных смогли заявить, что они знают достаточно об этом процессе. Несмотря на распространенное мнение, сам ритуал кремации может иметь несколько вариантов.

Наиболее часто предлагаются:

Традиционный ритуал прощания до кремации

Традиционный ритуал прощания до и ритуал прощания после кремации

Кремация в присутствии родственников, когда прах выдается сразу после завершения

Для кремации умерший должен быть помещен в гроб из горючего материала. В некоторых крематориях допускается присутствие родственников при помещении гроба в печь.

Печи

Основой любого крематория является кремационная печь. Первые современные кремационные печи как элемент кремационного оборудования были разработаны в конце XIX века в Италии и мало отличались от обычных, всем знакомых печей, использовавшихся, например, для отопления жилых кварталов. С тех пор кремационные печи претерпели значительные изменения и сейчас представляют собой сложные инженерные сооружения предназначенные для гарантированного сжигания умерших вместе с гробом в условиях высокой температуры до образования мелких частей (пепла) при условии сохранения уважительного отношения к умершему и соблюдения самых жестких экологических норм.

Наиболее распространенной конструкцией кремационной печи является схема с двумя камерами, в первой из которых происходит непосредственно кремирование гроба с телом, а во второй – выжигание из отходящих газов всех вредных примесей и твердых дымообразующих частиц. В результате – на выходе правильно работающей кремационной печи должен быть только теплый воздух без запаха и дымовых включений. Именно таким стандартам отвечают кремационные печи ведущих мировых производителей кремационного оборудования из США, Германии и Чехии. Функциональные схемы наиболее распространенных кремационных печей приведены на отдельных страницах нашего сайта.

Важным элементом кремационного оборудования является кремулятор. Он представляет собой устройство для измельчения кремированных останков, из которых предварительно с помощью магнита-ловушки извлекаются несгоревшие металлические предметы.

Для загрузки тела с гробом в кремационную печь в состав кремационного оборудования включаются различные гидравлические тележки или, в основном для кремационных печей «тяжелого» типа большой мощности, автоматизированные тележки с рельсовой дорогой.

Стандартным оборудованием любого крематория является также холодильная камера.

После завершения кремации и остывания останков они механически перемещаются во временный контейнер и хранятся там до тех пор, пока родственники не примут решение об их дальнейшей судьбе. Важно понимать, что на кремации погребение не заканчивается. В дальнейшем необходимо поместить урну в колумбарии, захоронить в землю или, что тоже возможно, развеять прах на специально отведенной площадке.

Преимущества кремационного комплекса

  • Экономия пространства, сокращение земельных участков, выделяемых для традиционного погребения в землю вплоть до 50-100 раз, рационализация использования городских земельных ресурсов.
  • Полное отсутствие угрозы здоровью и жизни населения со стороны кладбищ-колумбариев, улучшение общей экологической обстановки в городе, снижение санитарно-экологической напряжённости.
  • Сокращение затрат заказчика на 25-40% на организацию церемонии погребения по сравнению с традиционными похоронами.
  • Обеспечение безопасности колумбарных захоронений, памятников, обелисков в колумбарном парке, исключение кладбищенского вандализма.
  • Расширение перечня доступных похоронных услуг, предоставляемых населению, максимальное предоставление прав гражданам на свободный выбор вида погребения, предусмотренных Российским законодательством. (Закон "О погребении и похоронном деле", 1976г.)
  • Повышение художественно - эстетического уровня похорон, привлечение духовности в похоронный обряд путём участия в нём церковнослужителей разных конфессий.

Градостроительные преимущества кремации

  • Возможность расположения кладбищ с урновыми погребениями в землю, с новыми приемами организации и зонирования территории, благоустройства, озеленения и оформления мест погребения.
  • Возможность организации участков семейных захоронений без учета прописки усопших.
  • Придание старым, закрытым кладбищам "второй" жизни благодаря организации "подзахоронений" урн с прахом в существующие могилы.

Градостроительное значение крематория

После ввода крематория в эксплуатацию, несомненно, в кладбищенском хозяйстве любого города произойдут изменения. В частности, распространение нового вида погребения может:

  • изменить структуру, планировку, значительно сократить площадь кладбищ;
  • повлиять на дизайн, форму, размер надгробных плит и памятников на могилах с урновыми захоронениями;
  • привнести новые элементы садово-парковой архитектуры в места урнового погребения

Социальное значение крематория

Концепция строительства и эксплуатации крематория предполагает максимальную доступность кремационной услуги всем слоям населения. В ее основе - демократическая и гуманистическая направленность современной национальной градостроительной доктрины России. Внедрение кремации несомненно позволит нейтрализовать негативные социальные последствия растущей стратификации общества - по крайней мере, в таком важнейшем ее сегменте, как похоронная сфера.

Мировая практика кремации

Во всем мире уже больше столетия широко используется высококультурная традиция прощания с усопшими - кремация, как способ захоронения, являющийся соответствующим нашему времени направлением в экологии и экономике захоронения.

Крематорий (от латинского "cremo" - сжигать) - являет собой здание ритуального характера, предназначенное для сжигания тел (останков) умерших (погибших), приданию их огню (кремации).

Кремация в 100 раз снижает площадь необходимую для захоронения, а срок минерализации тел уменьшается с 50 лет до 1 часа.

Впервые крематории были сооружены в Италии, в Милане в 1875 году (совместные наработки немецких и итальянских инженеров). Уже в 20-х годах минувшего столетия во многих городах Европы, даже с населением не более 100 тысяч жителей, думали возможным иметь крематорий, а в городах и населенных пунктах с населением в 110 тысяч и более, наличие крематория – было обязательной градостроительной санитарной нормой.

В 1874 году организованна Международная федерация кремации, первоочередной задачей которой по сегодняшний день является объяснение населению планеты преимуществ процесса кремации, как с точки зрения экономики, так и с точки зрения экологии, гигиены, санитарии, этики и эстетики. На сегодняшний день Федерация кремации объединяет 21 страну, ее членом также является и Россия.

В дореволюционный период в России первый крематорий был возведен во Владивостоке с использованием японской печи, а первый крематорий в послереволюционной России построили в Петрограде в 1927 году.

На сегодняшний день кремация широко распространена в Северной Америке (в США насчитывается более тысячи крематориев), Европе; кремация обязательна в некоторых странах Юго-восточной Азии. В Англии насчитывается 356 крематориев; в Чехии - 80; в Китае - 1300; во Франции -70; (фактически в каждом крупном городе). В мире на данный момент действуют около 14 300 крематориев. Наибольшее распространение кремация получила в Японии (кремируют 98% всех усопших), в Чехии (95%), Великобритании (69%), в Дании (68%), в Швеции (64%), в Швейцарии (61%), в Австралии (48%), в Голландии (46%).

Для получения дополнительной информации Вы можете направить запрос по электронной почте: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Кремация - высокотехнологичный инженерно-биологический процесс. Борис Хазанов, Москва

Цель данной публикации - расширить представление о кремации как современном способе захоронения, который стремительно развивается практически во всем мире. Наибольшее развитие он получил в Японии, Великобритании, Франции, Германии, Польше и Чехии.
Среди многих рациональных соображений, ведущих к кремации усопших, приоритетным является именно гигиенический аспект, прежде всего охрана источников питьевой воды и недостаток земельных мест для классического захоронения. Вредное воздействие кладбищ на подземные воды намного больше, чем общество предполагает. Речь не только об экологии, но и об экономике. Мировая практика давно и широко использует кремацию как альтернативный способ захоронения, являющийся современным направлением в экологии и экономике.
Предлагаем вашему вниманию статью ведущего специалиста в области технологий кремации в России Бориса Хазанова. Борис Семенович пришел в эту сферу почти 20 лет назад, имеет опыт эксплуатации, ремонта, модернизации как зарубежных, так и отечественных кремационных комплексов. Ныне под его непосредственным техническим контролем работают 20 печей трех московских крематориев, входящих в состав ГУП «Ритуал», где он занимает должность главного инженера. Выражаясь словами советских времен, Борис Хазанов - выдающийся производственник кремационного дела не только России. В мире мало найдется людей, кто бы курировал работу, обеспечивал ремонт, модернизацию такого большого количества кремационных печей. Б. Хазанов побывал во многих странах мира, где в деталях изучал конструкторские и эксплуатационные характеристики печей.

О ТЕХНОЛОГИИ КРЕМАЦИИ
Сегодня кремация, как современная технология, является высокотехнологичным, инженерно-биологическим процессом, последовательно управляемым с помощью электроники, при всей кажущейся простоте конструкции печи.
Погребение мёртвого тела традиционным способом в землю представляет собой минерализацию, когда органические соединения трупа при помощи естественных процессов разложения и воздействия микроорганизмов распадаются до простых химических соединений, из которых состоит почва. По сути, кремация - это тоже погребение, но посредством сжигания в печи, которая возвращает природе тела умерших. Разница лишь в том, что в некоторых случаях минерализация в почве может протекать от 1 года до 50 лет и выше, то при использовании кремации данный процесс сокращается до 1-1,5 часа.
Для того, чтобы превратить труп человека в горстку пережженных белых косточек, которые легко превращаются в пепел, требуется температура 860-1100 градусов Цельсия. В настоящее время существуют разные кремационные печи, работающие на газе, на жидком топливе и на электричестве. Практика показала, что такой температуры легче достичь, сжигая не жидкое и твердое топливо, а при помощи газа. Только в таком случае будет гарантия, что останки не смешаются с продуктами горения топлива. При использовании технологии разогрева печи электрическими электродами затрачивается большое количество электроэнергии, вследствие чего повышается себестоимость кремации.
Помимо поддержания высокой температуры, необходимо еще добиться того, чтобы сжигать труп не в пламени огня, а в струе раскаленного воздуха. Поэтому важное требование к современному кремационному оборудованию - организация закольцованного обращения продуктов горения в пространстве печи. В результате такой технологии исключён так называемый «выхлоп» при возгорании органических тканей. Еще недавно это можно было наблюдать в крематориях, где использовались старые типы печей, созданные 20-25 лет назад. Новая технология позволяет сохранить прах в полном объёме. Это удается благодаря тому, что в печах последних образцов не используются мощные вытяжные системы, через которые раньше возможен был выброс лёгких фрагментов праха в атмосферу. Такое, к сожалению, можно было наблюдать вокруг зданий крематориев, в которых использовались устаревшие технологии, когда прах в виде пыли и жирных (органических) сгустков оседает в округе. Но это уже в прошлом. Сегодня печи оснащены так называемыми камерами дожига, обеспечивающими стопроцентное сжигание органики.
Процесс кремации сегодня проводится до полной минерализации органической массы, при соблюдении строгой сепарации праха разных умерших. Совершенно неприемлемо ускорять процесс путем воздействия более высоких температур или делением (разгребанием) несгоревших останков. Чтобы исключить возможное смешение праха после кремации, каждого умершего, которого привезли в крематорий, регистрируют и присваивают ему номер. На гроб кладётся идентичный номерок из огнеупорного кирпича или металлическая пластина. Когда заканчивается кремация, номерок оказывается вместе с пеплом, таким образом, смешать прах разных умерших невозможно.
Кроме тел умерших, сжигаются также гробы, их убранство и одежда. Само тело представляет собой относительно пестрый и разнородный предмет тепловой обработки, намного большее разнообразие вносят в процесс кремации гробы и их оснащение. Чтобы ускорить процесс кремации и избежать неконтролируемого выброса в атмосферу вредных веществ, применяются гробы из дерева, картона. Нежелательным является попадание в печь фурнитуры для гроба из алюминиевых сплавов и кардиостимуляторов. При нагреве последних происходит микровзрыв, а при горении алюминиевых сплавов происходит неконтролируемое повышение температуры в печи.
Ещё одним элементом, наносящим вред печи, является стекло. Оно, расплавляясь, прочно прилипает к огнеупорному покрытию. Для того, чтобы избежать повреждения кремационного оборудования перед кремацией, фурнитура гроба, изготовленная из алюминиевых сплавов, должна сниматься рабочими крематория, а родственники умершего должны быть ознакомлены с действующим порядком приёма тел на кремацию и нести административную и материальную ответственность, установленную законодательством, если скроют информацию о наличии у умершего кардиостимулятора или каких-либо стеклянных ёмкостей в гробу.

О ПРОЦЕССЕ КРЕМАЦИИ
При помощи специальных устройств гроб с умершим вводится в предварительно разогретое до определённой температуры пространство печи. Процесс кремации начинается зажиганием поверхности гроба. По истечении 2-3,5 минуты гроб распадается, вследствие чего увеличивается поверхность горючих материалов. Одновременно с этим начинается тепловое разложение тканей на поверхности и проникновение тепла в глубину. При этом протекает процесс горения и процесс карбонизации. Температурный режим автоматически регулируется, чтобы тепловое разложение тела протекало не очень быстро, но при этом излишне не замедлялось. Данная фаза является наиболее длительной и наиболее важной как для результата процесса, так и для состава отходящих газов. После сгорания поверхности трупа, подкожного жира и большинства мышечных тканей происходит минерализация скелета и внутренних органов.
Мертвые тела отличаются, с точки зрения кремации, по возрасту усопших, по времени, которое истекло между смертью и кремацией, по применяемым лекарствам при длительных болезнях, ведущих к смерти, и по весу. Классическим примером влияния длительного лечения либо тяжёлых форм заболеваний является затруднительное сжигание кальцинированных тканей умерших от туберкулеза и тканей обезвоженных тел наркоманов, а кремация более полных умерших протекает гораздо быстрее. Также было отмечено, что тела умерших от рака горят на 20-35 минут дольше. Интересно, что пораженные опухолью ткани фактически не горят, или горят, но совсем другим, синим, сияющим пламенем, как будто это не тело, не органическая ткань сгорает, а что-то совсем иное. Недаром сегодня медики все чаще говорят об информационной природе раковых и других системных заболеваний. Органы человеческого тела имеют в себе много жидкости: легкие - 79%, печень - 74%, почки - 81%, мозг - также 81% и т.д. Вся эта жидкость при высоких температурах печи превращается в пар, вот почему от взрослого человека весом 60- 65 кг после сжигания остается количество праха объёмом 2 - 2,5 литра. Кроме тел умерших, сжигаются также гробы, их оснащение и одежда покойника.

О ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ПРАХА
Неотделимой операцией технологического процесса в крематориях является обработка праха перед укладкой в урну, т.к. он после кремации имеет неоднородную форму: недогоревшие фрагменты костных тканей, металлические предметы - гвозди, ручки от гробов, металлические протезы, стержни, с помощью которых при жизни соединялись переломанные кости. Поэтому кремулятор, устройство для обработки праха, является важнейшим элементом кремационного оборудования. Хотя в некоторых крематориях обходятся без кремулятора и работают по старинке. Прах обрабатывается вручную: из него предварительно при помощи магнита или специальных молотков-дробилок удаляются металлические предметы. В советское время в некоторых крематориях не соблюдали этическую сторону обращения с прахом умерших: при извлечении из праха металлических предметов одновременно удалялись и крупные фрагменты костей. Вследствие такого небрежного отношения к праху родственникам отдают в лучшем случае половину его останков, но бывало и ещё меньше.
Кремулятор представляет собой шаровую мельницу, в которой при помощи металлических шаров перемалываются оставшиеся после кремации костные останки. При наличии такого кремулятора магнит для извлечения металлических предметов из праха не нужен, т.к. одним из его рабочих элементов является сито, через которое просеивается измельчённый прах, а металлические предметы остаются в зольнике. По окончании кремации весь прах специальным скребком собирается в ёмкость зольник, который должен остыть перед загрузкой в кремулятор. После остывания праха весь объем останков путём вращения центрифуги в шаровой мельнице размельчается и просеивается в урну. У крематоров есть такое понятие: «качество праха». По инструкции прах должен быть однородным, одного калибра. Поскольку температура в печи достигает 900-1000 градусов, никаких органических включений в прахе не остаётся, поэтому прах абсолютно безвреден и экологически чист.
Традиционно урны выполняют в виде кубка, вазы с крышкой, шкатулки, чаши, изготавливают из мрамора, гранита и другого натурального камня, керамики, синтетических материалов, на них может быть нанесена религиозная и другая символика, растительные или геометрические орнаменты.
Совершить погребение урны с прахом можно уже на следующий день после кремации, если уже определено место. Но родные и близкие умершего имеют возможность после кремации, не спеша, найти оптимальное место и выбрать удобное время года для погребения урны с прахом. В течение одиннадцати месяцев ее могут оставить на хранение в крематории и лишь на двенадцатый, если она еще не получена, напоминают ответственному лицу из родственников и близких покойного о необходимости ее погребения.

К достоинствам колумбарного вида захоронения относится невысокая стоимость ниши и мемориальной плиты, закрывающей помещенную в нее урну. Кроме открытых колумбариев, бывают и закрытые. Колумбарий, расположенный в помещении, удобен для посещения места захоронения в любую погоду в любое время года. Однако в последнее время более часто прибегают к захоронению урн с прахом на кладбищах в могилах родственников, что также обходится недорого.

Мнение профессионалов.

Есть темы, которые мы не очень любим обсуждать. Но если их замалчивать, то через 4-5 лет горожанам придётся столкнуться с серьёзными последствиями. Жители европейских и азиатских мегаполисов уже нашли решение. В Японии, к примеру, кремируют 99% умерших, в Европе этот показатель доходит до 80%. Из москвичей же лишь 50%, по данным ГУП «Ритуал», согласны с этим вариантом.

Колье из праха

Сегодня возрождаются старые традиции, в том числе и ухода в мир иной, многие стали серьёзно подходить к вопросу смерти и заранее отдают распоряжения, где и как хотят быть похоронены, покупают места на кладбищах под родовые захоронения. Хотя в других странах это давно является нормой, идёт пропаганда социальной ответственности (в Германии, к примеру, введён специальный телеканал для пожилых людей, освещающий проблемы конца жизни и похорон). «Любая общественно значимая идея требует обсуждения, - объясняет культуролог Алёна Липатова . - Противостоять сложившимся веками традициям можно лишь путём методичного внедрения новых подходов - объясняя людям, почему иные методы могут быть лучше». Вот, к примеру, американцы - давние приверженцы кремации - подходят к процессу прощания с миром с фантазией: могут завещать развеять свой прах (в их лавках ритуальных товаров можно встретить пиротехнические урны, которые разрываются в воздухе) в любимом месте. А одна американская компания предлагает изготавливать после кремации из праха камни - искусственные бриллианты, которые можно «заточить» в кольцо или кулон. Идиотская затея, которая с точки зрения любого москвича пахнет издевательством и глумлением над памятью усопшего, на Западе считается данью памяти, на которую тратятся тысячи долларов, однозначно трогательным актом. «Разница лишь в нашем отношении к данной теме, - уверены психологи. - И москвичи в вопросах смерти склонны прятать голову в песок, отвергая любые варианты».

Дёшево и экологично

Объективных плюсов у кремации больше, чем минусов. Во-первых, существенная экономия места. «Минимальный размер участка для захоронения гроба - 2і1,8 м, - говорит пресс-секретарь ГУП „Ритуал“ Светлана Озкан , - в то время как для захоронения урны (можно захоронить не менее 5 урн) с прахом требуется участок 1,1і0,9 м». На данный момент кладбищами, где столичные жители хоронят своих родственников, занято 1500 га земли - это 1,5% всей московской территории. А ежедневно в столице умирает 3-4 сотни человек.

Во-вторых, актуальные в последнее время вопросы экологии и санитарии - кремированный прах обеззаражен в отличие от традиционно погребённого тела, которое обязательно проходит стадию гниения. Кстати, при кремации срок минерализации останков равняется нескольким часам (если прах закладывается в землю), в то время как при захоронении в гробу на этот процесс уходят десятки лет.

Есть и преимущества: захоронение в колумбарии исключает возможность вандализма над умершим. Кроме того, урна, замурованная в нише колумбария, не требует такого ухода, как могила, расходы на погребение намного меньше, чем затраты на традиционное захоронение. При этом цена кремации в два раза дешевле традиционного захоронения: рытьё могилы и захоронение стоит 4,4 тыс. руб. на новом участке и 5,5 тыс. руб., если речь идёт о родственной могиле, против 2050 руб. за кремирование.

Конечно, препятствие, порождающее неприятие такого метода перехода в загробный мир, - религиозные соображения. Однако стоит ли понимать буквально каноны веры в ситуации, когда пространства для захоронений остаётся лишь на несколько ближайших лет? Тем более что представители церкви не лишают людей, выбравших кремирование, традиционного христианского обряда - отпевания.

Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ, священник, руководитель пресс-службы Московской патриархии:

Согласно Библии, человек, созданный Богом, должен отойти в землю. Об этом же говорят все монотеистические религии - не только христианская, но и мусульманская, еврейская и т. д. Сжигать останки людей было принято у язычников, в том числе так делали на Руси до принятия христианства. РПЦ категорически против кремации, однако мы прекрасно понимаем, что у многих верующих людей может не хватать финансовых средств на достойное погребение. Конечно, на протяжении всей истории страны у верующих было принято копить копеечку на похороны - бабушки собирали на гробик, на могилку и т. д. Но сейчас и этих сбережений не хватает, в то время как кремация стоит на порядок дешевле. Церковь знает ситуацию, и священник никогда не возьмёт деньги за отпевание и прочие похоронные обряды с неимущего человека. В то же время, если верующий человек после смерти оказывается сожжённым, мы не отказываем ему в традиционных христианских обрядах - отпевании и т. д.

Лидия ГЕВОРКЯН, психолог:

В нашей традиции фактически не существует культуры смерти - русские люди считают тему смерти ещё более щекотливой, чем интимные вопросы. И этот барьер не позволяет нам не только говорить, но даже думать о том, как произойдут наши похороны. Мы не выбираем сознательно тот или иной путь (традиционное захоронение или различные виды кремации, бальзамирование и т. д.), не оставляем пожеланий близким на случай смерти - похороны происходят «по умолчанию». В то время как на Западе, например, тема смерти не является табуированной, её принято обсуждать с родственниками, оговаривая всё, вплоть до того, где человека будут отпевать, где его похоронят. Другой существенный момент - психологическая иллюзия: при традиционном захоронении остаётся тело, вещественное доказательство человека, при сожжении не остаётся фактически ничего, и для того, чтобы сдвинуть человеческие установки, нужна серьёзная психологическая работа.

Антон КАХОВСКИЙ, юрист:

Каждый гражданин имеет право на выбор, каким образом быть погребённым, оно обеспечивается Конституцией РФ и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» 1996 г. Обязывать к кремации (без выдачи тела) по данному закону можно лишь в случаях, когда речь идёт о смерти террористов (ст.14.1).

Новосибирский крематорий: кто «за», кто «против»

В.А. Толоконский, глава администрации новосибирской области:

Еще в мою бытность мэром я тщательно изучил вопросы кремации. К этому обязывал меня статус города-гиганта, у которого за вековую историю накопилось много проблем в сфере погребения. Городской бюджет ни тогда не имел, ни сейчас не имеет резервов для значительных многомиллионных инвестиций. К счастью, теперь появились частные инвесторы. За основу мы приняли самую дешевую и самую эффективную технологию кремации на основе европейского опыта. Когда я был мэром, нам было сделано предложение от франко-голландской фирмы «ТАВО» о поставке кремационного оборудования. По нашей просьбе тогда был разработан бизнес-проект крематория. Бюджет не позволил реализовать его.

Честно говоря, мы рассматривали много предложений от иностранных и отечественных производителей - их было более десяти. По просьбе департамента потребительского рынка собирала эти планы «Сибирская Ярмарка» - устроитель единственной в России похоронной выставки «Некрополь». У них большая база данных, обширные контакты со всем миром в этой сфере.

Инвесторы обещают в конце 2001 года открыть крематорий. Конечно, он не заменит традиционные формы захоронений. Один из самых важных аргументов в пользу кремации - ее дешевизна, а также экологичность.

Обязанность живущих не только заботиться хорошо о своих усопших, но и обеспечить такую окружающую среду, чтобы живым было возможно безопасно жить.

С.Б. Якушин, президент Выставочного общества «Сибирская Ярмарка»:

Горький опыт прощания с близким постиг меня более двадцати лет назад, когда почил мой отец, находясь в гостях у старшего сына в Ленинграде. Мама, брат, сестра - все мы вместе решили тогда, что тело отца будем кремировать, чтобы урну захоронить на Первомайском кладбище в Новосибирске. Отец был известным человеком в районе, он много сделал для Первомайки. Нам выделили место на главной аллее для погребения праха. Тогда это была «новая», малоизвестная форма захоронения.

Мы с братом и сестрой переживали за маму, не знали, как её сердце «справится» в крематории. Но ритуал был спланирован и проведен таким образом, что в нем не было места громкому плачу, исступленным завываниям, «бросаниям на гроб». Тихо, торжественно, достойно, уважительно. Во многом благодаря самой церемонии мама смогла по-христиански спокойно пережить прощание с отцом.

С тех пор я - горячий сторонник кремации. На наших выставках - сначала «РитуалСиб», а затем «Некрополь» (вот уже пять лет выставка проводится в Москве) - мы старались как можно шире пропагандировать идею кремации. Мы собирали крематоров со всего мира. Сегодня нам известны более 20 производителей кремационного оборудования. Все они выставляли свои проекты на выставках. Не случайно несколько лет назад мэрия Новокузнецка обратилась к нам с просьбой помочь им провести тендер на лучший крематорий. Тогда эксперты признали лучшим оборудование франко-голландской фирмы «TABO», у которой открыто большое производство в Чехии. Крематорий в Новокузнецке уже работает.

Мне давно хотелось, чтобы и в нашем городе был построен крематорий. Помню, долго убеждал мэра И.И. Индинка в необходимости кремации в новосибирском мегаполисе, где под кладбища занято почти полмиллиона гектаров. Иван Иванович - глубоко верующий человек, а православие в то время занимало более жесткую позицию по вопросу кремации. Однажды мы оказались вместе в Лондоне. Я уговорил его посетить старейший крематорий в Европе, которому больше века. Поездка в крематорий произвела глубокое впечатление на нашего мэра. Мы подошли к урне с прахом русской балерины А. Павловой. Рядом с урной небольшая статуэтка балерины. От трогательности момента, которая выражалась прежде всего в достоинстве и уважении памяти ушедших, Иван Иванович расплакался. Сравнение было не в нашу пользу. «Хороним индустриально, складируем в земле, как на промышленной базе, память не сохраняем, семьи на кладбищах разлучаем. Крематорий в Новосибирске обязательно нужно строить. Упустили время!» - сказал И.И. Индинок.

Ущемленный бюджет города не позволил начать стройку. Но подготовительная работа была проведена большая. Новый мэр В.А. Толоконский исследовал эту проблему во всех тонкостях. Заочно мы в мэрии провели два тендера на лучшее кремационное оборудование. По причине финансовых трудностей и других более веских социальных приоритетов проект крематория был отложен.

Попытки «Сибирской Ярмарки» на выставках «Некрополь» привлечь внимание частного капитала в этот проект не принесли успеха. Частный бизнес неохотно вкладывает деньги в проекты, срок окупаемости которых 8-10 лет. К тому же похоронная сфера не очень емкая - весь оборот новосибирской похоронки не превышает 50-70 млн рублей в год. Это большая иллюзия, что похоронка - сфера богатая, где можно получать сверхприбыли. Для крупного капитала это сравнительно небольшие деньги, чтобы выделить крематорий в качестве приоритетного проекта. К тому же возврат средств пролонгирован во времени. А у мелкого и среднего предпринимателя - на похоронном рынке Новосибирска 15 фирм - нет свободных средств для крупных инвестиций.

Сегодня у Новосибирска появился уникальный шанс построить крематорий с помощью иностранного инвестора. Было бы непростительной ошибкой не воспользоваться этим.

Недавно я беседовал на тему кремации с Епископом Новосибирским и Бердским Тихоном. У православия, как и у католиков, заметно смягчилось отношение к кремации. Владыка Тихон, например, не видит глумления над телом во время кремации. «А если утонувших подводников съели рыбы? Или люди погибли в пожаре? Разве их души не воскреснут?» - лаконично и просто ответил на мой вопрос о его отношении к кремации Владыка Тихон.

Православный и католический синоды несколько лет назад постановили не вмешиваться в дела государства: если по причинам экономической, санитарно-эпидемиологической целесообразности и с учетом волеизъявления граждан необходима кремация, обе христианские церкви решили совершать отпевание усопших перед кремацией. По благословению Патриарха Русской православной церкви Алексия II во всех российских крематориях служат православные священники.

Нет сомнения, открытие крематория - это новый культурный, эстетический, духовный уровень в похоронном деле Новосибирска. Возможность для многих семей оставаться после кончины вместе, в одном семейном склепе - колумбарии, а не быть захороненными на разных кладбищах, в разных городах согласно прописке. Это решение и назревшей социальной проблемы - удаление похорон из многоэтажек, представляющих опасность физическому и психологическому здоровью соседей, путем переноса ритуала прощания в специальные залы в крематории.

О. Ф. Ракитская, директор похоронной выставки «Некрополь» .

Впервые эта выставка прошла в Новосибирске под названием «Ритуалсиб», затем, по просьбе похоронщиков России, она проводилась в Санкт-Петербурге, и вот уже несколько лет «Некрополь» проводится в Москве. Ольга Фаустовна многие годы имела возможность наблюдать за развитием похоронной отрасли России, и нам было интересно «из первых рук» получить информацию о том, как строятся отношения между похоронщиками и крематорами в разных городах.

Мне не известен ни один инцидент в связи с деятельностью крематориев. Я знакома с директорами всех крематориев России, СНГ. Ассоциация крематориев СНГ - постоянный участник всех выставок «Некрополь».

В Москве два года назад построили первый частный крематорий в России, с тех пор в нем проведено 16 тыс. кремаций. Это пятый по счету крематорий в Москве. С его вводом фактически не произошло никакого обвала или, как это принято говорить, передела рынка. Наоборот: исчезли очереди в крематории - приходилось ждать кремацию до позднего вечера - до 24-00 часов и по 7-9 дней. Население успокоилось, поскольку в любой момент, а минуты горя наступают неожиданно, москвичи теперь могут спокойно реализовать свое право на выбор вида захоронения. Считаю строительство крематория очень положительным фактором для развития похоронной сферы Новосибирска. Не буду говорить об экологических, санитарно-гигиенических, наконец, экономических преимуществах кремации перед традиционной формой захоронения, это очевидно, кажется, всем. В одном уверена - никакого раздора среди похоронщиков в связи с вводом в действие крематория не произойдет.

П. И. Салахов, директор МУП «Ритуал». МУП «Ритуал» - это похоронное предприятие N1, его доля на рынке 54%.

Хорошо, что у нас в Новосибирске скоро будет крематорий, который, я думаю, возьмет на себя значительную часть нагрузки похоронщиков. Высвободятся финансовые средства, которые можно будет использовать на благоустройство кладбищ.

Лично я не вижу противоречия в том, что на похоронном рынке Новосибирска появится еще одно звено. У людей есть право выбора вида погребения. Так определено «Законом о погребении». А закон мы обязаны соблюдать. Плохо то, что крематорий у нас появится так поздно. В Швеции, например, где население 9,2 млн человек, - 82 крематория, а в США - более тысячи.

В. И. Парфинович, компания ОВАК . Фирма N2 в табеле о рангах похоронных фирм г. Новосибирска.

Всегда был сторонником того, что в нашем деле следует исходить из потребностей людей. Новосибирцы давно хотят такую услугу, как кремация. От этого никуда не уйти. Рано или поздно, это должно было случиться. Это я говорю для тех, кто сопротивляется и не хотел бы, чтобы крематорий был открыт в Новосибирске. Слышал, что кто-то не хочет, чтобы крематорий был построен, хотя мне лично такие люди не известны. Сам я убежденный сторонник такого развития нашей сферы. Угрозы в том, что на рынке появится новая услуга - кремация - не вижу. Похоронные фирмы на новосибирском рынке по пять - десять лет. К счастью, нас миновал «черный передел» рынка, среди нас не было непримиримых конфликтов.

Моя позиция среди похоронщиков хорошо известна - я за сотрудничество и спокойное урегулирование возникающих проблем. Думаю, именно этим объясняется то, что все мы развивались, не мешали друг другу, не выхватывали куски рынка. Гарантом нашего мирного сосуществования всегда выступал П.И. Салахов, директор муниципального и самого лучшего предприятия, куратора всех кладбищ.

Убежден, после открытия крематория «лоскутное одеяло» похоронного рынка не претерпит каких-либо серьезных изменений. Просто часть жителей вместо кладбища предпочтет кремацию. Хочу пожелать Новосибирскому крематорию удачи.

А. М. Кравчук, генеральный директор Новосибирского крематория .

Нам известны некоторые «деловые» люди, которые выступают против кремации, полагая, что крематорий нарушит устоявшийся похоронный рынок в Новосибирске. В действительности, как мы подробно выяснили при личной встрече, они не против кремации. Они сожалеют, что крематорий стали развивать другие, а не они. Но, узнав о тех значительных инвестициях, которые сделали иностранцы и одиннадцать фирм-акционеров, а это более трех миллионов долларов, наши мнимые оппоненты успокоились. К тому же, мы открыты для взаимодействия и призываем всех похоронщиков сотрудничать с нами.

Мнение, которое высказывалось раньше, о том, что устоявшийся похоронный рынок разрушится, глубоко ошибочное. Конфликта в среде похоронщиков не произойдет, поскольку похоронным агентствам, а их сегодня 15 в Новосибирске, в сущности все равно, куда везти покойного - на кладбище или в крематорий. Что касается главного похоронного дома - Новосибирского муниципального предприятия, в ведении которого находятся все кладбища, то с его директором П. И. Салаховым достигнута договоренность, что на всех кладбищах будут построены колумбарии. Новосибирцы смогут свободно осуществлять свое право выбирать: захоронить урну с прахом в землю на кладбище, «подзахоронить» урну в существующую могилу, развеять прах на Поле жизни, замуровать урну в колумбарную нишу крематория или в колумбарную стену на кладбище. Такое право гарантируется каждому конституцией и определено Законом о погребении. Так что те, кто препятствует кремации, фактически нарушают законодательную норму. А за это можно привлечь к ответственности.

Новосибирскому крематорию – 2 года.
Похоронный сервис ХХI века, – какой он?

Сегодня «Новосибирский крематорий» – это первый в России архитектурно-мемориальный комплекс. Помимо кремации и всех остальных услуг, связанных с похоронами, там создается уникальный Парк Памяти для захоронения праха в колумбариях и семейных склепах. Территорию Парка будут украшать часовни, скульптуры, фонтаны, ротонды и Аллеи Памяти, на которых люди уже сейчас высаживают сосны. По преданию, к такому семейному дереву прилетает душа умершего – пообщаться с родными…

На Аллее можно в любое время уединиться на скамье, погрузиться в воспоминания и заглянуть в будущее.

12 июля исполняется 2 года со дня проведения первой кремации. Мы видим, что у людей назрела потребность в новых формах организации похорон, в более высоком уровне обслуживания. Крематорий – это полный комплекс похоронных услуг, чуткая и внимательная похоронная прислуга, одетая в униформу, достойное и уважительное отношение к умершим и их родственникам, торжественные траурные церемонии с профессиональными ведущими, залы для поминальной трапезы, большой выбор похоронных принадлежностей и аксессуаров, возможность купить или взять напрокат траурную одежду для участников похорон и многое-многое другое…

Идея создания крематория в Новосибирске вынашивалась еще с 30-х годов 20-го века. В 2001 году началось строительство Новосибирского крематория – этому предшествовало многолетнее изучение мирового опыта погребальной культуры. В проекте воплотилось все самое лучшее, взятое от классической архитектуры и деятельности похоронных домов и крематориев Европы и России.

В настоящее время (2005г.) крематории работают в 11 крупных городах России

Форма собственности

Количество печей

Год ввода

20(«Эванс» Великобритания и «ДИАС» Россия)

Санкт-Петербург

2(«Мэттьюз», США)

14(«ТАВО-С S »,Чехия)

1(«Мэттьюз», США)

Владивосток

1(«Мэттьюз», США)

Екатеринбург

3(«ТАВО-С S »,Чехия)

Нижний Тагил

1(«Мэттьюз», США)

Новокузнецк

2(«ТАВО-С S »,Чехия)

Новосибирск

2(«ТАВО-С S »,Чехия)

Норильск

2(«ТАВО-С S »,Чехия)

Ростов-на-Дону

1(«Мэттьюз», США)

1(«ТАВО-С S »,Чехия)

Кремация представляет собой процедуру сожжения тела умершего человека в специальной печи. После проведения кремации прах помещается в погребальную урну, далее происходит захоронение различными путями, на усмотрение близких умершего.

В каких случаях используется кремация умершего человека

Кремация человека – очень сложный процесс, и для проведения требуются весомые основания.

Принять решение не похоронить умершего, а кремировать , можно на следующих основаниях:

  • прежде всего, если человек при жизни лично изъявил желание быть кремированным после смерти;
  • если близкие и родственники в течение долгого времени не могут принять решение, где похоронить умершего;
  • в случае если городское кладбище закрыто для новых захоронений, например по причине отсутствия свободных мест;
  • если рельеф местности не позволяет похоронить умершего традиционным способом;
  • финансовая составляющая также играет немаловажную роль – кремация стоит в разы дешевле, чем захоронение в гробу.

Подготовка к процедуре и этапы кремации

Самым важным подготовительным этапом перед кремацией является бальзамирование тела. Кроме того, перед кремацией необходимо:

  • выбрать гроб, в котором будет кремирован усопший;
  • обеспечить доставку груза катафалком до крематория;
  • собрать и оформить все необходимые документы.

Важно! Гроб для кремации должен быть деревянный, без каких-либо пластиковых и синтетических материалов.

Непосредственно в крематории близкие усопшего получают счет-заказ, в котором указаны дата и время проведения кремации.

Гроб с телом доставляется в крематорий. Крематорий – это два помещения, зал для прощания и зал для проведения сожжения тела умершего. В некоторых крематориях родственникам и близким предоставляется возможность присутствовать при проведении кремационной процедуры.

После церемонии прощания, гроб с помощью транспортера помещается в печь. Температура в печи достигает более 1000°С. Процедура кремирования длится порядка двух часов. После ее окончания, пепел (останки усопшего) помещают в специальный пластиковый контейнер или урну.

Урну с прахом придают земле или помещают в колумбарий. Возможен и более современный способ прощания, который все чаще применяют после процедуры кремирования умершего. Для этого близкие усопшего едут в определенное, заранее выбранное место (например, в горы или на море), открывают урну и развеивают прах. Зачастую человек при жизни просит о проведении кремации и дальнейшего «освобождения» своего праха, например над морем.

Ритуальные услуги

Потеря близкого человека – тяжелое испытание. На плечи друзей и родственников ложится бремя прощания с тех, кто был очень дорог. В такой трудный психологический момент необходимо найти в себе силы и заняться организацией похорон или проведения процедуры кремации.

Похоронный дом «Ритуальные услуги Москва» готов прийти на помощь в самый сложный момент жизни, и взять на себя все заботы об организации прощания с усопшим. Мы займёмся всеми необходимыми организационными моментами:

  • сбор необходимых документов;
  • организация похорон на всех стадиях;
  • обеспечение необходимых ритуальных принадлежностей;
  • организация ритуального транспорта.

Кроме того, похоронный дом «Ритуальные услуги Москва» имеет свое производство по изготовлению всей похоронной атрибутики: гробы, урны для праха, венки с траурными лентами, цветочные композиции (из живых и искусственных цветов). Это избавит родственников усопшего от поиска необходимого для организации похорон.

Обратившись к нам, вы избавите себя от тягостных забот об организации похорон, а сможете посвятить все отдаленное время для последнего прощания с дорогим человеком.

Контакты похоронного дома «Ритуальные услуги Москва»

Связаться с нами можно по телефону 8-499-322-10-42, либо через наш официальный сайт .