Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проблематика произведения бедность не порок. Тема урока: А.Н

Проблематика произведения бедность не порок. Тема урока: А.Н

А. Н. Островский.

Слово о драматурге. Отражение в пьесах реальных общественных противоречий времени. Обзор содержания пьесы «Бедность не порок».

Цели урока: выявить значение драматургии А. Н. Островского; познакомиться обзорно с содержанием пьесы «Бедность не порок»; повторение литературоведческих терминов

Словарная работа: драматическое произведение, комедия, реплика, ремарка.

Ход урока

1. Работа с эпиграфом урока

Вы один достроили здание, в основание которого

положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов.

Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой, русский национальный театр.

Он по справедливости должен называться «театр Островского».

И. А. Гончаров

Какую сторону дара Островского отметил Гончаров?

2. Активизация мыслительного процесса. Слово учителя

В 1856г. Морское ведомство отправило нескольких молодых талантливых писателей в разные края Российской империи для обследования знаменитых рек России, описания быта и нравов проживающего в тех местностях населения. А.Н.Островский напросился в эту поездку сам. Ему было поручено обследовать верховья Волги. В те времена еще не было точно известно, где начинается Волга: в озере Селигер, или в озере Пенно, или в озерке Волго. А.Н.Островский добрался до самого истока Волги, до того места, где великая русская река берет свое начало, выбиваясь из-под земли малозаметным ручьем. В некотором смысле Островский совершил великое географическое открытие, подобное тому, что было совершено им в 1849 году на литературном поприще в комедии «Свои люди – сочтемся». Сделав героями драматического произведения московских купцов, Островский впервые в русской литературе открыл жизнь и быт Замоскворечья. Кстати, примерно в то же время, когда А.Н.Островский, преодолевая всевозможные трудности, поднимался к истокам Волги, знаменитый путешественник Дэвид Ливингстон обследовал реку Замбези в Южной Африке, стирая с карты белые пятна, которыми были для европейцев внутренние области Африканского континента. Весь цивилизованный мир следил с увлечением за этим путешествием. Заканчивалась эпоха великих географических открытий.

Что же значит «совершить открытие»? Колумб открыл Америку, но это был населенный континент, более того, до Колумба туда плавали викинги. Мы знаем об этом и тем не менее продолжаем говорить: Колумб открыл Америку. Замоскворечье – не Америка, район близкий и известный москвичам и не только москвичам, однако принято считать, что Островский открыл для русского театра и русской литературы нравы и быт Замоскворечья. Так что же такое «открытие»? Поразмышляйте об этом письменно .

3. Жизненный путь драматурга. Слово учителя.

После реформ Петра I наша государственная жизнь потекла по общеевропейскому руслу, хотя в ней были и свои особенности, главная из которых - чрезмерно долго сохранявшееся в России крепостное право. Это резкое разделение на рабов и хозяев усугублялось еще и тем, что дворянство со времен Петра должно было забыть национальное платье, отказаться от старинного бытового уклада и устроить свой быт так же, как жили в это время на Западе. В результате возник глубокий разрыв между образованными сословиями, с одной стороны, и теми, на кого не распространялись жесткие петровские требования жить по-новому: крестьянами, купцами, – с другой.

Они по-разному одевались, по-разному ели и пили, по-разному веселились, и даже общая православная вера не до конца их объединяла: простонародье гораздо тщательнее образованных людей соблюдало церковные обряды, но и нередко примешивало к истинной вере всякие суеверия и небылицы. На Русской земле словно существовали два разных, мало понятных друг для друга мира. Но к середине XIX века границы этих миров стали постепенно стираться. Образованные люди начали искать способы преодоления этого разрыва, восстановления духовного и культурного единства русского народа. А простые, по-старинному жившие люди все чаще были вынуждены сталкиваться с построенным Петром государством: обращаться в суды для разрешения имущественных споров и наследственных дел, получать разрешения на промысел и торговлю в разных государственных учреждениях и т.п. Бюрократический мир, с которым приходилось соприкасаться, был им непонятен, о правах и порядках, установленных государством, они ничего не знали. Здесь их обманывали, запугивали и обирали. Самые живые и умные стали учить своих детей приспосабливаться к «европеизированной» жизни, но на первых порах часто принимали за «образованность» лишь внешние стороны быта высших сословий. Вот в этих-то «пограничных» зонах между богатыми, но еще вчера жившими по старине людьми и новыми требованиями, которые властно предъявляла современная жизнь, и возникает почва для комедийных конфликтов, да еще таких, где смешное переплетено с грустным, ведь причуды власть имущих не только забавны, но и опасны для бедных и зависимых….

12 апреля 1823 года, 180 лет назад, в семье дьякона церкви Покрова в Замоскворечье Николая Островского родился сын, которого нарекли Александром. Сам Николай вскоре оставил службу в церкви и устроился в московский городской суд сначала стряпчим, или помощником прокурора, потом стал адвокатом. Юридическая деятельность отца, бывшего «ходатаем по делам», давала маленькому Александру богатую пищу для наблюдений за реальной жизнью, чаще всего в ее не самых лучших проявлениях: «В его доме с утра до ночи толкались купцы, решая разные свои вопросы, мальчик Островский видел там не одного банкрота, а целые десятки, и разговоров о банкротстве наслышался Бог весть сколько» (Н. В. Берг, друг Островского).
На 9-м году жизни Островского постигла первая жизненная трагедия: умерла сначала бабушка, а потом мать Спустя пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. Благодаря незаурядной деловитости отца семья, в которой было четверо детей, жила в достатке. В доме имелась богатая библиотека, приглашались хорошие преподаватели, и Александр смог получить прекрасное домашнее образование знал греческий, латинский, французский, немецкий языки. Кроме названных, овладел английским, итальянским, испанским языками. Приобретение европейской образованности гармонично соединялось в нем с постижением русских традиций и духовности, источником которых были для него мать и особенно бабушка по матери, бывшая просвирней. Просвирни, как никто другой, берегли и сохраняли русские традиции, а кроме того, по выражению А. С. Пушкина, «они говорили удивительно чистым, правильным языком». Любовь к русскому фольклору пробудила в нем также няня со своими сказками и небылицами; недаром, когда спустя много лет уже известного драматурга спрашивали, как возникла его «Снегурочка», он отвечал: «Мне няня сказывала».
В 12 лет А. Н. Островский был отдан в гимназию, по окончании гимназии А. Н. Островский продолжает учебу на юридическом факультете университета. Спустя 2 года он принимает решение уйти, выдвигая в качестве формального повода конфликт с одним из преподавателей, но, скорее всего, его влечет к иной, не юридической, а литературной деятельности. Уход из университета вызывает бурный гнев отца, который в конце концов отказывает сыну в материальной поддержке, из-за чего долгие годы Островский вместе со своей семьей вынужден бедствовать. К слову сказать, женитьба на мещанке без приданого еще более усугубила недовольство родителя, но принесла семейное счастье и добрую атмосферу открытого для всех дома. Ради добычи хлеба насущного будущий драматург устраивается в канцелярию Совестного суда, а чуть позже в Коммерческий суд , где еще более развиваются те впечатления, которые были получены еще в детстве в отчем доме из наблюдений за взаимоотношениями купцов. Перед ним во всей своей неприглядности предстали тайны имущественно-семейных отношений и быта купцов. Он увидел способы обогащения через обход законов, подлоги, познакомился с историями банкротств. Все это нашло впоследствии отражение в его творчестве, даже имена его будущих литературных героев можно найти среди участников судебных разбирательств, в которых участвовал Островский.

Мало кто знает, но первым произведением, которое вышло из-под пера Островского, была вовсе не пьеса, а прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя». Именно здесь мы находим заготовки будущих пьес, прежде всего, в пугающей реалистичности образов. Это именно та среда, из которой прорастут потом многие герои будущих пьес.

А первым драматургическим произведением стала комедия «Несостоятельный должник», сцены из которой 9 января 1847 года были опубликованы в газете «Московский городской листок». Редко кому из драматургов так удается – дебют превратился в шумный триумф. Комедия усердно читалась по трактирам. В трактире у Чугунного моста, самого знаменитого в те годы (хотя бы тем, что привлекала публику машиной с барабанами – единственной в то время на всю Москву), пьеса читалась ежедневно каким-то изгнанным из театра актером-добровольцем вслух. Он не брал денег за чтение, просто просил накрыть ему стол. И жил припеваючи, ведь желающие послушать находились с утра и до полуночи.

Прошло чуть более трех лет, прежде чем пьеса была опубликована полностью под названием «Банкрут, или Свои люди – сочтемся». Это случилось в марте 1850 года в журнале «Москвитянин». И вот тут-то началось такое, чего начинающий драматург не мог предположить.

Во-первых, на него тут же подал в суд его друг детства Дмитрий Горев, в чью семью Островский был вхож, и обвинил, ни много ни мало, в плагиате. Хотя о каком плагиате могла идти речь, если сам Горев никаких пьес не писал, зато Островским была изложена история семьи друга, а все герои были кристально узнаваемы.

Во-вторых, почти сразу после выхода пьесы на автора поднялись московские купцы, которых за живое задел стиль автора, вскрывающего социальные язвы, словно скальпелем. Купцы сразу подали челобитную царю. Тот, хотя и смеялся до колик при прослушивании пьесы, но купечество обижать не стал. В результате Островский с треском вылетел из Коммерческого суда, да еще и попал под надзор полиции.

Долгая судебная тяжба с другом, который требовал большую материальную компенсацию, затянулась на долгие годы. Это был хороший стимул для Островского «отыграться» за свои страдания, и он в своих пьесах никогда не жалел тех, кто живет по законам животной силы, полагая, что деньги и связи решают все. В течение 10 лет комедия была запрещена к постановке, начальник III отделения Дубельт мотивировал это тем, что недопустимо ставить пьесу, в которой все действующие лица - отъявленные мерзавцы. Премьеры же спектаклей по пьесам Островского «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», состоявшиеся соответственно в 1853 и 1854 годах, принесли автору огромный успех. Зрители, особенно купцы, искали знакомства с драматургом, писали письма ему и актерам, исполнявшим роли. Например, к актеру Малого театра Прову Михайловичу Садовскому один из купцов обращался так: «Верите, я плакал, ей-богу, плакал! Как подумал я, что со всяким купцом это может случиться... страсть! И чудится мне, что я уже на паперти стою и руку протягиваю... Спасибо, голубчик! Я теперь, брат, ничего не пью, будет! Все выпил, что мне положено! Думаю богадельню открыть».

4. Комедия «Бедность не порок».

1 )Словарная работа

Дайте толкование терминам, запишите.

Драматические произведения (др.-гр. drama–действие) воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Списки действующих лиц, обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же его текст - это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.

Коме́дия ( κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos , «праздник в честь Диониса » и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ , «песня») - жанр , характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы , в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

Реплика (от . replico - возражаю или предваряет или сопровождает ход действия в пьесе . Р. могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В Р., предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание, места действия, обстановки.

2). История создания пьесы

«Бедность не порок» была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.

В первоначальной редакции пьеса имела иное заглавие: «Гордым бог противится», и должна была состоять только из двух актов.

К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои».

Напечатана была пьеса впервые в 1854 г. отдельной книжкой.

Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». 25 января 1854 года комедия была представлена на сцене Малого театра с Провом Садовским, которому посвящена пьеса, в роли Любима Торцова. Сам Островский определял смысл пьесы так: «чтобы иметь право направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее», соединяя высокое с комическим, даже сатирическим. Таким является в пьесе изображение самодурства Гордея, которое разъясняется в одной из пьес так: «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...» (по С. Дурылину, В. Лакшину, Л. Дудко и Л. Нежурко).

Предназначая «Бедность не порок» для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.

В Петербургском Александрийском театре «Бедность не порок» была впервые поставлена 9 сентября 1854 г.

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест. (Краткое содержание пьесы – ученик)

5. Обмен мнениями о прочитанном

Вопросы для беседы:

  • Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?
  • Можно ли так назвать эту пьесу?
  • Драма - это изображение жизни в формах самой жизни. Как в пьесе «Бедность не порок» Островский изображает установившийся порядок жизни?
  • Митя и Люба счастливы и довольны, что все так удачно завершилось. Но любовная линия не столь важна. А что важно? Что хотел сказать своей пьесой Островский? (истинные ценности в семье, в патриархальных традициях)
  • Когда-то Руссо в «Письме о зрелищах» сделал упрек Мольеру за то, что он осмеивал порок, но не научил нас любить добродетель. Как решает эту задачу Островский? (миру Коршуновых противопоставлен мир положительных героев с их естественным поведением)
  • Чем дорожит больше всего Островский в пьесе? Что для него главное в отношениях людей? Что помогает нам это понять? (любовь – вот что главное. Герои – Любовь Торцова, Любим Торцов. Героиня сдержанна внешне, но «сердце свое надорвала». Пьеса утверждает народную веру в то, что «любви золотом не купишь». Такое преданное чувство не может не торжествовать)

6. Домашнее задание

1) Вопросы и задания 12-14 (с. 396), 1-3 (с. 396, рубрика «Развивайте дар слова»).

7. Итог урока

  • Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите.
  • Сформулируйте основные особенности стиля Островского.

1. Говорящие фамилии

2. Своеобразные названия пьес

3. Фольклорные моменты

Драматические произведения (др.-гр. drama–действие) воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Списки действующих лиц, обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же его текст - это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.

Коме́дия ( κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos , «праздник в честь

Подписи к слайдам:

Александр Николаевич Островский. Пьеса «Бедность не порок».

«Вы один достроили здание, в основу которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского». А.И.Гончаров

Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье (ул. Малая Ордынка)

Первая Московская гимназия

Московский Университет, куда на юридический факультет, окончив гимназию, поступил Островский

Титульный лист журнала «Московитянин» № 6 за 1850г, в котором была опубликована пьеса «Свои люди – сочтемся»

«Бедность не порок» – гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами.

Пьеса «Бедность не порок» Пьеса была задумана автором 10 июля 1853 года, а начата 22 августа того же года. В первоначальном варианте пьеса должна была называться «Гордым бог противится» и состоять всего из 2 актов. К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский после первых публичных чтений пьесы в литературных кружках Москвы писал М.П.Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только мои ожидания, но и даже мои мечты». Напечатана впервые комедия была в 1854 году отдельной книжкой.

Александр Евстафьевич Мартынов – актер Малого театра (Африкан Коршунов) Пров Михайлович Садовский – ведущий актер Малого театра (Любим Торцов)

Критика о комедии «Бедность не порок» Ни одна из пьес А.Н.Островского не вызывала после своей публикации таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику с славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов. А.Н.Островский (второй слева) в кругу писателей и критиков Москвы


В начале 50-х годов драматург выступил с комедиями окрашенными славянофильским настроением. Таковы пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок». В это время Островский сблизился с литературным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым, с Тертием Филипповым, Борисом Алмазовым и другими членами и сотрудниками так называемой «молодой редакции» журнала «Москвитянин».

Под их влиянием он несколько иначе, чем раньше, подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческом доме между хозяевами и работниками, осуждает претензии купцов жить на новый, «европейский» манер, сочувственно воспроизводит сохранившиеся в купеческом быту традиционные обычаи, обряды и старинные песни («Бедность не порок»).

Даже злые самодуры, заедающие век своих домашних, оказывается, способны подчас совершать поистине добрые, великодушные поступки: в критические минуты на них неожиданно находит «просветление», они меняют гнев на милость, и всё кончается по-хорошему. Так кончается, например, комедия «Бедность не порок». Главный герой её, провинциальный купец-самодур Гордей Торцов, оскорблённый другим купцом, Коршуновым, неожиданно изменяет решение выдать дочь за Коршунова и, растроганный речами своего брата Любима, выдаёт дочь замуж за приказчика Митю.

Однако славянофильские настроения Островского не были глубокими и продолжительными. События 50-х годов (Крымская война, крушение старого, крепостного порядка) должны были рассеять славянофильские иллюзии о патриархальной жизни.

Островский и в москвитянинский период видит социальную конфликтность изображаемого им быта, показывает, что идиллия патриархальной семьи чревата драмой. Правда, в первой пьесе- «Не в свои сани не садись» - драматизм внутрисемейных отноше­ний подчеркнуто лишен социальной окраски («Мне не надо ни знатного, ни богатого, а чтобы был добрый человек да любил Ду­нюшку»,- говорит отец, обосновывая свое право решать судьбу дочери). Социальные мотивы здесь связаны лишь с образом Вихо-рева, дворянского прожигателя жизни, корыстные притязания кото­рого нарушают мирное течение жизни Русаковых и предполагае­мого жениха Дунечки Бородкина.

Лучшей пьесой этого периода по праву считается народная комедия «Бедность не порок» (1854). Вновь в центре внимания драматурга патриархальная купеческая семья, гармоничная жизнь которой нарушена под влиянием соблазнов времени. Гла­ва семьи Гордей Торцов попадает под сильное влияние фабри­канта Африкана Саввича Коршунова. Торцов ослеплен «капи­талом», возможностью жить в столице «по-барски», новой, «подражающей моде» жизнью, а не такой, какой живет и жила вся его семья и домочадцы. Ради этого он готов отдать дочь за­муж за злодея старика Коршунова. Тиранство и самодурство Гордея Торцова в доме - искажение представлений о важной роли хозяина и главы семьи. Жена и дочь не могут противосто­ять его власти и самодурным решениям. Любовь Гордеевна подчеркивает, что ее покорность - проявление верности «за­кону», патриархальной традиции почтительности младших к старшим, веры в справедливость отцовских решений.

Заслуга Островского - создание образа Любима Торцова, че­ловека, оторвавшегося от патриархально-купеческой «домаш­ней» среды. Ему присущи лучшие нравственные качества - доброта, милосердие, отзывчивость. Любим способен взглянуть на происходящее с высоты приобретенного им горького жизнен­ного опыта. «Промотавшемуся», «забулдыге» Любиму довере­на в пьесе очень важная роль. Будучи в значительной степени выразителем авторской точки зрения, Любим приводит дейст­вие к счастливой развязке: вразумляет брата, разоблачает Коршунова и показывает его истинное лицо, избавляет племян­ницу от несчастья и устраивает ее брак с возлюбленным.

Важную роль в пьесе играет фольклорное начало - свя­точные игры, ряженье, народные песни. Поэзия народной обрядово-фольклорной стихии неразрывно связана с жизнью купеческого дома. Только Гордей Торцов и фабрикант Коршу­нов не принимают этого патриархально-идиллического мира. Фольклорная символика ощутима и в именах персонажей: Коршунов - злой хищный коршун, враг, желающий завладеть Любушкой Торцовой, да и имя Африкан подчеркивает в кон­тексте комедии его чужеродность и враждебность. Ономастика имен героев комедии характеризует взгляд Островского на со­временного русского человека, способствует пониманию конф­ликта произведения. Двух братьев Торцовых зовут Гордей и Любим.

Органичной частью единой народной культуры мыслилась Островским и культура средних городских социальных слоев, которая включала и «старое» - святочные обычаи, свадебную народную поэзию, лирические песни, и «новое» - творчество Кольцова, купеческо-городское просторечье, обороты «при­казчичьей вежливости». Представителем городских социаль­ных слоев в пьесе является приказчик Митя - почтительный сын, честный работник, искренний и преданный жених.

Счастливые развязки пьесы «Бедность не порок» и других произведений Островского этого периода на первый взгляд не вытекают из самого развития действия. Н.А. Добролюбов одним из первых в статье «Темное царство» отмечал их «случайность» и надуманность. Но, по мнению самого драматурга, законо­мерность подобных счастливых финалов была естественной для мира, в котором сохранились традиционные идеалы добра и кра­соты.

В следующий период творчества А.Н. Островского (1855- 1860) предпочтение отдается драме, а не комедии. Островский пишет «В чужом пиру похмелье» (1855-1856), «Доходное ме­сто» (1856), «Воспитанницу» (1858). В это время драматург со­трудничает с «Современником» (с 1857 г. - постоянный автор журнала), ему близко демократическое направление в литера­туре. В «Современнике» публикуются и статьи Н.А. Добролю­бова, посвященные творчеству Островского.

Исследуя жизнь, Островский постепенно приходит к пони­манию утопичности идеи возврата к патриархальной идиллии, в основу его пьес 2-й половины 50-х годов положено противо­речие между естественными чувствами, стремлениями людей и грубой, часто жестокой повседневностью. Традиционные для русской литературы темы («отцы и дети», купеческое самодур­ство, лихоимство и произвол чиновников, жизнь помещичьей усадьбы и др.) получают в произведениях А.Н. Островского новое художественное осмысление. Значительное внимание уде­ляется вопросу выбора человеком своего пути, «выхода в лю­ди». От «Доходного места» - первой античиновничьей пьесы драматурга - тянутся нити к «На всякого мудреца довольно простоты».

А. Н. Островский.

Слово о драматурге. Отражение в пьесах реальных общественных противоречий времени. Обзор содержания пьесы «Бедность не по­рок».

Цели урока: познакомить с биографией драматурга, отметить его роль в создании русского национального театра; познакомиться обзорно с содержанием пьесы «Бедность не порок»; повторить литературоведческие термины;

Словарная работа: драматическое произведение, комедия, реплика, ремарка.

Ход урока

    Организационный момент.

Добрый день ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их. Присаживайтесь. Сегодня у нас урок необычный и вести его вместе со мной будут научные сотрудники: биографы, литературные критики, историки.

1.Работа с эпиграфом .

Вы один достроили здание, в основание которого

положили краеугольные камни Фонвизин,

Грибоедов, Гоголь, но только после Вас мы,

русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой, русский, национальный театр.

Он по справедливости должен называться

«театр Островского».

А.И.Гончаров

Ребята, ответьте на вопрос, какую сторону дара А.Н.Островского отметил А.И.Гончаров?

II . Изучение нового материала.

1.Жизненный путь драматурга.

Слово учителя.

Сейчас, я хотела бы повернуть время вспять, чтобы окунуться в эпоху Петра I, который был очень разносторонним человеком, реформатором. Принятые им реформы были направлены на повышение уровня жизни в России, но к сожалению не все имели успех. Обязав дворянское общество перейти к европейскому укладу жизни, он не принимает закон о ликвидации крепостного права. В результате возникает огромный разрыв между сословиями. Жившие по старинке люди вынуждены отказываться от своих исконных традиций и на почве этого рождаются комедийные сюжеты. Их мастерски используют в своем творчестве многие писатели и один из них А.Н.Островский.

Итак, давайте познакомимся с этим выдающимся человеком. В этом нам помогут наши биографы.

1-й ученик.

12 апреля 1823 года в семье дьякона церкви Покрова в Замоскворечье Николая Островского родился сын, которого нарекли Александром. Сам Николай вскоре оставил службу в церкви и устроился в московский городской суд сначала стряпчим, или помощником прокурора, потом стал адвокатом. Юридическая деятельность отца, бывшего «ходатаем по делам», давала маленькому Александру богатую пищу для наблюдений за реальной жизнью, чаще всего в ее не самых лучших проявлениях: «В его доме с утра до ночи толкались купцы, решая разные свои вопросы, мальчик Островский видел там не одного банкрота, а целые десятки, и разговоров о банкротстве наслышался Бог весть сколько» (Н. В. Берг, друг Островского).

2-й ученик .
На 9-м году жизни Островского постигла первая жизненная трагедия: умерла сначала бабушка, а потом мать. Спустя пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. Благодаря незаурядной деловитости отца семья, в которой было четверо детей, жила в достатке. В доме имелась богатая библиотека, приглашались хорошие преподаватели, и Александр смог получить прекрасное домашнее образование знал греческий, латинский, французский, немецкий языки. Кроме названных, овладел английским, итальянским, испанским языками.
В 12 лет А. Н. Островский был отдан в гимназию, по окончании гимназии продолжает учебу на юридическом факультете университета. Спустя 2 года он принимает решение уйти, выдвигая в качестве формального повода конфликт с одним из преподавателей, но, скорее всего, его влечет к иной, не юридической, а литературной деятельности. Уход из университета вызывает бурный гнев отца, который в конце концов отказывает сыну в материальной поддержке, из-за чего долгие годы Островский вместе со своей семьей вынужден бедствовать.

3-й ученик.

К слову сказать, женитьба на мещанке без приданого еще более усугубила недовольство родителя, но принесла семейное счастье и добрую атмосферу открытого для всех дома. Ради добычи хлеба насущного будущий драматург устраивается в канцелярию Совестного суда, а чуть позже в Коммерческий суд, где еще более развиваются те впечатления, которые были получены еще в детстве в отчем доме из наблюдений за взаимоотношениями купцов. Он увидел способы обогащения через обход законов, подлоги, познакомился с историями банкротств. Все это нашло впоследствии отражение в его творчестве, даже имена его будущих литературных героев можно найти среди участников судебных разбирательств, в которых участвовал Островский.

Слово учителя

Мало кто знает, но первым произведением, которое вышло из-под пера Островского, была вовсе не пьеса, а прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя». Именно здесь мы находим заготовки будущих пьес, прежде всего, в пугающей реалистичности образов. Это именно та среда, из которой прорастут потом многие герои будущих пьес.

А первым драматургическим произведением стала комедия «Несостоятельный должник», сцены из которой 9 января 1847 года были опубликованы в газете «Московский городской листок». Редко кому из драматургов так удается – дебют превратился в шумный триумф. Комедия усердно читалась по трактирам. В трактире у Чугунного моста, самого знаменитого в те годы, пьеса читалась ежедневно каким-то изгнанным из театра актером-добровольцем вслух. Он не брал денег за чтение, просто просил накрыть ему стол. И жил припеваючи, ведь желающие послушать находились с утра и до полуночи.

Прошло чуть более трех лет, прежде чем пьеса была опубликована полностью под названием «Банкрот, или Свои люди – сочтемся». Это случилось в марте 1850 года в журнале «Москвитянин».

Премьеры же спектаклей по пьесам Островского «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», состоявшиеся соответственно в 1853 и 1854 годах, принесли автору огромный успех. Зрители, особенно купцы, искали знакомства с драматургом, писали письма ему и актерам, исполнявшим роли. Например, к актеру Малого театра Прову Михайловичу Садовскому один из купцов обращался так: «Верите, я плакал, ей-богу, плакал! Как подумал я, что со всяким купцом это может случиться... страсть! И чудится мне, что я уже на паперти стою и руку протягиваю... Спасибо, голубчик! Я теперь, брат, ничего не пью, будет! Все выпил, что мне положено! Думаю богадельню открыть».

2. Комедия «Бедность не порок».

1.Откройте тетради, запишите число и тему урока.

2.Словарная работа.

Сейчас мы с вами выполним задание: давайте вспомним толкование таких литературных терминов как драма, комедия, реплика, ремарка.

Коме́дия - это драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека, отражающее смешное и низкое; всякая смешная пьеса. По Аристотелю, разница между трагедией и комедией состоит в том, что одна стремится подражать худшим, другая лучшим людям, нежели нынешние.

Реплика - элемент , краткое высказывание одного актёра/персонажа, за которыми, следуют слова другого актёра.

Ремарка - пояснения, которыми предваряет или сопровождает ход действия.

Слово учителя.

3. История создания пьесы

«Бедность не порок» была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.

В первоначальной редакции пьеса имела иное заглавие: «Гордым бог противится», и должна была состоять только из двух актов.

К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои».

Напечатана была пьеса впервые в 1854 г. отдельной книжкой.

Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». 25 января 1854 года была представлена на сцене Малого театра с Провом Садовским, которому посвящена пьеса, в роли Любима Торцова. Сам Островский определял смысл пьесы так: «чтобы иметь право направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее», соединяя высокое с комическим, даже сатирическим. Таким является в пьесе изображение самодурства Гордея, которое разъясняется в одной из пьес так: «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...» (по С. Дурылину, В. Лакшину, Л. Дудко и Л. Нежурко).

Предназначая «Бедность не порок» для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.

В Петербургском Александрийском театре «Бедность не порок» была впервые поставлена 9 сентября 1854 г.

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест. (Краткое содержание пьесы – ученик)

4. Работа с текстом.

Вопросы для беседы:

    Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жиз­ни». Как вы понимаете это выражение?

    Можно ли так назвать эту пьесу?

    Дра ма - это изображение жизни в формах самой жизни. Как в пьесе «Бедность не порок» Островский изображает установивший­ся порядок жизни?

    Митя и Люба счастливы и довольны, что все так удачно завершилось. Но любовная линия не столь важна. А что важно? Что хотел сказать своей пьесой Островский? (истинные ценности в семье, в патриархальных традициях)

    Когда-то Руссо в «Письме о зрелищах» сделал упрек Мольеру за то, что он осмеивал порок, но не научил нас любить добродетель. Как решает эту задачу Островский? (миру Коршуновых противопоставлен мир положительных героев с их естественным поведением)

    Чем дорожит больше всего Островский в пьесе? Что для него главное в отношениях людей? Что помогает нам это понять? (любовь – вот что главное. Герои – Любовь Торцова, Любим Торцов. Героиня сдержанна внешне, но «сердце свое надорвала». Пьеса утверждает народную веру в то, что «любви золотом не купишь». Такое преданное чувство не может не торжествовать)

III .Рефлексия

Итак, ребята какова тема нашего сегодняшнего урока?

Что нового вы узнали на уроке?

Понравилось ли вам произведение? Чем?

    Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите.

Слово учителя.

На этом наш урок окончен.

VI . Оценивание

V . Домашнее задание

Выписать из текста цитатные характеристики главных героев.

Бедность не порок — пьеса Островского, с которой мы познакомились на уроке в школе. Написал ее писатель в 1853 году, а через год пьеса была напечатана отдельной книгой. Пьеса, как и книга, имела успех. Вот сегодня познакомились с данным произведением и мы. Теперь сделаем работы Островского Бедность не порок, рассмотрев проблемы, что поднимает писатель.

Анализ пьесы Бедность не порок

В пьесе Островский поднимает различные проблемы, среди которых противостояние среды и личности. Очень часто к человеку относятся в зависимости от его богатств. Чем богаче, тем больше он уважаем, а вот душевные качества и нравственные не берутся в расчет.

Изучая Островского и его Бедность не порок, и делая анализ его работы в 9 классе, мы видим, влияние денег на судьбы людей. Автор нам показал, как именно могут влиять деньги на человека, когда человек начинает им подчиняться и зависеть от них. Деньги выходят на первый план, а вот забота о близких становится второстепенной. Вот только Островский не мог допустить победы денег над человеческими чувствами и доказал читателям, что и богатства бывают бессильными. Доказательством этого являлась любовь дворянки Любы Гордеевой, которую отец хотел отдать за московского богача, к приказчику Мите. Пройдя через испытания, влюбленные сердца все-таки воссоединились. И здесь не последнюю роль сыграл брат Торцова Гордея Любим. Именно он рассказал о подступных планах фабриканта Коршунова, за которого Гордей и хотел отдать дочь, несмотря на то, что она любила другого. Африкан разорил Любима, а теперь нацелился на Гордея. В итоге Коршунов требует извинений, а Гордей, на зло фабриканту, отдает замуж Любу за Митю. Гордей смягчился и был благодарен брату за то, что наставил его на ум и не дал совершить ошибку.

Так два сердца воссоединились, любовь восторжествовала над богатствами.

Делая наш краткий анализ, мы видим что пороки наказаны, а добро торжествует. Свадьба героев становится доказательством тому, что бедность не может являться пороком, а вот черствость и жажда наживы являются самыми настоящими недостатками.

Урок литературы в 9 классе. А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок». Цели урока:  Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии «Бедность не порок». Задачи:  Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; Развивать умения дискутировать на заданную тему; Развивать монологическую речь;    Воспитывать правильное отношение к морально­нравственным ценностям русского менталитета;  Воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе. 1. Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не порок». Запишите в тетради тему урока: «А. Н. Островский. «Бедность не порок». В старших классах вы будете изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому несколько слов о самом драматурге. Особенности:  Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт;  Яркие, узнаваемые характеры; 2. Разбор конфликта пьесы. (Сл. 9) Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок». Название. Итак, бедность не порок. ­ Как вы понимаете это изречение? ­ К какому жанру относится это выражение? ­ Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг алтын, Без вины виноватые. Из полусотни драм.произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у одного писателя. Особенность:  Своеобразие названий. Работа с 9 слайдом. Чтение текста слайда. Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте. Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Аня, напомни, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского. Найдите в этом предложении антонимичные понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества). ­ В чём, по­вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность мировоззрения). ­ Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»). Запись в тетради (пропущенные строчки):

Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному миру власти и денег. Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же в нём участвует? (Сл. 10). Афиша. Чтение имен и фамилий действующих лиц. ­ Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник), Любовь, Гуслин, Разлюляев, Митя? (Гордей – гордый, богатый купец, Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник, Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» ­ старинный народный инструмент), Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» ­ потеха), Митя –. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре) П. ­Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом? У. – дал им говорящие имена и фамилии. Особенность:  Говорящие имена. Ещё раз обращаю ваше внимание на авторское представление героев в афише. ­ Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций? Особенность:  Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе. ­ Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему? (Купец Гордей Карпыч Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по­новому и даже готов отдать за старика единственную дочь) ­ А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу) ­ Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.) ­ С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт? (Зачитать: Д. 1, явл. 12. Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело сделает. Я походил по Москве­то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду. Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники… Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.) (Сл. 11 – читать как итог ответа на вопрос) 5. Краткий обзор действий. Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка.

(Сл. 12) 1 действие. Первый акт - это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия. Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними. В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство - зло!», « А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». П. ­ Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем? У. – О них мы слышим от других персонажей. О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча, от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3) О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с нищими у собора. Особенность:  «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие. П. ­ С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои? У. – Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками: «Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что, испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11) Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят, точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная! Чтоб у меня этого не было вперёд! П. – Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»; Г. – грубит, унижает, «мужичьё» ­ ругательство). Особенность:  Значимость первой реплики героя) Второе действие. Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все (Сл.13 они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку. П. ­ О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это святки? ­ Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок? У. – Соблюдение народно­ религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира. (Традиции устного народного творчества – фольклора) Особенность:  Фольклорные моменты.) Действие третье. Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, (Сл. 14 что развязка логически вытекает из развития действия, она все­таки носит неожиданный характер: это действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим.

«Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете жить, у кого нету стыда в глазах». Опять пословица! Метко сказано, что театр Островского - речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев - важнейшее средство их характеристики. Докажем. Чтение отрывков. (Пелагея, Любим) Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом­то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что! Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют­то что, по необразованию своему! Наливки там, вишневки разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал. ­ объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали. (Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде. Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц он употребляет какие­то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно). Особенность:  Своеобразие речевой характеристики героев. П. – Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы, кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему? (Митя – Коршунов. Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне; различие: честность Мити – действия исподтишка Коршунова; Любим Торцов – Гордей Торцов. Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не чужд правде. Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа; Л., в молодости тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал, что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком; Любим Торцов – Коршунов. Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие второго.) Особенность:  Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев. 6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием, а также надо ответить на вопрос: почему Любим Торцов – любимый герой Островского? 7. Подведём итог урока. (Сл. 15) ­ Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского: Если позволит время, можно обсудить слова А. И. Гончарова: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские,

можем с гордостью сказать: « У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского».