Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проблема материнства в произведении завтра была война. Cочинение «Повесть «Завтра была война

Проблема материнства в произведении завтра была война. Cочинение «Повесть «Завтра была война

«Завтра была война» - это повесть, написанная Борисом Васильевым в 1972-м году. Она была запрещена цензурой СССР и вышла в свет только во время перестройки. За основу сюжета взяты факты биографии автора, а точнее — его одноклассников, бок о бок с которыми он провел свои школьные годы. Собственно, речь пойдет именно о них — учениках 9-Б класса, с которыми Васильев близко общался в школьные годы.

Основные мысли и тематика произведения

В этой книге рассказывается в первую очередь о взрослении, о том, как дети становятся подростками, а затем все больше начинают походить на взрослых, оформляются как личн:ости. Пролог и эпилог, несколько оторванные от основного текста и описывающие воспоминания автора 40 лет спустя, ясно дают понять, что самые яркие и светлые моменты в жизни — это юность, и память о ней остается с нами навсегда. Родители не должны контролировать взросление своих детей. Они могут и должны воспитать их, но как только они перестают быть детьми, их больше нельзя ограничивать. Все, что остается — это продолжать любить их такими, какие они стали.

Завтра была война: краткое содержание

  • Искра Полякова — активистка, к которой при случае все ходили за помощью или советом;
  • спортсмен Паша Остапчук;
  • Валька Александров по кличке «Эдисон», обожавший изобретать всякие штуки, которые, впрочем, очень редко работали;
  • Зина Коваленко — очень легкомысленная девочка, которая предпочитала полагаться на собственную интуицию или на советы подруг;
  • Лена Бокова, самая робкая и тихая из них.

Собиралась эта веселая компания чаще всего у Зины, поскольку у нее была своя комната и родители работали допоздна. Далее начинается основная часть краткого содержания «Завтра была война» Васильева, рассказывающая о событиях школьных лет от третьего лица. К Зиночке приходит Искра с новостью о том, что Саша Стамескин — бывший хулиган и неуч, над которым она взяла шефство, — уходит из школы, поскольку занятия стали платными, а у его матери, которая растит сына в одиночку, нет денег. Коваленко предлагает устроить его на авиазавод, при котором есть вечерняя школа, и где папа их одноклассницы Вики Люберецкой работает главным инженером.

Вика соглашается помочь, и Сашка идет к станку. Артем Шефер, тайно влюбленный в Зину, все лето работает разнорабочим и первый свой заработок определяет на празднование своего шестнадцатого дня рождения. Собирается веселая компания, все веселятся, танцуют, а потом Люберецкая читает стихи Есенина, находящегося в то время под табу. Поэзия нравится даже пролетарски настроенной Искре, и Вика дает ей книгу с собой.

Школа, в которой они учатся, построена недавно, и обязанности директора там исполняет классный руководитель Валентина Андроновна, за глаза называемая Валендрой, которая установила в школе сухую железную дисциплину. Однако через полгода ее сменяет Николай Григорьевич Ромахин, который исповедует более творческий подход к воспитанию. Дети обожают нового директора, Валендра злится и пишет на него доносы «куда надо». Она случайно узнает, что Люберецкая читала стихи Есенина, но ее отец - уважаемый человек в городе, и Валендра оставляет это без внимания. Решив рассказать Вике об этой ситуации, Искра и Зина приходят к ней в гости и знакомятся с ее отцом. Он очень рад, что у дочки есть друзья в школе.

Зиночка, как обычно, не может определиться с выбором молодого человека, который ей нравится. Она пишет несколько писем, которые хочет отправить этим молодым людям, но теряет одно, и оно попадает к Валендре. Та приносит его директору в надежде, что Коваленко за это влетит, но Ромахин сжигает письмо. Искра гуляет со Стамескиным, быстро повзрослевшим благодаря работе на заводе. Один раз в парке они целуются. Люберецкая постепенно становится подругой Поляковой. Старшеклассник Юра, который нравится Зине, зовет ее вечером в кино. Она соглашается, после сеанса они идут посидеть вдвоем в уютном дворике возле дома Люберецких.

Там подростки видят, как приезжает черная машина и трое человек, вышедших из нее, выводят Люберецкого — отца Вики. Зина бежит к Искре и все рассказывает, ее мать, комиссар, пишет в ЦК ВКП(б) письмо в защиту Люберецкого. Директор и родителе девочек решают никому ничего пока не говорить. Дети придерживаются того же мнения, но на следующий день оказывается, что Юра уже все разболтал и вся школа в курсе. Артем, Жора Ландыс и Паша решают проучить Юру, зовут его в котельную, и там Артем, имея также личные мотивы, дерется с ним. Потом весь класс отправляется к Вике, чтобы помочь ей убрать оставшийся после обыска беспорядок и поддержать по мере сил.

Валендра узнает о драке и видит в этом политические мотивы: защиту дочери «врага народа». Она настаивает, что за этот проступок следует исключать из школы, однако Зина говорит, что драка была из-за нее, и дело ограничивается выговором. Тогда классный руководитель требует, чтобы Искра провела собрание с целью исключить Вику из комсомола. Искра отказывается и падает в обморок. Очнувшись, она узнает, что это все равно случится через неделю, и Ромахин не в силах ничего поделать. Через неделю Вика позвала всех на дачу, отпраздновать конец осени. Ребята провели там все воскресенье, Вика провела время с влюбленным в нее Жорой Ландысем и позволила ему себя поцеловать. Все веселились, палили костры, но каждый помнил что завтра — день исключения Люберецкой из комсомола.

На следующий день она не пришла в школу. Валендра говорит, что директор практически уволен. Зиночка, посланная за Викой, возвращается и говорит, что та мертва. Из оставленной записки ясно, что она покончила жизнь самоубийством, и прощалась она вчера вовсе не с осенью, а со своими друзьями. Гроб на похороны несут дети, поскольку машину взять негде. Искра не выдерживает, и читает над могилой стихи Есенина. Придя домой, она получает бандероль от Вики с книгой Есенина и Грина, а также запиской, в которой она объясняла, что покончила с собой потому, что публичное предательство своего отца, которого она без ума любила, для нее хуже смерти.

Ромахина увольняют, однако вскоре он снова возвращается на свой пост, во многом благодаря Коваленко, который просил за него по всем возможным инстанциям. Искра видит, что Стамезкин трусит иметь дело с дочерью врага народа и ее друзьями. Идя домой, она плачет. Валендра пытается заставить Зиночку пересесть на место Вики, однако весь класс дает ей дружный отпор. С тех пор контакт между ней и этими детьми навсегда потерян. Под конец ноября Люберецкого выпустили и оправдали. Ребята пришли к нему, все 45 человек, и рассказали все, что случилось. Они все надеются что год, который наступит после этого, будет лучше.

Следующим наступит 1941-й год... В эпилоге автор от своего лица рассказывает, как едет в город, в котором родился, на собрание одноклассников. Из всей компании в живых остались, не считая его, Валька Эдисон, Зиночка Ковалева и Паша Остапчук. Артем погиб, когда взрывал мост. Жора Ландыс был пилотом самолета-истребителя и тоже погиб. Искра была связной в руководимом Ромахиным подполье — и дочь, и мать повесили немцы. Зина родила двоих детей — Артема и Жору. Вот и все.

Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» была написана в 1984 году. В 1987 году по произведению был снять одноимённый фильм.

Действие происходит в СССР в 1940 году. Повесть рассказывает об учащихся 9 «Б» класса обычной советской школы. Вчерашние девчонки и мальчишки успели повзрослеть.

Многие из них уже чувствуют ответственность за самих себя, за своё будущее и даже за своих школьных товарищей. Новый учебный год принёс ребятам немало испытаний.

Школьники уверены в том, что грядущий 1941 будет намного счастливее. 1940 не принёс удачи потому, что был високосным. Никто не знал, что новый год готовит не только 9 «Б», но и всему советскому народу.

Искра Полякова

Искра – учащаяся 9 «Б». Это «совесть класса». Искра старается не только хорошо учиться, но и заниматься общественной работой. Девушка считает своей обязанностью перевоспитание Сашки Стамескина, не желающего учиться хулигана. В классе Полякову не просто боятся, а по-настоящему уважают, ведь она одна из самых ответственных и серьёзных учениц.

Кумиром Искры всегда была её мать, комиссар Полякова. Суровая женщина, прошедшая гражданскую войну, воспитала дочь в строгости и преданности советской власти. Искра не помнит своего отца, давшего ей необычное имя. Комиссар Полякова сочла своего спутника жизни слишком слабым и малодушным. Рядом с таким человеком невозможно бороться за свои идеалы. Родители Искры расстались, и мать безжалостно уничтожила все фотографии бывшего возлюбленного. Однажды личность матери открывается девушке совсем с иной стороны: комиссар Полякова способна плакать, а в глубине души она просто несчастная женщина.

Трансформация взглядов героини
Слабость, живущая в душе матери Искры, заставляет смягчиться и саму главную героиню. К концу повести девушка пересматривает некоторые свои взгляды. Первый поцелуй заставляет Искру задуматься о том, что помимо общественной работы в жизни может быть и личное счастье, окрыляющее душу и дающее силы бороться за свои политические идеалы.

Полякова меняет своё мнение и об одной из одноклассниц, которую всегда считала надменной ханжой. Стихи «упадочнического» Есенина также перестают казаться девушки антисоветскими.

Искра геройски погибла в годы Великой Отечественной войны. Поляковых казнили фашисты.

Вика Люберецкая

Вика – одноклассница Искры. Отец Вики занимал высокий пост, что позволяло ему всячески баловать свою дочь. Девушка рано осталась без матери и стала единственной радостью в жизни инженера Люберецкого.

Достаток семьи Вики отдалял её от остальных одноклассников. Ребята никогда не вступали с ней в открытые конфликты, но всегда сторонились хорошо одетой «буржуйки», которая приезжала в школу на машине. Девушка не пыталась стать своей, но и не противопоставляла себя классу. Отец Вики знал, что его дочь достаточно благоразумна для того, чтобы правильно распорядиться своими возможностями, и многое ей позволял.

Строже остальных одноклассников по отношению к Люберецкой настроена Искра. Вика кажется ей слишком избалованной, заносчивой и неприспособленной к жизни. Советская школьница просто не имеет права быть такой. Серьёзная неприятность в семье Люберецких заставляет Искру сожалеть о своём презрении к однокласснице. Отца Вики арестовали по подозрению в шпионской деятельности. Девушка понимает, что недолюбливавшие её товарищи будут ненавидеть её ещё больше. Тем не менее, одноклассники отнеслись к семейному горю с пониманием. К Вике стали относиться намного лучше, чем раньше.

Несмотря на поддержку одноклассников, Вика не вынесла тяжести испытания. Она стала дочерью «врага народа». Чтобы реабилитироваться в глазах общественности, ей следовало отказаться от своего отца. Но Вика не могла этого сделать. Не найдя выхода из своего положения, девушка отравилась. Отчаянный поступок дочери «врага народа» вызвал ещё большее сочувствие ребят в классе. Смерть Вики оказалась напрасной. С её отца были сняты все обвинения.

После гибели Люберецкой Искра получила от неё бандероль, в которой нашла две книги и письмо. Одна из книг оказалась сборником стихов Есенина, вторая – неизвестного Искре писателя Грина. Это были любимые книги умершей одноклассницы. В своём письме Вика сожалела, что Искра не стала её подругой раньше. Люберецкая всегда мечтала дружить с самой честной девушкой в классе, но боялась сделать первый шаг.

Прочие персонажи

Помимо Искры Поляковой и Вики Люберецкой в повести есть и другие главные герои, заслуживающие внимания читателя. К таким персонажам можно отнести Зиночку Коваленко, легкомысленную и всегда влюблённую в кого-то девушку; Ваньку Александрова, получившего прозвище «Эдисон» за свою страсть к изобретательству; Жорку Ландыса, безответно любившего Вику Люберецкую, и многих других.

Важное место в жизни молодых людей занимает педагогический коллектив школы. Классная дама 7 «Б» Валентина Андроновна когда-то исполняла обязанности директора учебного заведения. При ней школа превратилась в подобие солдатской казармы с суровой военной дисциплиной. За свой несносный характер Валентина Андроновна получила прозвище Валендра. Жестокой директрисе недолго довелось занимать свой пост. На её место был принят Николай Ромахин, при котором учащиеся наконец-то почувствовали долгожданную свободу.

Главная идея

Почти каждому человеку свойственно паниковать и драматизировать. Незначительная неприятность нередко приводит к унынию и большому отчаянию. Учащимся 9 «Б» кажется, что в их жизнь пришли настоящие, «взрослые» проблемы. Однако никто из них и не догадывается о том, что всего через несколько месяцев страну ожидает настолько тяжкое испытание, что даже смерть близкой подруги меркнет на фоне грядущей трагедии.

Существуют в мире литературы особенные произведения, для знакомства с которыми вряд ли подходит краткое содержание. «Завтра была война» (Васильев) – это повесть о взрослении. Юноши и девушки, которых продолжают считать детьми, уже успели утратить детскую наивность, но ещё не потеряли той непосредственности, которая свойственна только ребёнку. При этом молодые люди хотят участвовать в общественной жизни, быть полезными и нужными членами общества.

Лидия Георгиевна ЗАЗУЛИНА - учитель русского языка и литературы СШ № 57 г. Оренбурга.

«Завтра была война»

Урок по роману Бориса Васильева

I. Вступительная беседа

1. Что вы знаете о жизни и творческой судьбе писателя Бориса Васильева?

2. Какие произведения Б.Л. Васильева вам известны?

II. Тест на знание текста (в сильном классе стоит провести его до анализа произведения, в слабом - после)

1. Кто из героинь повести “объявила себя Пифией” и “начала вещать”? “Она была щедрой пророчицей: каждого ожидали куча детей и вагон счастья”.

а) Лена Бокова,

б) Зина Коваленко,

в) Искра Полякова,

г) Вика Люберецкая.

2. Кто это?

“Она каждого слушала по-разному, но зато всем существом, словно не только слышала, но и видела, осязала и обоняла одновременно. Она была очень любопытна и чересчур общительна, почему её не все и не всегда посвящали в свои секреты”.

3. Кто это?

“...часто выступала в школах, техникумах, в колхозах и на заводах. Говорила резко и коротко, точно командуя, и мы её побаивались”.

а) Тов. Полякова,

б) Валентина Андроновна,

в) Искра Полякова,

г) здесь нет нужной героини.

4. Кто это?

“В свинцовом зеркальном холодке отразилась смуглая маленькая девушка с круглыми от преступного любопытства, блестящими, как вишенки, глазами”.

г) здесь нет нужной героини.

5. Кого из девочек в классе “...не только любили, но слушали. Слушали все, но зато ничего не прощали. (Она) ...всегда помнила об этом и немного гордилась, хотя оставаться совестью класса было порой нелегко”.

а) Люберецкая,

б) Коваленко,

в) Полякова,

6. Закончите фразу:

“Искра привычно вскочила. Мать с перекошенным, дёргающимся лицом лихорадочно рвала...”

а) конверт,

в) обёртку бандероли,

г) ремень.

7. Чего не терпел директор школы?

“...и за всё разом любила директора школа. Любила, уважала, но и поба-ивалась, ибо директор не терпел... и, если ловил лично, действовал сурово”.

а) Наушничья,

б) воровства,

в) хулиганства,

г) здесь нет нужного слова.

8. Кто “был продуктом целеустремлённой деятельности Искры, реально существующим доказательством её личной силы, настойчивости и воли”?

а) Артём Шефер,

б) Сашка Стамескин,

в) Пашка Остапчук,

г) Вовик Храмов.

9. Вспомните, кого из поэтов любили девочки.

в) Зиночка

д) Пушкина,

е) Багрицкого,

ж) Есенина,

з) Светлова.

10. Вставьте во фразу нужное слово.

“Она (Валентина Андроновна) стала чужой, чужой настолько, что её даже перестали...”

а) бояться,

б) ненавидеть,

в) не любить,

г) презирать.

11. Кто это?

“...рос он среди драчунов братьев, умел постоять за себя и ничего не боялся. Ни боли, ни крови, ни встречного удара. Он был ловок, увёртлив...”

а) Валька,

г) Серёга.

12. Кто из героинь была “вполне сложившейся, спокойной, уверенной в себе и своём обаянии девушкой с большими серыми глазами”?

а) Люберецкая,

б) Коваленко,

в) Полякова,

г) здесь нет нужной героини.

13. Кто из героев был главным конструктором авиационного завода, имел орден Боевого Красного Знаме-ни за Гражданскую войну и орден за высокие достижения в мирном строительстве?

а) Леонид Сергеевич,

б) Андрей Иванович,

в) Николай Григорьевич,

г) здесь нет нужного героя.

14. Кто из девочек “...по-прежнему усердно занималась, читала стихи и неформулярные романы, играла в баскетбол, ходила... в кино или просто так и регулярно выпускала стенгазету, поскольку была её главным редактором”?

15. У кого из героинь “была такая тяга к странному - ляпнуть что-то, а потом посмотреть, что из этого выйдет? Из того опыта ничего доброго не вышло, но зато... всласть наревелась и долгое время ходила в героинях, даже за косы её дёргали сильнее и чаще, чем остальных девочек”.

III. Анализ романа «Завтра была война»

История создания произведения

В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живёт и действует по совести, то в тяжёлый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.

А повесть «Встречный бой» - это протест против бессмысленных потерь на войне...

Когда эти три вещи были уже написаны, меня стал мучить вопрос: а кто же они были - те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли они такими? Так появился роман о предвоенной школе «Завтра была война»” .

Роман был напечатан в 1987 году в журнале «Юность». В ответ на это произведение редакция получила тысячи писем. Писали чаще юные, но много писем пришло и от людей немолодых, помнивших довоенную школу, чьи судьбы были схожи с судьбами героев Бориса Васильева. По роману поставлены спектакли, снят фильм.

Беседа

А. Когда и где происходят события романа «Завтра была война»?

(Действие построено хронологически. Начинается оно в 1938 году. Основные события происходят в сентябре–октябре 1940-го. Заканчивается роман встречей выпускников в 1980 году.

В романе изображён город Воронеж с его широким проспектом Революции и самым большим фотоателье на нём.)

Б. Назовите основные темы романа.

(Повесть о своём времени; “мысль семейная”.

О каждой теме говорим отдельно.)

Повесть о своём времени

Индивидуальные сообщения учащихся об эпохе 40-х годов, узнаваемой в романе.

  • Как происходило утверждение коммунистической идеологии? Её признаки. Опора на цитаты:

“Готовьтесь к борьбе!...”

“И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни...”

“...враги используют сейчас любые средства, чтобы растлить нашу молодёжь, чтобы оторвать её от партии, чтобы вбить клин между отцами и детьми...”

“Честь - дворянское понятие. Мы её не признаём”.

“Человека вообще нет. Нет! Есть гражданин, обязанный верить. Верить!”

  • Материальное положение населе-ния в стране.

Опора на цитаты:

Пирожные “они привыкли есть только по великим праздникам...”

“...сахара нет, будут давать по 2 кг”.

  • Что нового вы узнали о школе того времени?

Опора на цитаты:

“...спортзал - редчайшая вещь по тем временам”.

Система оценок: “очень плохо”, “посредственно”, “отлично”.

Запрет на Есенина.

“Мысль семейная”

Самостоятельная работа учащихся по тексту произведения.

Задание: разделившись на группы, составьте рассказ о семьях героев романа по данному плану.

План

1. Что вы узнали об истории семьи?

2. Дайте характеристику родителям героя.

3. Кто стоит во главе семьи?

4. На каких принципах строятся взаимоотношения взрослых и детей?

5. Что воспитывает каждая семья в своих детях?

6. Сильные и слабые стороны в системе воспитания этой семьи.

  • 1-я группа. Семья Люберецких (гл. 1, 3, 4, 5)
  • 2-я группа. Семья Коваленко (пролог, гл. 4, 5)
  • 3-я группа. Семья Шеффер (гл. 2, 4)
  • 4-я группа. Семья Поляковых (пролог, гл. 1, 3, 4, 8, 9)
  • 5-я группа. Семья Стамескина (гл. 1, эпилог)

Семья Люберецких (примерный ответ 1-й группы)

Мать Вики давно умерла. Глава этой семьи - Леонид Сергеевич. К моменту действия романа принял место главного инженера авиационного завода.

Леонид Сергеевич - “рефлектирующий интеллигент”. Он честно слу-жил новой идеологии, но не всё в ней понимал. Например: истина для него не могла быть догмой, “она обязана всё время испытываться на прочность и целесообразность”. Леонид Сергеевич на всё имеет собственный взгляд. Он любит запрещённого Есенина, цитирует “буржуазного” поэта Блока, вспоминает встречи с Маяковским и споры с ним: “Мы не довольствовались абсолютными истинами, мы искали и спорили. Спорили ночи напролёт”.

По мнению Люберецкого, в жизни есть две святые обязанности, о которых нужно всегда думать: для женщин - научиться любить, а для мужчин - служить своему делу. Это основной принцип воспитания дочери.

В эпоху общественных интересов он разделил жизнь на общественную (долг) и сугубо личную (счастье). Таким образом, Люберецкий отказывался быть просто винтиком государственной машины. Подобное мироощущение придёт в наше общество лишь в 60-е годы, в знаменитую “хрущёвскую оттепель”. Поэтому Люберецкого мож-но назвать несвоевременным человеком.

В семье царят любовь и взаимопонимание. Но Леонид Сергеевич живёт в состоянии беспокойства за дочь. Выражалось оно в крайностях: “Страх за дочь породил машину, доставляющую Вику в школу и из школы, в театр и из театра, за город и домой”. Желание видеть её самой красивой привело к заграничным нарядам. Тем самым он торопил её развитие. Ошибкой в семейном воспитании Люберецкого было то, что её наряды, машина отделили Вику от ребят её класса, по уровню жизни она стояла над ними, поэтому у неё появилось чувство “вдовствующей императрицы”, а за ним и одиночество, которым она очень тяготилась. “Но была самолюбива, больше всего боялась, что кто-нибудь вздумает её жалеть...”

Отец был единственной опорой Вики в жизни, поэтому, потеряв его, она сделала первый шаг к самоубийству. У неё не было друзей, которые разделили бы с ней горе (арест).

Как человек своего времени, Вика была предана идеологии, царившей в обществе. Но школа, Валентина Андроновна хотели отторгнуть её, исключив из комсомола. Она стала дочерью врага народа. Всё это легло непосильным грузом на плечи девочки, и она решила уйти из жизни.

Затем выслушиваются и дополняются ответы каждой группы, делаются выводы.

В. Продолжение беседы.

  • Проследите, как смерть Вики повлияла на каждого в классе?
  • Кто из одноклассников не выдержал нравственной проверки смертью Вики Люберецкой?
  • Прав ли Андрей Дементьев, сказав: “Кто-то гибнет не потому, что зло сильнее, а потому, что добро необходимо разбудить, заставить действовать”?
  • Чем увлекались ваши ровесники в сороковых? Что знаете вы о дрейфе «Седова», интербригадах?
  • Насколько они похожи на вас?
  • Какие из традиций 9-го «Б» вы хотели бы перенести в жизнь вашего класса?

IV. Обобщение

Вика и Искра придумывают надпись на памятник С.Есенина.

  • Опишите памятник, который поставили бы вы вашим ровесникам из сороковых.
  • Какая надпись могла бы быть на нём?

V. Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем.

  • “Мысль семейная” в романе Б.Л. Васильева «Завтра была война».
  • Становление предвоенного поколения по роману Б.Л. Васильева «Завтра была война».

Завтра была война... А что было послезавтра?
(О повести Б. Васильева)

Замечательная повесть Бориса Васильева "Завтра была война" опубликована в 1984 году в журнале "Юность", № 6, то есть ещё до начала перестройки. Тогда же некоторые особо смелые учителя литературы рисковали обсуждать её на уроках, правда, на уроках по внеклассному чтению.

Эта повесть - не только художественное произведение, но и картина предвоенной Советской России, описанная словами свидетеля того времени. Автобиографичные штрихи придаёт ей мемуарный характер. Перед нами советская страна 1940 года. Но страна - это не фрагмент суши, это люди, населяющие её. И вот как раз портреты этих людей видим мы в повести.

Персонажи повести - советские школьники. Мы, наше поколение 60-х - 70-х годов, тоже был советскими школьниками, но уже совсем иными. Главные герои произведения Васильева - это поколение наших родителей, а для нынешних школьников - это поколение их бабушек и дедушек. И книга показывает нам, какими те люди были на самом деле. А они были иными, совсем не такими, как мы. И для них тогда всё было предельно просто.

За их "великую истину" было пролито много крови и им в ней нельзя было сомневаться. Но в чём заключалась эта "великая истина" - знать не полагалось.

Им надо было "любить всех людей" и "ненавидеть врагов" этих самых "всех людей". И над парадоксальностью этих слов директора школы никто из них не задумывался.

И они не сомневаются в этой никому не ведомой истине и свято уповают на неё. Их жизнь была чиста и открыта. Читая книгу, завидуешь их младенческой вере в непонятно что и ужасаешься диктату, окружавшему этих чистых и светлых душой детей, подростков, юношей и девушек. Каждый из них в любой момент может оказаться "врагом народа", и школьникам нельзя ни в стенгазете написать, ни даже просто открыто сказать во всеуслышание то, что они думают, то, что считают правильным. Прекрасные люди и страшный мир. Но их завтрашний мир - ещё страшнее, ибо "Завтра была война".

Повесть охватывает поколение выпуска первого военного года, но главными её персонажами являются женские: это две девушки и обе трагически погибают в юности: одна - жертва репрессий, другая - фашистской оккупации. Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, появляется только в начале повести, чтобы рассказать про свой класс, да в конце, чтобы доложить о результатах. Роль его настолько незаметна, что при экранизации повести рассказчиком сделали не ученика, а директора школы.

Перед этими юношами и девушками преклоняешься, но их и жалеешь одновременно. Преклоняешься потому, что мы, школьники 70-80 годов уже не имели их чистоты и веры. Мы - их дети, дети развитого социализма. "Великая истина" для нас была уже пустым символом, и мы цинично знали, что в этом символе ничего нет. И мы прекрасно знали, что говорить и писать, что ты думаешь - нельзя и в тайне мечтали не дожить до коммунизма. Но это уже - другая повесть.

Вернёмся к поколению, которое ушло на войну со школьной скамьи, к тому поколению, о котором написал своё замечательное произведение Борис Васильев. В повести есть эпилог, и это маленькое, на пару страниц книжного текста, заключение ошеломляет своего читателя.

Давайте начнём с того, что подсчитаем возраст персонажей и уточним года. Это не сложно сделать.

Школьники, которые в 1940 году учились в девятом классе, должны быть примерно 1924 года рождения. События, описываемые в эпилоге, происходят, по словам автора, через сорок лет, когда бывшим ученикам 9 "б" примерно по 56 лет (1940 год + 40 лет = 1980 год).

В эпилоге речь вновь ведёт наш рассказчик, который показывался читателю лишь в самом начале повести. Он едет в поезде на встречу одноклассников и с беспокойством ожидает этого свидания с юностью. Во время бессонной ночи в вагоне он вспоминает другую встречу одноклассников, которая произошла после окончания войны, в 1951 году. Он вспоминает, что его одноклассник Пашка Остапчук, потеряв на фронте ногу, постеснялся вернуться к своей прежней возлюбленной - Леночке Боковой, мечтавшей о сцене. Леночка, назло Пашке, вышла в сорок шестом замуж, то есть ей тогда 22 года, а через пять лет овдовела - это 1951 год, то есть ей и остальным по 27 лет. "Как раз в тот год, - продолжает рассказчик, - мы приехали на открытие мемориальной доски в школе..."

Кульминация этого эпизода-воспоминания - момент, когда директор, Николай Григорьевич Ромахин, "...зачитывал имена погибших перед замершим строем выживших..." Эпизод этот заставляет дрогнуть сердцем читателей, как и участников событий: "Мы без всякой команды стали на колени. Весь зал - бывшие ученики, сегодняшние школьники и учителя, инвалиды, вдовы, сироты, одинокие - все как один" , - пишет Васильев. Но то, что написано дальше поражает ещё сильнее и чувствительнее.

"...Его било и трясло, и не знаю, что случилось бы тогда с нашим Ромахиным, если бы не Зина. И, постарев, она не повзрослела: шагнула вдруг к нему, взяв за руки своих взрослых сыновей:

А это - мои ребята, Николай Григорьевич. Старший - Артем, а младший-Жорка. Правда, похожи на тех, на наших?

Бывший директор обнял ее парней, склоняя к себе их головы, и прошептал:

Как две капли воды…"

Умилительная сцена. Но это воспоминания событий 1951 года! Зиночке в этот момент, если она 1924 года рождения, двадцать семь лет. Становится страшно, что двадцатисемилетнюю девушку автор называет постаревшей. Что же должно было с ней произойти, когда в 27 лет она уже обратилась к старости? Писатель, правда, и детей её почему-то называет взрослыми, в то время как старшему из них в 1951 году физически не может быть более одиннадцати лет.

"Через полгода, в начале пятьдесят второго, Николай Григорьевич умер" - пишет Васильев. То есть директор умер, когда бывшим ученикам 9 "б" было по 28 лет.

Итак, одноклассники встречаются первый раз в 1952 году. Им примерно по 28 лет. Это даже не взрослость, это - поздняя юность. Они ещё юны, хотя и взрослы одновременно. И что же мы видим? Самые честные и принципиальные - погибли: Артём, Ландыс, Искра. А оставшиеся - Валька Александров, по прозвищу Эдиссон, ремонтирует часы, одноногий Пашка Остапчук женился на санитарке, что ухаживала за ним в госпитале. Зиночка - постарела в 27 лет, Леночка Бокова как-то неудачно вышла замуж... За всей нарисованной Васильевым печальнейшей картиной видятся преждевременные старики, пенсионеры, которые доживают - в будке ли ремонтера часов или где-то там, непонятно где в своей норке, чтоб было ни видно и ни слышно. Кем вы стали, когда закончилась война? Никем!

Выходит, что война была хотя и страшным временем, но она была звёздным часом этих юношей и девушек. Они рисковали, жертвовали, не отступали, погибали... Но вот война кончилась, и все они остались не у дел. Кто они? Доживающие неудачники, ожидающие пенсии?

Слово "доживающие" в отношении персонажей повести, употребляет и сам автор. Он пишет, про дальнейшие встречи выпускников, на которые исправно ходил Валентин Александров (Эдиссон): он "...гонял чаи с доживающими свой невеселый век мамами и стареющими одноклассницами, смотрел бесконечные альбомы, слушал рассказы и всем чинил часы."

"Доживающими" тут названы мамы, но и стареющие одноклассницы рядом с ними, разделяют их участь, т.е. доживают вместе с мамами.

В не менее страшном, чем война 1940 году, комсорг 9 "б" класса Искра Полякова говорит трусоватому Стамескину поразительные по своей прямоте и честности слова: "Как удобно, когда все вокруг старики! Все будут держаться за свои больные печенки, все будут стремиться лишь бы дожить, а о том, чтобы просто жить, никому в голову не придет. Не-ет, все тихонечко доживать будут, аккуратненько доживать, послушно: как бы чего не вышло. Так это все - не для нас! Мы - самая молодая страна в мире, и не смей становиться стариком никогда!"

Какие яркие, смелые слова! Пусть они немного максималистичны, но они полностью отражают мировоззрение и самой Искры и большинства её товарищей. Это была их позиция в жизни. Но почему же они изменили ей, когда война закончилась? Получается так, что эти честные и принципиальные девятиклассники, ушедшие на войну со школьной скамьи, теперь, после войны, как раз не живут, а именно доживают - незаметненько, тихонечко, держась за свою покалеченную ногу и обгорелые в танке уши. Да, у Павла Остапчука осталась только одна нога после ранения на фронте. Но отсутствие ноги не помешало мексиканскому генералу Хосе Санта Анне 10 раз избираться на пост президента и главнокомандующего, воевать с США; отсутствие глаза не помешало Кутузову победить Наполеона. Да, это очень плохо иметь какое-то ранение или физический ущерб, но это не повод, начиная с 28 лет уже "доживать" незаметненько ожидая пенсии.

Получается, те слова, что Искра говорила в юности - напрасны? И не Стамескину их нужно было говорить, а, напротив, всем остальным одноклассникам.

Желая показать Стамескина с отрицательной стороны, автор говорит о нём, что он после войны стал "директор, лауреат, депутат и пр." В общем, он - карьерист. Но получается так, что как раз он-то и живёт, а не отсиживается в будочке для ремонта. Именно он что-то делает, единственный из всех. Именно он делает эту жизнь, какая была тогда, а все остальные - отсиживаются. Пусть Стамескин делает её плохо, потому как автор его изначально показал, как человека трусоватого, беспринципного, приспособленца. Но Стамескин хотя бы что-то делает! И делает, как может. А другие - честные и принципиальные - самоустранились, отошли в стороночку, чтоб тихонечко там дождаться старости, начиная со своих двадцати восьми лет.

Кто ж виноват? Стамескин? Виноват в том, что не отсиживается в будочке и потому в глазах остальных, и своих одноклассников, и автора повести и её читателей, стал карьеристом? Ему тоже следовало отсиживаться в конурке "Изготовление ключей на заказ" или "Ремонт обуви" или какой-нибудь другой, и тогда справедливость бы восторжествовала? Нет, освобождение Стамескиным поста директора или депутата вряд ли подвигло бы остальных одноклассников на то, чтобы резко поменять свою жизнь. Все равно они бы продолжали отсиживаться.

Нет, беда не в том, что Стамескины становятся директорами и лауреатами, а в том, что остальные - прямые, честные и справедливые - норовят отсидеться. Можно сказать, что их сломало государство: коммунисты-тоталитаристы раздавили, распластали, показали, что герои нужны только в красивых фильмах, а в жизни нужны приспособленцы-Стамескины, но ведь жизнь не останавливалась даже в советское время, всё равно находились люди, которые создавали что-то новое и в науке и в искусстве и на производстве, но не отсиживались.

Этот странный эпилог повести действуют на читателя едва ли не сильнее, чем вся повесть. Это слишком мало - быть принципиальным в шестнадцать лет. Впереди ещё вся жизнь и хочется напоследок повторить слова Искры: "Не смей доживать!"

Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» была написана в 1984 году. В 1987 году по произведению был снять одноимённый фильм.

Действие происходит в СССР в 1940 году. Повесть рассказывает об учащихся 9 «Б» класса обычной советской школы. Вчерашние девчонки и мальчишки успели повзрослеть.

Многие из них уже чувствуют ответственность за самих себя, за своё будущее и даже за своих школьных товарищей. Новый учебный год принёс ребятам немало испытаний.

Школьники уверены в том, что грядущий 1941 будет намного счастливее. 1940 не принёс удачи потому, что был високосным. Никто не знал, что новый год готовит не только 9 «Б», но и всему советскому народу.

Искра Полякова

Искра – учащаяся 9 «Б». Это «совесть класса». Искра старается не только хорошо учиться, но и заниматься общественной работой. Девушка считает своей обязанностью перевоспитание Сашки Стамескина, не желающего учиться хулигана. В классе Полякову не просто боятся, а по-настоящему уважают, ведь она одна из самых ответственных и серьёзных учениц.

Кумиром Искры всегда была её мать, комиссар Полякова. Суровая женщина, прошедшая гражданскую войну, воспитала дочь в строгости и преданности советской власти. Искра не помнит своего отца, давшего ей необычное имя. Комиссар Полякова сочла своего спутника жизни слишком слабым и малодушным. Рядом с таким человеком невозможно бороться за свои идеалы. Родители Искры расстались, и мать безжалостно уничтожила все фотографии бывшего возлюбленного. Однажды личность матери открывается девушке совсем с иной стороны: комиссар Полякова способна плакать, а в глубине души она просто несчастная женщина.

Трансформация взглядов героини
Слабость, живущая в душе матери Искры, заставляет смягчиться и саму главную героиню. К концу повести девушка пересматривает некоторые свои взгляды. Первый поцелуй заставляет Искру задуматься о том, что помимо общественной работы в жизни может быть и личное счастье, окрыляющее душу и дающее силы бороться за свои политические идеалы.

Полякова меняет своё мнение и об одной из одноклассниц, которую всегда считала надменной ханжой. Стихи «упадочнического» Есенина также перестают казаться девушки антисоветскими.

Искра геройски погибла в годы Великой Отечественной войны. Поляковых казнили фашисты.

Вика Люберецкая

Вика – одноклассница Искры. Отец Вики занимал высокий пост, что позволяло ему всячески баловать свою дочь. Девушка рано осталась без матери и стала единственной радостью в жизни инженера Люберецкого.

Достаток семьи Вики отдалял её от остальных одноклассников. Ребята никогда не вступали с ней в открытые конфликты, но всегда сторонились хорошо одетой «буржуйки», которая приезжала в школу на машине. Девушка не пыталась стать своей, но и не противопоставляла себя классу. Отец Вики знал, что его дочь достаточно благоразумна для того, чтобы правильно распорядиться своими возможностями, и многое ей позволял.

Строже остальных одноклассников по отношению к Люберецкой настроена Искра. Вика кажется ей слишком избалованной, заносчивой и неприспособленной к жизни. Советская школьница просто не имеет права быть такой. Серьёзная неприятность в семье Люберецких заставляет Искру сожалеть о своём презрении к однокласснице. Отца Вики арестовали по подозрению в шпионской деятельности. Девушка понимает, что недолюбливавшие её товарищи будут ненавидеть её ещё больше. Тем не менее, одноклассники отнеслись к семейному горю с пониманием. К Вике стали относиться намного лучше, чем раньше.

Несмотря на поддержку одноклассников, Вика не вынесла тяжести испытания. Она стала дочерью «врага народа». Чтобы реабилитироваться в глазах общественности, ей следовало отказаться от своего отца. Но Вика не могла этого сделать. Не найдя выхода из своего положения, девушка отравилась. Отчаянный поступок дочери «врага народа» вызвал ещё большее сочувствие ребят в классе. Смерть Вики оказалась напрасной. С её отца были сняты все обвинения.

После гибели Люберецкой Искра получила от неё бандероль, в которой нашла две книги и письмо. Одна из книг оказалась сборником стихов Есенина, вторая – неизвестного Искре писателя Грина. Это были любимые книги умершей одноклассницы. В своём письме Вика сожалела, что Искра не стала её подругой раньше. Люберецкая всегда мечтала дружить с самой честной девушкой в классе, но боялась сделать первый шаг.

Прочие персонажи

Помимо Искры Поляковой и Вики Люберецкой в повести есть и другие главные герои, заслуживающие внимания читателя. К таким персонажам можно отнести Зиночку Коваленко, легкомысленную и всегда влюблённую в кого-то девушку; Ваньку Александрова, получившего прозвище «Эдисон» за свою страсть к изобретательству; Жорку Ландыса, безответно любившего Вику Люберецкую, и многих других.

Важное место в жизни молодых людей занимает педагогический коллектив школы. Классная дама 7 «Б» Валентина Андроновна когда-то исполняла обязанности директора учебного заведения. При ней школа превратилась в подобие солдатской казармы с суровой военной дисциплиной. За свой несносный характер Валентина Андроновна получила прозвище Валендра. Жестокой директрисе недолго довелось занимать свой пост. На её место был принят Николай Ромахин, при котором учащиеся наконец-то почувствовали долгожданную свободу.

Главная идея

Почти каждому человеку свойственно паниковать и драматизировать. Незначительная неприятность нередко приводит к унынию и большому отчаянию. Учащимся 9 «Б» кажется, что в их жизнь пришли настоящие, «взрослые» проблемы. Однако никто из них и не догадывается о том, что всего через несколько месяцев страну ожидает настолько тяжкое испытание, что даже смерть близкой подруги меркнет на фоне грядущей трагедии.

Существуют в мире литературы особенные произведения, для знакомства с которыми вряд ли подходит краткое содержание. «Завтра была война» (Васильев) – это повесть о взрослении. Юноши и девушки, которых продолжают считать детьми, уже успели утратить детскую наивность, но ещё не потеряли той непосредственности, которая свойственна только ребёнку. При этом молодые люди хотят участвовать в общественной жизни, быть полезными и нужными членами общества.

В действиях школьников, несмотря на их желание казаться взрослыми, заметно ещё много ребячества. Некоторые из них только подражают взрослым, а не являются ими на самом деле. Искра Полякова воспитана женщиной, не признающей слабостей в людях. Девушка тоже хочет стать «железной леди». Искра слишком молода для того, чтобы понять, что женщину, взявшую на себя роль мужчины, ждёт одиночество и непонимание окружающих. Поступок Вики Люберецкой тоже нельзя назвать обдуманным. Вероятно, девушка выразила таким образом протест, считая свои действия взрослыми и решительными. В реальности Вика совершила большую глупость, расставшись с жизнью при первых же жизненных трудностях.

Война остаётся за кулисами произведения. Она является событием прошлого в начале повести и событием будущего в её конце. Автор предпочитает не затрагивать напрямую болезненную для многих тему, позволяя читателям увидеть своих героев лишь до и после самой страшной эпохи в истории ХХ века.

4.5 (90%) 6 votes